Какие бывают формы таможенного контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие бывают формы таможенного контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Цели таможенного контроля

Цели таможенного контроля:

  • Контроль за перемещением товаров в соответствии с указанной в декларации таможенной процедурой;
  • Контроль за использованием товаров в соответствии с процедурами;
  • Контроль за достоверностью сведений, заявленных декларантом в таможенной декларации;
  • Контроль за соблюдением всех условий и ограничений по пользованию и (или) распоряжением условно выпущенных товаров;
  • Контроль за законностью действий лиц, осуществляющих таможенное оформление.

Таможенная проверка после выпуска товаров

Таможенная проверка после выпуска товаров – это эффективный инструмент для контроля соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства. Таможенная проверка после выпуска товаров ТК ЕАЭС в статье 331 определяется как форма таможенного контроля, проводимая таможенными органами наряду с другими формами. Формы таможенного контроля перечисляются в статье 322 ТК ЕАЭС, в том числе указана таможенная проверка. Проверки могут быть как камеральными, так и выездными, выездные, в свою очередь, могут быть плановыми, внеплановыми и встречными. Срок таможенной проверки после выпуска товаров ограничивается 3 годами, но таможенные документы положено хранить 5 лет.

Выездная таможенная проверка, пример после выпуска товара: среди импортных товаров, продаваемых торговой организацией, проверка выявила товар, имеющий маркировку импортного, но имеющий российское происхождение.

Результативность таможенных проверок после выпуска товаров достаточно высока.В результате их проведения выявляются нарушения и возбуждаются административные и уголовные дела, по результатам которых в федеральный бюджет перечисляются таможенные платежи, штрафы и пени. Результаты проверок должны быть оформлены как акты таможенных проверок после выпуска товаров в законодательно утверждённой форме. Если проверкой установлен факт недостоверного декларирования, то декларанту должна быть направлена копия этого документа.

Проведение таможенного контроля

Проведение мероприятий таможенного контроля продолжается до того момента, после которого перевозимые товары помещаются под выпуск для внутреннего потребления. Исключение составляет условно выпущенная продукция и реимпорт. В иных случаях процедура проверки заканчивается после:

  • обращения в государственную собственность;
  • помещения под процедуру отказа или уничтожения;
  • фактического вывоза с территории ЕАЭС;
  • признания части иностранного груза производственной потерей.

Виды таможенного контроля

Виды таможенного контроля подразделяются на две группы: контроль товаров и транспорта. Для каждого типа ТС – морских и речных кораблей, железнодорожных составов, самолетов, автомобилей выбирается конкретные способы проверки. Во время контрольных мероприятий различают проверку импортных, экспортных, транзитных грузов. В зависимости от объема и характера участия в контрольных мероприятиях стран классифицируют односторонний, двусторонний и совместный контроль.

Виды таможенного контроля включают также контроль документальный и фактический, товарных знаков, средств идентификации. Не исключено проведение личного досмотра. Он осуществляется по приказу начальника органа ФТС при наличии достаточных для этого оснований. Веским поводом становится обоснованное подозрение в сокрытии и попытке перевезти через границу товары, не соответствующие действующему законодательству.

Особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС

Рассмотрим изменения законодательства в части контроля таможенной стоимости товаров, вступившие в силу в 2018 году.

Ранее нормативно-правовая база устанавливала [4], что таможенные органы в отношении таможенной стоимости товаров имеют право принять одно из двух окончательных решений: о ее «принятии» или «корректировке». Если ни одно из этих решений не могло быть принято, при одновременном «обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены», проводилась «дополнительная проверка». Однако со вступлением в силу ТК ЕАЭС понятия корректировки таможенной стоимости и дополнительной проверки не используются вовсе. Нормы, регулирующие действия таможенных органов по запросу проверки документов и сведений, касающихся таможенной стоимости товаров, включены в форму таможенного контроля, урегулированную ст. 325 ТК ЕАЭС «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров».

Согласно решению N 42 [6] законодательство закрепляет принятие таможенной стоимости в следующих случаях:

  • до выпуска товаров не были обнаружены признаки недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
  • по результатам проверки таможенных, иных документов и сведений, были подтверждены достоверность и полнота таких документов и сведений.

С 2018 года при необходимости внесения изменений в сведения ДТ, касающиеся таможенной стоимости, таможенными органами направляются: требование о внесении изменений (дополнений) в ДТ (в случае внесения таких изменений до выпуска товаров); решение о внесении изменений (дополнений) в ДТ (в случае внесения изменений после выпуска товаров).

Кроме того, решение N 42 [6] уточнило некоторые особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС. В частности, признаки недостоверности, которые изображены на рис. 1, несколько отличаются от установленных ранее решением N 376. Так, был исключен пункт, содержащий следующую формулировку: «выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров». Соответственно, выявление рисков с использованием СУР без наличия иных признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не является случаем, когда таможенный орган может запросить у декларанта документы и сведения.

Таможенная проверка является основной формой таможенного контроля, проводимая таможенными органами в целях удостоверения о соблюдении лицами таможенного законодательства. В соответствии со ст.

331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка представляет собой сложный процесс и заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и представленных в таможенный орган документах, и (или) иных сведений, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией полученной таможенными органами в порядке контроля за деятельностью юридического лица.

Участники внешнеэкономической деятельности, довольно часто сталкиваются с контрольными, оперативно-розыскными мероприятиями, а также следственными действиями. Несмотря на общую направленность в ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, тенденция доначислений в рамках проводимых таможенными органами проверок с каждым годом растет.

В связи с постоянно изменяющимся законодательством и принятием новых решений Евразийской экономической комиссией, бизнесу все сложнее становится противостоять требованиям таможенных органов. Подготовка к проверке, представление возражений на действия проверяющего требуют от подконтрольных субъектов наличия глубоких знаний законодательства, разъяснений судебной практики.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • Обязательство или документ? // ВС выяснял, что такое гарантия производителя
  • О товарных чеках: заполнение, выдача
  • Какой штраф грозит за проезд по платной дороге без оплаты?
  • Виза в Испанию для россиян — 2021: как самостоятельно оформить
  • Отличие кредита и кредитной карты — чем кредитка отличается от кредита
  • Учет финансовых гарантий
  • О чем свидетельствует судебная практика по банкротству физических лиц?

В результате, из-за незнаний тенденций правового регулирования, а иногда и собственных прав, проведение проверки оборачивается значительными временными и денежных затратами.

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Изменения в статусе уполномоченного экономического оператора

Таможенный кодекс ЕАЭС благоволит развитию института уполномоченного экономического оператора, рассматривая этих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, как партнеров государства, а не потенциальных нарушителей. Согласно новому ТК ЕАЭС уполномоченный экономический оператор – юридическое лицо государства-члена ЕАЭС, признанное таможенным органом уполномоченным экономическим оператором, которому предоставляются специальные упрощения.

При включении УЭО в соответствующий реестр ему выдается свидетельство, которые делятся на три типа и предоставляют различный комплекс специальных упрощений. В отношении УЭО предусмотрены преимущества при проведении таможенного контроля. Например, установлено, что операторы, имеющие свидетельства второго или третьего типов, относятся к низкому уровню риска, что влияет на решение о не проведении досмотра или осмотра товаров. Также УЭО могут в упрощенном режиме воспользоваться правом выпуска товаров до подачи декларации, предварительного таможенного декларирования, подачей неполной, периодической декларации.

Итоги. Принятие нового кодифицированного нормативного правового акта, регулирующего столь важный и объемный перечень вопросов на международном уровне, вносит значительные коррективы в работу субъектов, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Помимо перечисленного в статье, Таможенный кодекс ЕАЭС изменил подход к представлению предварительной информации, к проведению таможенных процедур (в новый кодекс перенесены все процедуры, включая процедуру свободного склада и свободной таможенной зоны), порядок, формы и сроки проведения таможенного контроля. В следующей работе мы проанализируем эти положения и дадим им оценку.

Зоной таможенного контроля служат специально выделенные и обозначенные места на таможенной территории. Такие зоны создаются в целях осуществления определенных форм таможенного контроля — таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, совершения грузовых операций, хранения и идентификации товаров, их перемещения под таможенным наблюдением.

Места расположения ЗТК определяются в соответствии с ТК ЕАЭС (ст. 319) и национальным таможенным законодательством стран — членов ЕАЭС, а порядок создания и правовой режим ЗТК опирается исключительно на положения последнего. На территории России их определяет Закон о таможенном регулировании в РФ (ст. 163).

Зоны таможенного контроля располагаются в основном в местах перемещения грузов через таможенную границу, а также в иных местах совершения различных таможенных операций:

  • — на территории СВХ и ТСк;
  • — в расположении МВТ;
  • — в местах стоянки транспортных средств, которые обеспечивают перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • — в местах разгрузки и (или) перевалки товаров.

Система таможенного контроля

Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.

Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.

Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.

В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.

Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).

При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.

Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.

  1. Страна (регион) происхождения товара. Чаще всего под досмотр подпадают товарные партии, прибывающие из стран, в отношении товаров из которых в России применяются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны Евросоюза). Также высокий профиль риска присваивается товарным партиям, прибывающим в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем наркопреступности.
  2. Товарный код товаров согласно ТН ВЭД. Большинство товаров, свободно ввозятся и вывозятся из страны, но есть ряд товаров для вывоза или ввоза которых на таможне потребуется предъявить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники ВЭД в нарушение таможенного законодательства присваивают декларируемым товарам иной товарный код. Аналогичный метод используется участниками ВЭД и для того, чтобы избежать выплаты пошлин. Система СУР имеет сведения о группах товаров, которые чаще всего подвергаются неверному декларированию. Часто российские таможенные органы используют контакты с коллегами из других стран. При обнаружении расхождений между объемами экспорта и импорта тех или иных товаров, тоже попадают в группу риска.
  3. Участник ВЭД, декларант. Система СУР рассматривает всех декларантов как добросовестных участников ВЭД. Однако, стоит однажды декларанту совершить ошибку (намеренно или непреднамеренно), которая привела к возбуждению административного дела (без лишения лицензии), как все последующие внешнеторговые операции этого участника ВЭД будут рассматриваться системой СУР как высокорискованные. Наименьший профиль риска имеют участники ВЭД, имеющий статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
  4. Количество товаров. Существуют группа так называемых товаров прикрытия, которые служат прикрытием для ввоза в страну товаров риска. Подозрения вызывают большие партии картофельного крахмала, продуктов, используемых для кормления животных, лесоматериалов и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для ввоза высокорискованных товаров, а то и запрещенных к ввозу или вывозу, контрабанды.
  5. Товары, ввозимые по документам, достоверность которых вызывает сомнение. Высокий профиль риска может быть присвоен товарной партии, которая ввозится в сопровождении сертификатов, лицензии, декларации и других документов, достоверность которых сомнительна.
  6. Маршрут перемещения товаров. Степень риска зависит от того, насколько высок риск перегруза товаров, находящихся под таможенным контролем.
Читайте также:  Как получить справку о составе семьи

Существуют и другие факторы, которые влияют на формирование профиля риска. Система не стоит на месте, она совершенствуется, растет и число факторов, которые влияют на профиль риска. Внедрение системы СУР позволило сделать более прозрачными и предсказуемыми таможенные операции, добиться баланса между обеспечением безопасности и мерами, содействующими развитию торговли и партнерства таможни и бизнеса.

Не рекомендуем участникам ВЭД пытаться испытывать Систему управления рисками, нарушать таможенное законодательство. Если в ходе досмотра выявится незадекларированный или контрабандный товар, выяснится, что часть товара, находящегося под таможенным контролем, была выгружена, выявятся факты недостоверного декларирования, то в отношении участника ВЭД может быть возбуждено административное дело. Мы рекомендуем участникам ВЭД пользоваться услугами добросовестных декларантов, таможенных представителей, СВХ, таможенных складов.

Таможенное декларирование и выпуск товаров

В условиях цифровой экономики одним из ключевых элементов Таможенного кодекса ЕАЭС стал окончательный переход к электронному декларированию без необходимости предоставления дополнительных документов на бумажных носителях. Бумажный вариант документов должен будет предоставляться только по требованию таможенных органов в рамках системы управления рисками и только в случае, когда необходимые сведения не могут быть получены из информационных систем механизма «единое окно», т.е. от других госорганов. «Подача таможенному органу декларации на товары на бумажном носителе будет исключением, а не правилом, как это заложено в действующем кодексе», — подчеркнул Владимир Орловский.

Наработанный в таможенной сфере опыт и стремительное развитие информационных технологий демонстрируют неизбежность замещения участия таможенника специальными программными средствами. «В этом ключе по предложению белорусской стороны в кодексе нормативно закреплена возможность автоматического таможенного оформления и автоматического проведения отдельных форм таможенного контроля — без участия сотрудников таможни», — рассказал первый зампред ГТК.

Также по инициативе белорусской стороны значительно сокращены сроки выпуска товаров. Если действующим кодексом предусмотрен максимум в 1 рабочий день, то в новом кодексе срок выпуска сокращен до 4 часов, что, очевидно, поспособствует скорейшему продвижению товарных потоков.

Кроме того, расширено применение института предварительного таможенного декларирования товаров — до въезда на территорию страны. «Декларант получает возможность подать предварительную декларацию не только до ввоза товаров, но и до прибытия во внутренний пункт таможенного оформления. Такая возможность будет способствовать оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, поскольку декларант сможет использовать время, в течение которого товар перемещается под процедуру транзита», — пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, новым кодексом существенно расширены возможности декларирования товаров, когда по объективным причинам у декларанта отсутствуют какие-то сведения о них. Для удобства декларанта реализованы механизмы так называемого неполного декларирования, т.е. с указанием не всех сведений о товаре. А для предприятий, осуществляющих типовые поставки с постоянными контрагентами, заложен институт периодического декларирования, когда фактически одна декларация заменяет несколько на разные партии товаров.

Расширено применение механизма выпуска товаров с последующим контролем правильности их классификации и происхождения, подтверждения льгот. «Фактически в этом случае таможенный контроль будет производиться после выпуска товаров, а само таможенное оформление осуществляться в максимально короткие сроки. В действующем законодательстве такой механизм применяется только при контроле таможенной стоимости и при необходимости проведения экспертизы товаров», — рассказал Владимир Орловский.

Важно и то, что до минимума сокращены основания для отказа в выпуске товаров. Теперь в случае совершения нарушений, не влекущих административную ответственность, например, неточного заполнения граф таможенной декларации, предусмотрена лишь корректировка декларации без отказа в выпуске.

Институт уполномоченных экономических операторов

Он, по всей видимости, претерпел самые значительные изменения.

Во-первых, уполномоченных экономических операторов разделили на три типа. Причем каждый из типов пользуется своим перечнем упрощений, а это значит, что можно выбрать именно тот статус, который в наибольшей степени соответствует виду деятельности.

Так, например, свидетельство первого типа, предполагающее возможность первоочередного совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на территорию Союза (и убытием с нее), их декларированием и выпуском, первоочередного проведения таможенного контроля, непредоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите и пр., подойдет прежде всего перевозчику и таможенному представителю. А свидетельство второго типа, разрешающее среди прочего временное хранение товаров (принадлежащих как непосредственно уполномоченному экономическому оператору, так и другим лицам) на собственных площадках, — владельцу склада временного хранения.

Во-вторых, в принципе, увеличилось количество предоставляемых упрощений. Действующий Кодекс предполагает всего три (четвертое в тексте документа звучит как «иные») послабления, а тот, который готов с 1-го января вступить в силу, — 9 для тех уполномоченных экономических операторов, которые имеют свидетельство первого типа, 10 для обладателей свидетельства второго типа и 17 — для третьего.

В-третьих, расширился перечень тех, кто может претендовать на статус УЭО: теперь в их число входят как компании, которые непосредственно экспортируют и импортируют товары, так и таможенные представители, экспедиторы, перевозчики, владельцы таможенного склада и склада временного хранения.

В-четвертых, изменился принцип реестрового обеспечения. До сей поры уполномоченному экономическому оператору вне зависимости от «стажа» и вида деятельности требовалось обеспечение в размере не менее одного миллиона евро. В соответствии же с новым законодательством сумма обеспечения может со временем снижаться и для тех, кто умудрился продержаться в статусе УЭО более шести лет, составить в итоге 150 тысяч евро. При этом уполномоченные экономические операторы со свидетельствами второго и третьего типа вообще не обязаны предоставлять это самое обеспечение. Для них предусмотрен специальный, регламентированный Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 №65, порядок определения финансовой устойчивости.

Таможенное декларирование и выпуск товаров

В условиях цифровой экономики одним из ключевых элементов Таможенного кодекса ЕАЭС стал окончательный переход к электронному декларированию без необходимости предоставления дополнительных документов на бумажных носителях. Бумажный вариант документов должен будет предоставляться только по требованию таможенных органов в рамках системы управления рисками и только в случае, когда необходимые сведения не могут быть получены из информационных систем механизма «единое окно», т.е. от других госорганов. «Подача таможенному органу декларации на товары на бумажном носителе будет исключением, а не правилом, как это заложено в действующем кодексе», — подчеркнул Владимир Орловский.

Наработанный в таможенной сфере опыт и стремительное развитие информационных технологий демонстрируют неизбежность замещения участия таможенника специальными программными средствами. «В этом ключе по предложению белорусской стороны в кодексе нормативно закреплена возможность автоматического таможенного оформления и автоматического проведения отдельных форм таможенного контроля — без участия сотрудников таможни», — рассказал первый зампред ГТК.

Читайте также:  Как оформить медицинское заключение для владения оружием в Амурской области

Также по инициативе белорусской стороны значительно сокращены сроки выпуска товаров. Если действующим кодексом предусмотрен максимум в 1 рабочий день, то в новом кодексе срок выпуска сокращен до 4 часов, что, очевидно, поспособствует скорейшему продвижению товарных потоков.

Кроме того, расширено применение института предварительного таможенного декларирования товаров — до въезда на территорию страны. «Декларант получает возможность подать предварительную декларацию не только до ввоза товаров, но и до прибытия во внутренний пункт таможенного оформления. Такая возможность будет способствовать оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, поскольку декларант сможет использовать время, в течение которого товар перемещается под процедуру транзита», — пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, новым кодексом существенно расширены возможности декларирования товаров, когда по объективным причинам у декларанта отсутствуют какие-то сведения о них. Для удобства декларанта реализованы механизмы так называемого неполного декларирования, т.е. с указанием не всех сведений о товаре. А для предприятий, осуществляющих типовые поставки с постоянными контрагентами, заложен институт периодического декларирования, когда фактически одна декларация заменяет несколько на разные партии товаров.

Расширено применение механизма выпуска товаров с последующим контролем правильности их классификации и происхождения, подтверждения льгот. «Фактически в этом случае таможенный контроль будет производиться после выпуска товаров, а само таможенное оформление осуществляться в максимально короткие сроки. В действующем законодательстве такой механизм применяется только при контроле таможенной стоимости и при необходимости проведения экспертизы товаров», — рассказал Владимир Орловский.

Важно и то, что до минимума сокращены основания для отказа в выпуске товаров. Теперь в случае совершения нарушений, не влекущих административную ответственность, например, неточного заполнения граф таможенной декларации, предусмотрена лишь корректировка декларации без отказа в выпуске.

Институт уполномоченного экономического оператора

Принципиально новое развитие получил институт уполномоченного экономического оператора. Если Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает 4 упрощения, то ТК ЕАЭС — 17. Какими из них сможет воспользоваться уполномоченный экономический оператор, будет зависеть от вида УЭО, который выберет субъект. «Особенно это важно для Беларуси, т.к. у нас в настоящее время больше всего УЭО — 323. Для сравнения: в России их 150, в Казахстане, Кыргызстане — по 3, в Армении — 2», — рассказал Владимир Орловский.

В Беларуси статус УЭО присваивается юридическому лицу Государственным таможенным комитетом путем выдачи свидетельства о включении в реестр. Субъект хозяйствования c соответствующим статусом в настоящее время может пользоваться такими упрощениями, как временное хранение товаров на территориях УЭО; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на территориях УЭО; иными упрощениями, определенными таможенным законодательством союза.

Владимир Орловский назвал несколько новых упрощений, которые предусмотрены для УЭО новым кодексом. «Прежде всего это первоочередное оформление товаров оператора. Причем как на границе, так и во внутренних пунктах таможенного оформления. Кроме того, будет разрешена доставка товаров с границы на территорию своего предприятия, а не на склад временного хранения, где находится пункт таможенного оформления. Это серьезная норма, достаточно сказать, что у нас около 40% импорта оформляется УЭО, — рассказал он. — Мы смотрели цифры, сколько приблизительно грузовых транспортных средств в сутки может одновременно, используя эту норму, следовать не в пункт оформления, а сразу на предприятие — около 250 грузовиков в сутки. Конечно, это скажется на работе действующих складов временного хранения. Но все знали заранее об этой норме, должны перестраиваться». Еще одним упрощением станет уведомительный порядок выгрузки ввозимых товаров на своем складе. Т.е. субъект хозяйствования сможет не только доставить товар на свой склад, но и, уведомив таможенный орган, этот товар выгрузить и использовать.

Первый зампред ГТК подчеркнул, что два года после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС субъекты хозяйствования, имеющие статус УОЭ в настоящее время, смогут пользоваться всеми теми упрощениями, которыми пользовались до 1 января 2018 года. Плюс упрощением, касающимся доставки товаров с границы на территорию своего предприятия. Чтобы использовать остальные упрощения, необходимо будет перерегистрироваться и получить статус одного из видов. Кстати, максимальные упрощения предусмотрены для третьего типа.

Особенно важно то, что со вступлением ТК ЕАЭС в силу упрощения, связанные со статусом УЭО, субъект хозяйствования сможет использовать на всей территории союза, а не только в стране, где он этот статус получил. Но такой возможностью смогут пользоваться только те компании, которые получили статус или перерегистрировали его после 1 января 2018 года.

При этом изменится порядок включения в реестр УЭО. «Т.к. статус будет действовать не только на территории своего государства, в кодексе заложены механизмы, по которым каждая страна сможет осуществить свой контроль в отношении того, кого планируется включить в реестр. Эта процедура несколько увеличит сроки принятия решений», — пояснил Владимир Орловский.

Также кодексом предусмотрено поэтапное снижение суммы финансового обеспечения, наличие которой является условием включения в реестр УЭО. Если сейчас такое обеспечение 1 млн евро, то в течение шести лет оно будет снижаться до 150 тыс. евро. «Срок нахождения в статусе действующего УОЭ будет засчитываться в этот период, поэтому у наших уполномоченных, которые долго пользуются статусом, преимущество можно будет ощутить в ближайшее время», — рассказал первый зампред ГТК.

Кроме того, новым документом предусмотрен альтернативный вариант обеспечения — подтверждение финансовой устойчивости организации. ЕЭК разработана система оценки финансовых показателей. Если предприятия будут им соответствовать, им не нужно будет вносить обеспечение.

Перечень всех таможенных процедур

Согласно ст.202 ТК ЕАЭС существует 17 таможенных процедур:

  1. Импорт. Процедура предполагает выпуск в свободное обращение изготовленных за границей и ввезённых на просторы ЕАЭС товаров.
  2. Экспорт. Режим, под действие которого попадают товары, вывозимые с территории Союза.
  3. Транзит. Таможенные операции, которые предполагают перевозку грузов по дорогам страны транзитом, но при этом пункт их назначения находится за границей.
  4. Таможенный склад. Используется для временного хранения груза, пока он проходит проверку и находится в ведении таможенных органов
  5. Свободный склад. Беспошлинное размещение импортируемых и экспортируемых товаров.
  6. Переработка на таможенной территории. Импортная продукция перерабатывается в Союзе и вывозится обратно без пошлин.
  7. Переработка вне таможенной территории. Предполагает вывоз товаров для переработки в других государствах с последующим возвращением обратно.
  8. Переработка для внутреннего потребления. Импорт растамаживается, перерабатывается и реализуется в ЕАЭС.
  9. Временный ввоз. Предполагает оформление импорта, который будет использоваться в ЕАЭС строго ограниченный срок.
  10. Реэкспорт. Беспошлинный вывоз ранее импортируемых товаров.
  11. Процедура реимпорта. Ввоз обратно ранее экспортируемых товаров.
  12. Отказ в пользу государства. Процесс, при котором импорт становится имуществом страны-импортера.
  13. Таможенная процедура уничтожения. Сюда входит импорт, ввоз которого находится под запретом или ограничениями.
  14. Свободная таможенная зона. Сюда подпадают товары, которые могут беспошлинно использоваться только в границах этой зоны.
  15. Временный вывоз. Таможенные операции позволяют вывозить товары на указанный срок.
  16. Беспошлинная торговля. Касается ввозимой и местной продукции, которая продается беспошлинно.
  17. Специальная таможенная процедура. О ней будет подробно рассказано ниже.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *