Проверки ГИТ в 2023: как избежать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки ГИТ в 2023: как избежать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законным поводом для внеплановой проверки ГИТ могут стать практически любые выявленные факты несоблюдения работодателями положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе – нарушения требований по охране труда, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников. С прошлого года появилось еще одно основание для проведения внеплановой проверки – получение инспекцией по труду информации о нарушениях трудового законодательства, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее, чем предусмотрено трудовым законодательством.
Какими бывают проверки
Прежде всего, приведем перечень основных нормативных актов, регулирующих вопрос проведения проверок инспекцией труда:
- ТК РФ (ст. 360);
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ);
- Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н (далее – Регламент);
- Методические рекомендации по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее – Методические рекомендации).
По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.
Этап 4. Штатное расписание и ЛНА
Штатное расписание обязательно для любой организации. Обычно запрашивают актуальную редакцию документа и последние изменения к нему. Проверьте, нет ли в вашем штатном «вилок» окладов, и совпадает ли зарплата на одних и тех же позициях. Другими словами, по должности «менеджер» в одном и том же отделе не утверждают разных окладов и не ставят цифры «20 000-25 000». Важно соответствие размеров выплат региональному минимуму зарплаты на текущий год.
Обязательные ЛНА — Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и Положение об оплате труда (премировании). ПВТР должны содержать разделы:
- Порядок приема, перевода и увольнения.
- Права и обязанности работника и работодателя.
- График работы, рабочее время и время отдыха.
- Оплата труда и поощрения.
- Ответственность сторон.
План проверок и их периодичность
Плановые проверки Роструда, назначаемые с учетом риск-ориентированного подхода к объекту контроля, проводятся с периодичностью (пост. Прав-ва №197 от 16/02/17 г.):
- высокий риск – 2 года;
- значительный риск – 3 года;
- средний риск – 5 лет и реже;
- умеренный риск – 6 лет и реже;
- низкий риск – проверок нет.
Основными критериями отнесения к группе риска выступают: результаты проверок фирмы за предшествующий трехлетний период, наличие или отсутствие случаев травматизма за тот же срок, задолженность по оплате труда предшествующие 12 месяцев.
Узнать, включена ли фирма в план проверок на текущий период, можно на сайте Роструда, на странице инспекции соответствующего региона. Сайт Генпрокуратуры публикует сводный план проверок фирм на год. Можно воспользоваться им. Для поиска, помимо наименования фирмы, необходимы ИНН и ОГРН.
Внеплановые проверки назначаются в случаях:
- истечения срока, данного на устранение ранее выявленных нарушений;
- поступления в инспекцию заявления о нарушении трудовых прав, законодательства о труде, (особенно если речь идет о сфере охраны труда либо о невыплате зарплаты);
- заявления от работника о нарушении его прав, с требованием провести проверку;
- издания приказа о проверке на основании поручения Президента, Правительства или требования прокурора (как результат поступивших в прокуратуру обращений, сведений).
Плановая (внеплановая) проверка может быть как выездной, так и документарной.
Кого будут проверять в 2023 г.
Перечень компаний, подлежащих плановой проверке в 2023 г., опубликован на сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструда). Данный перечень составлен в разрезе субъектов РФ. Периодичность подобных проверок зависит от группы риска, к которой относится компания. Присвоение организации определенной категории риска осуществляется согласно Правилам, которые утверждены Постановлением Правительства от 17.08.2016 № 806.
Определить свою группу риска работодатель может заранее, найдя свою организацию в соответствующем разделе на сайте Роструда по ее наименованию или ИНН. Рассмотрим, с какой периодичностью проводятся проверки трудовой инспекцией при соответствующей категории риска
Категория риска |
Периодичность проведения проверки |
Высокая |
Один раз в 2 года |
Значительная |
Один раз в 3 года |
Средняя |
Не чаще, чем один раз в 5 лет |
Умеренная |
Не чаще, чем один раз в 6 лет |
Низкая |
Проверка не проводится |
Внеплановые проверки работодателей
В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:
- наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
- поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
- требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
- поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.
Основания для проверки трудовой инспекцией
Проверки трудовой инспекцией, как и большинство других проверок, могут быть плановыми или внеплановыми.
Под плановую проверку трудовой инспекцией может попасть любая организация, для внеплановой нужны более веские основания.
Итак, поводом для проведения инспекции могу стать:
- Плановая проверка может иметь в основе один из поводов:
- Работодатель зарегистрировался или начал вести предпринимательскую деятельность 3 года назад;
- 3 года назад закончилась предыдущая проверка.
Согласно действующему на территории России мораторию на проверки малого бизнеса, до конца 2018 года попадающие под действие закона предприятия были освобождены от плановых проверок трудовой инспекцией. В настоящее время Минэкономразвитию и Генеральная прокуратора, по поручению Правительства, разрабатывают поправки в законодательство, предусматривающие продление данного моратория на срок до 2022 года.
График проверок на 2021 год уже представлен на сайте генпрокуратуры.
- Толчком для внеплановой проверки (ограничения по частоте таких проверок законом не предусмотрено) может стать:
- Окончание срока исполнения предписания с прошлой проверки;
- Выход приказа на основании поручения прокуратуры;
- Задержка работодателем заработной платы, а также выдача ее не в полном объеме;
- Начисление зарплаты ниже предусмотренного законом минимума;
- Нарушение Трудового Кодекса РФ, вызвавшее угрозу здоровью сотрудников;
- Поступление жалоб от сотрудников о нарушении их прав, указанных в ТК РФ или запроса на проверку условий труда (инспекция не рассматривает анонимные обращения, но действовать она должна конфиденциально, не афишируя, по чьей жалобе проверка организована).
Какие органы следят за соблюдением трудового законодательства?
Подготовиться к проверке можно, если известны причины её проведения. Важно, чтобы работодатель знал свои права и обязанности, а также то, на что имеют право инспекторы и что именно входит в их обязанности. Если руководство организации или предприятия знает обо всех актуальных изменениях трудового законодательства, то оно фактически всегда готово к любой проверке.
За соблюдением трудового законодательства в России следит Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы (государственные инспекции труда — ГИТ).
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в сфере трудового надзора:
— Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Документы, которые необходимо представить к проверке
В регламенте закреплен перечень документов, которые могут потребовать при проверке ГИТ (пункт 13 регламента).
Перечень закрытый, но достаточно обширный. В целом, документы, которые потребуется представить к проверке можно выделить в следующие группы:
1. Уставные документы.
2. Документы по оплате труда.
3. По кадровому учету:
- трудовые договоры и допсоглашения;
- штатное расписание и изменения к нему;
- графики отпусков;
- приказы — прием, увольнения, переводы, отпуск;
- личные карточки;
- трудовые книжки и журналы их учета;
- локальные нормативные акты (ЛНА).
4. По охране труда (ОТ):
- регламентирующие документы — приказы, ЛНА, должностные инструкции;
- инструкции по ОТ;
- журналы вводного и первичного инструктажа;
- документы по медосмотрам, обучению;
- карточки выдачи средств защиты и другое.
5. Документы по защите персональных данных.
6. Документы по специальной оценке условий труда.
С высокой долей вероятности при осуществлении контрольных мероприятий инспекторы будут обращать внимание на следующее:
- Задолженность по заработной плате.
- Обоснованность расчета заработной платы и своевременность всех выплат.
- Наличие трудового договора и его соответствие требованиями ТК РФ.
- Наличие локально-нормативных актов, регламентирующих расчет заработной платы, штатного расписания, графика отпусков.
- Индексация заработной платы.
- Охрана труда и специальная оценка условий труда.
В какой срок проводятся проверки
Перед началом проверки руководитель инспекции издает распоряжение (приказ) по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Приказ Минэкономразвития N 141), в котором указываются:
- номер и дата издания;
- наименование государственной инспекции труда;
- должностное лицо, уполномоченное провести проверку;
- сроки, основания, а также цели и задачи проверки;
- форма проведения проверки;
- наименование организации;
- другие необходимые сведения.
По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Но существуют исключения, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, для которых срок проведения плановой проверки составляет:
- 50 часов — для малого предприятия;
- 15 часов — для микропредприятия.
Однако при проведении внеплановой выездной проверки, а также документарной проверки субъектов малого предпринимательства применяется общеустановленное правило — 20 рабочих дней.
При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.
Какие документы рекомендуется иметь
Кроме того, вы можете продемонстрировать инспектору по труду документы, которые необязательны, но являются не менее важными в целях соблюдения трудовых прав работников. К документам необязательным, но которые все же рекомендуется иметь, можно отнести:
- журналы по кадровому учету (журналы регистрации и учета трудовых договоров, листков нетрудоспособности, приказов и т.п.);
- журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами организации (или соответствующие расписки работников);
- личные дела работников с иными документами помимо копий обязательных документов в соответствии со ст. 65 ТК РФ (в этом случае с работника надо взять письменное согласие на обработку его персональных данных):
- личное заявление о приеме на работу, о предоставлении отпуска и т.п.;
- фотография;
- копия свидетельства о присвоении ИНН;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- копия документа о заключении (расторжении) брака;
- аттестационные листы;
- иные документы (копии документов) на усмотрение организации;
- положения о структурных подразделениях;
- должностные инструкции;
Порядок выполнения контроля
Законодательство устанавливает определенные требования к инспектору и ходу выполнения им своих обязанностей. По ст. 360 ТК, уполномоченный служащий может предварительно извещать предприятие о своем визите, если посчитает, что такое уведомление не повлияет на качество и эффективность контроля. Закон, таким образом, не предписывает в обязательном порядке предупреждать о предстоящем мероприятии. Тем не мене на практике, как правило, уполномоченные лица уведомляют руководство производства заранее. После получения уведомления, перед тем как пройти проверку трудовой инспекции, начальнику предприятия следует удостовериться в том, что все акты составлены в соответствии с законом, ведется необходимый учет, соблюдаются требования. Появившись на предприятии, должностное лицо обязано предъявить соответствующее удостоверение, а также распоряжение (приказ) о выполнении процедуры в конкретной организации. В случае возникновения сомнений руководитель вправе позвонить в Инспекцию труда, чтобы удостовериться в том, что служащий действительно был направлен. После подтверждения факт начала контроля должен быть зафиксирован в соответствующем журнале.
Часто выявляемые нарушения
Самыми популярными недостатками в кадровой работе, которые обнаруживаются в ходе ревизии, считаются отсутствие и неверное оформление письменных трудовых договоров. Эксперты рекомендуют ставить подписи на всех страницах контракта. Данное требование отсутствует в законодательстве, однако автографы будут служить гарантией того, что одним участником правоотношений не будут внесены никакие изменения без ведома другого. Следующим документом, в котором часто выявляются нарушения, выступает трудовая книжка. На предприятии она должна быть у каждого служащего, проработавшего больше пяти дней.
Исключением в этом случае являются совместители. Трудовая книжка должна храниться на предприятии, выдавать ее работнику не допускается. В случае необходимости в кадровом отделе делается ее копия и заверяется соответствующими подписями и печатью. С записями, которые делаются в книжке, работник должен быть ознакомлен. Для этого под распоряжениями и приказами, которые стали основанием для их внесения, служащий ставит свою подпись. Еще одним документом, с которым могут быть связаны проблемы, являются Правила внутреннего распорядка. Их утверждает руководитель предприятия. Все сотрудники компании должны быть под расписку ознакомлены с этим документом. Отсутствие Правил является грубым дисциплинарным нарушением. Кроме этого, при отсутствии такого акта работников сложно привлечь за несоблюдение требований.
Предупреждает ли инспектор ГИТ о визите?
По общему правилу при внеплановой выездной проверке трудовой инспектор должен известить работодателя о своем визите не позднее чем за 24 часа. В этом случае проверка не будет совсем неожиданной. Исключение составляют государственные закрытые организации. Например, органы безопасности, Государственная противопожарная служба или организации атомной и оборонной промышленности. Для них установлен особый порядок. Чтобы получить доступ, государственные инспекторы труда должны получить разрешение на проверку заранее. Какие решения инспектора по труду можно обжаловать
Проверка Государственной инспекции по труду может закончиться для работодателя либо хорошо, либо не очень. В первом случае инспектор сообщит, что система охраны труда на предприятии в идеальном состоянии и выдаст акт проверки, согласно которому нарушений не выявлено. Это — история со счастливым концом. Но часто руководителю приходится тратить бюджет компании на многотысячные штрафы. Избежать этого можно, если четко знать свои права. Ведь нередко инспекторы превышают полномочия, что дает возможность обжалования их решений.
Какие изменения произошли?
Разные инспекторы не будут проверять соблюдение одних и тех же требований
Закон госконтроле исключает проверку соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
Проверки Роструда и других ведомств стали короче
Закон о госконтроле изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С 1 июля 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, до 1 июля был установлен максимум – 20 рабочих дней.
Как и прежде, срок для выездных проверок малых предприятий – не более 50 часов, микропредприятий – не более 15 часов, а если проверку микропредприятия проводят на основании программы проверок – не более 40 часов (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона о госконтроле).
Если у компании есть обособленные подразделения в нескольких субъектах РФ, срок выездной проверки устанавливают по каждому из них отдельно.
Сроки ожидания поступления документов при подсчёте продолжительности документарной проверки. Это период с момента, когда инспектор направил вам требование представить необходимые документы до момента, когда вы их представили не учитывается при подсчёте длительности проверки и между тем, как инспектор сообщил вам об ошибке и противоречиях в документах либо о несоответствии сведений в них сведениям, которые есть у ГИТ, и потребовал письменные пояснения до момента представления указанных пояснений (ч. 7 ст. 72 Закона о госконтроле).
Время, которое инспектор затратил на подготовку проверки и оформление её результатов в продолжительность выездной плановой проверки также не включается (п. 62 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160).
Новые сроки действуют для плановых проверок, которые пройдут после 30 июня 2021 года (п. 4 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).
Если инспектор превысит срок проведения проверки, грубо нарушит процедуру её проведения, обжалуйте результаты проверки Роструда. Теперь это можно сделать только через личный кабинет на сайте Госуслуг.
Кого проверят в 2021?
Постановлением от 30.11.2020 № 1969 правительство продлило мораторий на плановые проверки в 2021 году, но только малых предприятий и то не для всех. Мораторий не распространяется на:
- экономические агенты, которые находятся под постоянным госконтролем; предприятия с 1 и 2 классом опасности;
- компании из категории высокого и чрезвычайно высокого риска, а также эксплуатирующие такие объекты;
- предприятия с деятельностью из перечня к закону №294-ФЗ от 26.12.2008 (образование, здравоохранение и т.д.);
- штрафники, для которых действуют вступившие в силу постановления о наказаниях по КоАП за грубые нарушения;
- предприятия, у которых приостановили или аннулировали лицензии.
В последних двух случаях действует еще одно условие – проверка, по результатам которой назначены наказания, прошла меньше 3 лет назад.
Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.
Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.