Покупка и растаможка авто из Армении для России в 2022 году: все нюансы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Покупка и растаможка авто из Армении для России в 2022 году: все нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Продаёт автомобиль владелец, именно он и должен поставить разборчивую подпись под своими реквизитами. Никаких третьих лиц в сделке быть не должно. (Мы уже рассказывали, как нерадивый сын продал автомобиль матери без её ведома, и как затем пришлось добросовестному покупателю, с нашей помощью, возвращать свои деньги после ареста машины).

Подписать договор должен собственник

Правда есть исключения. Если собственник не может самостоятельно совершить действия по продаже авто, он поручает этим заняться другому лицу. Для этого на доверителя выписывается нотариальная генеральная доверенность. С этим документом третье лицо имеет право подписать ДКП от имени собственника.

Внимание! Доверенность надо обязательно проверять через Федеральную нотариальную палату. Есть мошеннические схемы, когда авто продают по отзывным доверенностям. Такую сделку вскоре расторгают. Авто возвращают владельцу, а покупатель остаётся без машины и денег.

ГИБДД прокомментировала «охоту» за авто с армянскими номерами

На прошлой неделе портал «Дром» рассказал, что в различных регионах РФ сотрудники ГИБДД начали изымать автомобили с госномерами Армении. Выяснилось, что проблемы возникали у владельцев машин, ввезенных в страну с 2014 по 2020 год — при этом именно шесть лет назад Армения вступила в Евразийский экономический союз.

Причиной называлось то, что если автомобиль был растаможен по тарифам до вступления Армении в ЕАЭС, то с правовой точки зрения он считается товаром для внутреннего использования в границах Армении и только ее гражданами. Автомобили с армянскими номерами покупали для того, чтобы уйти от пошлин и налогов.

«Основная категория тех, кого преследует российская таможня, — граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, которые купили и эксплуатируют автомобиль, купленный в Армении как на территории ЕАЭС, но растаможенный на внутренний рынок Армении. Таких большинство (по некоторым данным — 200 тысяч), и участь большинства будет схожей», — было сказано в расследовании портала «Дром».

Почему армянские номера – это проблема

Российский авторынок чувствует себя относительно неплохо – например, в прошлом году было продано почти 1,7 миллиона новых автомобилей, а продажи подержанных авто достигают 300-400 тысяч каждый месяц. Но есть один достаточно узкий сегмент рынка, который столкнулся с проблемами – это те автовладельцы, которые решили сэкономить и купить авто на иностранных номерах без растаможки на территории России.

И если машины с номерами частично признанной Южной Осетии распространены преимущественно на юге России, то авто с номерами Республики Армения можно встретить едва ли не по всей России. Конечно, речь идет не об армянском автопроме – суть схемы в том, что растаможка подержанного авто в Армении долгое время обходилась намного дешевле, чем в России.

Особенно привлекательной схема была из-за того, что с 2014 года Армения входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вместе с Россией и еще 3 странами, и внутри союза практически не ощущаются границы. Учитывая, что вплоть до 2019 года в Армении действовали льготные ставки растаможки машин, ввозить их через эту республику в Россию оказалось действительно выгодно.

Читайте также:  Единый налоговый платёж и единый налоговый счёт: что это и как с ними работать

С 2020 года в Армении действуют те же ставки таможенных платежей, что и в России, поэтому большой поток машин на армянских номерах в Россию пока прекратился. Но в стране осталось около 300 тысяч уже ввезенных машин, и с ними теперь возникают проблемы.

Как поставить на учет машину в России с армянскими номерами

Российский авторынок чувствует себя относительно неплохо – например, в прошлом году было продано почти 1,7 миллиона новых автомобилей, а продажи подержанных авто достигают 300-400 тысяч каждый месяц. Но есть один достаточно узкий сегмент рынка, который столкнулся с проблемами – это те автовладельцы, которые решили сэкономить и купить авто на иностранных номерах без растаможки на территории России.

И если машины с номерами частично признанной Южной Осетии распространены преимущественно на юге России, то авто с номерами Республики Армения можно встретить едва ли не по всей России. Конечно, речь идет не об армянском автопроме – суть схемы в том, что растаможка подержанного авто в Армении долгое время обходилась намного дешевле, чем в России.

Особенно привлекательной схема была из-за того, что с 2014 года Армения входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вместе с Россией и еще 3 странами, и внутри союза практически не ощущаются границы. Учитывая, что вплоть до 2019 года в Армении действовали льготные ставки растаможки машин, ввозить их через эту республику в Россию оказалось действительно выгодно.

ЕАЭС по армянским номерам

Когда в 2014 году Армения стала участником евроазиатского экономического союза, то государству было дано время для плавного изучения таможенного союза. Этот период продлился практически 6 лет. Правительство сделало всё, чтобы государство использовало свои таможенные пошлины до 2020 года. Гос. пошлины были значительно ниже, чем в Европе на все категории транспорта, начиная от эксплуатируемых машин до абсолютно новых.

Естественно не воспользоваться такими возможностями россияне не могли, поэтому в РФ большим потоком стали завозить дешёвые иномарки. Теперь же с этими машинами сложилась неоднозначная ситуация, которую может решить профильная комиссия, созданная в рамках ЕАЭС.

Армянские номера в России стали незаконными. Теперь РФ хочет, чтобы была оплачена таможня, налоги и услуги ГИБДД, на что граждане не согласны идти. По мнению властей, покупка, перепродажа и другие операции с автомобилем незаконные, от таких действий нет никакого дохода в казну. Единственным способом призвать граждан к порядку – это запретить езду авто с армянскими номерами. Если владельца транспортного средства такой запрет не останавливает, то он может отделаться в лучшем случае штрафом, в худшем — авто забирают.

Если возникнет спор, то он разрешится в пользу владельца машины, у которого нет российской регистрации. Плюсом будет и то, если автомобиль находиться на временной или генеральной доверенности.

Власти России и Казахстана пообещали, что к 2023 году постараются исправить данную ситуацию и в будущем возможно платёж на таможне не будет таким огромным.

Что говорят в Воронежской таможне?

Автомобиль, выпущенный в Армении до ее присоединения к Договору о ЕАЭС (10 октября 2014 года), является товаром ЕАЭС и свободно перемещается между территориями членов этого союза без дополнительных таможенных операций.

Если же машина выпущена в Армении после этой даты и таможенные пошлины и налоги уплачены по ставкам, отличным от установленных в ЕАЭС, то она имеет статус иностранного товара:

  • до уплаты пошлин и налогов «по ставкам, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года»;
  • до истечения трех лет после начала применения Арменией ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС.
Читайте также:  Какие льготы положены ветерану труда в Новгородской области в 2023 году

Без уплаты пошлин и налогов автомобили, зарегистрированные в Армении, могут ввозить в РФ только «граждане, постоянно проживающие в Республике Армения». Но такой гражданин не имеет права передать свой автомобиль в управление другому водителю «даже по доверенности и даже находясь в этом автомобиле – это преступление», пояснили в пресс-службе таможни.

Как решают дела в судах

Для всех автомобилей, ввезённых из стран ЕАЭС после 2014 года, необходимы таможенные документы. Но до 2020 года эти документы практически не выдавали, поэтому многие владельцы авто с армянскими номерами оспаривают вынесенные штрафы в судах, рассказали «Секрету» в пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto. В большинстве случаев суды Краснодара, Челябинска, Казани, Хасавюрта вставали на сторону владельцев автомобилей с армянскими номерами и отменяли административные нарушения по ст. 12.3 и 12.1 КоАП.

«Примечательно, что в большинстве случаев решение выносится в пользу владельцев транспортных средств. На данный момент правительство рассматривает возможные варианты решения данного вопроса. В перспективе законность эксплуатации автомобилей с армянскими номерами будет зависеть от статуса: если их приравняют к иностранным товарам, потребуется доплатить разницу таможенных пошлин и налогов, если товаром ЕАЭС — оплаты не потребуется», — говорят в сети автосалонов.

Второй по важности вопрос — дорого ли обойдется процедура. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя: несмотря на то, что тарифы едины во всех регионах, окончательная сумма зависит от возраста машины, типа мотора, его объема.

Уплатить придется следующие взносы:

  • Сбор за оформление (зависит только от цены авто)
Цена авто, руб Сбор за оформление, руб.
менее 200 тыс. 500
до 450 тыс. 1000
до 1 млн. 200 тыс. 2000
до 2, 5 млн. 5500
до 5 млн. 7500
до 10 млн. 20 000
до 30 млн. 50 000
30 млн. и выше 100 000

Известные плюсы и минусы

Помимо сэкономленных на покупке машины денег, эксплуатация «армянского» автомобиля выгодна и в плане транспортного налога. Он примерно на 40% ниже российского, при этом платить его придется в казну Армении.

Сделать это можно через Интернет, так что ехать куда-то не придется. При желании налог можно и вовсе не платить, и пока вы эксплуатируете машину на российских дорогах, никто вас не побеспокоит. Но если вам потребуется выехать в Армению, то здесь долги дадут о себе знать.

Также отметим, что штрафы с российских камер пока не приходят, хотя оборудование различает армянские номерные знаки, записывая все нарушения в базу данных, то есть лихачество со временем все же может аукнуться. К тому же штрафы по сути некуда отправить (хотя можно указать адрес вашей временной регистрации на момент покупки авто), а оплачивать их рано или поздно все же придется.

Из очевидных минусов стоит отметить невозможность нормально продать автомобиль с армянскими номерами по месту жительства, то есть в России. Чтобы избавиться от надоевшей машины придется вновь ехать в Армению, так как продавец на сделке должен присутствовать лично, хотя можно оформить и генеральную доверенность, назначив своего представителя.

Впрочем, при желании продать машину можно и в России, однако в этом случае таки придется уплатить российские таможенные платежи и официально поставить автомобиль на учет в российском же ГИБДД.

Еще одним недостатком машины с армянскими номерами являются определенные неудобства при оформлении полиса ОСАГО. Страховка для таких авто обойдется примерно на 2-3 тысячи рублей дороже, что, впрочем, не так уж и страшно.

В заключении заметим, что пригнать автомобиль в Армению можно с любого популярного аукциона США, Кореи, Японии и т.д., что позволяет приобретать интересные машины, которые недоступны на отечественном рынке.

Как оформить авто на номерах РА в России

Владельцу авто приобретённого в Ереване с гос. номером Армении следует прийти в один из российских отделов ГИБДД с целью поменять гос. номер и поставить транспортное средство на учёт. ГИБДД рассмотрит заявление на перерегистрацию и обязательно напомнит автолюбителю, что следует пройти процедуру таможенного оформления и оплатить таможенную пошлину. Точнее разницу между российской и армянской пошлинами.

Читайте также:  Росстат обновил формы для отчетов за 2022 и 2023 год

Такая процедура будет действовать до 2023 года, потом всё усложнится и для получения гос. номер с заветным триколором надо будет пройти следующие процедуры:

  • На всех автомобилях младше 2017 года потребуют установить кнопку ГЛОНАСС.
  • Получить документ, свидетельствующий о безопасности ТС.
  • Оплатить сбор на утилизацию.

Что такое армянский учет авто

Принцип «автоучёта по-армянски» заострён на двух пунктах, которые взаимодополняемы между собой.

  • Ввозные пошлины в России намного выше, чем в Армении. Пусть Армения вступила в Евразийский экономический союз, но республике не запретили оставить свои пошлины, которые вполне приемлемы. Чем меньше лет автомашине, тем менее выгоднее растаможка в РА по сравнению с РФ и не используют эту уловку, но обычно пригоняют ТС в возрасте 8-10-лет авто и тут очень существенная разница. Эта разница достигает двукратного, порой трёхкратного размера. Платеж таможне за машину марки Тойота модели Alphard 2.4 второго поколения составляет всего, которой 12 лет 1300 долларов США (88 тыс. руб.). В России — более 14 000 долларов США (952 тыс. руб.).
  • Армянские законы позволяют оформить транспортного средства на человека, не имеющего армянского гражданства. В соседней Абхазии тоже сходная цена растаможки, но там, как в России нельзя стать владельцем машины, только вечно быть доверенным лицом и периодически переезжать государственную границу, чтобы продлить доверенность на управления ТС. В Армении любой человек не зависимо от гражданства может стать законным владельцам машины и зарегистрировать её на себя. Владелец гражданин он или нет, получает государственные номера установленного образца и без проблем ездит по территории РА и за её пределами. И использовать машину, так как ему хочется.

В 2020 году ситуация изменилась, поэтому сотрудники Госавтоинспекции стараются разъяснить гражданам, имеющим авто с армянскими номерами, кому можно и нельзя ездить на таких машинах по территории РФ. Регистрация автомобиля необязательна только при условии, что он ввезен в Россию на срок менее 12 месяцев либо участвует в международном движении.

Машина считается участником такового, если собственник — лицо, место жительства которого определяется вне России, а его автомобиль ввезен на срок менее года и не зарегистрирован в стране пребывания. Если владелец имеет гражданство РФ и планирует эксплуатировать автомобиль с армянскими номерами в нашей стране сроком более года, транспортное средство подлежит обязательной регистрации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *