РЕБЕНОК ОДИН — ДОМА И НА УЛИЦЕ. РИСКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «РЕБЕНОК ОДИН — ДОМА И НА УЛИЦЕ. РИСКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главное, чтобы у ребёнка всегда была возможность вам позвонить. Во-вторых, в открытом доступе должны быть чистая вода и простенькая пища, которую не нужно разогревать в микроволновке или на огне. И наконец, ребёнка нужно обеспечить развлечением, чтобы ему не пришло в голову подвергать себя опасности. Достаньте альбом с фломастерами, включите любимый мультфильм, предложите малышу собрать пазл или поиграть с «Лего».

Законодательство РФ не указывает конкретный возраст ребенка, по достижении которого он может оставаться без присмотра взрослых.

Законодательство РФ не предусматривает ограничений и возрастных границ, по достижении которых родители могут оставить малолетнего ребенка одного (без присмотра). К малолетним относятся дети до 14 лет (п. 2 ч. 1 ст. 398 УПК РФ).

Таким образом, с одной стороны, родители в праве самостоятельно решать с какого возраста оставить ребенка одного, четких возрастных рамок в российском законодательстве не указано. С другой стороны, при этом важно понимать, что если в отсутствии родителей произойдет чрезвычайная ситуация, то понесут серьезную административную или уголовную ответственность, и количество полных лет малолетнего ребенка на момент происшествия не будет иметь значения.

Чтобы мама была спокойна

Кроме того, оставленный на самого себя ребёнок должен чётко понимать правила безопасности и следовать им. Например, ему нужно объяснить, что делать, если в квартиру стучит посторонний; куда бежать или звонить, если что-то случилось; как вызвать экстренные службы — полицию, пожарных, скорую. Нужно оставить ребёнку ключи — да, без ключей он не сможет открыть дверь незнакомцам, но что делать, если вдруг начнётся пожар?

Как оставить ребенка одного дома и не переживать

Можно столкнуться с проблемой и со стороны родителей, когда малыш готов, чтобы его оставляли без присмотра, а сами родители не готовы. Для некоторых оставить ребенка одного дома, даже на маленький срок, даже самого рассудительного, умного и самостоятельно малыша крайне трудно. Поэтому взрослым иногда тоже нужно подготовиться в этому процессу.

Прежде всего, поймите, что малыш растет и приобретает новые навыки, знания. Психологическая и нервная система ребёнка крепнет и развивается. А чрезмерная опека приведет к тому, что кроха не станет самостоятельным и уверенным. Оставаясь одни, дети научатся себя занимать, составлять график занятий и правильно распределять время, смогут побороть собственные страхи.

А чтобы не беспокоиться о малыше в период собственного отсутствия, обязательно обучите мерам безопасности и предосторожности. Установите правила, которые он должен соблюдать, ведь трудно предугадать, что сделает кроха, оставшись наедине. Тогда можно оставлять кроху со спокойным сердцем. Предлагаем принципы безопасности и предосторожности, которые должен знать каждый ребенок и родитель.

Оставление в опасности

Несмотря на то что на законодательном уровне возраст не установлен, это не значит, что можно оставлять годовалых детей одних дома. Существует 125-я статья УК РФ. К уголовной ответственности могут привлечь, если малолетний ребёнок «заведомо оставлен без помощи» и при этом находится в опасном для жизни и здоровья состоянии. Данная норма распространяется не только на родителей ребёнка.

В каких случаях могут привлечь к уголовной ответственности родителей? Например, они отправили ребёнка гулять на стройку или проезжую часть. Или же, что чаще случается, оставили шестилетку дома, он вышел из квартиры и стал кататься на лифте (который является источником повышенной опасности).

Таким образом, если родитель не рассматривает свою квартиру как источник опасности, и ребёнок находится уже в осознанном возрасте, то оставлять его дома можно. Например, семилетний ребёнок может побыть какое-то время дома один. Однако если этот семилетний ребёнок пойдёт гулять на улицу в период карантина, то вполне возможно, что это уже посчитают как оставление в опасности (заразиться же может).

Закон не даёт чётких указаний родителям, с какого возраста им оставлять своего ребёнка одного. Поэтому придётся оценивать каждую конкретную ситуацию самостоятельно. Т.е. оставлять ребёнка одного можно, но так, чтобы угрозы для его жизни не было.

А есть или нет этой угрозы, готов ли ребёнок остаться один или не готов — решают родители и несут ответственность за своё решение.

За оставление ребенка без присмотра родителям может грозить уголовная ответственность?

С 21 марта по 12 апреля приостановлено посещение детьми образовательных учреждений. Исключение составляют дошкольники и школьники 1–4-х классов. При наличии согласия родителей обучение их может быть продолжено в группах до 12 человек. Об этом говорится в принятом 16 марта приказе Департамента образования и науки г. Москвы.

Но на практике обучение и младших школьников проходит сейчас дома в режиме онлайн с 9:00 до 13:00, а необходимость очного присутствия ребенка в мини-группах родителям надо обосновать. Первые дни онлайн-обучения демонстрируют положительное отношение детей к таким занятиям: они учатся дома перед компьютером, но при этом сохраняется коллективность урока за счет аудиосвязи с одноклассниками.

Однако есть и один существенный недостаток у домашнего обучения: по истечении учебного времени многие дети оказываются предоставленными самим себе, пока взрослые на работе. А между тем закон обязывает родителей заботиться о здоровье своих детей (ст. 63 Семейного кодекса) и защищать их права и законные интересы (ст. 56, 64 Семейного кодекса). И если неисполнение этих обязанностей привело к трагическим последствиям, на родителей может быть возложена уголовная ответственность.

Читайте также:  Выставили должником. Что делать, если на вас взяли кредит

Например, если малолетний ребенок (до 14 лет) оказался в опасной ситуации, пока находился без присмотра, родителей могут привлечь к ответственности по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности». Если же в это время произошел несчастный случай – действия родителей могут квалифицироваться по ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Например, трагедия произошла на Урале летом 2019 г. Девочку 12 лет оставили дома с младшими братьями. Она решила приготовить ужин, из-за чего произошел пожар. Дети погибли.

В моей практике был случай, когда девочка 11 лет не захотела идти с родителями за грибами и осталась на даче снимать видео для социальной сети. Вдохновившись просмотром популярного мультика про монстров, она соорудила декорации из подручных материалов и начала выступление на камеру. Результатом стали асфиксия, двое суток в реанимации и многомесячная реабилитация. Девочка оставалась одна всего два часа, и родителей к ответственности тогда не привлекли. Но минимум раз в неделю посещать следственный комитет им приходилось.

Детский психолог Залина Текоева:

«При решении вопроса о том, стоит ли оставлять ребенка дома одного, нужно учитывать уровень его развития и приобретенные социально-бытовые навыки. Без присмотра взрослых ребенка можно оставлять дома с 7–8 лет, но не более 30 минут. Для 9–12-летних можно увеличить это время до двух-трех часов утром или вечером, а для 12–14-летних – до пяти-шести часов. Но только в том случае, если ребенок умеет пользоваться простейшей бытовой техникой, может по необходимости позвонить родителям и ответственно подходит к их просьбам и советам».

Детский психолог Ольга Серебровская:

«Важен не только биологический возраст ребенка, но и его психологическая зрелость. 14 лет – это условная граница самостоятельности. Возраст, в котором ребенок овладевает навыками самоконтроля и самосохранения, зависит от условий его воспитания и внимания, которое родители уделяют этому вопросу, от наличия или отсутствия примеров разумного поведения, демонстрируемого взрослыми.

Если родители постепенно готовят ребенка к самостоятельному времяпрепровождению, обучают его навыкам безопасной жизнедеятельности, развивают его творческие способности, делегируют ему часть ответственности и оказывают поддержку, а не чрезмерно опекают или игнорируют, к младшему подростковому возрасту он становится самостоятельным.

Другой важный момент – условия, в которых остается ребенок без присмотра. И речь идет не только об исправности электроприборов и отсутствии мест, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья, но и о предметной организации среды. Поведение детей, чреватое неблагоприятными последствиями, часто обусловлено скукой. Чтобы досуг был безопасным и продуктивным, ребенку нужно дать необходимые для этого средства и инструменты».

Решение о том, как обеспечить безопасность детей, принимают родители, и ответственность за него лежит на них.

Педагоги и психологи рекомендуют более внимательно отнестись к правилам безопасности: расскажите ребенку, как вести себя в различных ситуациях; попросите соседку-домохозяйку или пенсионерку иногда заходить, пока ребенок один дома, и нелишним будет узнать ее номер телефона на экстренный случай; проверьте исправность электроприборов при выходе из дома и отключите лишние; запретите ребенку пользоваться плитой, если дома есть СВЧ-печь; составьте для него список образовательных, бытовых и досуговых заданий на день и почаще ему звоните.

Юристы советуют рассказывать детям о возможных юридических последствиях опасных игр и противоправного поведения (подробнее об этом читайте в статье «Родителям – о правах и обязанностях детей»).

1 Пункт 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2 Указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». Он был изменен Указом мэра Москвы от 10 марта 2020 г. № 17-УМ «О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ».

3 Пункт «м» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4 Статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5 Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 16 марта 2020 г. № 112 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки города Москвы от 6 марта 2020 г. № 89».

«Если смотреть с юридической стороны, на федеральном уровне в России нет закона, который бы указывал, с какого возраста можно отпускать детей на улицу без сопровождения, — отмечает эксперт по детской безопасности Екатерина Шумякина. — Но есть региональные нормативные акты, которые регулируют нахождение детей на улице без взрослых».

Например, в Москве и Московской области детям до 16 лет нельзя находиться на улице с 22:00 до 6:00, а подросткам до 18 лет — с 23:00 до 6:00. А в Краснодаре до 7 лет ребенок не может выходить на улицу без сопровождения взрослого в любое время суток. Детям до 14 лет краевой закон разрешает находиться на улице до 21:00, а подросткам до 18 лет — до 22:00. При этом вне зависимости от региона мама и папа по закону все равно продолжают нести ответственность за безопасность ребенка, когда он не в школе — неважно, рядом они или нет.

«В принципе, родители первоклассника могут написать записку или заявление на имя учителя или директора школы, что ребенок будет уходить после уроков самостоятельно, — отмечает Екатерина Шумякина. — На утренний приход в школу даже такое заявление не требуется».

Читайте также:  ФРС кубань проверить статус заявки

Создавать атмосферу доверия в семье

Безопасность ребенка во многом зависит и от того, как родители привыкли выстраивать общение с ним, как они реагируют на его слова о чем-то плохом или неприятном.

«К сожалению, во время моих выступлений в школах на тему безопасности часто возникает следующая ситуация: дети по очереди буквально на ухо рассказывают о сложных и даже опасных ситуациях, в которые попадали или продолжают попадать по дороге в школу и обратно. На мой закономерный вопрос „Почему ты не расскажешь об этом родителям?“ они отвечают: „Не могу — потому что они будут меня ругать или скажут, что я сам(а) виноват(а)“».

Поэтому, подчеркивает эксперт, в любой ситуации родителям нужно стараться быть на стороне своего ребенка и пытаться помочь, а не обвинять. Ведь для того чтобы он смог вовремя сообщить об опасности, он должен не бояться маму с папой, а доверять им.

Со скольки лет можно считать сына или дочь готовыми к самостоятельности?

По сути, чтобы ответить на вопрос, со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного, нужно понять, когда наступает момент готовности девочки или парня к самостоятельности. Что это значит? Это значит то, что ребенок должен быть готов к принятию каких-то решений, и он не будет бояться отсутствия рядом старших. При этом сын или дочка должны четко осознавать, что делать можно, а чего нельзя. Ребенок должен быть осведомлен о правилах безопасности в быту. Ко всему этому его должны плавно подготавливать родители. Все это делается не за один день, а в течение нескольких лет. И лишь тогда, когда мама и папа поймут, что кроха подрос и готов остаться один дома, ненадолго можно пробовать (не ранее достижения сознательного возраста).

Понятное дело, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как все дети разные, и воспитание у них разное. Поэтому и решение, в каком возрасте можно оставить ребенка одного дома будет приниматься индивидуально.

Один дома: до какого возраста ребенок не может находиться сам

В российском законодательстве отсутствует норма, которая регулирует вопрос о том, до какого возраста нельзя оставлять ребенка одного дома. До 18 лет ребенок является несовершеннолетним, и весь этот период за него ответственны родители. Но в 14 лет человек получает частичную дееспособность, поэтому многие юристы делают вывод о том, что именно с этого возраста ребенок уже может оставаться дома один.

Во многих странах этот вопрос законодательно урегулирован. Например, в американском штате Аризона родители не имеют права оставить детей одних до 10 лет, в Мэриленде — до 18. В Новой Зеландии дети не остаются одни до 14 лет. В Европе возрастные рамки чуть ниже, и родители часто могут уйти на работу, оставив дома 7-8-летнего малыша (Франция, Италия, Польша). В США, кстати, нельзя оставлять маленького ребенка на человека, которому еще не исполнился 21 год.

Хоть в России официально и не прописана эта норма, но законодательство гласит, что полная ответственность за детей лежит на родителях. И мама с папой вправе решать самостоятельно, когда их ребенок уже может остаться дома один. Психологи рекомендуют делать такие эксперименты уже с 6-7 лет, оставляя ребенка дома на 10-15 минут.

Конечно, в этом вопросе важно принимать адекватные решения: младшего школьника точно не стоит оставлять дома одного на весь рабочий день. Да и проявляется самостоятельность у детей в разном возрасте — кого-то и в 16 страшно оставить дома. Другой вопрос в том, что грозит родителю, если с ребенком, который остался дома один, случилось несчастье.

Со скольки лет можно оставлять ребенка одного дома? Один дома: за и против

Вот, возник вопрос в связи с недавними событиями. Можно ли оставлять детей одних в кинозале на время просмотра фильма? Моя подруга, например, часто оставляет своих детей — 8-ми и 5-ти лет в кинозале, а сама на это время в поликлинику уходит или по магазинам — 1,5 — 2 часа свободно получается за небольшие деньги и дети довольны. Я из-за этого с ней несколько раз ругалась. Нельзя возложить функцию наньки на 8-ми летнего или на контролёра кинозала. Даже если не пожар, вдруг другой ребёнок подойдёт и обидит твоего или маньяк-педофил утащит, да прямо там в кинозале что-нибудь сделает с ним — никто же не вступится. Или сеанс закончится раньше — свет выключат, и пойдут твои дети куда — неизвестно.

В общем-то, я статью 125 так понимаю: оставлять можно на свое усмотрение. Но если ребенок младше 14 лет выпадет из окна, съест таблетки или устроит пожар, то во время судебного разбирательства виноват будет родитель, т.к оставил ребенка одного в условиях, угрожающих его жизни.

Рекомендуем прочесть: Как Начисляется Электроэнергия Если В Квартире Никто Не Прописан Красноярск

С какого возраста ребенок может гулять один

Федерального закона, регламентирующего возраст ребенка, в котором он может находиться на улице без присмотра взрослых в дневное время, в настоящее время в российском законодательстве нет. Существуют региональные нормы, ограничивающие нахождение детей в неподобающих местах и предусматривающие «комендантский час» для несовершеннолетних. В отдельных регионах России законодательство оговаривает и возраст, подходящий для первых самостоятельных прогулок: так, в Краснодарском крае дети младше семи лет не должны появляться в общественном месте без взрослых вне зависимости от времени суток.

Поколение нынешних родителей хорошо помнит, что «в наше время» дети, едва переступившие порог школы, уже считались достаточно взрослыми для самостоятельных прогулок. И хотя иной раз (в частности в «нестабильные» 1990-е) обстановку на улицах трудно было назвать благоприятной, первоклашка с ключом на шее представлял собой нормальное, даже – обыденное – явление.

Читайте также:  Оставление места ДТП – примеры выигранных дел

За что еще могут наказать

Возможна ответственность и по Семейному кодексу. Родители могут быть лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей или от уплаты алиментов;

  • отказываются без уважительных причин забрать своего ребенка из роддома;

  • злоупотребляют родительскими правами;

  • жестоко обращаются с детьми;

  • больны хроническим алкоголизмом или наркоманией;

  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Как привить самостоятельность

Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.

Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.

Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.

Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.

Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.

Как обезопасить ребенка, оставшегося одного дома?

Уберите как можно дальше все, что теоретически может представлять для него опасность. Это колющие и режущие предметы, лекарства, спички и тому подобные вещи. Причем лучше сделать это не под непосредственным «присмотром» малыша: ему может стать интересно, что вы от него прячете, и в ваше отсутствие он полезет в тот самый верхний ящик шкафа, в который вы, например, спрятали интересные разноцветные «конфетки».
Закройте балконы и окна, в крайнем случае – откройте их в режиме для проветривания. Ребенок не понимает, что если сильно опереться о сетку, то упадет. Равно как и не понимает, что если он выпадет из окна, то он будет травмирован (или даже погибнет). Поэтому вероятность подобного нужно свести к нулю.
Обучите ребенка использованию газовой плиты, чайника, телевизора и других приборов, которые теоретически могут ему понадобиться. Об этом нужно побеспокоиться заранее. Если же вам срочно понадобилось уйти, а ребенок еще, например, не приучен пользоваться газовой плитой – на всякий случай перекройте газ. Одних наказов не подходить к ней может оказаться недостаточно.
Убедитесь, что у вашего чада есть достаточный запас еды, и он знает, где она расположена. В противном случае он может полезть куда-нибудь, куда ему лезть не стоит, просто в стремлении найти что-нибудь съестное.

Четко и понятно объясните малышу, куда вы уходите, почему вы это делаете, и когда вы вернетесь

Это очень важно для его психологического комфорта. Крайне желательно оставить ребенку телефон, чтобы он мог позвонить вам, если начнет волноваться

Или чтобы вы сами могли набрать ему и поговорить, если засомневаетесь, что с ним все в порядке.
Расскажите ребенку, что делать, если кто-то позвонит в дверь или по телефону. В случае с дверью, вероятно, лучше всего запретить малышу открывать ее в принципе. В случае с телефоном – запретить рассказывать кому-либо, что он остался дома один.
Объясните ребенку, что такое полиция, МЧС, служба газа, скорая помощь, и научите дозваниваться до этих служб. Само собой, у него также должен быть ваш номер, а еще номера соседей, если у вас с ними хоть сколько-нибудь неплохие отношения. Малыш должен иметь четкую инструкцию действий на тот случай, если кто-то начнет ломиться в дверь, или если в квартире начнется возгорание.
Помогите малышу выучить свою фамилию, имя и отчество, а также ваши ФИО и точный адрес своего проживания. Это может понадобиться в том экстренном случае, если ему все же придется звонить в полицию или МЧС. При этом нужно дать ребенку понять, что выдавать такую информацию каждому встречному ни в коем случае не стоит.

Если вы позаботитесь обо всем вышеперечисленном, то сможете оставить ребенка дома одного относительно спокойно.

Почему нельзя оставлять ребенка одного в машине?

Главное во всей ситуации – жизнь и здоровье ребенка. Немаловажен и аспект безопасности движения, а значит жизни и здоровья его участников. Можно долго рассуждать о морально-нравственных аспектах поступков некоторых родителей, и так и не прийти к единому мнению. А можно просто продемонстрировать несколько типичных происшествий, связанных с темой нашего разбирательства, и показать проблематику на примере.

Это далеко не полный, но наглядный перечень реальных происшествий, но обобщенный и обезличенный для примера. Итак, условные мама, папа или мужчина / женщина опекуны оставили в машине малолетнего ребенка, в результате чего с ним может произойти следующее:

  • Кислородное голодание.
  • Тепловой удар.
  • Переохлаждение.
  • Возгорание в салоне в результате неисправности.
  • Эвакуация автомобиля.
  • Угон машины.
  • ДТП по причине других участников движения.
  • Начало движения ТС с ребенком из-за снятия со стояночного тормоза.

Наверное, можно найти и еще красноречивые случаи, но и по этим видна опасность и для ребенка, и для окружающих от оставления детей одних в машине.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *