Какие туроператоры обанкротились в 2022-2023 годах? Кто на очереди?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие туроператоры обанкротились в 2022-2023 годах? Кто на очереди?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское законодательство слабо развито касательно туристических фирм и гарантий для их клиентов. Механизм финансовых гарантий действует очень медленно, туристические компании не регулируются государством и размер финансов для обеспечения туроператора очень невелик – 30 млн. руб.
Причины несостоятельности
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Само по себе банкротство признается только по судебному решению, судопроизводство ведется по специальному закону о несостоятельности, который сопровождается еще и большим количеством других актов. Дело не может быть мгновенно рассмотрено, существует определенный порядок судопроизводства.
Случается, что фирма не может рассчитываться по взятым на себя обязательствам, тогда появляются первые предпосылки к банкротству. Несмотря на то, что еще решение суда о банкротстве данной компании не принято, клиенты могут насторожиться, если узнают из СМИ о финансовых делах своего туроператора.
В идеальной ситуации, при невозможности выполнить взятые на себя финансовые обязательства, туроператор должен в срочном порядке распродавать свое имущество и спешить на выручку клиентов, застрявших в аэропортах или в других неприятных ситуациях, случившихся на отдыхе. Но реальность довольно прозаична – должник умывает руки, делая громкое заявление о своей несостоятельности и забывая о своей клиентуре.
Почему «Томас Кук» обанкротились?
Вероятнее всего, причиной краха стала дыра в бюджете из-за усилившейся политики приобретения активов. По оценкам экспертов Thomas Cook задолжали около 2,5 млрд долларов. Однако туроператора должна была спасти китайская компания Fosun, обещавшая выделить более миллиарда долларов, но в августе 2019 года переговоры застопорились. Это произошло из-за банков, потребовавших дополнительно привлечь почти 250 млн долларов на непредвиденные расходы. В итоге сделка сорвалась, а Fosun выступили с заявлением, в котором выразили «глубокое сочувствие всем, кто пострадал от ситуации».
Известно, что Thomas Cook до последнего пытались обеспечить дополнительное финансирование и вели переговоры с кредиторами, но безрезультатно. Во всех проблемах туроператор обвинил неблагоприятную политическую ситуацию во многих странах отдыха, к примеру, в Турции. К тому же британские туристы стали откладывать бронирования из-за выхода Великобритании из Евросоюза, да и погода подвела — приличная часть отдыхающих перенесла поездки «до лучших времен». В общем, проблем у Thomas Cook оказалось достаточно.
В свою очередь аналитики считают, что компания просто оказалась не готовой к реалиям 21 века. Теперь каждый может быть сам себе туроператором — люди самостоятельно покупают билеты, бронируют отели с помощью специальных сервисов, арендуют автомобили. Они не видят необходимости в посреднике, который потребует дополнительных денег. К тому же у Thomas Cook было более 500 торговых точек, также нуждающихся в средствах на аренду и зарплаты сотрудников, в то время как конкуренты давно перешли на онлайн-рынок, тем самым сократив расходы.
Кризис туроператоров
Весьма вероятно, что банкротство такого титана как Thomas Cook подорвет доверие туристов к туроператорам, тем самым снизив спрос на их услуги — индустрия может оказаться в кризисе. Однако такие кризисы, как правило, длятся недолго. Через некоторое время путешественники забывают о минувших проблемах и вновь возвращаются к пакетным турам.
Почему это происходит? Все просто. Да, сейчас существует огромное количество сервисов по самостоятельной организации отдыха, однако некоторые направления по-прежнему выгоднее брать «туром». И путешественники об этом знают. К тому же семьи с детьми и пожилые туристы (а их все больше ввиду увеличения продолжительности жизни) не берутся сами организовывать поездки, им удобнее взять «все готовое», а значит, туроператоры не останутся ни с чем.
Еще одной проблемой современных туроператоров можно назвать однобокость предлагаемых услуг — это банальные пакеты в ряд классических стран, вроде Турции, Греции и Испании. Плюс немного Латинской Америки и Азии. Но немного. По ряду направлений предложений просто нет. А в век, когда мечта каждого второго прогрессивного жителя планеты звучит как «посетить весь мир», политика операторов, мягко говоря, устарела. Путешественники отказываются от классических туроператоров и либо сами формируют поездки, либо обращаются в фирмы, готовые устроить тур, к примеру, в Боливию. Да и сам основатель разорившейся компании, Томас Кук, придерживался именно того мнения, что форматы путешествий нужно постоянно менять, предлагая клиентам новые интересные виды услуг. Он устраивал то туры по святым местам Палестины, то по литературным тропам Шотландии, в первую очередь, заботясь о том, чтобы поездки были познавательными и ни в коем случае не наскучили. К сожалению, со временем его взгляд ушел в прошлое, уступив место «масс-турам», а из развлекательной программы у путешественников остался только «шведский стол» и отельная анимация.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин отмечает, что пандемия нанесла сокрушительный удар малым и средним туроператорам, а вот крупные «игроки» на рынке смогут выстоять. Для 60% фирм закрытые сегодня направления были весомой частью прибыли.
Есть вариант с переносом отмененных туров на другие направления, но на такой шаг пошли только 47% клиентов турфирм. Из них 17% пользователей согласились на поездку в пределах России, а еще 30% — поехать по другому заграничному направлению. Но более 50% на такой шаг не пошли – немногие хотят вместо забронированного тура в Китай или Таиланд отправляться в ту же Турцию.
Физически туроператоры не в состоянии погасить долги. Если турфирма объявит себя банкротом, то туристы навсегда потеряют возможность вернуть средства за оплаченные туры. Пока правительство никак не отреагировало на обращение туристических компаний, но пообещало его рассмотреть. Хотя бы частичная отсрочка платежей поможет турфирмам остаться на плаву. Но многое будет зависеть от ситуации в 2022 году. Если пандемия отступит, то закрытые государства откроют, и компании вновь начнут получать прибыль. В противном случае долги лишь будут расти.
Какие туроператоры обанкротились в 2020-2021 годах? Кто на очереди?
Существует несколько причин, почему тот или иной оператор разорился.
- Глобальный кризис в туристической отрасли. Проблемы наблюдаются не только в России, но и в других странах. Так, за позапрошлый год во Франции потерпели крах 12 компаний, в Польше – 10, а в Великобритании – целая сотня. Причина упадка кроется в большой конкуренции, которая заставляет фирмы демпинговать цены и продавать путевки на невыгодных условиях.
- Недостаточные объемы, мощности и понимание бизнеса – это относится к молодым и мелким компаниям.
- Недобросовестность владельцев. Речь идет о преднамеренном банкротстве, когда под маской туристических услуг скрывается финансовая пирамида. В определенный момент организаторы схемы могут покинуть страну вместе с деньгами обманутых туристов – такие случаи зафиксированы в Украине.
- Проблемные ситуации, которые не зависят от владельцев, например: природные катаклизмы, политические проблемы в популярных курортных странах. Дело в том, что операторы заранее выкупают места в отелях и бронируют рейсы. Если отдыхающие отказываются от путевок, фирма терпит убытки.
Если подвести итоги: глобальная причина, почему появляются банкроты-турфирмы всех проблем кроется в том, что наш рынок еще не готов к цивилизованным отношениям. Не отлажена система координации, отсутствует культура отношений с клиентами, а законодательство не в полной мере защищает пострадавших покупателей.
Аналитики не исключают, что ближе к «горячему сезону» появятся новые проблемы с путевками и рейсами. Наиболее вероятно банкротство туроператоров, которые:
- недавно работают на рынке;
- не имеют достаточной материальной базы и опыта для ликвидации форс-мажорных ситуаций;
- своей целью ставят не честную работу, а заработок на сомнительных схемах.
Под наибольший риск сегодня попадают мелкие региональные фирмы.
В таком случае есть 2 варианта:
- Вы обращаетесь в Ростуризм или ассоциацию «Турпомощь», чтобы вам помогли вернуться домой, – оплатили самолет и трансфер. Горячие линии этих организаций есть на официальных сайтах. Либо вы можете заранее записать телефоны перед отправлением в страну отдыха.
- Вы самостоятельно оплачиваете номера в отеле и рейс домой, а затем в судебном порядке требуете возмещения убытков от страховой компании. У каждого оператора есть страхование, по закону пострадавшей стороне полагается возвратить все убытки.
Сохраняйте все чеки и билеты до судебного разбирательства. Это должны быть не только квитанции на размещение в отеле, но и, например, за покупку еды и воды в аэропорту, если ваш рейс отменили по вине разорившегося турагенства.
В России начали закрываться туроператоры
Российские туристы всегда найдут способ отдохнуть, было бы лето. Этот тезис в очередной раз подтвердил веселый путешественник, прилетевший «Аэрофлотом» в Краснодарский край» и только здесь узнавший о необходимости справок и путевки в санаторий. Оказалось, это вовсе не безвыходная ситуация: «На тебя составляют протокол, и ты платишь штраф от 15 до 40 тысяч рублей, который тебя освобождает тебя от необходимости сидеть на карантине. Т.е., заплати и можешь быть свободен — езжай, куда хочешь… Мы в России живем, здесь за определенные деньги можно решить любой вопрос», — записал он свои приключения на видео. Через две недели после составления протокола ему необходимо будет явиться в суд. Но до этого момента, надо полагать, он успеет еще вдоволь накупаться на закрытых пляжах.
Представитель одного из туроператоров на условиях анонимности подтвердил Profi.Travel 5 июня, что случаи въезда в регион без документов, действительно, возможны: непрозрачность постановления позволяет полиции трактовать его таким образом. Есть и менее затратные способы попасть на территорию края, например, приехать на автомобиле, «договорившись» любым доступным способом с сотрудником ДПС. Но им пользуются в первую очередь жители соседних регионов, которые едут отдыхать в частный сектор.
В конце первой недели после открытия сезона у отрасли накопилось много вопросов и к другим правилам отдыха, которые необходимо соблюдать этим летом их клиентам. Например, условия Роспотребнадзора таковы: «Заполнение номеров целесообразно проводить не более 1 человека в номер (за исключением случаев, когда прибывшие на отдых и оздоровление являются сопровождающими или членами одной семьи)». В этом случае неясно: можно ли заселиться в один номер, например, с подругой? И если нет, то по какому тарифу придется оплачивать второй номер?
На запросы корреспондента Profi.Travel в отелях и cанаториях Сочи ответили, что заселят вдвоем в номер без проблем. Как уточнили в одном из объектов размещения на черноморском побережье, заселяться с подругой можно, ведь все равно тесное общение неизбежно, а вот подселения запрещены, как и шумные компании в одном номере.
Безусловно, все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Понятно, что и находчивых туристов, и неунывающих предпринимателей хватает. Но если посмотреть на ситуацию, в которой оказалась отрасль в этом сезоне, становится очевидно: пережить его удастся не всем.
Представители туриндустрии Сочи говорят, что самое худшее — это неопределенность и постоянные переносы даты запуска бизнеса. По их словам, уже сейчас начинаются отказы по заездам на июль и август. «По самому оптимистичному прогнозу, в Сочи в этом году откроется 60% мест размещений. Я знаю тех, кто уже распродает кровати и столы, закрывая бизнес, не выдержав арендной нагрузки и не получив поддержки», — поделилась руководитель туроператора «Аэлита» и отельер Александра Сердюченко.
И все не же не Сочи и Крымом едиными жив туристический сезон в этом году. В эфире онлайн-выставки знай наше крупные туроператоры впервые рассказали подробности о своих полетных программах в непляжные регионы России.
Так, ANEX Tour решился на чартеры в Хакасию. Программа из Москвы стартует 19 июля с частотой раз в неделю на бортах емкостью 235 кресел. При необходимости компания обещает добавить еще один вылет.
Pegas Touristik взял жесткие блоки мест на бортах Nord Wind на Алтай. Туристов повезут на регулярных рейсах Nord Wind в Горно-Алтайск из Москвы (с 26 июня) и Санкт-Петербурга (с 4 июля), под которые уже законтрактованы отели.
TUI готовится впервые открыть чартерную программу в Республику Бурятия, чтобы у туристов была возможность купить турпакеты на Байкал. А «Библио-Глобус» планирует открыть санаторий в Калининграде, куда уже в этом году запускает чартерную программу в Калининград из трех российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Что составляет надежность туроператора?
- Количество направлений
Здесь все логично: чем больше стран, куда компания отправляет путешественников, тем меньше риск, что в случае кризиса какого-либо направления, нарушится стабильная работа всей системы.
- Свои принимающие компании
Под этой расплывчатой формулировкой подразумеваются личные туркомпании или агентства оператора непосредственно за рубежом, т.е. в странах, с которыми он сотрудничает. Эти организации занимаются бронированием и оплатой вашего отеля, а также обеспечивают трансфер и экскурсии. Иными словами, вы не едете «в никуда» с напутствием, что вас встретят там-то и во столько-то, а попадаете в гостеприимные руки коллег туроператора.
- Договоренность с авиакомпаниями
Еще один критерий, влияющий на рейтинг надежных туроператоров, это количество и качество взаимодействия с воздушными перевозчиками. На нем, в основном, завязана стоимость турпутевки. Если за оператором зарезервированы большие блоки мест в разных авиакомпаниях, или более того, он имеет собственный чартерный рейс, то возрастает и число вариантов перелета, и шанс найти недорогой тур с дешевым авиабилетом.
Наши советы: как сэкономить в путешествии?
✓ Берите экскурсии выгодно. Все знают, что у туроператора дороже всего и ищут на месте. А попробуйте онлайн — на Трипстер и Спутник. Мы проверяли в Дубае, и дешевле, чем на Спутнике, сафари в пустыне не найти (рассказываем здесь >>).
✓ Подумайте о трэвел-карте (банковской). Такая даст и проход в бизнес-залы и кэшбек до 5% с туров/авибилетов/отелей. Наша карта возвращает процент даже с поездок на такси и метро за границей.
✓ Промокоды на тур применили? Мы договариваемся с Travelata о специальных бонусах для наших читателей — ищите здесь >>
✓ Нужен дешевый тур? Смотрите ленту горящих путевок
✓ Для самостоятельного отдыха: запомните, где искать авиабилеты и не забывайте про скидки на жилье — 4000 рублей на Airbnb.
Меры по предотвращению банкротства туроператоров со стороны российских властей
Работники туристической отрасли просят правительство признания нынешней ситуации форс-мажором, изменений в отраслевом законодательстве, а также налоговых каникул на 12 месяцев. Если это не ввести, отрасли грозит кризис.
И это не только банкротство туроператоров, но и отелей, перевозчиков, детских лагерей, санаториев и профилакториев, и многого другого. В этой сфере работают сотни тысяч россиян, которые могут лишиться работы.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин уже отреагировал на просьбу со стороны туроператоров. Он дал поручение Федеральной налоговой службе обеспечить компаниям, функционирующим в сфере туризма и авиаперевозок, предоставление отсрочки по уплате налогов, страховых взносов, срок которых приходится на период до 1 мая 2020 года.
Помимо этого, сейчас рассматривается законопроект, который подразумевает введение моратория на подачу заявления о банкротстве от туристических компаний.
Пока нет коронавируса в Черногории, а также низкое количество больных в любимой россиянами Турции. Но трудно сказать, как будут дальше развиваться события в этих странах. Турецкие власти уже рекомендовали местным отельерам перенести начало сезона на май. Это уже говорит о том, что путевок по этому направлению будет продано мало.
Опять же, падение спроса может отразиться на ценах, но как именно, пока трудно спрогнозировать. Их еще можно купить на лето и осень по рекордно низким ценам, но если ситуация стабилизируется, возникнет рост спроса и дефицит путевок, что приведет к резкому скачку в цене. Сейчас же их можно приобрести со скидкой 70%.
Эксперты, наблюдающие за рынком авиасообщения, также отметили, что вырос спрос на ряд направлений. В топе находятся Армения, Молдавия, Узбекистан и Турция. То есть пока полностью от поездок россияне отказываться не намерены.
Если обратиться к внутреннему туризму, то также наблюдается спад. В частности, это объясняется запретом на перемещение детских групп. Детей отправляют на карантин, а он подразумевает нахождение дома, а не поездки по стране.
В России начали закрываться туроператоры
Российские туристы всегда найдут способ отдохнуть, было бы лето. Этот тезис в очередной раз подтвердил веселый путешественник, прилетевший «Аэрофлотом» в Краснодарский край» и только здесь узнавший о необходимости справок и путевки в санаторий. Оказалось, это вовсе не безвыходная ситуация: «На тебя составляют протокол, и ты платишь штраф от 15 до 40 тысяч рублей, который тебя освобождает тебя от необходимости сидеть на карантине. Т.е., заплати и можешь быть свободен — езжай, куда хочешь… Мы в России живем, здесь за определенные деньги можно решить любой вопрос», — записал он свои приключения на видео. Через две недели после составления протокола ему необходимо будет явиться в суд. Но до этого момента, надо полагать, он успеет еще вдоволь накупаться на закрытых пляжах.
Представитель одного из туроператоров на условиях анонимности подтвердил Profi.Travel 5 июня, что случаи въезда в регион без документов, действительно, возможны: непрозрачность постановления позволяет полиции трактовать его таким образом. Есть и менее затратные способы попасть на территорию края, например, приехать на автомобиле, «договорившись» любым доступным способом с сотрудником ДПС. Но им пользуются в первую очередь жители соседних регионов, которые едут отдыхать в частный сектор.
В конце первой недели после открытия сезона у отрасли накопилось много вопросов и к другим правилам отдыха, которые необходимо соблюдать этим летом их клиентам. Например, условия Роспотребнадзора таковы: «Заполнение номеров целесообразно проводить не более 1 человека в номер (за исключением случаев, когда прибывшие на отдых и оздоровление являются сопровождающими или членами одной семьи)». В этом случае неясно: можно ли заселиться в один номер, например, с подругой? И если нет, то по какому тарифу придется оплачивать второй номер?
Туроператоры, обанкротившиеся в 2018 году
Но в 2001 г. она была продана за 264 млн долл. американской корпорации Liz Claiborn, Inc, что сделало ее владельца Раттана Чадху одним из самых богатых и успешных нидерландцев, состояние которого оценивают примерно в 600 млн долл. Благодаря этой сделке он основал сеть отелей CitizenM (открытых в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Амстердаме, Роттердаме и Глазго).
Существует несколько причин, почему тот или иной оператор разорился.
- Глобальный кризис в туристической отрасли. Проблемы наблюдаются не только в России, но и в других странах. Так, за прошлый год во Франции потерпели крах 12 компаний, в Польше – 10, а в Великобритании – целая сотня. Причина упадка кроется в большой конкуренции, которая заставляет фирмы демпинговать цены и продавать путевки на невыгодных условиях.
- Недостаточные объемы, мощности и понимание бизнеса – это относится к молодым и мелким компаниям.
- Недобросовестность владельцев. Речь идет о преднамеренном банкротстве, когда под маской туристических услуг скрывается финансовая пирамида. В определенный момент организаторы схемы могут покинуть страну вместе с деньгами обманутых туристов – такие случаи зафиксированы на Украине летом 2018 года.
- Проблемные ситуации, которые не зависят от владельцев, например: природные катаклизмы, политические проблемы в популярных курортных странах. Дело в том, что операторы заранее выкупают места в отелях и бронируют рейсы. Если отдыхающие отказываются от путевок, фирма терпит убытки.
Сложная экономическая ситуация в стране и ухудшение отношений между Россией и некоторыми странами привели к тому, что туристическая отрасль оказалась в глубоком кризисе. Количество туроператоров в стране постепенно сокращается, поскольку разные фирмы время от времени объявляют о своей несостоятельности.
ФЗ, каждый туроператор должен заключить договор страхования либо оформить банковскую гарантию. Это является стабилизатором финансовых отношений компании и гарантией выполнения ею своих обязательств перед клиентами.
Траты можно подтвердить в том числе выпиской с банковской карты. После возвращения в Россию туристу нужно написать заявление на возврат денежных средств, приложить к нему копии документов об оплате и отнести в турагентство, продавшее путевку.Тур приобретен, но поездка не состоитсяТакже необходимо подать заявление на возврат денег.
Юристы АТОР настоятельно рекомендуют не употреблять фраз типа «просим аннулировать тур». Нужно четко указать, что причиной стало
«неисполнение туроператором обязательств и невозможность воспользоваться оплаченным туром»
.Заявление передается в турагентство.
Именно в его обязанности входит дальнейшая связь с туроператором и получение у него денег за сорванную поездку.
В Законе «О защите прав потребителей» не указываются точные сроки возврата средств за неоказанные услуги, есть лишь пункт о сроках ответа на письменное заявление — 10 дней.