Статья 217 ТК РФ. Система управления охраной труда (действующая редакция)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 217 ТК РФ. Система управления охраной труда (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.
Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?
Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.
Контроль на рабочих местах направлен на:
- выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
- выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
- соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
- соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
- обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
- определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.
Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:
- лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
- уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
- виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
- периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
- формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.
Виды надзора и контроля за безопасностью труда
В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:
Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;
Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;
Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.
Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляют уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). К числу таких специально уполномоченных государственных органов, не зависящих в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, относятся:
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
Государственный пожарный надзор;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В структуре Федеральной службы по труду и занятости имеется Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
Территориальными органами Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются Государственные инспекции труда, а их руководители – главными государственными инспекторами труда.
Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:
-
осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;
-
расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
-
ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав и др.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда непосредственно осуществляют государственные инспекторы труда.
Государственные инспекторы труда имеют право:
-
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;
-
осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;
-
запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;
-
предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;
-
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
-
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
-
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
-
запрещать использование не имеющих сертификатов средств индивидуальной и коллективной защиты;
-
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ на объектах в соответствии со схемой, приведенной на рис. 9.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.
Деятельность надзорных органов не зависит от каких-либо хозяйственных органов, общественных объединений, политических формирований и распространяется на подконтрольные предприятия и организации независимо от форм собственности. Представители надзорных органов при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.
Решения органов государственного надзора могут быть обжалованы в судебном порядке.
В нутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 353 ТК РФ).
В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ действует Государственная экспертиза условий труда в следующем составе:
-
Всероссийская государственная экспертиза условий труда;
-
государственная экспертиза условий труда в системе органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
Каковы задачи службы по охране труда?
Организация охраны труда на предприятии — это комплекс мероприятий, инициируемые руководством предприятия и службой по охране труда.
В свою очередь, служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
По инициативе работодателя либо работников создаются комитет по охране труда, в состав которого входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Комитет (комиссия)по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований организации охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда (ст. 218 ТК РФ).
Основными задачами службы охраны труда согласно Рекомендациям являются: — разработка системы управления ОТ в организации по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; — контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации; — организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда; информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда; — изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Организация охраны труда подразумевает контроль руководителя предприятия службы по охране труда. Контроль также осуществляют служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Ответственность за деятельность службы несет также руководитель организации. Работники службы ответственны за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе охраны труда и должностными инструкциями.
Основными документами, регламентирующими создание службы охраны труда являются:
— Закона ДНР «Об охране труда», принятого Народным Советом Донецкой Народной Республики от 03 апреля 2015г., Постановление №I-118П-НС (далее – Закон ДНР «Об охране труда»);
— «Типового положения о службе охраны труда» утвержденного Приказом Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР от 27.08.2015г. № 354, Зарегистрированного в Министерстве юстиции ДНР 23.09.2015г. за №512 (далее – Типовое положение № 354).
Законодательством установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативными правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда (ст.22 Закон ДНР «Об охране труда»).
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.1 Закон ДНР «Об охране труда»).
Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства Донецкой Народной Республики об охране труда работодатель, в установленном законодательством порядке, создает службу охраны труда, вводит в штат должности руководителей и специалистов по охране труда или возлагает соответствующие обязанности на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает постороннего специалисты на договорных началах, имеющего соответствующую подготовку и обучение.
Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики (ст.19 Закон ДНР «Об охране труда»).
Уровни государственного управления охраной труда
Государство управляет охраной труда на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне государственные органы власти уполномочены создавать нормативно-правовые акты, регулирующие условия рабочего процесса. Это целая система подконтрольных Правительству РФ органов, которые управляют охраной труда на федеральном уровне.
Субъекты Российской Федерации осуществляют свои обязанности немного иначе. На местах все эти важные функции выполняют органы исполнительной власти, естественно, в рамках существующих полномочий. Они содержатся в определенных нормативных актах трудового законодательства. В некоторых случаях их компетенцию регулируют региональные законы.
Чего не может делать инспектор
- Осуществлять действия, не связанные с предметом проверки, обозначенном в свободном графике, приказе либо оповещении.
- Не предъявлять распоряжение руководства ГИТ.
- Проверять выполнение законов и нормативов, утративших силу и необязательных к исполнению.
Когда расследуется несчастный случай на производстве, инспектор исследует только касающиеся его обстоятельства.
Запрашиваемые документы:
- коллективный договор;
- подтверждающие прохождение обучения по охране труда;
- приказы о назначении лиц, отвечающих за ОТ;
- инструкции, журналы их выдачи и учета;
- по испытаниям аппаратуры, инструментов и защитных средств;
- программы инструктажа и журнал их регистрации;
- акты о результатах расследования внутренней комиссии;
- прохождение медицинских и психиатрических осмотров;
- карты выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ);
- подтверждающие квалификацию специалистов по ОТ и др.
Один из самых распространенных и дорогостоящих просчетов — отсутствие требуемого обучения сотрудников, подразумевающее, что к исполнению служебных обязанностей допускаются люди без специальных знаний. Штрафы, предусмотренные за каждого необученного работника, суммируются в соответствии с ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ.
О формах и методах контроля
Как известно, о терминах не спорят — о терминах договариваются. Вместе с тем произвольное применение терминологии затрудняет единообразное их понимание, реализацию на практике соответствующей деятельности, а также затрудняет общение специалистов.
Таким образом, в масштабах организации контроль (сделаем допущение, что контроль и надзор — это одно и то же) включает как установление того, насколько субъект контроля выполняет установленные требования, так и принятие тем, кто осуществляет контроль, соответствующих мер. Эти меры включают не только восстановление нарушенных прав, но и устранение причин для повторения подобных нарушений в будущем.
Исходя из этого внутренний контроль, осуществляемый в организации своими специалистами, является действенным средством управления, сопряженным с вмешательством в деятельность субъекта контроля, в том числе и путем понуждения его к определенной деятельности.
По сложившейся практике контроль подразделяют на:
- предупредительный контроль, направленный на недопущение нарушений (экспертиза проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения, надзор за ходом их строительства и реконструкции, участие в работе по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, участие в приемочных испытаниях опытных образцов продукции производственного назначения и др.);
- текущий контроль, осуществляемый в плановом порядке в процессе производственной деятельности;
- последующий контроль, осуществляемый при проведении расследований аварий и инцидентов на производственных объектах, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заявлений и жалоб работников.
Формы и методы осуществления контроля различны.
Основными способами осуществления контроля являются:
- изучение информации и документов;
- проверка состояния работы путем личного посещения объекта контроля;
- опросы (интервью) работников.
Изучение информации и документов включает:
- анализ установленной отчетности, служебных записок, предложений, заявлений и жалоб работников;
- истребование и получение документов от проверяемого субъекта, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией, документами, имеющими отношение к рассматриваемой деятельности проверяемого субъекта, как на бумажных, так и на электронных носителях.
Исходя из указанного проверка является одной из возможных форм осуществления контроля.
По сложившейся практике проверки подразделяют на:
- комплексные, при которых деятельность субъекта контроля проверяется по всем вопросам охраны труда во всех структурных подразделениях, функциональных службах, филиалах организации;
- целевые, при которых деятельность субъекта контроля проверяется по достаточно узкому, заранее определенному кругу вопросов охраны труда;
- оперативные, осуществляемые в профилактических целях.
При проверке состояния работы путем личного посещения осуществляется осмотр служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта, используемых для осуществления производственной деятельности, транспортных средств, оборудования, изделий и продукции проверяемого субъекта.
Проверка состояния работы путем личного посещения субъекта контроля в совокупности с изучением документов и информации позволяет составить более полное представление о состоянии соответствующей деятельности проверяемого субъекта хозяйствования.
Опросы (интервью) работников способствуют уточнению ранее собранной и получению новой информации о проверяемой деятельности.
Аудит системы управления охраной труда
Любая организация должна разрабатывать и проводить своевременную корректировку планов и методов проведения аудита СУОТ.
Аудит системы управления охраной труда проводят с целью:
- определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения ее соответствия требованиям охраны труда и положениям политики в области охраны труда;
- определения ее качества, оценки результативности достижения поставленных целей и выполнения требуемых задач по охране труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита СУОТ;
- представления требуемых данных по результатам аудита системы управления охраной труда руководству организации.
План проведения аудита данной системы должен основываться на результатах оценки производственных рисков и анализе результатов предыдущих внутренних проверок СУОТ.
Методы ее аудита должны быть сообразны требованиям к их проведению и назначению, периодичности и уровню квалификации (компетентности) лиц, которые осуществляют аудит СУОТ.
Аудит СУОТ следует проводить лицам, не несущим прямой ответственности за охрану труда в организации, результатом чего являются соответствующие отчеты.
Надзор и контроль за соблюдением правил охраны труда. Ответственность за нарушение законодательства
Конституция в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работникам на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений — сфере труда.
В условиях обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязанности предприятий, учреждений и организаций созданию соответствующих безопасных условий для работников,
Цель этих органов, прежде всего — не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности.
В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и контроль, принято считать, что надзорные функции носят преимущественно властный государственный характер, они осуществляются государственными органами; контроль в большей мере связан с общественными функциями — профсоюзами, хотя законодательство использует термин «контроль» и применительно к государственным органам.
Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать администрации юридические обязательные указания об устранении выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
Ст.
244 КЗоТ, перечисляя соответствующие органы надзора и контроля.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют:
1) государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами;
2) профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда — согласно положениям об этих инспекциях (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.
Законодательство. различает следующие формы надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений.
Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права.
Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть, как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.
Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ перечисляет специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
- В эту систему входят:
- — Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
- — Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Гасатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе.
- — Органы Государственного энергетического надзора осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.
- — Органы Государственного и пожарного надзора, входящие в систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой других правил пожарной безопасности.
- — Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (Госсанэпиднадзор России) и его органы на местах, Осуществляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.
Осуществляют надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда профсоюзы (ст. 244 КЗоТ). Однако переданные в свое время, еще в 1933 г. в связи с ликвидацией наркомата труда, функции надзора и контроля профсоюзам недавно вновь были возвращены государственным органам.
В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г.
, утвердившего Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции), сказано, что Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.
- Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей государственной инспекции труда являются:
- — осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о возмещении вреда, причиненного работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях
- — защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;
- — разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о труде и охране труда;
- — обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.
- В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинспекцию, государственную инспекцию труда, государственно-правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда возложены специальные функций.
- В частности, государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда вправе:
- — беспрепятственно посещать предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
- — запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
- — налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда;
- — предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов труде и охране труда, о привлечении виновных и этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.
- Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право: приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений, отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.
Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации или в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации также могут быть обжалованы в суде (п. 13 Положения).
Кроме перечисленных задач и упомянутых функций за соблюдением законодательства о труде осуществляется и общественный контроль. Эти функции, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 248 КЗоТ выполняют профсоюзы.
Основы законодательства об охране труда изменили формы осуществления этого контроля. 8 апреля 1994 г. Министерство труда РФ в соответствии со ст. 25 Основ разработал и утвердил Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Служба охраны труда создается или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ст. 217 ТК РФ).
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют:
работодатель – индивидуальный предприниматель (лично),
другой уполномоченный работодателем работник;
организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Службу охраны труда рекомендуется организовать как самостоятельное структурное подразделение с непосредственным подчинением руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
На должность специалиста по охране труда назначаются лица, имеющие:
квалификацию инженера по охране труда (инженера по безопасности технологических процессов и производств) либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;
среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.
Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14).
Специалист по охране труда в своей работе должен опираться как на уполномоченного по охране труда, так и на руководителей структурных подразделений (мастеров, бригадиров участков и т.д.).
Задачи, функциональные обязанности и права работников службы охраны труда определены Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14).
Основными задачами службы охраны труда являются:
организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Функции, которые рекомендуется возложить на службу охраны труда для выполнения поставленных задач:
учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
проведение совместно с представителями соответствующих подразделений обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования и т.д.;
участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов;
разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда;
участие в составлении разделов коллективного договора;
оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков, в соответствии с которыми предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными условиями труда;
участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда в соответствии с установленными сроками;
участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
разработка программы и проведение вводного инструктажа;
участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятий;
осуществление контроля за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов;
руководство работой кабинета по охране труда и др.
Контроль и ответственность за деятельностью службы охраны труда.
1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.
3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.
Комитеты (комиссии по охране труда)
В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Минтрудом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 218 ТК РФ. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является правом полномочных представителей работодателя и работников.
Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .
В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.
Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.
ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.
КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.
Комментарии к ст. 216 ТК РФ
1. Структура органов государственного управления охраной труда формируется в соответствии с принципами федеративного устройства Российской Федерации, определенными Конституцией РФ. Федеративное устройство основано на государственной целостности России, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ).
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 110) возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти
Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством РФ, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти, и др.).
2. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 утв. Положение о Федеральной службе по труду и занятости (извлечение) (см. п. п. 1 — 6.8 Положения — не приводятся).
Вопросы Федеральной службы по труду и занятости определены также в Постановлении Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156.
3. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 утв. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Минздравсоцразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда.
4. Государственное управление охраной труда на территории субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.
Органы исполнительной власти субъектов РФ принимают законы об охране труда, создают собственные системы управления охраной труда на своей территории, рабочие органы управления: органы по труду, координационные советы по условиям и охране труда или межведомственные комиссии по охране труда, подразделения государственной экспертизы условий труда, соответствующие центры охраны труда.
Функции органов управления охраной труда на территории субъекта РФ утверждаются соответствующим законом или решением администрации органа исполнительной власти субъекта РФ.
В большинстве субъектов РФ, в которых приняты федеральные законы об охране труда, органам местного самоуправления переданы отдельные полномочия на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований.
Ошибка: Работодатель совершает нарушения в сфере охраны труда, когда убежден в том, что контролирующие органы не обнаружат при проверке никаких правонарушений.
Комментарий: Меры наказания будут применены не только в отношении работодателей, нарушения которых были обнаружены контролирующими органами в ходе проведения выездных проверок. Сотрудники имеют право в любое время подать жалобу на нанимателя в территориальные органы трудовой инспекции, прокуратуру и суд.
Ошибка: Работодатель не обеспечивает сотрудников защитными и профилактическими средствами, тогда как вид осуществляемой на предприятии деятельности относится к категории опасных производств.
Комментарий: На законодательном уровне установлен перечень разновидностей деятельности предприятий, при осуществлении которых работники должны быть обеспечены спецодеждой, защитными и профилактическими средствами. Нарушение данного требования строго наказуемо.