Маркировка товаров: проверки и штрафы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Маркировка товаров: проверки и штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все требования к маркировке упаковки приводятся в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения наносятся четко, а надписи указывают разборчиво. Знаки делают контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействия внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования.

Основные виды маркировки товаров подразделяются на производственные и торговые. Группировка осуществляется в соответствии с целевым применением символики.

Производственные обозначения наносятся непосредственно изготовителем в соответствии с положениями закона о защите прав потребителей и других нормативно-правовых актов. К производственным маркерам относятся этикетки, кольеретки, различные вкладыши, бирки, ярлыки и контрольные ленты. Иногда производители проставляют на продукции (или на упаковку) штампы или клеймо. Тип маркера зависит от вида изделия и области его применения. Символика необходима для сертификации качества и безопасности потребления и защиты изготовленной продукции от подделок.

Торговые маркеры используют поставщики, реализаторы или магазины, которые продают товар. При помощи торгового маркирования потребители получают информацию о продавце и о цене изделия. К торговой маркировке относятся кассовые и товарные чеки, ценники.

Маркировка товаров задумана для борьбы с подделками или «серым» ввозом. Например, бытовая техника — ее ввозят незаконно. Так в торговые сети попадает очень много контрафакта. Те, кто ввозит незаконно, не платят налоги, не отвечают по гарантии, не контролируются в производстве и в качестве. Покупатель тратит деньги на товар, по которому нет гарантии качества и сервиса, а «белый» товар не ввозится, не выдерживая конкуренции в цене.

Первый шаг в борьбе с «серым» товаром и контрафактом государство сделало, запустив в 2005 году ЕГАИС, для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Так государство начало контроль над производимой спиртной продукцией. Позднее в 2015 году через запуск 182-ФЗ государство начало контролировать продажу алкогольной продукции. Все эти нововведения по статистике помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.

Но если производство и торговлю алкоголя можно контролировать через лицензию, то для продавцов обуви, одежды или фототехники придумали обязательную маркировку. Так она и появилась.

К слову, проблема контрафакта — общемировая проблема. Перед запуском законодательных мер в России был проведен анализ международной практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции.

Так, помимо прочего отметим интересные меры в Малайзии:

  • создание экспертно-криминалистического центра при департаменте химии в целях проведения экспертиз для обнаружения источника производства;
    усиление мер пограничного контроля;
  • создание системы поощрений за информацию об источниках продаж (производства) контрафактной промышленной продукции (поощрение выплачивается непосредственно из суммы штрафа в рамках установленной нормы, согласно которой в случае вынесения обвинительного приговора, предусматривающего штраф, суд может обязать обвиняемого выплатить информатору часть штрафа в размере определенной судом доли суммы штрафа, при этом размер выплаты не может превышать половину суммы штрафа);
  • упрощение процедуры подачи жалобы владельцами торговой марки в случае наличия у них подозрений на поставку незаконно оборачиваемой продукции;
  • предоставление заинтересованным сторонам технической и лабораторной поддержки для проведения экспертной оценки.

Как результат — число случаев изъятия товара из незаконного производства или оборота в 2004 — 2010 годах снизилось с 3914 единиц до 1328 единиц, стоимость конфискованной продукции — с 28 млн. долларов до 4 млн. долларов. В 2011 году дополнительно были повышены штрафы за нарушение законодательства Малайзии об интеллектуальной собственности — с 70 тыс. долларов до 140 тыс. долларов за первое нарушение, со 140 тыс. долларов до 280 тыс. долларов для последующих случаев.

В Нигерии для решения проблемы незаконного оборота промышленной продукции в 2001 году была принята новая стратегия:

  • обязательная сертификация поставщиков по требованиям стандарта «Надлежащая производственная практика»;
  • обязательная проверка всех иностранных предприятий перед регистрацией лекарств;
  • тестирование всех препаратов, ввозимых из Республики Индии или Китайской Народной Республики;
  • внедрение системы мобильной авторизации — обязательное нанесение специального кода на упаковку лекарственного препарата, по которому потребитель посредством коротких сообщений может проверить его подлинность до приобретения лекарства. В случае невозможности отследить импортера товара владелец склада, где обнаружен товар, подлежит аресту для проведения мероприятий по отслеживанию импортера.

В результате принятых мер число поддельных или несертифицированных лекарств сократилось в несколько раз. К 2005 году доля поддельных лекарств в общем их обороте снизилась до 16 процентов. К 2012 году доля поддельных лекарств в общем их обороте оценивалась в 6 процентов.

В законе об интеллектуальной собственности Италии отражены следующие положения:

  • принятие решения об ответственности покупателя продукции, находящейся в незаконном обороте (штраф до 7000 евро);
  • проверка покупателем законности происхождения товара (в 2004 — 2009 годах);
  • проведение рейдов финансовой полиции, проверок на таможне, расследований отделом по борьбе с организованной преступностью (мафией);
  • ведение единой таможенной базы (автоматизированной логической системы вычисления подделок и мошенничества) с информацией о том, как распознать контрафактную промышленную продукцию.
Читайте также:  ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ КОМПАНИИ АЗИМУТ ТУР

В 2008 — 2012 годах в Италии было конфисковано соответствующих товаров на сумму 3 млрд. евро, 55 процентов объема конфискованных товаров составили предметы одежды и аксессуары.

В 2008 году в Венгрии была разработана национальная антиконтрафактная стратегия. На I этапе реализации указанной стратегии (2008 — 2010 годы) предусматривались следующие меры:

  • сбор статистики, в том числе разработка единых методологий учета незаконного производства и оборота, единых стандартов данных в различных органах власти, методики анализа экономических последствий;
  • проведение программ просвещения и образования населения, в том числе проведение обучения представителей правоохранительных органов и таможни;
  • создание баз данных торговых марок, позволяющих упростить взаимодействие таможни и полиции с владельцами торговых марок, внедрение технологий идентификации продукции на основе радиочастотной идентификации и внедрение иных элементов отслеживания незаконно оборачиваемой продукции.

На II этапе реализации указанной стратегии (2011 — 2015 годы) предусматривались следующие меры:

  • противодействие производству фальсифицированных продуктов питания и пестицидов;
  • противодействие торговле контрафактной промышленной продукцией;
  • противодействие притоку контрафактной промышленной продукции из третьих стран.

Как результат, число обнаружения незаконного производства и незаконного импорта на таможне Венгрии сократилось с 457 и 359 случаев соответственно в 2007 году до 94 и 61 случая соответственно в 2013 году. Венгрия была удалена из перечня приоритетного наблюдения Управления торгового представителя Соединенных Штатов Америки в 2010 году. В 2014 году Венгрия также отсутствовала в листе наблюдения.

В 2008 году в Великобритании принята стратегия по борьбе с контрафактной фармацевтической продукцией, включающая следующие меры:

  • компонент информирования — обеспечение потребителей информацией, позволяющей проявлять осторожность при выборе лекарственных средств;
  • создание горячей линии, системы онлайн-обращений при подозрениях о контрафактной промышленной продукции;
  • распространение списка медикаментов, наиболее подверженных фальсификации;
  • мониторинг рынка, проведение тестовых закупок, в том числе через интернет-магазины, с усиленным вниманием к медикаментам из листа наблюдения.

Ростест и евротест — отличия

РСТ и ЕАС проставляется непосредственно на упаковке. Знак «РСТ» давно известен среди тех, кто предпочитает сертифицированные товары. Он уточняет легальное происхождение. Это же значит, что продавец и производитель несут гарантийные обязательства перед покупателями. Можно просмотреть сертификат пример, по образцу которого понятен внешний вид.

«Евротест» проставляется, когда предлагается оригинальное изделие, которое не проходило сертификацию в России. При этом качественные характеристики не меняются и говорят о поставке оригинальных устройств. При этом гарантия предоставляется не в официальном сервисном центре, а силами продавца.

Продукция с маркировкой Евротест не всегда может отвечать высокому качеству. Часто так помечаются изделия, которые направляются на перепродажу из европейских государств. Это становится возможностью сэкономить на оплате пошлины и налогов, осуществлении сертификации в установленном порядке. По этой причине снижается стоимость и для конечного потребителя.

Товары с пометкой Ростест являются самыми качественными и безопасными. Они прошли необходимые проверки на соответствие российским регламентам. Особенно это важно для электронных устройств, таких как смартфон или мобильный телефон. Даже качественная продукция Евротест может иметь зарядные устройства, которые не подходят к российским розеткам. Эта проблема устраняется после проверки, так как изготовитель обеспечивает соответствие российским требованиям.

Какими могут быть нарушения

Конечно, самое распространенное нарушение — это отсутствие кода маркировки на товаре. Но существует множество других ситуаций, когда участники маркировки осознанно или нет нарушают правила маркировки. Попробуем разобраться.

Ситуация 1. Отсутствует код маркировки

Частое нарушение — знак маркировки должен был нанесен на упаковку товара, бирку или ярлык или сам товар. Если изделие или продукт не имеет маркировки, вас оштрафуют. Дело в том, что правила нанесения устанавливаются оператором маркировки, код так или иначе должен соответствовать правилам и требованиям системы.

Ситуация 2. Маркировка нанесена некорректно

Частый случай — дело в том, что маркировка должна быть хорошо видна и легко считываема. Если это не так, то вас тоже может ждать штраф.

Ситуация 3. Сведения кода не соответствуют данным УПД

При пробитии кода маркировки данные не соответствуют фактическим. Например, если в документе перечислены другие модели или другая продукция. Скорее всего, такой товар конфискуют, а магазин оштрафуют за нарушение.

Ситуация 4. Товар не был перемаркирован

Когда по каким либо причинам товар теряет код маркировки его следует перемаркировать. Также поступают и с возвратами от покупателей без кода маркировки или, если товар вернули с поврежденным кодом. Попытка повторной продажи без перемаркировки — нарушение, за которое однозначно получите штраф.

Ситуация 5. Некорректный возврат

При попытке выдать немаркированные остатки товара за возврат или если покупатель вернул товар, который еще не был промаркирован, то возврат будет некорректным.

Подготовка бизнеса к работе по новым правилам

Чтобы избежать штрафов, необходимо заблаговременно подготовить бизнес к работе с маркировкой товаров. Производители обязательно должны оснастить рабочие места принтерами для печати маркировочных кодов. Розница также заинтересована в покупке данного оборудования. Они тоже иногда заказывают и распечатывают коды при перемаркировке, маркировке остатков или приеме продукции на комиссию от физических лиц. Рознице обязательно понадобятся сканеры двумерных штрихкодов для сканирования марок с упаковок товаров.

В связи с распространением коронавирусной инфекции, были временно запрещены выездные проверки, что сделано ради сохранения здоровья граждан и обеспечения их безопасности. Однако все нарушения, допущенные в период пандемии, не проходят мимо контролирующих органов. В реестре накапливается информация, а затем она будет передана в Россельхознадзор.

Читайте также:  Основания для отмены договора дарения квартиры

Срок давности правонарушений в сфере маркировки составляет три месяца. Однако в отдельных случаях он может увеличиваться до года. Помимо этого, информация в реестрах нарушений может рассматриваться в качестве признака «длящегося правонарушения». В таких случаях отсчет срока давности начинается от последнего обнаруженного случая.

Стоит еще отметить, что работа системы маркировки сейчас осуществляется в режиме регулярных сбоев. Они являются причиной задержек при передаче данных о маркированных продуктах. Подобные сбои также могут указывать на то, то компания нарушает правила работы, и система пытается предотвратить нарушения.

Чтобы зафиксировать сбой в работе с «Честным Знаком», необходимо его задокументировать: сделать скриншот экрана (важно, чтобы на нем отображались дата и время), фото диалога со службой поддержки, письма о проблемах с доступом и прочее.

Чек-лист для тех, кто не успел подготовиться

Маркировка была анонсирована давно, но многие рекламодатели не успели подготовиться до сих пор. Рекомендуется прибегнуть к следующим мерам:

  • ознакомиться с законом и поправками, чтобы понимать характер грядущих изменений;
  • зарегистрироваться в системе Роскомнадзора, потом – в ЕСИА, он откроет доступ к личному кабинету в ЕРИР (для направления данных в ОРД эта регистрация не требуется). Дополнительно нужно будет получить УКЭП (электронную подпись);
  • заняться поиском оператора рекламных данных. Утвержденного перечня пока нет, но некоторые компании уже заявили о намерениях приобрести этот статус;
  • оптимизировать рабочие процессы внутри команды, что позволит создавать качественные креативы без потребности в бесконечных доработках с повторным получением кода-идентификатора.

Поправки к закону «О рекламе» волнуют многих рекламодателей и других участников цепочки. Однако уже подготовлены детальные инструкции и разъяснения от Роскомнадзора, вносящие ясность и позволяющие правильно выстраивать дальнейшую стратегию действий. Планируется поэтапное внедрение изменений, штрафы не будут накладывать до 1 марта 2023 года, что обусловлено переходным периодом. Однако в будущем Федеральная антимонопольная служба и Роскомнадзор будут заниматься выявлением неправомерной рекламы с помощью разных форм проверок.

Всем участникам рынка рекламы необходимо ознакомиться с новыми правилами (на этапе внедрения корректировок не избежать), потом – совместно найти пути решения сложившейся ситуации. Нужно выстроить структуру взаимодействия, которая будет удовлетворять интересы и требования всех партнеров, а также выработать механизм прозрачной и своевременной отчетности. Агентствам, которым клиенты будут делегировать задачи по работе с маркировкой и данными, стоит позаботиться о расширении штата персонала и подготовке кадров, которые смогут удовлетворить изменившиеся требования аудитории и предупредить штрафные санкции.

Как подключиться к системе маркировки

Разные участники рынка по-разному подключаются к системе маркировки товаров. Например, розничные продавцы и дистрибьюторы действуют по следующей схеме:

  • регистрация на сайте «Честный знак»;
  • покупка сканера штрих-кода, работающего с кодами Data Matrix;
  • сканирование кодов товаров;
  • обновление прошивки для добавления кодов в чек.

Схема подключения для производителей и компаний-импортеров:

  • регистрация на сайте «Честный знак»;
  • заказ кодов на выпускаемые партии;
  • покупка оборудования для маркировки;
  • покупка сканера штрих-кода;
  • внедрение маркировки в производственный процесс.

Как подготовиться к маркировке товаров 2021

Чтобы работать по новым правилам, нужно:

  • оформить усиленную квалифицированную электронную подпись, чтобы зарегистрироваться в системе «Честный знак» и впоследствии подписывать электронные документы. Если ЭЦП у вас уже есть, новую оформлять не нужно;
  • внедрить электронный документооборот, а для этого заключить договор с одним из операторов ЭДО, если у вас его еще нет. Дело в том, что передавать и принимать первичные документы с кодами маркировки товара можно только в электронном виде. Производителям и оптовикам ЭДО нужен для обмена первичными документами, а торговцам – чтобы принять документы от поставщика;
  • заключить дополнительный договор с оператором фискальных данных, потому что именно он будет отправлять информацию о продаже маркированного товара из онлайн-кассы в систему мониторинга;
  • убедиться, что в вашей онлайн-кассе есть функция работы с кодом DataMatrix. Возможно, придется обновить операционную систему;
  • приобрести 2D сканер для считывания кодов.

Этапы внедрения маркировки

2024 год определен правительством как год полноценного функционирования Единой национальной системы маркировки. При этом производителям дается время на то, чтобы «обкатать» систему: с 2018 года стартовала добровольная маркировка Data Matrix кодами табака, обуви и лекарственных препаратов.

Чтобы подключиться к пилотному проекту, достаточно подать заявку на участие. Для полноценного участия также необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Если у вас есть такая подпись для торгов, ЕГАИС, ЭДО, отчетности, то можно использовать ее. Также для подключения к пилоту вам потребуется обновить прошивку онлайн-кассы, то есть обратиться к поставщикам соответствующих решений и оборудования, настроить систему электронного документооборота (ЭДО), обновить товароучетную программу и купить 2D-сканер для считывания кода.

Если исходить из сроков, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р, то переход на маркировку товаров начнется с 2019 года.

В таблице указаны даты эксперимента и даты перехода на систему:

Товар Старт эксперимента Обязательное использование
Лекарства С 1 февраля 2017 года С 1 июля 2020 года
Табак С января 2018 года С 1 июля 2020 года
Обувь С 1 июня 2018 года С 1 июля 2020 года
Шины и покрышки Нет официальной информации С 1 декабря 2019 года
Духи и туалетная вода С 1 марта по 30 ноября 2019 года С 1 декабря 2019 года
Товары легкой промышленности (трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье Нет официальной информации С 1 декабря 2019 года
Фотоаппараты и лампы-вспышки С 1 марта по 30 ноября 2019 года С 1 декабря 2019 года
Пиво С 1 июля 2018 года Нет официальной информации

Какие нормативно-правовые акты регулируют маркировку лекарств

Поскольку проект по маркировке лекарственных препаратов реализуется на протяжении уже нескольких лет, нормативная база создавалась постепенно. На сегодняшний день она представлена:

  1. Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ в последней редакции.
  2. Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. № 62 «О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения» с изменениями и дополнениями от 30.12.2017, 28.08.2018 и 07.08.2019.
  3. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» с изменениями и дополнениями от 30.08.2019.
  4. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1557 «Об особенностях внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения».
  5. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1558 «Об утверждении Правил размещения общедоступной информации, содержащейся в системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ (в том числе в форме открытых данных)».
  6. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2019 г. № 577 «Об утверждении размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также о порядке её взимания».
Читайте также:  Заполнение таможенной декларации

Пилотный проект системы мониторинга лекарств

В январе 2017 года Правительство издало Постановление № 62, регламентирующее проведение эксперимента по мониторингу оборота лекарств, маркированных установленным способом.

Данный эксперимент был запущен в нескольких российских регионах — Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Белгороде, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде. Интерес к данной системе проявил и бизнес в лице таких крупнейших брендов как «36.6», «Биокад», AstraZeneca и многих других. В проекте приняли участие также несколько десятков лечебных учреждений и несколько сотен аптек.

Эксперимент показал, как отмечают компетентные представители органов власти, работоспособность механизма мониторинга лекарств. Так, благодаря реализованным технологиям, удалось обнаружить незаконную коммерческую продажу лекарств в аптеках, в то время как данные фармпрепараты поставлялись в лечебные учреждения бесплатно.

Обязательная маркировка продукции: что это такое

Изначально нанесение контрольных знаков на товары в РФ не предусматривало использование цифровых технологий, а было представлено в виде разнообразных вариантов голографических наклеек и акцизных марок. Первые группы, к которым были применены подобные идентификаторы, — алкогольные и табачные изделия, а также видео-, фото-, фонопродукция и ее комбинации. Но в феврале 2015 года было подписано поручение президента РФ № Пр-285*, в котором говорилось о поэтапном внедрении идентификационных кодов для лекарственных средств.

Ежегодно список товаров с обязательными графическими идентификаторами пополняли новые продуктовые группы. Такая динамика к концу 2018 года привела к написанию и утверждению распоряжения Правительства РФ № 2963-р*. Этот документ описывал действующий в настоящее время комплекс ключевых принципов, целей и задач для создания дальнейшего развития, и функционирования глобальной системы маркировки продукции.

Как утверждают разработчики и сторонники системы, ее внедрение:

  • привело к увеличению ВВП на 1,2% за счет уменьшения доли контрафактных товаров;
  • дало дополнительные преимущества бизнесменам, соблюдающим законодательные требования;
  • позволило гарантировать для конечного потребителя качество продаваемой продукции.

Причины введения маркировки

Подписание закона о маркировке и введение системы маркировки товаров “Честный ЗНАК” стало необходимым на территории Российской Федерации из-за неуклонного роста сбыта контрафактной и фальсифицированной продукции. Из-за сбыта нелегального товара в “минусе” остаются как легальные производители, так и потребители. Важно и то, что производители подделок не платят налоги, из-за чего государство несет убытки.

Страны, которые ввели маркировку изделий на своей территории, поделились эффективностью данного нововведения. Введение маркирования табачных изделий в Бразилии позволило выявить поддельные сигареты и сигары, запретить их поставку в магазины, закрыть 7 нелегальных производств, а также повысить сбор налогов в этой сфере на 40%! Правительство ожидает от проведенной реформы в России схожего эффекта. К слову, табачные товары на территории РФ смогут продаваться без нанесения маркировки до 01.07.2020 года, однако, такое разрешение получит лишь продукция, произведенная до введения закона. С 1.07.2020 года немаркированный табак будет запрещен к продаже, при реализации такой продукции продавец будет обложен серьезным штрафом.

Подготовка бизнеса к работе по новым правилам

Чтобы избежать штрафов, необходимо заблаговременно подготовить бизнес к работе с маркировкой товаров. Производители обязательно должны оснастить рабочие места принтерами для печати маркировочных кодов. Розница также заинтересована в покупке данного оборудования. Они тоже иногда заказывают и распечатывают коды при перемаркировке, маркировке остатков или приеме продукции на комиссию от физических лиц. Рознице обязательно понадобятся сканеры двумерных штрихкодов для сканирования марок с упаковок товаров.

В связи с распространением коронавирусной инфекции, были временно запрещены выездные проверки, что сделано ради сохранения здоровья граждан и обеспечения их безопасности. Однако все нарушения, допущенные в период пандемии, не проходят мимо контролирующих органов. В реестре накапливается информация, а затем она будет передана в Россельхознадзор.

Срок давности правонарушений в сфере маркировки составляет три месяца. Однако в отдельных случаях он может увеличиваться до года. Помимо этого, информация в реестрах нарушений может рассматриваться в качестве признака «длящегося правонарушения». В таких случаях отсчет срока давности начинается от последнего обнаруженного случая.

Стоит еще отметить, что работа системы маркировки сейчас осуществляется в режиме регулярных сбоев. Они являются причиной задержек при передаче данных о маркированных продуктах. Подобные сбои также могут указывать на то, то компания нарушает правила работы, и система пытается предотвратить нарушения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *