Обязанности бухгалтера расчетного стола в централизованной бухгалтерии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности бухгалтера расчетного стола в централизованной бухгалтерии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Коммерческие организации тоже стремятся централизовать бухгалтерию. Об этом говорит статистика, всё чаще в России появляются общие центры обслуживания (ОЦО) — отдельные сервисные организации, которые ведут бухгалтерию нескольких подразделений или филиалов одной крупной компании.

Функции бухгалтера по учету зарплаты

Функциональные обязанности бухгалтера по расчету заработной платы зависят от того, каким образом поставлен бухгалтерский учет в организации. Иногда такому специалисту приходится совмещать несколько участков или кадровый учет. Эксперты 1С-WiseAdvice, проводя аудит компаний, заметили простую закономерность. Узкоспециализированные работники имеют значительное преимущество. Чем шире функционал бухгалтера – тем больше вероятность ошибки.

Необходимый минимум навыков, которыми должен обладать бухгалтер-расчетчик:

  1. Работа с первичной учетной документацией (приказы, табели рабочего времени и другое).
  2. Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по учету заработной платы.
  3. Расчет выплат и удержаний, расчет налогов и взносов, возникающих на участке, связанном с расчетом заработной платы.
  4. Контроль по взаиморасчетам с персоналом.
  5. Подготовка налоговой отчетности, контроль соблюдения сроков сдачи и правильности оформления.
  6. Сбор и анализ информационных данных по запросу руководства компании.
  7. Содействие другим сотрудникам в получении информационной или справочной информации об их заработной плате и других начислениях и вычетах.

Должностные обязанности бухгалтера по заработной плате

Должностная инструкция (ДИ) бухгалтера по зарплате должна подробно описывать все обязанности работника. Такой документ позволяет избежать спорных моментов и регламентирует взаимоотношения между специалистом и работодателем.

В обязанности бухгалтера необходимо включить контроль первичной документации, используемой при расчете зарплаты, отражение этих операций на счетах бухучета. Сотрудник должен готовить справки по форме 2-НДФЛ, рассчитывать социальные взносы, формировать отчетность. Будет нелишним обязать сотрудника повышать свои знания трудового законодательства в области начисления и выплаты пособий, предоставлении льгот отдельным категориям работников.

Специфика этого участка работы состоит в том, что бухгалтер имеет доступ к большому количеству персональных данных сотрудников. Поэтому в его должностные обязанности необходимо включить пункт о соблюдении законодательства о защите персональных данных и конфиденциальной информации.

Общий центр обслуживания, или Аналог в бизнес-структурах

Модель взаимодействия со стороны напоминает аутсорсинг. Но это не совсем так, потому что часто главный офис компании полностью контролирует деятельность ОЦО. В случае с аутсорсингом такое невозможно.

Как и централизованная бухгалтерия, ОЦО решает две ключевые проблемы:

  • противоречия в действиях специалистов на местах, разные методологии ведения учёта, отчётности и других операций;
  • высокие финансовые расходы на деятельность разрозненных бухгалтерий в филиалах и подразделениях.

Благодаря ОЦО в холдингах повышаются качество и прозрачность учёта, формируются единые принципы работы. Становится меньше ошибок в документах и фактов искажения данных, выше контроль за хозяйственными операциями и движениями средств.

Выстроить максимально эффективное взаимодействие с централизованной бухгалтерией — одна из важнейших задач в бизнесе. Без цифровизации представить такую модель очень сложно. Именно поэтому компании охотно используют для этого специализированное ПО.

ЦБ в Московской области

16 декабря 2016 года была принята Концепция централизованного учета в Московской области. Она была утверждена ГКУ МО «Централизованная бухгалтерия Московской области». На обслуживание было взято около 418 государственных учреждений области.

Из них:

  • в Министерстве здравоохранения – 293 единицы;
  • в Министерстве образования – 73 единицы;
  • в Министерстве культуры – 26 единиц;
  • в Министерстве физической культуры – 26 единиц.

Основные контакты учреждения: г. Москва, ул. Коккинаки, д. 6.

Централизованная бухгалтерия Московской области осуществляет услуги в следующих областях:

  • ведение бухучета – формирование системы документального оформления информации об объектах учета и составление их отчетности;
  • составление налоговой отчетности.

Организация имеет утвержденную структуру и штатное расписание.

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется осуществлять бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

1.2. Бухгалтерское обслуживание включает в себя ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, в том числе:

  • открытие и ведение расчетных и лицевых счетов Заказчика и операций по ним;
  • участие в проведении инвентаризации материальных ценностей;
  • сдачу налоговой, статистической отчетности;
  • начисление и выдачу заработной платы;
  • выплату заработной платы и других выплат работникам Заказчика, которая осуществляется через кассу Исполнителя путем выдачи указанных денежных средств подотчетным лицам (раздатчикам) из числа работников Заказчика, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности. Ксерокопия договоров представляется Исполнителю.

Бухгалтерия: обязанности

Перечень, что входит в обязанности бухгалтера, зависит от специализации должности и необходимости применения профессионального стандарта. Обозначим основные задачи.

Обязанности бухгалтера расчетного стола (зарплата):

  • начисление заработной платы и иных вознаграждений за труд на основании кадровой документации и табелей учета;
  • начисление пособий, стипендий, отпускных и прочих видов выплат;
  • исчисление и уплата налогов, сборов и взносов с заработной платы;
  • подготовка зарплатной отчетности в ИФНС, Росстат, ФСС и ПФР;
  • участие в проверках со стороны внебюджетных фондов и налоговой службы.

Функции централизованной бухгалтерии

В зависимости от того, какая степень централизации бюджетного учета будет установлена органами местного самоуправления, возможно наделение ЦБ следующими функциями:

  1. Полная централизация учета. В этом случае в обслуживаемых учреждениях должность бухгалтера в штатных расписаниях не предусматривается, бухгалтерские службы не создаются. Первичные учетные документы по движению материальных запасов и других нефинансовых активов исполняются материально ответственными работниками учреждений. Кассы для приема и выдачи наличных денег в учреждениях тоже не создаются. Все расчеты проводятся через кассу централизованной бухгалтерии. Выплата заработной платы и других выплат работникам учреждений осуществляется через подотчетных лиц (раздатчиков) из числа работников учреждений, с которыми учреждения заключают договоры о полной материальной ответственности. Проекты смет доходов и расходов разрабатываются в централизованной бухгалтерии на основании данных, представленных руководителями учреждений или структурных подразделений. При этом право подписи заявлений на выдачу авансов подотчетными лицами, право утверждения авансовых отчетов, право подписи расчетно-платежных ведомостей на выдачу заработной платы сохраняются за руководителями учреждений.
  2. Осуществление части функций: расчетов с поставщиками и подрядчиками по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам. В данном случае в штатные расписания учреждений вводится должность бухгалтеров, в обязанности которых входит подготовка не только первичной документации, но и бухгалтерских документов, служащих основанием для производства расчетов (проектов штатных расписаний, платежно-расчетных ведомостей документов, служащих для списания стоимости использованных материальных запасов, и т.п.). За централизованной бухгалтерией закрепляется право проверки правильности составления представленных документов, обоснованности применяемых цен и тарифов, контроля за соблюдением установленного законодательными и нормативными актами порядка использования бюджетных и иных средств учреждений. Все основные расчеты производятся через централизованную бухгалтерию, учреждения не открывают собственных счетов в кредитных организациях или ОФК. При этом в учреждениях могут создаваться операционные кассы, которые в конце каждого рабочего дня должны сдавать деньги в кассу централизованной бухгалтерии. Расчеты в безналичном порядке (включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам) производятся централизованной бухгалтерией. Налоговая отчетность составляется и представляется ею.
  3. Обслуживание учреждений при централизованном снабжении. В таком случае учреждениям предоставлены максимальные полномочия по ведению бюджетного учета. ЦБ осуществляет учет в части расходов, производимых по отдельным статьям (КОСГУ). Как правило, это связано с ситуацией, когда некоторые виды материальных запасов или иных нефинансовых активов поставляются централизованно, при этом в учреждениях создаются бухгалтерские службы. Порядок учета хозяйственных операций, осуществляемых в данном случае, регулируется положениями разд. IV Инструкции N 148н .
Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2023 году

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

  1. Составление сводной бухгалтерской отчетности. Органы власти местного самоуправления могут возложить на ЦБ только обязанности составления сводной бюджетной отчетности, сбора и обобщения необходимой информации в течение финансового года. Такой вариант удобен органам местного самоуправления для упорядочения контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых учреждениям. Бюджетные учреждения, имеющие свои бухгалтерии, должны передавать бухгалтерскую отчетность в отраслевые централизованные бухгалтерии для составления сводной отчетности по району, городу, области. Например, учреждения образования ежемесячно и ежеквартально представляют бухгалтерскую отчетность в МУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования города (района)».

Но на практике встречаются случаи, когда указанные функции возлагаются не на ЦБ, а на специально созданные сводные группы, которые входят в состав отраслевых департаментов, министерств органов местного самоуправления, субъектов РФ (например, сводная группа по экономическому анализу и составлению сводной отчетности городского департамента культуры).

Платежи из государственных внебюджетных фондов

Федеральное казначейство в Письме от 08.06.2005 N 42-5.2-10/148 по вопросу правомерности зачисления целевых средств ФСС РФ на лицевые счета централизованных бухгалтерий, обслуживающих бюджетные учреждения, сообщило следующее. Согласно п. п. 1, 3 ст. 26 НК РФ налогоплательщики (в данном случае — бюджетные учреждения) вправе участвовать в правоотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (в данном случае — через централизованную бухгалтерию), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами. В силу п. п. 1, 3 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика-организации признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), которое осуществляет данные полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. В связи с вышесказанным Федеральное казначейство считает возможным применение норм, аналогичных вышеуказанным, и в отношениях между бюджетными учреждениями и государственными внебюджетными фондами в части платежей из государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям.

Оформление платежных поручений

Рассмотрим следующую ситуацию. У бюджетных учреждений отсутствуют расчетные счета, а бухгалтерский и налоговый учет по ним осуществляется централизованной бухгалтерией. Какие данные в этом случае нужно указывать в полях «ИНН плательщика» и «КПП плательщика» платежных документов на перечисление налогов?

Как уже говорилось, руководители учреждений могут передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии (п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете). При этом централизованные бухгалтерии должны обеспечить раздельное ведение бухгалтерского учета, своевременное формирование и представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности за каждое бюджетное учреждение. Следовательно, платежные поручения на перечисление налогов составляются централизованными бухгалтериями отдельно по каждому обслуживаемому учреждению, либо они содержат информацию о суммах, перечисляемых по каждому обслуживаемому учреждению.

Поручения на уплату налогов и сборов оформляются в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и по каждому налогоплательщику отдельно.

В случае отсутствия у бюджетных организаций расчетных счетов централизованная бухгалтерия при оформлении расчетных документов в полях «ИНН плательщика» и «КПП плательщика» должна указывать соответственно ИНН и КПП бюджетной организации, а в поле «Плательщик» — наименование централизованной бухгалтерии, для которой открыт счет в банке с целью учета операций со средствами федерального бюджета, с которого списываются денежные средства.

Структура бухгалтерии на предприятии

В соответствии с ФЗ № 402 от 06.12.2011г., все компании, вне зависимости от их форм собственности, должны вести бухгалтерский учет (при этом также неважно, кем будет осуществляться процесс: наемным бухгалтером или самим управленцем). В любом случае, ответственность за соблюдение правил ведения бухгалтерского учета в компании несет управленец.

Создание бухгалтерского отдела является одним из основных вопросов при учреждении компании. Ввиду этого ФЗ № 402 предусматриваются такие варианты организации бухучета:

Факт наличия бухгалтерской службы, ее форма и порядок работы должен фиксироваться в локальном нормативе – Учетной политике. Наниматель также вправе корректировать форму организации рассматриваемой службы, в данной ситуации руководитель должен внести измененные сведения в Учетную политику, исключив оттуда неактуальную информацию. Подобное, зачастую, характерно для крупных предприятий, которые отличаются разветвленной структурой отделов, например, основное, вспомогательное и обслуживающее производства и т.д.

Читайте также:  Губернаторские выплаты при рождении ребенка

В соответствии с конкретными потребностями производства, бухгалтерия может включать в себя следующим отделы:

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) является учреждением, выполняющим функции бухгалтерских услуг для нескольких компаний одновременно. Данная организация практикуется на бухгалтерском и налоговом учете для предприятий разных форм собственности.

Возможна организация деятельности ЦБ в следующих формах:

  • компания, которая занимается аутсорсингом;
  • услуги в области инсорсинга.

При аутсорсинге бухгалтерская компания по соглашению в виде договора получает на возмездной основе возможности вести бухгалтерский и налоговый учет для других организаций. В случае инсорсинга функции учета аккумулируются в родительской организации.

Особенная характеристика централизации бухгалтерских услуг в муниципальном секторе заключается в реализации обязанностей ведения бухучета, но не предусматривает оплату таковых услуг.

По возможности централизации выделяют следующие способы ведения бухгалтерского учета:

  • полная централизация;
  • форма частичной централизации;
  • контроль в работе в определенном секторе — в области централизованных закупок материальных ценностей и товаров;
  • подготовка сводной отчетности.

Особенности организация централизованной бухгалтерии

В процессе самостоятельной работы централизованные бухорганы составляют и утверждают местные правила в форме следующих документов:

  • приказы, указания и административные документы, которые были одобрены управляющим;
  • коллективное соглашение и договор;
  • положения об учетной политике и вознаграждениях персонала, оплате труда;
  • внутренние правила.

Цель централизованной бухгалтерии по обслуживанию учреждений — это ведение налогообложения и учета.

К многофункциональным обязательствам ЦБ также относятся:

  • формирование отчетности;
  • возможное отражение операций в натуральных и стоимостных значениях;
  • проверка первички, ревизия сроков ее сдачи;
  • мониторинг динамики количественного и качественного состава запасов;
  • ревизия использования трудовых ресурсов и управления финансовыми потоками компании;
  • реализация расчетов с контрагентами и работниками.

Работники ЦБ играют большую роль в инвентаризации и оказывают консультационные услуги.

Задачи деятельности централизованной бухгалтерии могут включать представление отчетной документации в регулирующие органы и управленческий учет, подготовку аналитики, расчет смет по доходам и затратам и проверку утвержденного бюджета.

ЦБ в Московской области

16 декабря 2016 года была принята Концепция централизованного учета в Московской области. Она была утверждена ГКУ МО «Централизованная бухгалтерия Московской области». На обслуживание было взято около 418 государственных учреждений области.

Из них:

  • в Министерстве здравоохранения – 293 единицы;
  • в Министерстве образования – 73 единицы;
  • в Министерстве культуры – 26 единиц;
  • в Министерстве физической культуры – 26 единиц.

Основные контакты учреждения: г. Москва, ул. Коккинаки, д. 6.

Централизованная бухгалтерия Московской области осуществляет услуги в следующих областях:

  • ведение бухучета – формирование системы документального оформления информации об объектах учета и составление их отчетности;
  • составление налоговой отчетности.

Организация имеет утвержденную структуру и штатное расписание.

Бухгалтер расчетного стола несет ответственность:

4.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

4.2. за причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

4.3. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Функции и обязанности

Бухгалтер расчетного стола должен уметь правильно вести бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций, разбираться в порядке проведения документальных проверок и ревизий.

Он всегда должен быть в курсе законодательных актов и постановлений, относящихся к бухгалтерскому учету.

Знать порядок документооборота, оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по движению основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, план и корреспонденцию счетов, трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда. Уметь пользоваться вычислительной техникой.

В обязанностях расчетного бухгалтера:

  • ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • ведение табеля учета рабочего времени;
  • начисление заработной платы, социальных пособий и иных выплат в установленном законодательством порядке и введение этих данных в компьютерные системы (оклады, материальная помощь, премии и т. д.);
  • выдача работникам предприятия справок о начислении заработной платы и других выплат, а также об удержаниях из них;
  • обработка первичных документов по соответствующим участкам учета (листы временной нетрудоспособности, премии);
  • расчет налогов;
  • подготовка отчетов по заработной плате и налогам;
  • расчет и представление в соответствующие фонды страховых взносов;
  • сверка по налогам и сборам с налоговой инспекцией;
  • уведомление главного бухгалтера обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.

Необходимость постоянного совершенствования организации бухгалтерского учета неотделима от проблемы подбора кадров и повышения квалификации. Актуальность данной проблем возрастает, с одной стороны, потому, что переход к рыночной экономике требует новых знаний, перестройки мышления всех работников учета и в первую очередь главных бухгалтеров, а с другой — сегодня в бухгалтерию пришло много начинающих бухгалтеров, выпускников краткосрочных курсов. Это люди, имеющие жизненный опыт, вчерашние врачи, инженеры, учителя, но в силу известных обстоятельств сменившие свои профессии. Различные краткосрочные курсы и школы не способны обеспечить должной подготовки специалистов. Престиж профессии бухгалтера резко возрос.

Недостатки в учете и отчетности нередко вызваны тем, что в ряде учреждений и централизованных бухгалтерий бухгалтерские службы не укомплектованы квалифицированными кадрами. Результаты работы бухгалтерского коллектива в решающей степени зависят от того, кто им руководит. Главный бухгалтер (начальник централизованной бухгалтерии) должен уметь организовать труд коллектива и свой труд так, чтобы не делать лишней работы, исключить дублирование, четко распределить должностные обязанности и контролировать их выполнение. Стремление главного бухгалтера всегда все делать самому, не доверяя никому из своих помощников, приводит к тому, что он не успевает, конечно, одновременно вникнуть во все участки работы и поэтому многое упускает. Самой важной и наиболее трудной работой главного бухгалтера централизованной бухгалтерии является умение правильно организовать работу коллектива и свой труд.

В ходе проведенного нами выборочного опроса бухгалтеров учреждений непроизводственной сферы Москвы и Московской области выяснилось, что 73% опрошенных считают: для повышения деловой квалификации достаточно одних только индивидуальных занятий, т.е. самостоятельного изучения нормативных актов, специальной литературы и журналов. Однако практика свидетельствует о том, что такая форма повышения квалификации, если она остается единственной, дает относительно небольшой эффект. Это объясняется тем, что главные бухгалтеры из-за большой загрузки служебными обязанностями, а иногда просто из-за отсутствия самодисциплины повышение квалификации «переносят» на неопределенное будущее.

Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Москве

Совершенствование профессиональных знаний бухгалтера — непрерывный процесс, который должен продолжаться в течение всей его трудовой деятельности. Поэтому в каждой бухгалтерии должен быть разработан график повышения квалификации работников с указанием учебного заведения, в котором будет повышаться квалификация, формы повышения квалификации (с отрывом или без отрыва от работы), сроков.

Наиболее эффективной формой повышения квалификации бухгалтеров признано обучение в институтах повышения квалификации руководящих работников и специалистов министерств и ведомств, в их филиалах и на курсах межотраслевых институтах повышения квалификации, на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации при министерствах и ведомствах.

Большую работу по повышению квалификации бухгалтеров бюджетных учреждений проводят факультеты повышения квалификации при Всероссийском ордена «Знак Почета» заочном финансово-экономическом институте, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, а также Финансовый институт повышения квалификации Министерства финансов Российской Федерации. В числе прочих дисциплин, изучение которых предусмотрено учебными планами, большое внимание уделяется курсам «Совершенствование методологии и организации бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях» и «Анализ хозяйственной деятельности и использования учетной информации в бюджетных учреждениях». Обучение проводится в форме лекций, практических занятий. Большое внимание уделяется разбору конкретных ситуаций, тематическим дискуссиям, обмену практическим опытом слушателей, работе на ЭВМ. Завершается курс обучения в институте защитой выпускной работы.

Высоким требованиям должны отвечать и организационные формы и методы повышения квалификации. Отечественная и зарубежная практика выработала большое разнообразие форм и методов повышения квалификации бухгалтерских кадров. При выборе той или иной формы обучения следует исходить из конкретной цели; при этом наиболее предпочтительной является та, которая позволяет при наименьших затратах средств и времени получить требуемый эффект. Поэтому наряду с широким использованием имеющихся традиционных форм необходимо изыскивать новые формы обучения, позволяющие повышать квалификацию бухгалтеров без отрыва от работы, что позволит теснее увязать повышение квалификации работников с решением теоретических и практических вопросов соответствующих участков работы, а также добиться систематизации и непрерывности процесса обучения.

Сегодня основная форма повышения квалификации бухгалтеров очная с отрывом от работы. Как стало очевидным, возможности приема бухгалтеров в институты и на факультеты повышения квалификации очень малы в сравнении с числом желающих обучаться. Это объясняется отсутствием материальной базы. Бесспорен и тот факт, что повышать квалификацию сотен тысяч бухгалтеров народного хозяйства по принципу непрерывности образования, применяя школьно-вузовские формы и методы, нереально: не хватит ни преподавателей, ни средств. Судя по зарубежному опыту, следует шире практиковать заочную форму для повышения квалификации. Так, в Токийском промышленном институте по повышению эффективности труда, который готовит руководящие кадры для экономики в основном из числа лиц с высшим образованием, контингент слушателей заочного отделения выше стационарного в 9 раз.

В пользу безотрывной от работы формы повышения квалификации говорит и тот факт, что бухгалтеры не отвлекаются от работы и семьи. Конечно, из этого не следует делать вывод, что мы только за такую систему обучения. Нет. Вся деятельность по повышению квалификации бухгалтерских кадров должна осуществляться дифференцированно в зависимости от уровня подготовки бухгалтеров и потребностей учреждений.

Повышение квалификации главных бухгалтеров не может ограничиться только их занятиями в институте повышения квалификации. Нам бы хотелось выделить и такую форму повышения квалификации руководителей централизованных бухгалтерий, как стажировка в других учреждениях. Эта форма повышения квалификации позволит молодому бухгалтеру научиться практическим методам ведения учета у более опытного специалиста непосредственно на рабочем месте и в конкретных условиях; кадровому бухгалтеру — обменяться опытом и, вернувшись после стажировки в «свое» учреждение, взглянуть с новых позиций на организацию учета. Главный бухгалтер, работая длительное время в одном учреждении, свыкается со сложившимися недостатками и перестает их замечать. К этому можно добавить, что главный бухгалтер, находясь на стажировке в другом коллективе, не только учится сам, но и помогает своему коллеге, у которого стажируется, улучшить организацию бухгалтерского учета.

Полезность такой формы повышения квалификации руководителей бухгалтерского учета очевидна, и остается сожалеть, что она не получила должного распространения. Недостатком данной формы повышения квалификации является то, что при ней работник не получает теоретических знаний, а также и то, что не каждый главный бухгалтер может быть опытным наставником. Наибольший эффект данная форма будет иметь в сочетании с обучением в институте (на факультете) повышения квалификации.

Поэтому представляется целесообразным ознакомить читателей с программами, разработанными автором, которые применяются для повышения квалификации главных бухгалтеров и их заместителей в бюджетных учреждениях и централизованных бухгалтериях (см. табл.4 и 5). Эти программы могут быть использованы как при организации курсов повышения квалификации, так и в самостоятельной работе.

Таблица 4. Тематический план и программа курса «Совершенствование методологии и организации бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях»
№ п/п Наименование темы Продолжительность обучения
1 месяц 1,5 месяца 2 месяца
лекции другие виды занятий лекции другие виды занятий лекции другие виды занятий
1 Совершенствование методологии и организации бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы и централизованных бухгалтериях 2 2 2
2 Учет финансирования, денежных средств и расходов 2 2
3 Совершенствование учета основных средств 2 4 2 4
4 Учет наличия и движения материальных ценностей, продуктов питания и контроль за их использованием 4 4 4 4
5 Актуальные вопросы учета труда и заработной платы 2 4 2 4
6 Учет внебюджетных средств 2 4 2 4
7 Учет затрат на производство и реализацию продукции и выполненных работ 2 2 2 2
8 Учет расчетных операций и фондов 2 2 2 2
9 Показатель бухгалтерской отчетности в системе экономической информации 2 2 2 2
10 Учет капитальных вложений 2 2 2 2
11 Учет в подсобных сельских хозяйствах 2
12 Учет научно-исследовательских работ 4 6
13 Учет в детских дошкольных учреждениях 2 2
14 Учет в учреждениях, перешедших на новые условия хозяйствования 6 2 6 2
ИТОГО 28 30 38 30


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *