Что предпринять при обвинении во взятке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что предпринять при обвинении во взятке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.

Взятка – ценности, незаконно передаваемые за действия или бездействие в интересах дающего:

  • должностному лицу государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций – кто ими является подробно прописано в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ;
  • иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации – таковыми они могут являться по нормам международных договоров РФ в сфере противодействия коррупционным проявлениям.

Взяткой могут признаваться:

  • деньги;
  • имущество, права на него;
  • ценные бумаги;
  • услуги имущественного характера – любые материальные выгоды, преимущества, освобождение от обязательств, например, существенно более выгодное по сравнению с остальными людьми или бесплатное предоставление кредита, каких-либо иных услуг, подлежащих оплате.

Последствия для дающего

За взятку от 10 тыс. руб. по ч. 1 ст. 291 УК РФ следуют:

  1. Штраф:
    • до полумиллиона руб.;
    • в виде дохода виновного за промежуток времени до 12 мес.;
    • на сумму взятки, увеличенной в 5-30 раз.
  1. Исправительные работы до 2 лет.
  2. Принудительные работы до 3 лет.
  3. До 2 лет заключения.

Переданная в значительном размере (начиная с 25 тыс. руб.) взятка по ч. 2 ст. 291 УК РФ может повлечь:

  1. Штраф в размере:
    • до 1 млн. руб.;
    • дохода за срок до 2 лет;
    • 10-40-кратной суммы незаконного вознаграждения.
  1. Исправительные работы 1-2 года.
  2. Лишение свободы до 5 лет.

Дача взятки за незаконные действия или бездействие по ч. 3 ст. 291 УК РФ может обернуться:

  1. Штрафом в размере:
    • до 1,5 млн. руб.;
    • дохода за период до 2 лет;
    • 30-60-кратно увеличенной взятки.
  1. Заключением до 8 лет.

В части 4 ст. 291 указана ответственность за дачу взятки, запрещенную с 1 по 3 ч. этой статьи, совершенную:

  • группой лиц по предварительному сговору, то есть людьми, заблаговременно условившимися о том, чтобы совершить преступление вместе;
  • организованной группой – структурированным сообществом людей с распределенными ролями, объединенных целью совершать преступления;
  • в крупном размере, превышающем 150 тыс. руб.

За такие деяния назначают:

  1. Штраф в размере:
    • 1-3 млн. руб.;
    • всего дохода за период 1-3 года;
    • суммы взятки, умноженной на 60-80.
  1. Лишение свободы 7-12 лет.

Дача взятки в особо крупном размере свыше 1 млн. руб. наказывается по ч. 5 ст. 291 УК РФ:

  1. Штрафом в размере:
    • 2-4 млн. руб.;
    • доходов виновного за промежуток времени 2-4 года;
    • 70-90-кратной суммы незаконного вознаграждения.
  1. Лишением свободы 8-15 лет.

Доказательства дачи взятки

Доказательства – это любые сведения, по результатам оценки которых можно установить обстоятельства, подлежащих доказыванию в ходе производства по делу.

Все виды доказательств по уголовным делам определены ст. 74 УПК РФ. Они бывают основой обвинения и по уголовным делам о фактах дачи взяток.

На практике чаще всего обвинение обосновывается следующими доказательствами:

  • показания привлекаемого к ответственности лица как подозреваемого и обвиняемого;
  • показания свидетелей;
  • протоколы следственных действий – осмотра предметов, документов, места происшествия, выемки;
  • заключения экспертов, например, о стоимости предмета, переданного в качестве незаконного вознаграждения;
  • вещественные доказательства;
  • различные документы, например, о должностном положении лица, которому передавалась взятка и т.д.

Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество

Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.

Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.

Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:

  • В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
  • В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
  • В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
  • В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
  • В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
  • В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.

Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.

Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.

Посредничество в получении имущественных ценностей взяточником

За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.

Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:

  • Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
  • Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
  • Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.

Уголовная ответственность за посреднические услуги в передаче взятки наступает по ст.291 УК России:

  • Взятка не попадает под квалификацию мелкое взяточничество, то есть больше 25 тыс. руб. Если взятка относится к категории мелкой, ответственность не наступает, однако посредник не освобождается от наказания за должностные противоправные деяния (например, подлог, растрата и т.п.).
  • Лицо, оказавшее посреднические услуги, совершало противоправное деяние по просьбе или приказу лица, давшего взятку или получившего ее, или по просьбе обеих сторон.
  • Когда собраны неопровержимые данные передачи взятки посредником. Если доказательную базу собрать не удалось, уголовная ответственность, регламентируемая ст.291 УК России, не наступает.
  • Лицо, пообещавшее передать взятку еще не успело это сделать, но проявило намерения стать посредником. В этом случае инициатива стать посредником может проявляться как лица, пообещавшего сыграть роль посредника, так и любого иного, являющего звеном коррупционной схемы.

В уголовном делопроизводстве существует мнение, что обещание стать посредником в передаче взятки, не содержит состава преступления, которое появляется только после совершения преступного деяния, подтверждающего подобное намерение. Такими деяниями могут стать: встреча, на которой передавались имущественные ценности для вручения их взяткополучателю; аудиозапись разговора, в котором назначалась встреча и указывались материальные ценности, предназначенные к передаче и т.п.

В случаях, когда лицо, согласившееся оказать посреднические услуги, забрало материальные ценности для передачи взяткополучателю, не намереваясь при этом их передать ему, преступления с признаками взяточничества нет, а есть противоправные деяния с признаками мошенничества.

Ответственность за посредничество во взяточничестве:

  • Принудительная изоляция до четырех лет; выплата штрафных санкций в виде фиксированной суммы в 700 тыс. руб.; выплата штрафа от 20-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
  • При оказании посреднических услуг в передаче имущественных ценностей взяточнику с использованием противоправных деяний или должности в госучреждении – принудительная изоляция на 3–7 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы в 1 млн. рублей; выплата 20-ти до 50-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
  • За участие в преступном образовании, когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 150 тыс. руб. – принудительная изоляция на 5–10 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы 1–2 млн. руб.; выплата от 50-ти до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
  • Когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 1-го млн. руб. – принудительная изоляция на 7–12 лет; выплата фиксированной суммы 1,5–3 млн. руб.; выплата штрафа от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
  • Когда посредник сам предложил свои услуги взяткополучателю или взяткодателю – принудительная изоляция не более 7-летнего срока; выплата фиксированной суммы не более 3 млн. руб.; выплата штрафа до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.

Во всех указанных выше случаях в судебном решении может быть вынесено дополнительное постановление о запрещении назначения осужденного на должность в госучреждении или заниматься определенным видами деятельности на 3–7 лет.

Отдельной статьей УК России перечисленные выше преступные деяния в виде посредничества стали регламентироваться только в 2011г. Ранее этого года такие деяния регламентировались ст.290 и ст.33 (ч.5) УК России.

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

Вопросы
совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
Государственной Думы.

Читайте также:  Смена финансового управляющего при банкротстве физических лиц

Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

Основные
положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

Мне
предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
защищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или,
тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.

Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
преступлений коррупционной направленности.

В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегда
на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственность
грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое же
нарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицу
ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
рублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственности
за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционные
преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций,
таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
свободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
лишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взятки
можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может
считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовному
законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные
бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые
щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного
характера.

Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному
врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного
законодательства.

Государственным и муниципальным
служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено
получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок
или развлечений, или того же лечения.

Все подарки, полученные на протокольных,
официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Они признаются
государственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первый
взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия
в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо
помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал
за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности
за получение взятки.

Как
контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит
за сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные
должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат
контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних
детей.

За непредоставление такой информации
или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону
должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,
транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения
которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мы
усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,
законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная
сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Кроме того, состояние должностных лиц теперь
контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль
за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

Наконец, на минувшей неделе мы
приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями
по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их
иметь.

Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над
совершенствованием антикоррупционного законодательства.

Она носит уже скорее
точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,
устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –
чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности
привлекались должностные лица самого высокого ранга.

Но одним из важнейших вопросов
остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого
понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.

Какие есть особенности рассмотрения уголовных дел по взяткам?

Прежде чем разбираться с тем, как защититься от уголовного преследования по вопросу взяточничества, нужно понимать, какие особенности есть у данных преступлений с точки зрения Уголовного кодекса, нюансов досудебного и судебного рассмотрения и других отличий. Вот основные особенности уголовных дел по взяткам:

  • привлечь к ответственности могут как взяткополучателя, так и взяткодателя – вопреки существующему стереотипу, что наказывают только того, кто взял взятку, на самом деле привлечь к уголовной ответственности могут обе стороны – есть статья за взятку и для взяткодателя, и для взяткополучателя. В Уголовном кодексе есть две отдельные статьи: ст. 290 касается получения неправомерной выгоды, ст. 291 – дачи такой выгоды. Более того, с некоторых пор привлечь к ответственности могут и посредников – в последнее время нередко неправомерная выгода передается не напрямую, а через помощников, чтобы снизить вероятность попасться правоохранителям при даче/получении взятки, потому были внесены изменения в Уголовный кодекс;
  • понятие «взятка» касается только должностных лиц – хотя коррупционные действия распространены как в государственном секторе, так и в частных компаниях, получение взятки может относиться исключительно к чиновникам, руководителям государственных предприятий, судьям, правоохранителям и т.д. В случае частных компаний речь идет о коммерческом подкупе, а не о взятке – за него также предусмотрена уголовная ответственность, но по другим статьям. Что касается взяткодателя, то он может быть кем угодно: частным лицом, представителем бизнеса, чиновником и т.д. – в этом плане ограничений в Уголовном кодексе нет;
  • не существует порога, с которого грозит уголовное преследование за взятку – в отличие от многих других экономических преступлений, в Уголовном кодексе не указан минимальный ущерб, с которого возможно открытие уголовного дела за дачу или получение взятки. Таким образом, размер взятки по уголовному делу может быть минимальным – несколько сотен или тысяч рублей уже могут привести к преследованию по статьям уголовного кодекса. Правда, за мелкие взятки наказание вряд ли будет серьезным – скорее всего, виновные отделаются небольшими штрафами, но при этом у них останется судимость, и при рецидиве строгость наказания серьезно возрастет;
  • на строгость санкций влияют отягчающие и смягчающие обстоятельства – в этом взяточничество не отличается от других правонарушений: если при совершении были отягчающие обстоятельства, наказание будет более строгим, смягчающие – более мягким. К отягчающим обстоятельствам относят совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, сопутствующие преступления, угрозы и шантаж при требовании взятки, аналогичные преступления в пролом. К смягчающим обстоятельствам относят совершение преступления впервые, раскаяние в совершенных действиях, компенсацию ущерба и т.д.;
  • взяткодатель и посредник могут законно избежать уголовного преследования –в случае, если у человека вымогают взятку, или он вынужден выступать в роли посредника при ее передаче из-за своих служебных обязанностей, угроз и т.д., и при этом информация о взятке была передана правоохранителям, и свидетельства этих лиц помогли раскрыть дело, они будут освобождены от уголовной ответственности – это прямо указано в соответствующий статьях Уголовного кодекса. Очевидно, что для взяткополучателя такой возможности нет.

Все эти особенности следует учитывать при построении защиты в случае, если вас или ваших близких обвиняют в даче или получении взятки.

Взятка – ценности, незаконно передаваемые за действия или бездействие в интересах дающего:

  • должностному лицу государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций – кто ими является подробно прописано в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ;
  • иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации – таковыми они могут являться по нормам международных договоров РФ в сфере противодействия коррупционным проявлениям.

Взяткой могут признаваться:

  • деньги;
  • имущество, права на него;
  • ценные бумаги;
  • услуги имущественного характера – любые материальные выгоды, преимущества, освобождение от обязательств, например, существенно более выгодное по сравнению с остальными людьми или бесплатное предоставление кредита, каких-либо иных услуг, подлежащих оплате.

Отличие подарков от взятки согласно уголовного кодекса

Гражданский кодекс закрепляет прямой запрет на получение в качестве дара должностными лицами материальных благ и ценностей на сумму свыше 3 000 рублей. До этой суммы предметы и ценности считаются обычными подарками и их получение, и передача не ограничены.

Ответственность и наказание за дачу незаконного поощрения (взятки). Сложившаяся судебная практика.

За неквалифицированную (простую) взятку, законодателем в части 1 рассматриваемой уголовной статьи предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5-ти до 30-ти кратного размера незаконного вознаграждения, лишение свободы на срок до двух лет с возможностью применение штрафа на сумму, не превышающую 10-ти кратный размер взятки. Для большей наглядности конкретные санкции за квалифицированные виды рассматриваемого деяния, представлены в таблице ниже:

Размер взятки Ответственность за дачу взятки
Дача взятки наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
В значительном размере наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.
За совершение заведомо незаконных действий (бездействие) — наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взя,тки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Группа лиц по предварительному сговору или организованной группой;

Либо в крупном размере

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
В особо крупном размере наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Читайте также:  Когда неуплата налогов грозит тюрьмой

Следует отметить, что предусмотренная частью 3 осознаваемая незаконность действий, за реализацию которых передается незаконное вознаграждение, позволяет делать однозначный вывод о том, что лицо, передающее взятку, прямо понимает неправомерность действий, выполнения которых требуется от взяткополучателя: сотрудника правоохранительного органа, преподавателя, медицинского работника, иного представителя государственного органа.

Пример.

М. высказал начальнику отдела райвоенкомата просьбу в содействии в неправомерном освобождении его от военной службы путем предоставления отсрочки, оснований в которой он не имел. В качестве неправомерного вознаграждения призывник предложил деньги в сумме 180 тыс. руб. Указанные действия будут правомерно квалифицированы по части четвертой анализируемой уголовной статьи, так как предложена взятка образует крупный размер, а предполагаемые к совершению должностным лицом действия заведомо неправомерны.

В каком размере и за какие действия дают взятку?

На самом деле в законодательстве не сказано, какая точно сумма может быть названа взяточными деньгами.

Следует знать, что законодатель относит к подобного рода «вознаграждениям» не только денежные средства.

В качестве взятки, с точки зрения закона, могут выступать:

  • некая сумма;
  • недвижимость, передаваемая во владение или пользование чиновнику;
  • запрещённые к обороту или ограниченные в нём предметы (наркотики, оружие и т. п.);
  • дорогостоящие услуги, которые взяткодатель оказывает безвозмездно (ремонт машины, строительство дома и т. д.);
  • ценные акции и подобные бумаги.

Таким образом, любое имущество или услуга неимущественной направленности может быть отнесено к взятке, если они переданы или оказаны чиновнику безвозмездно, при этом что он использует свои служебное положение для оказания ответной «услуги» взяткодателю.

Следует знать, что ответная «услуга» необязательно должна заключаться в каком-либо действии субъекта, получившего личную выгоду. Законодатель относит к преступлению и бездействие мздоимца, когда это бездействие обусловлено должностными обязанностями и даёт некое преимущество взяткодателю. Услуги, которые не обладают имущественным характером, не признаются взяткой.

К таковым может быть отнесено, например, предоставление чиновнику преимущества при приобретении какого-либо товара, являющегося особо ценным или редким. То есть, этот предмет не подарен, но человек получает преимущественное право его приобрести за собственные денежные средства. С точки зрения закона, это явление не считается взяткой.

При том что законодатель не уточняет размер взятки, в примечании к 290 статье УК РФ отмечены три уровня взятки, в зависимости от которых назначается уголовное наказание:

  • значительный размер – свыше 25 тыс. руб.;
  • крупный размер – свыше 150 тыс. рублей;
  • особо крупный размер – свыше одного миллиона рублей.

Подобное разграничение потребовалось ввести для того, чтобы усугубить наказание как за получение, так и за дачу взятки.

В статье 290 УК РФ перечисляются те, кто может стать привлеченным к ответственности за получение взятки: это должностные лица – то есть представители власти, официально наделенные государством определенными функциями.

Опираясь на судебную практику, чаще всего фигурантами коррупционных дел являются:

  • сотрудники полиции (за возбуждение дел или, наоборот, отказ в возбуждении; за незаконное прекращение, приостановление дел, инициирование необоснованных административных дел или наоборот, прекращение производства по ним; искусственное создание доказательств или напротив, уничтожение имеющихся; подделка материалов проверки, протоколов допроса и т.д.);
  • судебные приставы (за невозбуждение исполнительного производства, занижение стоимости описанного имущества, за незаконное исключение из описи, за безосновательное прекращение исполнительного производства, сокрытие доходов должника и бездействие в принятии мер по установлению таковых т.д.);
  • сотрудники государственных и муниципальных органов (выражаясь простым языком – чиновники) – в основном, это начальники отделов, а также высший руководящий состав (за незаконное выделение земельных участков, выдачу различных разрешений – на строительство, размещение киосков, торговых палаток и т.д.);
  • преподаватели ВУЗов, колледжей, училищ – за положительные оценки учащимся, которые фактически не обладают необходимыми знаниями;
  • работники медицинских учреждений – больниц, поликлиник, это могут быть как врачи, так и руководящий состав – за оформление медицинских документов и постановку неверных диагнозов, освобождений от труда и т.д.;
  • контрольно-надзорные органы – Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Жилищная, Пожарная и Трудовая инспекции – за непроведение проверок, сокрытие нарушений законодательства и т.д.;
  • сотрудники системы исполнения наказаний – за незаконное условно-досрочное освобождение или снятие судимости (уголовно-исполнительные инспекции), замена наказания на более мягкое, передача запрещенных к использованию предметов – средств связи, алкоголя и т.д.

Уголовный адвокат по ст. 291 УК РФ

Главной квалификационной особенностью данного преступления является его корыстный характер. Субъектом преступного деяния, подлежащего квалификации по ст. 290, может являться только лицо, наделенное определенными должностными полномочиями, т.е. способное от своего имени заключать юридически важные сделки, распределять хозяйственные ресурсы и пр.

УК РФ, имеющего солидный опыт в решении подобных дел и способного предоставить всестороннюю защиту по уголовным делам.

  • Если в деле отсутствуют прямые улики, подтверждающие факт получения взятки, то адвокат, в рамках защиты по ст. 290 УК РФ, пытается доказать, что предоставленная взяткодателем информация является не более, чем провокацией, направленной на уничтожение деловой репутации его клиента.
  • Подготовить все материалы, свидетельствующие об отсутствии вины, например, запись разговора в момент передачи взятки, комментарии людей, знающих о намерении взяткодателя совершить подлог денежных средств и пр. Если доказательств, свидетельствующих о невиновности взяткополучателя, недостаточно, то защита по ст.
    290 УК РФ происходит в судебном порядке.

Уголовный адвокат по ст. 291 УК РФ Защита по ст. 291 УК РФ потребуется при обвинении в даче взятки.

Если вас обвиняют по статье взяточничества, это еще не значит, что суд утвердит данное обвинение. Это будет зависеть от оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками полиции. Часто они совершаются с нарушениями. Поэтому в суде все собранные правоохранительными органами доказательства могут быть признаны недопустимыми. Ответственность за взяточничество Согласно 190 и 191 статье УК, взятка – уголовно наказуемое преступление. Оно может быть трех видов с разной степенью ответственности в каждом:

  • получение неправомерной выгоды – до 15 лет лишения свободы и штраф в 100-кратном размере взятки;
  • дача неправомерной выгоды – до 12 лет лишения свободы и штраф в 70-кратном размере взятки;
  • посредничество при взяточничестве – до 12 лет лишения свободы и штраф в 90-кратном размере взятки.

Другой комментарий к статье 291 УК РФ

Объект и предмет преступления тождественны объекту и предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290 УК РФ).

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (ст. 290 УК РФ).

Если взятка передается должностному лицу не самим взяткодателем, а посредником, то последний несет ответственность как пособник в даче взятки (ч. 5 ст. 33 и ст. 291 УК РФ). Необходимым условием при этом является осведомленность посредника о передаче им именно взятки. В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 также отмечается, что если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по ст. 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки (пособник).

От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом (либо с согласия должностного лица — его родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает должностному лицу взятку за совершение им определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 ст. 291 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается, и ответственность наступает по ч. 1 ст. 291 УК РФ.

В примечании к ст. 291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.

Следует иметь в виду, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.

Читайте также:  Повышение ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

Говоря о применении примечания к ст. 291 УК РФ, следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно примечанию к ст. 291 УК РФ освобождается от уголовной ответственности лицо, давшее взятку и добровольно сообщившее о даче взятки, но не о получении взятки. Поэтому, например, не подлежит освобождению от уголовной ответственности посредник, получивший взятку для последующей передачи должностному лицу, но до передачи предмета взятки обратившийся в органы милиции.

Кроме того, согласно закону получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, и обращение лица, получившего взятку, в органы милиции не освобождает его от уголовной ответственности, а расценивается как обстоятельство, смягчающее наказание. Однако при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.

Обвинение в получении взятки

Также взятка делится на несколько видов по совершаемым им действиям:

Взяткой будет считаться любая сумма денег в случае, когда взяткополучатель выполнил какие-либо действия выгодные взяткодателю, либо позволил ему выполнить какие-либо незаконные действия.

В случае получения взятки за заведомо нелегальные действия, штраф может быть в размере 40-70 кратного размера взятки, либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, дополнительного штрафа в 40 кратном размере, лишение права на занятие определенных государственных должностей сроком до 3 лет. В случае когда вас обвиняют в получении взятки, а вы знаете о том, что вы невиновны и отсутствуют основания, вы должны предпринять незамедлительно соответствующие действия. Наказание же за взятку может быть вплоть до лишения свободы сроком до 15 лет. Граждане, находящиеся на государственной службе не могут получать в качестве подарков материальные ценности, стоимость которых превышает 3000 руб.

Если подарок стоит дороже этой суммы он будет автоматически причислен к взятке.

Что предпринять при обвинении во взятке

Так что же предпринять если вас обвиняют во взяточничестве? Прежде всего необходимо заручиться поддержкой уголовного адвоката по взяткам, который сможет предоставить полный комплекс мер, направленных на защиту ваших прав и интересов.

Если не имеется прямых доказательств получения материального вознаграждения уголовный адвокат по ст. 290 УК РФ будет стараться доказать факт преднамеренной провокации, организованной взяткодателем, с целью подорвать деловую репутацию его подзащитного. Если на меня написали заявление в полицию что делать дальше? Обычно подобная тактика защиты по ст.

290 УК РФ бывает чрезвычайно эффективна.

Каждое должностное лицо рискует столкнуться с обвинением во взятке. Даже если служебные обязанности исполняются честно, не допускаются никакие злоупотребления и чтятся нормы законодательства нет никаких гарантий, что в один прекрасный момент на вас не падет обвинение во взятке. Ответственность за дачу взятки предусматривается ст.

291 УК РФ. Согласно положениям данной статьи, ответственность для взяткодателя наступает в любом случае и способ передачи вознаграждения должностному лицу не играет никакой роли. Деньги могут быть переданы в процессе личной встречи или через посредника.
С другими ценностями материального характера дело обстоит несколько иначе. Статья 575 ГК гласит, что должностным лицам запрещено принимать в дар материальные ценности, за исключением подарков, не представляющих значительной материальной ценности. Под такими подарками подразумеваются предметы, стоимость которых не превышает отметку в 3 тысячи рублей.

Комментарий к статье 291 УК РФ

1. О понятии, предмете и признаках взятки см. комментарий к ст. 290 УК.

2. Объективная сторона преступления состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении услуг имущественного характера, предоставлении иных имущественных прав должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействие), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам.

3. Преступление считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей, предоставляемых услуг или имущественных прав. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ст. 291. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить взятку, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.

4. Должностное лицо, предложившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

5. Если лицо получает от взяткодателя деньги или ценности для передачи должностному лицу, но на самом деле не намеревается этого делать и присваивает их, его действия в зависимости от обстоятельств дела должны квалифицироваться по ст. ст. 159 или 160 УК, а действия взяткодателя — как покушение на дачу взятки. В случае если при указанных обстоятельствах взяткодатель был склонен этим лицом к передаче взятки, то последнее должно отвечать также за подстрекательство к даче взятки.

6. Групповой способ дачи взятки (п. «а» ч. 4 ст. 291) будет иметь место в том случае, когда несколько лиц согласованно передают лично или через посредника хотя бы часть обусловленного вознаграждения за деяние, которое должностное лицо должно было или могло совершить в интересах участвующих в даче взятки лиц.

7. Значительный, крупный и особо крупный размеры передаваемой взятки определяются в примечании 1 к ст. 290 УК.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

9. В примечании к комментируемой статье предусмотрен специальный вид освобождения взяткодателя от уголовной ответственности.

Другой комментарий к статье 291 Уголовного Кодекса РФ

1. Объект и предмет преступления дачи взятки в полном объеме совпадают с аналогичными признаками состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК. В комментируемой статье также закреплены новеллы, касающиеся размера взятки, кратности штрафа размерам взятки.

2. Объективная сторона выражена в совершении виновным действий, связанных с передачей должностному лицу лично либо через посредника предмета взятки. Однако если последний не знал о характере совершаемого деяния, а лишь выполнял указание своего начальника, то он не может нести ответственность, ибо выступал в роли «средства» достижения преступного результата. Организатором и исполнителем дачи взятки будет должностное лицо. Если же подчиненный был хорошо осведомлен о сути совершаемого им деяния, то он должен рассматриваться как соучастник данного преступления, выступивший в роли исполнителя (посредник).

3. Состав преступления — формальный. Это преступление считается оконченным с момента фактической передачи предмета взятки. Правомерно ставить вопрос о наличии состава дачи взятки, когда передача ее предмета состоялась после выполнения нужных взяткодателю действий. Возможно и покушение на совершение дачи взятки, если она не состоялась по причинам, не зависящим от воли виновного, и его преступное поведение стало известно правоохранительным органам.

По ч. 2 данной статьи ответственность наступает за дачу взятки в значительном размере.

Часть 3 ст. 291 УК предусматривает ответственность за дачу взятки в случаях совершения должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий предопределяет соответствующее его поведение. Основу этого поведения составляет совершение должностным лицом таких действий (бездействия), которые носят характер незаконных, противоречащих определенному нормативному акту, имеющему статус закона. В данном смысле должностное лицо может совершать любое правонарушение: проступок или преступление. Доказывая наличие указанного квалифицирующего признака в действиях лица, следует установить его умысел, т.е. знание им того факта, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). Именно доказывание этого обстоятельства в следственной практике представляет определенную трудность.

Передача взятки нескольким должностным лицам образует состав самостоятельных отдельных преступлений, при условии что должностные лица совершают разные действия в интересах одного или группы взяткодателей. Если же они составляют единый групповой механизм, от которого зависит решение нужного взяткодателю вопроса, и это понимают все, то налицо состав дачи взятки как единого состава. Что касается правовой оценки действий указанных должностных лиц с позиции соучастия, то они должны рассматриваться как участники получения взятки по предварительному сговору или организованной группой.

По ч. 4 ответственность наступает за дачу взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или в крупном размере.

В ч. 5 установлена ответственность за дачу взятки в особо крупном размере.

4. Субъектом дачи взятки является любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве субъекта дачи взятки может выступать и должностное лицо. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

5. Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в форме прямого умысла, когда виновный осознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает передать предмет взятки. Однако если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи вещи, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом случае состав дачи взятки отсутствует.

Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. Сюда можно отнести побуждения как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т.п.

6. От уголовной ответственности за дачу взятки закон предусматривает освобождение при наличии двух условий: 1) когда со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки; 2) если лицо, давшее взятку должностному лицу, добровольно сообщило об этом в правоохранительный орган, имеющий право возбуждения уголовного дела. При этом лицо должно активно способствовать раскрытию и расследованию преступления. Вымогательство взятки как основание освобождения от уголовной ответственности состоит в подавлении воли, поведения лица со стороны, оказываемого на него давления должностным лицом. Гражданин вынужден давать взятку, иначе его права и законные интересы будут нарушены либо существенно ущемлены. Лицо, на которое направлено вымогательство взятки, не имеет желания использовать возможности должностного лица в своих целях. Добровольность заявления о факте вымогательства взятки предусматривает три аспекта: а) продуманное и самостоятельное заявление лицом о факте даче им взятки должностному лицу; б) положительность мотивов заявления, указывающих на его добровольность; в) подача заявления только в тот орган, в полномочия которого входит право возбуждения уголовного дела по факту дачи взятки.

Мотивы добровольного сообщения о даче взятки могут быть различными. Добровольность заявления означает, что оно было сделано по собственному желанию при осознании факта, что о совершении преступления еще неизвестно правоохранительным органам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *