Дорожный налог в Белоруссии 2024 года с 1 января
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорожный налог в Белоруссии 2024 года с 1 января». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения», принятый парламентом и одобренный правительством, предполагает ряд корректировок. В частности, с 1 января 2024 г. планируется увеличить размеры стандартных налоговых вычетов.
Кто может получить льготы на оплату транспортного налога?
Ставки транспортного налога снижены:
- на 50% – для пенсионеров, ветеранов и инвалидов I и II группы;
- на 25% – для инвалидов III группы.
Не являются объектом налогообложения транспортные средства, год выпуска которых значится ранее 1 января 1992 года или в отношении которых дата регистрации не может быть установлена. Транспортный налог не будет взиматься в отношении транспортных средств, снятых с учета с 1 января до 1 июля 2021 года. Таким образом, это поможет привести базу учета транспортных средств в актуальное состояние.
Другие льготы по транспортному налогу действуют одинаково и для физических, и для юридических лиц:
- 50% платят за механические транспортные средства, конструктивно предназначенные для перемещения опасных грузов.
Полностью освобождены от транспортного налога:
- пассажирские транспортные средства общего пользования из списка Минтранса;
- перевозчики, которые обязаны выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;
- автомобили медицинской помощи;
- транспортные средства, специально оборудованные для перевозки инвалидов;
- транспорт с надписью «Социальная служба», фактически занимающийся социальным обслуживанием населения;
- республиканские органы государственного управления, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы;
- транспортные средства Вооруженных Сил, других силовых ведомств, а также специальный транспорт МЧС.
С 2024 года транспортный налог не взимается с юридических лиц, если 30% их сотрудников являются инвалидами.
Платить налог не нужно и владельцам электромобилей. Эта льгота будет действовать до 31 декабря 2025 года.
Повышенный транспортный налог
Чтобы обеспечить равную налоговую нагрузку на разные категории плательщиков, в Налоговый кодекс вносят изменения, которые затронут автовладельцев. К примеру, за легковой автомобиль с максимальной разрешенной массой до 1,5 т владельцам придется уплатить на 5 руб. больше – 66 руб., за автомашину свыше 2 т – вместо 122 руб. начислят 131 руб. Транспортный налог за автобус до 20 посадочных мест, составит 252 руб., сейчас 244 руб.
Вместе с тем, в 10 раз транспортный налог вырастет для люксовых автомобилей, с года выпуска которых прошло не более 3 лет. Полный перечень транспорта, который будет облагаться таким налогом, обещают обнародовать в I квартале 2024 г. Но уже сейчас известно, что в список вошли премиальные авто таких марок, как Bentley, Rolls-Royce, Lexus, Porsche, Mercedes, Audi, BMW, Cadillac, Jeep, Land Rover и Jaguar. Предполагается, что повышенный транспортный налог коснется 2,4 тыс. автомобилей.
Как платить прошедшим техосмотр
Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.
Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.
Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.
Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.
Еще примеры.
Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.
Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.
И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.
К сожалению, все варианты описать невозможно, но с некоторыми предлагаем ознакомиться здесь.
Молодые специалисты не будут платить подоходный налог
Но не для всех изменения в Налоговый кодекс принесут увеличение налогов. Кое-кто и порадуется нововведениям.
Как заявила Элла Селицкая, законопроектом предусматривается «ряд стимулов для повышения эффективности производственного процесса и развития отдельных отраслей экономики».
«Для сокращения дефицита кадров рабочих профессий предоставляется дополнительный ежемесячный налоговый вычет по подоходному налогу в размере Br620 выпускникам высших, средних специальных, профессионально-технических учреждений, направленных на работу по распределению», – заявила замминистра.
Вычет будет предоставляться в течение срока обязательной работы и срока последующего продления контракта, но не более чем на семь лет.
То есть недавние студенты, зарплата которых не превысит Br4679,24, платить подоходный налог не будут. Найдутся ли те, у кого в первый год после окончания учебы зарплата будет в три раза выше пресловутых «попятьсот»?
Новым Налоговым кодексом предусмотрен ряд других нововведений, среди которых стоит упомянуть важный аспект налогового администрирования: до 1 апреля 2024 года налоговые агенты обязаны будут представить сведения о доходах физических лиц за 2023 год в электронном виде.
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог
Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.
Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.
Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.
Сколько надо платить (таблица)
Один из главных нюансов — это вес автомобиля.
Они прописаны в приложении 27 к Закону Республики Беларусь №72-3 «Об изменении налогового кодекса» от 29 декабря 2020 года.
Платить нужно раз в год — не позднее 15 ноября.
Самые актуальные ставки по всем существующим категориям для максимального удобства мы отразили в развернутой таблице.
Таблица широкая, на смартфонах протягивайте ее влево для полной просмотра.
Ставки для физических лиц: | Ставки для юридических лиц: | ||
Максимально разрешенная масса | Цена за год, BYN | Максимально разрешенная масса | Цена за год, BYN |
Автобус с числом посадочных мест | |||
до 20 включительно | 244 | 278 | |
от 21 до 40 включительно | 345 | 394 | |
свыше 40 | 447 | 510 | |
Легковой автомобиль | |||
не более 1,5 тонны | 61 | не более 1 тонны | 162 |
более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонн | 81 | более 1 тонны, но не более 2 тонн | 209 |
более 1,75 тонн, но не более 2 тонн | 102 | более 2 тонн, но не более 3 тонн | 255 |
более 2 тонн, но не более 2,25 тонн | 122 | более 3 тонн | 325 |
более 2,25, но не более 2,5 тонн | 142 | ||
более 2,5, но не более 3 тонн | 162 | ||
более 3 тонн | 223 | более 3 тонн | |
Прицеп не более 0,75 тонны | 41 | 116 | |
Прицеп более 0,75 тонны | 223 | 278 | |
Прицеп-дача (караван) | 41 | 116 | |
Грузовой автомобиль | |||
не более 2,5 тонны | 162 | 278 | |
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны | 345 | 394 | |
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн | 447 | 510 | |
более 12 тонн | 508 | 580 | |
Прочее | |||
Мотоцикл | 41 | 70 | |
Седельный тягач | 406 | независимо от разрешенной максимальной массы | 464 |
Какие льготы предусмотрены по транспортному налогу
Многих интересует, как не платить транспортный налог в Беларуси и какие льготы в этом году по нему предусмотрены. В 285, 286 статьях НК РБ перечислены льготные категории юр. и физ.лиц, имеющие право в 2021 году оплачивать госпошлину на дороги по сниженным ставкам или не оплачивать вовсе.
Скидка 50% применяется для инвалидов 1-й и 2-й групп, а также ветеранов Великой Отечественной войны.
Не платят транспортный налог:
- собственники ТС, предоставляющих транспортные услуги по перевозке инвалидов или полученных через госучреждения соцзащиты;
- юрлица, использующие транспорт для предоставления бесплатных медицинских услуг (скорая помощь);
- предприятия, осуществляющие с помощью автомобиля функции соцзащиты;
- организации, подведомственные силовым, оборонным структурам государства, использующие государственные ТС по назначению;
- владельцы транспорта общего пользования.
Негативным моментом считается отсутствие в 2021 году в Беларуси льгот по транспортному налогу для пенсионеров и многодетных семей. Только в 2014-2015 гг белорусские пенсионеры считались льготниками по дорожному сбору.
Размер (ставка) транспортного налога для физических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,5 т. (включительно) | 61,0 |
от 1,5 т. до 1,75 т. | 81,0 |
от 1,75 т. до 2,0 т. | 102,0 |
от 2,0 т. до 2,25 т. | 122,0 |
от 2,25 т. до 2,5 т. | 142,0 |
от 2,25 т. до 3,0 т. | 162,0 |
свыше 3,0 т. | 223,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 41,0 |
свыше 0,75 т. | 223,0 |
прицеп-дача (караван) | 41,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 162,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 345,0 |
от 3,5 т. до 12 т. | 447,0 |
более 12 т. | 508,0 |
седельный тягач | 406,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 244,0 |
от 21 до 40 мест (включительно) | 345,0 |
свыше 40 мест | 447,0 |
Мотоцикл (всех видов) | 41,0 |
Когда оплачивать транспортный налог для физических лиц?
В 2021 году все владельцы легковых транспортных средств должны были оплатить транспортный налог не позднее 15 декабря в размере 29 рублей. Данный платеж считается авансовым за текущий год. Полную же доплату за 2021 год нужно будет произвести в текущем году не позднее 15 ноября.
Подробное описание начисление и оплаты транспортного налога:
Уплата ТН плательщиками-физическими лицами производится за истекший календарный год на основании извещения налогового органа, вручаемого такому плательщику до 1 сентября года, следующего за истекшим годом. Установленный срок оплаты — 15 ноября года, следующего за истекшим годом. К примеру: ТН за 2021 год необходимо будет уплатить не позднее 15 ноября 2022 года, на основании извещения из налоговой инспекции. Стоит отметить, что физические лица, у которых на сайте Министерства по налогам и сборам создан (заведен) личный кабинет, данное извещение они будут получать в электронном виде.
Согласно обновленной редакции Налогового кодекса, введенная пошлина касается как обычных людей, которые владеют транспортными средствами, так и компаний и индивидуальных предпринимателей. За каждую единицу авто, которое зарегистрировано в ГАИ, нужно будет заплатить.
Важный момент: даже если ваш автомобиль пылится в гараже или на даче, и не выезжал на дорогу ни разу за год, то вы все равно должны осуществить уплату транспортного налога в 2021 году.
Все, кто еще до изменений уже оплатил в полном размере дорожный налог, платить дополнительно не будут до окончания оплаченного периода. После этого транспортный налог будет рассчитываться согласно числу оставшихся месяцев. Например, вы оплатили дорожный сбор до 31 марта 2021 года, тогда вам посчитают в 2022 году сумму за девять месяцев.
Те владельцы автотранспорта, которые до 2021 года не оплатили дорожный сбор, должны заплатить одну базовую величину (29 рублей) за машину и 20 рублей за прицеп или мотоцикл до 15 декабря 2021 года. Обратите внимание, что эти суммы начисляются за каждую единицу транспорта. Извещение на оплату будут отправляться не позже 1 ноября этого года.
Изменения в назначении пенсий
Главными критериями для назначения трудовой пенсии в Беларуси является не только достижение пенсионного возраста. Женщины в нашей стране уходят на заслуженный отдых в 58 лет при наличии 20 лет общего стажа, мужчины – по достижении 63 лет и при 25-летнем трудовом стаже.
Важно еще наличие необходимого страхового стажа с уплатой страховых взносов в ФСЗН. Этот показатель ежегодно увеличивается на 6 месяцев. Если в 2023 г. для назначения трудовой пенсии по возрасту хватило бы 19 лет страхового стажа, в 2024-м потребуется уже 19 лет и 6 месяцев.
Кроме того, с нового года для расчета пенсии будут учитывать зарплату за последние 30 лет, в текущем году надо было подтвердить заработок за 29 лет.
Гибридная работа узаконена
Дистанционная форма работы «прижилась» в Трудовом кодексе Беларуси в 2020 г. При этом в трудовом договоре, который заключался с работником, указывалось, что работа является дистанционной. С 1 января 2024 г. нанимателей ждут очередные изменения в оформлении работников на «удаленке».
Появилась норма, позволяющая переводить сотрудника на дистанционную работу до 6 месяцев в году без переоформления трудового договора, достаточно лишь письменного распоряжения нанимателя. Кроме того, в обновленном Трудовом кодексе официально узаконили гибкий график работы и закрепили понятие комбинированная работа. С нового года сотрудник на законных основаниях может чередовать работу в офисе и дома.
Распределение средств
Дорожный сбор, собранный в Белоруссии в 2024 году, будет эффективно распределен между различными потребностями в дорожных работах и инфраструктурных проектах.
Большая часть средств будет направлена на поддержку текущих проектов по строительству и ремонту автомобильных дорог. Это позволит улучшить качество и безопасность дорожной сети в стране.
Также значительная часть средств будет выделена на развитие общественного транспорта и создание новых маршрутов. Это позволит обеспечить удобство и доступность транспортных услуг для всех граждан Белоруссии.
Дополнительные средства будут выделены на модернизацию дорожной инфраструктуры, включая строительство и ремонт мостов, пешеходных и велосипедных дорожек, а также обновление знаков и светофоров.
Важным направлением распределения средств является развитие инновационных технологий и усовершенствование систем безопасности на дорогах. Это включает внедрение умных систем управления трафиком, видеонаблюдение, автоматическую систему оповещения водителей и многое другое.
Таким образом, распределение средств, собранных в результате дорожного сбора в Белоруссии в 2024 году, будет способствовать современным транспортным технологиям, повышению безопасности дорожного движения и обеспечению более комфортных условий передвижения для всех граждан.