Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Движимая вещь признается бесхозной в судебном порядке по заявлению нового владельца вещи. Если суд установит, что собственник отказался от права собственности на бесхозяйное имущество, то оно переходит в собственность нового владельца.
Находка: общие положения
Если человек нашел бесхозную вещь, то в этом случае речь идет о находке, положения о которой закреплены в ст. 227 ГК РФ.
Человек, нашедший вещь, должен вернуть ее владельцу. Если владелец неизвестен, то вещь необходимо вернуть лицу, которое имеет право на ее получение.
В случае нахождения вещи в общественном транспорте, вещь следует сдать представителю такого транспортного средства (например, контролеру в автобусе или проводнику в поезде).
Если владелец вещи неизвестен, то о находке необходимо сообщить в полицию или в местную администрацию. При этом найденная вещь может храниться как у нашедшего, так и в полиции или администрации.
Нашедший полностью отвечает за сохранность вещи, а в случае ее умышленной порчи или уничтожения обязан вернуть собственнику деньги в пределах стоимости вещи.
Обратите внимание: если вещь скоропортящаяся, то нашедший вправе ее продать, а вырученные деньги передать собственнику.
Если за полгода собственник вещи не объявится, то нашедший вправе стать новым собственником такой вещи.
Нашедший имеет право на возмещение затрат на хранение вещи и поиск ее владельца, а также на вознаграждение в размере до 20% от стоимости вещи.
Важно знать: нашедший лишается права на получение вознаграждение, если нашел утерянную вещь, но не сообщил об этом собственнику, иному лицу или полиции.
Судебный порядок признания имущества бесхозяйным (движимые и недвижимые вещи) — Гражданское процессуальное право
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8
Когда у недвижимого объекта нет законного хозяина (владельца), то он признается в качестве бесхозяйного. Данное положение сформулировано на основании текста Гражданского Закона (скачать ГК можно по ссылке).
В качестве бесхозяйного имущества не могут выступать участки земли и какие-либо природные ресурсы. В соответствии с положениями законодательства, подобные земли и ресурсы автоматически признаются собственностью государства.
Иными словами, под определение «бесхозяйное» имущество попадают жилые и нежилые объекты недвижимости. Например, квартира, дом, гараж, сарай, складское помещение и иное.
Чтобы заявить свои права на такое имущество, необходимо выдать определенное время, а затем выполнить ряд действий.
Что именно понадобится сделать, чтобы признать бесхозяйную недвижимость своей собственностью — будет описано в статье.
Комментарии к статье 225 ГК РФ
Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует, либо неизвестен, либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.
По общему правилу право собственности на бесхозяйные вещи возникает в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ) — периода времени, по истечении которого лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным, может приобрести право собственности на это имущество. Для недвижимых вещей срок такого владения составляет 15 лет, а для движимых — 5 лет.
Другой комментарий к Ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Норма п. 1 комментируемой статьи носит общий характер по отношению к специальным правилам, регулирующим различные первоначальные способы приобретения права собственности (ст. ст. 226 — 233 ГК РФ). Ее значение состоит в отказе от ранее действовавшей презумпции государственной собственности на бесхозяйное имущество.
Действующий ГК сохраняет лишь презумпцию права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (п. 2 ст. 214). Следовательно, земля и природные ресурсы не могут стать бесхозяйными.
2. Правила настоящей статьи не могут также применяться к объектам, изъятым из оборота (ст. 129 ГК РФ).
Не может считаться бесхозяйным наследственное имущество до вступления наследников в права на наследство, имущество, находящееся на хранении в порядке секвестра (ст. 926 ГК РФ), равно как и иное имущество, по поводу которого ведется гражданский спор в установленных процессуальных формах.
3. Не считается бесхозяйным также имущество, находящееся в незаконном владении лица, которое не имеет права собственности на имущество, которым владеет. Из п. 3 ст. 225 следует, что на учет берется наличное имущество, не находящееся во владении собственника или третьих лиц. Поэтому, если имуществом владеет какое-либо лицо, получившее его не иначе, как в качестве бесхозяйного, и владеет им для себя (как своим) или в интересах иного определенного лица, применение к этому имуществу норм ст. 225 невозможно.
Однако после того, как имущество взято на учет и принято во владение уполномоченным органом, он имеет право истребовать его от лиц, незаконно завладевших им после принятия на учет.
Не может считаться бесхозяйным имущество, которого не имеется в наличии либо предположительно существующее имущество.
4. Процедура обращения в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества установлена в п. 3 ст. 225.
К приобретению бесхозяйных вещей, а также вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК РФ), потерянных вещей (ст. ст. 227, 228 ГК РФ), безнадзорных животных (ст. ст. 230, 231 ГК РФ), клада (ст. 233 ГК РФ) могут применяться нормы о приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ), если это не исключается соответствующими нормами.
5. Необходимо отметить, что в случаях, указанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, нормы о приобретательной давности применяются лишь субсидиарно. Того юридического состава, который предусмотрен ст. 234 ГК, ни в одном из указанных случаев быть не может. Во всех случаях, когда происходит завладение имуществом, не имеющим известного собственника, и описанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, владелец не может не знать, что он не является собственником имущества. Следовательно, здесь невозможно добросовестное приобретение имущества, так как добросовестность предполагает прежде всего извинительное заблуждение, в силу которого владелец ошибочно считает себя собственником. Таким образом, когда владелец завладевает имуществом, собственник которого неизвестен, он никак не может считать этим собственником себя.
Значит, во всех указанных случаях, кроме собственно приобретения по давности в силу ст. 234 ГК, добрая совесть не только не требуется для приобретения права собственности, но, напротив, исключает применение норм ст. ст. 225 — 228, 231, 233.
6. В то же время закон не указывает на последствия недобросовестности, если понимать под нею осведомленность владельца (приобретателя по ст. ст. 225 — 228, 231, 233) о действительном собственнике вещи. По-видимому, в силу допущенного владельцем злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) здесь возможен отказ в защите его права на приобретение вещи. Очевидно, что заявление о злоупотреблении правом вправе сделать либо собственник, либо компетентный орган, принимающий участие в процедурах, описанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233.
7. Другое условие приобретения по давности — владение имуществом как своим собственным — также выполняется с известными особенностями. Обычно владение осуществляется все же как владение чужим имуществом — осознание того, что у вещи нет собственника, исключает другое отношение. Однако в том случае, когда владение осуществляется в интересах иного определенного лица, приобретение в собственность исключается. Например, если бесхозяйная вещь передана на хранение профессиональному или иному хранителю, хранение ведется для того, кто передал вещь. В этом случае, хотя хранитель и осуществляет владение, он не может присвоить себе вещь по нормам ст. ст. 225 — 228, 231, 233.
Например, хозяин стоянки автомашин заявил иск к органам внутренних дел, поместившим на стоянку машину, собственник которой не был установлен, о возмещении затрат на хранение автомашины. После того как в этом требовании было отказано, хозяин автостоянки заявил требование об обращении автомашины в его собственность по ст. 228 ГК. В этом требовании также было отказано на основании того, что он не может считаться лицом, нашедшим потерянную вещь.
Стало быть, условием приобретения вещи в собственность по правилам ст. ст. 225 — 228, 231, 233 является владение для неизвестного собственника либо владение вещью, не имеющей собственника, но никак не владение вещью как собственной или владение вещью для известного лица.
8. В то же время владение осуществляется открыто. Однако и здесь есть особенности, отличающие от той открытости, о которой говорится в ст. 234 ГК: владелец вещи по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 обязан, кроме того, в той или иной форме сделать официальные заявления о вещи.
Наконец, нормами ст. ст. 225 — 228, 231, 233 предусмотрены иные более короткие сроки приобретения вещи в собственность, чем те, которые предусмотрены ст. 234 ГК.
9. Содержащееся в п. 3 ст. 225 указание на то, что бесхозяйное имущество, не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принято собственником или приобретено в собственность в силу приобретательной давности, следует понимать в том смысле, что здесь действует общий срок приобретательной давности, указанный в ст. 234. В то же время, как уже отмечалось, владелец не будет считаться имеющим добрую совесть в смысле ст. 234. Собственник вправе истребовать имущество от такого владельца в порядке ст. 301 ГК, при этом ответчик вправе сослаться на истечение срока исковой давности.
10. Во всех случаях, предусмотренных ст. ст. 225 — 228, 231, 233, необходимо и соблюдение специального механизма, включающего вынесение в той или иной форме решения органа, обладающего административной или судебной компетенцией, тогда как приобретение по давности в силу ст. 234 ГК наступает по мере истечения срока и не нуждается в судебном решении, а может быть только подтверждено судом в порядке особого производства.
Стало быть, остается лишь общий результат: приобретение в силу ст. ст. 225 — 228, 231, 233, как и по ст. 234 ГК, происходит без участия собственника и помимо его воли. Смысл этого правила состоит в том, чтобы вещь не находилась длительное время без собственника. Само по себе это правило, влекущее утрату собственником права помимо его воли, не может быть оправдано соображениями справедливости, а диктуется исключительно нуждами гражданского оборота, требующими упорядоченности имущественных прав.
Однако собственник вправе истребовать вещь, пока у приобретателя не возникло права собственности на нее. Для истребования вещи по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 собственнику достаточно доказать свое право на вещь, поскольку владелец не может считаться добросовестным и не является приобретателем (лицом, получившим имущество по сделке об отчуждении вещи) и, следовательно, не вправе воспользоваться защитой, предусмотренной ст. 302 ГК.
В то же время в течение всего периода, пока осуществляется владение, но еще не приобретено право собственности, владелец вещи имеет защиту против любых третьих лиц, кроме собственника и законного владельца.
11. После приобретения права собственности по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 собственник утрачивает свое право и лишен возможности требовать доходы от вещи, истребовать саму вещь и осуществлять иные права, которые может иметь только собственник.
Отказ от прав на имущество
Ничейные объекты не подлежат регистрации, если:
- Законным владельцем предоставляется документ, который свидетельствует о том, что он вновь является собственником имущества и имеет право распоряжения и пользования.
- Хозяин предоставит документы, указывающие на то, что действия, в результате которых был зарегистрирован отказ от имущества, им не совершались. Эти бумаги также могут содержать сведения о том, что владелец не выражал волеизъявления о прекращении права на распоряжение, пользование и владение имуществом.
- Во время установленного срока законным хозяином не было направлено никаких необходимых документов. Другое основание – от организации связи была получена информация о том, что вручить извещение невозможно, так как получатель не проживает по данному адресу. При этом местные органы власти также не предоставляют документы от владельца о его отказе от прав на объект недвижимости. В этом случае учет бесхозяйного имущества в таком статусе невозможен.
- По окончании сроков, установленных в обращении о приостановлении процесса, орган, направивший данное ходатайство, не сообщит о том, что причины, которые являлись основанием для этого, устранены.
- Не все владельцы письменно оформили отказ от прав на данное имущество.
- Орган, выполняющий государственную регистрацию, устанавливает реальное положение дел относительно объекта.
Судебный порядок признания вещи бесхозяйной
Вещь может быть признана бесхозяйной только на основании решения суда, то есть в судебной порядке, особенно тогда, когда хозяин данной вещи либо имущества неизвестен. Судебный порядок признания вещи бесхозяйной осуществляется в следующем порядке:
- Подача искового заявления в суд с приложенными документами. Заявление подаётся по месту жительства либо регистрации заявителя, а если имущество изъято органами исполнительной власти, то по месту нахождения финансового органа.
- Рассмотрение заявления судом и исследование доказательств. На данном этапе выясняются обстоятельства дела, имеется ли собственник вещи либо он временно отсутствует, отказывался ли он от данной вещи, возможен ли другой собственник вещи, принята ли она на учёт государственными органами.
- Вынесение решения судом. Суд может признать вещь бесхозяйной либо отказать. Суд также может признать право собственности за муниципальным учреждением.
После вынесения решения о признании вещи бесхозяйной, суд указывает лицо, которое на основании закона вступил во владение данной вещи на праве собственности.
Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи (действующая редакция)
1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.
Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.
2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.
Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.
Приказ Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 № 931
1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»1 (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 29, ст. 4344.
2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);
территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).
3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку):
органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации2.
2 В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.
Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего.
Данный процесс имеет надлежащий порядок передачи вещных прав. Если вами была найдена вещь, имеющая приблизительную ценность не более 29 000 рублей (не более 5 минимальных окладов) – нужно написать заявление в полицейский участок о найденной вами пропаже.
После 6 месяцев ожидания, при условии, что хозяин утерянной вещи не будет обнаружен – вы имеете право на её присвоение.
Оспаривание судебного постановления
Процедура рассмотрения иска о признании прав собственности на бесхозяйное недвижимое имущество производится в течение двух — трех месяцев. По прошествии данного периода, судья принимает решение. Оно оглашается на последнем слушании. Официальное вступление в действие судейского вердикта происходит через 10 дней после его вынесения.
Согласно нормам закона, обжаловать решение суда по делу о признании права собственности на бесхозяйное имущество возможно в данный десятидневный период. Для обжалования, необходимо составить новое исковое заявление, в котором указать причины не согласия с вынесенным постановлением. По общим правилам, обжаловать решение Районного суда возможно в высшей государственной инстанции. Поэтому исковое прошение подается в Арбитражный судебный орган.
Прежде чем муниципальный орган (а именно: комитет по управлению муниципальным имуществом) обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, она должна быть принята на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится. Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, то только тогда соответствующий комитет по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь. Принимая заявление, судья должен проверить, были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учет, как того требует п. 3 ст. 225 ГК РФ.
Порядок признания имущества бесхозяйным
Первый шаг, который должен предпринять гражданин, желающий получить право собственности на ничейную вещь – составить заявление, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества.
Оформить право собственности могут:
- Представители юр. лица — предприятия, заводы, финансовые и другие организации.
- Физические лица.
- Государственные организации.
- Административные управления городов и поселков.
Также гражданин или юридическое лицо, желающее получить право собственности, должно позаботиться о том, чтобы предъявить в суде доказательства того, что вещь действительно является бесхозяйной.
Для этого могут быть использованы следующие документы:
- справка, полученная в органах Росреестра, подтверждающая, что имущество не зарегистрировано, а следовательно, не имеет владельца;
- документ, полученный от регистрационной организации еще до того момента, как был принят закон о государственной регистрации права собственности.
Вместе с пакетом бумаг гражданин должен посетить отделение Юстиции, расположенное по месту нахождения имущества. Также должна быть получена расписка от административного управления города или поселка, подтверждающая, что определенные документы были получены для рассмотрения.
В расписке необходимо указать:
- Дата получения документов от заинтересованного лица.
- Количество экземпляров для каждого документа.
- Имя и фамилия сотрудника организации, принявшего заявление и справки.
Следующий этап – прохождение юридической экспертизы, в ходе которой проверяются все документы, а также подается запрос в государственные организации для определения возможного собственника имущества, которое планируется признать бесхозяйным.
Процесс, по окончании которого объект принадлежит гражданину, подавшему заявление, может быть приостановлен, если в суд обратится лицо, в действительности являющееся владельцем здания. По решению суда имущество переходит в собственность гражданину.
Также основанием для прекращения переоформления права собственности является обнаружение факта наложения обременения на недвижимый объект.
Актуальность темы. Сталкиваясь с различными юридическими вопросами, касающимися имущества, человеку на современном этапе важно знать тонкости, прописанные в законах и актах. Так, бесхозяйным имуществом может быть признан любой объект, но только если на то существуют особые обстоятельства. Решение о присвоении такого статуса выносит исключительно суд.
Таким образом, подать документы в государственную регистрационную организацию, а в последствии и в суд, может любой гражданин, или муниципальный орган, обнаруживший бесхозяйный объект и желающий оформить право собственности на него. Следует учитывать, что под таким объектом можно понимать любое имущество – какие – либо ценные вещи, здания.
Бесхозяйное имущество Гражданский кодекс рассматривает как вещь, которой может пользоваться любой субъект, если это не оспаривается законным ее владельцем.
Сегодня каждый муниципалитет является полноправным участником практически всех гражданско-правовых отношений. Эти отношения проявляются в первую очередь при формировании муниципальной собственности. Один из способов такого формирования — приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
Муниципальная собственность составляет экономическую основу муниципального образованна и включает имущество городских и сельских поселений, а также финансы, которые выделены в отдельную составляющую и представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
Если человек много лет владеет вещью, и никто не возражает против этого, почему бы не признать за ним право собственности. И государство признает – через институт приобретательной давности. Однако не всё так просто: эксперты и юридические практики утверждают, что сделать это гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Проблемы, связанные с правовым режимом бесхозяйного имущества, занимают одно из центральных мест в правовой науке.
Цель курсовой работы – на основе исследования научной литературы, нормативных актов проанализировать понятие бесхозяйной вещи, выделить их общие признаки, рассмотреть правовой режим, проанализировать судебную практику.
Объект исследования — бесхозяйная вещь.
Предмет исследования — правовой режим бесхозяйного имущества.
Задачи:
-определить понятие, признаки, особенности и виды бесхозяйного имущества;
-изучить правовые аспекты признания имущества бесхозным: основания, порядок признания, отказ.
— проанализировать судебную практику;
-сделать выводы проделанной работы.
В отечественном правоведении вопросы правового режима бесхозяйного имущества исследовались такими учеными, как: Корнеев А. Л., Лебедева А. А., Новиков К. А., Синельникова В. Н., Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю.
Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов: материалистический, исторический, метод сравнительного анализа, формально-юридический, эмпирический; сравнительный, системный, методы анализа и синтеза.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, подзаконные нормативные акты, международные правовые акты.
Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики, а также исторический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический методы исследования.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных нормативных правовых актов, других официальных материалов, литературы и юридической практики.
Передать объект недвижимости, в собственность муниципалитета возможно только обратившись в суд. Однако перед этим муниципалитет должен провести ряд мероприятий, в том числе и по выявлению бесхозяйных объектов.
В большинстве городов и поселков недвижимость признается бесхозяйной после издания муниципального правового акта. В каждом муниципалитете существует своя схема по нахождению объектов и их оформлению в собственность, поскольку законом четкий порядок для данной процедуры не устанавливается.
Исходя из практики, можно выделить несколько способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета:
— обнаружение объектов в результате проведения ремонтных работ на городских и сельских участках и проведения инвентаризации;
— подача заявлений гражданами и предприятиями для получения права собственности на недвижимое имущество;
— проверка правильности и целесообразности использования объектов, расположенных в черте города или поселка[12].
Все объекты, не имеющие хозяина, выявленные в ходе проверок и инвентаризаций в обязательном порядке подлежат учету. Муниципалитет, как и физические лица, подает исковое заявление, на основании которого возможно признание объекта бесхозяйным.
Также необходимо подготовить доказательства того, что:
1. У недвижимого имущества отсутствует собственник или установить его личность, а также местонахождения не представляется возможным;
2. Вещь была поставлена на государственный учет.
Собственником были совершены какие-либо действия, результатом которых стало приобретение имуществом статуса «бесхозяйное», например, гражданин отказался от своих прав на объект.
После проверки всех документов суд выносит решение, в резолютивной части которого обязательно должны присутствовать следующие данные:
— наименование недвижимого объекта;
— его месторасположение;
— какие-либо отличительные параметры и признаки.
Пример из судебной практики. По материалам прокуратуры Астраханской области в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в одном из муниципалитетов Черноярского района выявлено 5 км бесхозяйной автомобильной дороги общего пользования.
Органы прокуратуры установили, что бездействие муниципалитета по принятию в собственность данного объекта недвижимости создает угрозу безопасности дорожного движения на территории муниципального образования, и обратились с иском в суд. Решением Черноярского районного суда Астраханской области — 10.03.2013 исковые требования прокурора района удовлетворены. Суд обязал муниципалитет принять меры по постановке бесхозяйной автомобильной дороги на учет и осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество[13].
Приобретение бесхозяйного имущества в собственность муниципалитета позволяет не только обеспечить надлежащее функционирование объектов, но и вовлечь их в оборот, тем самым пополняя доходную часть бюджета[14].
Передача объекта осуществляется на основании судебного решения в Росреестре. Если недвижимый объект расположен на территории не одного, а двух муниципальных образований, право собственности будет оформлено на тот муниципалитет, которым было подано заявление. При этом в документе должна быть сделана отметка о втором муниципалитете, а в частности, о месте расположения объекта.
Пример из судебной практики. Дукинское сельское поселение Солнечного муниципального района Хабаровского края в 2012г. оформило право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости — железнодорожный тупик. По оценкам ежемесячная арендная плата за данный объект составляет около 80 тыс. руб. Если сдать его в аренду, доходная часть бюджета сельского поселения увеличится ориентировочно на 1 млн. руб. в год, а при продаже объекта разовый доход составит около 2,5 млн. руб[15].
Перечень имущества, содержащийся в ст. 50 Федерального закона, предполагает его использование при решении вопросов местного значения для осуществления государственных полномочий и обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Таким образом, законодатель прямо определяет критерии для использования имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования. Вместе с тем ст. 50 Федерального закона не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности (Определение Конституционного Суда РФ).
Прежде всего, перед тем, как подавать заявление на переоформление права собственности, гражданин должен убедиться в том, что у объекта недвижимости в действительности нет владельца, либо был совершен отказ от права собственности.
Собираясь оформить объект недвижимости на себя, гражданин должен помнить о том, что земельный участок не может быть ничейным, у него всегда есть собственник, а следовательно, бесхозяйным может быть признан только тот объект, который был возведен на этом участке.
Недвижимость может не иметь хозяина, при этом право собственности ранее регистрировалось в ЕГРН. Перерегистрация в таком случае осуществляется по решению суда.
Чтобы стать собственником объекта, необходимо предпринять следующие действия:
1. Поставить объект недвижимости на учет вне зависимости от того, проживает ли кто – то из граждан в здании или нет;
2. На втором этапе необходимо подать заявление по установленной форме;
3. Подача иска на рассмотрение в суд, вынесение судебного решения, на основании которого заявитель сможет пользоваться имуществом и владеть им;
4. Оформление документов и регистрация в Росреестре[16].
Лицо, получившие разрешение на пользование и владение брошенными объектами недвижимости будет считаться субъектом приобретения права собственности.
Если за время ожидания после подачи заявления о намерении оформить право собственности заявляют и другие граждане, а также муниципалитет, гражданин, подавший прошение первым, может подать исковое заявление на основании того, что: объект уже был ранее признан бесхозным, вещь обнаружена конкретным гражданином, который является претендентом на пользование и владение имуществом.
Подавать заявление в суд можно только после того, как пройдена процедура досудебного урегулирования.
В частности, лицо, желающее получить право собственности на недвижимый объект, обязано подать соответствующие документы в государственную организацию, и выждать полгода, в течение которых может объявиться тот, кто в действительности является собственником. Если этого не происходит, суд принимает исковое заявление и начинается процесс его рассмотрения.
Признание права собственности на строение, у которого нет владельцев – сложная и длительная юридическая процедура, через которую должен пройти каждый гражданин или предприятие, а также муниципалитет, желающий оформить объект в свое владение. Важнейшим этапом является подготовка доказательной базы ,которая должна быть представлена в суде.
Впрочем, порой ничейные объекты находят своего владельца, и такие случаи нередки. Бесхозяйное имущество может быть снято с регистрации в случаях, которые предусмотрены законом:
— если субъект, ранее выразивший отказ от прав собственности, вновь принимает во владение имущество;
— в случае регистрации права собственности на данный объект;
— если объект передан лицу по праву приобретательной давности;
— если государственное право собственности было зарегистрировано лицом, о котором ранее не было известно. Объект считается снятым с учета в соответствии со статьей 225 с того момента, как внесены сведения в ЕГРП[17].
Рассмотрим приобретение права собственности на бесхозное имущество на конкретных случаях;
1. Приобретение права собственности на бесхозное имущество по сроку владения.
Нашедший бесхозяйное имущество может не заявлять о своей находке, но открыто владеть и пользоваться ей на протяжении ряда лет.
Комментарий к статье 225 ГК РФ
1. В п. 1 дано определение бесхозяйной вещи, которое включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (см. подробнее: Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1982; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 173 — 191).
Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности: пока иная принадлежность имущества не доказана, предполагалось, что собственником имущества является государство. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное (эта презумпция прямо законом не установлена, но вытекает из смысла п. 3 ст. 10 ГК). Это традиционное правило, известное еще римскому праву: «Ничья вещь переходит к первому, кто захватил ее». В порядке исключения сегодня продолжает сохраняться презумпция права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (см. коммент. к п. 2 ст. 214 ГК).
2. Пункт 2 имеет важное интерпретационное значение, поскольку позволяет установить очередность применения к бесхозяйным движимым вещам различных норм ГК. Подчеркивается, что комментируемая статья подлежит субсидиарному применению, т.е. не подлежат применению в вопросе о принадлежности бесхозяйных движимых вещей ст. ст. 226, 227, 228, 230, 231, 233 ГК.
3. Пункт 3 посвящен порядку приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь на территории всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК).
4. В п. 4 комментируемой статьи, являющемся новеллой 2009 г., содержится описание процедуры приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Необходимость появления данной нормы была вызвана следующим. В соответствии со ст. 79 Закона об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
В городах федерального значения выявляемые объекты бесхозяйного имущества зачастую не могли находиться в муниципальной собственности в силу того, что они не могли использоваться для осуществления полномочий по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований. Таким образом, до внесения дополнения в виде п. 4 в комментируемую статью объекты, которые выявлялись как бесхозяйные, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи должны были быть приняты органами местного самоуправления, а затем переданы в собственность городов федерального значения. Такая процедура была признана не только весьма продолжительной по времени, но и влекущей дополнительные расходы публичных финансовых средств, которые нельзя признать эффективными.
Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей
Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 10 декабря 2015 г. N 931
Порядок
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей
1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»* (далее — Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — федеральный орган, орган регистрации прав);
территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее — орган регистрации прав).
3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):
органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.
7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.
8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.
9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.
10. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
11. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:
из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;
в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;
из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;
Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;
в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;
собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.
13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:
государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;
принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.
Рассмотрение заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.
Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц .
Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь (что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке), принимает решение:
- о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею – для движимых вещей;
- о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь — для недвижимых вещей.