Грамотная покупка подержанного автомобиля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грамотная покупка подержанного автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приобретение подержанного авто у официальных дилеров является достаточно открытой процедурой. Оформлением всей документации занимаются менеджеры автомобильных салонов. С другой стороны, они не несут никакой ответственности за машину, поэтому покупателю следует проявлять максимальную осторожность.
Плюсы и минусы приобретения в салоне
Решив купить подержанную машину в автосалоне, покупатель должен оценить достоинства и недостатки подобной сделки. Из плюсов этого решения отмечается:
- Проверка юридического прошлого машины. Автосалоны заботятся о своей репутации и тщательно отбирают машины, поступающие в продажу. Риски приобрести проблемный автомобиль сводятся к минимуму.
- Диагностика автомобиля перед его выставлением на продажу. Квалификация специалистов официального дилера не должна вызывать сомнений.
- Наличие гарантии. Делая покупку в салоне, вы можете быть уверены в том, что при выявлении значительных проблем дилер предоставит ее ремонт либо вернет денежные средства.
Наряду с плюсами имеются и некоторые отрицательные стороны:
- Вряд ли вам разрешат провести тест-драйв машины. Это связано с отсутствием страховки и необходимостью сохранить показатели одометра.
- Также будет проблематично провести детальную проверку машины. Дилер может не разрешить замерить компрессию или выкрутить свечи.
- Повышенная цена автомобиля. Салоны редко снижают цены на б/у машины, чего не скажешь о частных продавцах.
Общение с продавцом автомобиля
Купить автомобиль с пробегом – это всегда более рисковая сделка, чем если бы пришлось покупать автомобиль в автосалоне. В первую очередь потому, что обычно поддержанныемодели приходится покупать с частных рук. Хотя есть вероятность, что продавцом выступает не владелец автомобиля, а перекуп. Перекупов лучше сразу игнорировать, поскольку обычно они покупают автомобиль дешево, а продают заметно дороже той цены, что он реально стоит.
Но в любом случае, разговаривать с продавцом, у которого покупается машина, лучше в положительном ключе. Желательно заранее приготовить небольшой список вопросов, на которые хотите получить ответы. Самыми актуальными являются вопросы касаемо пробега, участия транспорта в авариях, количества владельцев. Также обязательно спросите об обременениях и т.п.
Если информация продавца и данные, что покажет «Автокод» отличаются, в данном случае прав сервис. Тогда продавец либо бросает трубку, либо может пойти на уступки и сбросить цену. К тому же скидку можно получить, если в ходе общения выясниться, что авто придется ремонтировать. Поскольку ремонт также требует существенных финансовых вложений.
Проверка технического состояния авто
Прежде чем подписывать договор куплю продажи, авто следует отправить подержанные транспортные средства на проверку технического состояния. Это важно, особенно учитывая, что от технического состояния автомобиля зависит, сколько придется в него вложить. Вполне возможно, что заявленная продавцом цена на машину, которую вы хотите купить, не соответствует заявленным параметрам. А чтобы привести авто в нужное состояние придется заметно вкладываться.
Чтобы правильно выполнить осмотр автомобиля, прежде чем будет выполнена его продажа и составлен договор, важно принимать во внимание несколько советов:
- Транспорт нужно тщательно осмотреть со всех сторон;
- Попросите продавца показать на недостатки, о которых он знает и которые шла речь на этапе составления договоренности;
- Заведите машину, и посмотреть, какого цвета выхлопные газы;
- Проверьте, насколько изношены шины и подходят ли они к сезону.
Чтобы покупка подержанного автомобиля доставила вам только радость, следуйте простым инструкциям:
- Перед тем, как ехать в салон, почитайте о нем отзывы в Интернете.
- Возьмите с собой друга. В идеале того, кто разбирается в автомобилях. Но если такого человека нет, можно взять кого угодно, главное – не ходить одному. Это нужно, чтобы вас могли остановить от необдуманных шагов, плюс так будет легче защититься от психологического давления.
- Внимательно читайте договор купли-продажи, причем независимо от того, сколько раз его перепечатывали. Не обращайте внимания на слова менеджера о том, что это тот же договор, что вы только что читали. Там могут поменять не только пункт, о котором вы знали, но и любой другой.
- До покупки посмотрите ПТС, сверьте данные из него с теми, что прописаны в договоре. Иногда продавцы завышают год выпуска, а после того, как покупатель отдает деньги, авто неожиданно «стареет».
Чтобы быть уверенным в том, что машина исправна и не была бита, воспользуйтесь услугой выездной проверки авто. Опытный мастер приедет в нужное время, проведет осмотр и поможет вам не ошибиться при выборе подержанного автомобиля.
На что обратить внимание при выборе и покупке
Посмотрите на число, которое показывает одометр. Скручивание показателей – одна из самых главных проблем. Автомобиль в среднем проходит от 5 до 10 тысяч километров в год.
Таким образом, машина с 15-летним сроком службы должна иметь показатель около 150 тыс. километров, возможно, немного больше. Если число на одометре существенно ниже, вам нагло лгут.
Также у менеджера необходимо узнать следующую информацию:
- Сколько было владельцев у транспортного средства.
- Год и месяц выпуска (можно также сверить слова менеджера с данными, указанными на табличках с VIN номером).
- В каких условиях велась эксплуатация авто.
- Были ли случаи попадания в ДТП.
Если обнаружите несоответствие сказанного действительности, то уже можно сделать выводы о том, что вам пытаются продать машину с проблемами.
Перед покупкой, вы всегда можете попросить менеджера выполнить тест-драйв, при этом съездить в автомастерскую, чтобы там провели диагностику автомобиля. Если менеджеры соглашаются, то это говорит о том, что машина действительно находится в хорошем состоянии. Но будьте осторожны, так как некоторые автосалоны могут быть в сговоре с местными СТО. В таких мастерских вам не дадут действительно правдивую информацию о состоянии транспортного средства.
«У автомобиля есть перекрашенные детали?»
Чтобы проверить ответ, купите (или возьмите в аренду) прибор для измерения толщины краски и пройдитесь по разным поверхностям корпуса. Если слой на крыше тоньше, чем на крыле, это может быть признаком того, что машина попадала в ДТП. Когда на разных частях авто показания совпадают, это ещё не гарантия того, что всё хорошо. Проверьте, какую толщину лакокрасочного покрытия указывает завод‑производитель, и сравните данные. Слой краски должен быть таким же, как и в момент, когда автомобиль только сошёл с конвейера.
Если всю машину перекрашивали — это повод проверить её историю максимально детально. Это бывает признаком серьёзной аварии, возможно с переворотом на крышу. В любом случае автомобили редко красят просто так и лишние слои покрытия — повод для снижения цены.
Запрет на регистрационные действия
Машина может быть и не в угоне, и не в залоге, вот только поставить ее на учет может оказаться невозможно. Например, машину арестовали судебные приставы, или наложили в качестве обеспечения по исполнительному производству запрет на регдействия. Хозяин каким-то чудом сохранил комплект ключей и документов, и потом «сбыл машину» по дешевке в автосалоне, или выставил ее там на комиссию.
Покупатель, прельстившись низкой ценой, может не заподозрить ничего плохого. А вот когда он будет ставить ее на учет, выяснится, что он стал жертвой распространенной аферы. И здесь, увы, даже суд не поможет. Придется взыскивать деньги с продавца, и не факт, что получится – все зависит, от подписанного договора купли-продажи.
Схем продажи неисправных машин придумано множество. Самые примитивные заключаются в периодическом «обновлении» фирмы. «Старая» бросается на произвол судьбы и тут же открывается новая. Да, владельцы не меняются, сотрудники – те же, помещение – то же самое. Вот только спросить с новой фирмы почти никогда не получается.
И что же делать покупателю? Самому заниматься восстановлением битой машины, или вовсе забыть о ней, если таковая числится в угоне или не может быть поставлена на учет?
Конечно от краденых, залоговых машины и даже от тотала не спасает покупка БУ авто в салоне. «Подводные камни» здесь сокрыты в том, что за внешним лоском сложно увидеть проблемы. Автосалон же уверяет:
- машина не битая, не крашеная, своевременно обслуживалась;
- при предпродажной подготовке были убраны мелкие огрехи «за счет фирмы»;
- авто точно не в угоне, не под залогом, никаких проблем с регистрацией не возникнет.
Но на деле все вполне может быть иначе. Поэтому покупателю нужно сначала постараться не попасть в такую ситуацию. Юристы дают несколько советов, как избежать подобных проблем:
- проверить машину в реестре залогового имущества по VIN;
- проверить машину в реестре угнанных авто, а также на наличие некоторых ограничений и зарегистрированных ДТП на сайте ГИБДД;
- получить данные о договоре ОСАГО на машину через сервис РСА;
- по возможности брать с собой опытного механика, который хотя бы примерно оценит состояние авто;
- настаивать на проведении диагностики.
Но даже если кажется, что все в порядке, стоит внимательно изучить договор купли-продажи, а лучше – показать его опытному адвокату. Пока юрист будет изучать договор, стоит «пробить» возраст фирмы. Однодневок легко определить по свежей дате регистрации.
Где лучше приобретать подержанное ТС – в салоне или с рук?
Покупку подержанного авто можно осуществить двумя способами: у частного лица (с рук) либо в салоне, реализующем подержанные машины. Оба варианта имеют ряд преимуществ и недостатков, которые рассмотрены далее.
Наиболее распространенным вариантом приобретения считается покупка б/у автомобиля с рук. До некоторых пор данный способ оставался безальтернативным на территории РФ. Потенциальные покупатели занимались поиском будущего авто через объявления, созванивались с продавцом и в дальнейшем согласовывали условия сделки.
Плюсом такого варианта покупки авто является возможность поторговаться с продавцом и снизить стоимость авто до желательного уровня.
Где лучше приобретать подержанное ТС – в салоне или с рук
Долгое время особо выбирать, каким способом покупать подержанный автомобиль не приходилось. Сегодня же кроме поиска вариантов на авторынке и в рубрике частных объявлений местных газет есть возможность выбора подходящей машины и в автосалоне. Покупка б/у экземпляра авто всегда сопряжена с определёнными рисками, даже если дилер официальный, нередко это тот же «кот в мешке», и если новые машины приобретать через салоны уже привычное дело, то вопрос, стоит ли покупать подержанный автомобиль, остаётся актуальным по сей день.
Опасения, связанные с данным способом покупки не напрасны, ведь верить на слово продавцу можно только если это ваш знакомый, и даже тогда желательно сохранять бдительность. Кроме того, что в автосалонах, торгующих машинами с пробегом, стоят они гораздо дороже, чем у частников, тщательно подготовить к продаже даже самый убитый экземпляр у дилерских центров больше технических возможностей. Нечестные дилеры скручивают пробег, скрывают некоторые факты из истории авто, способные снизить его цену, и наводят «марафет» так, что визуально определить дефекты, в том числе последствия ДТП, покупателю не удастся. При том, что законодательство не предусматривает за это ответственности, любые всплывшие после покупки проблемы становятся головной болью исключительно новоиспечённого владельца машины.
Конечно, если речь идёт об официальных дилерах, которые дорожат своей репутацией, таких неприятностей можно не бояться. Хотя каждый автосалон и будет в обязательном порядке «марафетить» машину с пробегом, при этом официалы не скупают откровенный автомобильный хлам, чтобы затем «впаривать» его своим клиентам под видом нормального авто за большие деньги, это прерогатива «серых салонов». В официальных дилерских центрах вероятность того, что вам продадут тотально битый или не имеющий юридической чистоты автомобиль, сведена к минимуму.
У покупки подержанной машины с рук есть свои преимущества. В первую очередь – это стоимость, которую можно сделать ещё ниже в результате торгов. К тому же, приобретая авто таким способом, вы из первых уст сможете узнать подробности эксплуатации и обслуживания боливара (конечно, не факт, что вам скажут, например, что экономили на качестве заливаемого масла), а также договорится о проверке ТС на любой СТО. Без определённого опыта покупатель не сможет точно определить, исправен ли автомобиль, если от проведения техосмотра до подписания договора продавец отказывается. Юридическая чистота при покупке с рук тоже под сомнением, тогда как, приобретая машину у официального дилера, за это можно не переживать. Официальные автосалоны проводят полную диагностику ТС, при необходимости ремонтируют, а также проверяют прошлое автомобиля, что убережёт покупателя от возможных неприятностей по мере эксплуатации авто, при этом и стоимость в салоне будет выше.
Какой бы способ покупки б/у машины ни был выбран, лучше пригласить независимого эксперта, который поможет определить скрываемые продавцом дефекты. Если приобретать авто с пробегом всё же решено самостоятельно, лучшим вариантом будет обращение к официальным дилерам.
Сразу скажу, что это та каста продавцов, с которой не стоит иметь дело. Существует несколько видов деятельности. Обычно это скупщики металлолома или сервисы, принимающие автомобили на восстановление. Перевозчиков сейчас почти нет.
По опыту выбора и обзора подержанных автомобилей скажу, что технически нормальные машины у них редко бывают, а если и встречаются, то по неадекватной цене. Почти все перекупщики считают своим долгом скрутить пробег.
Во-первых, ни один из них не вписывается в ПТС. Как правило, они приходят с бланками, на которых стоят чьи-то подписи. Дело в том, что никто не может гарантировать подлинность этих подписей. Вероятно, он сам их нарисовал, а машину где-то угнал. Возможно, подписи были расставлены под дулом пистолета, или машина на самом деле никому не продавалась. Эти данные никому не известны и проверить это невозможно. Копия паспорта вообще не документ.
Во-вторых, почти все преступления, которые существуют на рынке подержанных автомобилей, происходят от рук перекупщиков. Большинство предложений работают по схеме «одна машина, одна сим-карта». То есть все проблемы, которые вы нажили, останутся только с вами.
Кто продает подержанные машины?
Машины с пробегом продают как частные лица, так и организации — официальные дилеры, автосалоны, а также перекупщики, зарабатывающие на перепродаже.
Покупать у перекупщика — не лучший вариант, ведь вы переплачиваете посреднику. Как распознать перекупщика:
- при просмотре объявления должны насторожить скрытые номера или фото в автосервисе, псевдоним вместо имени владельца, минимум информации;
- при разговоре по телефону — отказ от выяснения подробностей, призыв к немедленной встрече;
- при встрече — отказ предъявить документы.
Собственник ответит на вопросы, но негативную информацию постарается утаить. Задавайте четкие вопросы, требуйте исчерпывающих ответов.
10 вопросов, которые нужно задавать:
- Кто владелец, на кого зарегистрировано транспортное средство с пробегом?
- Госномер?
- VIN-код?
- Номер ПТС? Оригинальный ли он, как много людей туда вписано?
- Где проходили ТО и ремонт? Имеется ли книжка с записями?
- Как давно производилась замена технических жидкостей и расходников?
- Какие узлы и детали заменялись?
- Было ли ДТП?
- Согласен ли автовладелец на диагностику на СТО?
- Когда, где можно встретиться, как купить?
Пошаговая инструкция: порядок действий при покупке автомобиля с рук
Нужен план. Всего несколько шагов — и ключи в кармане. Следует соблюдать порядок действий:
- Определить рамки бюджета. Подсчитайте, какой суммой денег вы располагаете, вычтите из нее 10% — нужны будут средства на техобслуживание и мелкий ремонт.
- Выбрать желаемую модель. Что вы ждете от будущей машины? Перечислите критерии, будь то большая мощность или вместительный багажник, на их основании найдите 2-3 подходящих модели с пробегом. Послушайте советы автовладельцев.
- Узнать рыночную цену. Выясните вопрос ценообразования и среднюю цену.
- Провести анализ предложений. Просматривайте объявления и ищите потенциальных продавцов на площадках купли-продажи б/у. Оперативно отслеживайте новые объявления, потому что достойные варианты востребованы и «улетают» быстро.
- Провести переговоры. Находя подходящие варианты, звоните и задавайте вопросы.
- Организовать встречу-знакомство и осмотреть автомобиль. Желательно взять с собой напарника, разбирающегося в б/у автомобилях. Он поможет заметить недочеты, если они есть, будет моральной поддержкой. Прихватите с собой толщиномер для замера слоя краски, чтобы определить место подкраски кузова и распознать битую машину.
Тщательно изучите:
- ПТС;
- паспорт;
- кузов, зазоры между его деталями;
- подкапотное пространство;
- салон;
- исправность всех систем.
- Провести тест-драйв. Анализируйте:
- исправность запуска и работы мотора;
- ощущения на дороге;
- комфорт в управлении;
- наличие подозрительных шумов;
- работу подвески и тормозной системы;
- наличие рывков при переключении передач и биения руля.
- Организовать диагностику в сервисном центре. Комплексная проверка на 100% обезопасит от приобретения некачественного транспортного средства.
- Оформить сделку и купить. Покупая, для оформления сделки понадобится договор купли-продажи, составленный вручную или оформленный на бланке. Получив документы, ключи, выяснив все вопросы, рассчитайтесь и заберите уже вашу машину.
- Поставить на учет.
Как принимать машину из салона?
Должно быть Вы уже догадались, что сам процесс получения автомобиля в автосалоне будет проходить в соответствии с составленными выше планами.
Остановимся на некоторых особенностях подробнее:
1. Сначала осмотрите автомобиль и проверьте все его функции, а лишь затем подпишите документы.
2. Если в автомобиле Вы обнаружили недостатки, то можете по желанию потребовать:
- предоставить другой автомобиля (его скорее всего придется ждать);
- устранить недостаток на месте (также придется ждать);
- выдать компенсацию в виде какого-нибудь подарка (например, зимней резины).
В крайнем случае можно просто отказаться от исполнения договора и потребовать вернуть уплаченную ранее сумму.
3. Если автомобиль имеет повреждения лакокрасочного покрытия или мелкие вмятины, то с большой долей вероятности менеджер встанет спиной именно к месту дефекта, чтобы загородить его от Вас. Обратите на это внимание.
4. Проверяйте все документы чрезвычайно внимательно (чтобы все цифры совпадали).