Статья 1259 ГК РФ (действующая редакция). Объекты авторских прав
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 1259 ГК РФ (действующая редакция). Объекты авторских прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из основных вопросов при патентовании идеи является определение автора и правообладателя (собственника) интеллектуальной собственности. Автором может быть любое физическое лицо, вне зависимости от его возраста и социального статуса.
Автором и правообладателем могут быть разные лица. Автор – это всегда физическое лицо, которое внесло свой творческий вклад в функциональные и конструктивные аспекты изобретения (полезной модели). Авторские права нельзя никому передать. Правообладателем может быть как физическое, так и юридическое лицо, которое вправе использовать результат интеллектуальной деятельности (РИД) любым способом, не запрещенным законом: производить и продавать продукцию, оказывать услуги, рекламировать свои товары, передавать другим лицам право пользования РИД на возмездной основе и извлекать из этого прибыль. Весь спектр этой деятельности именуется исключительными правами.
Если техническое решение было создано по трудовому договору или иным видам гражданско-правовых соглашений, то правообладателем является работодатель. Правовые взаимоотношения между ним и наемными работниками, возможность получения патента и использования РИД также должны оговариваться договорами. Это касается и работ, выполненных удаленными сотрудниками, фрилансерами. В противном случае автор технического решения может оспорить свои права в суде.
Физическое лицо, работающее по найму в какой-либо организации и создавшее изобретение (полезную модель), не связанное с должностными обязанностями, в нерабочее время, без использования оборудования и других ресурсов работодателя, является единственным автором и правообладателем технического решения.
Если в качестве автора выступает несовершеннолетнее, недееспособное лицо, или лицо с ограниченной дееспособностью, то оно также имеет авторские права, а правообладателем исключительных прав на использование РИД является его законный представитель (родители, опекуны, попечители, приемные родители). По достижении совершеннолетия лица вправе сами распоряжаться интеллектуальной собственностью, авторами которой они являются.
Когда авторские права нельзя передать по наследству?
Запреты относительно наследования авторских прав не многочисленны. По сути, их можно разделить всего на две группы.
Первый блок ситуаций, когда не переходят по наследству авторские права, касается их разновидности. Как известно, существуют личные неимущественные права и имущественные.
Так вот неимущественные авторские права по наследству не переходят. Этот запрет обусловлен тем, что они связаны с личностью человека. Сюда относится имя создателя, а соответственно и право на его указание. Не передается соответственно и само право на авторство.
Вполне логично, что наследникам нельзя обозначать свои имена на тех шедеврах, имущественные права на которые были получены ими от автора. В противном случае, истинного создателя картины, скульптуры, музыки, стихов, книги никто бы не узнал, была быть нарушена сущность авторства.
Исключением составляют ситуации, когда наследниками произведение было переработано, дополнении и так далее. Но в данном случае имя переработчика должно указываться наряду с именем автора первоначального варианта произведения, чтобы не нарушать личные неимущественные права автора.
К числу не передаваемых по наследству относится и право на защиту репутации автора. Однако этот запрет весьма условен.
Так наследники вполне могут выступить в защиту автора путем подачи иска в суд об устранении выявленных ими нарушений, допущенных со стороны третьих лиц. В числе них может быть затронута и репутация автора, тогда судебный спор неизбежен.
Вторым случаем, когда авторские права нельзя передать по наследству временно, является ситуация с коллективным авторством. Но следует сделать оговорку, что в данном варианте ограничение временное.
Так, нельзя наследовать права на коллективное произведение пока жив хотя бы один из соавторов. Этот запрет введен с целью исключения споров между живыми соавторами и наследниками умерших.
Особенности и нюансы наследования авторских прав
Специфика такого объекта гражданских прав как произведение творческого труда определяет непосредственно особенности наследования авторских прав на такое произведение.
Авторские права на конкретное произведение переходят к преемникам как единое целое и не могут быть разделены это главная их особенность. Наследники одной очереди, получившие данные права, должны действовать по взаимному согласию при реализации полученных возможностей.
Получаемые от использования произведения доходы делятся между всеми наследниками в равных долях (если иное не предусмотрено завещанием).
Следует отметить, что автор может дать определенные письменные распоряжения относительно порядка реализации конкретных авторских прав. При этом такие распоряжения необязательно должны содержаться в завещании.
Автором также могут быть заключены долгосрочные договоры с третьими лицами или даже Компаниями на реализацию или использование произведения. В этом случае договор будет определять все нюансы существования произведения.
Еще одна особенность, связанная с наследованием авторских прав затрагивает понятием «выморочное имущество».
Недвижимое имущество умершего, не востребованное, а равно при отсутствии наследников переходит в собственность муниципалитета или городов федерального значения (если недвижимость расположена в Москве или Санкт-Петербурге).
В случае с творческими произведениями правила иные. При отсутствии наследников, лишении права на наследование или когда ими заявлен отказ от наследства, имущественные авторские права по закону переходят к государству, а по сути, становятся достоянием общественности.
Стоит отметить, что право на имя автора остается навсегда за создателем произведения.
Пользоваться своими и чужими произведениями в России разрешается согласно требованиям законодательства. Знание того, что относится к авторским правам, помогает сориентироваться в этом вопросе.
Кроме того, важно помнить, что один и тот же объект творческого труда может быть предметом приложения норм не только авторского, но и других институтов права. Тогда требуется принимать во внимание требования правового режима — в отношении как произведений, так и других юридических объектов.
Особенно важно точно придерживаться закона, когда произведения используются, чтобы получать прибыль. Поэтому, прежде чем опубликовать у себя на сайте, баннере или флаере чужое фото, разместить в рекламном объявлении чужой текст, стоит задуматься, не нарушите ли вы тем самым чьи-либо права.
Субъекты авторского права
Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.
Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.
На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:
- предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
- работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
- заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
- наследники.
Внимание — контрафакт!
Перед тем как мы расскажем о случаях безопасного использования авторских произведений, поясним, что такое контрафакт (сокращение от «контрафактный»). В ГК РФ используется именно понятие «контрафактный» (ст. 1252 ГК РФ). В буквальном смысле контрафакт — незаконный экземпляр.
Фрагмент документа. Пункт 4 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ
Подробно о контрафактных экземплярах произведений сказано в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15. В частности, контрафактными могут признаваться и законно изготовленные экземпляры в том случае, если их использование происходит с нарушением авторского права (например, нарушены условия договора, заключенного с правообладателем).
Позднее в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 судьи определили, что под экземпляром произведения понимается его копия, изготовленная в любой материальной форме, в том числе в виде информации на машиночитаемом носителе (в частности, CD- и DVD-диске).
ГК РФ четко определяет случаи бездоговорного и бесплатного использования объектов авторского права. В том случае, если необходимо использовать охраняемые законом результаты творческого труда автора (или группы авторов), с правообладателем произведения нужно заключать договор об отчуждении исключительного права на произведение или лицензионный договор об использовании произведения.
Пользоваться «чужими» произведениями без заключения соответствующего вида договора необходимо крайне аккуратно, строго в рамках, предоставляемых действующим законодательством. При этом следует иметь в виду, что ст. 1253 ГК РФ предусматривает особый вид ответственности для индивидуальных предпринимателей за нарушение исключительных прав. В частности, если предприниматель неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, его предпринимательская деятельность может быть прекращена по решению или приговору суда.
Унификация норм авторского права в современном мире
Распространение использования объектов авторского права и смежных прав в сети Интернет привело к пониманию необходимости унификации норм данного института. Кроме того, глобализация экономических отношений, расширение взаимодействия между государствами — это еще одна причина, по которой одной из основных тенденций в развитии современного государства и права является унификация и гармонизация законодательства и устранение всех препятствий и ограничений в торговле.
Унификация права интеллектуальной собственности и, в частности, норм авторского права крайне важна и для достижения баланса частных и публичных интересов, поскольку способствует единообразию правового режима объектов и правового статуса субъектов права. На первый взгляд частные интересы одинаковы независимо от местонахождения субъекта, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что условия их реализации существенно различаются в зависимости от правопорядка, что создает сложности в осуществлении и защите субъективных прав в трансграничном пространстве. Например, эти условия могут касаться ограничений, связанных с перемещением товаров и услуг, содержащих охраняемые законом результаты творческой деятельности и приравненные к ним объекты. В процессе унификации формируется единый подход к охране и защите интересов в сфере интеллектуальной собственности в различных правопорядках.
Кроме того, унификация позволяет выработать совместными усилиями оптимальную, сбалансированную в плане частных и публичных интересов модель законодательства об интеллектуальной собственности, которую достаточно просто воспроизводить в национальном законодательстве. Данную роль, например, призваны выполнять модельные акты Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Унификация права интеллектуальной собственности и достижение баланса частных и публичных интересов в праве интеллектуальной собственности также предполагают создание норм права, формирующих уважительное отношение к интеллектуальной собственности как неотъемлемого элемента общественного прогресса. Процесс формирования правосознания следует рассматривать как явление, неразрывно связанное с развитием информационного общества, предполагающее необходимость трансформации норм права интеллектуальной собственности для применения их в цифровой среде, в том числе норм авторского права.
В сфере интеллектуальной собственности уже многое сделано в этом направлении: выработан общий подход к определению понятия «интеллектуальная собственность»; произведена кодификация норм об интеллектуальной собственности; создана Всемирная организация интеллектуальной собственности; постоянно увеличивается число международных договоров в области интеллектуальной собственности.
Правовая охрана прав переводчиков
Из анализа главы семидесятой Гражданского Кодекса следует, что правовая охрана авторских прав переводчиков продолжается на протяжении всей их жизни, а также в течение семидесяти лет после их смерти, так же как и у авторов первичных произведений.
По истечении семидесятилетнего срока со дня смерти переводчика, перевод поступает в общественное достояние, после чего становится доступным для его свободного и бесплатного использования.
Правовая охрана предоставляется с момента создания перевода в объективной форме, то есть перевод должен быть представлен на материальном носителе – например, на бумаге или в электронном виде, госрегистрации права авторства не требуют и не предоставляются.
Какие виды контента защищены авторским правом?
Правообладатель имеет исключительное право распоряжаться своей работой, за некоторыми исключениями. Владельцем авторского права на любое оригинальное произведение, записанное на материальный носитель, автоматически становится физическое лицо, создавшее это произведение.
Авторским правом могут быть защищены самые разные виды контента:
- Аудиовизуальные произведения, например телешоу, фильмы и онлайн-видео.
- Аудиозаписи и музыкальные композиции.
- Письменные произведения, например лекции, статьи, книги и нотные записи.
- Произведения изобразительного искусства, в том числе картины, плакаты и реклама.
- Видеоигры и программное обеспечение.
- Драматические произведения, например пьесы и мюзиклы.
Платформы для защиты авторских прав
В начале 2022 года в свободном доступе находятся реестры объектов интеллектуальной собственности. Автор литературного или музыкального произведения, картины, компьютерной программы может загрузить файл и пользоваться преимуществами децентрализованного реестра.
Алгоритм действия сервисов прост, основные операции однотипные. Автору необходимо:
- Зарегистрировать произведение в системе и установить доступ.
- Разместить информацию о принадлежности (данные экспертизы).
- Внести сведения о существующих спорах, выполненных операциях с предметом.
- Разместить сам файл, а также данные о нем, которые станут доступными всем.
Любые операции фиксирует блокчейн. Также с помощью смарт-контрактов можно организовать сбор платы за пользование файлом на заранее определенных условиях.
Личные неимущественные и имущественные права автора
Автор обладает всеми права на свое произведение. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Автору принадлежат личные неимущественные и имущественные права на его творение. К личным неимущественным правам относятся:
- право авторства
- право автора на имя
- право на неприкосновенность произведения
- право на обнародование
- право на вознаграждение за использование служебного произведения
- право на отзыв
- право следования
- право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Личные неимущественные права характеризуются следующими особенностями:
- неотделимы от личности автора;
- возникают в силу факта создания произведения;
- осуществление таких прав не требует каких-либо формальностей или регистрации, за исключением регистрации авторского права на программу ЭВМ;
- принадлежат автору независимо от его имущественных прав;
- сохраняются за автором в случае уступки исключительных прав на использование произведения;
- право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно.
Имущественные права автора носят исключительный характер и по своей природе могут отчуждаться, переходить по наследству, являться объектом гражданско-правовой сделки.
К имущественным (исключительным) правам автора относятся:
- воспроизведение произведения
- распространение произведения
- публичный показ произведения (любая демонстрация оригинала или экземпляра)
- прокат оригинала или экземпляра произведения
- публичное исполнение произведения
- сообщение в эфир, по радио, телевидение и пр.
- сообщение по кабелю
- ретрансляция
- перевод или другая переработка произведения
- практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта
- доведение до всеобщего сведения.
Автор является главным правообладателем. Однако, возможна передача автором исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности другому правообладателю. То есть, имущественные права на произведение могут принадлежать как его создателю, так и иному лицу.
Что такое авторское право?
Авторское право — это форма защиты автора, которая свидетельствует о том, что та или иная работа принадлежит конкретному человеку. Оно имеет имущественный и моральный характер. Имущественное право наделяет создателя возможность распространять, сдавать во временное пользование или продавать результаты своей деятельности. Моральное право сохраняет за владельцем авторство и невозможность корректуры другими лицами без разрешения создателя, а также позволяет принимать решение об обнародовании конечного продукта при том не только под своим именем, но под псевдонимом или анонимно.
Объектами авторского права может стать все, что создано творческим или интеллектуальным трудом:
- литературные произведения, такие как книги, статьи, сценарии, комиксы и прочие;
- хореография и пантомимы;
- музыкальные произведения как с текстом, так и без, нотная запись;
- аудиовизуальные произведения: кино-, теле- и видеофильмы, ленты слайдов, диафильмы;
- творения изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, дизайн и другие;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографии и другие работы, полученные аналогичным способом;
- географические, геологические и прочие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и подобным наукам;
- программы для компьютерного обеспечения и операционные системы;
- переработки произведений науки, искусства и литературы, например, переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и прочее;
- сборники: энциклопедии, антологии, базы данных.
Чем авторское право отличается от интеллектуальной собственности?
Авторское право регулирует способы защиты интеллектуальной собственности, которая появилась за счет творческой или интеллектуальной деятельности автора.
Защита авторских и смежных прав – это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.
В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют следующие способы защиты.
1. Гражданскоправовой способ защиты – возмещение имущественного ущерба автору или иному правообладателю. Прежде всего защита авторских и смежных прав происходит способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ. Защита авторских и смежных прав данным способом имеет ряд специфичных черт. Личные неимущественные права подлежат защите независимо от вины правонарушителя.
В случае, например, если издательство не знало и не могло знать о том, что публикует произведение, присвоенное другим автором, оно должно принять все меры по устранению правонарушения. Если допущена ошибка в имени автора, то автор вправе требовать внесения изменений в тираже, либо публикации, осведомляющей о допущенной ошибке и какое имя считать правильным, либо требовать запрещения выпуска произведения в свет. На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.
При нарушении имущественных автор ских прав:
а) может быть наложен арест на контрафактные (т. е. изготовленные с нарушением авторских прав) экземпляры до рассмотрения дела по существу;
б) автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (размер – от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., двукратный размер стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо двукратный размер стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав);
в) автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать возмещения морального вреда, а также компенсации упущенной выгоды;
г) суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.
2. Административноправовой способ защиты – путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю, в антимонопольный орган или творческий союз (например, ст. 14.20, 15.25, 16.19 КоАП РФ).
3. Уголовноправовой способ защиты – за наиболее серьезное нарушение авторских и смежных прав. УК РФ предусмотрена ответственность, например, за плагиат (ст. 146), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю или совершено в крупном или особо крупном размере.