Государственный заказ и сфера его применения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный заказ и сфера его применения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важность госзакупок определяется тем, что в настоящее время государство является самым крупным потребителем товаров и услуг. Речь идёт как о глобальных поставках, например, для нужд обороноспособности, исчисляемых миллиардами рублей, так и об обеспечении функционирования относительно небольших структур, например, покупка учебного оборудования для школ.
ЕИС – Регистрация в 2020 году
- Регистрация директора компании на портале Госуслуг в качестве физлица.
- Создание профиля компании на портале Госуслуг.
- Создать профиль юрлица или ИП в ЕИС, дождаться когда компанию включат в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
- Дождаться, когда информацию из системы отправят на восемь Федеральных электронных торговых площадок (ФЭТП).
Для того, чтобы зарегистрироваться в ЕИС, может потребоваться до 16 рабочих дней, по этому о регистрации стоит позаботиться заранее.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС: Чек-лист
- Квалифицированная электронная подпись (КЭП)на имя руководителя компании.
- Учредительные документы юрлица или ИП. Полный перечень документов в следующем списке
- Запас времени — 3-16 дней до необходимой закупки.
Полный перечень документов для юридического лица:
- Выписка из ЕГРЮЛ
- КПП и дата постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации юрлица для иностранного участника*)
- ОГРН – (Основной государственный регистрационный номер)
- ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица.
- ОКВЭД
- Копии учредительных документов
- Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки.
- Документы, подтверждающие полномочия физлица на регистрацию в ЕИС (для иностранных лиц, которых нет в ЕГРЮЛ и госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц*)
Полный перечень документов для физического лица:
- Выписка из ЕГРИП
- Дата регистрации ИП и постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации ИП для иностранного участника*)
- ОГРП
- Данные из паспорта или других документов, удостоверяющих личность ИП.
Госзакупки во времена НЭП
Революция 1917 года и Гражданская война поначалу поставили крест на публичных торгах. Однако, во времена НЭПа интерес к госзакупкам со стороны властей России возвращается. Так, в мае 1927 года Правительство СССР утвердило новое Положение о государственных подрядах и поставках. Заказчик получил право руководствоваться не только ценой, но и другими критериями, что позволяло ему обеспечить максимальную выгоду государству при выполнении контракта.
НЭП просуществовал недолго – он был упразднен в октябре 1928 года, когда началась реализация первой пятилетки; экономика СССР стала плановой, а распределение — государственным. Конкурсные закупки (за исключением аукционов) в стране были забыты фактически на 70 лет.
Распад СССР потребовал радикальной переделки законодательной базы в сфере госзакупок, поскольку в стране резко изменились экономические и политические условия.
Государственная закупка: разница между ФЗ-223 и 44-ФЗ
Различие | ФЗ-223 | ФЗ-44 |
Сфера применения | Установление общих норм госзакупа, требований к участникам. Создание правовой основы для процедуры госзакупа. Акт фиксирует варианты поведения при осуществлении процедуры, но при этом дает нанимателям определенную свободу. Так они правомочны разрабатывать собственные положения о закупках, где отражены условия конкурса, варианты его реализации и т.д. | Правоотношения государства и хозяйствующих субъектов, направленные на удовлетворение госнужд в целях повышения эффективности закупок. Закон регулирует особенности выполнения контрактов, планирования и мониторинга закупок, соответствие участников, заявленным критериям, гарантирует гласность проведения конкурсов и содержит положения, предотвращающие формирование обстоятельств, в которых развивается коррупция. Закон регулирует сроки и условия исполнения закупочных процедур. |
Статус нанимателя | Государственные компании, государственные корпорации, хозяйственные общества, половина уставного капитала которых принадлежит госказне, предприятия, осуществляющие инвестпроекты при поддержке правительства | Государственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, структуры, финансируемые из госказны. |
Виды закупок | Конкурентные (1. Закрытые. 2. Организованные онлайн для субъектов малого бизнеса. 3. Организованные в виде конкурса, запроса котировок). Закуп из одного источника. Прочие способы, содержащиеся в нормативных документах заказчика. | Конкурс (1. Открытый. 2. С ограниченным количеством участников. 3. Закрытый). Электронный аукцион. Запрос котировок и предложений. Закуп из одного источника. |
Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!
Госзакупки – это приобретение государственными структурами различных товаров и услуг, необходимых для полноценного исполнения своих обязанностей.
Также государственный заказ нужен для обеспечения нормального функционирования регионов, для выполнения их целевых программ.
В госзакупках по 44-ФЗ в качестве заказчика выступают государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие свою деятельность полностью на бюджетные средства. Закупки по 223-ФЗ подразумевают участие заказчиков, которые представляют собой отдельные виды юридических лиц.
Исполнителем может быть какое-либо юридическое лицо, начиная с межконтинентальных холдингов и оканчивая индивидуальным предпринимателем.
Существуют также коммерческие закупки, осуществляемые коммерческими организациями, которые самостоятельно определяют закупочные правила на основании норм Гражданского кодекса РФ.
Государственные закупки — главный способ для бюджетных учреждений и госкомпаний найти товары и услуги по максимально выгодной цене.
Региональные отделения
Выберите регионМоскваРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияКабардино-Балкарская РеспубликаРеспублика КалмыкияКарачаево-Черкесская РеспубликаРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия — АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываУдмуртская РеспубликаРеспублика ХакасияЧеченская РеспубликаЧувашская Республика — ЧувашияАлтайский крайЗабайкальский крайКамчатский крайКраснодарский крайКрасноярский крайПермский крайПриморский крайСтавропольский крайХабаровский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьИвановская областьИркутская областьКалининградская областьКалужская областьКемеровская областьКировская областьКостромская областьКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМосковская областьМурманская областьНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПсковская областьРостовская областьРязанская областьСамарская областьСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУльяновская областьЧелябинская областьЯрославская областьСанкт-ПетербургЕврейская автономная областьНенецкий автономный округХанты-Мансийский автономный округ — ЮграЧукотский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округСевастопольРеспублика Крым
Правовые основы государственного заказа в России
В Российской Федерации уже сформирована достаточно полная законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов.
Важно отметить, что правоотношения, связанные с удовлетворением государственных нужд и проведением тендеров, в Российской Федерации регулируются множеством нормативных правовых актов. Помимо вышеизложенного, ряд нормативно – правовых актов о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в законах «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и «О государственном оборонном заказе»
Помимо вышеизложенного, ряд нормативно – правовых актов о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в законах «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и «О государственном оборонном заказе».
Стоит помнить, что в нормативное правовое регулирование размещения государственного заказа в последнее время часто вносятся изменения и дополнения. Поэтому необходимо постоянно отслеживать эти изменения. Например среди изменений, которые внесены недавно в российское законодательство о размещении государственного заказа, стоит упомянуть изменения, которые связаны с созданием единого информационного пространства.
Антикоррупционный контроль
Есть несколько способов борьбы с коррупцией в области государственных закупок. Фиксируются они двумя нормативными актами сразу — ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок», а также ФЗ-275 «О государственном оборонном заказе». Есть целая совокупность мероприятий по обеспечению легальности и добросовестности в обозначенной сфере. Она позволяет максимальному числу граждан и организаций принимать участие в закупках на началах равноправия. Федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на ведение контроля в области закупок, установлены плановые и внеплановые проверки всей рассматриваемой системы.
Согласно ФЗ «О государственном оборонном заказе», это ведомственный, производимый и социальный контроль. Первый тип надзора проводится компетентными государственными органами и специальными корпорациями. Контроль, который реализуется заказчиком, необходим для обеспечения исполнения условий госконтракта поставщиком. Наконец, общественный контроль производится простыми гражданами, их объединениями, юридическими лицами или профсоюзами.
Чуть больше следует рассказать об ответственности за злоупотребление в области государственных закупок. Если речь идет именно о нарушениях, то тут выделяется сразу несколько норм УК РФ. Следует выделить самые важные. Это норма 200.4 о злоупотреблении в области государственных закупок, норма 200.5 о подкупе контрактного управляющего или представителе комиссии закупочного типа.
Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:
Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.
Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.
Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.
Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.
Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Услуги для поставщиков госзаказа по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ
Современные государственные закупки — это полноценная система, объединяющая заказчиков и поставщиков. Основной её принцип – прозрачность, открытость и – когда это возможно – конкурентная основа. Масштабы тендеров не ограничены – процесс госзакупок схож как для покупки простых карандашей, так и для заключения договора подряда на постройку спортивного объекта. Малый и средний бизнес получает в год примерно 15% от общего объема госзаказов, что составляет около пяти триллионов рублей.
Тендеры на госзакупки можно найти в любом регионе и в любой сфере деятельности. Главное – правильно подойти к вопросу оформления заявки и соблюдению собственных обязательств.
Существует два основных вида государственных закупок:
- конкурентные (с проведением конкурса между претендентами);
- неконкурентные (когда заказ поступает непосредственно исполнителю).
Закупка на неконкурентной основе допускается для разовых контрактов, стоимость которых ниже ста тысяч рублей, а также для ситуаций, когда предоставление услуги может оказать только один поставщик (электричество, газ, отопление и водоснабжение).
Тендеры на конкурентной основе бывают открытого и закрытого типа. В первом случае к участию допускаются все желающие, во втором круг потенциальных поставщиков определяется самим заказчиком.
Существует несколько видов конкурентных госзакупок: аукционы, сборы коммерческих предложений, конкурсы или котировочные тендеры. Они отличаются критериями выбора – если в аукционах побеждает тот, кто дал минимальную цену, то в конкурсах важно соответствие всем требованиям, предъявляемым к исполнителю. По данным статистических исследований ЕИС, госзакупки чаще всего проходит либо в форме электронного аукциона, либо в форме целевого заказа на неконкурентной основе.
Существуют тендеры самых разных масштабов. Для компаний, предоставляющих не эксклюзивные услуги, проще всего начинать именно с аукционных заказов. Также можно сформировать коммерческое предложение и самостоятельно отправить его в муниципальное учреждение – если предложенные условия устроят заказчика, он вправе самостоятельно выбрать поставщика и заключить с ним договор.
Регламентация и правила проведения госзакупок
Различие | ФЗ-223 | ФЗ-44 |
Сфера применения | Установление общих норм госзакупа, требований к участникам. Создание правовой основы для процедуры госзакупа. Акт фиксирует варианты поведения при осуществлении процедуры, но при этом дает нанимателям определенную свободу. Так они правомочны разрабатывать собственные положения о закупках, где отражены условия конкурса, варианты его реализации и т.д. | Правоотношения государства и хозяйствующих субъектов, направленные на удовлетворение госнужд в целях повышения эффективности закупок. Закон регулирует особенности выполнения контрактов, планирования и мониторинга закупок, соответствие участников, заявленным критериям, гарантирует гласность проведения конкурсов и содержит положения, предотвращающие формирование обстоятельств, в которых развивается коррупция. Закон регулирует сроки и условия исполнения закупочных процедур. |
Статус нанимателя | Государственные компании, государственные корпорации, хозяйственные общества, половина уставного капитала которых принадлежит госказне, предприятия, осуществляющие инвестпроекты при поддержке правительства | Государственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, структуры, финансируемые из госказны. |
Виды закупок | Конкурентные (1. Закрытые. 2. Организованные онлайн для субъектов малого бизнеса. 3. Организованные в виде конкурса, запроса котировок). Закуп из одного источника. Прочие способы, содержащиеся в нормативных документах заказчика. | Конкурс (1. Открытый. 2. С ограниченным количеством участников. 3. Закрытый). Электронный аукцион. Запрос котировок и предложений. Закуп из одного источника. |
15 % госконтрактов в рамках ФЗ-44, госпредприятия обязаны заключать с малыми и средними хозяйствующими субъектами, а также социально-ориентированными некоммерческими организациями. Для тендеров, проводимых по ФЗ-223, названный показатель надлежит поддерживать на уровне не менее 20%.
Это совокупность действий, осуществляемых заказчиком для выбора подрядчика и получения от него материальных благ. Закупочная деятельность — системный, целостный механизм, главной составляющей которого является проведение конкурса закупок.
Осуществление рассматриваемой деятельности невозможно без выявления потребностей производства в тех или иных товарах и услугах, а также планирования закупок и их согласования с заинтересованными лицами, координации действий ответственных сотрудников.
В современной смешанной экономике система государственных закупок выступает как экономический институт и как элемент экономической подсистемы, так как основной целью государственных закупок является обеспечение общественных (публичных) потребностей в товарах, работах, услугах. При этом государство несет ответственность перед обществом за обеспечение общественными благами.
Экономическая теория рассматривает приобретение товаров, работ и услуг для обеспечения общественных нужд как одно из основных направлений деятельности государства. С одной стороны, государство в лице своих хозяйственных органов, наряду с частными предприятиями и общественными некоммерческими организациями, функционирует в рыночной среде и потребность его непосредственного вмешательства в экономическую жизнь возникает в тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает рациональную аллокацию ресурсов. С другой стороны, экономические цели функционирования государства и способы их достижения должны определяться необходимостью удовлетворения общественных потребностей, аккумулирующих интересы населения страны, представляющего весь спектр участников национального рынка. В связи с этим дальнейшее развитие экономики в значительной мере становится зависимым от оптимального сочетания общественных и частных интересов, определения необходимого соотношения между ролью государства и частной инициативой.
Госзакупки — начинаем и выигрываем
Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.
Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.
Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.
Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .
Что такое госзакупки: виды и механизм работы простыми словами
Данный способ заключается в том, что заказчик предлагает заключить контракт определенному юридическому или физическому лицу (ст. 93 ФЗ № 44). В данном случае никаких конкурентных процедур заказчиком не проводится.
Есть определенные случаи, в которых заказчик обязан воспользоваться именно этим способом:
- открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок признан несостоявшимся;
- закрытый аукцион не состоялся из-за того, что в допуске к участию отказано всем лицам, подавшим заявки, или участником признано только одно из них
Существует и перечень, по которому заказчик может провести закупку у единственного поставщика. Перечень этот очень широк и содержит, к примеру, такие случаи, как: выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ; оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.д. (ст. 93 ФЗ № 44).
Закупка товара у единственного поставщика является удобным способом для заказчика, если цена контракта небольшая.
Разрешено закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб. по одному контракту. Годовой объем закупок ограничен и не должен превышать одного из значений: 2 млн. руб.; 5% от совокупного годового объема закупок, составляя при этом не более 50 млн. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44).
Преимуществом закупок у единственного поставщика является возможность заключения контракта с известным заказчику поставщиком; простота процедуры и незначительный срок ее проведения. Из недостатков можно выделить то, что значительно снизить цену контракта представляется затруднительным, а также имеется повышенный интерес Федеральной антимонопольной службы к данному способу. Объясняется это тем, что заказчик может договориться с поставщиком в обход требованиям законодательства.
При запросе котировок информация о товарах (услугах или работах) передается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок.Победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 ФЗ № 44). Особенностью данной процедуры является то, что она не торговая, т.е. основной и единственный критерий для определения победителя это цена.
Запрос котировок может проводиться лишь тогда, когда одновременно соблюдаются определенные условия. Размер начальной (максимальной) цены контракта не должен превышать 500 тыс. руб. и годовой объем закупок путем запроса котировок не превышает:
- 10% совокупного годового объема закупок заказчика, если его размер не более 1 млрд. руб.; или
- 100 млн. руб., если размер совокупного годового объема закупок более 1 млрд. руб.
Недостатком для заказчика данного способа являются вышеперечисленные ограничения, а также наличие ответственности заказчика за обеспечение сохранности и конфиденциальности заявок и хранения документов.
Помимо этого в процессе проведения запроса котировок заказчики, которые обязаны размещать извещение о проведении запроса котировок и проект контракта не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок, самостоятельно сокращают данный срок, нарушая при этом действующее законодательство. Еще одним частым нарушением является требование от участника декларации, подтверждающей отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, что не соответствует законодательству.
Государственные закупки: виды, правила участия и обеспечение
Органы исполнительной власти осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд.
Государственный заказ размещается обычно среди любых предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа.
Основным способом определения конкретных исполнителей государственного заказа, согласно действующему законодательству, является открытый конкурс (с предварительным отбором или без него). Другими способами размещения государственного заказа являются закрытые и двухэтапные конкурсы, запрос котировок и закупка у единственного источника (поставщика).