СТРОИТЕЛЬСТВО И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Ключевые направления профстандартов

В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.

  1. Работа с персоналом на предприятии:
    • кадровая политика;
    • должностные инструкции и их изменение;
    • тарификация сотрудников;
    • аттестация;
    • организация повышения профессионального уровня и др.
  2. Связь обучения и профессиональной деятельности. Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
  3. Отражение реального опыта профессиональной деятельности. При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.

Коммунальное теплоснабжение

№ п/п

Наименования профессиональных квалификаций

Реквизиты профессионального стандарта

1

Мастер по эксплуатации котлов на твердом топливе до 20,0 Гкал/ час
(5 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «7» апреля 2014 г. № 192н

2

Руководитель структурного подразделения предприятия по эксплуатации котлов на твердом топливе
(6 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «7» апреля 2014 г. № 192н

3

Мастер по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве до 20,0 Гкал/ час
(5 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «11» апреля 2014 г. № 237н

4

Руководитель структурного подразделения предприятия по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве
(6 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «11» апреля 2014 г. № 237н

5

Мастер по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей
(5 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «11» апреля 2014 г. № 246н

6

Инженер по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей
(6 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «11» апреля 2014 г. № 246н

7

Помощник огнеупорщика
(2 уровень квалификации)

«Огнеупорщик»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1080н

8

Огнеупорщик – футеровщик
(3 уровень квалификации)

«Огнеупорщик»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1080н

9

Обмуровщик -футеровщик
(3 уровень квалификации)

«Огнеупорщик»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1080н

10

Помощник котлочиста
(2 уровень квалификации)

«Котлочист (в системах коммунального теплоснабжения)»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1037н

11

Котлочист
(3 уровень квалификации)

«Котлочист (в системах коммунального теплоснабжения)»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1037н

12

Котлочист
(4 уровень квалификации)

«Котлочист (в системах коммунального теплоснабжения)»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1037н

13

Помощник изолировщика трубопроводов
(2 уровень квалификации)

«Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1068н

14

Помощник изолировщика трубопроводов
(3 уровень квалификации)

«Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1068н

15

Изолировщик по теплоизоляции трубопроводов
(3 уровень квалификации)

«Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1068н

16

Изолировщик по гидроизоляции сетей водо- и теплоснабжения
(4 уровень квалификации)

«Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1068н

17

Изолировщик по теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения
(4 уровень квалификации)

«Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1068н

18

Аппаратчик водоподготовки
(3 уровень квалификации)

«Работник по техническому обслуживанию оборудования водоподготовки в системах теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «24» декабря 2015 г. № 1122н

19

Оператор водоподготовки
(4 уровень квалификации)

«Работник по техническому обслуживанию оборудования водоподготовки в системах теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «24» декабря 2015 г. № 1122н

20

Слесарь по обслуживанию котельного оборудования
(3 уровень квалификации)

«Слесарь по ремонту оборудования котельных»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1042н

21

Слесарь по ремонту котельного оборудования
(4 уровень квалификации)

«Слесарь по ремонту оборудования котельных»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1042н

22

Аппаратчик химической водоподготовки
(3 уровень квалификации)

«Работник по химической водоподготовке котлов»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «24» декабря 2015 г. № 1130н

23

Оператор паровых и водогрейных котлов
(3 уровень квалификации)

«Работник по эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов и трубопроводов пара»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «24» декабря 2015 г. № 1129н

Профессиональные стандарты в РФ 2021 года в соответствии с приказом Минтруда

Если в ходе модернизации нормативной базы компании выясняется, что какой-то подчиненный не соответствует требуемому квалификационному уровню, существуют следующие способы решения проблемы:

  1. Подчиненному предлагается другая, менее трудная работа.
  2. Подчиненный направляется на курсы дополнительного образования. Наниматель также вправе решить, за чей счет (компании или служащего) будет проходить обучение. В условиях, когда руководитель решает обеспечить работника курсами повышения квалификации за свой счет, с субъектом заключается ученическое соглашение, в котором фиксируется положение, в соответствии с которым после завершения обучения лицо должно отработать в фирме конкретное количество времени. При неисполнении данного условия на подчиненного может быть наложена ответственность по возмещению расходов на его обучение.

Однако, по словам Ивана Шкловца, данный вывод неверный, поскольку он опровергается положением части 2 статьи 195.3 ТК РФ.

Иными словами, если законодательство РФ не содержит обязательные требования к квалификации той или иной категории работников, то работодатель вправе использовать соответствующий профстандарт лишь как рекомендательный методический документ.

В качестве примера можно назвать профстандарт «Специалист по управлению персоналом» (утв. приказом Минтруда России от 06.10.15 № 691н). Действующее законодательство РФ не предъявляет требования к квалификации специалистов по кадрам, поэтому применение указанного профстандарта не является обязательным.

В то же время на основании этого стандарта можно определить наименование должностей, установить трудовые функции работников, требования к их образованию и опыту работы и др.

Так, утвердительный ответ на вопрос, обязательны ли профстандарты, справедлив для таких специальностей:

  • адвокаты;
  • судьи;
  • экипажи воздушных судов;
  • аудиторы и главные бухгалтеры;
  • служащие государственных учреждений;
  • лица, работающие на подземных объектах;
  • субъекты, имеющие доступ к химическому оружию;
  • педагогические сотрудники;
  • медики и фармацевты;
  • специалисты в сфере закупок государственного назначения.

На основании ст. 74 ТК РФ, работодатель не вправе вносить корректировки в трудовое соглашение с сотрудником без его ведома и согласия, в частности, запрещается менять функциональные обязанности подчиненного. Это означает, что, если субъект откажется от смены названия должности и новых обязанностей в соответствии с профстандартом, руководитель не может его принудить.

Следует достоверно убедиться, что они зарегистрированы в Министерстве юстиции. Зачастую подобные документы размещаются Мининтрудом для внесения замечаний.

Обязательно ли применение профстандартов в сфере ЖКХ?

Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.

Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. [1–4].

Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии [5–6].

В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства [7–8].

Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.

Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.

В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.

Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).

В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.

Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.

П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.

Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.

От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.

Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.

Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).

В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.

Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.

Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В свою очередь, профессиональный стандарт в соответствии с п. 25 «Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов»2 применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

  • Правовая база
  • Аттестат соответствия ЦОК в ЖКХ и удостоверения экспертов
  • Форма плана-мероприятий
  • Публикации в журнале «Энергетика и ЖКХ»
  • Профессиональные экзамены

Постановлением от 10.12.2002 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (в ред. от 04.09.2012; далее — Постановление № 877)) Правительство РФ, ссылаясь на ст. 100 ТК РФ, установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти — Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Читайте также:  Когда будут выплачивать субсидии военнослужащим в 2023 году

Также Постановлением № 877 перечисленным выше федеральным органам исполнительной власти предписано утвердить до 01.04.2003 НПА, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Конечно же, в этот срок поручение выполнено не было, однако в 2003–2016 гг. многие министерства и ведомства все же утвердили положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников подведомственных организаций, имеющих особый характер работы. Соответственно, положения профстандартов, совпадающие с нормами таких НПА, являются обязательными (хотя нужно заметить, что далеко не всегда имеется непосредственная связь льгот и ограничений по продолжительности рабочего времени и времени отдыха с конкретными наименованиями позиций).

Не утратило силу и применяется в настоящее время Постановление Минтруда России от 12.07.1999 № 22 «Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации», в соответствии с которым установлены особые условия труда для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации — пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров.

К работникам, имеющим особые условия труда, специалисты в области трудового права[2] относят также и другие категории работников, например, это:

  • врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры, работающие вместе с ними (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях»);
  • работники, которым установлен многосменный режим работы (Постановление Совета Министров и ВЦСПС от 02.07.1990 № 647 «Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства»);
  • работники территориальных органов Чеченской Республики, а также работники, командированные в Чеченскую Республику, условия оплаты труда и предоставление дополнительныхм льгот которым установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.1994 № 1440 (в ред. от 14.01.2002), и др.

К работникам с особыми условиями труда можно также отнести тех работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 329 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден 19.01.2008 Постановлением № 16).

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ. Здесь мы уже чаще встречаем прямую связь между наименованием позиции и льготами либо ограничениями.

И, наконец, предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой приведены НПА, устанавливающие связь между позицией работников и квалификационными требованиями к ним[3]. Соответственно, применение профстандартов в части совпадения с этими НПА также является обязательным.

  • Профессиональные стандарты: правда и вымысел
  • О профессиональных стандартах кадровиков

Профстандарты для управляющих организаций

В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.

  1. Работа с персоналом на предприятии:
    • кадровая политика;
    • должностные инструкции и их изменение;
    • тарификация сотрудников;
    • аттестация;
    • организация повышения профессионального уровня и др.
  2. Связь обучения и профессиональной деятельности. Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
  3. Отражение реального опыта профессиональной деятельности. При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.

Права и ответственность юрисконсульта

Когда юрисконсульт оформляется на работу, то он наделяется определенными правами. К таким правам можно отнести:

  • Вести переписку с судебными, государственными органами по правовым вопросам;
  • Выступать представителем предприятия в органах государственной власти по правовым вопросам;
  • Получать материалы, сведения, поручения для выполнения обязанностей от других подразделений;
  • Если на предприятии выявлены правовые нарушения, тогда в обязательном порядке принять определенные меры;
  • Давать указания по юридическим вопросам отдельным специалистам;
  • Проставлять визу на документах, которые связаны с управленческой деятельностью;
  • Требовать от руководства нормальных, соответствующих законодательству условий хранения документов.

Юрисконсульт, как и любой другой сотрудник предприятия, несет ответственность за те действия, которые он совершил. Так как с него обязательно спросят, если это влечет за собой неблагоприятные последствия работы предприятия.

Профстандарты для управляющих организаций

В своём «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования» Минтруд РФ утвердил специальности, к которым работодателям рекомендуется учитывать особые требования при реализации кадровой политики и обучении сотрудников.Справочник состоит из названия профессий с их кратким описанием и требованиям к образованию и опыту работы. Для разработки этих профессиональных стандартов следует руководствоваться

«Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»

.Профессиональные стандарты разработаны в соответствии со .

В этом справочнике содержатся характеристики и требования к квалификации работников сферы жилищно-коммунального хозяйства. В справочнике указан перечень наименований должностей работников

Профессиональные стандарты в РФ 2021 года в соответствии с приказом Минтруда

ВЫ МОЖЕТЕ ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ ЧЕРЕЗ РЕДАКЦИЮ (в любое время)

на ежемесячное получение журнала в виде простой бандероли или электронной версии журнала

Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.

Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. [1–4].

Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии [5–6].

В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства [7–8].

Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.

Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.

В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.

Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).

В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.

Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.

П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.

Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.

От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.

Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.

Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).

В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.

Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.

Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В свою очередь, профессиональный стандарт в соответствии с п. 25 «Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов»2 применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Почему в коммунальной сфере с таким трудом внедряются профстандарты?

Структура профессионального стандарта, как уже отмечалось, предусматривает наличие уровней квалификаций от 1-го до 9-го – аналога разрядов в ЕТКС и квалификаций в ЕКС. Например, вместо ранее существовавших в соответствии с ЕТКС «Операторов на иловых площадках 1-го; 2-го и 3-го разряда» в соответствии с профессиональным стандартом «Оператор по обработке сырого и илового осадка» Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) утверждены наименования квалификаций «Помощник оператора по обработке сырого и илового осадка (2 КУ)», «Оператор по обработке сырого и илового осадка (3 КУ)» и «Техник-оператор по обработке сырого и илового осадка (4 КУ)».

То есть при тарификации работ в соответствии с профессиональным стандартом сохраняется главный тарифо-образующий фактор – сложность выполнения работ и уровень квалификации работника.

Тем не менее в процессе применения профессиональных стандартов работодатели высказывают озабоченность тем, что по некоторым профессиям один уровень квалификации в профессиональном стандарте соответствует нескольким разрядам в ЕТКС, что не позволяет при внедрении профессионального стандарта в полной мере учесть иерархию родственных квалификаций.

В то же время в «Методических рекомендациях по разработке профессиональных стандартов»5 сказано: «Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификаций, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретной трудовой функции. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификаций». Например, 2-й уровень квалификации в профессиональном стандарте «Рабочий по комплексной уборке территории многоквартирного дома» может иметь подуровни: 2.1 – «Рабочий по уборке общего имущества жилого дома» и 2.2 – «Рабочий по уборке придомовой территории жилого дома».

Минтруда России подготовлены соответствующие разъяснения по методологии введения в структуру наименований квалификаций подуровней квалификаций.

  1. Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А. Организационно-методические проблемы формирования системы независимой оценки квалификаций в ЖКХ // Экономика строительства. 2017. № 2. С. 3–12.
  2. Агапитов С. Н. Эффективность разработки профессиональных стандартов в ЖКХ – задача объединения работодателей // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 28–32.
  3. Чернышов Л. Н. Методологические проблемы организации подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ // Экономика строительства. 2014. № 6. С. 63–75.
  4. Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В., Шрейбер А. К. Профессиональные стандарты как основа повышения качества и престижности высококвалифицированного труда рабочих ведущих профессий в строительном производстве // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 3–8.
  5. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 1 (11).
  6. Цаплин Е. В., Волкова В. С. Эволюция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 1991–2017 годах // Экономика строительства. 2017. № 1. С. 34–44.
  7. Разуева О. В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы современной экономики. 2015. № 24.
  8. Поклонова Е. В., Ускова П. А. Рынок ЖКХ: состояние и проблемы // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 37-2.
  9. Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А., Слободян А. А. Профессиональные стандарты – основа системы обеспечения отрасли ЖКХ профессиональными кадрами // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 38–42.
  10. Чернышов Л. Н. Методология применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ // Экономика строительства. 2016. № 5. С. 22–31.
  11. Чернышов Л. Н., Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В. Методология разработки профессиональных стандартов для рабочих специальностей жилищно-коммунального комплекса // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 9–16.

1 Утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30.

2 Утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23.

Может ли работник отказаться от прохождения НОК?

Да. Независимая оценка квалификации — право, а не обязанность работника, по ст. 197 ТК РФ. Но процедура эта лишь условно добровольная. Работник должен учитывать:

  1. НОК для работников лифтового хозяйства — условие допуска к работе. Как проверка знаний по охране труда, стажировка и присвоение группы по электробезопасности. Сотрудник, который не прошел оценку, не сможет работать по профессии, должности.

  2. При отказе работника от НОК работодатель обязан предложить ему другую, низкоквалифицированную работу. Если сотрудник отказывается от перевода, он может быть уволен по п. 13 ст. 83 ТК РФ «по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон».

Читайте также:  Заполняем декларацию для получения вычета по расходам на обучение

Единая Тарифная Сетка По Разрядам На 2021 Год В Жкх

Сотрудник, отработавший месячную норму рабочего времени и выполнивший установленную для него норму труда, имеет право на зарплату не ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).

То есть такому работнику нельзя начислить зарплату меньше МРОТ. Причем не менее МРОТ должна быть именно начисленная работнику зарплата. Сумма, полученная на руки после удержания НДФЛ, алиментов и т.п.

, вполне может быть меньше минимальной зарплаты (ст. 209, 210, 226 НК РФ).

Давайте теперь разберемся, как рассчитать часовую тарифную ставку для работающих граждан с суммарным учетом рабочего времени. При расчете учитывается норма рабочего времени, установленная в текущем году.

По этой причине, отвечая на данный вопрос, необходимо сначала заглянуть в производственный календарь, чтобы выяснить установленную норму часов на текущий календарный год и каждый его месяц.

Расчет часовой тарифной ставки может производиться 2 способами, но в любом случае при этом месячную тарифную ставку знать необходимо.

Рекомендуем прочесть: На каком праве находится имущество у фссп

На некоторых предприятиях почасовая тарифная ставка жизненно необходима. Например, если специфика ведения бизнеса требует беспрерывности рабочего процесса или производство оказывает негативное воздействие на работника, в связи с чем необходимо ограничение рабочего времени. Довольно часто в компаниях выплачивают двойные оклады в связи с выходом на работу в субботние и праздничные дни.

Для разграничения различного труда в тарифной системе используются квалификационные разряды, которые характеризуют уровень соответствия работника определённой должности.

Тарифный коэффициент устанавливает процентное соотношение между ступенями всей системы. Иными словами, он показывает, на сколько ставка определённого разряда отличается от тарифа первого разряда.

В свою очередь, тарифная ставка первого разряда является своеобразным началом отсчёта любого оклада.

Токарь, окончивший колледж, обычно имеет 2-й разряд (это самый низкий, токарей 1-го разряда не бывает, согласно ЕТКС — Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих). Опытный мастер может иметь 6-й (максимальный для этой профессии) разряд. Чем выше разряд, тем выше коэффициент.

В этих локальных нормативных актах должны быть прописаны все правила и принципы использования тарифной системы. Руководство предприятия также должно подготовить тарифную сетку, по которой и будет происходить начисление зарплаты сотрудникам.

Для установления зарплат для рабочих профессий нередко опираются на Единый тарифно-квалификационный справочник. Использовать его настоятельно рекомендует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

ЕТС использовалась с 1993 по 2008 годы для государственных бюджетных учреждений и до 2011 — для региональных. После ее заменила НСОТ — новая система оплаты труда, где доход трудящегося стал складываться из оклада, стимулирующих выплат и компенсаций. Ее ввело Постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2008.

Расчет заработной платы в 2022 году

Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге (заработная плата + ежемесячная премия).

Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге. ОППВ не уплачиваются.

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге

Расчет ИПН

Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет. 100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге; 45 500 * 10% = 4 550 тенге.

Расчет СО

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге). 100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000; 90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.

Расчет СН

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет. 100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге; 88 000 * 9,5% = 8 360 тенге; 8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге

Расчет ООСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Показатель

Расчет

ОПВ

10 000 тенге

ИПН

4550 тенге

СО

3150 тенге

СН

5210 тенге

ООСМС

2000 тенге

ВОСМС

2000 тенге

За счет работодателя

10360 тенге

За счет работника

16550 тенге

Сумма «на руки»

83450 тенге

Вычислим зарплату для низкооплачиваемых работников (доход за месяц не превышает 25 МРП), на которых распространяется 90% уменьшение облагаемого дохода по ИПН.

Доход работника Ежевикиной А.А. в январе 2021 года составил 50 000 тенге. Это совокупный доход работника за месяц и он менее 25 МРП (72 925 тенге в 2021 году).

Работник имеет право на вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге, вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС.

Обязательно ли применение профстандартов в сфере ЖКХ?

Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.

Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. [1–4].

Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии [5–6].

В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства [7–8].

Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.

Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.

В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.

Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).

В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.

Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.

П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.

Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.

От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.

Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.

Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).

В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.

Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.

Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В свою очередь, профессиональный стандарт в соответствии с п. 25 «Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов»2 применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Структура профессионального стандарта, как уже отмечалось, предусматривает наличие уровней квалификаций от 1-го до 9-го – аналога разрядов в ЕТКС и квалификаций в ЕКС. Например, вместо ранее существовавших в соответствии с ЕТКС «Операторов на иловых площадках 1-го; 2-го и 3-го разряда» в соответствии с профессиональным стандартом «Оператор по обработке сырого и илового осадка» Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) утверждены наименования квалификаций «Помощник оператора по обработке сырого и илового осадка (2 КУ)», «Оператор по обработке сырого и илового осадка (3 КУ)» и «Техник-оператор по обработке сырого и илового осадка (4 КУ)».

То есть при тарификации работ в соответствии с профессиональным стандартом сохраняется главный тарифо-образующий фактор – сложность выполнения работ и уровень квалификации работника.

Тем не менее в процессе применения профессиональных стандартов работодатели высказывают озабоченность тем, что по некоторым профессиям один уровень квалификации в профессиональном стандарте соответствует нескольким разрядам в ЕТКС, что не позволяет при внедрении профессионального стандарта в полной мере учесть иерархию родственных квалификаций.

В то же время в «Методических рекомендациях по разработке профессиональных стандартов»5 сказано: «Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификаций, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретной трудовой функции. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификаций». Например, 2-й уровень квалификации в профессиональном стандарте «Рабочий по комплексной уборке территории многоквартирного дома» может иметь подуровни: 2.1 – «Рабочий по уборке общего имущества жилого дома» и 2.2 – «Рабочий по уборке придомовой территории жилого дома».

Минтруда России подготовлены соответствующие разъяснения по методологии введения в структуру наименований квалификаций подуровней квалификаций.

  1. Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А. Организационно-методические проблемы формирования системы независимой оценки квалификаций в ЖКХ // Экономика строительства. 2017. № 2. С. 3–12.
  2. Агапитов С. Н. Эффективность разработки профессиональных стандартов в ЖКХ – задача объединения работодателей // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 28–32.
  3. Чернышов Л. Н. Методологические проблемы организации подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ // Экономика строительства. 2014. № 6. С. 63–75.
  4. Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В., Шрейбер А. К. Профессиональные стандарты как основа повышения качества и престижности высококвалифицированного труда рабочих ведущих профессий в строительном производстве // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 3–8.
  5. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 1 (11).
  6. Цаплин Е. В., Волкова В. С. Эволюция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 1991–2017 годах // Экономика строительства. 2017. № 1. С. 34–44.
  7. Разуева О. В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы современной экономики. 2015. № 24.
  8. Поклонова Е. В., Ускова П. А. Рынок ЖКХ: состояние и проблемы // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 37-2.
  9. Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А., Слободян А. А. Профессиональные стандарты – основа системы обеспечения отрасли ЖКХ профессиональными кадрами // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 38–42.
  10. Чернышов Л. Н. Методология применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ // Экономика строительства. 2016. № 5. С. 22–31.
  11. Чернышов Л. Н., Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В. Методология разработки профессиональных стандартов для рабочих специальностей жилищно-коммунального комплекса // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 9–16.

1 Утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30.

2 Утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23.

3 Приведены в приказе Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 148н

4 Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетным фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

5 Утверждены приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года № 170н.

  • страница1

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Читайте также:  Надбавка к военной пенсии за выслугу лет

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

  • Правовая база
  • Аттестат соответствия ЦОК в ЖКХ и удостоверения экспертов
  • Форма плана-мероприятий
  • Публикации в журнале «Энергетика и ЖКХ»
  • Профессиональные экзамены

Постановлением от 10.12.2002 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (в ред. от 04.09.2012; далее — Постановление № 877)) Правительство РФ, ссылаясь на ст. 100 ТК РФ, установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти — Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Также Постановлением № 877 перечисленным выше федеральным органам исполнительной власти предписано утвердить до 01.04.2003 НПА, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Конечно же, в этот срок поручение выполнено не было, однако в 2003–2016 гг. многие министерства и ведомства все же утвердили положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников подведомственных организаций, имеющих особый характер работы. Соответственно, положения профстандартов, совпадающие с нормами таких НПА, являются обязательными (хотя нужно заметить, что далеко не всегда имеется непосредственная связь льгот и ограничений по продолжительности рабочего времени и времени отдыха с конкретными наименованиями позиций).

Не утратило силу и применяется в настоящее время Постановление Минтруда России от 12.07.1999 № 22 «Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации», в соответствии с которым установлены особые условия труда для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации — пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров.

К работникам, имеющим особые условия труда, специалисты в области трудового права[2] относят также и другие категории работников, например, это:

  • врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры, работающие вместе с ними (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях»);
  • работники, которым установлен многосменный режим работы (Постановление Совета Министров и ВЦСПС от 02.07.1990 № 647 «Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства»);
  • работники территориальных органов Чеченской Республики, а также работники, командированные в Чеченскую Республику, условия оплаты труда и предоставление дополнительныхм льгот которым установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.1994 № 1440 (в ред. от 14.01.2002), и др.

К работникам с особыми условиями труда можно также отнести тех работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 329 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден 19.01.2008 Постановлением № 16).

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ. Здесь мы уже чаще встречаем прямую связь между наименованием позиции и льготами либо ограничениями.

И, наконец, предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой приведены НПА, устанавливающие связь между позицией работников и квалификационными требованиями к ним[3]. Соответственно, применение профстандартов в части совпадения с этими НПА также является обязательным.

  • Профессиональные стандарты: правда и вымысел
  • О профессиональных стандартах кадровиков
  • Новости регионов. Переселение вызвало беспокойство у жителей аварийного дома
  • Новости регионов. Тариф за передачу электроэнергии понизился для жителей Актау
  • Водоснабжение, освещение, благоустройство — как прошла отчетная встреча акима Медеуского района с населением
  • Тренинг для тренеров. КУРС ХАУСМАСТЕРА. День второй
  • Новости регионов. В Шымкенте ведется строительство продолжения проспекта Кунаева

Льготы по ЖКХ в 2021 году: какие есть скидки на услуги и как их оформить

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • следующая ›
  • последняя »

Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональный стандарт определяет необходимый уровень квалификации для конкретной профессии. То есть, работнику необходимо обладать образованием, навыками и знаниями, перечисленными в стандарте. На основе документа работодатели выясняют, подходит ли конкретный субъект на обозначенную должность.

Основываясь на корректировках законодательства относительно профстандартов, можно сделать вывод, что в 2021 году их применение является обязательным не для всех организаций и должностей.

  1. В тексте нормативов указание на обязательное использование не прописывается. Ответ на вопрос о том, для кого обязательны профстандарты, находится в ст. 195/3 ТК РФ. В данной статье обозначено положение, в соответствии с которым, если для конкретной должности законодательством предусмотрены квалификационные требования, то профстандарт в части указанных требований будет необходим к применению.
  2. Исходя из ст. 57 ТК РФ, применение профессиональных нормативов также необходимо, если деятельность сотрудника на конкретной должности связана с получением льгот и гарантий или предполагает наличие ограничений.

Таким образом, для государственных предприятий использование профстандартов является необходимостью, в то время как для коммерческих предприятий подобные нормативы во многом носят рекомендательный характер (за исключением некоторых должностей, например, главного бухгалтера).

Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов в организацию заключается в следующем:

  1. Публикация распоряжения руководителя об утверждении и внедрении новых нормативов в фирме.
  2. Составление и утверждение плана действий, в соответствии с которым профстандарты будут внедряться.
  3. Формирование комиссии для ввода нормативов в действие, а также для осуществления консультаций при необходимости.
  4. Изучение перечня обязательных профстандартов, а также их положений.
  5. Составление перечня должностей, которые должны быть приведены к единым требованиям стандартов.
  6. Уведомление сотрудников об изменениях.
  7. Аттестация подчиненных, уже занятых на тех должностях, которые нуждаются в корректировке.
  8. Формирование пакета документов, в которые по факту принятия стандартов будут внесены корректировки. К таким бумагам относятся трудовые договоры и дополнительные соглашения, должностные инструкции, а также прочие локальные нормативные акты.

При этом возможно повышение квалификации служащих в ходе внедрения нормативов. Для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации с помощью сформированной аттестационной комиссии или прочих образовательных учреждений.

Нередко возникают спорные ситуации относительно несоответствия названия должности в штатном расписании и ее наименования в профстандарте. Подобное непонимание также может повлечь трудности в определении того, какие профстандарты обязательны к применению.

Практика показывает, что решением вопроса можно считать исключение наименования текущей должности из штатного расписания, и включение туда нового названия, исходя из профессионального норматива. Также необходимо составить с сотрудником дополнительное соглашение о данном действии, внести корректировки в трудовую книжку и личную карточку служащего.

Список профессий, для которых требования профстандартов обязательные, несмотря на форму собственности предприятия, довольно широк. Так, утвердительный ответ на вопрос, обязательны ли профстандарты, справедлив для таких специальностей:

  • адвокаты;
  • судьи;
  • экипажи воздушных судов;
  • аудиторы и главные бухгалтеры;
  • служащие государственных учреждений;
  • лица, работающие на подземных объектах;
  • субъекты, имеющие доступ к химическому оружию;
  • педагогические сотрудники;
  • медики и фармацевты;
  • специалисты в сфере закупок государственного назначения.

На основании ст. 74 ТК РФ, работодатель не вправе вносить корректировки в трудовое соглашение с сотрудником без его ведома и согласия, в частности, запрещается менять функциональные обязанности подчиненного. Это означает, что, если субъект откажется от смены названия должности и новых обязанностей в соответствии с профстандартом, руководитель не может его принудить. В таком случае сотруднику может быть предложена другая должность. Если данный вариант также не приемлем хотя бы одной из сторон, то потерявшая актуальность должность ликвидируется, а сотрудник попадает под сокращение штата и впоследствии увольняется.

Если в ходе модернизации нормативной базы компании выясняется, что какой-то подчиненный не соответствует требуемому квалификационному уровню, существуют следующие способы решения проблемы:

  1. Подчиненному предлагается другая, менее трудная работа.
  2. Подчиненный направляется на курсы дополнительного образования. Наниматель также вправе решить, за чей счет (компании или служащего) будет проходить обучение. В условиях, когда руководитель решает обеспечить работника курсами повышения квалификации за свой счет, с субъектом заключается ученическое соглашение, в котором фиксируется положение, в соответствии с которым после завершения обучения лицо должно отработать в фирме конкретное количество времени. При неисполнении данного условия на подчиненного может быть наложена ответственность по возмещению расходов на его обучение.

Однако, по словам Ивана Шкловца, данный вывод неверный, поскольку он опровергается положением части 2 статьи 195.3 ТК РФ.

Иными словами, если законодательство РФ не содержит обязательные требования к квалификации той или иной категории работников, то работодатель вправе использовать соответствующий профстандарт лишь как рекомендательный методический документ.

В качестве примера можно назвать профстандарт «Специалист по управлению персоналом» (утв. приказом Минтруда России от 06.10.15 № 691н). Действующее законодательство РФ не предъявляет требования к квалификации специалистов по кадрам, поэтому применение указанного профстандарта не является обязательным.

В то же время на основании этого стандарта можно определить наименование должностей, установить трудовые функции работников, требования к их образованию и опыту работы и др.

Так, утвердительный ответ на вопрос, обязательны ли профстандарты, справедлив для таких специальностей:

  • адвокаты;
  • судьи;
  • экипажи воздушных судов;
  • аудиторы и главные бухгалтеры;
  • служащие государственных учреждений;
  • лица, работающие на подземных объектах;
  • субъекты, имеющие доступ к химическому оружию;
  • педагогические сотрудники;
  • медики и фармацевты;
  • специалисты в сфере закупок государственного назначения.

На основании ст. 74 ТК РФ, работодатель не вправе вносить корректировки в трудовое соглашение с сотрудником без его ведома и согласия, в частности, запрещается менять функциональные обязанности подчиненного. Это означает, что, если субъект откажется от смены названия должности и новых обязанностей в соответствии с профстандартом, руководитель не может его принудить.

Следует достоверно убедиться, что они зарегистрированы в Министерстве юстиции. Зачастую подобные документы размещаются Мининтрудом для внесения замечаний.

Общие требования профстандарта к образованию педагогов не учитывают специфику учреждений допобразования. Педагог должен иметь образование по направлению подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки».

Новый профстандарт изменил требования к образованию методистов и приравнял их к преподавателям.

В соответствии с документом учителя должны будут не просто максимально качественно отдавать знания по своему предмету, а и работать над тем, чтобы их ученики получили практические навыки, которые очень нужны в жизни. Стандарты приветствуют индивидуальный подход к каждому ученику, потому что любой человек обладает набором своих собственных интеллектуальных и физических возможностей, следовательно, педагог, должен понять то, как он может их развить.

Новый профессиональный стандарт для педагогических работников подразумевает то, что человек должен будет иметь максимально глубокие знания преподаваемого предмета, то есть если даже он ведет историю в восьмом классе, то по законодательству он обязан знать и все остальные темы.

Это правило абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ.

Если по таким профессиям профстандарт не утвердили, должность указывайте по квалификационным справочникам. Это актуально, например, для медиков, педагогов, которым полагаются льготы: дополнительные отпуска, сокращенное рабочее время, льготная пенсия.

Профстандарты стали обязательны для применения во всех организациях.

Нововведения затронули не только государственные предприятия и организации.

Обязательные профстандарты распространяются на всех без исключения. С одной стороны, это дополнительные мероприятия, которые необходимо подготовить и провести. С другой, профстандарты становятся основой для составления должностных инструкций, что серьезно облегчает их написание.

Применять с 1 января 2021 года в обязательном порядке необходимо лишь к тем должностям, для которых это прямо предусмотрено Трудовым кодексом или иными законами.

» статьи:В настоящее время быть просто профессионал в определенной области, является недостаточным.

С июля 2021 года правительство Российской Федерации внесло ряд поправок в трудовую деятельность определенных специалистов. Это нововведения коснулась не всех, однако использовать эти поправки в своей работе эти специалисты обязаны на протяжение трудовой деятельности в 2021 годах.

Перечень профессиональных стандартов 2021 годаНаименование профессионального стандартаДокумент, которым утвержден стандартУправление организациейРуководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиницПриказ Минтруда России от 7 мая 2015 № 282НРуководитель нефтебазыПриказ Минтруда России от 24 февраля 2015 № 109НРуководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спортаПриказ Минтруда России от 29 октября 2015 № 798НРуководитель

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «КонсультантПлюс».

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 04.07.2021.

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло >>> Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно С 1 июля работодатели применять в части тех требований к квалификации работников, которые установлены в ТК РФ, иных нормативных правовых актах.

Минтруд утвердил профстандарты, которые должны учитывать все работодатели. Как применять профстандарты в работе и для каких сотрудников требования профстандарта обязательны, читайте в статье.

Скачайте документы по теме: Образец от эксперта Образец от эксперта Образец от эксперта Профстандарты Минтруда являются требованием к квалификации, необходимой для выполнения профессиональной деятельности (ст.95 ТК РФ). В свою очередь квалификация определяет перечень знаний и умений, опыта и профессиональных навыков, необходимых для качественной работы. Реестр профстандартов Минтруда содержит:

  1. детализированную информационную систему, определяющую соответствующие требования к квалификации для конкретных должностей. Стоит учитывать, что профессиональные стандарты разработаны под виды профессиональной деятельности, а не под отдельные должности.
  2. определения, связывающие между собой сферы профессионального образования, труда;
  3. детальные описания, помогающие делать упор на реальный профессиональный опыт специалистов, а не на программы образовательного характера.

› В июле 2021 года в законную силу вступила ст.

195.3 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, регламентирующая схему применения профстандартов, использование которых стало обязательным в установленных законом случаях. Подробнее читайте в статье Какие организации обязаны применять профстандарты?

Реестр профессиональных стандартов — 2021 – 2021 размещен на специальном сайте Роструда РФ. Реестр профстандартов ведется в алфавитном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *