Перечень материальных ценностей подлежащих обязательной утилизации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень материальных ценностей подлежащих обязательной утилизации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.

1.1. Списанное имущество по факту выбывает из обращения. Его дальнейшее использование невозможно по причине частичной или полной утраты потребительских свойств, либо морального устаревания. Именно это и стало причиной списания. А предметы и изделия, которые утратили свои потребительские свойства, являются отходами (ГОСТ 30772-2001). Соответственно, организация, у которой вследствие списания имущества образовались отходы является образователем отходов.

1.2. Любые действия, производимые с отходами регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее 89-ФЗ). Обращение с отходами определяется 89-ФЗ как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов., и такая деятельность подлежит лицензированию.

1.3. Юридические лица (а также ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны составить и утвердить соответствующие паспорта отходов, а при отсутствии вида отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО), обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.

1.4. Временное складирование отходов до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению называется «накоплением отходов» и также регламентируется 89-ФЗ и называется Накоплением отходов. Максимальный срок накопления отходов 11 месяцев.

2.1. После формирования списка имущества, подлежащего списанию, его следует изучить штатному экологу, лицу исполняющему обязанности эколога или экологу организации, оказывающей услуги по экологическому сопровождению. Эколог должен:

  • — определить какие виды отходов будут образованы в результате
  • — убедиться в наличии у вашего учреждения (предприятия), соответствующих паспортов отходов
  • — в случае отсутствия у учреждения (предприятия) необходимых паспортов отходов необходимо разработать эти паспорта и направить их в уведомительном порядке в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее Росприроднадзор).

Важно!
Если в ФККО отсутствует вид отхода, который будет образован после списания, порядок действий усложняется. Подробнее см. ниже.

2.2. Следующим шагом целесообразно определиться с тем, какая организация будет привлечена к дальнейшему обращению с отходами. При этом стоит убедиться, что:

  • — привлекаемая организация имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности
  • — в приложении к такой лицензии указаны коды ФККО, соответствующие видам отходов, которые будут образованы после списания
  • — по интересующим Вас кодам ФККО разрешена деятельность, которую эколог определил для дальнейшего обращения с отходами

Списание оргтехники перед утилизацией

Если рядовой потребитель может просто обратиться в фирму, занимающуюся утилизацией техники, юрлицо должно иметь для этого законодательные основания: списать данное имущество с баланса. Это не так просто, как кажется.

Главная сложность этой процедуры – в определении остаточной ценности отслужившей техники. Для того чтобы акт списания был законным, нужно грамотно оценить технический и моральный аспект приборов и их материальную ценность, что под силу только экспертам. Данную экспертизу вправе провести только специально сертифицированная организация, выдав заключение о непригодности техники к дальнейшему применению.

Нарушение процедуры списания чревато административной и даже уголовной ответственностью, ведь техника представляет собой материальную ценность. Оно непременно спровоцирует неправильности в ведении бухгалтерского учета, что чревато санкциями для руководства и главного бухгалтера организации:

  • штрафом в 20-50 МРОТ для руководящих лиц;
  • штрафом в 100-1000 МРОТ, наложенным на организацию.

ВНИМАНИЕ! Решение ставить старую технику на предприятии, чтобы избежать трат на списание и утилизацию, никак не сэкономит средства, поскольку за остающуюся активом технику придется платить налог.

Оприходование металлолома на счет 105 36

В целях реализации металлолома (ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов нефинансовых активов и т. п.) его следует поставить на учет на счет 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». Материальные запасы, остающиеся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств (ОС) или иного имущества, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета № 157н, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Текущей оценочной стоимостью является сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи материальных ценностей на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н). Оценочную стоимость определяет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов на основании информации об уровне цен на металлолом, полученной от организации, которая занимается его закупкой и переработкой (или у других аналогичных организаций). Также в оценке комиссия может использовать сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе.

Читайте также:  Сколько зарабатывают следователи России в 2023 году

В соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 52н) первичным документом для принятия к учету металлолома, узлов и деталей, полученных от ликвидации нефинансового актива, служит Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Согласно пункту 23 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н) принятие материальных запасов, в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, полученных в результате ликвидации (демонтажа) объектов нефинансовых активов, отражается записью:

Дебет 0 105 00 000 «Материальные запасы» (010532340, 010533340, 010534340, 010535340, 010536340) Кредит 040110180 «Прочие доходы»

В тоже время Инструкцией № 162н предусмотрена также корреспонденция со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»:

Выдержка из документа

«Оприходование материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 „Материальные запасы» (010532340, 010533340, 010534340, 010535340, 010536340) и кредиту счета 0 401 10 172 „Доходы от операций с активами»».

пункт 23 Инструкции № 162н

Контролирующие органы от государства иногда предпринимают проверки правил прихода, хранения и выбытия ценных пород, не забывая про лом и отходы, на предприятиях, не связанных с их обработкой или производством. Закон такое право даёт. Предусмотрены и административные наказания в виде штрафов за выявленные нарушения.

Основной контролирующий орган – это Российская государственная пробирная палата при Министерстве Финансов РФ. По Кодексу об административных правонарушениях возможно наложение санкций в отношении должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., а предприятию в целом грозит штраф от 30 до 50 тыс. руб.

Налоговая ответственность тоже предусмотрена. При отсутствие учёта дорогих запасных частей в приборах и оборудовании, на предприятие можно квалифицировать несвоевременное или неверное отражение материальных ценностей. Нарушение наказывается штрафом в сумме от 5 до 15 тыс. руб. Неоприходованный лом или выброшенные без отметок отходы приравниваются к попытке занизить прибыль, напрямую связанную с выплатами в бюджет.

Фирма может утилизировать компьютерную технику, содержащую драгоценные металлы, как самостоятельно, так и с помощью специализированной организации. Обратите внимание: в ряде случаев самостоятельное изъятие металлов невозможно, например, из-за того, что в компьютерной технике иногда содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т. д.) (см., например, Закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В таких ситуациях необходимо обратиться к профессиональному помощнику — аффинажному заводу либо организации, имеющей специальную лицензию, для последующей передачи им оборудования на аффинаж — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение этих материалов до качества, соответствующего отечественным или международным стандартам и техническим условиям (п. 1.2. Инструкции № 68н).

Следует помнить, что договором с аффинажной фирмой могут заинтересоваться представители экологической милиции, контролирующей утилизацию электроники. Если компания не сможет его предъявить, скорее всего, инспекторы ее оштрафуют.

Как правило, специалисты аффинажных предприятий сами выезжают к клиенту и увозят списанную технику собственным транспортом. Далее завод предоставляет полный перечень документов по утилизации компьютерных комплектующих — в частности, договор, акт о выполненной работе и акт об утилизации техники, на основании которого в учете отражается выручка от реализации драгоценных металлов и списывается из учета драгметалл. При этом в случае расхождения данных о массе полученного вещества можно исправить первоначальные учетные данные о массе драгметаллов, заменив их на вес, указанный в акте аффинажа (п. 6.20 Инструкции № 68н).

В таком случае на образователя отхода ложится обязанность подтвердить класс опасности отхода. Для этого вам нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, для получения анализа компонентного состава отхода. На основании заключения о компонентном составе производится расчёт класса опасности.

Когда класс опасности отхода получен, на отход оформляется паспорт опасного отхода, в котором в качества кода отхода указывается код группы отходов. Оформленный паспорт, заверяется руководителем учреждения (предприятия) и вместе с пакетом документов передаётся в Росприроднадзор.

Пакет документов регламентирован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» .

Росприроднадзор направляет предложение о внесении нового кода ФККО в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГБУ «ФЦАО»). ФГБУ «ФЦАО» совместно с ФГБУ УралНИИ «Экология» производит анализ полученных материалов (документов) и принимает решение о внесении нового кода в ФККО и уведомляет об этом Росприроднадзор. А Росприроднадзор уведомляет о присвоении отходу кода ФККО заявителя.

После внесения кода в ФККО Вам нужно исправить разработанный ранее паспорт отхода, в соответствии с информацией полученной от Росприроднадзора, и снова уведомить о разработке нового паспорта Росприроднадзор.

Переработка драгметаллов

Переработку драгоценных металлов проводят с целью экономии средств по добыче рудного сырья и ресурсосбережения планеты, особенно это касается группы редкоземельных платиноидов.

По действующему ГОСТу 30773-2001 аппаратура, содержащая благородные элементы даже в небольшом количестве, подлежит обязательному учёту. В случае непригодности оборудование списывают. Из списанного материала демонтируются электронные компоненты с драгметаллами.

Под первичной металлопереработкой понимают изготовление вторсырья по установленным государственным стандартам. Согласно нормам исходный скрап проходит следующие операции:

  • сортировка;
  • сепарация;
  • мойка;
  • гранулирование;
  • переплавка полученных заготовок.

Основные технологии утилизации драгоценных металлов

Электролом перерабатывают не только ради получения распространенных драгметаллов. Целесообразность переработки состоит и в выделении редкоземельных элементов. Процедуры утилизации оборудования и отходов, содержащих драгоценные металлы, отличаются и зависят от применяемого метода.

Метод Технология
Механический (измельчение) По сути это подготовительный этап для дальнейшей металлопереработки. Поступившее на конвейер сырьё делится на мелкие части. Отсортированные детали измельчаются в сепараторе. В таком состоянии масса лучше поддается действию электролитов.
Термический В пиролизных установках интенсивным обжигом получают обугленный конгломерат, из которого легко восстановить металлы.
При плавлении металлы быстро переходят в жидкое состояние. Из полученных массивов отливаются формы.
Центрифугирование С помощью центробежной силы расплавленная масса расслаивается на материалы с разным удельным весом. Так как золото и серебро тяжелее, их легко выделяют из медных, алюминиевых сплавов. Метод не подходит для свинцовосодержащих компонентов из-за высокой молекулярной массы свинца.
Электролитический Вначале один электрод под действием тока растворяется в кислоте, а на другой осаждаются примеси и металлы. На поверхности скапливаются драгметаллы.
Химический Из измельчённого лома концентрированным кислотным или щелочным составом извлекаются металлы.
Гидрометаллургический Протекает в сочетании с электрохимическим, металлы извлекаются из раствора под воздействием реагентов.

Учет драгметаллов при поступлении объектов ОС.

Порядок обращения драгоценных металлов регулируется:

  • Федеральным законом от 26.03.1998 № 41‑ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Федеральный закон № 41‑ФЗ);
  • Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее – Правила № 731);
  • Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция № 231н).

Согласно п. 9 Правил № 731, п. 8 Инструкции № 231н драгоценные металлы, входящие в состав основных средств, учитываются по их наименованию и массе (в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о наличии драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках).

Ответственность за неведение учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании

Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ (ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях).

Согласно ст. 120 НК РФ отсутствие учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании, можно рассматривать как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, которое влечет за собой взыскание штрафа от 5 до 15 тыс. руб.

Не оприходование по рыночной стоимости на дату списания лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в результате демонтажа оборудования, и соответственно не зачисление соответствующей суммы на финансовые результаты влечет искажение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Андрей Викторович Комаров
Директор АКФ «ЦФО»

Переработка драгоценных металлов – одна из очень важных областей в сфере рециклинга, некоторые направления которой в достаточной сфере еще не освоены и ждут открытий.

Исследовательская и рационализаторская деятельности в этом направлении – актуальный сектор бизнеса и даже политики, ведь объёмы международных операций с вторичным сырьём и его переработкой постоянно нарастают. Прочитав данную статью, вы узнали:

  • какими организациями и документами контролируются и регламентируются данные процессы;
  • как происходит сбор драгоценных металлов, требующих переработки;
  • о технологических процессах и оборудовании, применяемых для переработки сырья;
  • что изготавливается из вторичных драгметаллов, и какова рентабельность такой деятельности.

Ответственность за неведение учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании

Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ (ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях).

Согласно ст. 120 НК РФ отсутствие учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании, можно рассматривать как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, которое влечет за собой взыскание штрафа от 5 до 15 тыс. руб.

Не оприходование по рыночной стоимости на дату списания лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в результате демонтажа оборудования, и соответственно не зачисление соответствующей суммы на финансовые результаты влечет искажение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Российское законодательство напрямую обязует любую отечественную организацию документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгметаллов, содержащихся в составных частях офисной техники (компьютеров, телевизоров и т. д.). Именно такие правила содержатся в Законе о драгоценных металлах и драгоценных камнях (п. 2 ст. 20 закона). Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также нормы, касающиеся ведения соответствующей отчетности.

Далее, Госкомстатом разработаны унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств (Постановление 21 января 2003 г. № 7), которые должны содержать такие данные о наличии драгметаллах в оборудовании, как единица измерения, количество и масса.

Еще раз обратимся к правилам, изложенным в Инструкции № 68н. В ней, в частности, имеются указания на то, что детали и запчасти, содержащие благородные металлы, учитываются по общей массе и массе в чистоте содержащихся в них драгметаллов согласно паспортам (п. 6.19 Инструкции). А для каждого наименования и вида ценного металла заводится отдельная карточка складского учета материальных ценностей или страница в книге складского учета (6.8 Инструкции).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *