Виды ответственности за экологические правонарушения.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за экологические правонарушения.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для выявления и установления нарушений и преступлений создается экологическая экспертиза, которая направлена на предупреждение и выявление неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает по результатам ее проведения.

Виды ответственности за экологические правонарушения

Государственный контроль осуществляется на основе правовой базы специальными государственными органами, имеющими полномочия и призванными обеспечивать регулярный и систематический экологический надзор.

Производственный контроль осуществляется с целью обеспечения, исполнения хозяйственных процессов или производственной деятельности, а также различных мероприятий, направленных на охрану природного окружения и рациональное расходование его ресурсов. Субъекты хозяйственной деятельности предоставляют сведения об организации органам исполнительной власти, которые проводят регулярные проверки в установленном законодательством порядке. Производится такой контроль экологической службой юридического лица, которая действует точно в соответствии с буквой закона и функция которого направлена устранение отрицательных последствий производственной деятельности организации. К предприятию и его руководителям применяется уголовная или административная, а к работникам – дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере — экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).

Конституционная ответственность за экологические правонарушения

Современное российское законодательство предусматривает новый вид юридической ответственности за экологические правонарушения, которую можно назвать конституционной. Установление этого вида ответственности связано с потребностями решения важнейшей задачи обеспечения единообразного законодательного регулирования общественных экологических отношений в пределах всего государства, что служит фактором укрепления российской федеративной государственности. Особенно актуальна эта задача для федеративного государства на его стадии формирования нового законодательства и становления основ федеративной государственности. Значение конституционной ответственности подтверждается практикой нормотворческой деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях, характеризуемой нарушением принципа соответствия принимаемых актов Конституции РФ, законам и другим нормативным правовым актам. Такая практика является довольно распространенной в течение всего периода развития современного Российского государства. Требование о соответствии установлено Конституцией РФ и другими актами.

Конституционная ответственность регулируется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, согласно статье 3.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом.

Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, иных органов государственной власти субъекта РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке (ст. 27).

Согласно Федеральному закону обязанности по обеспечению соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов на уровне субъектов РФ возложены на законодательный орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении ими своих полномочий.

При выявлении несоответствия закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта законодательного органа государственной власти субъекта РФ федеральному законодательству, конституции (устава) субъекта РФ до принятия мер конституционной ответственности Президент России вправе обратиться в представительный орган государственной власти субъекта РФ с представлением о приведении их в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, конституциями (уставами). В случае возникновения разногласий при реализации этого права Президент России использует согласительные процедуры для их разрешения. Если не удается достичь согласованного решения, Президент России может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Законы субъекта РФ, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Что касается акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), актов органов исполнительной власти субъекта РФ, ст. 29 установила право Президент России приостановить их действие в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

В период действия указа Президента России о приостановлении действия соответствующих актов высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) и (или) органом исполнительной власти субъекта РФ не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом России, либо вносящего в него необходимые изменения. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта РФ акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.

Административная ответственность за совершение правонарушений в сфере охраны окружающей природной среды

Административная ответственность — это обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать лишения и ограничения принудительного характера в пределах, установленных действующим законодательством.

Административная ответственность применяется в целях:

  • восстановления социальной справедливости;
  • предупреждения новых правонарушений со стороны правонарушителя;
  • предупреждения новых правонарушений со стороны других лиц.
  • Согласно Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды», каждый не только имеет право на благоприятную окружающую среду, но и также обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения в сфере природопользования являются относительно опасными по сравнению с уголовными преступлениями, но в силу своей массовости характеризуются как общественно вредные.
  • Административное экологическое правонарушение — это совершенное в области природопользования и охраны окружающей природной среды противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или КоАП Хабаровского края установлена административная ответственность.
  • Административная ответственность за экологические правонарушения установлена, прежде всего, нормами главы 8 КоАП РФ, а также предусматривается за отдельные правонарушения нормами глав 7, 10 и рядом других норм КоАП РФ, если правонарушение создает угрозу для окружающей среды.
  • За совершение административного правонарушения в сфере природопользования самым часто применяемым наказанием является административный штраф, вместе с тем применяются и другие виды наказания, например такие как:
  • предупреждение;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное приостановление деятельности и т.д.

Дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды в большинстве случаев рассматриваются уполномоченными органами, указанными в главе 23 КоАП РФ, например, органами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (ст. 23.

24), органами, осуществляющими федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ст. 23.27) и т. д.

Данные дела также могут рассматриваться и судами — в случаях обжалования постановлений органов и должностных лиц и если за правонарушение предусмотрены такие наказания, которые назначаются только судом.

Виды лесопользования.

1. Заготовка древесины – основной вид лесопользования, осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).

В лесах третьей группы проводятся рубки главного пользования. В лесах второй группы устанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Наибольшие ограничения устанавливаются в лесах первой группы, ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом.

2. Заготовка живицы осуществляется в хвойных, перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки главного пользования. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством РФ и других субъектов РФ.

3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться юридическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. д. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией.

4. Побочное лесное пользование разделяется:

– на общедоступное – сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства;

закрепленное за определенными организациями и гражданами – сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа, песка, камня, глины и др. на основании специальных разрешений.

5. Пользование лесом в научно-исследовательских целях осуществляется на специально выделенных участках лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом для указанных целей определяются представительными органами субъектов РФ.

Читайте также:  О новом Положении о дипломировании моряков с 1 марта 2022 года

6. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

7. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства осуществляется в порядке и на условиях, установленных специальными правилами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Понятие экологической ответственности и ее виды

Понятие «ответственность» рассматривается в качестве обязанности выполнять установленные поведенческие нормы, претерпевая неблагоприятные последствия в случае их нарушения. С этой позиции экологическая ответственность представляет собой разновидность социальной ответственности, которая может наступить в случае совершения экологических нарушений, которые выражаются несогласованными с интересами охраны экологической среды действиями человека, которые основаны на удовлетворении экономических потребностей и причиняют вред природе. Экологическая ответственность представлена двумя формами: экономической и юридической. Экономическая ответственность (эколого-экономическая) имеет в основе правомерную деятельность. Ее регулирование происходит за счет экономических методов, что является следствием причинной связи и вреда экономической деятельности, которая ведет к нарушению состояния природной среды. Действующее законодательство содержит виды экологической ответственности с точки зрения экономики:

  • обязательные платежи, осуществляемые хозяйствующими субъектами за выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх положенных нормативов и по определенным нормативам:
  • возмещение потерь лесного производства;
  • плата за использование вод в промышленном производстве, захоронение вредных отходов и др.

В сфере защиты экологии экономическая ответственность проявляется по причине причинения вреда, который выходит за рамки правонарушений. Для нее не характерны категории права в виде вины, противоправного поведения. Юридическая ответственность основана на неправомерных деяниях, которые проявляются при совершении экологических правонарушений. Подобная ответственность подлежит регулированию с помощью административно-правовых методов.

Экологическое правонарушение представляет собой виновное деяние, представляющее опасность для общества. Оно посягает на правопорядок, установленный в государстве, а также затрагивает безопасность экологии и способно причинить вред окружающей природной среде, здоровью людей (в том числе создание реальной угрозы этого причинения). В соответствии с характером и степенью опасности для общества экологические нарушения права классифицируются на проступки, деликты (административные, дисциплинарные, гражданские) и преступления. Физические и юридические лица, совершившие их, подлежат ответственности.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена для сотрудников предприятий за совершение ими экологических нарушений в ходе выполнения должностных и трудовых обязанностей.

Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»

В юридической науке выделяется четыре вида юридической ответственности:

  1. административная ответственность;
  2. уголовная ответственность;
  3. гражданско-правовая ответственность;
  4. дисциплинарная ответственность.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаюется следующие виды ответственности:

  1. имущественная;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.

Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Виды экологических преступлений

Существует следующая классификация экологических преступлений:

  1. Засорение вод и прочих подземных источников. Подобные действия всегда являются следствием нарушения специальных норм. Большое значение здесь играет степень вреда, причиненного окружающей среде.
  2. Засорение морей и других источников. Обычно это происходит из-за выброса веществ, представляющих потенциальную угрозу для здоровья людей и прочих живых ресурсов.
  3. Загрязнение атмосферы.
  4. Отравление земель. Речь идет о нанесении вреда земельным площадям в результате использования опасных удобрений и прочих химикатов.
  5. Уничтожение (причинение вреда) лесному фонду вследствие неосторожного обращения с огнем и прочими источниками, представляющими повышенную опасность.
  6. Противозаконная вырубка леса.
  7. Незаконная охота.
  8. Противоправный вылов рыбы и других обитателей морей и рек.
  9. Возведение незаконных построек (дамб, мостов), явившихся причиной массовой гибели рыб или прочих водных обитателей.
  10. Производство отходов, представляющих большую опасности для окружающей среды.
  11. Создание несанкционированной свалки.
  12. Не соблюдение санитарных норм.

Вот неполный перечень преступлений экологической направленности, за совершение которых предусматривается уголовная ответственность. Стоит понимать, что на квалификацию статьи большое значение оказывает размер причиненного ущерба и прочие сопутствующие обстоятельства.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Положения действующего законодательства являются прежде всего способом осуществления контроля за сбережением природных ресурсов. Подобный контроль вправе осуществлять не только государство, но и другие ответственные подразделения. Согласно правовым нормам экологический контроль может осуществляться:

  • государством;
  • муниципалитетом;
  • обществом;
  • промышленным предприятием, которое осуществляет контроль, призванный обеспечить безопасность производственной деятельности.

Ответственность в рамках КоАП РФ предусмотрена за правонарушения, которые не причинили серьезного вреда как здоровью человека, так и состоянию флоры и фауны. В других случаях наступает уголовная ответственность за экологические правонарушения.

Зачастую преступления, причиняющие вред окружающей среде, наказываются штрафом, размер которого находится в прямой зависимости от степени причиненного вреда. Но УК РФ предусматривает и другие меры наказания:

  • обязательные работы, сроком до 480 часов;
  • ограничение свободы, сроком не более 2 лет;
  • арест. Подобный вид наказания часто применяется за загрязнение природных объектов;
  • лишение свободы. Виновному в совершении деяния, которое может повлечь за собой возникновение экологической катастрофы, может грозить до 20 лет лишения свободы.

Чтобы выявить и установить преступления и нарушения, формируется экологическая экспертиза, направленная на выявление и предупреждение неблагоприятного влияния на окружающую среду. По результатам этой экспертизы наступает юридическая ответственность.

СПРАВКА! Проводить государственную экспертизу можно только федеральная исполнительная власть.

Любые виды проектной документации, независимо от назначения объектов, обязаны проходить экологическую экспертизу. Если в процессе выявляются несоответствия, то наступает правовая ответственность.

Экспертиза основывается на следующих принципах:

— выявление возможных опасностей для окружающей среды от любых намечаемых видов деятельности;

Читайте также:  Налогообложение для грузоперевозок в 2023 году

— проводится экспертиза исключительно до принятия решения о строительстве и реализации проекта;

— оценка наступивших последствий для природы происходит в комплексе;

— требования, предоставляемые во время проведения экологической экспертизы, учитываются в обязательном порядке;

— полнота и правдивость предоставляемых данных;

— экспертное мнение экологической экспертизы должно быть независимым;

— сделанные выводы должны быть точными и обоснованными с научной точки зрения;

— заключения по результатам экспертизы должны быть законны;

— результаты экспертизы подлежат гласности;

— участники экспертизы несут ответственность за ее качественное проведение и организацию.

Юридическая ответственность может наступать по факту заключения экспертизы, если она выявит нарушения существующим норм и правил.

СПРАВКА! Вид и способ присуждаемой ответственности зависит от того, какие конкретно нарушения были допущены.

Дисциплинарная ответственность может выражаться в виде вынесения строго выговора. Кроме того, работник организации или должностное лицо могут быть уволены.

Сохранение окружающей среды должны в обязательном порядке являться заботой абсолютно каждого человека. В особенности это касается предприятий и хозяйственных объектов. Нужно всегда помнить о том, что проявляя заботу об окружающей среде и сохраняя ее, мы обеспечиваем будущее следующим поколениям.

Группы смежных и дополнительных деяний

Есть составы преступных деяний, которые прямо не отнесены к экологическим, но содержат в себе такие признаки, а равно и к соответствующей категории лиц. В любом случае наступит уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства.

К числу смежных стоит отнести те, в число функций которых относят экологические. Но не всегда они могут считаться таковыми, как например отказ в предоставлении значимой информации, акт терроризма, регистрация сделок с землей вопреки установленным правилам.

Нельзя забывать и про дополнительные, которые направлены на интересы госслужбы, а также службы в иных органах власти. Особо проявляется дача взятки должностному лицу, равно, как и получение при осуществлении незаконной охоты. Проявляется с их стороны и халатность, когда они бездействуют в отношении определенных лиц, преступающих закон. Уголовная ответственность за экологические правонарушения ждет любого, кто преступит закон.

Это говорит о том, что каждое из преступлений относится к должностному лицу прямо или косвенно. В результате противоправности причиняется вред окружающей среде, защищаемой со стороны государства.

При выборе меры ответственности в ходе разбирательства в суде, должны быть учтены все факторы за и против, а также позволяющие уменьшить или наоборот сделать тяжелыми последствия. В любой случае человек получает судимость, которая идет с ним в ногу всю оставшуюся жизнь. Это скажется на выборе места работы, а также при выполнении иных значимых действий. Даже после полного погашения или снятия судимости, она будет оставлять негативный след.

Напоминаем, что вы всегда можете получить юридическую консультацию по телефону бесплатно.

Перечень преступлений

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.

Наступление административной ответственности

Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с совершением противоправных действий преднамеренно или по неосторожности.

К правонарушителям административного производства применяются наказания в виде штрафа, предупреждений, конфискации, изъятия орудия и лишения специальных прав физических лиц на осуществление определенного вида деятельности, в связи с которым был нанесен ущерб.

Перечень нарушений полностью соответствует уголовно наказуемым преступлениям с тем отличием, что административные экологические правонарушения не нанесли вреда состоянию здоровья человека или не привели к уничтожению растительных и животных ресурсов, но, тем не менее, нанесли существенный ущерб или были направлены на достижение определённых уголовных правонарушений, но не были осуществлены в полной мере.

ЧТО УЧИТЫВАЮТ ПРИ НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ

Для юридического лица. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • характер и размер причиненного вреда;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
  • финансово-экономическое положение юридического лица (ч. 3 ст. 7.1 КоАП).

Для физического лица. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • степень его вины;
  • характер и размер причиненного им вреда;
  • имущественное положение;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 7.1 КоАП).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *