Для автолюбителей: что будет, если вовремя не оплатить налог на транспорт
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для автолюбителей: что будет, если вовремя не оплатить налог на транспорт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.
Ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными
«К примеру, у меня автомобиль объемом двигателя 1,5 л и в этом году я заплачу налог в 6126 тенге. Между тем, эта сумма меньше, чем стоимость полной заправки моей машины АИ-92. То есть для казахстанцев, владеющих машинами с объемом двигателя до 2 л, транспортный налог не будет превышать 10 тыс. тенге. Если смотреть на автомобили с объемами двигателей больше 2 л, здесь налоги уже гораздо выше. Однако и они не являются неподъемной суммой. Но если, предположим, вы владеете автомобилем премиум-сегмента с объемом двигателя 4,7, то вы заплатите в этом году около 360 тыс. тенге. И это уже достаточно внушительная цифра. Но если вы покупаете подобную машину, то, разумеется, вы должны понимать, что расходы на более мощное авто будут больше».Автовладелец Егор Серегин
Другие опрошенные корреспондентом Zakon.kz автовладельцы с транспортными средствами объемом двигателя менее 3 л уверены в том, что ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными. В особенности для тех, в чьей собственности автомобили средней и малой мощности.
«У меня малолитражка Daewoo Damas. За год я плачу не более 10 тыс. тенге. Думаю, подобная сумма по плечу каждому владельцу железного коня, конечно, если объем двигателя небольшой. Но даже для любителей огромных джипов и пикапов ежегодный налог на транспорт не является чем-то неподъемным, потому что градация автомобилей по мощности объема определена совершенно корректно. Меньше объем – меньше налог».Автовладелец и предприниматель Даулет Мухамеджан
В свою очередь автолюбитель и основатель автомобильного клуба «Mitsubishi club Astana» Дмитрий Попов тоже отмечает, что в Казахстане адекватные налоговые ставки, которые составляют лишь малую часть расходов семейного бюджета. Однако, по его словам, при расчете налога на транспорт в Казахстане необходимо учитывать еще и возраст транспорта.
«По моему субъективному мнению, в нашей стране невысокие налоговые ставки. В большинстве развитых стран при расчете транспортного налога главным параметром выступает экологичность автомобиля. Было бы хорошо, если в Казахстане тоже учитывали возраст. Ведь современные машины оборудованы катализаторами, которые снижают выброс CO². При этом считаю не нужной привязку налога к топливу. Объем двигателя, класс экологичности и, может быть, мощность двигателя. Мне кажется наиболее логичным, если эти характеристики авто будут взяты во внимание в первую очередь при расчете транспортного налога», – рассуждает Дмитрий Попов.
Он напомнил, что, к примеру, в Европе очень накладно владеть старой машиной из-за строгого техосмотра и налогообложения, учитывающего экологичность. Там легко можно получить запрет на эксплуатацию неисправного авто до приведения его в надлежащее техническое состояние. Тогда как в Казахстане зачастую для прохождения техосмотра можно даже не выходить из дома.
Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Сколько нужно платить налог за автомобиль?
СТАВКИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Для физического лица за: |
За год, рублей |
---|---|
Не более 1,5 тонны (а также за легковой автомобиль в отношении которого отсутствует информация о разрешенной максимальной массе) |
61 |
Более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны |
81 |
Более 1,75 тонны, но не более 2 тонн |
102 |
Более 2 тонн, но не более 2,25 тонны |
122 |
Кто платит транспортный налог
Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам, если это разные люди.
Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:
Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.
Дальше мы будем говорить об автомобилях, но правила универсальные для всех транспортных средств.
Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.
После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. За тот год, когда продали машину, налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.
Как получить льготы по налогам инвалидам Казахстана
Все виды льгот предоставляются человеку только при наличии документального подтверждения инвалидности. Претендующий на льготные условия гражданин должен предъявить документ, подтверждающий его состояние (удостоверение инвалида). Получение статуса инвалида происходит по следующему алгоритму:
- Гражданин посещает участкового врача или узкого специалиста в медучреждении по месту жительства с просьбой выдать направление на стационарное лечение.
- После того, как стационарное лечение завершено, пациенту следует повторно посетить лечащего доктора, имея при себе выписку из истории болезни и справку о подтвержденном диагнозе. Врачом выдается направление на дополнительные диагностические исследования.
- Затем человек общается с членами врачебно-консультационной комиссии, которые во время разговора с пациентом проверяют также справки и иную врачебную документацию. В случае положительного решения по результатам проверки гражданин не ранее чем через 4 месяца после того, как наступила временная нетрудоспособность, направляется в территориальное отделение медико-социальной экспертизы (МСЭ).
- Сотрудники МСЭ осматривают больного, оценивают, насколько серьезны нарушения его здоровья, и ограничены возможности и способность к труду, а также изучают медицинскую документацию. После этого, при наличии достаточных оснований, происходит вынесение коллегиального экспертного заключения о присвоении группы инвалидности.
Следует отметить, что как правило, проведение МСЭ осуществляется по месту фактического проживания или регистрации гражданина, однако, при наличии определенных обстоятельств (к примеру, если пациент не может самостоятельно передвигаться), МСЭ может быть проведена на дому, в больничном стационаре, в местах тюремного заключения или даже заочно.
Инвалиды относятся к социально незащищенной категории граждан, поскольку в связи с их болезнями или увечьями они в той или иной степени ограничены в способности к полноценной работе, и поэтому они зачастую испытывают значительные материальные трудности, поскольку единственным их доходом являются пенсионные выплаты. Также это обусловлено тем, что большинство нарушений здоровья, послуживших причиной получения инвалидности, требуют значительных финансовых затрат на медикаменты, дополнительные медуслуги, которые они не могут получить бесплатно по социальным программам, а также на санаторно-курортное лечение, усиленное питание и др.
Именно по этим причинам они нуждаются в уменьшении финансовой нагрузки, возникающей в результате налогообложения, и освобождаются от обязанностей по уплате части налогов, которые часто серьезно уменьшают их бюджет.
При этом нередки случаи, когда граждане, не имея нарушений здоровья, пытаются добиться статуса инвалидов для необоснованного получения государственных пособий и льгот. Именно по этой причине, для того, чтобы предоставить помощь действительно нуждающимся в ней, получение инвалидности сопровождается сложной процедурой многоступенчатого медицинского обследования с привлечением врачей разных специализаций.
Налоговые ставки для иных транспортных средств
Транспортное средство |
Ставка в месячных расчетных показателях |
Грузовое авто с грузоподъемностью до 1 тонны |
3 |
Грузовое авто с грузоподъемностью 1-1,5 тонны |
5 |
Грузовое авто с грузоподъемностью 1,5-5 тонн |
7 |
Грузовое авто с грузоподъемностью более 5 тонн |
9 |
Тракторы, дорожно-строительные машины |
3 |
Автобусы – не более 12 посадочных мест |
9 |
Автобусы – от 12 до 25 посадочных мест |
14 |
Автобусы – более 25 посадочных мест |
20 |
Мотоциклы, мотороллеры до 55 кВт (75 л.с.) |
1 |
Мотоциклы, мотороллеры свыше 55 кВТ (75 л.с.) |
10 |
Какие ставки применяются по транспортному налогу
Поскольку речь о транспортном налогообложении, в каждой области устанавливаются оригинальные правила, касающиеся ставок. Потому в калькуляторе можно менять налоговые ставки. Например, система позволяет уменьшение/увеличение ставок. Хотя налоговый кодекс предусматривает стандарты.
В калькуляторе ставка устанавливается зависимо от того, какой мощностью обладает автомобиль. За каждую л/с добавляют определенную сумму. Также при расчетеставок учитывается вместительность транспорта, его тяга и остальные показатели.
Год выпуска также является важным для калькулятора. Учитывая его, налог на один и тот же автомобиль может отличаться. На это влияет зависимость ставок от возраста. Просто за счет того, что ко второму владельцу ТС перешло уже более старым, потому на него налог выше.
Ставка отличается зависимо от вида транспорта. Можно узнать, какая используется именно в вашем случае, посмотрев на платформе ФНС. На этой платформе указывается стандарт по областям с учетом актуальных ставок.
Некоторые регионы могут не устанавливать своих ставок в 2021году. Они будут установлены автоматически с учетом федерального значения, если стандарта нет. Но региональные ставки, как правило, намного выше, потому и сумма, которую покажет калькулятор, больше.
К примеру, рассмотрим, какие ставки на легковушку действуют в Москве в 2021году.
Мощность двигателя | Ставка за 1 л. с. |
0—100 л. с. | 12 руб. |
100,01—125 л. с. | 25 руб. |
125,01—150 л. с. | 35 руб. |
150,01—175 л. с. | 45 руб. |
175,01—200 л. с. | 50 руб. |
200,01—225 л. с. | 65 руб. |
225,01—250 л. с. | 75 руб. |
250,01—∞ л. с. | 150 руб. |
Срок и порядок уплаты налога на транспорт
Платить транспортный налог частным владельцам придется один раз в год. Извещения с размером платежа будет рассылать налоговая инспекция по месту регистрации собственника транспорта.
Извещения будут приходить ежегодно не позднее 1 сентября года следующего за истекшим налоговым периодом. Оплачивать налог необходимо ежегодно не позднее 15 ноября.
После отмены дорожного сбора и введения транспортного налога, 2021 год будет переходным. Поэтому сумма налога, которую нужно внести в 2021 году для всех собственников транспорта — физических лиц составит одну базовую величину. Размер базовой величины в Беларуси на сегодняшний день, смотрите по ссылке.
Все владельцы транспортных средств получат до 1 ноября уведомления из налоговой инспекции, оплачивать налог нужно не позднее 15 декабря.
Это будет авансовый платеж. Его зачтут в 2022 году при уплате налога за 2021 год с учетом фактического времени владения физлицами транспортными средствами. Сколько нужно доплатить вы узнаете из извещения из налоговой инспекции, которое придет до 1 сентября 2022 года. Внести доплату необходимо до 15 ноября 2022 года.
Извещение об уплате транспортного налога за 2022 год пришлют до 1 сентября 2023 года, срок его оплаты – до 15 ноября 2023 года.
Физические лица, обязанные платить транспортный налог, вносят его до конца налогового периода, т.е. до 31 декабря за текущий год. Организациям надлежит внести требуемую сумму до 5 июля.
Если плательщики не укладываются в срок, за каждый день просрочки начисляется неустойка в виде пеней. При условии, что сумма задолженности превысит 2 тыс.525 тенге, Департамент госдоходов направляет дело судебным исполнителям, которые рассчитывают сумму пеней и посылают должнику уведомление о необходимости погасить долг с предупреждением.
Если в течение срока, указанного в уведомлении долг не будет погашен, судебный исполнитель может принять решение об аресте автомобиля или иного имущества должника. Прецеденты такого отчуждения в КР уже имеются.
В качестве дополнительных мер воздействия в отношении неплательщиков используют:
- Установление ограничений на осуществление банковских операций. Если налоговые органы направят в банк предписание, он будет обязан до полного погашения долга приостановить обслуживание счетов должника.
- Наложение запрета на выезд за границу. Такая ситуация возможна при размере задолженности от 50 тыс. 500 тенге.
Сама система оплаты транспортного налога в КР очень проста. Нужную сумму можно внести:
- Через банковские кассы и терминалы.
- Онлайн на сайте Комитета госдоходов и на специализированных сайтах государственных услуг, например: kz.
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Почему Казахстан стал популярным направлением у россиян для покупки авто?
Из-за ажиотажного спроса на машины и массового «паломничества» «перекупщиков» Казахстан все чаще стали называть автомобильным хабом.
Отличным подспорьем для визита в эту страну и сейчас остается ее членство в Таможенном союзе, которое теоретически помогает убрать проблему дорогой растаможки импортного автомобиля: если он легально продается на территории государства-члена ТС/ЕАЭС, значит, может без уплаты таможенных пошлин приобретаться и любыми другими резидентами союза.
Но здесь возникает сразу несколько «но».
- Во-первых, в Казахстане действуют «льготные» ставки на растаможку импортируемых автомобилей, которые позволяют местным автолюбителям самим пригонять и покупать в салонах машины дешевле, чем резидентам других стран ТС. При этом, запустив такую программу, Казахстан взял на себя обязательство перед поставщиками не допускать вывоза привезенных таким образом автомобилей в другие страны, являющиеся членами ТС/ЕАЭС. В качестве альтернативного варианта для желающих сделать это предлагается совершить доплату разницы сумм ввозных таможенных пошлин, т. е. фактически растаможить транспортное средство по действующим ставкам.
- Во-вторых, Казахстан реально столкнулся с дефицитом машин, поскольку дилеры не ожидали увидеть кратное увеличение спроса. В 2022 году многие модели просто «сметались с прилавков», что начало вызывать недовольство местных покупателей, а вместе с ними и властей страны. Как следствие, в Казахстане быстро появились нормативные акты с формулировками, запрещающими продажи «льготных» машин лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, причем, в списки попали даже электрокары.
Тем не менее, поток машин из Казахстана в Россию в 2023 году не иссякает, а география покупателей вышла далеко за субъекты России, граничащие с нашим южным соседом. Объяснение этому кроется в сравнении преимуществ и недостатков приобретения автомобиля в Казахстане, а точнее, в главном плюсе, который удается получить, рассматривая вариант покупки машины в этой стране.
Плюсы и минусы «пригона» авто из Казахстана
На самом деле, в 2023 году покупка машины в Казахстане для гражданина России продолжает готовить массу не всегда приятных сюрпризов. С ними преимущественно сталкиваются те, кто решает лично отправиться за машиной:
- Конвертация российских рублей в тенге. Пытаясь сделать это через коммерческие банки, можно столкнуться с курсами, вдвое ниже официальных. И это сразу же делает покупку машины мероприятием крайне невыгодным. Как вариант – снятие тенге в банкоматах, принимающих карты платежной системы МИР, но такой обмен удается совершить не во всех казахских банках, да и курсы конвертации от учреждения к учреждению тоже могут значительно отличаться.
- Новой проблемой в 2023 году может стать продолжающаяся санкционная политика в отношении России. Многие автосалоны Казахстана начинают перестраховываться и отказываются даже от опосредованного сотрудничества с российскими покупателями. От этого приходится несладко, прежде всего, «серым» дилерам, сталкивающимся с дополнительными издержками. Эти расходы, в свою очередь, отражаются на цене «пригона» машины в РФ, т. е. ложатся на плечи конечного покупателя.
- Среди минусов покупки авто в Казахстане можно назвать и отсутствие гарантийного обслуживания. Это касается новых автомобилей, для которых бесплатные сервисные работы на территории РФ оказываются просто недоступными. Причина – согласно пункту договора-купли продажи, при смене юрисдикции производитель никакой ответственности за состояние автомобиля не несет.
В противовес этим минусам фактически ставится лишь одно преимущество – доступ к широкой номенклатуре марок и моделей легковых автомобилей – европейских, китайских, корейских, американских, японских и др. Здесь же и собственная промышленность в виде сборочных площадок, выпускающих автомобили Kia, Hyundai, Chevrolet и JAC.
Несмотря на местами очень большие наценки, в Казахстане россияне достаточно легко могут найти любую нужную иномарку – новую или с пробегом, в том числе привезенную из-за океана; а если повезет, то и серьезно сэкономить на такой покупке.
Кроме того, решение части проблем, связанных с банковскими курсами обмена валюты или казахскими автосалонами, всегда можно переложить на «перегонщиков», явно разбирающихся в этих вопросах лучше любого рядового покупателя.