Получите консультацию прямо сейчас!
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получите консультацию прямо сейчас!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На основании ст. 6 Федерального конституционного закона N 1-ФЗК вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Особенности исполнения судебных актов по обращению к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ
В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления на основании права оперативного управления, не имеющая статуса федерального казенного предприятия, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Бюджетное учреждение распоряжается по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ). Собственниками имущества бюджетного учреждения могут быть органы государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления.
Таким образом, предъявление исполнительного документа к исполнению бюджетному учреждению предусматривает обращение в субсидиарном порядке взыскания либо на средства федерального бюджета, либо на средства бюджета субъекта РФ, либо на средства местного бюджета по денежным обязательствам соответствующих бюджетных учреждений.
Поскольку бюджетные учреждения являются неотъемлемым звеном бюджетной системы РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с принципом единства бюджетной системы РФ носит единый порядок, который имеет свои особенности.
Органы, к которым взыскатель предъявляет исполнительный документ к исполнению
В соответствии с новым порядком исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ органами, осуществляющими исполнение судебных актов, были определены:
- орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений);
- орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта РФ или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства;
- орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта РФ или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства.
Общий признак, объединяющий указанные органы, — ведение и открытие этими органами лицевых счетов для бюджетных учреждений. Вместе с тем законодатель, руководствуясь признаком открытия лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства, установил, что исполнительный документ предъявляется к исполнению по месту открытия лицевого счета бюджетного учреждения как получателя средств бюджета соответствующего уровня (ст. 254 БК РФ).
Вместе с установлением новых органов, обязанных исполнять судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, законодатель признал едиными для всего исполнительного производства правила, устанавливающие требования к исполнительным документам и порядок обжалования действий (бездействий) органов, осуществляющих исполнение судебных актов (ст. 242.1 БК РФ).
Как быть, когда приказ вступил в силу
Иногда наступают ситуации, когда срок подачи жалобы на решение судьи истек, а реальных оснований для его восстановления не существует. Как поступить?
Нужно добиваться аннулирования приказа. Для этого потребуется составить жалобу в кассационную инстанцию в течении шести месяцев со дня приобретения юридической силы документом. Как правило, это Президиум районного или областного суда.
К претензии должна быть приложена копия судебного решения и другие бумаги, свидетельствующие о необходимости прекращения действия приказа. Он должна включать сведения о:
- оспариваемом решении;
- взыскателе и ответчике;
- доказательствах, подтверждающих изложенные факты;
- требованиях истца;
- просьбе о приостановлении исполнительных мероприятий на время рассмотрения жалобы.
Помимо этого, должником может быть заявлен иск в отношении взыскателя для возможного уменьшения суммы долга. Это касается решений в отношении алиментов для несовершеннолетнего в размер 25% от заработка ответчика, если он уже производит оплату алиментных платежей на других детей. Судом может быть рассмотрено такое заявление в процессе судебных слушаний с учетом мнения всех сторон и сокращен размер алиментных платежей.
При существовании оснований, добиться положительного решения судебного органа вполне возможно, при условии знания своих прав и умения их отстаивать.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Общие положения
В ст. 242.3—242.5 БК РФ регламентируется порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
По мнению Президиума ВС РФ, БК РФ проведено различие между взысканием задолженности, возникшей из-за неисполнения бюджетным учреждением договора, и взысканием судом суммы в возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Поэтому при рассмотрении судебных дел о взыскании денежных средств по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения ответчиком по делу должно выступать данное бюджетное учреждение.
Как указал в своем письме Минфин России от 14 августа 2006 г. № 08-04-14/4079, Министерство финансов РФ довольно часто сталкивается с некоторыми трудностями при исполнении судебных решений, поскольку исходя из текста резолютивной части решения суда взыскателям не всегда ясно, в какой государственный орган власти следует направлять исполнительные документы.
В этой связи данный финансовый орган указывает на то, что ст. 165 и 242.2 БК РФ на Минфин России возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (ст. 1069, 1070 ГК РФ), а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 242.3 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном БК РФ.
Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 14 июля 1999 г. Ко 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения» со ссылкой на п. 1 ст. 296 ГК РФ указал на то, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Кроме того, Президиум ВАС РФ разъяснил, что закон запрещает обращать взыскание лишь на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.
Органы, к которым взыскатель предъявляет исполнительный документ к исполнению
В соответствии с новым порядком исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ органами, осуществляющими исполнение судебных актов, были определены:
- орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений);
- орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта РФ или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства;
- орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта РФ или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства.
Общий признак, объединяющий указанные органы, — ведение и открытие этими органами лицевых счетов для бюджетных учреждений. Вместе с тем законодатель, руководствуясь признаком открытия лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства, установил, что исполнительный документ предъявляется к исполнению по месту открытия лицевого счета бюджетного учреждения как получателя средств бюджета соответствующего уровня (ст. 254 БК РФ).
Вместе с установлением новых органов, обязанных исполнять судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, законодатель признал едиными для всего исполнительного производства правила, устанавливающие требования к исполнительным документам и порядок обжалования действий (бездействий) органов, осуществляющих исполнение судебных актов (ст. 242.1 БК РФ).
Каким образом приставы могут взыскать задолженность
В первую очередь, приставы будут взыскивать средства для погашения задолженности с банковских счетов должника. Если денежных средств там нет или их недостаточно, то будет арестовано ликвидное имущество должника, которое может быть реализовано на торгах для исполнения требований кредитора. Параллельно, если имущества тоже недостаточно для выплаты всей суммы задолженности, то тогда приставы могут начать удерживать часть доходов должника.
Если в отношении одного человека в службе судебных приставов заведено несколько исполнительных производств, то их могут объединить в одно, так называемое сводное исполнительное производство. При этом ФСПП действуют не по каждому производству отдельно, а по всем сразу. При этом взыскателями, в пользу которых у должника будут изыматься средства и имущество, являются несколько человек.
Для контроля за отчуждением имущества должника и грамотного распределения сумм от его реализации, кредитору лучше всего обратиться к юристу.
Порядок взыскания долга судебными приставами
Обеим сторонам исполнительного производства – и должнику, и взыскателю – полезно четко понимать, как взыскивают судебные приставы. Это поможет избежать многих ошибок, которые часто допускают при взаимодействии с ФССП. И, пожалуй, если говорить об ошибках взыскателей, одна из самых распространенных – добившись судебного решения и возбуждения исполнительного производства, ждать, что все остальное сделают судебные приставы.
В 2017 году на исполнении в территориальных органах ФССП находилось 84,6 млн исполнительных производств, за 9 месяцев 2018 года – 72,3 млн, прогноз на 2018 год – до 100 миллионов, то есть на каждого сотрудника придется более 1300 производств. При такой загрузке надеяться, что именно вашему делу приставы уделят особое внимание, не приходится.
Как будут взыскивать долги судебные приставы в 2019 году
В Госдуме РФ на рассмотрении находятся 9 законопроектов, совершенствующих работу службы судебных приставов, в частности, поправки к закону «Об исполнительном производстве», согласно которым вводится упрощенный порядок взыскания административных штрафов, которые не превышают трёх тысяч рублей. Будут сокращены сроки их добровольного погашения, упрощена процедура извещения должника – легитимным станет направление постановления через портал госуслуг и с помощью смс. После окончания срока добровольного погашения, который уменьшается с нынешних пяти до двух дней, приставы без возбуждения исполнительного производства будут направлять в банк требование о списании со счета должника суммы штрафа плюс исполнительного сбора в размере 1000 рублей.
Это, по замыслу авторов законопроекта, должно избавить приставов от большого количества рутинной работы и позволить им уделять больше внимания исполнению судебных решений, например, по взысканию алиментов.
Индексация взысканных сумм
Денежные средства подвержены инфляции (потеря покупательской способности).
Гражданское процессуальное законодательство имеет действующий механизм компенсации потерь кредитора вследствие инфляционных процессов – статья 208 Гражданского Процессуального Кодекса РФ
Индексация производится судом по индексам потребительских цен на день исполнения судебного решения.
По результатам рассмотрения дела взыскатель также получает исполнительный лист на взыскание с должника проиндексированных сумм.
В арбитражном процессуальном кодексе есть аналогичная норма для индексации – статья 183 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, но действие ее фактически заблокировано отсутствием специального федерального закона, определяющего размер индексации, на который имеется ссылка в упомянутой статье.
Возникает вопрос. Возможно ли начисление индексации на период трех месяцев, которые имеет должник-бюджетополучатель для исполнения решения суда?
Судебная практика дает на это положительный ответ.
Верховный Суд РФ в своем определении[5] подчеркнул, что: «…Поскольку целью индексации присужденных денежных сумм является поддержание их покупательной способности в условиях инфляции, индексация взысканных по решению суда денежных сумм должна производиться с момента вступления решения суда в законную силу…»
Верховный Суд определил правовую природу трехмесячного срока для исполнения решений суда как организационную, дисциплинирующую должника к скорейшему исполнению требований исполнительного документа.
Данный срок установлен в интересах взыскателя, с той целью, чтобы решение суда не исполнялось должником сколь угодно долго, и не представляет собой автоматическую отсрочку исполнения решения суда для должников-бюджетополучателей на три месяца.
Однако в другом деле, нижестоящие суды, учли специальные правила исполнения судебных актов по взысканию с должников-бюджетополучателей, и рассчитали индексацию с даты предъявления исполнительного документа в казначейство до даты исполнения судебного решения казначейством[6]
Здесь интересным для исследования является вопрос, а может ли сам должник, добровольно исполнить решение суда?
Взыскатель, предъявляя лист в финансовый орган инициирует процедуру принудительного исполнения судебного акта.
Но законом не запрещено должнику исполнить решение суда добровольно.
Исходя из практики ЕСПЧ (Европейский Суд по Правам Человека) взыскатель не обязан инициировать процедуру принудительного исполнения судебного акта[7].
Аналогичная позиция у суда в другом деле — от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения. Это означает, что если решение вынесено против государства, то именно государство, а не взыскатель обязано проявить инициативу для исполнения этого решения[8].
Следует отметить позицию Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 20 марта 2008 г. N 153-О-О, согласно которой индексация не носит характер гражданско-правовой ответственности и не может быть поставлена в зависимость от вины должника в длительном неисполнении судебного решения.
Индексация является механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя при длительном неисполнении судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.
Исполнение решений судов о взыскании с казны
Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. 12. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством. 13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ) (см.
Как не допустить визита приставов
- Реструктуризация. Клиент обращается к кредитору и сообщает, что платить кредит на прежних условиях не в состоянии. В результате происходит пересмотр графика платежей, и сумма ежемесячного взноса уменьшается, становится посильной для выплаты.
- Рефинансирование. Такое возможно, если кредит был взят давно, а сейчас многое изменилось, и текущие условия позволяют погашать задолженность с большей выгодой. Происходит перерасчет кредита по новым правилам, заключается новый договор. Правда, такое возможно, если сложности с выплатами только-только начались.
- Скидки и акции. Для добросовестных коллекторских агентств, в частности для ЭОС, характерны так называемые акции прощения. В ходе этих мероприятий человек может списать часть задолженности, облегчив тем самым кредитную нагрузку.
ЭОС всегда старается подобрать решение, выгодное для клиента. Гибкий график выплат, прощение части задолженности — мы делаем все, чтобы помочь человеку начать новую жизнь без обязательств.
Проводки по неустойке в бюджетном учреждении
В бухучете сумму неустойки (штрафа, пеней) начисляйте на основании акта о приемке товаров (работ, услуг) или иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота. При этом такой документ должен содержать:
Условие контракта об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) является обязательным. В случае нарушения (неисполнения) контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик обязан потребовать уплату неустойки (ч. 4 ст. 34 Закона от 5 апреля 2021 г. № 44-ФЗ). Размер пени не может быть менее 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день ее уплаты. Штраф за ненадлежащее исполнение обязательств устанавливается в виде фиксированной суммы. Такие правила установлены частями 6–8 статьи 34 Закона от 5 апреля 2021 г. № 44-ФЗ.
Бухгалтерские проводки казенного учреждения
К казенным учреждениям относятся государственные (муниципальные) учреждения, которые осуществляют оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и занимаются исполнением государственных (муниципальных) функций с целью реализации полномочий государственных органов, предусмотренных законодательством РФ. Финансирование деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.
Принятые в сумме дебетового оборота счета 0 208 00 000 денежные обязательства, отражаются вне зависимости от того, какой проводкой они будут закрыты по кредиту, главное, чтоб не возвратом, так как возврат уменьшает денежное обязательство.
Рекомендуем прочесть: Мат помощь к 1 сентября работникам
Сроки подачи исполнительных документов
- Исполнительные листы и судебные приказы предъявляются в течение трех лет с момента вступления в законную силу
- Исполнительные документы по делам административном правонарушении предоставляются в течение двух лет
- Удостоверения по трудовым спорам необходимо предъявить в течение 3-х месяцев
- Исполнительные листы арбитражных судов, на основе которых восстановлен рок предъявления, предъявляются в течение 3-х месяцев, начиная со дня восстановления срока.
Если исполнительное производства было прекращено из-за невозможности взыскания долга, срок предоставления исполнительного документа отсчитывается заново со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Исковое требование взыскателя может растянуться на неопределенный период. На этот есть несколько причин:
- Отсрочка. Она возникает, если ответчик оспаривает требования заявителя. Постановление об отсрочки выносит судья или пристав-исполнитель этого дела
- Приостановка. Ее причины указаны в законе РФ
- Рассрочка – это решение о переносе срока возврата денежных средств. Как правило, для этого нужны весомые основания. В таком случае назначаются новые даты.
- В случае, когда принудительное взыскание производится на территории другого ведомства ФССП, период производства составляет 15 дней. Время осуществления производства не учитывается.
Если сроки затягиваются, необходимо получить исполнение с помощью приставов. Для этого нужно:
- Подать заявление о возбуждении исполнительного производства
- Иметь информацию о ходе производства
- Оказать помощь приставу в ведении исполнительного производства
- Контролировать действия судебного пристава
- Обжаловать постановление