Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Какие средства считаются основными
Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.
Имущество признается ОС, если:
-
Обладает материальной формой.
-
Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.
-
Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).
-
Пользование объектом приносит прибыль организации.
Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:
-
У него есть материальная форма.
-
Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.
-
Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.
-
Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.
Приобретения через подотчетное лицо
В том случае, когда компьютер приобретается через подотчетное лицо, операции будут выглядеть иначе. Допустим, бюджетное учреждение использует для расчета наличные денежные средства в рамках бюджетного финансирования, снятые со счета в органе казначейства. Корреспонденция счетов следующая.
1. Отражены принятые бюджетные обязательства по приобретению компьютера:
Д-т сч. 150103310 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению основных средств»
К-т сч. 150201310 «Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения основных средств»
на сумму стоимости компьютера, включая НДС.
2. Отражено списание средств со счета в органе казначейства для получения наличных средств:
Д-т сч. 121003560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
К-т сч. 130405310 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств»
на сумму списанных со счета денежных средств.
3. Получены наличные денежные средства в кассу учреждения:
Д-т сч. 120104510 «Поступления в кассу»
К-т сч. 121003660 «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
на сумму полученных в кассу денежных средств.
4. Выданы денежные средства подотчетному лицу для покупки компьютерной техники:
Д-т сч. 120819560 «Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств»
К-т сч. 120104610 «Выбытия из кассы»
на сумму выданных подотчет денежных средств.
5. Отражена стоимость компьютера, приобретенного подотчетным лицом:
Д-т сч. 110601310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»
К-т сч. 120819660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств»
на сумму стоимости компьютера, включая НДС.
6. Компьютер принят к учету:
Д-т сч. 110104310 «Увеличение стоимости машин и оборудования»
К-т сч. 110601410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства»
на сумму первоначальной стоимости компьютера.
Приобретения с использованием средств бюджетного учреждения, находящихся на счете в банке
Во всех рассмотренных примерах отражения операций по приобретению компьютерной техники предусмотрен вариант расчетов с поставщиками компьютеров и услуг по доставке и установке техники средствами учреждений, находящимися на счете в органе казначейства. В том случае, если у учреждения открыт счет в кредитной организации, отражение операций по расчетам с контрагентами будет оформляться с использованием счета 020101000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах». При этом следует помнить, что каждая операция по выбытию денежных средств со счета бюджетного учреждения в кредитной организации будет сопровождаться отражением суммы выбывающих средств по дебету забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения». Оплата задолженности перед поставщиком компьютерной техники с использованием средств бюджетного учреждения, находящихся на счете в банке, будет выглядеть следующим образом.
Д-т сч. 130219830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
К-т сч. 120101610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
на сумму задолженности перед поставщиком компьютера.
Д-т сч. 18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения»
на ту же сумму.
Принятие компьютера к учету
Принятие компьютера к учету оформляется Актом о приеме-сдаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001). Вновь принятому к учету компьютеру должен быть присвоен инвентарный номер и заведена Инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. 0306005). Согласно Инструкции N 25н инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Несомненно, все комплектующие собираются в компьютер для выполнения единой работы. Исходя из этого, Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство в Письме от 27.06.2006 N 42-7.1-15/2.2-265 «О применении бюджетной классификации Российской Федерации при отражении кассовых расходов по модернизации объектов основных средств» акцентируют внимание бухгалтеров на том, что компьютер принимается к учету как единый объект основных средств, исключение составляют лишь принтеры. Выделение принтеров в качестве самостоятельных объектов учета возможно потому, что принтер может быть закреплен за одним компьютером, а также выступать как сетевой объект и функционировать с группой компьютеров.
Однако практика показывает, что в большинстве бюджетных учреждений мощность компьютерной базы недостаточна для ведения бюджетного учета. Сложности возникли с учетом основных средств, материальных запасов и расчетов по оплате труда. В первую очередь это касается крупных бюджетных учреждений сферы образования и здравоохранения, поскольку для их деятельности характерна обширная материальная база и большая численность персонала. Необходимость формирования широкой базы данных и частота проводимых операций нередко вынуждают бухгалтеров использовать более одного системного блока в составе одного компьютера. Кроме того, компьютерные классы с обучающими программами зачастую предполагают соединение нескольких устройств ввода-вывода информации с одним системным блоком. Как принять к учету такие объекты?
Поскольку компьютер является сложным объектом и включает в себя обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, то на каждом элементе должен быть обозначен один и тот же инвентарный номер. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов все составляющие компьютера относятся к третьей группе основных средств со сроком полезного использования 3 — 5 лет. Однако фактический срок службы каждого элемента различен. Возникают проблемы в отражении операций по замене элемента, вышедшего из строя.
В вышеуказанном Письме Министерства финансов РФ и Федерального казначейства четко прописано, что замену приспособлений и принадлежностей, выполняющих свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, нельзя рассматривать как модернизацию объектов основных средств, на которых осуществляется указанная замена. Не нужно экономически доказывать нецелесообразность замены детали компьютера, вышедшей из строя, аналогичной деталью. Ведь за несколько лет использования компьютера комплектующие прошлого поколения просто могут исчезнуть из продажи и производства, а замена элемента на современный образец неизбежно приведет к улучшению его технических характеристик и качества работы. А при выходе из строя процессора или материнской платы вообще не может идти речи о ремонте.
Кроме того, в бухгалтерских программах не предусмотрена операция разукомплектации компьютера, поэтому нередко возникает различие между фактическими и учетными данными. Зачастую учреждению выгоднее отправить пришедший в негодность элемент компьютера на склад до истечения срока полезного использования, так как в этом случае списание объекта не влечет за собой незапланированных расходов.
Поскольку ситуацию с учетом компьютеров в настоящее время нельзя толковать однозначно, то вариантом разрешения проблемы может быть обособленный учет всех элементов компьютера. Это позволит безболезненно для учета производить перестановку комплектующих компьютера в зависимости от решаемой в текущий момент времени задачи. Причем должны быть учтены следующие условия.
Возникает необходимость определения стоимости каждого элемента приобретаемого компьютера. Для этого в спецификации, прилагаемой к договору покупки компьютера, следует перечислить весь перечень приобретаемого оборудования и приспособлений, а в счете-фактуре указать стоимость каждого элемента техники. Бухгалтер, принимая к учету компьютерную технику, отразит каждый элемент обособленно.
Кроме того, в счете-фактуре желательно указать стоимость основных деталей системного блока и отразить их в инвентарной карточке учета объекта основных средств (ф. 0306005), для чего раздел «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» должен быть дополнен графой «Стоимость». Подобная информация может пригодиться при замене деталей компьютера более мощными или перестановке комплектующих с одного компьютера на другой, что часто встречается на практике и влечет проблему учета подобных перестановок.
Кроме того, обособленный учет элементов компьютерной техники даст возможность бюджетным учреждениям производить списание большого числа компьютерных комплектующих стоимостью 1000 руб. при вводе их в эксплуатацию, что приведет к снижению обязательств по налогу на имущество. Операцию следует отражать проводкой по дебету счета 040101271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» и кредиту счета 010104410 «Уменьшение стоимости машин и оборудования».
Таким объектам основных средств не присваивается инвентарный номер, и в дальнейшем рекомендуется организовать управленческий учет списанных объектов на забалансовых счетах, открываемых учреждением.
Компьютерные комплектующие стоимостью от 1000 до 10 000 руб. учитываются в течение срока полезного использования на балансе учреждения по стоимости 0 руб., поскольку Инструкция N 25н предусматривает для таких объектов начисление амортизации в размере 100% при вводе их в эксплуатацию, что также отразится на величине налога на имущество. По истечении срока полезного использования следует также организовать учет этих объектов на забалансовых счетах.
По какой подстатье КОСГУ оплачивать канцтовары в 2021 г
В левом столбце сопоставительной таблицы приведены расходы по статье 340 КОСГУ согласно Указаниям № 65н, а в правом столбце — соответствующие им подстатьи КОСГУ, которые применяются с 2021 г. При этом в сопоставительной таблице канцтовары прямо не поименованы. В описании подстатей статьи 340 КОСГУ в Приказе № 209н расходы на приобретение канцтоваров также отсутствуют.
С 1 января 2021 г. будет действовать новый порядок применения статей (подстатей) КОСГУ (приказ Минфина России от 29.11.2021 № 209н, далее — Приказ № 209н). Сопоставительная таблица порядка применения КОСГУ, установленного приказом Минфина России от 01.07.2021 № 65н (далее — Указания № 65н), и порядка применения КОСГУ, установленного Приказом № 209н, размещена на сайте Минфина России в разделе «Бюджет», подразделе «Бюджетная классификация Российской Федерации» 02.07.2021.
Новации 2019 года: к чему готовиться бухгалтерам бюджетных организаций
Планируют расширить и коды расходов. Например, статью 210 «Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ дополнят подстатьей 214 «Прочие выплаты персоналу в натуральной форме». По ней нужно будет учитывать расходы на выплаты сотрудникам в натуральной форме, которые не относятся к заработной плате. Например, компенсацию расходов на проезд и провоз багажа при переезде.
- Федеральный стандарт «Доходы», утвержденный Приказом Минфина России от 27.02.2019 г. №32н;
- Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2019 г.274н;
- Федеральный стандарт «События после отчетной даты», утвержденный Приказом Минфина России 30.12.2019 г. №275н;
- Федеральный стандарт «Отчет о движении денежных средств, утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2019 г. №278н
Как осуществляется учет программного обеспечения
- при понесении организацией расходов в текущем году, которые считаются затратами предстоящих лет, на финансовые результаты будущего периода они будут списываться при дебетовании 0 401 50 226 и кредитовании 0 302 00 000;
- если расходы были осуществлены в одном из прошлых лет и были признаны организацией затратами будущих периодов, то в каждом новом отчетном году их отнесение на финансовый результат сопровождается дебетовыми оборотами по 0 401 20 226 и кредитовым значением суммы по 0 401 50 226.
- должна иметься документация, свидетельствующая о наличии прав пользоваться программным продуктом;
- актив отделим от других ценностей предприятия;
- невозможно идентифицировать вещественную форму;
- на ближайший год в планах учреждения нет намерения продать ПО;
- от процесса использования программы может быть получена экономическая выгода;
- срок, в течение которого можно эксплуатировать актив, превышает показатель 1 года;
- имеется возможность объективно и без существенных погрешностей определить значение первоначальной стоимости.
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Твердое топливо для печного отопления
В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».
Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).
В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления |
0 106 34 343 |
0 302 23 73х |
Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления |
0 109 х0 223 |
0 105 33 443 |
Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения) |
0 109 х0 272 |
0 105 33 443 |
Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.
Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях
Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.
Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.
Определение срока полезного использования (СПИ)
Для каждого объекта основных средств организация определяет срок полезного использования. СПИ объекта основных средств — это (п. 8 ФСБУ 6/2020):
- период в единицах времени, в течение которого использование объекта основных средств будет приносить экономические выгоды организации (общее правило). Может быть установлен как отчетный период, за который составляется промежуточная или годовая бухгалтерская отчетность (год) (ч.ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 29, 33 ФСБУ 6/2020);
- в натуральных единицах (количество продукции, объем работ), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств. Устанавливается в штуках, квадратных метрах, тоннах и т.п. (для отдельных объектов основных средств).
СПИ объекта основных средств определяется исходя из (п. 9 ФСБУ 6/2020):
- ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта;
- ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов;
- ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств;
- планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения.
Ошибка: Компания, профильной деятельностью которой не является деятельность в области информационных технологий, не обращает внимание на срок полезного использования ноутбука, учитывая его стоимость в составе материальных расходов.
Комментарий: Учесть стоимость купленного компанией ноутбука в составе материальных расходов может только организация, прошедшая государственную аккредитацию в качестве компании, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
Ошибка: Организация, купившая ноутбук в бухгалтерию, установила срок полезного использования 1 год.
Сроки амортизации компьютерной техники – пример расчета
Предположим, что для сближения норм бухгалтерского учета и налогового, в компании применяется линейная методика расчета амортизационных сумм. В июле 2017 г. торговая фирма ООО «Гамма» приобрела ноутбук стоимостью в 125 400 руб. Согласно требованиям Классификатора ОС, срок эксплуатации ноутбука для начисления амортизации определен в 30 мес. (2,5 года). Как рассчитать амортизацию?
- В общем порядке НА определяется так:
НА = 1 / 30 х 100 % = 3,33 %.
- Ежемесячная величина амортизационных отчислений:
Ам. за месяц = 125 400 руб. х 3,33 % = 4175,82 руб.
- Годовая величина амортизационных отчислений:
Какие существуют амортизационные группы основных средств
Если на предприятии уже есть объекты, используемые в производственной деятельность, заново составлять на них акты не нужно, как и определять группу амортизации (списание определяется в прежнем порядке). Средства, которые закупаются после 1.01.2018, амортизируются по новым правилам. Если владелец предприятия вводит их в эксплуатацию по старой схеме, значит, он нарушает законодательство и будет привлечен к ответственности при первой проверке органами налоговой службы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ срок службы актива составляет более года, а его стоимость свыше 100 000 руб. После этого необходимо выбрать подходящую группу, определяющую СПИ. Такие манипуляции дадут право списать объект из-за амортизации в установленный срок.