Целевое назначение земельного участка в РБ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Целевое назначение земельного участка в РБ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В новой редакции кодекса появилась норма, которая регулирует возможность раздела земельного участка для строительства и обслуживания второго жилого дома. Это позволит многим гражданам решить свои жилищные вопросы, так как зачастую в семье есть необходимость строительства второго жилого дома, а предоставить такой участок на территории данного населенного пункта нет возможности. Благодаря изменениям станет можно разделить участок, который, например, принадлежит родителям (при их согласии), чтобы построить на этом участке второй дом.
Раздел земельного участка
При этом:
- разделение не должно противоречить градостроительным нормам;
- участок должен быть обеспечен необходимой инженерной инфраструктурой;
- участок необходимо приобрести в частную собственность;
- создаваемый участок должен быть обеспечен проходом или проездом к нему.
Реагировать оперативно
Единая государственная политика в области использования и охраны земель остается в ведении Главы государства, как и решение фундаментальных вопросов, касающихся сельскохозяйственных и лесных земель. При этом полномочия по установлению порядка изъятия и предоставления земельных участков и переводу земель из одной категории и вида в другие, отнесению их к определенным видам переданы Совету Министров.
— Кроме того, Правительству даны полномочия на утверждение процедур деления, слияния и изменения целевого назначения земельных участков, предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, проведения конкурса по выбору землепользователя дополнительного земельного участка, рассмотрения земельных споров местными исполкомами и ряд других, — уточнил специалист. — Совет Министров также определяет и порядок временного размещения нестационарных объектов на землях общего пользования населенных пунктов и земельных участках иных землепользователей, за исключением граждан. Передача полномочий Правительству позволит оперативно реагировать на возникающие вопросы.
Изменение целевого назначения участков и их раздел
— Основное, что коснется граждан, — раздел земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания жилого дома, — рассказала Ирина Петрученя. — Есть участки значительной площади — к ним относятся те же 25 соток.
Допустим, бабушка хочет, чтобы на этой территории был построен дом для детей или внуков. Почему бы нет? Площадь позволяет.
Сегодня второй дом возводить запрещено даже при условии соблюдения градостроительных, санитарных, противопожарных и иных норм и правил. Но вскоре все изменится: люди прежде всего смогут решить свой жилищный вопрос, а в населенных пунктах со всей необходимой инфраструктурой земля будет использоваться более рационально. И гражданин, и государство в этом случае только выиграют.
Часто в сельской местности участки предоставлены для ведения личного подсобного хозяйства. Многие обращаются с просьбой изменить целевое назначение: разделить участок и отвести часть сельхозугодий под строительство дома. Только по Могилевской области за последнее время поступило около 170 таких обращений. Сегодня местные исполкомы не уполномочены предоставлять такое право, это можно сделать только через Александра Лукашенко. Новые законодательные нормы помогут решать такие вопросы.
Новым кодексом предусмотрено предоставление дополнительных земельных участков предприятиям для расширения площадей — например, под погрузочные и разворотные площадки. Сегодня их можно купить только с аукциона либо, как вариант получения допучастка, — заказать реконструкцию строения. В перспективе достаточно только написать заявление и земля для расширения будет предоставлена, если она есть. Это позволит решить проблему стесненных условий на предприятиях и организации производственного процесса.
В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:
- Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
- Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
- Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
- Проводятся публичные слушания;
- По итогам слушаний комиссия принимает решение;
- При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
- На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.
Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:
- ФИО и контактные данные землепользователя;
- Категория земли и адресные ориентиры участка;
- Текущий и запрашиваемый ВРИ;
- Причина смены вида землепользования;
- Перечень прилагаемых документов.
Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).
В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.
Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.
Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:
- Целесообразность изменения ВРИ;
- Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
- Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.
Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.
Основные типы разрешённого использования земельного надела
В зависимости от целевого назначения земель каждый участок в свою очередь имеет свой вид разрешённого использования с присвоением соответствующего числового кода. Так, градация данных земель выглядит следующим образом:
- Земли для ведения сельскохозяйственной деятельности – код 1, подразделяется на 18 категорий, в соответствии с которыми на данной земле можно заниматься животноводством, растениеводством, возводить постройки сельхозназначения, проводить различные селекционные и прочие мероприятия в соответствии со статусом земли.
- Земли поселений – код 2, содержит 7 основных подтипов, а именно– индивидуальная жилая застройка, многоквартирные дома высокой, средней и малой этажности, личное приусадебное хозяйство для организации садоводства в личных целях и т. д.
- Участки, предполагаемые под размещение общественных зданий и сооружений, код 3, включает 10 подпунктов и предполагает под собой право на размещение объектов коммунального обслуживания, медицинских учреждений, школ, ДОУ, вузов, зданий, предназначенных для соцобеспечения населения и другие подобные объекты.
- Земли, предназначенные для ведения бизнеса и прочей коммерческой деятельности, имеющие классификатор под номером 4, включающим в себя 10 типов объектов, в частности, предприятия торговли, гостиничного бизнеса, придорожного сервиса, общественного питания и т. д.
- Участки, отведённые под рекреационные и парковые зоны, предназначенные для размещения подобных, в том числе спортивных сооружений. Записаны в реестр под кодом 5 и содержат в себе 5 пунктов.
- Земли промышленного назначения для строительства на них заводов, фабрик и объектов их инфраструктуры, подсобных построек, код 6, состоит из 11 типов.
- Участки для освоения под транспортную инфраструктуру, код 7, включающий 5 категорий.
- Земли для размещения объектов военного и стратегического значения расположены под шифром 8, состоят из 3 пунктов.
- Последний шифр среди видов разрешённого использования – 9, включающий 2 подпункта и предполагающий занятие деятельностью по охране природных объектов.
Немного обобщающей информации
Земельные территории как объекты правовых взаимоотношений, сгруппированы на отдельные категории земель для более эффективного использования. Исходя из законодательства и ввиду уникальных свойств, земельный надел первично позиционируется как природный ресурс и лишь после как вариант собственности.
Понятием земельного участка именуется часть суши, имеющая строгие границы, утвержденные документально. В таком случае, отдельная часть территории становится не только одним из базисных ресурсов, но и частью гражданского права, в соответствии с ст.130 ГК РФ. При этом государство оставляет за собой право на наблюдение за экологическим состоянием и целевым использованием имущества.
Разделением территорий исходя из ст. 7-8 ЗК РФ занимаются следующие представительства власти:
- правительство РФ – управляет территориями федерального значения;
- органы исполнительной власти контролируют участки, входящие в состав субъектов РФ;
- органы местного управления следят за состоянием всех остальных категорий земель.
Участок в качестве недвижимости может состоять из нескольких наделов или образоваться благодаря ранее неиспользуемым территориям из муниципального или государственного баланса.
Чтo тaкoe кaтeгopия зeмeльнoгo yчacткa
Кaтeгopии зeмeль — этo cиcтeмa клaccификaции вcex тeppитopий PФ, кoтopaя ocнoвaнa нa иx цeлeвoм нaзнaчeнии. B cвoю oчepeдь, цeлeвoe нaзнaчeниe — этo cиcтeмa xapaктepиcтик: экoлoгичecкиx, биoлoгичecкиx, гeoлoгичecкиx, кoтopыe oпpeдeляют цeль и cпocoб экcплyaтaции зeмли. Oбщee кoличecтвo кaтeгopий — 7.
Paздeл нa кaтeгopии пoмoгaeт coxpaнить и зaщитить зeмли кaк пpиpoдный oбъeкт, пoэтoмy пpи клaccификaции yчитывaют фaктичecкoe cocтoяниe тeppитopии. Для кaждoй кaтeгopии нa зaкoнoдaтeльнoм ypoвнe ycтaнaвливaют peжим иcпoльзoвaния.
Нaпpимep, ecли нa yчacткe pacтeт лec, eгo oтнocят к зeмлям лecнoгo фoндa. Cooтвeтcтвeннo, в cилy пpиpoдныx xapaктepиcтик мecтнocти, иcпoльзoвaть этy тeppитopию для cтpoитeльcтвa зaвoдa или фaбpики нepaциoнaльнo. Пoд пpoмышлeнныe oбъeкты, oбычнo, выдeляют бeзжизнeнныe тeppитopии: пycтoши, кaмeниcтыe paвнины. Блaгoдapя этoмy, биocфepe нaнocитcя минимaльный вpeд. Пo этoй жe cиcтeмe oцeнки, пoд ceльcкoe xoзяйcтвo oтвoдят зeмли c плoдopoднoй пoчвoй, a oxpaнe пoдлeжaт тeppитopии c yникaльным, иcчeзaющим лaндшaфтoм и пpиpoдным миpoм.
Виды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Какие участки относят к землям сельскохозяйственного назначения?
Землями с/х назначения признают участки, удовлетворяющие 3-м признакам:
1. земля расположена за границами населенного пункта,
2. участок предоставлен для нужд сельского хозяйства,
3. земля предназначена для осуществления сельского хозяйства.
Обратите внимание на 1-ый признак.
Участки сельхоз назначения должны располагаться за границами населенных пунктов.
Проще говоря, в населенном пункте НЕ может быть участка, относящегося к категории земель с/х назначения.
Однако это НЕ означает, в населенном пункте нельзя заниматься сельским хозяйством.
Подробнее об этом читайте далее.
Какие бывают виды территориальных зон на землях населенных пунктов?
В границах населенных пунктов муниципальные власти могут устанавливать следующие виды территориальных зон:
1) жилые зоны;
2) общественно-деловые;
3) производственные зоны;
4) зоны инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационные зоны;
6) зоны сельскохозяйственного использования;
7) территориальные зоны специального назначения;
8) зоны военных объектов;
9) иные территориальные зоны.
Как видно из перечня, список территориальных зон является открытым.
Иными словами муниципальные власти могут устанавливать и иные зоны.
Обратите внимание на зону под номером 6.
Это зона сельскохозяйственного использования.
Таким образом, в населенных пунктах могут находиться земли сельхоз использования.
При этом данные земли не относятся к категории земель сельхозназначения.
Переходим к третьей из 7-ми категорий земель.
Что такое целевое назначение?
Понятие носит очень широкий смысл. Целью использования земли определяется вся законодательная база по землевладению. Назначение земель определено не только для участков, которые уже используются и находятся в собственности, но и для пустующих земель, которые потенциально можно использовать.
Под целевым назначением земельных участков понимают их разделение по видам и назначению использования. Определение служит для закрепления правового статуса участка и его разрешенного применения. Например, для разрешения или запрета жилищного, дачного и др. строительства и т.д.
Регулируется Земельным кодексом РФ, законодательными актами и федеральными законами, так же законами, которые действуют на территориях субъектов РФ.
Как определить категорию земель и вид разрешенного использования
Как определить назначение земельного участка? Для этого необходимо выяснить, какие ВРИ установлены в отношении территориальной зоны, на которой располагается данный надел. Такая информация содержится в градостроительных регламентах, утвержденных ПЗЗ.
Но, можно сделать проще – заказать выписку из ЕГРН. В этом документе содержится информация о категории земли, виде ее разрешенного использования, площади, границах и другие сведения.
Правда за оформление выписки необходимо заплатить госпошлину. За бумажную справку платят 460 рублей, а за электронную 290 руб.
Узнать, какой вид разрешенного использования предусмотрен для ЗУ, можно совершенно бесплатно. Для этого нужно открыть публичную кадастровую карту, которая располагается на официальном сайте Росреестра, ввести в поисковую строку кадастровый номер или адрес земельного надела и ознакомиться с предложенной системой информацией.
Последствия использования земли не по целевому назначению
Виды категорий земель и их виды разрешенного использования регламентированы на законодательном уровне. За использование земельных участков не по целевому назначению, предусмотрена административная ответственность. Правонарушителя могут наказать штрафом, размер которого напрямую зависит от кадастровой стоимости ЗУ.
Лицо (правонарушитель) |
Кадастровая стоимость определена |
Кадастровая стоимость не определена |
|
Сумма штрафа в % от кадастровой стоимости |
Минимальная сумма штрафа, в тыс. руб. |
Сумма штрафа, в тыс. руб. |
|
Физическое |
0,5-1 |
10 |
10-20 |
Должностное |
1-1,5 |
20 |
20-50 |
Юридическое |
1,5-2 |
100 |
100-200 |
В качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог, либо в установленных случаях — его площадь (п.1, 5, 6 ст. 240 НК).
Площадь земельного участка применяется для расчета налоговой базы, если такой участок:
-
относится к землям сельхозназначения;
-
используется для добычи торфа на топливо и удобрения, сапропелей на удобрения;
-
входит в состав земель лесного фонда и предоставлен для сельхозиспользования;
-
входит в состав земель водного фонда и предоставлен для сельхозиспользования, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;
-
занят конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капстроениями или госрегистрация которых не является обязательной, и принадлежит энергоснабжающим организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго».
По иным земельным участкам необходимо самостоятельно определять, какой из показателей применить в качестве налоговой базы: кадастровую стоимость земельного участка (ее можно узнать из регистра стоимости земельных участков, размещенном на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство») либо его площадь.
Для этого нужно сравнить кадастровую стоимость земельного участка за гектар с установленным пороговым значением, который соответствует каждому функциональному использованию земельных участков (виду оценочных зон). При этом функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется на основании их целевого назначения, установленного местным исполкомом (п. 3 ст. 240 НК, приложение 5 к НК).
Если кадастровая стоимость за гектар больше установленного порогового значения или равна ему, для определения налоговой базы используется кадастровая стоимость, если меньше — площадь земельного участка (подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК). |
Порядок исчисления налога и представления деклараций
В целях правильного исчисления налога, контроля за полнотой его уплаты налоговым законодательством установлена обязанность плательщиков, госорганов, организаций и ИП представлять в налоговые органы перечень необходимых документов и сведений.
Если в течение налогового периода у организации наступают обстоятельства, в связи с которыми она признается плательщиком, либо утрачивает такой статус, либо появляется право на освобождение от налога, налог исчисляется (прекращает исчисляться), как правило, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором возникли такие обстоятельства.
Предусмотрен ряд особенностей для исчисления налога организациями, например:
-
если земельный участок предоставлен для строительства и (или) обслуживания недвижимости, находящейся в пользовании нескольких организаций, налог исчисляется отдельно каждой организацией пропорционально находящейся в ее пользовании площади недвижимости, а если недвижимость в общей долевой собственности у организаций, налог исчисляется каждой организацией пропорционально ее доле в праве собственности (п.10 ст.243 НК);
-
при исчислении налога организациями, ведущими лесное хозяйство, из облагаемой площади исключаются площади служебных земельных наделов, предоставленных физлицам (п.11 ст.243 НК).
Номер документа: | 425-З |
Дата принятия: | 23.07.2008 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01.01.2009 |
Органы эмитенты: | Парламент |