Новые требования в закупках и их применение в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования в закупках и их применение в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При проведении госзакупок по 223-ФЗ гарантия банка выступает в качестве страховки государственного заказчика, позволяя избежать финансовых потерь из-за действий недобросовестных представителей бизнеса. Если исполнитель (принципал) не выполняет либо выполняет частично или недолжным образом контрактные обязательства, кредитно-финансовое учреждение, выступающее в роли гаранта, производит выплату заказчику (бенефициару) гарантийной суммы. Таким образом БГ исключает риск убытков, которые могут понести госкомпании и госучреждения, закупая товары, работы или услуги у физических и юридических лиц.
Банковская гарантия 223 ФЗ: условия получения
Условия выдачи банковских гарантий каждая кредитно-финансовая организация устанавливает самостоятельно. Обычно минимальный перечень требований включает:
- период деятельности субъекта предпринимательства не менее 6 месяцев (в некоторых случаях 1 год);
- отсутствие убыточной деятельности;
- отсутствие процедуры ликвидации или банкротства.
Чтобы оформить БГ, исполнитель контракта предоставляют в банк пакет документов, который включает:
- анкету-заявку;
- копии паспортов руководителей и учредителей компании/индивидуального предпринимателя;
- бухгалтерскую и налоговую отчетность за требуемый период;
- копию уставных документов с изменениями и дополнениями;
- копию свидетельства о постановке на учет в органах ФНС;
- свидетельство о госрегистрации (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
- копии документов, которые подтверждают легитимность исполнительного органа предприятия;
- другие документы по усмотрению банка.
Если какой-либо документ, запрашиваемый банком, не будет предоставлен, в выдаче БГ может быть отказано.
Чаще всего выдача БГ осуществляется без залога. Если же требуется предоставить банковскую гарантию на крупную сумму, может потребоваться обременение имущества. Между банком и участником госзакупок заключается договор залога, который при наступлении гарантийного случая и отсутствия у принципала возможности погасить задолженность в денежной форме, перейдет в собственность банка.
Предметом залога могут выступить высоколиквидные материальные активы:
- банковские депозиты;
- векселя и другие ценные бумаги;
- объекты недвижимости;
- транспортные средства и прочее.
Стоимость предмета залога должна быть сопоставима с размером гарантийной суммы.
Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: размеры и способы внесения обеспечения, сроки возврата
Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.
Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта. Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств. Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.
Поскольку конкретные величины обеспечительных средств в 223-ФЗ на обозначены, они в разных случаях варьируются. На практике они обычно колеблются в пределах 0,5-5% стоимости контракта.
Но если в торгах участвуют СМП, то 223-ФЗ в отношении размеров заявочного обеспечения выдвигает ограничения. Согласно им, данные размеры не могут быть более 2% НМЦК.
Внесённые в 223-ФЗ свежие изменения позволяют заказчику не выдвигать требование обеспечения заявок, если стоимость закупки менее 5 млн. руб.
При превышении НМЦК этой суммы обеспечительный размер заявки по 223-ФЗ должен быть обязательно обозначен, не превосходя, однако, 5% НМЦК.
Оговорены также сроки блокировки денежных средств при осуществлении конкретных закупок среди СМП.
Блокировка наступает на протяжении 1 часа после указаний от оператора ЭТП.
Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.
За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.
В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.
Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:
- зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
- наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
- не была предоставлена требуемая документация;
- нарушались сроки устранения товарных недостатков;
- была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
- поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.
Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.
Правила и особенности возврата или замены способа обеспечения
Сроки возврата суммы обеспечения и порядок замены способа, выбранного изначально в качестве основного, прописываются в документации, приложенной к подписанному сторонами договору. Срок также устанавливается заказчиком, который руководствуется своими соображениями.
Возврат суммы, перечисленной на расчётный счёт заказчика в качестве обеспечения, производится только после того, как все работы проведены или заказанные товары доставлены и приняты. Официально подтверждается этот факт документами: товарно-транспортными накладными, оплаченными счетами, актами приёма и передачи. В случае, если между заказчиком и исполнителем заключен контракт долговременного характера, то возврат суммы обеспечения может производиться поэтапно — суммами, которые соответствуют части выполненных требований заказчика или реально проведённой работе.
Возврат суммы обеспечения контракта производится на основании запроса, отправляемого заказчику. Оформляется он в свободной письменной форме с указанием реквизитов на официальном бланке компании, являющейся исполнителем договора.
В документации о проведении закупок может быть предусмотрена возможность замены способа обеспечения выполнения договора или контракта. Этот момент определён в разъяснении Д28и-1819 МинЭкономРазвития РФ. Чтобы воспользоваться этим правом, исполнитель также должен отправить в адрес заказчика официальный письменный запрос на бланке организации. К письму прилагаются документы, подтверждающие, что новое обеспечение выполнения договора является актуальным и действует с момента отправки письма.
5.1. В соответствии с нормами Закона № 109-ФЗ от 16.04.2022 с 01.04.2023 вступает в силу п. 2 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которым:
– информация о НГ должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.
5.2.Указанный реестр ведется в соответствии с нормами не только указанной ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, но и в соответствии с нормами ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и норм Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.
5.3. Таким образом, реестр независимых гарантий (в который будет включена информация о НГ с 01.04.2023) позволит заказчикам в личном кабинете ЕИС по Закону № 223-ФЗ в режиме реального времени получать актуальную информацию о НГ, которую может предоставить СМП и ССП (в том числе СЗ) в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения договора.
В соответствии с 160-ФЗ заказчик должен предотвратить конфликт интересов во время закупок. Закон требует отсутствия конфликта в требованиях к участникам. Заказчики внедряют новые требования к участникам тендеров и закупок, касающиеся отсутствия взаимных финансовых выгод и родственных связей с:
- директором заказчика,
- руководителем контрактной службы,
- контрактным управляющим,
- членами закупочной комиссии.
Рассчитываем размер обеспечения исполнения контракта
Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.
Например
НМЦК = 10 млн рублей, размер аванса — 10%. Заказчик может запросить обеспечение в пределах 10–30%, то есть 1–3 млн рублей. Если бы договором не был предусмотрен аванс, обеспечение могло было быть назначено в пределах 5–30%, то есть 0,5–3 млн рублей.
Смысл обеспечения состоит в том, чтобы подрядчик доказал свою финансовую состоятельность и заинтересованность в выполнении контракта. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения: в случае запроса котировок (при НМЦК не выше 500 тыс. руб.), а также при закупках товаров или услуг у единственного поставщика[1].
Банковская гарантия 223 ФЗ: условия получения
Условия выдачи банковских гарантий каждая кредитно-финансовая организация устанавливает самостоятельно. Обычно минимальный перечень требований включает:
- период деятельности субъекта предпринимательства не менее 6 месяцев (в некоторых случаях 1 год);
- отсутствие убыточной деятельности;
- отсутствие процедуры ликвидации или банкротства.
Чтобы оформить БГ, исполнитель контракта предоставляют в банк пакет документов, который включает:
- анкету-заявку;
- копии паспортов руководителей и учредителей компании/индивидуального предпринимателя;
- бухгалтерскую и налоговую отчетность за требуемый период;
- копию уставных документов с изменениями и дополнениями;
- копию свидетельства о постановке на учет в органах ФНС;
- свидетельство о госрегистрации (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
- копии документов, которые подтверждают легитимность исполнительного органа предприятия;
- другие документы по усмотрению банка.
Если какой-либо документ, запрашиваемый банком, не будет предоставлен, в выдаче БГ может быть отказано.
Чаще всего выдача БГ осуществляется без залога. Если же требуется предоставить банковскую гарантию на крупную сумму, может потребоваться обременение имущества. Между банком и участником госзакупок заключается договор залога, который при наступлении гарантийного случая и отсутствия у принципала возможности погасить задолженность в денежной форме, перейдет в собственность банка.
Предметом залога могут выступить высоколиквидные материальные активы:
- банковские депозиты;
- векселя и другие ценные бумаги;
- объекты недвижимости;
- транспортные средства и прочее.
Стоимость предмета залога должна быть сопоставима с размером гарантийной суммы.
Размер обеспечения контракта
При проведении госзакупок по 223-ФЗ каких-либо нормативных требований относительно размера обеспечения контракта не предусмотрено. Госзаказчики определяют размер обеспечения по собственному усмотрению. В большинстве случаев – это 10-30% от начальной максимальной цены контракта.
Точная сумма обеспечения, которую обязан предоставить исполнитель контракта, указывается госзаказчиком в закупочной документации. При заключении контракта представитель бизнеса обязан предоставить обеспечение в сумме, указанной заказчиком.
Сокращение размера обеспечения возможно только в процессе исполнения контракта. При этом, должно быть соблюдено обязательное условие – в заключенном контракте предусмотрено поэтапное исполнение обязательств с приемкой и оплатой каждого этапа по отдельности.
Размер обеспечения контракта можно уменьшать после каждого выполненного этапа, благодаря чему произойдет ослабление финансовой нагрузки на исполнителя. Сокращение размера обеспечения должно быть прямо пропорционально сокращению обязательств перед госзаказчиком.
Что может быть в качестве обеспечения заявки
Для обеспечения заявки можно использовать:
- свои деньги на спецсчете;
- банковскую гарантию.
Спецсчет. Обычный расчетный счет, только используется для закупок и подключен к торговым площадкам.
- Заказчик организует торги.
- Участники подают заявки и переводят деньги на свои спецсчета.
- Когда прием заявок заканчивается, площадка эти суммы замораживает.
- Объявляют победителя. У всех остальных участников деньги размораживаются.
- С победителем подписывают контракт. Если он отказывается — заказчик забирает обеспечение себе.
- Победитель подписывает контракт, деньги на счете размораживаются. Из них часть автоматически уходит на оплату комиссии электронной площадке.
Банковская гарантия. Гарантия — обещание банка заплатить за клиента деньги, если он не выполнит свои обязательства. Клиент покупает это обещание на определенную сумму и срок.
Если клиент подведет заказчика, банк сам выплатит сумму обеспечения вместо предпринимателя. Получается, когда банк выдает банковскую гарантию, он рискует. Потом придется просить клиента вернуть эти деньги. Поэтому банк тщательно проверяет компании так, как если бы они брали кредит.
Обеспечение заявок по 44-ФЗ
В настоящей статье мы рассмотрим вопрос об обеспечении тендерных заявок на участие в закупочных процедурах, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так что же такое обеспечение тендерных заявок, в каких случаях оно необходимо, а когда можно без него обойтись. Попробуем ответить на эти вопросы.
Обеспечение заявки — это предоставляемый при подаче заявки задаток, который служит для заказчика гарантией добросовестности участия поставщика в закупке и его заинтересованности в заключении контракта.
Для получения более подробной информации обратимся к статье 44 Федерального закона № 44-ФЗ. О чем же говориться в указанной статье?
Прежде всего, о том, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 5 млн. рублей. Но только в том случае, если Правительством РФ не установлено иное. Однако Постановление Правительства от 12.04.2018г. № 439 устанавливает значение НТЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.
Авансирование по 44-ФЗ
Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджетного законодательства. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен указать информацию об авансировании в извещении о закупке (п.10 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).
Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.
Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте. Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам. Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.
Оформление изменений по предоплате в 2022 году
В 2022 году заказчики вправе в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ внести по соглашению сторон в заключённые до дня вступления в силу постановления № 505 договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) изменения в части увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, определённых в этом постановлении, с соблюдением размера ОИК, устанавливаемого в соответствии с частью 6 статьи 96 44-ФЗ.
В соответствии с разъяснениями Минфина России от 27.04.2022 в контрактах, заключённых до 30 марта 2022 года, могут устанавливаться авансовые платежи, которые при их заключении предусмотрены не были. При этом в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ внесение изменений в контракт в части увеличения размера аванса в отсутствие обстоятельств, влекущих невозможность исполнения такого контракта (или в отсутствие документов, подтверждающих такие обстоятельства), не допускается.
Условия авансирования контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ применяются на усмотрение с учётом норм Гражданского Кодекса РФ и бюджетного законодательства.
При этом выплачивать аванс можно как полностью, так и частично. Для предоплаты по некоторым видам товаров, работ или услуг есть ограничения.
Для нарушителей условий контракта, которые получили аванс, законодательством предусмотрены меры ответственности, но заказчик для снижения рисков может потребовать от исполнителя банковские гарантии.
Правила, действовавшие для авансирования контрактов по 44-ФЗ, изменились в 2022 году, поэтому заказчикам и исполнителям необходимо учитывать это при заключении договоров.
Поскольку конкретные величины обеспечительных средств в 223-ФЗ на обозначены, они в разных случаях варьируются. На практике они обычно колеблются в пределах 0,5-5% стоимости контракта.
Но если в торгах участвуют СМП, то 223-ФЗ в отношении размеров заявочного обеспечения выдвигает ограничения. Согласно им, данные размеры не могут быть более 2% НМЦК.
Внесённые в 223-ФЗ свежие изменения позволяют заказчику не выдвигать требование обеспечения заявок, если стоимость закупки менее 5 млн. руб.
При превышении НМЦК этой суммы обеспечительный размер заявки по 223-ФЗ должен быть обязательно обозначен, не превосходя, однако, 5% НМЦК.
Оговорены также сроки блокировки денежных средств при осуществлении конкретных закупок среди СМП.
Блокировка наступает на протяжении 1 часа после указаний от оператора ЭТП.