Автоматический анализ расхождений выручки НДС и Налога на прибыль в декларациях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автоматический анализ расхождений выручки НДС и Налога на прибыль в декларациях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Об условиях освобождения от ответственности.

Положениями п. 3 и пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ определены условия, позволяющие организациям избежать налоговой ответственности при подаче уточненной декларации.

Условия освобождения от ответственности зависят от момента представления «уточненки», который сравнивается с установленными сроками подачи налоговой декларации и сроком уплаты налога.

К сведению:

Согласно ст. 289 НК РФ декларации по налогу на прибыль представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3), а по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Итак, как было отмечено выше, условия освобождения от ответственности зависят от момента представления уточненной декларации в налоговый орган:

  • до истечения срока подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ). В этом случае декларация считается поданной в день подачи «уточненки». Организация освобождается от ответственности, как говорится, по умолчанию;

  • после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ). В отношении налога на прибыль правило, предусмотренное этой нормой, не работает, так как срок подачи декларации и срок уплаты налога совпадают;

  • после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (п. 4 ст. 81 НК РФ). Согласно этой норме налогоплательщик освобождается от ответственности в двух случаях.

Нужны ли промежуточные «уточненки»

Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?

Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).

Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.

Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».

Читайте также:  Средняя и минимальная зарплата в Польше по профессиям

Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.

Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).

Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию

Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.

Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.

Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.

Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.

Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.

Заполнение декларации

Оптимально заполнять листы декларации в такой последовательности:

Титульный лист
Приложения № 1 и 2 к Листу 02
Лист 02
Подраздел 1.1 Раздела 1

Когда нужно сдавать уточненную декларацию

Итак, подать в налоговый орган уточненную декларацию налогоплательщик должен в том случае, если обнаружит в ранее представленной декларации факты неотражения сведений, неполноту отражения сведений, ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Допустим, налогоплательщик самостоятельно выявил в сданной в налоговый орган декларации недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Тогда он имеет право внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить уточненную декларацию. В такой ситуации уточненная налоговая декларация, представленная после истечения срока, установленного Кодексом для подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Посмотрим, когда (относительно срока сдачи отчетности, установленного в Налоговом кодексе) уточненная налоговая декларация считается представленной в налоговый орган и какие меры налоговой ответственности предусмотрены в Налоговом кодексе (см. таблицу).

Когда отвечать за ошибки не придется?

Уточненная декларация – реальный шанс избежать доначислений, пеней, штрафов. Если документ подан в налоговую до того, как недостоверные сведения выявлены инспектором в рамках камеральной проверки, за неполноту отражения сведений или за их неотражение наказывать не будут. И за занижение суммы налога ответственность нести не придется.

Также доначисления не грозят налогоплательщику, который подает уточненку после выездной налоговой проверки. Правда, это касается только исправления сведений, на которые инспекторы не обратили внимания. Если ошибки выявили в ходе проверки, подача уточненки не поможет избежать ответственности. Придется пересчитывать налог, корректировать сведения в налоговой декларации, платить все доначисленные суммы.

Читайте также:  Базовая доходность

Меняет ли уточненная декларация налоговые обязательства?

Все зависит от того, какие сведения корректирует уточненная декларация. По сути, она может как уменьшить, так и увеличить налоговые обязательства. К уменьшающим декларациям налоговики относятся с особым вниманием. По ним нередко требуют дополнительные документы и пояснения.

Тем не менее, любую уточненную декларацию, поданную без нарушения порядка и сроков сдачи отчетности, налоговая обязана принять и подвергнуть камеральной проверке. Раньше такая обязанность была у ФНС по умолчанию, но не находила законодательного подкрепления. ФЗ №120 от 01.05.2022 ситуацию изменил. Теперь позиция ФНС, представленная в письме ЕД-4-2/1797 от 29.06.2016 и касающаяся приема, проверки уточненных деклараций, закреплена законодательно. И если налоговая не скорректирует по результатам проверки уточненки налоговые обязательства, можно подать в суд.

Отмечу также ситуации, когда уменьшающие декларации принимаются, проверяются, а налоговые обязательства не корректируются на законных основаниях. Речь идет о нарушении сроков подачи заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога. НК РФ (ст. 78) указывает на то, что запросить зачет или возврат можно в течение 3 лет от соответствующего периода. Если срок истек, налог не зачтут и не вернут. Но уточненную декларацию ИФНС примет и зарегистрирует. Формально, срок подачи такой отчетности не ограничен.


До 20 февраля 2023 года предоставляется:

Налоговая декларация (расчетов) по транспортному налогу с организаций

Нужно ли вам сдавать отчет?

Налоговая декларация предоставляется организациями за транспортные средства, зарегистрированные в ГАИ вне зависимости от участия их в дорожном движении. За отдельные транспортные средства налог не взимается. К ним относятся, в частности:

  • электромобили (категории M1, M1G) — они не облагаются налогом до 31 декабря 2025 года;
  • транспортные средства, выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска, которых отсутствуют;
  • транспортные средства, используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
  • транспортные средства, выбывшие у собственника (владельца) в результате противоправных действий третьих лиц.

Инструкция по заполнению декларации: Раздел 1

Подраздел 1.1:

  • Заполняется строка «010», в которой указывается код ОКТМО, КБК обозначается в строках «030» (для федерального бюджета) и «060» (для регионального бюджета);
  • Строки «040» и «070» содержат сумму к доплате налога для федерального и для регионального бюджета соответственно.

Подраздел 1.2:

  • Предназначен для компаний, которые ежемесячно перечисляют авансы;
  • В ячейке «001» должен быть определён квартал, в нашем случае это «03»;
  • В строках 110-140 указываются авансовые платежи по первому, второму и третьему периоду в федеральный бюджет, а строки 220-240 – в региональный бюджет.

Подача уточнённых деклараций по периодам, которые завершились более трёх лет назад

В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.

Не имеет значения, что проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, давно закончилась или вступили в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности в силу налоговых нарушений по тем периодам.

Ещё в ПП ВАС от 30.05.2014 № 33 говорилось, что в силу ст. 173 НК РФ положительная разница, возникшая в силу превышения налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению плательщику из бюджета при условии подачи им декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Налоговые вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок периодов.

Норма ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи декларации должна соблюдаться плательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую исправленную декларацию. Учитывая позицию Пленума ВАС, если по прошествии трех лет после окончания налогового периода представлена уточненная декларация с налоговыми вычетами, ранее не заявленными, срок заявления сумм НДС к возмещению не рассматривается соблюденным, так как положение о максимальном трехлетнем сроке не соблюдается. Возможность правоприменения п. 4 рассматриваемой статьи и реализации права на зачет должна основываться на переплате по налогу на дату подачи исправленной декларации.

Читайте также:  Как получить гражданство РФ по браку

Сумма ежемесячных авансовых платежей (ЕАП), подлежащих к уплате в квартале, следующем за текущем отчётным периодом (стр. 290, 300, 310)

Период 290 листа 02 300 листа 02 310 листа 02
1 квартал (ЕАП, подлежащие уплате во 2 квартале) = стр.180 = стр. 190 = стр. 200
Полугодие (ЕАП, подлежащие уплате в 3 квартале) = стр.180 — стр.180 декларации за 1 квартал = стр.190 — стр.190 декларации за 1 квартал = стр.200 — стр.200 декларации за 1 квартал
9 месяцев (ЕАП, подлежащие уплате в 4 квартале и 1 квартале следующего года) = стр.180 — стр.180 декларации за полугодие = стр.190 — стр.190 декларации за полугодие = стр.200 — стр.200 декларации за полугодие

Объект налогообложения

Объектом обложения налогом на прибыль признается валовая прибыль (п. 1 ст. 167 НК).

По общему правилу валовая прибыль для белорусских организаций (за исключением банков) представляет собой сумму прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – реализация товаров) и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 2 ст. 167 НК).

Если плательщиком является иностранная организация, которая осуществляет свою деятельность на территории РБ через постоянное представительство, то валовой прибылью для нее будет сумма прибыли от реализации товаров этого представительства и его внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Доходы (прибыль), которые не являются объектом налогообложения налогом на прибыль (п. 11 ст. 167 НК):

1) доходы, получаемые эмитентами от размещения акций;

2) прибыль от отчуждения находящегося в государственной собственности имущества, при котором полученные денежные средства подлежат направлению в бюджет в соответствии с актами законодательства, регулирующими порядок распоряжения государственным имуществом, и (или) на цели, определенные этими актами законодательства, либо подлежат распределению согласно указанным актам законодательства;

3) прибыль от реализации предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства;

4) прибыль государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых из бюджета, от реализации изделий, изготовленных в рамках лечебно-трудовой деятельности и на занятиях в кружках по интересам, а также при проведении мероприятий по развитию доступных трудовых навыков инвалидов;

5) доходы от оценки ценных бумаг по справедливой стоимости.

Убытки от реализации товаров, прибыль от реализации которых в соответствии со ст. 167 НК и иными законодательными актами не является объектом налогообложения налогом на прибыль, при налогообложении не учитываются.

Налоговые декларации по имущественным налогам

По новым правилам налоговые декларации по налогу на имущество организаций по итогам налогового периода будут представляться компаниями не позднее 25 марта (сейчас – 30 марта) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом обязанность по представлению в ИФНС налоговых деклараций по налогу на имущество для компаний, которые уплачивают налог за объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, с начала 2023 года отменяется.

С 1 января 2023 года в налоговую декларацию не включаются сведения об объектах налогообложения, база по которым определяется как кадастровая стоимость. Соответственно, если у организации в 2022 году имелись только такие объекты налогообложения, то налоговую декларацию в 2023 году она не представляет (п. 6 ст. 386 НК РФ).

Что касается деклараций по транспортному и земельному налогам, то их в 2023 году и в последующих периодах компании сдавать не будут. Напомним, на бездекларационную уплату данных налогов организации перешли еще с 1 января 2021 года (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговые декларации по этим налогам требуется представлять лишь в следующих случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года (п. 3 ст. 55 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *