Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Эта обязанность возложена на соответствующую инспекцию. Для них город условно делится на районы, для каждого из них выделен свой офис. Проще всего определить, какое именно отделение поможет в открытии предпринимательства, через специальный сервис от федеральной налоговой службы. Там достаточно будет ввести свой город и улицу, чтобы он выдал адрес ближайшего ФНС. Найти его можно, даже если просто спросить в поисковой строке. Обычно ближайшая будет именно той, что нужна.
Стоит отметить, что для ИП учитывается место жительства будущего владельца, а для других видов собственности это местоположение — юридический адрес фирмы.
Это деятельность по внесению изменений в государственный реестр. Они меняют данные, когда требуется создать новое ООО, изменить его, реорганизовать, ликвидировать или провести другие действия в отношении ОАО, ИП и иных предприятий. Когда они прекращают свою деятельность, то вносятся соответствующие сведения.
Для каждого из указанных выше действий есть отдельный регламент, который прописывается порядок, сроки и определенный пакет документов — один для регистрации юридического лица, другой для его ликвидации и так далее. Там же прописан срок, в течение которого госорган должен дать ответ и выдать подтверждение правомерного статуса или обоснованный отказ.
Почему могли отказать
Мы рассмотрели, какие документы необходимы для регистрации юридического лица. Теперь давайте разберемся, по какой причине служащий госаппарата выносит отрицательное решение и что с этим делать.
Обычно запрещают создание новой компании или ИП по 3 причинам:
- были нарушены требования, пока готовились к сдаче учредительная или иная документация, неверно составленный устав или другие бумаги;
- неправильно заполнено заявление;
- все было подано не в то отделение, которое занимается обслуживанием участка — так происходит, если собственник принес пакет в офис, который принимает собственников от других районов города.
Кроме того, не стоит забывать, что поводом для возврата способна стать любая ошибка, зачеркивание или подпись карандашом. Внимательно прочитайте все документы, необходимые для создания и оформления юридического лица, что собираетесь сдавать в ФНС и только если все верно и корректно заполнено — отправляйте.
Что такое реорганизация
Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.
Иногда реорганизацию путают с ликвидацией. Сходства действительно есть: после завершения реорганизации юридическое лицо исключают из Государственного Реестра, как при ликвидации. Но если компания ликвидируется, то она полностью прекращает работу. А при реорганизации на базе старой компании появляется новая или организация меняет профиль.
Реорганизация бывает добровольной и принудительной. В первом случае решение о проведении процедуры принимает руководство. Во втором – надзорные органы, например суд. Часто требования о реорганизации предъявляют крупным компаниям, которые нарушают закон о конкуренции.
Увольнение работников при реорганизации
Сама по себе реорганизация не может быть основанием для увольнения сотрудников. Поэтому обычный алгоритм действий работодателя такой:
- «Старый» работодатель уведомляет сотрудников об изменениях, чтобы желающие могли отказаться от работы в реорганизованной компании.
- Правопреемник утверждает штатное расписание и издает приказ о признании коллектива сотрудниками новой организации.
- С работниками заключают допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда или сведений о работодателе.
- В трудовые книжки вносят соответствующие записи.
Этот алгоритм позволяет оформить работников без увольнения.
Решение о добровольной ликвидации ООО
Вам необходимо точно определиться, стоит ли закрывать организацию, все тщательно продумать и подготовиться к тому, что данный процесс небыстрый и требует достаточно большой отдачи, чтобы все прошло «гладко». Если решение о ликвидации организации принято, его необходимо зафиксировать письменно. Так, если организация состоит из одного участника, данное решение фиксируется в решении единственного участника. В случае когда, организация состоит из нескольких участников (2-х и более), созывается Общее собрание участников и решение о ликвидации организации фиксируется в протоколе общего собрания участников, решение о ликвидации организации должно быть принято всеми участниками общества единогласно. Также на данном этапе в повестку дня может быть включено не только принятие решения о ликвидации, а также назначение ликвидатора/руководителя ликвидационной комиссии. Данное решение должно быть зафиксировано в присутствии нотариуса, исключением является, если в Уставе организации прописан иной способ удостоверения решения собрания.
Защита прав кредиторов и участников при прекращении юридического лица
Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица (ст. 60 ГК РФ)
1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано уведомить в письменной форме орган государственной регистрации о начале процедуры реорганизации с указанием формы последней. На основании такого уведомления орган государственной регистрации вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц публикует в «Вестнике государственной регистрации» уведомление о своей реорганизации.
2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом. Эти требования могут быть предъявлены кредитором не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица. Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации. Предъявление кредитором требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.
3. Если указанные требования не удовлетворены, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.
4. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.
Часы работы МИФНС № 46
Время pa6oты: | Пepepыв: | |
пн: | 7.00-21.00 | без обеда |
вт: | 7.00-21.00 | без обеда |
ср: | 7.00-21.00 | без обеда |
чт: | 7.00-21.00 | без обеда |
пт: | 7.00-19.45 | без обеда |
Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица
1. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
2. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
3. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается в случае участия в реорганизации юридического лица, в отношении которого принято решение о его ликвидации.
Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
1. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации.
Порядок взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 383-ФЗ.
3. Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
4. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
Некоторые виды юридических лиц, у которых имеются особенности реорганизации
Особенности реорганизации устанавливаются для следующих видов организаций: кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) и определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
Также имеются особенности при реорганизации некоммерческих юридических лиц, которые устанавливаются ст.16 и 17 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Эти особенности связаны с порядком принятия решения о реорганизации НКО и организационно-правовыми формами при преобразовании НКО. Например, частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, а Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд и т.д. При реорганизации НКО следует учитывать, что решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается Министерством юстиции РФ.
При образовании юридического лица обязательным условиям является его государственная регистрация. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.
Реорганизация — это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.
Актуальность исследуемой темы состоит в том, что порядок образования, изменения и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.
Объектом исследования является общественные отношения, складывающиеся в порядке создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Предмет исследования — порядок и способы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Цель исследования — проанализировать порядок образования, изменения и прекращения деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1.Изучить сущность и способы образования юридического лица;
2.Рассмотреть ликвидацию и реорганизацию юридического лица, согласно действующему законодательству;
3.Определить проблемы при регистрации и реорганизации юридических лиц;
4.Выявить проблемы соблюдения прав субъектов гражданского оборота при добровольной ликвидации юридического лица.
Методологическую основу исследования составляют частно-научных методов исследования: логический, сравнительно-правовой, статистический, исторический, конкретно-социологический и другие.
Теоретическая основа работы составлена на основании следующих нормативно-правовых актов: Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц», Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве). А так же работ В.Т. Батычко; О.А. Чаусской; Е.А. Суханова; А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого; С.С. Алексеева; О. Н. Садикова; Н.Д. Эриашвили; Н.Д. Эриашвили, Ф.Г. Мышко; А.В. Баркова, Н.Д. Эриашвили, Ю.С. Харитоновой; Е. П. Губина; О.А. Кудинова; В.А. Комова; А.Я. Рыженкова; И. А. Покровского; Т. А. Гусевой, А.В. Чуряева; А. Н. Барановой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проанализировав в данной работе порядок создания, реорганизации и ликвидации деятельности юридических лиц необходимо отметить, что гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. При этом нормативно-явочный порядок действует в настоящее время в Российской Федерации.
Инициатива создания юридических лиц может принадлежать как собственникам, так и учредителям (участникам). Однако независимо от конкретной организационно-правовой формы все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации, с момента проведения которой они считаются созданными.
Юридическое лицо при его создании подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе. Документом, подтверждающим факт регистрации, является свидетельство о государственной регистрации юридического лица. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
Реорганизацией юридического лица является способ прекращения правового положения юридического лица или образования нового, влекущий отношения правопреемства юридических лиц.
Виды реорганизации юридического лица: слияние юридического лица с другим юридическим лицом (другими юридическими лицами); присоединение одного юридического лица (нескольких юридических лиц) к другому юридическому лицу; разделения на два или более новых юридических лица; выделение одного юридического лица из другого; преобразование происходит существенное изменение статуса юридического лица.
Реорганизация юридических лиц по общему правилу проводится им добровольно и оформляется либо передаточным актом (балансом), либо разделительным балансом.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Ликвидация юридических лиц представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. Ликвидации юридического лица осуществляется: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона; по инициативе его учредителей.
Этапы ликвидации юридического лица заключаются в следующем: назначение с согласия регистрирующего органа специальной ликвидационной комиссии (единоличного ликвидатора); опубликование в средствах массовой информации извещения о ликвидации, а также о порядке и сроках (не менее 2 месяцев) заявления требований кредиторами и письменное уведомление об этом известных кредиторов; утверждение промежуточного ликвидационного баланса; при недостатке денежных средств для удовлетворения заявленных требований — продажа имущества юридического лица с публичных торгов; расчеты с кредиторами юридического лица в порядке очередности; составление ликвидационного баланса и его утверждение, передача остатков имущества учредителям.
Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование — с момента внесения записи об этом в государственный реестр.
БИБЛИОГРАФИЧКСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Официальный источник опубликования // Собрание законодательства РФ.- 1994. — № 32.- Ст. 3301.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. -2002.- № 1 (ч. 1). — С т. 1.
- О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета.— 2001. -№ 153-154.
- О несостоятельности и банкротстве: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // Российская газета.- 2002. -№ 209-210.
- Об акционерных обществах: Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019)// Российская газета.- 1995.- №248.
Однотомные издания
- Алексеев С.С. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая: учебник для вузов // С.С. Алексеев. — М.: Проспект, 2010. — 833 с.
- Баранова А. Н. Ликвидация недействующих организаций: упрощенное банкротство и административный порядок // Евразийский юридический журнал. — 2009.
- Батычко В.Т. Предпринимательское право: конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. — 116 с.
- Губин Е. П. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник. — 2 изд. — М.: Норма, 2011. — 1008 с.
- Комов В.А. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация, банкротство, судебная практика: учебник. — М: Спарк, 2009. — 410 с.
- Кудинов О.А. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебное пособие. — Дашков и К, 2013. — 268 с.
- Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права: учебник. М.: Статут, 2009. — 351 с.
- Рыженков А.Я. Гражданское право: учебник. — М.: Юрайт, 2012. — 704 с.
- Садиков О. Н. Гражданское право России: курс лекций. — М.: Юридическая литература, 2010. — 1022 с.
- Суханов Е.А. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1: учебник // под ред. Е.А. Суханова. — М.: Бек, 2012. — 872 с.
- Чаусская О.А. Гражданское право: курс лекций. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Эскимо, 2011. — 480 с.
- Гусева Т.А. Государственная регистрация юридических лиц: учебник. — М.: Деловой двор, 2008. — 531 с.
- Гусеева Т.А. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» (постатейный) — М.: Юстицинформ, 2008. — 496 с.
- Сергеев А.П., Толстой Ю.К..Гражданское право. Часть 1: учебник // под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: Проспект, 2013. — 664 с.
- Эриашвили Н.Д. Предпринимательское право: учебник // под ред. Н.М. Коршунова, П.В. Алексия. — ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. — 533 с.
1. Укрупнение бизнеса малых и средних предприятий
Реорганизация в форме слияния позволяет небольшим или средним фирмам объединиться в более крупную – в том числе для повышения конкурентоспособности, налоговой оптимизации и сосредоточения активов и пассивов в одной компании. С другой стороны, оно позволяет сократить число игроков на рынке, в том числе проигрывающих конкуренцию, неликвидные, и создать новые условия для ведения эффективного дела.
2. Диверсификация
Необходима для увеличения масштаба и ассортимента производимой продукции, что дает возможность повысить предложение и/или более полно и масштабно удовлетворить спрос на рынке.
3. Консолидация компетенций персонала, интеллектуальных прав и ноу-хау
Иногда данный процесс является самым простым способом получения мультипликативного эффекта от сложения преимуществ, сильных сторон, интеллектуальных прав и разработок нескольких конкурентов в технически и технологически емких отраслях и рыночных нишах.
4. Укрепление репутации
Владельцы бизнеса объединяют капиталы с другими компаниями в стремлении повысить репутацию на рынке. Это альтернативный способ ликвидации нерентабельного предприятия.