Совмещение специальных налоговых режимов в 2022 г.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Совмещение специальных налоговых режимов в 2022 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В момент регистрации в налоговой в качестве индивидуального предпринимателя или организации (ООО) вы вправе выбрать и установить специальный налоговый режим, подходящий под род деятельности вашего предприятия. Это предусмотрено в Налоговом Кодексе Российской Федерации, в частности П.7 ст.12.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
УСН, или «упрощенка», самая распространенная и самая старая система налогообложения. При ее использовании не нужно платить НДФЛ, НДС, налог на имущество и налог на прибыль.
Базой для начисления налога могут быть:
- «Доходы» — ставка 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
- «Доходы минус расходы» — ставка 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально. Если же расходы превышают доходы, заплатить нужно минимальную ставку — 1% от годовой суммы дохода, а убытки текущего периода переносятся на следующие годы, уменьшая налоговую базу этих лет.
Применять УСН могут как компании, так и индивидуальные предприниматели. Но есть ряд условий:
- не более 130 сотрудников,
- не более 200 млн рублей выручки,
- остаточная стоимость основных средств не более 150 млн рублей,
- доля участия других организаций в уставном капитале организаций — не более 25%,
- отсутствие у компании филиалов.
Упрощенная система (УСН).
Единый налог на УСН заменяет налог на прибыль для организаций и НДФЛ для ИП. Организации на УСН освобождены от уплаты НДС, при использовании этого спецрежима НДС рассчитывать и уплачивать не нужно.
Для вновь зарегистрированных ИП уведомление о переходе на УСН необходимо направить не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет.
Условие / задача |
Комментарии |
Основание |
Налоговый кодекс 26.2 |
Необходимая отчетность |
Организации:
Индивидуальные предприниматели:
Декларацию по УСН все юридические лица (организации и ИП) подают 1 раз в год, по окончании годового отчетного периода. |
Совместимость с другими специальными режимами |
Возможно. |
Сотрудники |
Возможно иметь штат сотрудников, он не должен превышать 130 человек. |
Вид деятельности |
Регламентируется статьей 346.12 НК РФ |
Налоговая база |
|
Налоговая ставка |
Доходы: 6% Доходы минус расходы: 15% В зависимости от региона ставка может изменяться. |
Уплата налога |
Авансовыми платежами, не позднее 25 календарных дней со дня окончания квартала. Итоговый налог за год уплачивается с учетом авансовых платежей. |
Патентная система налогообложения (ПСН).
Патент можно получить на период от 1 до 12 месяцев; в одном календарном году. Срок подачи заявления – 10 рабочих дней до начала применения. Оплата производится единовременно за весь период действия патента.
Условие / задача |
Комментарии |
Основание |
Налоговый кодекс РФ глава 26.5 |
Необходимая отчетность |
Без декларации |
Сотрудники |
Возможно иметь штат сотрудников до 15 человек. |
Вид деятельности |
Только индивидуальные предприниматели, подходит не для всех видов, изучаем «Основание». |
Налоговая база |
Потенциально возможный доход. |
Расчет налога |
Стоимость патента зависит от региона. Формула расчета: (Д*6%)*Т/12, где Д – потенциально возможный доход; Т – время, на которое покупается патент. |
Иные расходы |
Уплата страховых взносов за себя. |
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Правовое регулирование отношений по заключению соглашений о разделе продукции осуществляется Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. от 27.06.2018).
Соглашение о разделе продукции — это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Сторонами соглашения являются Российская Федерация (государство), от имени которой выступают Правительство РФ или уполномоченные им органы, и инвесторы — юридические лица или создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами. В эти перечни включаются только те участки недр, по которым отсутствует возможность их геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных условиях, отличных от условий раздела продукции, что подтверждается проведением аукциона и признанием его несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
Инвестору выдается лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении. В случае, когда в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, лицензия выдается одному из участников такого объединения с указанием в этой лицензии на то, что данный участник выступает от имени этого объединения, а также с указанием всех других участников объединения.
Срок действия соглашения о разделе продукции устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения соглашения. В настоящее время лицензия на пользование участком недр может быть выдана на срок до 25 лет, следовательно, и соглашение может быть максимально заключено на этот срок.
Соглашение заключается с победителем аукциона на право заключения соглашения. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.
Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения его прав, приобретенных и осуществляемых в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей среды, здоровья населения, а также общественной и государственной безопасности.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции установлена одноименной гл. 26.4 НК РФ, которая вступила в силу 01.01.2004. Названный специальный налоговый режим имеет своей целью привлечение инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Данная система налогообложения существенным образом отличается от иных специальных налоговых режимов. Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Уплата указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного на основании Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
Субъектами данного специального налогового режима являются инвесторы, т.е. юридические лица или объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности. В случае если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, права и обязанности таких юридических лиц являются солидарными в рамках соглашения о разделе продукции.
С целью исполнения обязанностей, связанных с выполнением работ по соглашению, в том числе с ведением учета и отчетности, инвесторы имеют право привлечь операторов, которые действуют на основании нотариально заверенной доверенности. При этом имущественную ответственность перед государством за действия оператора несет инвестор.
Кто может выбрать эту систему налогообложения
Юрлицо имеет право перейти на упрощёнку, если по итогам 9-ти месяцев года, в котором оно уведомляет налоговую о таком переходе, доходы не превысили 112,5 млн руб (ч. 2 ст. 346.12 НК РФ). Учет доходов производится в соответствии с положениями ст. 248 НК РФ:
- в них включаются доходы от продажи товаров и имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг, внереализационные доходы;
- из них исключаются суммы налогов, предъявленные покупателям (потребителям) товаров, имущественных прав, работ, услуг.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения более 20 категорий ИП и юрлиц (ч. 3 ст. 346.12 НК РФ), в том числе:
- организации, имеющие филиалы;
- банки;
- страховые компании;
- НПФ;
- нотариусы и адвокаты;
- организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчётный) период превысила 100 человек.
Отчетность и оплата налогов
ИП и юрлица на УСН по итогам налогового периода подают декларацию по месту жительства/нахождения (ч. 1 ст. 346.23 НК РФ). Заполнить и подать декларацию ИП по УСН можно онлайн на сайте ФНС или через оператора электронного документооборота. Если в отчётный период деятельность не велась, следует подать «нулевую» декларацию по УСН. Срок сдачи декларации по УСН (ч. 2 ст. 346.23 НК РФ):
- для ИП не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- для юрлиц не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумму налога, подлежащего уплате, налогоплательщик исчисляет самостоятельно (ч. 2 ст. 346.21). Налог уплачивается по реквизитам для уплаты УСН. Срок уплаты УСН в 2023 году (ч. 7 ст. 346.21):
- авансовый платеж до 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом (квартал, полугодие, 9 мес);
- остаток уплачивается не позднее срока, установленного для подачи декларации (см. выше).
Лимиты по УСН для перехода и применения упрощенки в 2019 году (таблица)
Критерии использования УСН в 2019 году для АО, ООО и ИП |
|
---|---|
1) Число работников |
Не более 100 человек |
2) Остаточная стоимость ОС — для перехода на УСН и для применения УСН. Внимание! ИП применяют этот лимит только для применения УСН. ИП переходят на УСН даже если стоимость их ОС первышает предел. |
Не более 150 млн руб |
3) Доля участия других юрлиц (для ИП нет) |
Не более 25% |
4) Лимит для применения УСН по доходам, полученным за весь налоговый период (2019 год) — для применения УСН в 2018 году |
Не более 150 млн. рублей |
5) Лимит для АО и ООО по доходам для перехода на УСН, полученным за январь-сентябрь 2018 года — для перехода на УСН с 1 января 2019 года Внимание! Этот лимит для ИП не применим, они переходят на УСН даже если их доходы первышают предел. |
Не более 112,5 млн. рублей |
6) Наличие филиалов |
Не должно быть филиалов (представительства разрешены) |
Специальные налоговые режимы в РФ – налогово-правовое явление, закрепленное в НК РФ. Оно представляет собой особый (измененный в более простом направлении) порядок исчисления, уплаты налогов. Такое изменение может касаться статуса налогоплательщика (например, инвестор по Соглашению о разделе продукции) или иных элементов налогообложения (ставки налога, налоговой базы и т.п.).
29.03.2016
В России на сегодняшний момент действует 5 специальных налоговых режимов.
Речь идет о:
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), глава 26.1 НК РФ
2. Упрощенная система налогообложения, глава 26.2 НК РФ
3. Единый налог на вмененный налог (ЕНВД), глава 26.3 НК РФ
4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, глава 26.4 НК РФ
5. Патентная система налогообложения, глава 26.5 НК РФ
Специальные налоговые режимы функционируют для того, чтобы облегчить ведение бизнеса для отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому нормы, посвященные специальным налоговым режимам, предусматривают отдельные ограничения их применения, особый порядок начала осуществления деятельности на данных режимах.
Стоит отметить, что сегодня все специальные налоговые режимы функционируют в рамках НК РФ, что обусловливается единством налоговой системы и запретом на установление налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ (ст. 1, п. 5 ст. 3 НК РФ).
Но так было не всегда. Например, до принятия НК РФ и Главы 26.2 НК РФ (упрощенная система налогообложения) действовал отдельный Федеральный Закон, посвященный данному специальному налоговому режиму (Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»).
Поясним на примере упрощенной системы налогообложения, как устроен специальный налоговый режим.
Упрощенная система налогообложения (Глава 26.2 НК РФ)
УСН – специальный налоговый режим, который применяется ИП и организациями добровольно, наряду с другими режимами налогообложения (переход на режим осуществляется в порядке, установленном Главой 26.2 НК РФ) (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).
Применение режима освобождает организации от уплаты НДС (за исключением отдельных операций); налога на прибыль (за исключением отдельных операций); налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость).
Применяющие режим ИП являются освобождёнными от уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 НК РФ); налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ); НДС (за исключением отдельных операций).
Надо отметить, что иные налоги и сборы уплачиваются данными субъектами в обычном порядке.
Какие ограничения установлены в Главе 26.2 ?
Суммовой порог
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей (с учетом корректировки данной суммы на коэффициент-дефлятор) (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Суммовой порог есть и для применения УСН (в ходе предпринимательской деятельности) – 60 млн руб. доходов, с учетом корректирующего коэффициента-дефлятора данное значение будет больше (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Субъектный состав
УСН вправе применять организации и ИП, перешедшие на данный режим. В НК РФ есть нормы, запрещающие отдельным субъектам применять УСН (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Речь идет, например, о банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг. Все эти субъекты объединены или своим особым правовым статусом, или особой экономической ролью в жизни общества.
Переход на УСН и обратно на общую налоговую систему
Организации и ИП переходят на УСН в особом порядке, они не вправе вернуться добровольно на общий налоговый режим в середине налогового периода (ст. 346.13 НК РФ). В данной статье закреплена обязанность по своевременному уведомлению налогового органа о переходе на УСН. Организации и ИП, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Как перейти на УСН, если Вы только что зарегистрировались? Для этого Вы должны уведомить налоговый орган в письменной форме не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе (такая дата указывается в свидетельстве о постановке на учет) (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). ФНС разработала форму уведомления о переходе на УСН (Приказ ФНС России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@). Отсутствие такого уведомления не позволит применять режим (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Выбор объекта налогообложения
Самостоятельный выбор одного из двух объектов налогообложения: доходы; доходы минус расходы (см. ст. 346.14 – 346.16 НК РФ). При расчете доходов и расходов используются принципы и нормы Главы 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль организаций. Следует учитывать, что на сегодняшний момент перечень расходов, принимаемых в целях расчета налога по УСН по объекту «доходы минус расходы», является закрытым, перечислен в ст. 346.16 НК РФ.
Для этих объектов налогообложения предусмотрены разные ставки налога: доходы (6%), доходы минус расходы (15%).
Иные особенности
Существование других особенностей. Для УСН это, например, существование такого термина как «минимальный налог» (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Минимальный налог рассчитывается как 1% от налоговой базы «доходы». Применяется в том случае, если исчисленный по налоговой базе «доходы минус расходы» налог будет меньше значений минимального налога. Это, так сказать, альтернативный вариант на случай максимального уменьшения подлежащего уплате налога.
Смотрите иные особенности применения УСН в Главе 26.2 НК РФ.
На примере УСН мы увидели, что название «специальный налоговый режим» полностью себя оправдывает. Что касается других специальных режимов, они также имеют свои оригинальные особенности.
Упрощенная система налогообложения
В силу новой редакции статьи 346.12 НК РФ, право применения упрощенной системы налогообложения есть у организаций и индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ.
Статьей 346.13 НК РФ в новой редакции установлено, что налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, если:
- его доходы по итогам отчетного (налогового) периода превысили 200 млн рублей (ранее — 150 млн рублей);
- средняя численность его работников превысила 130 человек (ранее — 100 человек).
Определены особенности применения УСН налогоплательщиками, чьи доходы за отчетный (налоговый) период превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей, и средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек.
В статье 346.20 указано, что следует применять повышенную налоговую ставку в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения:
- 8% — для объекта «доходы»;
- 20% — для объекта «доходы минус расходы».
Понятие спецрежима налогообложения
Специальный налоговый режим — система сбора платежей налогоплательщиков в бюджет, которая устанавливается в порядке, предусмотренном НК РФ и иными правовыми актами. Данные спецрежимы могут предусматривать порядок исчисления платежных обязательств, отличающийся от стандартного, а в ряде случае — освобождение от них отдельных плательщиков.
Понятие специального налогового режима закреплено в российском законодательстве. Основной источник права здесь — Налоговый кодекс. Специальный налоговый режим российские исследователи определяют как механизм сбора платежей в бюджет для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, который рассматривается как альтернативный общей системе налогообложения или ОСН. Собственно, соответствующие формулировки закреплены на уровне главного, как мы отметили выше, источника налогового права в России — НК РФ. Так, в Налоговом кодексе сказано, что спецрежимы могут освобождать плательщика от обязательств, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ, то есть тех, что характеризуют главным образом как раз-таки ОСН.
Преимущества упрощенной системы налогообложения
Как гласит Налоговый Кодекс РФ, УСН позволяет консолидировать все налоги в едином платеже, исчисляемом согласно результатам деятельности в конкретном налоговом периоде. Применение упрощенной системы налогообложения сопровождается следующими положительными моментами:
- возможность выбора из двух вариантов налогообложения «Доходы» и «Доходы, уменьшенные на величину расходов»;
- отсутствие необходимости ведения бухгалтерской отчётности (только для индивидуальных предпринимателей);
- более низкие налоговые ставки;
- возможность вычета из полученного дохода суммы уплаченных страховых взносов (при использовании схемы «Доходы минус расходы»);
- отсутствие необходимости доказательства обоснованности указанных расходов при камеральных проверках;
- возможность снижения налоговой ставки региональными законодательными актами;
- редкость выездных налоговых проверок
Уплата НДС при этой системе налогообложения необходима только в случае ввоза продукции на внутренний рынок РФ. Декларации в рамках упрощённой системы налогообложения подаются юридическими лицами до 31 марта и частными предпринимателями — до 30 апреля.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — спецрежим, который разработали специально для производителей сельхозпродукции (глава 26.1 НК РФ). Он также заменяет налог на прибыль (НДФЛ), на имущество, а иногда и НДС.
Чтобы «встать» на этот режим, нужно что-то производить самому. Например, если фермер выращивает бычков и реализует мясо, то он вправе применять ЕСХН. А вот если он закупил полутуши, обработал (разделал) их и продал на рынке, то ни о каком производстве речи нет.
Важно, чтобы производство было основной деятельностью. Доля доходов от реализации произведенной продукции должна быть не менее 70% от всех доходов. Если вы выращиваете на продажу рассаду и параллельно торгуете закупленным инвентарем, то доходы от рассады должны быть больше, чем от продажи инвентаря (не вашей продукции).
Юридическая сторона вопроса
В основе контроля УСНО лежат:
Статья 346.12, 346.13, 346.14, 346.20, 346.21 Налогового кодекса РФ “Налогоплательщики”.
Статья 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ.
Статья 378.2 НК РФ (п. 3 ст. 346.11 НК РФ, п. 23 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ)».
Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2016 № 41552).
Статья 18. Специальные налоговые режимы (НК РФ)
1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 настоящего Кодекса.
2. К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения;
6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).