Ставки налогов 2023г
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки налогов 2023г». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уплата единого платежа с заработной платы означает уплату всех налогов и платежей с дохода работника: индивидуального подоходного налога, обязательных пенсионных взносов, взносов на обязательное медицинское страхование (то, что сейчас уплачивается «за счет» работников), кроме этого единый платеж включает социальные отчисления, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование, обязательные пенсионные взносы работодателя (то, что уплачивает работодатель «за свой счет»).
Юлий Юсупов: «Налоговой реформе быть, только бы опять не наломать дров»
- Шавкат Мирзиёев
- Ислам Каримов
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Шавкат Мирзиёев | 08.09.2016 — | 23.0000 | 23.0000 | 23.0000 | 23.0000 | 0.00% |
Ислам Каримов | 24.04.1990 — 02.08.2016 | 29.0000 | 23.0000 | 29.0000 | 22.0000 | -20.69% |
Налогообложение физических лиц
Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:
- По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
- НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.
К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:
- Те, что реализуются за пределами РУ.
- Освобождённые от НДС.
Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.
Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:
- Раздельным.
- Пропорциональным.
Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.
Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.
При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:
- В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
- Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.
Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:
- Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
- Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
- Льготы по НДС.
- Вычитаемые расходы.
- Доход (в совокупности).
Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.
Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.
Налогоплательщик имеет право платить:
- Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
- НДПИ.
- НДС.
При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.
В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.
Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Как облагается ндфл граждан узбекистана по потенту в 2021 году
Отправляясь на отдых в другую страну, не обязательно задумываться о требованиях законодательства, достаточно знать о принятых в государстве правилах и нормах поведения. Если же цель поездки не отдых, а трудоустройство, изучение законов просто необходимо. Во-первых, это поможет правильно спланировать свою активность, во-вторых, убережёт от неприятных сюрпризов и проблем.
Большинство людей хотя бы раз в жизни вызывало скорую помощь, обращалось в государственные поликлиники и больницы. Для населения эти услуги бесплатны, поскольку они финансируются из средств ФОМС. Собственно, цель деятельности фонда заключается именно в предоставлении и оплате медицинской помощи. Взносы уплачиваются по единому для всех тарифу – 5,1 %.
Выплаты из средств ПФ производятся в следующих случаях:
- достижение определённого законом (пенсионного) возраста;
- инвалидность;
- потеря кормильца.
Так же, как и в случае с ФСС, взносы в ПФ зависят от предельной величины базы (в 2021 году – 1 021 000 рублей). Если сумма доходов сотрудника меньше 1 021 000 рублей, применяется тариф 22 %, если больше – 10 %.
Помимо вышеописанных взносов работодатель обязан делать отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы устанавливаются законодательством.
Схематично это выглядит так: каждому виду экономической деятельности присваивается класс профессионального риска, а для каждого класса предусмотрен свой страховой тариф. Таким образом, получается, что размер взносов будет напрямую зависеть от сферы деятельности работодателя.
Уровень безработицы и перспективы мигрантов
Согласно официальной статистике, уровень безработицы в государстве составляет 5,2 процента, что, однако, подвергается сомнению среди жителей страны.
Количество мигрантов в соседние Россию и Казахстан увеличивается, что вносит определенный вклад в укрепление экономики Узбекистана (денежными переводами в страну попадает почти 3 миллиарда долларов в год). Правительство активно разрабатывает программы по защите интересов мигрантов для облегчения легализации их деятельности.
Несмотря на рост экономики и укрепление финансового благополучия граждан, Узбекистан остается не самой привлекательной страной для работы как для местных жителей, так и для иностранцев. Уровень средних зарплат не позволяет комфортно жить большинству людей. Даже с учетом всех программ по улучшению благосостояния населения количество трудовых мигрантов растет, и ситуация вряд ли поменяется к лучшему в ближайшее время.
Ндфл с иностранцев работающих по патенту в 2022 году
ФНС утвердила новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по платежам в бюджет. Теперь и для налогов, и для страховых взносов (кроме взносов «на травматизм») правила одни и те же. Налоговая служба изменила свою позицию, касательно заполнения поля 101 «Статус плательщика» в платежках на перечисление страховых взносов. Теперь юрлицам рекомендуется использовать статус «01», а ИП – «09». О том, как отразить в расчете 6-НДФЛ призы, матпомощь, а также выплаченные в конце декабря зарплату и отпускные, рассказывает специалист налоговой службы. С 01.01.2022 года страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством нужно уплачивать в ИФНС.
К этой категории относятся иностранные граждане, которые работают по визе или миграционной карте; временно проживающие в России. Это те иностранцы, у которых уже есть разрешение на временное проживание; постоянно проживающие – «обрусевшие» иностранцы, которые имеют вид на жительство. Иностранного гражданина, у которого есть вид на жительства (ВНЖ), принимают на работу точно так же, как и гражданина России.
Прием на работу иностранного работника
Заключая трудовой договор с иностранцем, работодатель имеет право потребовать большее количество документов, чем от российского гражданина. Например, патент на работу, документы о миграционном учете, полис ДМС. Порядок договора с иностранным работником также будет отличаться в зависимости от того, какой статус работник получит при въезде в РФ и в процессе пребывания в России. Проще для работодателя будет принять на работу иностранца, имеющего ВНЖ, РВП, статус беженца, либо гражданина стран ЕАЭС. Особых проблем заключение трудового договора с ним не вызывает, достаточно будет просто подписать договор и после этого в трехдневный срок сообщить об этом в контролирующие органы.
Если работники прибыли из «визовой» страны, то для их оформления потребуется оформить разрешение о привлечении к работе, а также помочь с оформлением визы. Причем основная часть забот в этом случае ложиться на плечи работодателя.
Важно! Принять на работу иностранца из «безвизовой» страны будет проще в связи с тем, что все вопросы по получению трудового патента выполняет сам иностранный работник.
Налоги в Узбекистане в 2021 году: что изменилось
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физлиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2018 году.
При этом в 2021 году для физлиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.
Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.
При этом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физлиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе. Подробнее.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения, в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.
При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).
Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозугодий, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.
Исчисление налога по землям сельскохозназначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.
К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.
Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов страны.
Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:
- Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;
- кенгаши районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом и кенгашами областей, а для Ташкента — к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.
При этом кенгаши районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах.
Налоговые ставки на 2021 год кенгаши районов и городов представляют до 31 декабря 2020 года в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.
Налоговые органы по месту нахождения земельного участка в течение 5 дней обязаны довести до сведения налогоплательщиков эти налоговые ставки для исчисления земельного налога с юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения.
При этом, юридические лица налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения за 2021 год представляют в налоговые органы до 10 января 2021 года.
В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30%.
В Налоговый кодекс переносятся также отдельные нормы, связанные с применением налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.
Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:
- санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;
- местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.
При этом Жокаргы Кенесу и кенгашам областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.
С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.
В случае, если система водосберегающих технологий орошения будет не пригодна к использованию или демонтирована в течение пяти лет с начала месяца, в котором она была внедрена, действие налоговой льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога за весь период применения налоговой льготы.
1. Взамен единого социального платежа вводится социальный налог, единого налогового платежа ─ налог с оборота, фиксированного налога — налог на доходы физических лиц в фиксированном размере, с распространением на их плательщиков ранее предоставленных законодательством льгот и особенностей исчисления.
2. Льготы по налогам и другим обязательным платежам, а также пониженные ставки по налогам, предоставленные:
- Налоговым кодексом, утвержденным от 25 декабря 2007 года № ЗРУ-136 — действуют до 1 апреля 2020 года;
- решениями президента и Кабинета Министров — действуют до истечения срока их действия.
3. Выведены из состава кодекса разделы про государственную пошлину, сборы за право продажи отдельных видов товаров (алкогольная продукция), которые будут предусмотрены в отдельном законе.
4. Бонусы для недропользователей (подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения), которые являются специальными платежами разового характера, переносятся в закон «О недрах».
5. До 1 апреля 2020 года налогоплательщики обязаны разработать учетную политику в целях налогообложения на 2020 год. Учетная политика в целях налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно в произвольной форме и утверждается приказом руководителя.
6. Отменены специальные налоговые режимы для:
- а) рынков с переводом их на уплату общеустановленных налогов. С 1 января 2020 года рынки взамен ранее действовавшего порядка налогообложения (50% от доходов), будут уплачивать:
- общегосударственные налоги (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд сумов) — земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц, налог за пользование водными ресурсами, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль по повышенной ставке в размере 20%;
- налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд сумов), а также земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц и налог за пользование водными ресурсами;
- б) физических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность с введением для них уплаты налога на доходы физических лиц.
- Для юридических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность, вводятся налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд сумов) или налоги, уплачиваемые в общеустановленном порядке (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд сумов).
- При этом размер государственной пошлины, взимаемой за право осуществления данной деятельности, снижается почти в 4 раза;
- в) сельскохозяйственных товаропроизводителей с переводом их на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота.
- При этом, для данной категории налогоплательщиков устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль, предоставляется льгота по налогу на имущество в части имущества, используемого для хранения сельхозпродукции, и по земельному налогу в части земель, на которых внедрена система капельного орошения.
7. Индивидуальным предпринимателям предоставляется право выбора уплаты налога на доходы физических лиц на основе декларации, либо продолжать уплачивать налог в фиксированной сумме, которая с 2020 года в среднем снижается на 25%.
8. Налоговым кодексом в новой редакции предусмотрено, что счета-фактуры, как правило, выписываются в электронной форме.
С 1 января 2020 года хозяйствующие субъекты при реализации товаров (услуг) обязаны выставлять и принимать счета-фактуры в электронном виде. Налогоплательщики вправе свободно выбирать оператора электронных счетов-фактур по собственному желанию.
Вместе с тем, отдельные операторы электронных счетов-фактур будут предоставлять свои услуги в начале 2020 года на бесплатной основе.
В связи с необходимостью подключения большого количества налогоплательщиков к операторам электронных счетов, до 1 июля 2020 года налоговыми органами не будут применяться меры ответственности за нарушение установленного порядка.
Государственным налоговым комитетом совместно с Министерством финансов будет доведен новый порядок оформления счетов-фактур, включая случаи, когда счета-фактуры можно оформлять на бумаге.
До проведения правовой экспертизы и государственной регистрации порядка оформления счетов-фактур, налогоплательщики должны применять порядок, действовавший в 2019 году.
Аналогичный порядок применяется и в отношении применения онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальных касс.
1. Упраздняется право обращения налоговых органов по взысканию суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.
2. Усилена ответственность налоговых органов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов.
Излишне взысканные суммы налогов и финансовых санкций подлежат возврату с учетом процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка.
По аналогии, внедряется механизм своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога и зачета (возврата) суммы излишне взысканного налога.
При этом предусматривается уплата процентов налогоплательщику налоговым органом за каждый просроченный день возврата суммы налога.
3. Предусматривается новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки и налоговый аудит.
Налоговые проверки смогут осуществляться налоговыми органами только после принятия нормативно-правовых актов, предусмотренных кодексом и регулирующих порядок их проведения.
В частности, предусмотрены следующие виды налоговых проверок:
- а) камеральная налоговая проверка (изучение в налоговом органе отчетности налогоплательщика и ее сопоставление с данными таможенных органов, банков, энергопредприятий, кадастра и др.), по итогам которой налогоплательщик должен внести изменения в налоговую отчетность либо предоставить обоснованные доводы.
- Для проведения камеральной налоговой проверки нужен приказ руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом должностному лицу налогового органа в рамках проведения камеральной налоговой проверки предоставляется право истребования у налогоплательщика необходимых документов для подтверждения правильности начисления того или иного налога.
- По итогам камеральной налоговой проверки финансовые санкции не применяются, но могут начисляться пени;
- б) выездная налоговая проверка (изучение с выездом на место отдельных показателей налогоплательщика), целью которой является фиксация фактов. Выездная налоговая проверка осуществляется для сбора информации по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязательств.
- По итогам выездной налоговой проверки доначисление налогов не производится;
- в) налоговый аудит — полноценное изучение соблюдения налогового законодательства налогоплательщиком, имеющим высокую степень риска при значительных оборотах. Налоговый аудит проводится у налогоплательщиков, отобранных на основании результатов анализа факторов риска неуплаты налогов.
- По результатам налогового аудита могут осуществляться доначисление налогов и применяться финансовые санкции.
Вместе с тем, до 1 января 2022 года вводится порядок, в соответствии с которым налоговые органы уведомляют бизнес-омбудсмена о назначении налогового аудита.
4. Конкретизирован порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также установлены меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения.
При этом решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
5. В Налоговом кодексе предусмотрены:
- внедрение новых инструментов обеспечения уплаты налогов, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов на платной основе без участия коллегиальных органов (комиссий);
- установление норм по противодействию уклонения от налогообложения, включая правила по «переквалификации сделок», отмену «лжесделок», непредставление вычетов по мошенническим сделкам.
6. Налоговым кодексом в новой редакции предусматривается, что после 1 января 2020 года льготы по налогам могут предоставляться только Налоговым кодексом.
При этом налоговые льготы по отдельным налогам, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизного налога при производстве и (или) реализации подакцизной продукции и налога за пользование недрами, могут предоставляться решениями президента только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50% и сроком не более чем на три года.
Льготы по НДС, в том числе при импорте, не могут предоставляться с условием направления высвобождаемых от налогообложения средств на определенные цели.
7. Нормы, касающиеся налогообложения прибыли при трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаний, консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу с 1 января 2022 года.
1.1. С 1 января 2020 года отменяются:
- а) упрощенный порядок исчисления и уплаты НДС.
- При переходе с упрощенного порядка исчисления и уплаты НДС на общеустановленный налогоплательщики вправе отнести к зачету сумму НДС по остаткам товарно-материальных запасов на 1 января 2020 года;
Пример. Предприятие, уплачивавшее в 2019 году НДС в упрощенном порядке, с 2020 года становится плательщиком налога по ставке 15%. На 1 января 2020 года на балансе предприятия числятся:
ТМЗ, приобретенные с НДС, в сумме 100 млн сум. Из них ТМЗ, приобретенные за последние 12 месяцев,
основные средства, приобретенные с НДС, с остаточной стоимостью 200 млн сум. Из них остаточная стоимость приобретенных в 2019 году составляет 50 млн сум;
объект незавершенного строительства стоимостью 300 млн сум.,
На 1 января 2020 года предприятие вправе отнести в зачет суммы НДС, приходящиеся на:
- остатки ТМЗ в сумме 80 млн сум.;
- основные средства с остаточной стоимостью 50 млн сум.;
- товары и услуги, включенные в стоимость объекта незавершенного строительства, на сумму 150 млн сум.
При этом суммы НДС уменьшают стоимость товарно-материальных ценностей и услуг в соответствии со ставками, указанными поставщиками при их приобретении.
- б) возможность добровольной уплаты НДС плательщиками налога с оборота.
1.2. Независимо от величины дохода от реализации товаров НДС уплачивают:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющих ввоз (импорт) товаров через таможенную границу Узбекистана;
- юридические лица, производящие подакцизные товары (услуги) и (или) лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых;
- юридические лица — сельскохозяйственные товаропроизводители, при наличии у них орошаемых сельскохозяйственных угодий площадью 50 гектаров и более;
- юридические лица, осуществляющие реализацию бензина, дизельного топлива и газа;
- юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотерей;
- доверенное лицо — участник простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, — по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;
- юридические лица — собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа;
- юридические лица, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования.
1.3. С 1 января 2020 года плательщиками НДС становятся:
- постоянные учреждения иностранных юридических лиц (независимо от размера дохода от реализации товаров (услуг)). Постоянные учреждения также вправе отнести в зачет сумму НДС по остаткам товарно-материальных ценностей на 1 января 2020 года;
- иностранные юридические лица, реализующие товары (услуги) на территории Узбекистана, если местом реализации таких товаров (услуг) признается Узбекистан.
- Для получения регистрационного кода плательщика НДС, налогоплательщикам, у которых обязательство по переходу на НДС возникает с 1 января 2020 года, рекомендуется подать соответствующее заявление о переходе на НДС до 10 января 2020 года.
1.4. Вводится порядок уплаты НДС налоговыми агентами.
Уплата НДС в этом случае осуществляется независимо от размера дохода от реализации товаров (услуг), как налогового агента, так и лица, которое реализует товары (услуги)
Налоговыми агентами для целей уплаты НДС признаются:
- а) уполномоченный орган по представлению в аренду государственного имущества — при представлении органами государственной власти и управления в аренду государственного имущества на территории Республики Узбекистан.
- Налоговый агент обязан удержать НДС из суммы арендной платы, установленной договором, и перечислить его в бюджет. Таким образом, в цене договора уполномоченный орган по предоставлению государственного имущества в аренду должен предусмотреть сумму НДС. Плательщики НДС сумму налога по таким договорам относят в зачет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
- б) юридические лица либо индивидуальные предприниматели — при приобретении товаров (услуг) от иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Узбекистан в качестве плательщиков НДС.
- В случае осуществления реализации товаров (услуг) иностранными лицами на основании договоров поручения, комиссии или других посреднических договоров, налоговыми агентами признаются комиссионер либо поверенный.
1.5. Пересмотрен порядок определения места реализации услуг и их налогообложения НДС. В частности, оказание услуг, местом реализации которых не признается Узбекистан, теперь не рассматривается в качестве необлагаемого оборота.
Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги, местом реализации которых не признается территория Узбекистана, получат право на зачет НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически оказанным услугам.
Необлагаемыми оборотами в соответствии с новым порядком признаются только обороты, освобожденные от налогообложения.
Преимущественным принципом при определении места реализации услуг является место осуществления деятельности лица, которое их получает.
1.6. Оптимизируется перечень оборотов по реализации товаров (у��луг).
В частности, безвозмездная передача товаров (услуг), признанная экономически оправданной, не будет считаться оборотом по реализации товаров (услуг) и облагаться НДС.
2.1. Плательщиками налога на прибыль являются:
- юридические лица — резиденты Узбекистана;
- нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянные учреждения и получающие доходы из источников в Узбекистане;
- юридические лица — ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков;
- индивидуальные предприниматели, добровольно перешедшие на уплату налога на прибыль, а в случае превышения дохода за налоговый период 1 млрд сумов — в обязательном порядке;
- доверенные лица по договорам простого товарищества (договорам о совместной деятельности).
2.2. Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия, уплачивающие налог с оборота.
2.3. Отменяются льготы с 1 апреля 2020 года:
- а) для подразделений охраны Национальной гвардии;
- б) в части освобождения прибыли, полученной от:
- производства протезно-ортопедических изделий, инвентаря для инвалидов, а также оказания услуг инвалидам по ортопедическому протезированию, ремонту и обслуживанию протезно-ортопедических изделий и инвентаря для инвалидов;
- оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси, в том числе маршрутного);
- осуществления работ по реставрации и восстановлению объектов материального культурного наследия.
2.4. Сохраняется льготное налогообложение, предусматривающее освобождение:
- доходов по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам, а также доходов по международным облигациям юридических лиц — резидентов;
- доходов, получаемых Народным банком от использования средств на ИНПС граждан. Теперь эти доходы облагаются по нулевой ставке.
2.5. Срок переноса убытков увеличивается с 5 до 10 лет, предельный размер переносимого убытка — с 50% до 60% от налоговой базы.
Вместе с тем, налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка, образовавшегося до 1 января 2020 года, на будущее в течение не более пяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Совокупная сумма переносимого убытка, учитываемая в каждом последующем налоговом периоде, не может превышать 50 процентов налоговой базы текущего налогового периода.
2.6. Сохраняется ставка налога в размере 20% для банков, производителей цемента и полиэтиленовых гранул, а также операторов сотовой связи. Налоговая ставка в размере 20% распространена на рынки и торговые комплексы.
2.7. Устанавливается ставка налога на прибыль в размере 0%:
- для сельхозтоваропроизводителей по прибыли от реализации собственной сельхозпродукции. При этом объем реализации собственной сельхозпродукции должен составлять более 90%;
- для социальной сферы;
- для бюджетных организаций. До 1 января 2023 года предусматривается применение нулевой ставки к доходам из дополнительных источников при условии целевого использования на укрепление материально-технической и социальной базы, материальное стимулирование работников;
- по прибыли от реализации товаров (услуг) на экспорт. Доходы от экспорта должны составлять более 15%. Для этого должно быть документальное подтверждение экспорта и поступление доходов не позднее 180 дней со дня экспорта. Нулевая ставка не распространяется на экспорт сырьевых товаров по перечню, утвержденному указом президента от 29 ноября 2018 года № УП-5587, а также на международные перевозки (за исключением автотранспортных), транспортировку по трубопроводам и газопроводам.
2.8. Устанавливается пониженная ставка в размере 7,5% для предприятий, осуществляющих электронную торговлю. При этом объем электронной торговли должен составлять не менее 90%.
2.9. Для всех остальных налогоплательщиков ставка налога на прибыль устанавливается в размере 15%.
2.10. Отменяется каскадное налогообложение дивидендов путем внедрения механизма зачета по ранее обложенным суммам такого дохода.
2.11. Вводится порядок единовременных амортизационных вычетов при приобретении технологического оборудования или объектов недвижимости с отменой льготы в части уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направляемых на их приобретение.
2.12. Сроки представления квартальной налоговой отчетности установлены не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Срок представления годовой налоговой отчетности — не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом.
Предприятия с совокупным доходом за предыдущий налоговый период не более 5 млрд сумов — уплачивают налог в сроки представления налоговой отчетности. Если доход за предыдущий налоговый период превышает 5 млрд сумов, то предприятие уплачивает ежемесячно авансовые платежи не позднее 23 числа.
При этом авансовые платежи исчисляют налоговые органы исходя из совокупного дохода за предыдущий отчетный период, а в первом квартале — исходя из текущих платежей за последний квартал предыдущего налогового периода. Справка по авансовым платежам не представляется.
Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 квартал 2020 года определяется и уплачивается следующим образом.
3.1. Предусматривается перевод отдельной категории физических лиц (индивидуальные предприниматели, ремесленники, члены субъекта семейного предпринимательства) на уплату налога на доходы физических лиц взамен уплаты фиксированного налога.
Одновременно предусматривается предоставление им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе.
3.2. Пересматривается порядок определения совокупного дохода физических лиц. Так, отдельные виды доходов физических лиц, в настоящее время включаемые в совокупный доход физического лица и впоследствии вычитаемые при определении налогооблагаемой базы (такие как пенсии, стипендии, социальные пособия, алименты и другие), с 1 января 2020 года не будут включаться в совокупный доход налогоплательщика.
Кроме того, предусматривается норма, что не рассматриваются в качестве доходов налогоплательщика доходы в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет физического лица денежных средств и (или) полной или частичной оплаты товаров и (или) услуг организациями, полученные в результате участия физического лица в программах лояльности указанных организаций.
3.3. Сохраняются ставки налога на доходы физических лиц, действовавшие в 2019 году:
- а) для физических лиц — резидентов:
- основная ставка налога на доходы физических лиц — в размере 12 процентов. Доходы в виде дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 5 процентов;
- б) для физических лиц — нерезидентов:
- дивиденды и проценты — 10%;
- доходы от предоставления транспортных услуг при международных перевозках (доходы от фрахта) — 6%;
- доходы, полученные по трудовым договорам (контрактам) и договорам гражданско-правового характера, другие доходы — 20%.
3.4. Предусматривается оптимизация отдельных льгот по налогу на доходы физических лиц путем:
- а) пересмотра порядка предоставления льгот в части средств, направляемых на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности по долгосрочному страхованию жизни, а также на погашение ипотечных кредитов и начисленных на них процентов (устанавливается предельный размер налогового вычета в течение налогового периода);
- б) распространения льготы в части средств, направляемых на оплату за обучение (свое или своих детей в возрасте до двадцати шести лет), также на оплату обучения за супруга (супруги) в возрасте до двадцати шести лет;
- в) отмены отдельных льгот в части освобождения от налогообложения:
- остающейся в распоряжении собственника частного предприятия, участника семейного предприятия и главы фермерского хозяйства суммы прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей;
- выходного пособия, выплачиваемого при прекращении трудового договора в пределах двенадцатикратного размера минимальной заработной платы;
- сумм доходов учредителей (участников) юридических лиц, направляемых добровольно ликвидируемому субъекту предпринимательства — юридическому лицу на исполнение его обязательств;
- доходов иностранных работников акционерных обществ, полученных от их деятельности в качестве управленческого персонала;
- г) упразднения льготы по освобождению от налогообложения физических лиц, имеющих лицензию на право осуществления концертно-зрелищной деятельности — по доходам, полученным от этой деятельности; а также состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем — по доходам, полученным ими от выполнения работ по заключенному с индивидуальным предпринимателем трудовому договору;
3.5. В связи с введением показателей базовой расчетной величины, применяемой при определении размеров налогов, и минимального размера оплаты труда, льготы, установленные в кратных размерах минимальной заработной платы, пересматриваются исходя из базовой расчетной величины и минимального размера оплаты труда соответственно.
3.6. В связи с переводом отдельной категории физических лиц на уплату налога на доходы физических лиц взамен фиксированного налога и предоставления им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе:
- предусматриваются особенности уплаты налога в фиксированном размере;
- детализируется порядок уплаты ими налога на основании декларации о совокупном годовом доходе (порядок представления предварительной декларации по аналогии с физическими лицами, получающими доходы от сдачи имущества в аренду).
3.7. Предусматривается унификация сроков представления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц и социальному налогу — ежемесячно, не позднее 15 числа.
При этом устанавливается порядок, в соответствии с которым уплата исчисленной суммы налога осуществляется налоговым агентом одновременно с выплатой доходов физическому лицу, но не позднее сроков представления налоговой отчетности.
3.8. Предусматривается самостоятельное представление налоговой отчетности и, соответственно, уплата исчисленных сумм налога филиалами и обособленными подразделениями с численностью работников более 25 человек — в отношении работников этих филиалов и обособленных подразделений, в налоговый орган по месту учета таких филиалов и обособленных подразделений.
Чем различаются налоги в РФ и Великобритании
Базовая ставка НДФЛ для резидентов Узбекистана – 12%. Этот налог платят не только граждане, осуществляющие наемный труд. 12% от своей прибыли государству также переводят индивидуальные предприниматели, члены семейного бизнеса, ремесленники. НДФЛ выплачивается из совокупности следующих доходов:
- заработная плата;
- материальная выгода;
- имущественные доходы.
По уровню безработицы Узбекистан находится на 105-ом месте в мире. Доля трудоспособного населения, которое не работает ни официально, ни по «серым» схемам, составляет 9%. Эти данные опубликовали в конце 2019 года. Ранее, в 2018, уровень безработицы был выше – 9,3% от трудоспособного населения.
Сейчас в Узбекистане 19 млн. трудоспособных человек. Из них 5,7 млн. работает в официальном секторе, 5,37 трудятся, но не отчисляют налоги государству. На бирже труда в ожидании вакансий стоит около 1,33 млн. человек. Почти всех, кто обращается в центры по трудоустройству, в итоге направляют на работу. Статистика за 2019 год:
- 356,9 тыс. граждан трудоустроено;
- 263,2 тыс. граждан направлено на общественные работы;
- 57,8 тыс. временно получают пособия вместо заработка;
- 36,7 тыс. человек проходят профессиональную переподготовку.
- Новости
- Экономика
- Политика
- Центральная Азия
- Общество
- Технологии
- Культура
- Аналитика
- Тренды
- Рынки
- Интервью
- Бизнес
- Журнал
- Мнения
- Мультимедиа
- Фотогалерея
- Видеогалерея
- Инфографика
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Ставка подоходного налога | 12 % | 2021 |
Юлий Юсупов: «Налоговой реформе быть, только бы опять не наломать дров»
- Шавкат Мирзиёев
- Ислам Каримов
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Шавкат Мирзиёев | 08.09.2016 — | 23.0000 | 23.0000 | 23.0000 | 23.0000 | 0.00% |
Ислам Каримов | 24.04.1990 — 02.08.2016 | 29.0000 | 23.0000 | 29.0000 | 22.0000 | -20.69% |
Что изменится в налогообложении в 2021 году
Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога.
Ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 289−1 — 289−3). При этом при исчислении акцизного налога при ввозе, до утверждения соответствующего решения Кабинета министров применяются коды ТН ВЭД, действующие в соответствии с постановлением президента от 29 июня 2018 года (ПП-3818).
При отсутствии в статьях 289−1 — 289−3 товарной позиции соответственно акцизный налог на отсутствующие товарные позиции не начисляется.
Отменен акцизный налог по 73 позициям, в том числе на электротехническую продукцию (холодильники, кондиционеры, стиральные машины), тракторы и полуприцепы, пищевую продукцию (маргарин, кондитерские и другие изделия)
При использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.
Не являются объектом налогообложения натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.
С 1 января имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации.
Стоимость амортизируемого актива относится к расходам через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.
Стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.
С 1 января при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.
Сохраняется исчисление авансовых платежей налоговыми органами на основе предыдущего отчетного периода.
Вместе с тем налогоплательщик вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Ранее эта норма была предусмотрена в указе президента от 3 апреля 2020 года (УП-5978).
Сохраняется порядок исчисления и уплаты социального налога, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году для юридических лиц, в размере 12%, а для бюджетных организаций — 25%.
Для следующей категории физических лиц предусмотрены:
1) уплата налога в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа производится:
а) на добровольной основе:
- самозанятыми гражданами;
- гражданами Узбекистана, работающими за границей по найму на основе трудового договора, а также гражданами, работающими в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Узбекистана.
б) в обязательном порядке:
- учениками школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения 25 лет;
- дехканскими хозяйствами, а также физическими лицами, занятыми в дехканском хозяйстве, на приусадебном земельном участке площадью не менее 4 соток или занимающимися выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данной площади. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает налог в обязательном порядке, а другие члены и указанные физические лица — на добровольной основе;
2) срок уплаты налога для данной категории физических лиц устанавливается до 1 декабря отчетного года. При этом размер налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты.
Для остальных физических лиц сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, действовавший в 2020 году.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.
Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:
- стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
- рынки и торговые комплексы.
Налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, снижается с 25% до 13%.
Для остальных категорий налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физлиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2018 году.
При этом в 2021 году для физлиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.
Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.
При этом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физлиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе. Подробнее.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения, в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.
При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).
Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозугодий, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.
Исчисление налога по землям сельскохозназначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.
К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.
Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов страны.
Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:
- Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;
- кенгаши районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом и кенгашами областей, а для Ташкента — к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.
При этом кенгаши районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах.
Налоговые ставки на 2021 год кенгаши районов и городов представляют до 31 декабря 2020 года в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.
Налоговые органы по месту нахождения земельного участка в течение 5 дней обязаны довести до сведения налогоплательщиков эти налоговые ставки для исчисления земельного налога с юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения.
При этом, юридические лица налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения за 2021 год представляют в налоговые органы до 10 января 2021 года.
В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30%.
В Налоговый кодекс переносятся также отдельные нормы, связанные с применением налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.
Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:
- санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;
- местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.
При этом Жокаргы Кенесу и кенгашам областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.
С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.
В случае, если система водосберегающих технологий орошения будет не пригодна к использованию или демонтирована в течение пяти лет с начала месяца, в котором она была внедрена, действие налоговой льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога за весь период применения налоговой льготы.
11.1. Сохраняется размер сбора за реализуемые в розничной торговле ювелирные изделия из золота в размере 1 000 (одна тысяча) сумов за 1 грамм.
11.2. Отменяется с 1 января 2021 года для всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, проведение ежегодной обязательной переоценки основных фондов.
11.3. Продлен срок применения нулевой ставки таможенной пошлины при ввозе на территорию страны 20 видов товаров (за исключением белого и прочего сахара).
«Spot»
- #налоги
- #налоги 2021
Какие изменения ожидаются в Узбекистане с 1 февраля 2021 года?
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения (статья 209 НК РФ) признаётся доход, полученный налогоплательщиками:
от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы (статья 210 НК РФ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговый период регламентируется статьёй 216 НК РФ и составляет календарный год. Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
Основная налоговая ставка — 13 %. Применяется в том числе для доходов:
от занятия преподавательской деятельностью и проведения консультаций;
от продажи или сдачи в аренду транспортного средства;
от продажи или сдачи в аренду недвижимости;
от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов;
от выигрышей в лотерею и т. д.
Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам:
35 %: в случае если
стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, более 4000 рублей;
процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 пунктов, по рублёвым вкладам и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заёмных (кредитных) средств в части превышения определённой суммы[8], за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитами, фактически израсходованными на новое строительство либо на приобретение жилого дома, квартиры или долей.
9 %:
получение дивидендов до 2015 года;
получение процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;
получение доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.
15 %:
для нерезидентов в отношении дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.
30 %:
относится к налоговым нерезидентам Российской Федерации.
Юрист и депутат Вячеслав Марков объяснял ставку налога следующим образом:
— Вы можете установить любую ставку, но люди не заплатят больше того, что они готовы заплатить. Первый вопрос: откуда взялась цифра 13 %? Что это? Кому-то понравилась цифра тринадцать? — Нет! — 12 % подоходного налога плюс 1 % пенсионного фонда, это то, что было эффективной ставкой собираемости, то есть эту ставку установили, как ту, что люди платили — исключительно на основе обобщений.
— Дебаты Вячеслава Маркова и Владимира Жириновского в 2011, Россия-24.
В тот период похожей концепции придерживался и министр финансов Антон Силуанов, он считал, что в России 2010-х годов не имеет смысла поднимать ставку НДФЛ выше 13 %, так как состоятельные граждане найдут способы ухода от дополнительных налогов, например, они могут вывести деньги из страны.
За введение с 1 января 2001 года вместо прогрессивной плоской шкалы подоходного налога голосовали фракции: Единство, ЛДПР, Отечество — Вся Россия, Союз правых сил, КПРФ, Яблоко и группы: Регионы России, Народный депутат, Агропромышленная депутатская группа.
В феврале 2019 года президент России Владимир Путин распорядился освободить от уплаты НДФЛ участников программ «Земский доктор» и «Земский учитель».
Облагаемый доход | Ставка налога |
до шестикратного размера минимальной заработной платы | 11 процентов от суммы дохода |
от шести (+1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы | налог с шестикратного + 17 процентов с суммы, превышающей шестикратный размер минимальной заработной платы |
от десятикратного (+1 сум) размера минимальной заработной платы и выше | налог с десятикратного + 22 процента с суммы, превышающей десятикратный размер минимальной заработной платы |
Повышенный подоходный для резидентов ПВТ
Стратегическая сессия по развитию сельскохозяйственной кооперации стартовала в регионе. Поделиться своим опытом на остров прилетели эксперты из Республики Татарстан. Специалисты встретились с …
КГД МФ РК разрешил не выписывать ЭСФ при розничной реализации импортированных товаров до момента принятия поправок.
Подводя итог, помимо подоходного налога раньше работник выплачивал из своей зарплаты 10.5% социального (6%) и медицинского (4,5%) страхования, а работодатель, в свою очередь, оплачивал ещё 4,5% медицинского страхования. НДФЛ уплачивался налоговым агентом одновременно с представлением документов в обслуживающий банк для получения денежных средств. С 2019 года срок уплаты ограничивается сроком представления расчета.
Какие ФНО планируется обновить с января 2021 г. Коснется ли изменение форм отчетности предпринимателей на СНР.
Узбекистан вводит новые налоговые правила для малого бизнеса
Как мы уже сказали, ставка НДС с января 2023 г. составит 12%. Если вы планируете открыть фирму в Узбекистане, то стоит также учесть, что вступит в силу 4-процентная ставка налога с оборота для микропредприятий, который в этом режиме заменяет КПН и НДС. При этом сохранятся действующие налоговые ставки 1% и 2% для отдаленных регионов и определенных категорий. Примите во внимание, что ранее ставка налога для МСП колебалась от 4% до 25% – в зависимости от организационно-правовой формы субъекта и направлений деятельности.
Дополнительный упрощенный налоговый режим доступен для всех юрлиц, годовой оборот которых менее 1 млрд сумов (налог будет снижен в 2 раза). Малый бизнес в Узбекистане, который впоследствии будет переведен в категорию среднего бизнеса, будет уплачивать налог с 50% скидкой в течение 2 лет.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ/подоходный)
1 | ПФР обяжут предоставлять налоговым органам сведения:
Цель – для автоматизации контроля за правомерностью предоставления имущественных налоговых вычетов. |
2 | Увеличат предельный возраст детей налогоплательщика до 24 лет для социального налогового вычета – в сумме расходов на оплату медицинских услуг и приобретение лекарств для детей, обучающихся по очной форме. |
3 | Предоставят право на стандартный вычет, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или подопечные, признанные недееспособными |
4 | ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) обяжут передавать в налоговые органы информацию о выплаченных вкладчикам процентах в случае ликвидации банка или при удовлетворении требований вкладчиков к банку в ходе конкурсного производства.
Причина – отсутствие возможности передачи таких сведений самими банками. |
5 | При продаже семьями с детьми жилого помещения, приобретенного с использованием средств государственной поддержки, предоставят право при определении налоговой базы учета понесённых одним или несколькими членами семьи расходов на его покупку пропорционально доле каждого члена семьи в собственности на указанное помещение.
Право на учет указанных расходов будет, если законодательством, в т. ч. региональным, в качестве условия предоставления господдержки определено выделение долей членам семьи. В частности, детям. |
6 | Букмекерские конторы и тотализаторы наделят функциями налоговых агентов при выплате выигрышей до 15 000 рублей |
7 | Возможность уменьшения налогооблагаемого дохода распространят на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением имущественных прав.
Это вместо получения имущественного вычета (в пределах полученного дохода от продажи соответствующих прав). |
8 | Для освобождения от НДФЛ установят предельные величины (нормативы) компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного:
|
9 | Установят право налогоплательщика при продаже доли в уставном капитале общества, при выходе из состава участников, при получении имущества (имущественных прав) в случае ликвидации организации на уменьшение в целях налогообложения:
|
10 | Закрепят особенности налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами |
11 | В налоговом законодательстве закрепят особенности налогообложения вознаграждений при исполнении трудовых обязанностей дистанционно за пределами РФ.
Выплачиваемые российскими организациями-работодателями вознаграждения за исполнение таких обязанностей отнесут в целях налогообложения к доходам от источников в России. |
12 | Иностранных юрлиц наделят функциями налоговых агентов по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых физлицам, выполняющим работы и услуги на территории РФ, в т. ч. в области IT через Интернет. |
Налоги юридических лиц в узбекистане
В вышеуказанном законе утверждены ставки земельного налога с юридических и физических лиц.
В документе говорится, что к ставкам, приведенным в таблицах 2 и 3, в зависимости от местоположения земельных участков, применяются коэффициенты:
— в радиусе 20 км от города Ташкента — 1,30;
— в радиусе 15 км от столицы Республики Каракалпакстан и областных центров -1,20;
— в радиусе 10 км от районных центров – 1,15;
— в радиусе 5 км от других городов – 1,10.
Расстояние до земельных участков определяется от административных границ городов и районных центров по автомобильным дорогам. В случаях, когда земельный участок находится вблизи двух городов, применяется коэффициент, соответствующий более высокому функциональному назначению города.
При исчислении земельного налога, взимаемого с дехканских хозяйств, к ставкам, приведенным в таблице 3 в зависимости от качества земель, применяются коэффициенты: при бонитете почв до 40 баллов – 0,75, от 41 до 70 баллов – 1,0 и свыше 70 – 1,25.
Применение коэффициентов, указанных в пунктах 1 и 2, осуществляется на основании информации органов, осуществляющих государственную регистрацию права на земельные участки.
Кроме того, за земли, занятые под рудниками и карьерами, расположенными в административных границах городов и поселков, налог уплачивается с применением коэффициента 0,1 к ставкам, приведенным в таблице 1 для соответствующих зон.
За земельные участки, предоставленные физическим лицам для предпринимательской деятельности, налог взимается по ставкам, утвержденным для юридических лиц. При этом за земельные участки, занятые коллективными и индивидуальными гаражами, с физических лиц налог взимается по ставкам, утвержденным для земель индивидуального жилищного хозяйства.