О классификаторах в области государственных закупок
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О классификаторах в области государственных закупок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.
КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.
Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.
Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).
Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ минимальное значение по диагонали монитора установлено «42 дюйма».
Довод жалобы: Заказчик в документации о закупке указал несоответствующий предмету закупки код ОКПД2 31.09.14.190 «Мебель из прочих материалов, включая тростник, лозу или бамбук», так как в описание объекта закупки не установлено требование об использовании тростника, лозы или бамбука. Данный код не подпадает по действие ПП РФ от 05.09.2017 №1072. Следовательно, требование ст. 14 Закона о контрактной системе не применяется.
Вывод комиссии: объектом закупки являются театральные кресла для зрительного зала. В соответствии с планом-графиком Заказчиком планировалось проведение закупки на поставку театральных кресел для зрительного зала МБУ «Дворец культуры городского округа Кохма» с ИКЗ 183371101244037320100100030013109000. В извещении о проведении закупки указан код ОКПД2: 31.09.14.190.
В разделе III «Спецификация» документации о закупке не указано, что требуемый к поставке товар изготовлен из пластмасс или прочих материалов (тростника, лозы или бамбука). группировка ОКВЭД2 31.09 не содержит описанный в документации о закупке объект закупки. В разделе III «Спецификация» документации о закупке содержится указание на то, что поставляемые кресла имеют металлический каркас.
ОКВЭД2 31.01 «Производство мебели для офисов и предприятий торговли», включающий в себя, в том числе производство стульев и сидений для театров, кинотеатров и прочих зрелищных заведений и ОКПД2 31.01.11.150 «Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом» в большей мере описывают объект закупки.
Заказчиком был выбран ОКПД2, несоответствующий объекту закупки, в связи с чем, в действиях Заказчика Комиссией Ивановского УФАС России установлено нарушение ч. 2 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Для чего нужен классификатор ОКПД 2
Категорий и форм производимой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ настолько много, что запутаться в обозначениях проще простого. Чтобы избежать путаницы в реализуемых и производимых позициях товаров, работ или услуг, и был разработан специализированный кодификатор.
ОКПД 2 расшифровывается как Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. Классификатор помогает определить, какие виды товаров, работ или услуг может реализовывать коммерсант, занимаясь конкретным видом деятельности. Актуальный ОКПД 2 2020 с расшифровкой по видам деятельности применяется в следующих целях:
- в законотворческой деятельности государства: классификатор применяется для введения актуальных НПА, например льгот по налогообложению;
- на этапе создания экономического субъекта: бизнесмен определяет вид деятельности, который будет приносить ему прибыль;
- на этапе планирования и бюджетирования: созданная организация определяет режим налогообложения, в соответствии с выбранными видами деятельности и реализуемым категориям продукции, работ или услуг;
- в жизнедеятельности экономического субъекта: при разработке БСО и отдельных видов первичной документации;
- при составлении отчетности: коды широко используются в ряде статистических форм и отчетов.
Наряду с ОКВЭД, классификатор ОКПД применяется экономическими субъектами практически на всех этапах своей деятельности. К тому же обновленный код стал популярен при изменении законодательства в сфере закупочной деятельности. Теперь заказчики составляют техническую документацию к закупке в строгом соответствии с ОКПД 2. Также код используют исполнители и участники закупок. Например, в поиске лотов и заказов по шифрам, соответствующим их роду деятельности.
Сам классификатор представляет собой специфический шифр, который состоит из совокупности символов. Минимальное значение символов в коде — 2 — «ХХ». А максимальное число символов — 9 — «ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ». Значение кодов определяется от общего (обобщенный показатель группы) к более узкой детализации информации.
Структура кода определяется так:
ХХ |
Класс |
---|---|
ХХ.Х |
Подкласс |
ХХ.ХХ |
Группа |
ХХ.ХХ.Х |
Подгруппа |
ХХ.ХХ.ХХ |
Вид |
ХХ.ХХ.ХХ.ХХ |
Категория |
ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ |
Подкатегория |
Правила применения КТРУ
Согласно действующему законодательству, обязанность по обращению к каталогу КТРУ возникает только на этапе осуществления закупок. До 2020 года его применяли также и при их планировании (составлении план-графиков).
Заказчик обязан применять данные КТРУ при формировании заявки и осуществления закупки в части:
- наименования;
- единицы измерения;
- описания,
Справочник окпд 2 и ктру на 2021 год — поиск по коду и названию — контур.снаб
- A
Продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства - B
Продукция горнодобывающих производств - C
Продукция обрабатывающих производств - D
Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха - E
Водоснабжение; водоотведение, услуги по удалению и рекультивации отходов - F
Сооружения и строительные работы - G
Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов - H
Услуги транспорта и складского хозяйства - I
Услуги гостиничного хозяйства и общественного питания - J
Услуги в области информации и связи - K
Услуги финансовые и страховые - L
Услуги, связанные с недвижимым имуществом - M
Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью - N
Услуги административные и вспомогательные - O
Услуги в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности; услуги по обязательному социальному обеспечению - P
Услуги в области образования - Q
Услуги в области здравоохранения и социальные услуги - R
Услуги в области искусства, развлечений, отдыха и спорта - S
Услуги общественных организаций; прочие услуги для населения - T
Товары и услуги различные, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления, включая услуги работодателя для домашнего персонала - U
Услуги, предоставляемые экстерриториальными организациями и органами
Использование каталога
В случаях, когда заказчики по тем или иным причинам называют приобретаемые товары, услуги или работу чересчур неконкретно, дезориентируя поставщиков, а то и вводя их в заблуждение, на помощь приходит каталог в ЕИС.
Его использование позволяет поставить барьер на пути возможных некорректных действий со стороны заказчиков или поставщиков. Одновременно официально оформленный КТРУ ЕИС даёт возможность избежать недоразумений при добросовестном заблуждении одной из сторон осуществляемых операций.
Точность характеристик, даваемых объектам, которые присутствуют в КТРУ для госзакупки или для приобретения их в коммунальных целях, не позволяет ни одной из сторон необоснованно завышать или занижать требования к этим объектам. Кроме того, специализированный официальный информационный справочник, чем, по сути, является каталог в ЕИС, может и должен выступать критерием обоснованности цен, устанавливаемых при осуществлении закупок.
Взятые из каталога сведения заказчики при формировании техзаданий должны вносить в них начиная с даты, указанной в КТРУ. Преимущественно она наступает спустя месяц после включения данных в перечень.
Во многих статьях в сети Интернет пишут «ИКЗ формируется Заказчиком!». И вот сидит малоопытный заказчик и думает «Как же сформировать этого зверя из 36 знаков?!?» Да, по сути авторы статей правы — ИКЗ формируется Заказчиком самостоятельно, НО делается это автоматически при формировании Плана закупок и План-графика закупок.
Первоначальное формирование ИКЗ происходит в системе Электронный бюджет при подготовке Предложений на закупку и КБК на закупки. Уже там мы формируем План закупок и там появляются первые ИКЗ. И затем, при выгрузке в ЕИС и формировании Плана-графика, у каждой процедуры закупки, которую мы относим во вкладку Позиции Плана-графика появляется свой ИКЗ. Его-то и необходимо указывать в документации о закупке.
Ещё раз: ИКЗ в Плане закупок и Плане-графике отличаются. В документации о закупке мы указываем ИКЗ из Плана-графика закупок.
Объекты классификации
ОКПД 2 предназначен для классификации производимой в РФ продукции, а также осуществляемых работ и услуг в интересах государственной статистики.
Задачами ОКПД 2 являются:
- создание информационной базы для последующей разработки правовых актов, относящихся к сфере государственного регулирования конкретных видов хозяйственной и предпринимательской деятельности;
- выявление потребностей населения в том или ином виде продукции;
- разработка планов по размещению государственных заказов на продукцию и услуги;
- налоговая статистика;
- учет и систематизация основных фондов;
- анализ соответствия продукции.
КТРУ, лоты, закупка систем (комплексов)
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.
Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.
Инструкция: как работать с каталогом КТРУ
Каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) включает в себя перечень товаров, работ, услуг, который сформирован на основе Общероссийского классификатора ОКПД2. Данный код соответствует коду ОКПД2 в формате ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ (первые 9 разрядов). Последние 5 разрядов представляют собой порядковый номер позиции каталога ОКПД2. Таким образом, код из КТРУ включает в себя код ОКПД2, но не идентичен ему.
Код КТРУ представляет собой 21-значный код, состоящий из следующих разрядов:
разряды 1-9 – значения, соответствующие ОКПД2;
разряды 10-15 — это разряды, обозначающие порядковые номера ассортимента (если объект закупки не имеет разновидностей, то будет нулевое значение);
разряд 16 — вид закупаемого объекта (1 — товары; 2 — работы; 3 – услуги);
разряды 17-21 — номер по порядку из перечня ОКПД2.
Использование кода КТРУ является обязательным. Он применяется он в плане закупок, плане-графике, извещении, закупочной документации и прочих документах.
В случае, если для объекта закупки отсутствует код КТРУ, то описание составляется на основании статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ, а кодом выступает показатель из классификатора ОКПД2.
При выборе наименования объекта закупки из КТРУ часто отсутствует его код, соответствующий необходимых характеристикам. Для выбора нужного кода нужно совершить следующую последовательность действий.
Для выбора кода ОКПД2 необходимо перейти в диалоговое окно «Выбор позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и нажать на ссылку «Выберите наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, соответствующее КТРУ». Далее перейти в раздел расширенного поиска по характеристикам объекта закупки и выбрать уточненные характеристики (для этого достаточно найти позицию в каталоге и использовать появившуюся информацию). После этого во вкладке «Позиции КТРУ» должен появиться нужный код.
КТРУ — каталог объектов закупки в ЕИС
- п.8. Правил использования ПП 145 при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких ТРУ, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями в отношении каждого такого ТРУ, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
- п.9. Правил использования ПП 145при осуществлении закупки, предусмотренной планом-графиком закупок, который утвержден до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, заказчик вправе руководствоваться п.7 Правил использования ПП 145.
В случае внесения изменений в план-график закупок в части закупки, в отношении объекта которой наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация в плане – графике закупок, форме обоснования закупок по такой закупке указывается согласно соответствующей позиции каталога.
Номенклатура чека изменится с 2021 года
В аукционной документации «Описание объекта закупки» установлен код — 23.20.15.240, который отсутствует в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
В действиях заказчика нарушение части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе, в части установления в извещении и документации аукциона противоречивой информации относительно наименования объекта закупки в соответствии с кодом ОКПД2.
Дополнительные характеристики на закупаемый товар введены заказчиком с учетом требований ГУЗ УОКБ, национальных рекомендаций по эндоваскулярной хирургии, а также рандомизированных исследований с конечной точки. Технические характеристики объекта закупки были разработаны заказчиком путем усреднения показателей нескольких производителей. При формировании технического задания заказчик исходит из собственных нужд, практики применения товара и руководствуется приоритетом жизни и здоровья граждан.
- СОГЛАСИЕ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ДЕКЛАРАЦИИ
- КОНКРЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТОВАРА ПРИ ЗАКУПКЕ РАБОТ И УСЛУГ
- ЗАКУПКА УСЛУГ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ И ЗАКУПКА УСЛУГ ПО АРЕНДЕ АВТОМОБИЛЕЙ С ВОДИТЕЛЕМ
- ОГРАНИЧЕНИЯ ДОПУСКА ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА
- ЗАКУПКА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
- ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПКИ МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ ПО 44-ФЗ. ПАМЯТКА КУ
- Минимальная доля закупок российских товаров по 44-ФЗ
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК, ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ
- ПОСТАВКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
- Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства
Расшифровка кодов ОКВЭД
Общероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности 2023 года содержит большое количество кодов, но ориентироваться в классификаторе не составит вам затруднений, т.к. навигация проста и понятна. В классификаторе содержится 21 раздел, разделы в свою очередь делятся на 88 классов, в которых содержится подробное описание и расшифровка каждого кода и вида деятельности, что позволит вам безошибочно их подобрать.