Чем отличаются налоговое и валютное резидентство
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличаются налоговое и валютное резидентство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Каков порядок определения времени пребывания в РФ?
Чтобы определить статус работника (резидент или нерезидент), необходимо:
1) отсчитать от даты получения дохода 12 месяцев, так как налоговый статус физического лица – получателя дохода определяется налоговым агентом, от которого физическое лицо получает соответствующий доход, на каждую дату его выплаты;
Обратите внимание :
Отсчитанные 12 месяцев являются расчетным периодом. Он может совпадать с календарным годом или приходиться на разные годы, то есть начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году. Главное, чтобы 12 месяцев шли последовательно друг за другом. Например, расчетным периодом может быть период с 05.06.2017 по 04.06.2018.
2) посчитать количество дней, когда физическое лицо находилось на территории РФ в течение предыдущих 12 месяцев. Время нахождения на территории РФ рассчитывается в календарных днях. Необязательно, чтобы эти дни непрерывно следовали друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда оно находилось на территории РФ. Таким образом, в расчет времени нахождения лица на территории РФ включаются:
-
дни приезда лица в РФ и дни его отъезда из РФ (письма Минфина РФ от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, ФНС РФ от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@);
-
время, когда человек находился за границей для краткосрочного лечения или обучения. Под краткосрочным понимается лечение (обучение) за границей менее шести месяцев. Ограничения по возрасту, видам учебных заведений, лечебных учреждений, заболеваний, перечню зарубежных стран отсутствуют.
Момент, когда сотрудник становится нерезидентом
Сотрудник становится нерезидентом в день, когда общий срок его нахождения за пределами РФ за последние 12 месяцев составляет 183 дня. Этот срок считается в паспорте по датам в штампах пограничной службы. Дни выбытия и прибытия в Россию в период нахождения за границей не включаются.
К примеру, сотрудник первый раз выехал из РФ 31.03.2022 г. и больше не возвращался. Соответственно, срок его нахождения за пределами России отсчитывается с 01.04.2022 г. Период в 183 дня заканчивается 01.10.2022 г. — именно в эту дату сотрудник становится нерезидентом.
Однако важно другое — для налоговых последствий имеет значение не конкретный день становления нерезидентом, а год, в котором данное событие случилось. ФНС говорит о том, что окончательный налоговый статус налогоплательщика, который определяет налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по его итогам (Письмо Департамента налоговой политики Минфина от 04.08.2022 г. № 03-04-05/75657).
Соответственно, для ИФН не имеет значения, когда сотрудник стал нерезидентом. Важен его статус на 31 декабря, поскольку в эту дату заканчивается налоговый период по НДФЛ. Если на 31.12.2022 г. у сотрудника статус — нерезидент, он является таковым для всего 2022 г., и даже для времени, когда он фактически находился в России.
Это означает, что у сотрудника возникнет задолженность по НДФЛ за прошлый период, поскольку налог был уплачен по ставке 13% как с доходов резидента, а должен был платиться по ставка 30% как с доходов нерезидента. Соответственно, работодатель обязан пересчитать НДФЛ и удержать задолженность.
Ответственность за неправильное начисление налогов нерезиденту
Вполне возможно, что ИФНС не узнает о том, что работник стал нерезидентом РФ. Однако этот момент может обнаружиться, если налоговики придут к работодателю с выездной проверкой, а размер заниженного НДФЛ будет существенным. Налоговая инспекция не будет разбираться, знал ли работодатель о налоговом статусе работника или не знал — штрафные санкции все равно к нему применят.
В такой ситуации ИФНС посчитает нарушение как неправомерное неполное удержание НДФЛ. Ответственность за это:
- доначисление НДФЛ и взыскание его с работодателя (п. 9 ст. 226 НК);
- начисление пени (п. 5 ст. 75 НК);
- взыскание штрафа в размере 20% от суммы неудержанного НДФЛ (ст. 123 НК).
Судебная практика по поводу наказания работодателя за занижение ставки НДФЛ по сотруднику-нерезиденту не так уж обширна. Однако, к примеру, есть Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда № А42-3434/2020 от 25.03.2022 г. В нем указано, что работодателя наказали на 4,2 млн. руб. именно за занижение ставки по нерезиденту.
ИФНС г. Мурманск проводила выездную проверку по компании и обнаружила, что бухгалтер занизил ставку НДФЛ по заместителю генерального директора. Для доказательства данного факта налоговики запросили:
- справки от УМВД и УФСБ, в которых было указано, что работник был в России в течение всего года только 46 дней;
- письма управляющих компаний по месту проживания сотрудника с просьбами пересчитать коммунальные платежи в связи с его отсутствием по месту регистрации из-за регистрации в г. Ориуэла Королевства Испания.
Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия
Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»
Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:
— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Налоговый резидент
Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.
В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.
Такими документами могут являться:
— проездные документы о въезде и выезде из РФ;
— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.
В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:
В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.
Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.
Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).
Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.
Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.
Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.
Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.
Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.
То есть — опять ничего страшного.
Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.
Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.
Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.
Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.
Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.
Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.
А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.
Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.
Но!
Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:
- По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
- РФР
- Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
- При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).
А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.
Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не
Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.
Можно ли делать налоговые вычеты нерезидентам
Любые вычеты по закону положены только резидентам РФ. Если Марат утратил этот статус для 2022 года, то и по расходам в этом году вычеты ему не положены. Если на 31.12.2022 вдруг окажется, что работник — нерезидент, но уже успел возместить часть подоходного через бухгалтерию, деньги придётся вернуть в бюджет.
В то же время с вычетами есть пара нюансов.
Для социальных, стандартных и профессиональных вычетов: право на них привязано к году, в котором человек понёс расходы. Допустим, Марат потратил деньги на обучение в 2021 году — для этого года он навсегда резидент. А значит, и право на вычет по расходам в 2021 году у него никто не отберёт.
Во-вторых, вычет можно заявить в течение трёх лет. То есть по расходам в 2021 году можно сэкономить на налогах и в 2022-м, и в 2023-м. И неважно, какой у Марата налоговый статус в том году, в котором он попросил вычет.
Правда, у работодателя можно оформить только вычет за текущий год, для прошлых лет нужно готовить 3-НДФЛ и запрашивать возмещение НДФЛ через налоговую.
Для имущественных вычетов важен налоговый статус в году, когда заявлен вычет, а не когда были расходы. Допустим, Марат купил квартиру в 2021 году, но право на вычет не использовал. В 2022 году он уехал жить в Казахстан и стал нерезидентом — заявить право на вычет теперь нельзя.
Если в январе 2023-го Марат вернётся в РФ и до июля не уедет, то снова станет резидентом и сможет оформить имущественный вычет за 2021 год. Даже через работодателя.
(№ 10) Участник общества с ограниченной ответственностью (ООО) утратил налоговое резиденство РФ — последствия
Если физическое лицо, приобрело статус налогового резидента в иностранной юрисдикции, после утраты налогового резиденства РФ, то в таком случае его ООО в РФ вполне может стать КИК в иностранной юрисдикции, с обязанностью платить налоги с прибыли организации по правилам юрисдикции где было приобретено налоговое резиденство, советую на этот момент обратить максимум внимания.
Основное последствие, утраты налогового резиденства РФ, для участника ООО, это уплата повышенного НДФЛ с дивидендов с 13% до 15%, но есть ситуации, при которых можно снизить налог у источника, применив положения соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) иностранной юрисдикции с РФ (если оно есть) где участник ООО в РФ является налоговым резидентом. |
Основная информация о статусах
Многие путают определение гражданина страны и её резидента. Точнее, люди полагают, что эти слова тождественны и являются синонимами. Это неверное суждение. Человек может быть российским гражданином и при этом её резидентом не являться, как и в другой комбинации — «резидент без гражданства». Разберёмся подробнее.
В 207-ой статье налогового свода законов РФ упоминается, статус «резидент страны» доступен людям, проживающим здесь не менее, чем 183 дня в течении двенадцати подряд идущих месяцев. Важно понимать, что эти двенадцать месяцев – не обязательно календарный год, так как отсчёт может идти с апреля одного года по апрель следующего, к примеру. Граждане, отправляющиеся заграницу на краткие периоды времени, статуса не лишаются. Максимум для непрерывного отсутствия в стране – шесть месяцев, да и то исключительно по вопросам обучения или лечения. Также полгода могут отсутствовать работники морских месторождений, добывающие углеводородное сырьё.
Нюансы определения срока нахождения в РФ
Чтобы определить, иностранец с РВП или ВНЖ это резидент или нерезидент РФ, необходимо правильно посчитать суммарное количество дней пребывания в стране за отчетный период.
Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то за дату, с которой ведется обратный отсчет 12-месячного периода, принимается дата выплаты дохода (п. 2 ст. 207, ст. 223 и п. 4 ст. 226 Налогового кодекса, письмо Минфина №03-04-06/6-122 от 25.05.2011).
При самостоятельной подаче декларации и уплате НДФЛ с дохода датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 Налогового кодекса, письмо Минфина №03-04-05/6-293 от 25.04.2011).
При определении налогового статуса учитываются все дни, когда лицо находилось в стране, в том числе дни приезда и отъезда (письмо Минфина №03-04-05/6-157 от 21 марта 2011 г.).
П. 2 ст. 207 НК РФ позволяет не исключать из расчетного срока зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения или работы на морских месторождениях углеводородного сырья, если цель такой поездки подтверждена документально.
В законодательстве нет точного перечня документов, по которым устанавливается количество дней нахождения в стране. Это могут быть:
- отметки российской пограничной службы в загранпаспорте или миграционной карте;
- квитанции о проживании в гостинице;
- справки с места работы или учебы;
- другие документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране.
Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств — участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются (письмо Минфина №03-04-05/6-557 от 26 апреля 2012 г.), так же как и документы с отметкой о регистрации по месту жительства (письма Минфина №03-04-05/69536 от 13.01.2015, ФНС №АС-3-3/1855 от 25.05.2011), т. к. они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в стране.
В налоговом кодексе содержится ряд отличий в налогообложении прибыли резидентов и нерезидентов. Для них установлены разные перечни доходов, которые будут облагаться НДФЛ. Говоря о нерезидентах, они платят налог только с того дохода, которой получен в результате работы в России. Когда происходит исчисление НДФЛ для обеих категорий, ставка применяется разная.
Доходы резидентов облагаются по ставке 13%, нерезидентов – 30%. Прибыль в качестве материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по взятым займам, у резидента облагается налогом по ставке 35%, у нерезидента – 30%.
Существует еще одно отличие, которое заключается в том, что гражданин РФ, являющийся резидентом, имеет право на налоговые вычеты по НДФЛ. У нерезидента такой возможности нет.
Резидентство – что это такое
В широком смысле под резидентством юридического лица понимается его принадлежность к налоговой системе определенного государства, пребывание на учете и выплачивание налогов. Режим «налогового резидентства» юридических лиц в Налоговом кодексе РФ был введен в 2014 году с принятием 24 декабря закона № 376-ФЗ .
Согласно российскому законодательству (ст. 246.2 НК РФ), налоговые резиденты РФ – это компании:
- российские (зарегистрированные в России российскими гражданами в соответствии с российскими законами);
- иностранные, которые признаны резидентами в соответствии с международными договорами (РФ заключила более 100 подобных договоров);
- иностранные компании, которые управляются с территории России.
В мировой практике существует несколько критериев определения резидентства юридического лица:
- место регистрации компании или фирмы (независимо от того, где она осуществляет свою деятельность);
- местонахождение органа реального управления юридическим лицом (совета директоров, главного офиса, центральной бухгалтерии);
- место деятельности.
Компания-нерезидент – это юрлицо, которое:
- создано и зарегистрировано за пределами РФ согласно требованиям законодательства соответствующего иностранного государства, но чья деятельность распространяется на территорию России, в том числе через представительства и филиалы;
- имеет местонахождение за границей.
Резиденты и нерезиденты страны
Кто такие резиденты и нерезиденты для банка? Данный вопрос очень актуален, так как находится на слуху в банковских кругах. Многие ошибочно полагают, что резидент – это тот, кто является гражданином страны, тогда как нерезидент – это гость государства.
Однако, не все так просто, так как, например, в рамках России данное понятие в разных краях также имеет различное понятие. Это особенно имеет место быть при выполнении налогового контроля или валютного.
Фишка в том, что в России гражданин страны может быть нерезидентом по нормам валютного контроля, и резидентом по налоговом контроле. Как? Попробуем объяснить.
Нормативно-правовая база
Детальное определение дается в ФЗ №173 от 10 марта 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с данной нормой, резиденты – это:
- физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением лиц, живущих на постоянной основе в другой стране;
- иностранцы и лица, не имеющие конкретного гражданства, постоянно находящиеся на территории страны на основании вида на жительство;
- организации, которые прошли официальную процедуру государственной регистрации в соответствии с законами РФ;
- филиалы, подразделения, официальные представительства юридических лиц, созданные на территории российского государства, находящиеся в подчинении его законов;
- представительства (дипломатические), консульские организации, расположенные территориально за пределами страны;
- субъекты РФ, муниципальные структуры, состоящие в отношениях, регламентируемых ФЗ №173 и иными аналогичными нормативно-правовыми актами.
В п. 7 ст. 1 ФЗ №173 указано, что нерезиденты РФ – это:
- граждане, которые не относятся к первой категории;
- компании и их филиалы, создание которых на территории РФ происходило согласно законам других стран;
- фирмы, не являющиеся ЮЛ, созданные по законам других стран, расположенные за их пределами;
- дипломатические структуры и консульства иностранных держав, получившие аккредитацию в РФ (а также их официальные представительства);
- компании межгосударственного и межправительственного уровня;
- обособленные подразделения, относящиеся к нерезидентам.
В целях определения НДФЛ физические лица подразделяются на резидентов и нерезидентов (гл. 23 НК РФ). В качестве резидента выступает человек, который пребывал на территории РФ от 183 календарных дней на протяжении 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата выплаты дохода. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.
Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года.