Как правильно перевыставлять коммунальные услуги арендаторам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно перевыставлять коммунальные услуги арендаторам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сумма компенсации расходов на ЖКХ в рамках бухучета не признается доходами организации. Объясняется это тем, что поступление этих средств в бюджет арендодателя не приводит к экономическим выводам (пункт 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель – это лишь переходное звено между арендатором и организациями, предоставляющими коммунальные услуги.
Если арендодатель – физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя
Как мы отметили выше, при возмещении арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг некоторые налоговые «потери» в цепочке «поставщик коммунальных ресурсов (услуг) – арендодатель – арендатор» могут возникнуть и в случаях, когда арендодателем является физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя.
Возмещение арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг, которая не зависит от их фактического использования (потребления) и фактического использования арендуемого объекта (т.е. это коммунальные ресурсы и услуги без фиксирования по приборам учета (счетчикам)), влечет возникновение у физического лица (арендодателя) облагаемого НДФЛ дохода (см.: Письма Минфина России от 29.04.2019 № 03-04-07/31733, от 23.03.2018 № 03-04-05/18556, от 12.11.2013 № 03-04-06/48313, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17011, от 17.04.2013 № 03-04-06/12985, от 07.09.2012 № 03-04-06/8-272, от 03.05.2012 № 03-04-05/3-587, от 16.12.2011 № 03-04-05/3-1050, от 24.12.2008 № 03-04-05-01/470, от 05.12.2008 № 03-11-04/2/191, от 09.07.2007 № 03-04-06-01/220, от 11.07.2008 № 03-04-06-01/194, от 14.11.2007 № 03-04-05-01/366 и др.). Но оплату коммунальных ресурсов (услуг) их поставщику физическое лицо (арендодатель) без статуса индивидуального предпринимателя не может учесть при определении налоговой базы по НДФЛ (поскольку гл. 23 НК РФ этого не предусматривает). Появляются налоговые «потери».
Соответственно, возникает вопрос: применим ли рассмотренный выше вариант с агентским договором в ситуации, когда арендодателем является физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя?
На первый взгляд, принципиальной разницы с арендодателем на УСН нет и, соответственно, вроде бы можно и в указанной ситуации использовать вариант с агентским договором (при котором получаемые и ретранслируемые агентом от принципала денежные средства в счет оплаты коммунальных ресурсов (услуг) не являлись бы налогооблагаемым доходом агента, а доходом признавалось бы только агентское вознаграждение).
Немного о выгодах и недостатках
Фирма, которая впервые сталкивается с необходимостью аренды помещения для офиса, в любом случае будет рассматривать различные объекты нежилого фонда. Условия, по которым будут начисляться коммунальные платежи, напрямую зависят от требований, выдвигаемых владельцем этих помещений. Как показывает практика, лучше согласиться предложение, когда компания помимо арендной платы будет самостоятельно оплачивать выставляемые ей счета. В первую очередь, это выгодно тем, что организация сможет единолично предполагать, сколько денег у нее потратится на электричество, воду и отопление. В связи с этим появляется возможность сэкономить, чего нельзя сказать о фиксированной ставке, назначаемой арендодателем. Такой формат взаимодействия исключает возможность платить меньше положенного, но при этом позволяет знать наверняка, сколько денег придется отдать в каждом последующем месяце. Более того, здесь невозможен «перелимит» израсходованных ресурсов, т.к. по условиям договора его должен возмещать арендодатель. Стоит заметить, что даже фактически «перелимитить» на таких началах сотрудничества будет сложно по той причине, что владелец помещения, скорее всего, назначит максимальную ценовую планку за «коммуналку», дабы исключить возможность дополнительных расходов. В обратном случае, ему будет просто невыгодным такое партнерство.
Договоры с коммунальщиками напрямую
Для начала остановимся на наименее распространенном варианте оплаты коммуналки – непосредственно арендатором. Речь идет о случае, когда он заключает договоры с коммунальщиками напрямую, в обход арендодателя.
В смысле налогового учета затрат этот вариант для арендатора, безусловно, самый привлекательный. Ведь коммуналку можно беспрепятственно отнести к производственным, а именно – материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Но в то же время данный способ считается и самым проблемным в организационном плане.
Дело в том, что коммунальные службы далеко не всегда идут на прямой контакт с арендатором. И, в общем-то, вправе поступать так на вполне законных основаниях.
Здесь будет уместно вспомнить о правилах энергоснабжения, приведенных в гражданском законодательстве, которые могут быть распространены и на прочие коммунальные услуги в виде тепло- и водоснабжения (ст. 539–548 ГК РФ).
Арендатор может платить за коммуналку самостоятельно только при наличии прямых договоров с соответствующими снабжающими организациями. Однако подобную инициативу чаще всего не поддерживают сами коммунальщики.
В частности, прямой договор с абонентом (потребителем) коммунальная служба может заключить при наличии у последнего энергопринимающего устройства, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации, а также приборов учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).
Иначе говоря, для неукоснительного соблюдения положений ГК РФ о коммунальном снабжении арендатор должен иметь в собственности соответствующее принимающее оборудование, а также тепло-, энерго- и водную сеть. И, конечно, необходима возможность учета арендатором фактического потребления услуг.
Справедливости ради стоит отметить, что в арбитражной практике есть примеры решений, согласно которым субабонент-арендатор вправе вступать в прямые отношения с поставщиком электро- и теплоэнергии независимо от того, в чьей собственности находится принимающая сеть (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24). Однако, по нашему мнению, арендатору нет смысла стремиться к оформлению договоров с коммунальщиками при отсутствии собственных коммунальных сетей и принимающих устройств. Ведь в этом случае возникает вероятность того, что инспекторы воспользуются формальным правом признать такие правоотношения незаконными. И соответственно усомнятся в праве арендатора учитывать коммуналку в налоговых расходах.
Если же по каким-то причинам арендатор все же прибегает к заключению прямых договоров с коммунальными службами, важно не ущемить при этом прав арендодателя. Арендатор должен не только уведомить хозяина помещения о своих намерениях, но и получить его разрешение (постановление ФАС Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02).
Описанный способ является единственным, при котором за коммунальные услуги платит арендатор. Во всех остальных случаях расчеты с поставщиками коммунальных благ осуществляет арендодатель.
Стоимость коммунальных услуг включена в арендную плату.
При таком способе арендная плата в договоре аренды указана уже с учетом коммунальных платежей. Причем возможны два варианта расчета стоимости аренды.
Первый вариант:
Ежемесячная сумма арендных платежей является фиксированной (не меняется в течение срока действия договора аренды). Данный вариант наиболее простой, но у него есть определенные недостатки. Ведь в этом случае не учитывается изменение количества израсходованной энергии. Вместе с тем потребление энергоресурсов зависит от сезонности и загрузки оборудования. Например, в холодный период возрастает использование теплоносителей. При укороченном световом дне увеличивается стоимость потребленной электроэнергии. Кроме того, при фиксированных суммах не учитывается загрузка оборудования. Поэтому при данном варианте трудно заранее установить величину «коммуналки» на таком уровне, чтобы она устроила обе стороны договора аренды: для арендатора не была запредельно велика, а арендодателя не вводила в убытки. По этой же причине у налоговых органов могут возникнуть претензии в экономической оправданности подобного расчета стоимости арендной платы.
Значит, предпочтительнее — Второй вариант:
Когда арендная плата за помещения состоит из двух частей:
- постоянной
- переменной
Постоянная часть является фиксированной и представляет собой плату за пользование арендуемыми площадями.
Переменная часть складывается из стоимости электроэнергии, водоснабжения, иных коммунальных и аналогичных услуг, фактически потребленных арендатором, и рассчитывается исходя из тарифов снабжающих организаций.
Тогда в договоре аренды необходимо прописать порядок расчета переменной составляющей арендной платы:
- либо по данным показателей приборов учета (если это возможно)
- либо расчетным путем (например, пропорционально арендуемой площади)
ООО «Сфинкс» арендует часть здания у ООО «Фараон». Сумма арендной платы составляет 23 600 руб. ежемесячно (в том числе НДС 3600 руб.). В договоре аренды прописано, что ООО «Сфинкс» обязано ежемесячно компенсировать арендодателю расходы на коммунальные платежи, сумма возмещения взимается без выделения налога на добавленную стоимость. Кроме того, закреплена обязанность арендодателя перевыставлять арендатору счета, полученные от снабжающих организаций, пропорционально потребленным им коммунальным услугам. Сумму подлежащих компенсации расходов арендодатель указывает в акте без НДС, счета-фактуры также не выставляет.
В мае 2011 года общая стоимость коммунальных услуг по зданию составила 8260 руб. (включая НДС 1260 руб.), из них услуги на сумму 3540 руб. потреблены арендодателем, а на сумму 4720 руб. — арендатором.
По итогам мая 2011 года ООО «Фараон» передало арендатору следующие документы:
- акт сдачи-приемки услуг, в котором отражены две позиции: «Услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года — 23 600 руб., в том числе НДС 3600 руб.» и «Компенсация потребленных коммунальных услуг за май 2011 года — 4720 руб., НДС не облагается», к акту прилагаются расчет распределения коммунальных платежей и копии документов снабжающих организаций
- счет-фактуру на услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года на общую сумму 23 600 руб. (с выделением НДС 3600 руб.)
Оплата коммунальных услуг на основании посреднического договора с арендодателем
Существует третий способ оформления компенсации коммунальных платежей. Он рассмотрен в абзаце 2 пункта 3 письма ФНС России № ШС-22-3/86@. Так, арендодатель и арендатор вправе заключить посреднический договор (договор комиссии или агентский договор), в соответствии с которым арендодатель выступает посредником по приобретению коммунальных и иных аналогичных услуг арендатором. По таким договорам арендодатель представляет интересы арендатора в отношениях со снабжающими организациями. Впоследствии арендодатель как посредник перевыставляет счета, полученные от поставщиков коммунальных услуг, арендатору с выделением в них сумм НДС.
В пункте 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85 указано, что сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента. Как правило, договоры со снабжающими организациями заключаются арендодателем до оформления посреднических договоров с арендаторами. Возникают ли при этом какие-либо налоговые риски в связи с приведенным выше мнением ВАС РФ? В аналогичной ситуации, разбиравшейся в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.2009 № А03-10350/2007, налоговый орган отказал арендатору в вычетах «входного» НДС по коммунальным услугам. По мнению налоговиков, договор электроснабжения между арендодателем и снабжающей организацией не может считаться заключенным во исполнение агентского договора между арендодателем и арендатором. Суд отклонил этот довод инспекции, так как договор со снабжающей организацией в спорный период являлся действующим (пролонгированным), договоры аренды и агентские договоры в установленном порядке не признаны недействительными, электроэнергия поставлялась налогоплательщику, была им оприходована и оплачена. Решение было вынесено в пользу налогоплательщика.
Вне зависимости от вида посреднического договора арендатор должен выплатить вознаграждение посреднику за его услуги в порядке, установленном в договоре (ст. 991 и 1006 ГК РФ). А арендодатель-посредник обязан исчислить НДС со стоимости посреднического вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). Договор, заключенный между арендатором и арендодателем, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к посредническим договорам гражданским законодательством (гл. 51 и 52 ГК РФ).
Так, в договоре обязательно предусматривается, что комиссионер или агент (он же арендодатель) обязуется по поручению другой стороны (в данном случае арендатора) оплачивать услуги коммунальным службам от своего имени, но за счет комитента или принципала.
УСН: коммунальные расходы арендаторов
В наше время свое помещение для многих организаций — недоступная роскошь. Вот и прибегают они к аренде. Кроме арендной платы, арендатор, как правило, оплачивает еще и коммунальные услуги. В статье речь пойдет о том, что нужно сделать упрощенцу-арендатору (естественно, с объектом «доходы минус расходы»), чтобы учет коммунальных платежей в расходах не обернулся налоговыми проблемами.
Арендатор может оплачивать коммунальные услуги по-разному. Все зависит от того, как оформлены его отношения с арендодателем. Основные варианты, примерные формулировки, которые можно использовать в договорах, а также виды налоговых расходов, которые появятся в каждом случае, приведены в таблице. Отдельный столбец посвящен документам (помимо платежных (Пункт 2 ст. 346.17 НК РФ)), которыми можно будет подтвердить обоснованность учета коммунальных платежей в расходах (Пункт 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Арендные платежи при УСН
Арендную плату за пользование имуществом «упрощенцы» вправе списывать в расходы. Главное при этом, чтобы понесенные фирмой затраты были документально подтверждены и направлены на получение дохода. Обосновать расходы на аренду арендатор может, имея на руках договор аренды, акты приема-передачи имущества и платежные документы.
Как известно, договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок свыше года, подлежит государственной регистрации. Это следует из пункта 2 статьи 609 и пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса. Поэтому налоговики часто не принимают расходы по договорам аренды, которые не зарегистрированы в установленном порядке. Такие договоры, по их мнению, считаются недействительными, а значит, и расходы по ним необоснованны. Однако у фирм есть выход.
Лизинговые платежи при УСН
Если фирма не имеет возможности приобрести дорогостоящее имущество (например, технику), можно взять его в финансовую аренду. Для фирм, нуждающихся в хорошем техническом оснащении, договор лизинга — очень выгодный вариант. Во-первых, лизинговое имущество получить проще, чем банковский кредит. Во-вторых, платить лизингодателю можно, уже запустив оборудование в эксплуатацию и заработав на нем определенные средства.
По договору лизинга (финансовой аренды) одна сторона (лизингодатель) покупает имущество и передает другой стороне (лизингополучателю) в аренду. По договору лизинга передавать можно любое имущество, кроме природных объектов, а лизингодатель не вправе использовать лизинговое имущество для личных целей.
Договор заключается в письменной форме. В нем лизингополучатель обычно определяет как предмет договора (какой марки, фирмы, страны-изготовителя должна быть требуемая вещь), так и поставщика (где лизингодателю ее приобретать) и с ним снимает все спорные моменты. Но в некоторых случаях стороны соглашаются, что выбирать будет лизингодатель, и тогда лизингополучатель вправе обращаться со своими претензиями уже и к поставщику, и к лизингодателю.
При покупке имущества лизингодатель должен уведомить продавца о том, что оно предназначается для лизинга.
Как правило, если иное не предусмотрено договором, лизингополучатель получает имущество непосредственно от поставщика.
На основании статьи 209 НК РФ объектом обложения по НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиком. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ и учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (п. 1 ст. 41 НК РФ).
Денежные средства, получаемые арендодателем в виде платы за пользование жилым помещением, являются его доходом и подлежат обложению НДФЛ.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 201 НК РФ), а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Какой порядок расчетов предусмотрен договором аренды
Возможные варианты приведены в таблице.
Условие договора | Возникает ли налогооблагаемый доход | |
Арендатор сам заключает договоры со снабжающими организациями и рассчитывается с ними за коммунальные услуги без участия арендодателя (вариант 1) | Нет | |
Арендодатель оказывает арендатору посреднические услуги по приобретению и оплате для него коммунальных услуг за вознаграждение. Такая форма расчетов может быть отражена:
|
Договор арендодателя со снабжающей организацией заключен:
|
Нет |
|
Да | |
Арендодатель оплачивает коммунальные услуги и перевыставляет арендатору счет (без наценки) (вариант 4) | Да | |
Арендатор оплачивает коммунальные расходы в составе арендной плат (вариант 5). В договоре в таком случае обычно пишут, что арендная плата состоит из двух величин:
|
Рассмотрим подробнее плюсы и минусы этих вариантов.
На условиях посредника
Расчеты между арендодателем и арендатором за коммунальные услуги можно оформить и посредством посреднического договора — договора комиссии или агентского договора (ст. ст. 990, 1005 ГК). Впрочем, условие о посредничестве допустимо включить и непосредственно в договор аренды. Пункт 3 ст. 421 Гражданского кодекса позволяет хозяйствующим субъектам заключать смешанные договоры, содержащие элементы различных договоров (п. 3 ст. 421 ГК).
Тем не менее у приведенного способа расчетов по коммунальным услугам есть и маленький, и большой недостатки.
Во-первых, посреднические договоры являются возмездными (ст. ст. 991, 1006 ГК). Иными словами, следует определить хотя бы символическую сумму вознаграждения арендодателя за услуги посредника, которую ему также придется включать в состав доходов (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, пп. 9 п. 1 ст. 251 НК).
Компенсация коммунальных расходов: руководство для арендодателя
Компенсацию арендатором коммунальных платежей, платы за услуги связи можно оформить одним из следующих способов:
1. Установить в договоре аренды арендную плату, состоящую из фиксированной и переменной частей, что соответствует положениям ст. 614 ГК РФ. Переменная часть арендной платы может включать платежи, величина которых основывается на расходах, понесенных арендодателем в связи с имуществом, сданным в аренду. В такой форме стороны договора согласовывают компенсацию арендатором, например, налога на имущество, земельного, транспортного налогов, коммунальных платежей по арендованному имуществу. Условия договора аренды могут включать компенсацию таких услуг, как горячее и холодное водоснабжение, отопление, энергоснабжение, плату за телефон и за пользование Интернетом.
2. Предусмотреть компенсацию в отдельном договоре сверх фиксированной суммы арендной платы, установленной договором аренды.
Важно запомнить
Коммунальные платежи могут входить в фиксированную сумму арендной платы. В этом случае арендодатель производит предварительные расчеты среднемесячной стоимости расходов на коммунальные услуги, на которую следует увеличить ежемесячные арендные платежи. Порядок отражения операций в бухгалтерском учете идентичен порядку учета арендной платы у арендодателя.
Арендодатель определяет порядок расчета коммунальных платежей, подлежащих оплате арендатором.
Арендодатель на УСН. Возмещение коммунальных расходов арендатором
- Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
- Без ошибок заполнить документы и отчеты.
- Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
- Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
- Уверенно действовать при проверках и в судах.
Арендную плату за пользование имуществом «упрощенцы» вправе списывать в расходы.
Арендованное имущество может при этом находиться не только на территории РФ, но и за рубежом. Главное, чтобы это имущество использовалось в предпринимательской деятельности, а понесенные фирмой затраты были документально подтверждены и направлены на получение дохода. Обосновать расходы на аренду арендатор может, имея на руках договор аренды, акты приема-передачи имущества и платежные документы.
Как известно, договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок свыше года, подлежит государственной регистрации. Это следует из пункта 2 статьи 609 и пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса. Поэтому налоговики часто не принимают расходы по договорам аренды, которые не зарегистрированы в установленном порядке. Такие договоры, по их мнению, считаются недействительными, а значит, и расходы по ним необоснованны. Однако у фирм есть выход.
Чтобы учесть арендные платежи по еще не зарегистрированному договору аренды и не вызывать претензий у инспекторов, необходимо:
- подать документы на регистрацию и получить в комитете по сделкам с недвижимостью справку о том, что они приняты;
- составить и подписать соглашение, в котором указать, что условия договора аренды применяются к отношениям сторон, возникшим до регистрации договора. Право подписать такое соглашение предоставляет сторонам пункт 2 статьи 425 Гражданского кодекса.
Можно также заключить отдельный краткосрочный договор, который будет действовать до момента регистрации основного договора. Арендные платежи по этому договору можно будет включить в расходы в момент подписания акта (то есть до регистрации).
Если «упрощенцы» арендуют государственное или муниципальное имущество, то они признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму этого налога. Налоговая база при этом определяется как сумма арендной платы с учетом налога.
«Упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы», сумму перечисленного в бюджет НДС учитывают в составе расходов, уменьшающих доходы отчетного (налогового) периода (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Если в качестве объекта налогообложения избраны доходы, то на суммы уплаченного НДС доходы от реализации не уменьшают.
Если фирма не имеет возможности приобрести дорогостоящее имущество (например, технику), можно взять его в финансовую аренду. Для фирм, нуждающихся в хорошем техническом оснащении, договор лизинга – очень выгодный вариант. Во-первых, лизинговое имущество получить проще, чем банковский кредит. Во-вторых, платить лизингодателю можно, уже запустив оборудование в эксплуатацию и заработав на нем определенные средства.
По договору лизинга (финансовой аренды) одна сторона (лизингодатель) покупает имущество и передает другой стороне (лизингополучателю) в аренду. По договору лизинга передавать можно любое имущество, кроме природных объектов, а лизингодатель не вправе использовать лизинговое имущество для личных целей.
Договор заключается в письменной форме. В нем лизингополучатель обычно определяет как предмет договора (какой марки, фирмы, страны-изготовителя должна быть требуемая вещь), так и поставщика (где лизингодателю ее приобретать) и с ним снимает все спорные моменты. Но в некоторых случаях стороны соглашаются, что выбирать будет лизингодатель, и тогда лизингополучатель вправе обращаться со своими претензиями уже и к поставщику, и к лизингодателю.
При покупке имущества лизингодатель должен уведомить продавца о том, что оно предназначается для лизинга.
Как правило, если иное не предусмотрено договором, лизингополучатель получает имущество непосредственно от поставщика.
Условия расчета возмещения. Прежде всего порядок расчета коммунальных платежей должен быть определен договором. В соответствии с этим порядком арендатор перечисляет арендодателю средства в счет возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг согласно выставленному арендодателем счету.
Если в арендуемом помещении (комнате) не установлены приборы учета, то, как правило, стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, возмещается на основании соответствующих экономически обоснованных расчетов, например, может определяться относительно:
— услуг теплоснабжения — пропорционально занимаемой арендатором площади помещения в общей площади всего помещения;
— услуг водоснабжения, водоотведения — пропорционально численности работников арендатора в общей численности работников, которые работают в здании;
— электроэнергии — исходя из мощности электроприборов, находящихся в помещении, которая определяется на основании фактических данных о времени работы таких приборов за месяц.
- Налоговое планирование
- Аудит налогов
- Организация налогового учета
- Учетная политика
- Возврат налогов
- Налоговая нагрузка
- Налоговые льготы
- Налоговая ответственность
- Налоговые споры
- Налоговые проверки
- Оффшоры
- Оптимизация налогов
Итак, по условиям договора «коммуналка» может быть включена в состав арендной платы. При этом последняя может быть установлена как в фиксированной сумме, так и в разбивке на постоянную (непосредственно плата за аренду) и переменную (стоимость фактически потребленных коммунальных услуг) составляющие. В любом случае соответствующие платежи также в составе арендной платы будут увеличивать доходы арендодателя при расчете единого налога на дату поступления на его расчетный счет (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК).
При этом «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы за минусом расходов» вправе учесть расходы по уплате коммунальных платежей за сданное в аренду помещение в составе материальных затрат (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК). Об этом говорится, в частности, в Письмах Минфина России от 7 августа 2009 г. N 03-11-06/2/148 и от 6 июня 2008 г. N 03-11-05/142). Признать соответствующие расходы арендодатель на УСН сможет на дату списания средств в их оплату с расчетного счета.
Таким образом, коммунальные платежи, включенные в состав арендной платы, увеличат налоговые обязательства арендодателя перед бюджетом лишь в том случае, если даты поступления платы за аренду и оплаты «коммуналки» придутся на разные отчетные (налоговые) периоды, да и то лишь временно.
Вместе с тем, очевидно, что для арендодателей, применяющих УСН с объектом обложения «доходы», озвученный способ «коммунальных» расчетов с арендатором, что называется, не самый оптимальный, поскольку какие-либо расходы при исчислении единого налога они не учитывают.
- Налог на прибыль и зарплата сотрудников, работающих дистанционно за границей 31.08.2021
- Постановление МАРТ 55: регулируемые цены и тарифы 31.08.2021
- Новости законодательства 2021 (июнь-август) 21.08.2021
- ПВТ — о месте реализации услуг (площадки App Store, Google Play) 20.08.2021
- Материальная помощь на оздоровление к отпуску 20.08.2021
Налоговыми агентами относительно налога на доходы физических лиц выступают юридические лица (их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения), самозанятые лица, представительства нерезидента — юридического лица, инвесторы (операторы) по соглашению о распределении продукции, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (виплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный разделом IV Налогового кодекса, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, установленном ст. 18 и этим разделом указанного Кодекса.
Самозанятое лицо — это плательщик налога, являющийся физическим лицом — предпринимателем или осуществляющий независимую профессиональную деятельность при условии, що такое лицо не является работником в пределах такой предпринимательской или независимой профессиональной деятельности.
Лица, в соответствии с Налоговым кодексом имеющие статус налоговых агентов, обязаны своевременно и полностью начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) в бюджет налог с дохода, который выплачивается в пользу плательщика налога и облагается налогом до или во время такой выплаты за их счет, представлять в сроки, установленные этим Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет (форма № 1ДФ) в контролирующий орган по месту своего расположения. Такой расчет представляется только в случае начисления сумм указанных доходов плательщику налога налоговым агентом в течение отчетного периода (п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса).
То есть в случае начисления (выплаты) доходов налоговый агент должен отразить в налоговом расчете (форма № 1ДФ) такие выплаченные доходы в пользу всех налогоплательщиков, в том числе в пользу самозанятых лиц (физических лиц — предпринимателей и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность).
При начислении (выплате) физичес-кому лицу — предпринимателю дохода от осуществления им предпринимательской деятельности субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, начисляющие (выплачивающие) такой доход, не удерживают налог на доходы у источника выплаты, если физическим лицом — предпринимателем, получающим такой доход, предоставлена копия документа, подтверждающего его государственную регистрацию в соответствии с законом в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Это правило не применяется в случае начисления (выплаты) дохода за выполнение определенной работы и/или предоставление услуги согласно гражданско-правовому договору, когда будет установлено, что отношения по такому договору фактически являются трудовыми, а стороны договора могут быть приравнены к работнику или работодателю в соответствии с подпунктами 14.1.195 и 14.1.222 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса (п. 177.8 ст. 177 этого Кодекса).
Согласно Справочнику признаков доходов физических лиц, приведенному в приказе № 49, суммы, выплаченные самозанятому лицу (пп. 165.1.36 п. 165.1 ст. 165, статьи 177 и 178 указанного Кодекса), отражаются в налоговом расчете (форма № 1ДФ) под признаком дохода «157».
Таким образом, физическое лицо — предприниматель является налоговым агентом относительно доходов, начисляемых и выплачиваемых им самозанятым лицам. Если физическим лицом — предпринимателем, получающим такой доход, предоставлена копия документа, подтверждающего его государственную регистрацию в соответствии с законом в качестве субъекта предпринимательской деятельности — предпринимателя, налоговый агент (физическое лицо — предприниматель) представляет в контролирующий орган по месту регистрации налоговый расчет (форма № 1ДФ), где указывает сумму начисленного и выплаченного дохода с признаком дохода «157», однако налог на доходы физических лиц не удерживается и не уплачивается.
- «Про затвердження Змін до додатка до Порядку заповнення та подання податковими агентами Податкового розрахунку сум доходу, нарахованого (сплаченого) на користь фізичних осіб, і сум утриманого з них податку», наказ Мінфіну України від 26.05.2020 № 241
- «Деякі питання транскордонного переміщення фізичними особами валютних цінностей», постанова КМУ від 27.02.2019 № 203
- «Про внесення змін до деяких форм заяв у сфері державної реєстрації юридичних осіб, фізичних осіб — підприємців та громадських формувань», наказ Мін’юсту від 29.08.2018 р. № 2824/5
Все документы
- Используя арендуемое помещение наниматель, обязан содержать его в надлежащем техническом и санитарном состоянии, и нести соответствующие расходы.
- Естественно, без потребления различных коммунальных услуг это невозможно, а поскольку собственником помещения является арендодатель, то и счета по оплате поставленных услуг приходится оплачивать ему.
- Даже исходя из простой логики, арендатор обязан нести соответствующую долю расходов по коммунальным платежам.
- Именно для того, чтобы не возникало никаких разногласий по этому поводу и разработан такой тщательный подход к оформлению способа и формы оплаты компенсации этих затрат.
Сначала следует уточнить, о каком коммунальном обслуживании вообще идет речь. Оплата потребляемых услуг ЖКХ – важнейшая статья затрат для любого владельца (правообладателя) недвижимости.
Коммунальные расходы ежемесячно оплачиваются пользователем помещения.
Получателями этих платежей являются предприятия ЖКХ – организации, поставляющие ресурсы и предоставляющие услуги, без которых ведение быта и эксплуатация помещений не представляются возможными.
Если стороны решили регламентировать оплату коммунальных услуг, оформив дополнительное соглашение к главному арендному договору, при составлении такого приложения обязательно учитываются следующие моменты:
- Если имеется текущая задолженность по оплате ЖКХ-услуг, арендатора следует вовремя предупредить об этом, поскольку предприятия ЖКХ указывают в счетах имя собственника объекта, выступающего арендодателем.
- К оформлению данной бумаги применяются общие требования. Составляется письменно, содержит существенные условия. Не допускаются помарки, ошибки, исправления. Всегда подписывается обеими сторонами. Заполняется в двух одинаковых экземплярах.
- Предусматривается требование об индексации суммы оплаты (возмещения) на тот случай, если тарифы поставщиков энергоносителей (ресурсов) будут меняться.
Специалисты рекомендуют оформлять условие о возмещении коммунальных затрат дополнительным соглашением – отдельно от главного арендного договора. Такая практика считается наиболее целесообразной, поскольку она позволяет сторонам подробно изложить все требования, регламентирующие погашение обязательств по ЖКХ-услугам.
В заключаемом соглашении стороны могут предусмотреть любой порядок оплаты (возмещения) коммунальных издержек:
- арендатор самостоятельно оплачивает выставленные счета, а соответствующие банковские квитанции (чеки) предоставляет арендодателю для надлежащей отчетности;
- арендодатель лично погашает обязательства перед предприятиями ЖКХ, получая от арендатора необходимые денежные суммы.
Чтобы достоверно определить (обосновать) сумму выплачиваемого возмещения, арендатор может применять следующие доступные методы:
- выводить сумму по фактическим данным счетчиков (учетных приборов);
- руководствоваться постоянной величиной надлежащих затрат, определенной сообразно общей площади арендованного помещения;
- практиковать смешанный подход. Одна часть совершаемых платежей выражается фиксированной суммой, а другая часть – плавающей величиной, зависящей от реального объема потребления.
Общепринятая структура соглашения об оплате (возмещении) арендатором услуг ЖКХ выглядит следующим образом:
- Конкретизация предмета заключенного соглашения – оплата арендатором определенных услуг ЖКХ за конкретный период эксплуатации арендованного помещения. При этом конкретизируется список оплачиваемых услуг.
- Для каждой из сторон прописываются обязанности и права.
- Стоимость возмещаемых услуг, порядок её определения.
- Сроки и способы совершения обусловленных платежей.
- Возможные санкции за несоблюдение сторонами оговоренных условий.
- Порядок урегулирования споров.
- Условия и процедура прекращения данного соглашения.
Недвижимость / Аренда и найм / Возмещение коммунальных услуг арендатором 16517 Последние изменения: январь, 2019 года
Возмещение коммунальных услуг арендатором – законная перспектива, которая может быть оформлена сторонами арендных правоотношений в виде отдельного документа или наряду с основным договором, опосредующим реализацию недвижимого имущества.
Бюджетное учреждение — арендодатель оплачивает указанные услуги перечислением средств на расчетные счета поставщиков услуг со своего лицевого счета получателя средств бюджета и со счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, пропорционально произведенным фактическим расходам.
Тем не менее многие бухгалтеры рассматривают возмещение расходов в качестве бюджетной деятельности с целью уклонения от уплаты налогов.
1 ст. 346.
15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются соответственно исходя из положений ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст.
Чтобы облегчить себе жизнь можно прописать все расходы в обоюдно согласованном договоре об аренде помещения или включить в стоимость аренды. Но если этого не произошло то нужно действовать следующим образом.
По закону 611 Гражданского Кодекса Российской Федерации имущество, которое находится в помещение также сдаётся в аренду арендатору. Его сдача должна происходить вместе со всеми документами на это имущество.
- Основные средства
- Нематериальные активы
- Расчеты с персоналом
- Денежные средства
- Запасы, товары, продукция
- Затраты на производство
- Финансовые вложения
- Капитал и резервы
- Финансовые результаты
- Бухгалтерская отчетность
- Статьи по Бухучету
- Специальное законодательство
- Нормативно-правовые акты
- Основное законодательство
- Новости Росалкогольрегулирования
- Семинары
- Калькуляторы и инструменты
- Налоговые декларации
- Первичные документы
- Учетная политика
- План счетов
- ПБУ
- Справочники
- Инвентаризация
- Ответственность
- Производственный календарь
- Персонифицированный учет
- История бухучета
Коммунальные платежи перечисляются отдельно от арендной платы
Если коммунальные услуги формально продолжает оплачивать арендодатель, а арендатор возмещает ему их стоимость, в договоре аренды нужно прописать условие о компенсации таких расходов. Данное условие можно установить и в любом другом документе, который будет считаться неотъемлемой частью договора (например, в приложении к договору).
Компенсация перечисляется арендодателю на основании выставленного счета. Арендатор вправе отнести ее сумму к материальным расходам (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Их состав определяют согласно ст. 254 НК РФ. В пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ указаны затраты на теплоснабжение здания, а также на приобретение топлива, воды и всех видов энергии, употребляемых на технологические цели.
Пример. ЗАО «Конус» сдает нежилое помещение в аренду индивидуальному предпринимателю Котову Р.Д., применяющему УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Согласно договору аренды коммунальные услуги оплачивает арендодатель, а арендатор возмещает их стоимость. 8 сентября 2013 г. арендодатель перечислил коммунальным службам за водоснабжение и электроэнергию за август 6726 руб. (в том числе — НДС 1026 руб.). 9 сентября ЗАО «Конус» направило предпринимателю счет и расчет суммы, подлежащей уплате. В тот же день 6726 руб. были перечислены арендодателю. Арендатор 9 сентября может списать в расходы сумму коммунальных платежей без НДС, компенсированную арендодателю, в размере 5700 руб. (6726 руб. — 1026 руб.) и сам НДС в сумме 1026 руб. (пп. 5, 8 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Если арендодатель применяет УСН с объектом налогообложения «доходы», данный вариант ему будет невыгоден. Дело в том, что его доходом является полная сумма, полученная от арендатора (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Как следствие, ему придется увеличить налоговую базу и на арендную плату, и на сумму компенсации коммунальных платежей. В то же время учесть в расходах суммы, перечисленные коммунальным службам, он не сможет. В этом случае для арендодателя выгоднее воспользоваться иным способом расчета.
Стороны договора аренды могут заключить посреднический, например, агентский договор на коммунальные услуги. При таком варианте арендодатель обязуется от своего имени приобретать для арендатора коммунальные услуги, а арендатор компенсирует ему расходы и выплачивает вознаграждение.
Посредническое вознаграждение указано в пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Следовательно, арендатор сможет списать его сумму в расходы. Стоимость коммунальных услуг, приобретенных арендодателем с целью исполнения посреднического договора и потребленных арендатором, последний учтет в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Соответственно, доходом арендодателя, причем независимо от применяемого им режима налогообложения, будет только сумма посреднического вознаграждения.
Мнение. Надежда Боваева, бухгалтер ЗАО «Кондор»
Если арендатор перечисляет коммунальные платежи обслуживающим компаниям самостоятельно, ему нужно заключить с ними соответствующие договоры и позаботиться о том, чтобы счета выставлялись на его имя. Иначе он не сможет уменьшать налоговую базу на расходы в виде оплаты коммунальных услуг, поскольку у него не будет подтверждающих документов.
Дело в том, что в пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ указаны материальные расходы, состав которых определяют согласно ст. 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В свою очередь, в пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ упомянуты издержки на теплоснабжение здания, а также на приобретение топлива, воды и всех видов энергии, употребляемых на технологические цели. Значит, коммунальные платежи можно учесть в расходах. Но при УСН признаются только обоснованные и документально подтвержденные затраты (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если соответствующие договоры заключены с арендодателем и переоформить документы невозможно, рекомендую арендаторам не рисковать и перечислять коммунальные платежи арендодателю, воспользовавшись одним из способов, рассмотренных в статье.