Прекращение деятельности субъектов предпринимательства в порядке банкротства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение деятельности субъектов предпринимательства в порядке банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Последствия банкротства
Последствия признания несостоятельности ИП:
- в течение пяти лет нельзя открывать новый бизнес;
- при оформлении займа необходимо сообщать о своём статусе работникам кредитно-финансовой организации;
- невозможно подать повторное заявление, если по какой-то причине рассмотрение дела в суде приостановится. Инициировать новый процесс могут только кредиторы.
Последствия банкротства для ИП жёстче, чем для физических лиц. Если вы планируете снова заниматься бизнесом в ближайшее время, то лучше банкротиться от лица гражданина. В этом случае ограничения более щадящие: на протяжении трёх лет запрещено занимать должности, связанные с непосредственным руководством компанией (президент, гендиректор).
Если в счёт погашения долга было реализовано имущество, то:
- кредитные организации не могут потребовать от банкрота возврат долгов;
- приостанавливаются взыскания по исполнительным листам;
- не начисляется пеня за просрочку;
- всеми финансовыми делами банкрота управляет арбитражный управляющий;
- во время судебного процесса новые кредиты недоступны;
- по требованию кредиторов должнику может быть запрещён выезд из страны.
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).
Более предпочтительным для предпринимателя вариантом исхода событий является реструктуризация долга. Однако это возможно лишь в том случае, если у гражданина есть достаточный доход. Его должно хватить для того, чтобы расплатиться с долгами в течение трёх лет. На время оплаты гражданин освобождается от выплат банковских процентов и пеней.
Реструктуризация – это план погашения задолженности. Когда финансовый управляющий будет понимать объём активов должника, он разработает план и представит его на собрании кредиторам. Их задача – ознакомиться с планом и одобрить его, хотя они могут на это и не пойти. Затем график направляется на одобрение суда, причём он вправе одобрить его даже в том случае, если этого не сделали кредиторы.
План реструктуризации представляет собой, по сути, график выплат. Составляется он таким образом, чтобы задолженность была погашена за 3 года. На практике реструктуризация вводится очень редко, поскольку у должника, как правило, недостаточно дохода.
Описанная выше ситуация – это благоприятный для сторон исход. Но так бывает далеко не всегда. Если предпринимателю нечем оплатить свои долги за 3 года или план реструктуризации не утвердили, суд объявляет его банкротом. Далее процедура банкротства ИП переходит в распродажу его имущества.
Есть активы, которые нельзя направлять на погашение долгов. Это личные вещи, денежные средства в размере прожиточного минимума и некоторые другие. Кроме того, нельзя лишить человека единственной квартиры или иного жилья.
Руководит процессом финансовый управляющий. Естественно, имущество уходит с большим дисконтом, ведь распродать его нужно как можно скорее. Таким образом реализуется всё, что можно. Если какие-то долги при этом остаются непогашенными, а реализовать уже нечего, то их списывают.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).
В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.
Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.
Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:
- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
- созывать собрания кредиторов;
- предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. Еще Закон о банкротстве 1992 г. содержал положения, которые регулировали порядок принудительной ликвидации предприятия-должника по решению арбитражного суда. По мнению О.А. Никитиной, «конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели, которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга».[12]Стоит заметить, что подобная позиция отражена и в Законе о банкротстве 2002 г.
Эта процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Переход к конкурсному производству возможен не только после внешнего управления (ситуация, при которой должник поступательно переходит из одной процедуры в другую и все-таки признается банкротом), но и после наблюдения либо финансового оздоровления.
Срок конкурсного производства не может превышать один год, арбитражный суд вправе продлить этот срок еще на шесть месяцев (п.2 ст.124 Закона о банкротстве 2002 г.). При необходимости в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, представляется логичным, что арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства сверх 18 месяцев. Таким образом, Закон о банкротстве 2002 г. хотя и вводит определенные сроки проведения конкурсного производства, в то же время не фиксирует предельно допустимой продолжительности данной процедуры
Правовые последствия введения конкурсного производства
Закон о банкротстве 2002 г. четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.
Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей.[13]
Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.
В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны и перечень сведений, ее составляющих, определены ст.139 ГК РФ и положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Статья 139 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны: это информация, имеющая реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при отсутствии к ней свободного доступа на законном основании и принятии обладателем мер к охране ее конфиденциальности.
В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.
Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году
16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.
Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.
Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.
Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.
Это:
- пенсионеры,
- инвалиды,
- семьи с детьми,
- беременные женщины.
Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.
С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.
Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.
Что показывает статистика дел о несостоятельности
Изучение статистических данных о количестве дел о банкротстве (несостоятельности) позволяет сделать вывод, что число поданных исков неуклонно растет, но при этом данный процесс характеризуется цикличностью с периодами в 2 года. Наибольший рост заявлений пришелся на 2010 год, что обусловлено последствиями кризиса 2008-2009 гг., массовым разорением множества предприятий, как мелких, так и крупных, и предпринимателей. Затем в 2011 г. наблюдается снижение, а в 2012 опять всплеск, который сменился более устойчивым экономическим положением в 2013-2016 г., следовательно, меньшим числом исков.
Если говорить о банкротстве физлиц, с момента принятия Закона в октябре 2015 г. наблюдается постепенный рост исков. Тем не менее по оценке экспертов, по сравнению с реальным количеством банкротом в стране число обращений относительно невелико. Подобное объясняется тем, что многие граждане не имеют денег для оплаты судебных услуг, а также опасаются негативных последствий процедуры признания банкрота при обращении за кредитованием, открытии предпринимательства и т.д. Хотя, безусловно, при бедственном финансовом положении официальное объявление банкротом представляет собой наилучший выход расплатиться с имеющимися долгами.
Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
Как уже говорилось, предпринимательская деятельность неизбежно сопряжена с риском. Далеко не всегда она приносит ожидаемые результаты. Даже в благополучных странах ежегодно оказываются несостоятельными (банкротами) тысячи субъектов предпринимательской деятельности — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Несостоятельность (банкротство) любого субъекта предпринимательской деятельности всегда затрагивает интересы множества других лиц: работников субъекта предпринимательской деятельности, его контрагентов, муниципального образования, на территории которого он находится — особенно в случае, если таким субъектом является крупное градообразующее предприятие — а иногда и интересы государства (например, если речь идет о предприятиях, имеющих оборонное значение).
Поэтому во всех цивилизованных странах вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) субъектов предпринимательской деятельности регулируются в законодательном порядке. В нашей стране эти вопросы регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
В соответствии с российским законодательством под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т. п.) в бюджет либо во внебюджетные фонды.
При этом несостоятельными по российскому законодательству могут быть признаны:
- индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
- коммерческие организации, за исключением казенных предприятий;
- некоммерческие организации, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Признание банкротом юридического лица влечет его ликвидацию, а индивидуального предпринимателя — аннулирование его государственной регистрации в качестве предпринимателя и невозможность такой регистрации в течение года со дня признания его банкротом, а также аннулирование выданных ему лицензий.
Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:
- должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
- конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
- уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);
- арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:
- временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
- административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
- внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
- конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.
- иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.
В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.
Механизм банкротства предприятий (организаций) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, который устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Действие данного федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Настоящим федеральным законом также регулируются отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе и индивидуальных предпринимателей.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность но уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Денежным обязательством является обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию. Обязательными платежами признаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
В соответствии с федеральным законом для определения признаков банкротства должника учитываются:
размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги; суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником; размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения; размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате лиц, работающих по трудовому договору, обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении признаков банкротства должника.
Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. и если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Для проведения процедур банкротства должника — юридического лица в соответствии с федеральным законом утверждается арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), которым может быть гражданин РФ, соответствующий следующим требованиям:
зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
имеет высшее образование;
имеет стаж руководящей работы не менее, чем 2 года в совокупности;
сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;
является членом одной саморегулируемой организации, т.е. некоммерческой организации, основанной на членстве, созданной гражданами РФ, включенной в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, цель деятельности которой — регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника-предприятия (организации) банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы, которыми являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и денежных обязательств, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.
Предприятие-должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в установленный срок. В то же время руководитель должен обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
удовлетворение требования одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении к арбитражный суд с заявлением должника;
обращение взыскания на имущество предприятия-должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
в иных, предусмотренных федеральным законом случаях.
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица именуются следующие процедуры банкротства:
Но в соответствии с федеральным законом могут осуществляться меры по предупреждению банкротства организаций.
Вопросы для самопроверки
В каких формах прекращается деятельность предпринимательской организации?
В каких формах осуществляется реорганизация организации?
Назовите основные признаки несостоятельности (банкротства) организации.
Кто может подать в арбитражный суд заявление о признании организации банкротом?
Процедура банкротства ИП
Перечень и последовательность основных стадий процедуры банкротства регламентируются №127-ФЗ. Стандартный порядок признания ИП финансово несостоятельным предполагает выполнение нескольких этапов:
- Подача искового заявления в суд. К нему прилагается комплект предварительно собранных и подготовленных документов (выписка из ЕГРИП, список долгов и активов, документация о возникновении долгов и т.д.)
- Наблюдение. Осуществляется арбитражным управляющим. Состоит в анализе финансового состояния предпринимателя, целью которого выступает определение платежеспособности должника.
- Поиск решения проблемы. Возможный вариант дальнейших действий – заключение мирового соглашения, в котором описывается порядок погашения долгов, устраивающий и ИП, и его кредиторов. Альтернативный способ закрытия дела без признания должника банкротом – погашение обязательств и восстановление платежеспособности предпринимателя.
- Конкурсное производство. Назначается в том случае, если договориться на предыдущей стадии не удалось. Из активов предпринимателя формируется конкурсная масса, при этом ИП теряет право распоряжаться собственным имуществом.
- Реструктуризация
- Реализация имущества должника. По сути, эта стадия является завершающим этапом конкурсного производства. Полученные от продажи активов ИП деньги распределяются между кредиторами в соответствии с очередностью, установленной законодательством.
- Признание ИП банкротом и списание непокрытых долгов.
Формирование конкурсной массы
Решение о признании должника банкротом может быть принято арбитражным судом как по результатам процедуры наблюдения, так и внешнего управления. И в том, и в другом случае на рассмотрение арбитражного суда представляется ходатайство собрания кредиторов о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Закон устанавливает, что срок конкурсного производства не может превышать один год, в то же время арбитражный суд вправе продлить его на шесть месяцев, а при необходимости и более (п. 2, 3 ст. 97 ФЗ). Конкретные основания для продления срока Законом не предусмотрены. На практике срок конкурсного производства продляется арбитражным судом достаточно часто. Так, Арбитражным судом Саратовской области в 1999 г. срок продлялся на шесть месяцев по 43 делам, свыше шести месяцев — по 4, в 2000 г. соответственно — по 95 делам и 21 делу1. Представляется, что подобную практику нельзя считать позитивной. Затягивание процедуры конкурсного производства не способствует осуществлению ее цели — непосредственного удовлетворения требований кредиторов. По нашему мнению, обоснованным является предложение С.Зинченко, С.Казачанского и О.Зинченко об установлении в Законе пресекательного срока конкурсного производства аналогично срокам наблюдения и внешнего управления . Кроме того, на наш взгляд, в Законе должны быть обозначены обстоятельства, при наличии которых арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства до шести месяцев и более. Введение указанных положений будет стимулировать участников процедуры к надлежащему осуществлению своих полномочий.
Введение конкурсного производства влечет следующие правовые последствия: срок исполнения всех денежных обязательств и отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника; сведения о финансовом состоянии должника перестают носить конфиденциальный характер либо являться коммерческой тайной; снимаются ранее наложенные и не допускаются новые аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом; устанавливаются специальные правила совершения сделок, связанных с отчуждением имущества и исполнения обязательств должника. В свою очередь, все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства (ст. 98 ФЗ). Последнее положение, по мнению Я.В. Номофиловой, означает, что предъявление каких-либо требований к должнику в порядке искового производства исключается1. Судебная практика исходит из иного толкования абз. 7 п. 1 ст. 98 ФЗ.
Так, Комитет по управлению государственным имуществом Алтайского края обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к акционерному коммерческому банку «Алтайкредитпромбанк» и ОАО «Шинремстрой» о применении последствий недействительности ничтожной сделки — договора аренды с правом выкупа арендатором находящегося на балансе арендодателя встроенного нежилого помещения и возврате указанного помещения Комитету.
Определением от 09.09.98 г. производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, поскольку оба ответчика признаны судом банкротами и в отношении них было открыто конкурсное производство. Принимая определение о прекращении производства по делу, суд исходил из того, что согласно ст. 98 ФЗ все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Президиум ВАС РФ отменил вынесенное определение, указав, что в данном случае исковые требования Комитета не вытекают из денежных обязательств. Под имущественными требованиями, которые могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 89 ФЗ следует иметь в виду требования по денежным обязательствам и обязательным платежам1.
Таким образом, кредиторы по неденежным обязательствам вправе предъявить требования к должнику, находящемуся в процедуре конкурсного производства в порядке искового производства. Такой вывод сложился в судебной практике и поддерживается в научной литературе .
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
Как уже говорилось, предпринимательская деятельность неизбежно сопряжена с риском. Далеко не всегда она приносит ожидаемые результаты. Даже в благополучных странах ежегодно оказываются несостоятельными (банкротами) тысячи субъектов предпринимательской деятельности — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Несостоятельность (банкротство) любого субъекта предпринимательской деятельности всегда затрагивает интересы множества других лиц: работников субъекта предпринимательской деятельности, его контрагентов, муниципального образования, на территории которого он находится — особенно в случае, если таким субъектом является крупное градообразующее предприятие — а иногда и интересы государства (например, если речь идет о предприятиях, имеющих оборонное значение).
Поэтому во всех цивилизованных странах вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) субъектов предпринимательской деятельности регулируются в законодательном порядке. В нашей стране эти вопросы регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
В соответствии с российским законодательством под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т. п.) в бюджет либо во внебюджетные фонды.
При этом несостоятельными по российскому законодательству могут быть признаны:
- индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
- коммерческие организации, за исключением казенных предприятий;
- некоммерческие организации, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Признание банкротом юридического лица влечет его ликвидацию, а индивидуального предпринимателя — аннулирование его государственной регистрации в качестве предпринимателя и невозможность такой регистрации в течение года со дня признания его банкротом, а также аннулирование выданных ему лицензий.
Конституция РФ предоставляет каждому право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
Гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя, или через участие в коммерческой организации. Закон не запрещает гражданину работать в качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение на участие или работу гражданина применительно к конкурирующим субъектам предпринимательства в целях исключения конфликта интересов. Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида предпринимательской деятельности и достижения целей учредителей.