Прекращение деятельности субъектов предпринимательства в порядке банкротства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение деятельности субъектов предпринимательства в порядке банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Последствия банкротства

Последствия признания несостоятельности ИП:

  • в течение пяти лет нельзя открывать новый бизнес;
  • при оформлении займа необходимо сообщать о своём статусе работникам кредитно-финансовой организации;
  • невозможно подать повторное заявление, если по какой-то причине рассмотрение дела в суде приостановится. Инициировать новый процесс могут только кредиторы.

Последствия банкротства для ИП жёстче, чем для физических лиц. Если вы планируете снова заниматься бизнесом в ближайшее время, то лучше банкротиться от лица гражданина. В этом случае ограничения более щадящие: на протяжении трёх лет запрещено занимать должности, связанные с непосредственным руководством компанией (президент, гендиректор).

Если в счёт погашения долга было реализовано имущество, то:

  • кредитные организации не могут потребовать от банкрота возврат долгов;
  • приостанавливаются взыскания по исполнительным листам;
  • не начисляется пеня за просрочку;
  • всеми финансовыми делами банкрота управляет арбитражный управляющий;
  • во время судебного процесса новые кредиты недоступны;
  • по требованию кредиторов должнику может быть запрещён выезд из страны.

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

Более предпочтительным для предпринимателя вариантом исхода событий является реструктуризация долга. Однако это возможно лишь в том случае, если у гражданина есть достаточный доход. Его должно хватить для того, чтобы расплатиться с долгами в течение трёх лет. На время оплаты гражданин освобождается от выплат банковских процентов и пеней.

Реструктуризация – это план погашения задолженности. Когда финансовый управляющий будет понимать объём активов должника, он разработает план и представит его на собрании кредиторам. Их задача – ознакомиться с планом и одобрить его, хотя они могут на это и не пойти. Затем график направляется на одобрение суда, причём он вправе одобрить его даже в том случае, если этого не сделали кредиторы.

План реструктуризации представляет собой, по сути, график выплат. Составляется он таким образом, чтобы задолженность была погашена за 3 года. На практике реструктуризация вводится очень редко, поскольку у должника, как правило, недостаточно дохода.

Описанная выше ситуация – это благоприятный для сторон исход. Но так бывает далеко не всегда. Если предпринимателю нечем оплатить свои долги за 3 года или план реструктуризации не утвердили, суд объявляет его банкротом. Далее процедура банкротства ИП переходит в распродажу его имущества.

Есть активы, которые нельзя направлять на погашение долгов. Это личные вещи, денежные средства в размере прожиточного минимума и некоторые другие. Кроме того, нельзя лишить человека единственной квартиры или иного жилья.

Руководит процессом финансовый управляющий. Естественно, имущество уходит с большим дисконтом, ведь распродать его нужно как можно скорее. Таким образом реализуется всё, что можно. Если какие-то долги при этом остаются непогашенными, а реализовать уже нечего, то их списывают.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).

В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.

Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.

Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:

  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
  • созывать собрания кредиторов;
  • предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. Еще Закон о банкротстве 1992 г. содержал положения, которые регулировали порядок принудительной ликвидации предприятия-должника по решению арбитражного суда. По мнению О.А. Никитиной, «конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели, которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга».[12]Стоит заметить, что подобная позиция отражена и в Законе о банкротстве 2002 г.

Эта процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Переход к конкурсному производству возможен не только после внешнего управления (ситуация, при которой должник поступательно переходит из одной процедуры в другую и все-таки признается банкротом), но и после наблюдения либо финансового оздоровления.

Срок конкурсного производства не может превышать один год, арбитражный суд вправе продлить этот срок еще на шесть месяцев (п.2 ст.124 Закона о банкротстве 2002 г.). При необходимости в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, представляется логичным, что арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства сверх 18 месяцев. Таким образом, Закон о банкротстве 2002 г. хотя и вводит определенные сроки проведения конкурсного производства, в то же время не фиксирует предельно допустимой продолжительности данной процедуры

Правовые последствия введения конкурсного производства

Закон о банкротстве 2002 г. четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.

Читайте также:  Памятка общения с коллектором: как защитить себя и сберечь свои нервы

Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей.[13]

Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.

В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны и перечень сведений, ее составляющих, определены ст.139 ГК РФ и положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Статья 139 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны: это информация, имеющая реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при отсутствии к ней свободного доступа на законном основании и принятии обладателем мер к охране ее конфиденциальности.

В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.

Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году

16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.

Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.

Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.

Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.

Это:

  • пенсионеры,
  • инвалиды,
  • семьи с детьми,
  • беременные женщины.

Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.

С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.

Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.

Что показывает статистика дел о несостоятельности

Изучение статистических данных о количестве дел о банкротстве (несостоятельности) позволяет сделать вывод, что число поданных исков неуклонно растет, но при этом данный процесс характеризуется цикличностью с периодами в 2 года. Наибольший рост заявлений пришелся на 2010 год, что обусловлено последствиями кризиса 2008-2009 гг., массовым разорением множества предприятий, как мелких, так и крупных, и предпринимателей. Затем в 2011 г. наблюдается снижение, а в 2012 опять всплеск, который сменился более устойчивым экономическим положением в 2013-2016 г., следовательно, меньшим числом исков.

Если говорить о банкротстве физлиц, с момента принятия Закона в октябре 2015 г. наблюдается постепенный рост исков. Тем не менее по оценке экспертов, по сравнению с реальным количеством банкротом в стране число обращений относительно невелико. Подобное объясняется тем, что многие граждане не имеют денег для оплаты судебных услуг, а также опасаются негативных последствий процедуры признания банкрота при обращении за кредитованием, открытии предпринимательства и т.д. Хотя, безусловно, при бедственном финансовом положении официальное объявление банкротом представляет собой наилучший выход расплатиться с имеющимися долгами.

Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности

Как уже говорилось, предпринимательская деятельность неизбежно сопряжена с риском. Далеко не всегда она приносит ожидаемые результаты. Даже в благополучных странах ежегодно оказываются несостоятельными (банкротами) тысячи субъектов предпринимательской деятельности — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Несостоятельность (банкротство) любого субъекта предпринимательской деятельности всегда затрагивает интересы множества других лиц: работников субъекта предпринимательской деятельности, его контрагентов, муниципального образования, на территории которого он находится — особенно в случае, если таким субъектом является крупное градообразующее предприятие — а иногда и интересы государства (например, если речь идет о предприятиях, имеющих оборонное значение).

Поэтому во всех цивилизованных странах вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) субъектов предпринимательской деятельности регулируются в законодательном порядке. В нашей стране эти вопросы регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

В соответствии с российским законодательством под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т. п.) в бюджет либо во внебюджетные фонды.

При этом несостоятельными по российскому законодательству могут быть признаны:

  • индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • коммерческие организации, за исключением казенных предприятий;
  • некоммерческие организации, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Признание банкротом юридического лица влечет его ликвидацию, а индивидуального предпринимателя — аннулирование его государственной регистрации в качестве предпринимателя и невозможность такой регистрации в течение года со дня признания его банкротом, а также аннулирование выданных ему лицензий.

Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

  1. должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
  2. конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
  3. уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);
  4. арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:

  • временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
  • административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
  • внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
  • конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.
  • иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.

В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

Читайте также:  Жалоба на судью: когда и куда обращаться

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

Механизм банкротства предприятий (организаций) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, который устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Действие данного федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Настоящим федеральным законом также регулируются отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе и индивидуальных предпринимателей.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность но уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Денежным обязательством является обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию. Обязательными платежами признаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В соответствии с федеральным законом для определения признаков банкротства должника учитываются:

размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги; суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником; размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения; размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате лиц, работающих по трудовому договору, обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении признаков банкротства должника.

Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. и если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Для проведения процедур банкротства должника — юридического лица в соответствии с федеральным законом утверждается арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), которым может быть гражданин РФ, соответствующий следующим требованиям:

зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

имеет высшее образование;

имеет стаж руководящей работы не менее, чем 2 года в совокупности;

сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;

является членом одной саморегулируемой организации, т.е. некоммерческой организации, основанной на членстве, созданной гражданами РФ, включенной в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, цель деятельности которой — регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника-предприятия (организации) банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы, которыми являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и денежных обязательств, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

Предприятие-должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в установленный срок. В то же время руководитель должен обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

удовлетворение требования одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении к арбитражный суд с заявлением должника;

обращение взыскания на имущество предприятия-должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

в иных, предусмотренных федеральным законом случаях.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица именуются следующие процедуры банкротства:

Но в соответствии с федеральным законом могут осуществляться меры по предупреждению банкротства организаций.

Вопросы для самопроверки

В каких формах прекращается деятельность предпринимательской организации?

В каких формах осуществляется реорганизация организации?

Назовите основные признаки несостоятельности (банкротства) организации.

Кто может подать в арбитражный суд заявление о признании организации банкротом?

Процедура банкротства ИП

Перечень и последовательность основных стадий процедуры банкротства регламентируются №127-ФЗ. Стандартный порядок признания ИП финансово несостоятельным предполагает выполнение нескольких этапов:

  1. Подача искового заявления в суд. К нему прилагается комплект предварительно собранных и подготовленных документов (выписка из ЕГРИП, список долгов и активов, документация о возникновении долгов и т.д.)
  2. Наблюдение. Осуществляется арбитражным управляющим. Состоит в анализе финансового состояния предпринимателя, целью которого выступает определение платежеспособности должника.
  3. Поиск решения проблемы. Возможный вариант дальнейших действий – заключение мирового соглашения, в котором описывается порядок погашения долгов, устраивающий и ИП, и его кредиторов. Альтернативный способ закрытия дела без признания должника банкротом – погашение обязательств и восстановление платежеспособности предпринимателя.
  4. Конкурсное производство. Назначается в том случае, если договориться на предыдущей стадии не удалось. Из активов предпринимателя формируется конкурсная масса, при этом ИП теряет право распоряжаться собственным имуществом.
  5. Реструктуризация
  6. Реализация имущества должника. По сути, эта стадия является завершающим этапом конкурсного производства. Полученные от продажи активов ИП деньги распределяются между кредиторами в соответствии с очередностью, установленной законодательством.
  7. Признание ИП банкротом и списание непокрытых долгов.
Читайте также:  Кто может не платить земельный налог: найдите себя в списке

Формирование конкурсной массы

Решение о признании должника банкротом может быть принято арбитражным судом как по результатам процедуры наблюдения, так и внешнего управления. И в том, и в другом случае на рассмотрение арбитражного суда представляется ходатайство собрания кредиторов о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Закон устанавливает, что срок конкурсного производства не может превышать один год, в то же время арбитражный суд вправе продлить его на шесть месяцев, а при необходимости и более (п. 2, 3 ст. 97 ФЗ). Конкретные основания для продления срока Законом не предусмотрены. На практике срок конкурсного производства продляется арбитражным судом достаточно часто. Так, Арбитражным судом Саратовской области в 1999 г. срок продлялся на шесть месяцев по 43 делам, свыше шести месяцев — по 4, в 2000 г. соответственно — по 95 делам и 21 делу1. Представляется, что подобную практику нельзя считать позитивной. Затягивание процедуры конкурсного производства не способствует осуществлению ее цели — непосредственного удовлетворения требований кредиторов. По нашему мнению, обоснованным является предложение С.Зинченко, С.Казачанского и О.Зинченко об установлении в Законе пресекательного срока конкурсного производства аналогично срокам наблюдения и внешнего управления . Кроме того, на наш взгляд, в Законе должны быть обозначены обстоятельства, при наличии которых арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства до шести месяцев и более. Введение указанных положений будет стимулировать участников процедуры к надлежащему осуществлению своих полномочий.

Введение конкурсного производства влечет следующие правовые последствия: срок исполнения всех денежных обязательств и отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника; сведения о финансовом состоянии должника перестают носить конфиденциальный характер либо являться коммерческой тайной; снимаются ранее наложенные и не допускаются новые аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом; устанавливаются специальные правила совершения сделок, связанных с отчуждением имущества и исполнения обязательств должника. В свою очередь, все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства (ст. 98 ФЗ). Последнее положение, по мнению Я.В. Номофиловой, означает, что предъявление каких-либо требований к должнику в порядке искового производства исключается1. Судебная практика исходит из иного толкования абз. 7 п. 1 ст. 98 ФЗ.

Так, Комитет по управлению государственным имуществом Алтайского края обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к акционерному коммерческому банку «Алтайкредитпромбанк» и ОАО «Шинремстрой» о применении последствий недействительности ничтожной сделки — договора аренды с правом выкупа арендатором находящегося на балансе арендодателя встроенного нежилого помещения и возврате указанного помещения Комитету.

Определением от 09.09.98 г. производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, поскольку оба ответчика признаны судом банкротами и в отношении них было открыто конкурсное производство. Принимая определение о прекращении производства по делу, суд исходил из того, что согласно ст. 98 ФЗ все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Президиум ВАС РФ отменил вынесенное определение, указав, что в данном случае исковые требования Комитета не вытекают из денежных обязательств. Под имущественными требованиями, которые могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 89 ФЗ следует иметь в виду требования по денежным обязательствам и обязательным платежам1.

Таким образом, кредиторы по неденежным обязательствам вправе предъявить требования к должнику, находящемуся в процедуре конкурсного производства в порядке искового производства. Такой вывод сложился в судебной практике и поддерживается в научной литературе .

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности

Как уже говорилось, предпринимательская деятельность неизбежно сопряжена с риском. Далеко не всегда она приносит ожидаемые результаты. Даже в благополучных странах ежегодно оказываются несостоятельными (банкротами) тысячи субъектов предпринимательской деятельности — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Несостоятельность (банкротство) любого субъекта предпринимательской деятельности всегда затрагивает интересы множества других лиц: работников субъекта предпринимательской деятельности, его контрагентов, муниципального образования, на территории которого он находится — особенно в случае, если таким субъектом является крупное градообразующее предприятие — а иногда и интересы государства (например, если речь идет о предприятиях, имеющих оборонное значение).

Поэтому во всех цивилизованных странах вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) субъектов предпринимательской деятельности регулируются в законодательном порядке. В нашей стране эти вопросы регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

В соответствии с российским законодательством под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т. п.) в бюджет либо во внебюджетные фонды.

При этом несостоятельными по российскому законодательству могут быть признаны:

  • индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • коммерческие организации, за исключением казенных предприятий;
  • некоммерческие организации, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Признание банкротом юридического лица влечет его ликвидацию, а индивидуального предпринимателя — аннулирование его государственной регистрации в качестве предпринимателя и невозможность такой регистрации в течение года со дня признания его банкротом, а также аннулирование выданных ему лицензий.

Конституция РФ предоставляет каждому право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

Гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя, или через участие в коммерческой организации. Закон не запрещает гражданину работать в качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение на участие или работу гражданина применительно к конкурирующим субъектам предпринимательства в целях исключения конфликта интересов. Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида предпринимательской деятельности и достижения целей учредителей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *