Нужны ли права на электровелосипед и электроскутер в 2023 году?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на электровелосипед и электроскутер в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Электровелосипед можно определить как нечто промежуточное между мопедом и обычным велосипедом. Из-легкой конструкции он может развивать приличную скорость, с мотором мощностью менее 250 Ватт. Последнее обстоятельство играет определяющую роль при решении вопроса о правах.
Если мощность электровелосипеда превышает 250 Ватт — наличие прав категории М обязательно, а транспортное средство должно быть зарегистрировано в ГИБДД.
Электровелосипедом с меньшей мощностью можно управлять без прав, и регистрировать его не нужно.
Сложность заключается в том, что для сотрудника ГИБДД довольно затруднительно установить мощность двигателя, если она нигде не обозначена. Во избежание разногласий на этой почве рекомендуется всегда иметь при себе документ, содержащий данную характеристику.
Как и где использовать электровелосипед
Езда на электровелосипеде имеет массу преимуществ, главное из которых – возможность ездить больше и быстрее, чем на обычном велосипеде, и при этом прикладывать минимум усилий. Наличие электротяги не привлекает только спортсменов, которые предпочитают по максимуму нагружать мышцы и рассчитывать в дороге исключительно на свои силы.
Остальными велосипедистами наличие электромотора на байке приветствуется, поскольку:
В зависимости от того, где и как планируется ездить на электровелосипеде, его конструкция может быть разной. Поэтому перед покупкой подходящей модели или установкой мотора на имеющийся велосипед нужно решить, какие характеристики нужны для его комфортной эксплуатации. В целом же электровелосипеды подходят для широкого круга велосипедистов с разным уровнем физической подготовки.
В случае, если у вас нет права управления на мопед или мотоцикл, и вы едете на велосипеде с мотором, удовлетворяющим условиям одного из этих терминов, то действующее на 2023 год законодательство предусматривает наказание в виде штрафа от 5 до 15 000 рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП.
Кроме того, если выяснится, что транспортное средство принадлежит не вам, то штраф выпишут ещё и собственнику вело с двигателем, но тому уже в размере 30 000 рублей по части 2 этой же статьи за передачу управления лицу без прав.
Но если вы едете на моторном велосипеде с параметрами, которые подходят для мопеда, а действующие права водителя вы получали, но забыли само удостоверение дома, то такое нарушение уже по закону должно быть квалифицировано по части 2 статьи 12.3 Административного кодекса со штрафом 500 рублей.
Ответственность за отсутствие прав
На основании действующего законодательства, при управлении электровелосипедом без прав его владельцу может быть выписан административный штраф (до 15 тыс. рублей), а транспортное средство заберут на штрафстоянку. Забрать его сможет только лицо, которое обладает нужной категорией автодокументов.
Сейчас на законодательном уровне обсуждается вопрос, нужны ли права на электровелосипед в России, так как на практике ПДД в отношении данного вида транспорта практически не соблюдаются. Вполне вероятно, что будут внесены поправки, исключающие моторизованные варианты велосипедов из раздела транспортных средств. Поэтому все желающие купить электровелосипеды Xiaomi и другие модели, входящие в топ лучших электрических велосипедов, смогут без опасения передвигаться по дорогам.
Пожалуй, это всё, что мне хотелось вам рассказать об электроскутерах и электросамокатах. А тверже запомнить следует вот что:
- На электроскутеры нужно получать ВУ категории «М», так как их мощность находится в пределах 350-5000 Вт.
- На электросамокат ВУ не понадобятся, если мощность его двигателя не превышает 250 кВт. В основном такими моторами оснащены детские модели.
- 5000-15000 руб. – штраф за управление электроскутером без прав. Несмотря на то, что инспектор вряд ли остановит водителя электросамоката, такой риск также имеется.
- 7000-34000 руб. обойдётся обучение на категорию «М»;
- 16 лет – с этого возраста можно покрыть категорию «М», что удобно. Получить ВУ категории «А» или «В» можно только с 18-ти.
- Передвижение по тротуарам почти всегда запрещено на почти любом транспорте для взрослых мотоциклетного типа, вне зависимости от необходимости наличия прав на него.
Нужна ли лицензия на электровелосипед в 2022 году?
Официальные водительские права на электронный велосипед или мопед можно получить в ближайшем подразделении дорожной полиции после прохождения курсов вождения. Водительские права категории M могут получить водители, достигшие 16 лет. Если у вас есть водительские права категорий A, B, C или других, вам не нужно сдавать отдельный экзамен на категорию M.
Если выходная мощность превышает 4 000 Вт, то это не велосипед и не мопед. Он рассматривается как мотоцикл (категория А) и требует водительских прав. Его получают в ГИБДД после обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов.
Электрические скутеры могут иметь низкую мощность до 250 ватт и более высокую мощность свыше 250 ватт. Если мощность вашего электроскутера не превышает 250 ватт, вам не нужны водительские права! Такое транспортное средство в принципе не отличается от обычного велосипеда или скутера.
Если выходная мощность превышает 4 000 Вт, то это не велосипед и не мопед. Он рассматривается как мотоцикл (категория А) и требует водительских прав. Его получают в ГИБДД после обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов.
Электрический скутер стоит на класс ниже своих собратьев: электрического велосипеда и электрического скутера. Как мы уже рассказывали, для управления электровелосипедом и электроскутером необходимы права категории М. Но нужны ли мне права для управления электрическим скутером в России в 2022 году?
Это документ категории «М», который можно получить в ГИБДД после прохождения курса обучения в автошколе для лиц старше 16 лет.
Поэтому для управления такими транспортными средствами нужны права специальной категории M.
Однако владелец должен учитывать установленные законом правила.
Изучая ассортимент предлагаемых на рынке электроприборов, оценивая их технические параметры, выясняется, что разные модели имеют разную мощность и могут быть приравнены либо к велосипедам, либо к мопедам. Именно технические характеристики определяют необходимость получения водительского удостоверения.
В настоящее время активно обсуждается проблема обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации индивидуальных электрических транспортных средств, в том числе электровелосипедов, электроскутеров, гироскутеров, моноциклов и других.
Итак, если на вашем велосипеде установлен электродвигатель мощностью более 250 Вт, или он не отключается на скорости, или отключается на скорости более 25 км/ч, или у вас установлен бензиновый двигатель внутреннего сгорания, то это мопед. Для управления мопедом в России с 2022 года требуется лицензия.
Электродвигатели. Таким образом, с технической точки зрения, электрический велосипед идеально подходит под это определение. На первый взгляд, можно сделать логичный вывод: в России не нужны водительские права на электровелосипед с двигателем мощностью до 250 Вт. Согласно классификации, изложенной в законе, такое средство передвижения будет относиться к обычным скутерам и велосипедам. Идем дальше: нужна ли мне лицензия на электровелосипед с двигателем мощностью более 250 Вт?
Дело в том, что в таком случае, согласно правилам, мотоцикл должен классифицироваться как мопед. Те, у кого еще нет водительских прав, должны пройти курс обучения в автошколе.
Если электровелосипед имеет двигатель мощностью 250 Вт и более, то для управления им водителю необходимы права категории M.
Первое, что нужно сделать, это выяснить, к какой категории транспортных средств относится электровелосипед. Для этого найдите официальные документы, а именно Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1993 года. Он время от времени обновляется, например, последний раз поправки в него вносились весной 2020 года.
Как можно обеспечить соблюдение закона? Ответа нет. Я прихожу к выводу, что в большинстве случаев водительские права на практике не понадобятся, но каждый, кто едет по дороге на электрическом велосипеде, должен иметь удостоверение личности.
Если мощность транспортного средства составляет менее 250 Вт, оно классифицируется как велосипед или скутер. Поэтому на нем можно ездить без водительских прав. Самое главное — соблюдать правила дорожного движения.
Как и прежде, с электродвигателем мощностью до 250 ватт на электронном велосипеде можно ездить без водительских прав. Для электронных велосипедов мощностью более 250 кВт и менее 4 000 Вт требуется водительское удостоверение категории «М» или выше. Категория «М» была введена в 2013 году для водителей мопедов, скутеров и подобных транспортных средств. Его можно получить с 16 лет в местном подразделении ГИБДД после обучения в автошколе.
Какие правила действуют для электрических самокатов?
К каким участникам дорожного движения приравниваются люди на электросамокатах: пешеходам, велосипедистам или водителям мопедов? Какие правила дорожного движения касаются электросамокатов? Нужен ли шлем, как на мопеде или мотоцикле? Можно ли ездить по проезжей части, а не по тротуару?
Электросамокат — это пример того, как законы не всегда успевают за техническим прогрессом. Раньше самокаты выглядели так, что даже правила дорожного движения скромно относили самокатчиков к пешеходам. А потом ситуация изменилась.
Современные самокаты ездят быстрее, чем старый Москвич. Но если для Москвича нужны права, то для электросамоката нет. Прогресс опередил законодательство.
Но это не значит, что водителям самокатов можно делать все что угодно. Это зависит от мощности двигателя самоката и его максимальной скорости.
- На территории России не требуются права на электрический байк с двигателем мощностью до 250W. На основе установленной классификации, которая прописана в законе, данное средство езды относится к самокатам и обычным велосипедам.
- Модели с моторами 500, 850 и 1000 Вт требуют получения прав, однако как смогут отличить один мотор от другого сотрудники ГИБДД — неизвестно.
- На основе действующего законодательства любой электрический самокат с мотором от 250W относят к скутерам. Следовательно, чтобы можно было управлять подобной техникой, водителю требуются специальные права категории М.
- В большей части случаев водительские права не потребуются на практике, но любой, кто ездит на электровелосипеде по дорогам, должен иметь удостоверение личности.
- Производители и дистрибьюторы электрических велобайков могут наносить на каждый велосипед наклейку, которая находится на видном месте, с указанием его мощности. Если пользователь вмешивается или модифицирует электрический байк, изменяя скорость, он должен заменить этикетку с указанием классификации. В теории это поможет полицейским выполнять свою работу.
- К велобайку не применяются правила о водительских правах, регистрации, страховании и прочие требования, поскольку электрический байк — это не автомобиль.
- Однако на водителя действуют законы о вождении в нетрезвом состоянии. Кроме того, к использованию велобайков могут применяться дополнительные законы или постановления в различных местах и областях.
Коснулись ли ограничения на использование электродвигателей для мотоцикла или мопеда?
Внесены ограничения по мощности электродвигателя (пункты 2.27 и 2.28) для механических транспортных средств, приводимых в движение двигателем:
- 2.27. Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров (в случае двигателя внутреннего сгорания) или электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определенную его техническими характеристиками, не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками;
- 2.28. Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом 50 куб. сантиметров и более (в случае двигателя внутреннего сгорания) или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства с приводами управления мотоциклетного типа, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов (без учета массы аккумуляторов электрических транспортных средств) и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Какая ответственность ждет нарушителей?
Собственников индивидуального электротранспорта с двигателями, чья мощность превышает 250 ватт, ждет наказание в ситуации, если они перемещаются на своем велосипеде по автотрассам, не имея соответствующих прав. Теоретически любой представитель ГИБДД имеет право остановить велосипедиста и проверить параметры мотора, используемого на его электробайке. Если им будет зафиксировано нарушение, то собственнику транспорта грозит штраф в размере от 5 000 российских рублей (минимум) до 15 000 рублей (максимум).
Самое же неприятное, что кроме необходимости уплаты штрафа, хозяин велосипеда должен будет распрощаться со своим средством передвижения до момента получения прав. По закону, представители правоохранительных органов обязаны отправить технику на штрафстоянку, чтобы исключить вероятность ее последующей эксплуатации гражданином, не имеющим на то соответствующего основания.
Электровелосипеды с мотором выше 350 W – это мопеды?
Можно ли сказать, что электровелосипеды с мотором от 350 W относятся к мопедам, и поэтому для езды на них нужны права? Конечно, отнести электрические байки к мопедам нельзя, так как они конструктивно отличаются между собой. Одно из главных отличий – более массивная рама. Но это никак не освобождает владельца электробайка от необходимости получения прав.
Если электровелосипед оснащен мощным двигателем (более 250 W), необходимо иметь водительские права. Получить права на электровеловипед в 2021 году можно в местном отделении ГИБДД после прохождения обучения в автошколе. Категория «М» доступна водителям с 16 лет. Если у вас имеются водительские права А, В, С или других категорий, сдавать на категорию «М» отдельный экзамен не нужно.
Ездить на мощном электровелосипеде без прав можно только по парковым дорожкам и другим схожим местам на небольшой скорости. Выезжать на проезжую часть без документа категорически запрещено.
Соблюдение правил дорожного движения – залог долгих лет жизни
Безобидный на вид электровелосипед на самом деле не является таким уж безобидным. Он достаточно травмоопасен, с него можно самому упасть, как дважды два, особенно если приличная скорость или же нанести вред какому-нибудь прохожему. Вес электровелосипеда больше, чем у обычного, поэтому ещё и накрыть может неудачно, в лучшем случае оставив большой ушиб, или поцарапать, или помять чьё-либо имущество, например, стоящий автомобиль, попавшийся на пути.
Как известно, за руль велосипеда садятся все категории граждан, находясь в состоянии опьянения, старенькие бабушки и дедушки, не всегда правильно оценивающие ситуацию, дети, от мала до велика. Нередко можно увидеть картину, когда ребёнок, не достающий с седушки до педалей, гоняет, стоя под рамой, а то и люди с некоторыми психическими расстройствами.
Правила дорожного движения водитель электровелосипеда должен соблюдать так же, как водитель машины. В некоторых странах уже давно определились с требованиями к мотовелосипедам и его водителям. Но в России электровелосипед — это пока что как НЛО, нечто неопознанное. С юридической точки зрения, можно назвать его «нэо» — неопознанный электровелосипедный объект, нет прописанных чётко под электровелосипед правил, поэтому придерживаться надо ПДД и для велосипеда, и для мопеда.
Велосипед с мотором, только на вид кажется безобидным. На самом деле эти транспортные средства имеют достаточно высокую скорость, чтобы нанести серьёзную травму пешеходу. Велосипед с мотором обладает значительным весом, на много больше, чем имеют простые велосипеды, поэтому его падение может оставить большой ушиб или повредить чужое имущество. В ряде стран велосипед с мотором приравнен к автомобилю.
Нужны ли права на электровелосипед: что написано в законах
В 2013 году законодательно была введена категория «М », которая дает право водить мопеды и скутеры как на топливе, так и на электрическом приводе. Включается ли в эту категорию электровелосипед? В правилах это не прописано дословно. Однако категория обозначена по чётким техническим параметрам:
Обозначенный закон актуален до сих пор, других правок в него внесено не было. Это значит, что в 2020 году по законодательству РФ владельцам электровелосипедов мощностью менее 250 W не понадобятся права на их вождение, так как подобные средства передвижения будут относиться по классификации к обычным самокатам и велосипедам. То есть, маломощные электробайки не требуют наличия водительских прав, однако по внешнему виду определить это невозможно — будьте готовы к тому, что инспектор ГИБДД может спросить у вас документы. В этом случае ссылайтесь на закон и предъявите подтверждение маленькой мощности мотора.
Правила дорожного движения – на что обратить внимание владельцам электровелосипедов
Безопасная езда на электровелосипеде регламентируется действующими Правилами дорожного движения. Конкретные условия и ограничения прописаны в статье 24 о дополнительных требованиях к движению водителей мопедов и велосипедистов.
На владельцев электровелосипедов распространяются те же запреты, что и для водителей мопедов:
Дополнительные ограничения присутствуют во время движения велосипедистов по пешеходным дорожкам и тротуарам. Владельцам транспорта мощностью до 250 Вт разрешена езда в указанных зонах, если они не создают помех для иных лиц. В противном случае нужно спешиться, продолжая движение по правилам для пешеходов.
Итак, мы выяснили, что на велосипеды мощностью до 250 Вт права не нужны и владельцы таких транспортных средств должны руководствоваться правилами дорожного движения для велосипедистов. Владельцы электровелосипедов мощностью свыше 250 Вт должны иметь права категории М, либо любой другой категории, и руководствоваться правилами для водителей мопедов.