Что такое саморегулируемая организация. Объясняем простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое саморегулируемая организация. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.

Стоит ли вступать в СРО?

Имеет ли смысл вступать в саморегулируемую организацию? Если деятельность подлежит обязательному получению допуска, вступать в объединение нужно. Работа без свидетельства – опасное мероприятие. Если правонарушение будет обнаружено, ЮЛ может быть привлечено к ответственности. Но стоит ли вступать в СРО добровольно? Преимущества вступления приведены выше. Это юридическая, консультационная, информационная поддержка, защита интересов, постоянное взаимодействие с другими участниками. Однако нужно учитывать и минусы:

  • Большой размер вступительных взносов (могут составлять 200 000 – 400 000 рублей).
  • Необходимость ежемесячно выплачивать членские взносы.
  • Необходимость прохождения ежегодных проверок СРО.
  • Если другой участник объединения нанесет ущерб третьему лицу, средства (в том числе совокупность компенсационных взносов фирмы) будут направлены на выплату компенсации.

Основной вопрос, который стоит перед потенциальным участником СРО – финансовый. Однако если компания располагает соответствующими средствами, вступить в объединение рекомендуется. Это поможет закрепиться на рынке.

Как уже было сказано выше, саморегулируемая организация имеет полномочия по выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ и дальнейшей контрольной функции за своими членами.

Для этого СРО должна сначала разработать и утвердить Общим требования к выдаче свидетельства о допуске, правила контроля в области саморегулирования, стандарты, положения и другие документы.

СРО может участвовать в обсуждении федеральных законов, государственных программ, относящихся к профессиональной деятельности членов, и направлять свои предложения в органы государственной власти.

Также согласно законодательству, саморегулируемая организация вправе обратиться в суд, отстаивая интересы членов Партнерства.

Важно помнить, что СРО вправе применять меры дисциплинарного воздействия к членам, которые нарушают требования, в виде приостановления свидетельства о допуске, вплоть до прекращения его действия и исключения из членов СРО.

Обязанности и функции СРО

Основные задачи прописаны в ст.6 ФЗ № 315. Сегодня, именно некоммерческие объединения, а не государство, несут ответственность за работу фирм, которые являются их членами. Законодательное регулирование контрольно-надзорных функций, способствует повышению качества оказываемых услуг.

Функции

  • Создаёт стандарты качества предоставляемых услуг.
  • Определяет соответствие кандидатов и членов требованиям закона.
  • Осуществляет надзор и контроль деятельности, входящих в её состав фирм.
  • Разрабатывает правила поведения, инструкции, документы для вступления.
  • Анализирует работу фирм-участников.
  • Регулирует возникающие конфликты с клиентами.
  • Обучает сотрудников компаний, участников СРО.
  • Оказывает правовую, юридическую поддержку на всех этапах работы и при проверках надзорных органов.

Сколько стоит вступление в СРО

Несмотря на то, что СРО называется некоммерческим партнерством, поддержание ее функционирования обходится недешево. Это сложная структура, объединяющая не только участников, но включающая в себя контрольную, ревизионную и дисциплинарную комиссии; исполнительный и коллегиальный органы управления; третейский суд. Высшим органом управления СРО является общее собрание ее членов. Для финансирования этой деятельности участники партнерства уплачивают при вступлении в организацию взносы: вступительный, членский, целевой.

Размеры этих взносов устанавливаются самой организацией, приведем пример этих сумм одного из некоммерческих партнерств:

  • вступительный взнос — 10 000 рублей;
  • членский годовой взнос — от 55 000 рублей (при доходах участника СРО до 10 млн. рублей) до 150 000 рублей (при доходах более 500 млн. рублей);
  • целевой годовой взнос — 5 000 рублей.

И наконец, взнос в компенсационный фонд, который идет на возмещение ущерба, нанесенного участниками СРО третьим лицам в результате своей профессиональной деятельности. Размеры взносов в компенсационный фонд указаны в ст. 55.16 Градостроительного кодекса. Например, для строителей от 100 000 рублей, а для проектировщиков и изыскателей от 50 000 рублей.

Возврат всех внесенных взносов при выходе участника из СРО не производится (ст. 55.7 Градостроительного кодекса и ст.13 закона № 315-Ф3 от 1 декабря 2007), кроме случаев ликвидации некоммерческого партнерства.

Согласно ст. 55.6 (6) Градостроительного кодекса допуск СРО выдается в срок не позднее чем в трехдневный срок после принятия решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд. Некоторые СРО предлагают различные способы кредитования для своих членов, то есть оплаты взносов в рассрочку.

Основополагающим законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций (далее — СРО) в России, является Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон N 315-ФЗ). Помимо этого, особенности правового положения данных организаций определяются также федеральными законами, регулирующими правоотношения в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (например, Законом о рекламе [1], Законом об оценочной деятельности [2]). Действие Закона N 315-ФЗ не распространяется только на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй, жилищных накопительных кооперативов. Деятельность таких СРО урегулирована специальными федеральными законами.

Читайте также:  Корзина новорожденного 2023 в красноярске

Основную цель, которую преследовали законодатели при введении института саморегулирования, можно определить как осуществление перехода к самоорганизации бизнеса в некоторых сферах экономики. Для этого СРО наделяется публично-правовыми полномочиями по установлению стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности членов СРО, а также по обеспечению соблюдения этих стандартов и правил. Тем самым государство делегировало участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики. Объясняется это тем, что государство стремилось отказаться от госнадзора за самой деятельностью и заменить его лишь надзором за результатом такой деятельности.

Помимо этого, государство будет взаимодействовать не со всеми субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности, а только с их объединенными структурами — СРО. Так, согласно ст. 23 Закона N 315-ФЗ госконтроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется в порядке, который предусматривается федеральными законами, регулирующими статус СРО в конкретной сфере экономики (см., например, ст. 55.19 ГрК РФ, ст. 24.5 Закона об оценочной деятельности, ст. 22 Закона об аудиторской деятельности [3]). Соответственно, с появлением СРО в той или иной сфере лицензирование деятельности в ней отменяется. Примером тому может послужить введение системы саморегулирования в строительстве, которая заменила собой систему лицензирования работ в строительной деятельности.

Уведомительный и разрешительный порядок создания СРО

В зависимости от порядка признания некоммерческой организации в качестве саморегулируемой, СРО делятся на:

— создаваемые в уведомительном порядке;

— создаваемые в разрешительном порядке.

Уведомительный порядок означает, что некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО (ч. 6 ст. 3 Закона о «О саморегулируемых организациях»).

Разрешительный порядок создания саморегулируемых организаций предполагает приобретение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой с момента получения специального разрешения (например, выдаваемого некоторым СРО Банком России на основании ст. 57 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

Ни одна саморегулируемая организация не может существовать без взносов со стороны участников. Точный состав и размер платежей определяется локальными актами СРО. Это могут быть:

  • разовые взносы при вступлении (некоторые организации допускают бесплатное вхождение в состав);
  • периодические членские взносы (например, ежемесячные, ежеквартальные и т.д.);
  • взносы в компенсационные фонды;
  • целевые взносы на определенные цели (например, на плановую аттестацию руководителей);
  • взносы на коллективное или индивидуальное страхование;
  • дополнительные платежи и взносы (например, за подключение к информационным системам).

Многие СРО позволяют оплачивать вступительные и иные взносы на условиях рассрочки. Если участник решит выйти из состава организации, ранее уплаченные взносы ему не вернут.

Какие преимущества дает членство в СРО? Стандартная гослицензия предоставляет предпринимателям только право на осуществление работ, без каких-либо дополнительных выгод. Став членом саморегулируемого объединения значит, что организация получает возможность:

  • принимать участие в госзакупках и других тендерах, к которым допускаются исключительно организации – действующие члены СРО;
  • пользоваться ресурсами объединения с целью повышения квалификации сотрудников;
  • получать бухгалтерскую и юридическую поддержку;
  • возмещать собственные убытки или ущерб, причиненный третьим лицам, с помощью ресурсов компенсационных фондов организации;
  • обмениваться опытом и наработками с компаниями, занимающимися аналогичной деятельностью.

Кроме этого, наличие лицензии СРО — это знак качества для предпринимателя, повышающий его имидж и выгодно выделяющий на фоне конкурентов.

За что могут исключить из саморегулируемой организации

Все основания для изгнания строительной, проектной или инженерно-изыскательской компании из СРО описаны в статье 55.7 Градостроительного кодекса РФ. Приведем их в полном объеме:

  • двукратное невыполнение требований Госстройнадзора в течение года;
  • нанесение ущерба клиентам или другим лицам из-за несоблюдения технических регламентов, установленных СРО и законодательством РФ;
  • неоднократное нарушение стандартов и регламентов СРО в течение одного года (либо одно нарушение грубого характера);
  • многократные задержки либо неуплата взносов (как регулярных, так и в компенсационный фонд).

По собственной инициативе можно выйти из СРО, если вас не устраивает размер членских взносов или вы прекратили деятельность. Также членство в саморегулируемой организации прекращается в случае ее реорганизации, присоединения к другой СРО либо расформирования.

Решение об исключении участника из СРО принимает общее собрание. В трехдневный срок это решение должно быть доведено до исключенного ИП или юрлица. Если принято решение о возврате средств из компенсационного фонда, деньги возвращаются также в день вступления в силу решения об исключении.

Правовой статус саморегулируемых организаций.

Под саморегулируемыми организациями Закон о СРО понимает некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным законом и другими федеральными законами, основанными на членстве, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (п. 1 ст. 3).

Закон о СРО имеет ограниченную сферу деятельности, т.к. он распространяется не на все виды СРО. Например, он не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов и др.

СРО должны быть созданы в форме некоммерческой организации в соответствии с требованиями, установленными Законом о СРО, ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и должны отвечать следующим требованиям:

1) быть основаны на членстве;

2) объединять субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединять субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Объединение в одной СРО субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами;

3) объединять в своем составе в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении СРО, объединяющих указанных субъектов, не установлено иное;

Читайте также:  Инвалидам назначат пенсии автоматически

4) иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО;

5) обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;

6) в случае, если иное не установлено федеральным законом, должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.

Федеральными законами могут быть установлены иные (в том числе повышенные) требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их СРО.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в государственный реестр СРО и утрачивает его с даты исключения сведений о ней из указанного реестра (п. 6 ст. 3 Закона о СРО). Реестр ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ведет единый государственный реестр СРО оценщиков и арбитражных управляющих, Ростехнадзор – СРО в строительной сфере.

Правила ведения государственного реестра СРО определены постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» от 29 сентября 2008 г. № 724.

Это так называемый общий способ приобретения некоммерческой организацией статуса СРО, основанный на юридическом факте внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО. Наряду с этим выделяется и специальный способ, предусмотренный иными законами, заключающийся в получении разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти (в сферах рынка ценных бумаг, инвестиционной деятельности).

Только с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО она вправе осуществлять свою уставную деятельность (абз. 3 п. 1, п. 3 ст. 49 ГК РФ).

В системе юридических лиц СРО выступает в качестве вида (разновидности) организационно-правовой формы ассоциации (союза) (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

СРО, как и любое юридическое лицо, обладает правоспособностью. При этом одни авторы полагают, что ее правоспособность является исключительной, другие – специальной; высказана также точка зрения, что у СРО с момента ее внесения в государственный реестр СРО возникает публичная правоспособность (наряду с гражданской правоспособностью), которая является основной для деятельности СРО.

На наш взгляд, правоспособность СРО является специальной, поскольку Законом о СРО определены конкретные функции, права и обязанности таких организаций, а также существенные ограничения их прав (ст.ст. 6, 14). Так, например, СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, они не вправе учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.

Виды СРО

Существуют следующие основные виды СРО:

СРО в строительстве — состоящие из фирм и индивидуальных предпринимателей, занятых непосредственно в строительной сфере;

СРО в инженерных изысканиях — участники которых выполняют инженерные изыскания;

СРО в проектировании — основанные на членстве юридических лиц, занимающихся подготовкой проектной документации.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  • На основе норм действующего российского законодательства разрабатывать и принимать нормативные документы, которые регулируют прием в члены СРО и правила поведения членов организации;
  • Саморегулируемая организация должна обеспечить беспрепятственный допуск к информации о своей деятельности и функционированию ее членов, к списку допуска работ всех членов сообщества;
  • Организует профессиональное обучение и аттестацию работников членов СРО;
  • Сертифицирует продукцию (товары, услуги), выпускаемую членами саморегулируемой организации;
  • Контролирует деятельность всех членов СРО в части ее соответствия правилам и стандартам нормативно – правовым документам всех государственных и муниципальных органов и нормативам организации;
  • Рассматривает жалобы на действия членов СРО, повлекшие за собой нарушение нормативно – правовых документов РФ или правил и стандартов саморегулируемой организации.

Решения любой саморегулируемой организации, ее руководящего органа могут быт обжалованы согласно норм действующего законодательства. Это право записано в статье 11 ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Изначально предполагаем, что данная статья пишется не для фирм – однодневок, а для предпринимателей, которые будут трудиться на основании норм действующего законодательства.

На какие факты необходимо обращать внимание в первую очередь:

Не ленитесь собирать информацию о деятельности администрации саморегулирующей компании. Участники СРО отвечают за деятельность СРО солидарно. Если вы станете участников СРО, в которой руководство компании думает только о личном благополучии, тогда вам спокойной работы не видать, «как своих ушей».

Многие юридические компании специализируются на предоставлении качественных услуг по вступлению в СРО. Они следят за всей базой данных, регулярно отслеживают поступающую информацию о деятельности различных саморегулирующих компаний в многочисленных отраслях экономики (их около 20), где членство в СРО является обязательным. И в зависимости от желания клиента (потенциального участника СРО) предлагают достоверную информацию о деятельности СРО в различных регионах России.

  • Является партнерством некоммерческого типа;
  • Объединяет предпринимателей, ЮЛ и ФЛ работающих определенной отрасли;
  • Имеет строго регламентированный законом состав.

Условно все функционирующие организации СРО на российском рынке можно разделить на четыре крупные группы.
Первая (около 20 первых созданных объединений) – включившая в себя наиболее крупные и организационно грамотные и богатые, но и обладающие хорошими связями компании. Учитывая их требования (квалификационные, финансовые), попасть в них довольно сложно.
Вторая, состоящая преимущественно из региональных и отраслевых СРО, с небольшой примесью обладающих высокой репутацией коммерческих. Требования для получения допуска у них более лояльны в сравнении с первой группой, но, тем не менее, тоже достаточно высоки. Принято считать с 20-140 номера от регистрации. Третья группа (приблизительно до 200 номера) объединяет вышедшие на рынок достаточно поздно, и наращивающие число членов нередко за счет услуг консалтинговых компаний. Условия вступления достаточно либеральны.
Четвертая группа (с датой регистрации не ранее 2012 года) – исключительно коммерческая и преследует цель максимально увеличить размер компенсационного фонда, которым оперирует узкая группа лиц. Вступления сюда носит, в основном, формальный характер.

  1. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
  2. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
  3. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.
  4. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.
  5. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
Читайте также:  Доплата к пенсии по инвалидности в Москве в 2023 году

Идея предпринимательства предполагает возможность проявления инициативы и самостоятельности как отдельных предпринимателей, так и их объединений. Вместе с тем полный отказ от государственного регулирования предпринимательской деятельности, в частности в сферах, где затронуты права потребителей, а также общества в целом, невозможен. Указанные факторы обусловили появление в современном праве такого института, как саморегулирование. Саморегулирование позволяет профессиональным сообществам и бизнес-сообществам самостоятельно определять правила осуществления своей деятельности без чрезмерного вмешательства государства, с одной стороны, и сохранить определенный государственный контроль в тех сферах и в той мере, в которой он необходим для сбалансированного развития экономики и защиты интересов общества — с другой.

Понятие саморегулируемой организации

Как уже отмечалось, термин «саморегулируемая организация» был заимствован из англо-американского права. На какие конкретно положения и концепции права Великобритании и США опирались при разработке Федерального закона «О рынке ценных бумаг» сказать невозможно, поскольку сложившаяся в связи с принятием названного закона система регулирования с участием СРО не является идентичной модели регулирования, сложившейся в США или Великобритании. Общей тенденцией при формировании модели рынка ценных бумаг было заимствование опыта США , однако фондовые биржи не получили в России статус СРО. Поэтому иногда делается вывод, что в России заимствована англо-саксонская модель97. Однако такое утверждение не вполне конкретно, поскольку в Великобритании для законодателя в рамках проводимых в Великобритании в 1980-е гг. реформ было важно максимально обеспечить негосударственные механизмы признания в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, и, прежде всего, в силу членства в СРО, что в настоящее время в России невозможно.

В Великобритании Закон о финансовых услугах 1986 определил саморегулируемую организацию (self-regulating organisation) как орган (body), который регулирует ведение инвестиционной деятельности (investment business) любого рода путем издания правил, которые обязательны для лиц, ведущих такую деятельность, поскольку они или являются членами саморегулируемой организации или подпадают под ее контроль. Саморегулируемой организацией может являться как инкорпорированных орган (body corporate), так и неинкорпорированная ассоциация (unincorporated association). Таким образом, в отличие от законодательства Российской Федерации, в Великобритании саморегулируемой организаций в принципе могло быть не только юридическое лицо98. Таким образом, понятия саморегулируемой организацией в Великобритании и США различны. Если в США в федеральном законодательстве дается перечисления тех организаций, которые в силу закона признаются саморегулируемыми организациями, то в Великобритании приведен список условий, при удовлетворении которых и при отсутствии иных ограничений, установленных законом, юридическое лицо или неинкорпорированная ассоциация могут быть признаны саморегулируемыми организациями.

Перевод на русский язык «self-regulatory (self-regulating) organization» как «саморегулируемая организация» является не совсем корректным. Буквальное толкование «саморегулируемая организация» означает то, что организация сама что-то регулирует, и, вероятно, прежде всего свою собственную деятельность, что в конечном итоге может привести к выводу, что любое юридическое лицо является саморегулируемой организацией, поскольку гражданское законодательство позволяет организации самостоятельно решать некоторые вопросы своей организационной структуры и взаимоотношений органов юридического лица.

Так, Н. В. Сухарева, относя к саморегулируемым организациям «некоммерческие организации, объединяющие по профессиональному признаку субъектов некоммерческой деятельности; основанные на членстве физических лиц общественные объединения, преследующие социальные цели и не ориентированные на извлечение прибыли (общественные организации, политические партии); некоммерческие, организации, объединяющие по профессиональному признаку субъектов коммерческой детальности; общественные объединения, объединяющие по отрасли либо по рынку субъектов коммерческой деятельности»99, фактически считает саморегулируемой организацией любую некоммерческую организацию, основанную на членстве.

Кроме того, в литературе стал использоваться и термин «саморегулирующиеся организации»100 как синоним «саморегулируемой организации». По нашему мнению правильным переводом является «саморегулирующая организация», поскольку цель такой организации не регулирование своей собственной деятельности, а регулирование деятельности своих членов. Тем не менее, в связи с тем, что термин «саморегулируемая организация» является устоявшимся а законодательстве и юридической литературе, мы в настоящем исследовании используется этот перевод.

Обязав частных предпринимателей объединяться в СРО, государство планировало существенно повысить качество предоставляемых услуг. На сегодняшний день можно утверждать, что такие организации справляются с поставленной задачей.

Саморегулирующие организации успешно развиваются, т.к. в этом заинтересованы все участники. Несмотря на большие взносы и высокие требования к членам СРО, каждый предприниматель получает массу преимуществ.

Стать членом некоммерческой организации достаточно сложно, а быть исключенным очень легко. Именно поэтому предпринимателям важно не потерять свое положение, авторитет и статус.

Мы предполагаем, что подобный эксперимент, которое провело государство, имеет положительный результат. А вы с нами согласны?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *