Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты. Эти документы устанавливают, в каком порядке можно застраивать земли в черте поселения: от зонирования всего поселения до архитектурного облика здания, уместного на определенной улице.

Глава 2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам

Требования к образуемым и изменённым земельным участкам (например, в случае уточнения описания местоположения границ земельного участка в ЕГРН) предусмотрены ст. 11.9 ЗК РФ.

Их несоблюдение в соответствии со ст.ст. 26 и 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.

Рассмотрим данные требования подробнее.

  1. Соблюдение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков
  • Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами в составе ПЗЗ.
  • При этом в ПЗЗ встречаются два способа определения предельных размеров участков:
  • а) конкретные значения площади участка;
  • б) указание на то, что размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой объектами капитального строительства с элементами благоустройства и инфраструктуры.
  • Например, в ПЗЗ Санкт-Петербурга[1] (на примере градрегламентов за пределами объединённых зон охраны объектов культурного наследия, приложение № 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга) используются оба способа определения предельных размеров участка:
  • общим правилом определения предельных размеров участков является следующее: предельный размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой существующим или размещаемым в его границах объектом капитального строительства и обеспечивающей соблюдение установленных ПЗЗ предельных параметров строительства, реконструкции, в том числе минимальной доли озеленения земельных участков, минимального количества мест для стоянки индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, а также соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • для некоторых зон, помимо данного указания, установлены конкретные предельные размеры участков. Например, для зоны садоводств (Т1Ж1) предусмотрено, что минимальная площадь земельных участков для ведения садоводства составляет 600 кв. м, для ведения огородничества – 200 кв. м, для индивидуального жилищного строительства – 600 кв. м.

Конкретные предельные размеры участков предусмотрены и ПЗЗ городского округа Балашиха Московской области[2], в которых, например, предусмотрено, что предельные размеры участков с ВРИ «малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная жилые застройки» составляют от 30 000 до 1 000 000 кв. м, с ВРИ «магазины» – от 500 до 10 000 кв. м.

Одновременно существуют примеры, когда предельные размеры участков, на которые распространяется действие градрегламентов, не устанавливаются ПЗЗ. Так, в соответствии с ПЗЗ Москвы[3] минимальные и максимальные размеры земельных участков, в том числе их площадь, во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (п. 4 ст. 36 ГрК РФ) или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (п. 6 ст. 36 ГрК РФ), определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Если площадь участка не соответствует установленным нормативам

В жилищном поселении или индивидуальном жилищном строительстве может возникнуть такая ситуация, когда площадь участка не соответствует установленным нормативам. Нормативы определены в правовых актах и зависят от типа земли, на которой расположен участок.

Минимальные и максимальные значения размеров участка и процента застройки устанавливаются для каждого типа земельного участка отдельно. Если площадь участка не соответствует установленным нормативам, необходимо определить, какие правила и ограничения распространяются на данное использование земли.

В случае, если площадь участка меньше, чем минимальное значение, установленное для данного типа земли, то такой участок не подлежит выделению индивидуального жилищного участка. В таком случае возможно использование данного участка только в соответствии с целями, предусмотренными для данного типа земли.

Если же площадь участка превышает максимальное значение, установленное для данного типа земли, то владелец участка не может определить его часть для индивидуального жилищного строительства. В этом случае возможны различные варианты: использование участка под другую цель, либо подача заявки на изменение предельных значений размеров участка.

Что делать, если площадь участка не соответствует установленным нормативам, зависит от конкретной ситуации и требует обращения к документам, регулирующим использование земли. При необходимости можно обратиться в органы местного самоуправления, чтобы получить консультацию и рекомендации по определению дальнейших действий.

Как поменять категорию участка на ИЖС?

Существует несколько законных способов:

  1. Изменение категории земли через акт местной администрации – чаще всего используется владельцами участков, кто хочет перевести свои земли из статуса сельскохозяйственных в категорию «населенных пунктов». Процедура проводится органами власти, в процессе расширения поселения и роста числа жителей, с целью привлечения новых жильцов и развития экономики. Как уже было сказано ранее, эта процедура возможна, но довольно трудо-, денежно затратна;
  2. Выделение из искусственно аэрируемых ранее не востребованных территорий. Перераспределение и преобразование земель в статус ИЖС возможны в результате решения властей;
  3. Раздел имеющихся участков под ИЖС – по субъективным и объективным причинам (выделение доли наследства, раздел материальных ценностей при разводе и т. д.).

Если первые 2 варианта определяются законодательно, то для того, чтобы разделить землю необходимо озаботиться следующими вопросами:

  • Разделение земельной собственности на несколько отдельных наделов со статусом ИЖС. Это возможно только, когда вновь созданные территории будут не меньше минимальных норм по площади. Земельные наделы, не соответствующие установленным параметрам ИЖС, не подлежат узакониванию и не могут быть застроены. Перед началом процесса разделения, получите выписку из регистрационных актов, а также закажите справку в муниципалитете о правилах застройки в вашем регионе;
  • Не забудьте проконтролировать правильность расположения границ участка и реальных параметров на бумаге. Для этого лучше всего привлечь геологические / геодезические службы. После проведения всех работ, уже можно принимать решение о разделе. И проводить процедуры узаконивания новых территорий со статусом ИЖС.
  • Регистрация прав собственности, получение кадастровых номеров, и оформление всех документов, должны проходить в соответствии с законом, в установленные сроки.

Предельные размеры земельных участков зоны автомобильного транспорта

Зона автомобильного транспорта включает в себя наиболее активно используемые дороги, автомагистрали и другие объекты инфраструктуры, связанные с автомобильным движением. Земельные участки в данной зоне должны соответствовать определенным критериям, включающим предельные размеры.

Предельные размеры земельных участков зоны автомобильного транспорта:

  • Минимальная ширина участка: не менее 20 метров;
  • Минимальная глубина участка: не менее 50 метров;
  • Максимальная площадь участка: не более 5000 квадратных метров.

Установление данных предельных размеров имеет свои обоснования и цели. Например, минимальная ширина участка обеспечивает комфортное движение транспортных средств и обеспечивает безопасность участников дорожного движения. Определение минимальной глубины участка связано с необходимостью предоставления достаточного пространства для размещения не только самой дороги, но и соответствующей инфраструктуры, такой как тротуары, светофоры и т.д.

Название региона Минимальные размеры участка
Москва 20м x 50м
Санкт-Петербург 20м x 50м
Нижний Новгород 20м x 50м

Примечание: данные предельные размеры устанавливаются на общегражданских принципах и могут быть изменены с учетом особенностей и потребностей конкретного региона. Договорные условия могут также отличаться, подробная информация требует уточнения в органах местного самоуправления.

Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ

Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:

  • выделении участков из государственных или муниципальных земель;
  • предоставлении угодий в аренду;
  • принятии решения о разделении территории;
  • определении возможности выполнения прирезок к наделам;
  • образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
  • выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
  • выделе невостребованной территории;
  • выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.

Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.

Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.

Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.

С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом. Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.

Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).

Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %. Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».

Читайте также:  Какой процент НДС в России в 2024 году

3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.

Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.

Что такое предельный размер участка

Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.

Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:

  • минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
  • предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
  • процент застройки относительно остальной площади участка;
  • места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.

Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения Градостроительного кодекса РФ , правила землепользования и другие нормативные акты.

После вступления в 2015-м году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.

Разберем особенности предоставления земельных участков.

Ограничение площади наделов под ИЖС

Чтобы знать, какая установлена минимальная площадь земельного участка под ИЖС, следует:

  • ознакомиться с положениями местного градостроительного регламента. В связи с тем, что этот вопрос законодательно не урегулирован, правила устанавливает исключительно местная администрация;
  • посмотреть карту зонирования и определить точное местоположение объекта;
  • изучить основные условия и требования к застройке на данной территории;
  • обратиться в геодезическую компанию для оформления плана размежевания и составления акта с указанием точных границ надела.

Размер земельного участка для строительства жилого дома зависит от следующих факторов:

  1. Уровня спроса на землю в данной местности.
  2. Плотности населения.
  3. Площади земли, находящейся в собственности лица или муниципалитета, которую можно передать под ИЖС.
  4. Уровня экономического развития региона.

Предельный минимальный размер земельного участка по федеральному закону

Существуют так называемые неделимые земли. Неделимыми называются такие наделы, площадь которых не достигает даже минимального значения.

На сегодняшний день законы, регулирующие диапазон размера земельного участка, были существенно изменены.

Например, был аннулирован п. 4 ст. 41 ГрК РФ. Согласно ему, разделенный земельный участок должен попадать в диапазон размеров между минимальными и максимальными допустимыми значениями, предусмотренными законом и муниципальными нормативными актами.

В различных субъектах Российской Федерации были введены свои законы. Объединяет их то, что они все вытекают из Земельного кодекса РФ.

Данные законодательные нормы необходимы для контроля размеров по межеванию территорий всех размеров. После того, как будет определен точный размер, их передают в собственность гражданина.

На земле можно вести такую деятельность:

  • Огородническую;
  • Крестьянскую/фермерскую;
  • Садоводческую;
  • Строительную (возведение жилого дома и др.).

Рассмотрим значения минимальных размеров земельного надела в различных субъектах РФ.

В Свердловской области ситуация выглядит следующим образом:

  • Участок, выделяемый под фермерское хозяйство, составляет от 1 гектара;
  • Надел под садоводство должен составлять от 0,11 гектара;
  • Выделяемый под садоводство участок составляет от 0,31 гектара;
  • Под животноводство – от 1,1 гектара;
  • Для дачного строительства – от 0,26 гектара.

В Рязанской области выделяются земли в следующих размерах:

  • Под садоводство и возведение жилого дома (дачи) – от 0,05 га;
  • Под огородничество – от 0,02 га;
  • Под животноводство – от 0,25 га;
  • Под фермерское хозяйство – равный дифференцированному минимальному размеру земли, бесплатно переданной и принятой на территории муниципального образования при реформации сельскохозяйственного предприятия.

В Нижегородской области на сегодня сложилась следующая ситуация:

  • Под фермерское хозяйство – объем такой земли должен, как минимум, равняться средней норме выдачи земли по району на бесплатной основе на одного работающего члена хозяйства. Исключение составляют хозяйства, связанные с пчеловодством, рыбоводством, а также производством овощей на защищенном грунте;
  • Под садоводство – от 0,02 га;
  • Под огородничество – от 0,02 га;
  • Под возведение строений типа дачи – от 0,10 га;
  • Под ведение животноводства – от 0,50 га.

Определить средний размер земельного участка, предоставляемого в пользование, можно в любом субъекте РФ. Например, минимальный размер земли под ИЖС составляет 300 квадратных метров.

Однако каждый регион имеет свои собственные нюансы расчета. И тот же минимальный объем земли под ИЖС в конкретном районе РФ может достигать значений, в несколько раз превышающих указанное значение.

Чтобы найти зону, где размеры земли под ИЖС минимальны, нужно тщательно рассмотреть региональные нормативно-правовые акты. Например, в Краснодарском крае действуют индивидуальные нормативы, если в законодательстве не указано нечто другое.

Заключая соглашение по передаче в собственность земельных территорий, проследите, чтобы размер участка не был ниже следующих показателей:

  • 400 квадратных метров при ширине от 8 метров (земли под садоводство);
  • 600 квадратных метров при ширине от 12 метров (земли под ИЖС или ЛПХ).

Проживающие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области многодетные семьи имеют право на бесплатное получение земли. Но для этого нужно предварительно встать в очередь, пройдя необходимую регистрацию.

Льготные категории граждан имеют право на:

  • Участок, предварительно подготовленный под какую-либо деятельность;
  • Возможность выбора участка в любом регионе РФ на свое собственное усмотрение (обеспечивается сертификатом);
  • Бесплатное получение в собственность земельного надела под ИЖС либо ЛПХ.
Читайте также:  НДФЛ и страховые взносы при выплате компенсации по соглашению сторон

Выдача земельных наделов, размещенных в пределах Ленинградской области, происходит без предварительного проведения аукциона. Но получить такой участок нельзя без согласования с местными органами власти о расположении предварительного объекта строительства.

Местные органы правления Санкт-Петербурга имеют право на распоряжение лишь территориями, где не проводилось межевание. Минимальный размер выделяемой территории в Санкт-Петербурге и Ленинградской области равен 0,12 га.

Минимум и максимум участка

Минимальная площадь земельного участка под ИЖС – не менее 3-х соток. Статистика показывает, что в некоторых регионах эта цифра повышается в 2-3 раза. Минимальные размеры закрепляются в местных нормативно-правовых актах. Важно, чтобы они не противоречили действующему федеральному законодательству.

Максимальная площадь земельного участка под ИЖС устанавливается ОМСУ. Она зависит от площади возведенного дома, количества людей, которые будут в него заселены. Важно, чтобы регламентированные параметры соответствовали техническим и санитарным требованиям. Предельную величину рекомендуется уточнять в администрации.

Стоит выделить среднюю величину участков – обычно она составляет от 3-х до 30 соток. Это не значит, что на такие параметры нужно рассчитывать жителям всех регионов. Однако максимальные и минимальные пределы, как показывает практика, варьируют в этом диапазоне.

При составлении нормативно-правовых актов, регламентирующих минимум и максимум площади предоставляемого под ИЖС земельного надела, учитываются следующие факторы:

  • число участков, находящихся в собственности муниципалитета;
  • спрос граждан, проживающих в данном регионе, на землю;
  • порядок заселения наделов;
  • уровень общего развития регионов.

Где узнать о нормах для конкретного региона

Нормы в каждом регионе свои, поскольку предельные размеры устанавливает местный орган власти. Закрепляются такие величины градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) определенной местности.

В местной администрации и подскажут, какова установленная на его территории максимальная площадь и минимальная площадь участка под ИЖС и для других случаев.

Региональными законами №№63/2003-ОЗ, 83-ОЗ и 405-53 на территории Московской и Ленинградской областей, г.Санкт-Петербург, соответственно, установлены следующие минимальные и максимальные размеры участков предназначенных для жилого строительства:

  • для Московской области законом не предусмотрен минимальный размер участка для строительства дома, аналогично и максимальный. Т.е. фактически для таких целей участки земли гражданам под строительство в собственность не предоставляются.
  • Для Санкт-Петербурга минимально допустимая площадь участка, который может быть выдан на праве собственности гражданину под частную индивидуальную жилую застройку, содержится в градостроительном регламенте, на ряд территорий, в отношении которых регламент не действует, установлен минимум в 3 сотки.
  • В Ленинградской области максимум, на который можно претендовать – 25 соток, минимум 6 соток в городах области, 10 соток – на селе.

Предельные размеры участков для ИЖС

Максимальная и минимальная площадь территорий со статусом ИЖС определена законодательно. Правовыми актами определено, что это допустимая для передачи в пользование, выкупа, наделения, аренды площадь земельного ресурса для определенных (обозначенных актами) методов применения.

Размеры земельных участков с назначением ИЖС прописаны нормативными и законодательными актами РФ. Изменение различных параграфов и реформирование данной сферы происходит достаточно регулярно. Уточняйте в региональных органах легитимные в вашем округе на данный момент нормы и правила.

Характеристики земельных наделов являются частью регламентов градостроения и регулируются разрешающими нормами строительства, и реконструкции капитальных объектов по следующим параметрам:

  • область, округ и регион местоположения;
  • суммарное количество распределяемых территорий и спрос на ИЖС;
  • максимально допустимую общую высоту объектов, а также разрешенное количество этажей;
  • обязательные, минимально-допустимые, отступы от крайних точек границ участка – влияют на возможное расположение зданий на территории, определяют расчет допустимой к застройке площади;
  • предельный (максимальный) процент застройки пространства (данный коэффициент рассчитывается по формуле – S общая / S допустимую к застройке);
  • показатели экономического развития региона в целом, и по отдельным территориальным округам.

Какими нормативными документами регулируется вопрос

Градостроительный кодекс – документ, обязательный для городских и сельских поселений, предусматривающий необходимость получения разрешительных документов перед началом строительства. С помощью разрешения, полученного в местных органах власти, можно не только определить правильную удаленность.

Если невозможно соблюсти дистанцию при постройке из-за небольших размеров земельных наделов, допускается отступление и не в соответствии с требованиями.

Забор между соседями

Ведь при его возведении учитывается не только расстояние до соседнего забора, но и дистанция до других сооружений и строений. Тем более что в ч. 17 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено обязательное, согласно существующему закону, размежевание территорий кадастровыми работниками и обозначение границы между владениями.

После того как построен забор, начинается возведение построек на основе разрешительных документов, утвержденного плана-схемы, на котором должны быть учтены все существующие правила при строительстве частного дома:

  1. Разработка проектов ИЖС осуществляется по СНиП 2.08.01-89 и СП 131.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП II-3-79).
  2. СНиП 30-02-97 регламентирует расположение на плане земельного участка, а впоследствии, при размещении, нормы разрешенного удаления.
  3. Правила землепользования и застройки предусматривают, как необходимо размещать жилые, хозяйственные строения и зеленые насаждения друг от друга.
  4. СП 42.13330.2011 и СП 53.13330.2011 актуальны при строительстве дачного домика, хозпостроек и др. (в 2019-2020 годах используется новая терминология – садовые дома), на садоводческих участках, в СНТ.
  5. ГК РФ от 13.03.2001 г. № 17 (п. 7.4) лимитирует расстояние до границ соседского владения, как высоту хозпостройки или других построек, для предотвращения затененности чужой собственности.
  6. В КоАП есть отдельная статья, предусматривающая административную финансовую ответственность за нарушение норм, которые должны быть соблюдены, рассматривая их игнорирование как препятствие собственнику в осуществлении его прав.
  7. СанПиН требует выполнения санитарно-гигиенических норм, чтобы избежать опасности заражения или загрязнения на своем собственном и соседском землевладениях.
  8. Противопожарные расстояния тоже разработаны МЧС, и пожарные требования определяются характером материала постройки, его огнеустойчивости, способности к быстрому возгоранию.
  9. Органы местного самоуправления, правление СНТ в отдельном населенном пункте, районе, для территорий садоводческих товариществ, дачных участков, находящихся составе кооператива, иногда принимают отдельные решения.
  10. Для малоэтажек существует еще СП 30-102-99, известный как «Планировка и дальнейшая застройка площади малогабаритного строительства».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *