Наезд на пешехода ответственность УК
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наезд на пешехода ответственность УК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Степень вины владельца авто должна быть доказана компетентными органами – сотрудниками ДПС, следователем или представителями судебных органов. При этом водитель должен получить официальное постановление, которое удостоверяет факт нарушения. Но это не значит, что именно это нарушение привело к таким печальным последствиям. Например, в случае, когда гражданин переходил дорогу в непредназначенном для этого месте, а водитель превысил скорость, установление нарушения скоростного режима еще не является причиной аварии. Как минимум, еще надо доказать, что если бы скорость машина была меньше, водитель успел бы среагировать и избежать наезда. Если доказательств этому нет, вина может быть двусторонней или только на пешеходе.
Доказательство вины водителя
В случае если водитель будет признан виновным, ему грозит:
- выполнение принудительных работ сроком до 4 лет,
- ограничение свободы до 5 лет.
Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде
-
Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).
- Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
-
Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.
- Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.
Объем и правомерность требования компенсации морального вреда
Во-первых, это происходит только в том случае, если водитель признан виновным в наезде на пешехода. В частности, статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право на компенсацию за ненаступление.
Требуемая сумма определяется потерпевшей стороной, фактическая — судом. К сожалению, определить точную сумму невозможно, так как все очень индивидуально и зависит от многих обстоятельств, в том числе от поведения сторон в суде. Не вдаваясь в процедуру, для наглядности приведем два реальных примера из судебной практики.
Пример 1.. Проводник — студент дневного отделения, не имеющий собственного дохода. Он признал свою вину, раскаялся, достойно вел себя в суде и выполнил все необходимые технические условия. Сторона потерпевшего требовала моральный ущерб в размере 200 000 пенсов, но суд присудил 35 000 пенсов.
Пример 2.Пример 2. Преступник был бизнесменом с большим доходом. Он доказал свою вину, ущерб был минимальным, но его поведение в суде вызвало много критики, в том числе со стороны судьи.
Во время процесса преступник даже разозлился на судью и предложил ему компенсировать ущерб 1000 р. смеха. Адвокат потерпевшего воспользовался ситуацией и потребовал 300, 000 рублей.
Судья назначил 150, 000 рублей.
Другими словами, в почти двух равных ситуациях компенсация за причинение вреда здоровью составила 35, 000 рублей и 150, 000 рублей.
Варианты ДТП с наездом на пешехода
На практике выделяется множество видов столкновений автомобилей с людьми. Для удобства ДТП с наездом делятся на два вида:
- На пешеходном переходе — «зебре». Если столкновение произошло на пешеходном переходе, виновная сторона всегда водитель. Исключение — движение пешехода на запрещающий свет светофора (если он установлен). В остальных случаях человек за рулем обязан снизить скорость и контролировать ситуацию. Иногда удается доказать, что избежать столкновения было невозможно из-за резкого появления человека. По ПДД пешеход должен убедиться в безопасности перемещения через «зебру», а уже после пересекать дорогу. Но вне зависимости от обстоятельств отвечать водителю все-таки придется.
- Вне «зебры». При ДТП вне пешеходного перехода необходимо смотреть, как человек пересекал дорогу. По ПДД он вправе перейти проезжую часть на перекрестке. Если такой возможности нет, пересечение возможно на участках с хорошей видимостью и под прямым углом. При этом на проезжей части не должно быть разделительных полос или специальных заборов.
В таких случаях проще доказать вину пешехода, если она имеется. Но избежать ответственности все равно трудно. Даже при признании невиновности водителю часто приходится платить компенсацию и оплачивать лечение пострадавшего.Каждая ситуация с наездом рассматривается индивидуально после изучения всех обстоятельств события — места ДТП, алкогольного состояния участников, действий водителя и т. д.
Если человек оказался в роли пострадавшего, важно сделать правильные шаги для защиты интересов и получения компенсации. Алгоритм действий:
- Оценка ситуации и вызов работников ГИБДД (если эту работу не сделал водитель). Важно опросить свидетелей и собрать их показания. Желательно оставаться на месте событий до приезда работников автоинспекции. При подозрении на ушибы или другие повреждения после наезда необходимо вызвать скорую помощь.
Если водитель убежал, важно собрать максимум данных о машине и виновнике, чтобы ускорить поиск. Если рядом не будет свидетелей, государственные службы придется вызывать самому. После приезда работников ГИБДД необходимо дать показания и проконтролировать правильность заполнения документов.
- Получение выплат. При наличии страховки ОСАГО у сбившего авто можно требовать до 500 000 р. компенсации (в зависимости от ситуации). Дополнительно можно требовать материальный ущерб. Если полученных от СК денег не хватает, остальную сумму нужно истребовать с водителя. В случае отказа придется идти в суд.
- Судебный процесс. Для успешного завершения дела важно участвовать в разбирательствах и предоставлять необходимые сведения. Активность пешехода всегда засчитывается судом и повышает шансы на получение компенсации. Если имеется подозрение на низкую эффективность работы следствия, можно подать жалобу в Прокуратуру или орган, стоящий выше по иерархии.
Наказание за наезд на пешехода на пешеходном переходе
Наезд на пешехода – это страшный сон для любого водителя. В контексте этого не столь важно даже то, был ли сам водитель виновен в случившемся или же не нарушал правила дорожного движения. Ведь моральная травма будет сопровождать его всю оставшуюся жизнь, особенно если для пострадавшего все закончилось серьезными травмами или вообще летальным исходом.
Принято считать, что при наезде на пешехода всегда виновен водитель, поскольку именно он является источником повышенной опасности. Поэтому ответственность несет тот, кто в момент инцидента находился за рулем. И поскольку все разбирательства и экспертизы будут позже, водителям приходится доказывать свою правоту, даже несмотря на презумпцию невиновности, которая является фундаментальным положением Конституции.
Согласно действующему законодательству, различают три степени вреда, причиненного здоровью человека: легкая, средняя и тяжкая. Именно тяжестью повреждений и определяется, какая именно ответственность будет применена к водителю за наезд на человека. Легкая и средняя степень различаются по времени нетрудоспособности пострадавшего. А тяжкие повреждения определяются судебно-медицинской экспертизой. Если пострадавший находится на лечении меньше 3 недель, его здоровью был нанесен легкий вред, если больше – средний.
С 24 апреля 2019 года начали действовать поправки в УК РФ относительно наказаний водителей, которые скрылись с места дорожной аварии. Уравнена уголовная ответственность водителей, причинивших тяжкий вред здоровью при ДТП гражданам, — теперь по статье 264 УК РФ они будут нести ответственность наравне с пьяными водителями (ФЗ № 65).
Плюс ко всему за умышленное оставление в опасности потерпевшего на месте аварии водителя также привлекут к уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ. Минимальное наказание по этой статье — штраф 80 тыс. руб., максимальное — тюремный срок 1 год.
При тяжких последствиях наказания не избежать, поскольку большая санкция поглощает меньшую. Умышленность оставления без помощи возникает, когда водитель осознает, что подвергает жизнь и здоровье беспомощного потерпевшего опасности, однако скрывается с места аварии, не вызывает ему скорой, не доставляет в медучреждение для оказания помощи (ПП ВС РФ № 255).
Пример — водитель сбил пешехода и сразу скрылся. Существует также административная мера наказания за факты оставления водителями ТС мест, где с их участием произошла авария, — виновников привлекают по части 2 статьи 12.27 КоАП. Если отсутствуют признаки уголовно наказуемых действий, по этой статье могут лишать права вождения транспорта на период 1–1,5 года.
Второй вариант наказания, для более злостных нарушителей, предусматривает пятнадцатидневный арест. При пропуске трехмесячного срока, установленного ст. 4.5 КоАП, привлечь к ответственности виновника уже невозможно. Исчисляться срок начинает от даты фиксации нарушения.
Устанавливается наказание решением мирового судьи, который рассматривает составленный представителем ГИБДД протокол. Арест назначают только нарушителям, которые не имели права находиться за рулем ТС или ранее совершали одно из преступлений, оговоренных гл. 12 КоАП.
Арест не совершается только в отношении определенных категорий лиц, управлявших транспортом (ч. 2 ст. 3.9):
- Беременных.
- Женщин с детьми до 14 лет.
- Лиц до 18 лет.
- Граждан с инвалидностью (1–2 гр.).
- Военных и других служащих.
Если водитель не виноват?
Итак, второй случай в обсуждаемой нами ситуации – это когда вина полностью легла на пешехода. И да, даже если тот умер в результате этого, виновность автоматически не переходит на других людей – законодательство так не работает.
Таким образом, водителю может ничего не грозить в плане уголовной и даже административной ответственности. Но есть одно «но»!
Теперь плохие новости: даже при отсутствии вины в ДТП водитель автомобиля будет нести ответственность при причинении вреда пешеходу как владелец источника повышенной опасности. То есть страховка ОСАГО при наличии оплатит расходы на погребение и выплату родственникам сбитого насмерть пешехода.
Увы, но таков закон! Статья 1079 Гражданского кодекса указывает, что вне зависимости от виновности водитель возмещает вред, причинённый его машиной… Да, даже если он ничего не нарушал.
Как фиксируют проступок
Первоначально материал собирают сотрудники ДПС, прибывшие на разбор ДТП. Они освидетельствуют участников ДТП на предмет опьянения, составляют схему, опрашивают участников, очевидцев, назначают медицинскую и автотехническую экспертизы и пр. В ходе административного расследования привлекают к ответственности за попутные нарушения водителя, пешехода.
Далее если выясняется, что был тяжкий вред или имелся летальный исход, дело передают следователю МВД, который проводит расследование в рамках уголовного дела.
Если вред здоровью легкий или средней тяжести, то материалы направляют в суд для принятия решения по ст. 12.24 КоАП РФ.
В суде выясняются тщательно все обстоятельства.
Суд может применить более мягкое наказание, когда:
- водитель оказал помощь пострадавшему на месте ДТП;
- обеспечил сохранение всех предметов происшествия;
- оказывал помощь гражданину в последующем при лечении (приносил лекарства, продукты питания, оплачивал мед. расходы и пр.);
- ДТП было, в том числе по вине пешехода;
- имелись плохие погодные условия;
- наезду способствовало тяжелое стечение жизненных обстоятельств у водителя.
Ответственность при наезде на человека на пешеходном переходе
Сегодня, каждый третий пешеход не знает правил движения через дорогу, хотя всем известно, что риск попрощаться с жизнью даже на «зебре» предельно высок. В статье 14 правил дорожного движения сказано, что водитель должен обязательно остановиться перед пешеходным переходом (если тот не регулируется светофором) и продолжить движение, как только все люди перейдут «зебру».
Если водитель видит, что пешеходный переход пуст и людей нет, подъезжая к нему, он все равно обязан сбросить скорость.
Если пешеходный переход регулируется светофором, водитель обязан дождаться пока пешеход закончит движение, даже при условии, что зеленый свет уже горит водителю.
Каждая из этих норм создана для одной цели: снизить вероятность наезда на человека. Но, тем не менее, нарушения совершаются часто: водители не пропускают людей, а пешеходы практически с разбегу выскакивают на «зебру».
Если совершен наезд на человека, пересекающего дорогу, наказание за содеянное будет зависеть от того, насколько серьезны последствия. Водителя ждет сразу три вида ответственности:
- Гражданско-правовая.
- Административная.
- Уголовная.
Если причинён лёгкий вред здоровью пешехода
Стоит более подробно рассмотреть особенности каждой категории ДТП с участием пешеходов. Для начала стоит разобраться, что такое легкий вред здоровью и в чем он проявляется.
Итак, незначительный ущерб здоровью заключается в непродолжительной утрате человеком способности к труду. Стоит заметить, что небольшие синяки и царапины не рассматриваются как формы легкого ущерба здоровью, ввиду своей незначительности.
При получении пострадавшим легкого вреда здоровью, водитель имеет определенный риск лишиться водительского удостоверения на период от года до полутора лет. В зависимости от сопутствующих обстоятельств ДТП уполномоченное лицо может предоставить обвиняемому выбор меры наказания.
Если автомобилист предпринял грамотные действия и не шел на конфликт с представителями правоохранительных органов, он может внести по штрафу 2500-5000 рублей и сохранить за собой право управления ТС.
Важно знать: административная ответственность не исключает действия положений гражданского кодекса. Это означает, что провинившийся гражданин будет обязан не только выплачивать штраф, но и компенсировать полученный пешеходом ущерб.
Наезд на пешехода по вине пешехода
Единственным основанием для освобождения от ответственности за наезд на пешехода, будет являться вина самого пострадавшего в наступивших последствиях. Например, если пешеход переходил проезжую часть на запрещающий сигнал светофора, а водитель объективно не мог предвидеть такого поведения, привлечь к ответственности по КоАП РФ или УК РФ будет невозможно.
Тем не менее, даже при таких обстоятельствах необходимо сразу настаивать на участии адвоката при проведении всех процессуальных действий. Умышленные или случайные ошибки при составлении протоколов и схем ДТП могут существенно исказить картину происшествия, в результате чего заведомо невиновный водитель может оказаться на скамье подсудимых.
Вы можете воспользоваться бесплатной консультацией наших юристов, если вам грозит наказание за наезд на пешехода. Мы поможем подготовить жалобы и заявления, подберем нормативные акты и судебную практику вашу пользу, обеспечим защиту в судебном процессе. Звоните прямо сейчас, ведь затягивание срока обращения к юристу значительно снижает шансы на успех в суде.
Что будет за наезд на пешехода на остановке или на тротуаре
Выше мы видели, что статьи закона предусматривают довольно большой разбег в наказаниях: фиксированного штрафа или срока нет, суд выносит решение для каждой ситуации отдельно.
Зависит это от обстоятельств: нарушил ли водитель правила движения или, наоборот, пешеход неправильно переходил дорогу; может ли что-то смягчить или усилить вину ответчика и т.д. Так что если наезд был совершен на остановке или на тротуаре — судить будут по тем же статьям.
Суд будет суровее, если водитель был пьян или сбежал с места происшествия. В статье 264 УК РФ о наказании для таких случаев говорится отдельно в пунктах 2, 4 и 6:
- тяжкий вред — работы до трех лет, лишение свободы до четырех;
- смерть человека — лишение свободы от двух до семи лет;
- смерть нескольких людей — тюрьма от четырех до девяти лет.
Ежели водитель помог человеку, которого сбил, вызвал скорую, отвез в больницу, оплатил лечение — это будет смягчающим обстоятельством, и суд может уменьшить наказание.
Особенности фиксации наезда
Конечно, составление протокола при наезде на пешехода – это обязанность полицейских, но водитель должен проследить, чтобы не было необоснованных оговорок не в его пользу, например, личное мнение сотрудника ГИБДД о виновности при наезде. Это должен установить только суд, таким правом правоохранительная служба не наделена.
Но выявить степень опьянения, если такое случилось с водителем или пострадавшим, они просто обязаны. Юристы не советуют отказываться от прохождения медосвидетельствования, это может усугубить положение и привести к лишению прав вождения.
Затем составляется схема произошедшего наезда, опрашиваются свидетели ДТП.
А также будут назначены экспертные работы – проверка технического состояния авто, составление медицинского заключения.
Во время административных разбирательств участникам может быть предъявлена дополнительная ответственность в результате случившегося наезда как по отношению к виновнику ДТП, так и пострадавшему пешеходу. А именно нарушения ПДД с обоих сторон, послужившие причиной наезда на пешехода.