Будет ли освоевреминие пенсий инвалидам Чернобыльцам с 1 марта 2024 г в Украине
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Будет ли освоевреминие пенсий инвалидам Чернобыльцам с 1 марта 2024 г в Украине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Верховная Рада до начала рассмотрения Государственного бюджета Украины на год приняла законопроекты, предусматривающие повышение социальных выплат пострадавшим и ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В частности, на законодательном уровне запретить любые ограничения или приостановление выплат пенсий, компенсаций и льгот этим категориям украинцев. Среди других предложений — установление дополнительных пенсий за вред, причиненный здоровью.
Пенсии чернобыльцам: перерасчет чернобыльских пенсий в Украине
Для оформления удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом дополнительно понадобятся: заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии; удостоверение о праве на меры социальной поддержки; справка государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности для инвалидов ; В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются: свидетельство о смерти; свидетельство о рождении детей; свидетельство о браке.
У меня пенсионный упирается, что мол справка выдана с нарушениями и ошибками.Но имеется акт встречной проверки,где указано что нарушений нет.Просто произвол местных властей районного уровня.Лишний раз доказывает что власть живет своей жизнью а народ своей.Все вказивки спускаются сверху и на местах решают ::-этому дам ,а этому не дам.
Крім цього, потерпілим може призначатися страхова пенсія по інвалідності, яка розраховується ідентично виплати по старості, проте умови призначення її — це наявність хоча б одного дня страхового стажу. При це розмір фіксована виплата для різних груп інвалідності буде відрізнятися:
У разі якщо такі особи отримували пенсії за нормами інших законів та виявили бажання перейти на пенсію за Законом № 796, пенсії з урахуванням норм ст. 59 цього Закону обчислюватимуться з дати звернення з відповідною заявою та необхідними документами.
Слід звернути увагу, що ст. 52 Закону № 796 передбачено право на щомісячну компенсацію в разі втрати годувальника внаслідок Чорнобильської катастрофи непрацездатних членів сім’ї годувальника, які були на його утриманні. При цьому дітям щомісячна компенсація призначається незалежно від того, чи були вони на утриманні годувальника.
Отже, згідно з положеннями ст. 54 Закону № 796 для призначення пенсії в разі втрати годувальника має бути встановлено причинний зв’язок смерті померлого годувальника з дією іонізуючого випромінювання та інших шкідливих чинників внаслідок аварії на Чорнобильській АЕС.
Кроме того, для людей, которые занимались ликвидацией последствий этой катастрофы, государством предусмотрена комплексная материальная помощь, включающая несколько различных льгот в зависимости от категории, личности ликвидатора и тех увечий, которые он получил.
Каждый год в апреле вспоминается катастрофа Украины – Чернобыльская авария на АЭС, произошедшая в 1986 г. Вследствие этой трагедии погибло большое количество людей, а также осталось много пострадавших, которым по сей день проблемы со здоровьем напоминают о катастрофе.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
- Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
- Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.
К списку социальных льгот относятся:
- приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
- покупка медикаментов по льготным рецептам;
- предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
- обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
- зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
- обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.
Кого ждут «сверхвыплаты» в 2022 году
Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».
Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:
участники и инвалиды ВОВ;
ветераны боевых действий;
инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.
Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).
По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
Согласно материалам законопроекта о бюджете ПФР на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., размеры ЕДВ федеральным льготникам планируют проиндексировать:
Как и для всех категорий федеральных льготников, ветеранам боевых действий проиндексируют ЕДВ с 1 февраля 2022 г.
После индексации на 5,8% сумма выплаты составит:
Лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы
Вопрос определения статуса лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, регулирует Закон от 28.02.91 г. № 796-ХІІ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (далее – Закон № 796) и постановление КМУ от 11.07.18 г. № 551 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, и другим категориям граждан» (далее – Постановление № 551).
Участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (категория 1, 2, 3) считаются граждане, которые непосредственно принимали участие в устранении Чернобыльской аварии, ее последствий, в том числе в проведении эвакуации людей и имущества из этой зоны, а также временно направленные в командировку в зону отчуждения, включая военнослужащих: лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнообязанные, призванные на военные сборы, военнослужащие-женщины, а также сержанты (старшины), солдаты (матросы), которые находятся (находились) на действительной срочной службе в вооруженных силах, руководящий и оперативный состав органов Комитета государственной безопасности, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также других воинских формирований, работники государственных, общественных, других предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также те, кто работал в 1986 году на пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве;
Пострадавшими от Чернобыльской катастрофы (категория 1, 2, 3) считаются лица, которые подверглись влиянию радиационного облучения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая детей.
Основанием для определения статуса являются:
- для участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – справка о периоде работы (службы) в зоне отчуждения, которая выдается предприятиями, учреждениями и организациями (военкоматами);
- пострадавших от Чернобыльской катастрофы – справка о периоде проживания, работы на этих территориях, выданная органом местного самоуправления.
Чтобы получить соответствующее удостоверение, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства, куда предоставить:
- документ, удостоверяющий личность – паспорт для взрослого гражданина и свидетельство о рождении для детей;
- документ, подтверждающий право на получение этого статуса (справка из ЖЭКа о проживании на территории с радиоактивным загрязнением, запись в военном билете о прохождении воинской службы и т.д.);
- если заявителем является родственник, может понадобиться подтверждение родственных связей либо факта нахождения на иждивении у гражданина, относящегося к категории чернобыльца.
Для оформления удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт участия в работах по ликвидации.
Для оформления удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом дополнительно понадобятся:
- заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
- удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
- справка государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);
В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются:
- свидетельство о смерти;
- свидетельство о рождении детей;
- свидетельство о браке.
Для оформления удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт проживания или прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения (предоставляются по желанию заявителя).
Для чернобыльцев планируют повысить пенсии — до 9-16 тысяч
295 грн. у місяць
Онлайн бухгалтерія
для ФОП і малого бізнесу
перші 30 днів безкоштовно!
- Адвокаты
- Юристы
- Нотариусы
- Суды
- Прокуратуры
- Налоговые инспекции
- Государственные администрации
- Пенсионные фонды
- Полиция
- Центры занятости
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Ужгород
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Пенсии, исчисленные в зависимости от зарплаты и стажа, с 1 марта для 8 млн украинцев выросли на 11%, в среднем рост составил 300 грн.
- 12 марта 2021 года глава Минсоцполитики Марина Лазебная заявила о том, что надеется, что законопроект, которым «отвяжут» социальные выплаты от уровня прожиточного минимума, примут в ближайшее время — это позволит увеличить уровень минимальной пенсии до 3 500 грн.
- С 1 апреля 2021 года в Украине пенсионный возраст для женщин увеличили с 59,5 до 60 лет.
- ликвидаторам 1 группы инвалидности – с 12 270 гривен до 16 080 гривен;
- пенсионерам-ликвидаторам 2 группы инвалидности – с 10 967 гривен до 12 987 гривен;
- ликвидаторам 3 группы – с 8 129 гривен до 8 917 гривен.
Обратите внимание! Повышение пенсий будет касаться 39 481 пенсионера.
Кстати, в пояснительной записке закона говорится, что документ требует дополнительных расходов из государственного бюджета в размере 526,5 миллиона гривен на 2021 год (для выплат в июле – декабре). В последующие 2022 и 2023 годы сумма расходов составит 1,158 миллиарда гривен и 1,262 миллиарда гривен соответственно.
Этого решения Конституционного суда чернобыльцы ждали три года.
Какая пенсия у ликвидаторов ЧАЭС в 2022 году
- Ежемесячная выплата на каждого ребенка*
- до достижения возраста полутора лет — в размере 3 959,24 руб.;
- в возрасте от полутора до трех лет — в размере 7 918,48 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 7 статьи 18 Закона РФ N 1244-I (указанная норма действует с 01 июля 2016 года).
- Пособие по временной нетрудоспособности
- В размере 100% среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности
Основание для назначения:
- Пункт 6 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Единовременное пособие беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение
- 183,89 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 6 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Единовременное пособие гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (включая детей), в связи с переездом на новое место жительства на каждого переселяющегося члена семьи
- 1839,06 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 5 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
- Пособие на погребение
- 13994,72 руб.
Основание для назначения:
- Часть четвертая статьи 14 Закона РФ N 1244-I
С 1 февраля 2022 года социальные пособия чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2021 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 73 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.
В случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 % заработка, из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
*) Указанная норма будет действовать для граждан, которые указаны в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30 июня 2016 года, до наступления оснований прекращения его выплаты.
С 1 июля 2016 года вступили в силу Положения статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», согласно которой пункт 7 части первой статьи 18 изложен в следующей редакции:
«7) ежемесячная выплата на каждого ребенка:
до достижения возраста полутора лет — в размере 3 000 рублей;
в возрасте от полутора до трех лет — в размере 6 000 рублей;».
Причем, такая выплата будет производится при условии постоянного проживания или работы её получателя непосредственно перед датой рождения ребенка, по уходу за которым назначается ежемесячное пособие: в зоне отселения — не менее 1 года; в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет; в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.
Назначение указанной ежемесячной выплаты на каждого ребенка гражданам будет осуществляться при обращении за ней после 1 июля 2016 года, при этом указанная ежемесячная выплата лицам, продолжающим получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, не осуществляется.
- 27.02.2017 г. Пенсии в России в 2017 году: военным и работающим пенсионерам, последние новости о индексации с 1 апреля
В 2017 году пенсионное обеспечение российских граждан должно быть проиндексировано несколько раз. По-крайней мере такие обещание были даны правительство перед началом года и реализованы 1 февраля, когда индексация затронула сразу несколько прослоек населения из числа пенсионеров.
- 12.07.2016 г. В правительстве прокомментировали реформирование пенсионной системы
В правительстве сейчас не обсуждается идея повышения пенсионного возраста, как и изменения, связанные с накопительной компонентой в пенсионной модели. Кроме того, не обсуждается и реформирование пенсионной системы в целом. Об этом сообщили «Российской газете» в аппарате вице-премьера России…
- Ежемесячные денежные выплаты
- Материнский семейный капитал
- Государственные социальные пособия
- Ежемесячные выплаты на детей
- Государственные стипендии
- Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
- Социальные пенсии
- Ежемесячные доплаты к пенсии
- Ежегодные дене��ные выплаты
- Единовременные денежные выплаты
- Социальные субсидии
- Компенсационные выплаты
- Государственная социальная помощь
- Региональный материнский капитал
- Организация отдыха и оздоровления детей
- Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Временным порядком предоставления права льготного проезда в пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Луганской Народной Республики, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 08.06.2022 № 326/18 (с изменениями) определено право граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы 1 и 2 категории, на льготный проезд в пассажирском транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Луганской Народной Республике — в размере 100 % скидки, и в пассажирском транспорте общего пользования междугородного сообщения (кроме такси) в Луганской Народной Республике — в размере 50% скидки.
Категории граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, определяются согласно законодательства, применяемого на территории Луганской Народной Республики в соответствии с пунктом 3 главы 5 Закона Луганской Народной Республики «О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике» от 08.11.2022 № 278-II в части, не противоречащей Конституции Луганской Народной Республики, международным договорам Луганской Народной Республики, законам и иным нормативным правовым актам Луганской Народной Республики, гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы.
В преддверии памятной даты — Дня чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции временно исполняющий обязанности начальника отдела персонифицированного учета льготных категорий граждан и инвалидов, ветеранов войны и труда управления труда и социальной защиты населения Администрации Оксана Забовская в ходе интервью рассказала о социальной политике в отношении данной категории населения.
Постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 05.06.2022 № 312/18 «Об утверждении Временного порядка предоставления услуг по бесплатному зубопротезированию отдельных категорий граждан, проживающих на территории Луганской Народной Республики» предусмотрено предоставление услуг по бесплатному зубопротезированию лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы 1-3 категорий, в том числе несовершеннолетним детям.
гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, предусмотрено предоставление 50 % скидки при оплате за жилищно-коммунальные услуги, но только тем лицам, которые в установленном порядке прошли перерегистрацию (верификацию) в органах труда и социальной защиты населения, и относятся к соответствующим категориям: граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы 1 категории; граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы 2 категории; вдовы (вдовцы) и опекуны (на момент опекунства) детей умерших граждан, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой 1 и 2 категорий; семьи, которые воспитывают ребенка – инвалида ЧАЭС.
- Зона отчуждения. Такой район расположен рядом с 40мя реакторами. На этой территории запрещается проживать людям и вести любую производственную деятельность.
- Зона отселения. С данного района переселяются люди для уменьшения нанесения вреда радиационным фоном. Люди, которые уехали оттуда, имеют право на обеспечение льготами.
- Зона с правом на отселение. В данном районе есть постоянный контроль со стороны медиков, замеров уровня радиационного поражения. В зоне проходит регулярная профилактика охраны здоровья. Люди, которые захотели уехать, будут обеспечены льготами.
- Зона с уровнем радиации на допустимом уровне. Жители, проживающие в данной местности, имеют права на скидки и государственную поддержку.
- Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
- Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.
На 5,9% – это официально подтвердил член Правительства Российской Федерации, министр труда и социальной защиты, Антон Котяков. На такой коэффициент повысились потребительские цены на продукты в РФ за 2024 года, а государство взяло на себя обязательства обеспечить реальную покупательную способность пенсионного обеспечения.
- те, кто после достижения пенсионного возраста не накопил достаточно страхового стажа или пенсионных баллов, чтобы выйти на страховую пенсию (социальная пенсия им назначается через 5 лет после достижения обычного пенсионного возраста);
- представители коренных народов Севера, достигшие 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины);
- дети-инвалиды, инвалиды с детства или инвалиды, не имеющие ни дня страхового стажа;
- дети, оба родителя которых неизвестны;
- иностранцы, прожившие в России минимум 15 лет и достигшие пенсионного возраста, но не получившие права на страховую пенсию.
- Дети-инвалиды, инвалиды с детства инвалиды всех трех групп.
- Лица, не достигшие совершеннолетия или не достигшие 23-летнего возраста при условии, что у них погиб один или оба родителя либо местонахождение их признано неустановленным по суду.
- Граждане, официально отнесенные к малочисленным народам Крайнего Севера.
- Лица, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие трудовой стаж или необходимые баллы для начисления страховой выплаты.
- Семьи погибшего военнослужащего по потере кормильца.
- Участники ВОВ, если они получили любую группу инвалидности после совершенного против них преступления или по собственной халатности.
Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф
Для получателей жилищной субсидии выдвигаются условия, например, у них не должно быть иной жилплощади, если есть договор социального найма – он расторгается, а при наличии другого жилого помещения оно передается в государственную собственность.
В мае 2024 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.
Чтобы получить причитающиеся льготы и выплаты, нужно обратиться в соответствующий орган власти, составить заявление, предоставить льготное удостоверение и документы по утверждаемому перечню. Например, для оформления жилищной субсидии нужно обратиться в отдел социальной защиты населения, МФЦ или центр жилищных субсидий. Потребуется предоставить такие документы:
Кроме права на получение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг, пострадавшие от аварии на ЧАЭС имеют возможность досрочного выхода на страховую пенсию. Однако условия выхода на пенсию зависят от категории льготника. Для этого должны быть соблюдены такие условия:
- 250% от социальной пенсии – ликвидаторам, инвалидам 1 и 2 групп, детям, потерявшим вследствие аварии обоих родителей (24799,32 рублей);
- 200% от социальной пенсии – для проживающих в зоне отчуждения (9919,70 рублей);
- 125% социальной пенсии – инвалиды 3 группы, родственники умершего (5269,88 рублей).
Вследствие природной особенности радиации – снижение уровня по прошествии времени – каждые 5 лет происходит пересмотр территорий, которая относится к Чернобыльской зоне. Пенсионная реформа претерпевает изменения также каждые 5 лет. Последние изменения подписаны 8 октября 2024 года.
- При переводе гражданина с одного места работы по медицинским показаниям, ему выплачивается пособие либо до полного восстановления трудоспособности, либо до оформления статуса инвалидности;
- Пособие по временной нетрудоспособности чернобыльцам выплачивается в 100% размере от суммы средней заработной платы;
- При проживании с гражданином ребенка до 14 лет, ежемесячно начисляется компенсации, предназначенная на покупку продуктов питания, в размере 781,4 рублей.
Зоны отчуждения: Красногорский район, Барсуковский, Заборский, Медведевский сельсоветы, поселки Барсуки, Прогресс, Князевщина и Нижняя мельница. Я ликвидатор аварии на ЧАЭС в апреле-мае 1986 года, был солдатом-срочником. На инвалидности с 1996 года, в данный момент бессрочная II группа инвалидности. В августе 2024 года исполнилось 50 лет. Могу ли я оформить пенсию по возрасту досрочно и получать две пенсии? Если да, то на какие статьи закона мне ссылаться? В местном отделении Пенсионного фонда отказывают в оформлении второй пенсии.
- Зона отчуждения. Это район, находящийся рядом с 4-мя реакторами. На этой территории запрещается проживать людям и вести какую-либо производственную деятельность;
- Зона отселения. Это район, с которого переселялись люди для уменьшения нанесения вреда радиационным фоном. Люди, уехавшие оттуда, имеют право на обеспечение льготами;
- Зона с правом на отселение. Это район с постоянным контролем со стороны медиков, замеров уровня радиационного поражения. В зоне проводится регулярная профилактика охраны здоровья. Люди, пожелавшие уехать, будут обеспечены льготами;
- Зона с уровнем радиации на допустимом уровне. Граждане, проживающие в этой местности, имеют права на льготы и государственную поддержку.
Если же участник ликвидации аварии был военным, и причина его смерти связана с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей во время ликвидации аварии, то пенсия будет больше. Для получения пенсии в повышенном размере необходимо получить заключение государственного учреждения медико-социальной экспертизы.
Повышение пенсий для 65-летних пенсионеров с достаточным стажем работы
Также планируется повышение пенсий для 65-летних пенсионеров с достаточным стажем работы, включая чернобыльцев. В 2024 году в Украине планируется провести индексацию пенсий по новой балльной системе, которая поможет подтянуть выплаты старым пенсионерам до современного уровня. Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что цель пенсионной реформы – достижение уровня пенсий в размере 30-50% средней зарплаты в стране, а также выравнивание старых и новых пенсий.
Повышение пенсий для 65-летних пенсионеров с достаточным стажем работы является одним из важных шагов в рамках пенсионной реформы. Это позволит увеличить финансовую поддержку для этой категории граждан, включая чернобыльцев, которые имеют достаточный опыт работы. Работа над повышением пенсий особо важна для обеспечения достойного уровня жизни пожилых людей, которые внесли значительный вклад в развитие страны.
В государственном бюджете Украины на 2024 год предусмотрена индексация минимальной пенсии в размере 2361 гривен. Это повышение будет положительно сказываться на финансовом положении пенсионеров, включая чернобыльцев. Пенсии будут пересчитаны с учетом новой балльной системы, что обеспечит более справедливое распределение средств.
Процесс перерасчета пенсий чернобыльцам
В этом разделе будет рассказано о процессе перерасчета пенсий чернобыльцам и как он будет проводиться. В 2024 году в Украине планируется провести индексацию пенсий по новой балльной системе, в которую входят такие факторы, как длительность работы на загрязненных территориях, размер радиационного облучения и состояние здоровья.
Для перерасчета пенсий чернобыльцам будет использован специальный коэффициент, который будет учитывать их профессиональную деятельность в зоне Чернобыля. Кроме того, будут учтены данные о радиационном облучении и оценка состояния здоровья.
Государственный пенсионный фонд Украины, совместно с Министерством социальной политики, будет осуществлять перерасчет пенсий чернобыльцам на основе предоставленных ими документов и информации. Данный процесс будет высокотехнологичным и автоматизированным, чтобы обеспечить точность и надежность результатов.
Пенсии чернобыльцам: перерасчет чернобыльских пенсий в Украине
Кроме того, для людей, которые занимались ликвидацией последствий этой катастрофы, государством предусмотрена комплексная материальная помощь, включающая несколько различных льгот в зависимости от категории, личности ликвидатора и тех увечий, которые он получил.
Участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые отработали на подземных работах, на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №1 (мужчины – 10 лет и более, женщины – 7 лет и более), возраст выхода на пенсию снижается дополнительно на 3 года сверх предусмотренного Законом о чернобыльцах.
- заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
- удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
- справка государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);
Законом также предусмотрена льгота, связанная со снижением пенсионного возраста. Правом досрочного выхода на пенсию пользуются участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали в зоне отчуждения с момента аварии до 1 июля 1986 г. – независимо от количества рабочих дней, а в период с 1 июля 1986 по 31 декабря 1986 г. – не менее 5 календарных дней.
- поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения;
- бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта;
- 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, телефоном и коммунальными услугами и т. п.
Размеры пенсий для инвалидов-ликвидаторов будут установлены с учетом нескольких факторов, включая стаж работы на опасных объектах, уровень инвалидности и другие социальные условия. Государство стремится обеспечить достаточный уровень жизни для этих людей, учитывая их трудности и заслуги перед страной.
Условия получения пенсии для инвалидов-ликвидаторов несколько отличаются от общих правил: они могут получать пенсию вне зависимости от возраста, если у них есть установленная степень инвалидности, связанная с последствиями аварии на ЧАЭС. Также, они могут иметь право на дополнительные льготы и компенсации.
Государственная программа социальной поддержки инвалидов-ликвидаторов ЧАЭС продолжает развиваться и совершенствоваться с каждым годом, чтобы обеспечить достойные условия жизни этой категории граждан и признать их вклад в общее благо.
Степень инвалидности | Пенсионный коэффициент |
---|---|
I группа | 2,0 |
II группа | 1,8 |
III группа | 1,5 |
Пенсионный коэффициент является множителем, который умножается на размер базовой пенсии, получаемой лицами, не имеющими инвалидности в результате аварии на ЧАЭС. Таким образом, инвалиды-ликвидаторы получают пенсию, превышающую базовый размер, чтобы компенсировать их особые потребности и затраты, связанные с последствиями аварии.
Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии
Для нас – и в первую очередь для врачей медико-социальной экспертизы – любая из указанных формулировок предоставляет инвалиду-чернобыльцу право на вторую пенсию, исходя из норм подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, применяемого совместно с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Жаль только, что ликвидаторов-чернобыльцев с каждым днем становится все меньше (по данным специального проекта ТАСС «Чернобыль, мифы и факты», со всего бывшего СССР в ликвидации аварии приняли участие 600 тыс. человек, из них 340 тыс. военнослужащих (в т. ч. 24 тыс. кадровых военных) и 18,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел). То есть количество ликвидаторов, не являющихся военнослужащими, составляет около 45%, и многие из них разочаровались как в праве, так и в том, что в России можно добиться справедливого социального обеспечения.
Конституционный Суд РФ в Определении от 19 января 2023 г. № 1-О подчеркнул, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости.
Однако сотрудники ПФР посчитали, что для получения права на две пенсии должна быть единственная формулировка, что Алексей Подвязников получил инвалидность вследствие военной травмы при ликвидации аварии на ЧАЭС (такой в постановлении нет) или просто вследствие военной травмы (замечу: несмотря на то что эта формулировка есть в постановлении, она не дает чернобыльцам специальных преимуществ, а лишь приравнивает инвалидов к ветеранам военной службы, имеющим право получать пенсию как ветераны военной службы и дополнительную гражданскую пенсию по истечении 25 лет рабочего стажа. Такое право имеют любые военнослужащие – независимо от того, были они на ликвидации радиационных аварий или нет). Использовать названные формулировки в качестве причины инвалидности мой доверитель не мог.
Не обошлось без мобилизованных лиц и при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. К таким лицам относится Алексей Подвязников – инвалид II группы (бессрочно) вследствие катастрофы на ЧАЭС, интересы которого я представлял в Конституционном Суде РФ.