Права учителей в школе в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права учителей в школе в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Максимальное количество баллов зависит от категории, на которую аттестуется педагог. Для начального этапа это 60 баллов, поскольку квалификация молодого специалиста предполагает только оценку ЕФОМ. Для всех остальных категорий – 100 баллов.
Упрощенная аттестация
Важно! Упрощенная аттестация возможна при подтверждении уже присвоенной педагогу квалификационной категории, при достижении пенсионного возраста, а также в случае продления срока действия квалификации в особых случаях (беременность, болезнь и т.д.).
По упрощенной системе аттестуют учителей, имеющих государственные награды, почетные звания или отраслевые знаки отличия.
Право на особую форму аттестации в упрощенном варианте с присвоением новой квалификационной категории получают педагоги, ставшие победителями всероссийских конкурсов:
- «Воспитатель года»;
- «Преподаватель года»;
- «Учитель года»;
- «Педагогический дебют».
Презентация от Минобрнауки говорит о том, что новая аттестация педагогов будет лучше стимулировать учителей с 2024 года к повышению категории. Главный стимул – привязка заработной платы к уровню квалификации.
Формирование зарплаты будет происходить с учетом трех составляющих:
- базовая ставка;
- региональные надбавки;
- компенсационные и стимулирующие выплаты.
Базовая ставка оплаты учительского труда как и ранее будет устанавливаться региональными властями, поэтому может существенно отличаться в разных субъектах РФ.
По результатам аттестации педагоги смогут претендовать на следующие уровни доплат:
Аттестация | Доплата |
на соответствие должности | до 10% |
на учителя-методиста | до 25% |
на учителя-наставника | до 40% |
Увеличение базовой ставки для учителей
С 1 января 2024 года введутся значительные изменения в начислении зарплаты учителей, в том числе будет произведено увеличение базовой ставки. Эта мера направлена на повышение престижа профессии учителя и стимулирование качественного преподавания.
Увеличение базовой ставки будет осуществляться путем пересмотра штатного расписания школ и установления единой нормы оплаты труда для всех учителей. Одной из основных целей этого изменения является обеспечение равной оплаты труда учителей с разным стажем работы и квалификацией.
Повышение базовой ставки позволит:
- Повысить интерес к вступлению в профессию учителя. Увеличение зарплаты будет служить мощным стимулом для молодых специалистов выбрать именно эту карьеру и вложить свои знания и энергию в развитие образовательной системы.
- Сохранить опытных и квалифицированных педагогов в профессии. Учителя, имеющие большой стаж работы и множество достижений, будут удерживаться в сфере образования за счет достойной оплаты труда, что позволит сохранить накопленный опыт и обеспечить стабильность работы школы.
- Улучшить качество образования. Повышение базовой ставки приведет к улучшению материального положения учителей, что в свою очередь повысит их мотивацию и эффективность работы. Учителя смогут активнее развиваться профессионально, обновлять свои знания и методики преподавания, что способствует повышению качества образования в целом.
Средние зарплаты учителей в других странах
Образовательная система различается между Россией и западными странами, но в пределах СНГ очень схожая. Рассмотрим, сколько платят за рубежом по нижеследующей таблице.
Страны | Среднемесячные доходы педагогов, 2023 г. | |
USD | RUB | |
Кыргызстан | $290 | 21 895 |
Азербайджан | $340 | 25 670 |
Казахстан | $345 | 26 048 |
Беларусь | $356 | 26 878 |
Грузия | $360 | 27 180 |
Польша | $1 850 | 139 675 |
Южная Корея | $2 000 | 151 000 |
Китай | $2 150 | 162 325 |
Франция | $2 750 | 207 625 |
Великобритания | $3 236 | 244 337 |
Япония | $3 350 | 252 925 |
Германия | $3 367 | 254 209 |
Италия | $3 390 | 255 945 |
Канада | $3 575 | 269 913 |
Новая Зеландия | $4 167 | 314 583 |
В мире профессия педагога очень важна, так как за счет их выполнения обязанностей формируется воспитанное и грамотное общество. Чем выше грамотность, тем выше уровень жизни. Что касается зарплат, то учителя во многих государствах получают среднемесячные размеры. На порядок выше в частных детсадах, школах, колледжах.
Если смотреть в разрезе списка, то в странах СНГ установлены примерно одинаковые цифры, приближены к российским. В Прибалтике в 3 раза больше.
В сравнении с западным уровнем, российский в 5 –10 раз ниже. Безусловно, здесь показаны средние, поэтому в небольших населенных пунктах, той же Германии, Канады, Италии учительские доходы вполовину меньше.
Распространенные ошибки по теме “Как выйти на досрочную пенсию педагогам в 2022 году”
Ошибка: Учитель общеобразовательной школы полагает, что в связи с проведением пенсионной реформы ему придется ждать возможности выйти на досрочную пенсию на протяжении 5 лет, хотя право на льготное пенсионное обеспечение возникло у него в 2022 году.
Для педагогов предусмотрен переходный период, предполагающий возможность выхода на досрочную пенсию всего на полгода позднее в случае, если право на нее у льготника возникло в 2022 году. В 2022 году речь будет идти уже о 1,5 лет ожидания. К 2024 году период ожидания достигнет 5 лет.
Ошибка: Педагог рассчитывает продолжать работать в сфере преподавательской деятельности после выхода на досрочную пенсию.
Выход на пенсию “по выслуге лет” предполагает отказ от дальнейшей работы преподавателем. Трудоустройство по другим специальностям допускается.
Нововведения в СанПин для школ в 2023 году
С нововведениями для школ по СанПин в 2023 году можно ознакомиться в таблице:
Тема |
Было в СанПиН 2.4.2.2821-10 |
Стало в СП 2.4.3648-20 |
---|---|---|
1. Использование подвальной и цокольной площади | Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2). | Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы). |
2.Полифункциональность | Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13). Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20). | Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2). |
3. Питание | Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3).
Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац). |
Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3).
Определено конкретное время: более 4-х часов. В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац). |
4. Оборудование | Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7). | При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4). |
5. Водоснабжение | Качество воды только высокое (пункт 8.3).
Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6). |
Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4).
Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6). |
6. Отопление | Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац). | Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац). |
7. Инновации | Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14) | Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5) |
Михаил Солонников, учитель русского языка и литературы в Елизаветинской школе (Ленинградская область):
— Отмечу результаты ЕГЭ по русскому языку. Средний балл по стране — 68,65, и это весьма неплохо. Среди типичных ошибок мы видим все те же орфографические и грамматические нормы, ошибки, связанные с правильным ударением. Но что более важно — огромное количество ошибок в анализе текста. То есть умение работать с текстом, умение его прочитывать и понимать у детей явно страдает.
Есть ряд важных изменений в самом ЕГЭ. Стали жестче некоторые критерии проверки сочинения, появилось так называемое правило «золотого абзаца»: то есть теперь более трех раз повторенное слово в одном абзаце будет считаться нарушением речевых норм. В ЕГЭ по литературе тоже есть изменения, связанные с языком: если раньше учитывались только орфографические и речевые ошибки, то теперь отдельно снижают баллы за нарушение грамматических норм.
Стимулирующие выплаты: премии и разовые надбавки
Сколько: не более 30 процентов от оклада (в зависимости от региона и финансовых возможностей школы).
Кто может рассчитывать: педагоги дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования.
Как получить: заполнить оценочный лист с критериями за соответствующий период.
В нем могут быть отмечены:
- разработка и организация внешкольных проектов с классом — например, экскурсий, экспедиций;
- участие в социальных проектах и культурно-просветительских акциях.
Компенсационные выплаты
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Правительство обсудило проблемы в сфере образования на следующий день после заседания Государственного совета, на котором президент РФ Владимир Путин подробно остановился на укреплении роли педагога и наставника. Глава государства особо отметил, что условия труда учителей важно улучшать, необходимо освободить их от излишней нагрузки. По словам Мишустина, власти сейчас как раз проводят специальный эксперимент, который уже дал некоторые результаты.
«Необходимо чётко очертить обязанности классных руководителей. Привлекать в профессию молодые кадры, выпускников профильных вузов. Внедрять для них адресные меры поддержки, распространяя лучшие практики регионов по этому направлению. По поручению главы государства правительство подготовит дополнительные решения по повышению оплаты труда педагогов. Прежде всего — чтобы поднять её в тех российских регионах, где она ниже, чем в среднем по стране. Должны быть единые, прозрачные и понятные правила», — подчеркнул Мишустин.
Новые правила и изменения
Одним из ключевых изменений стало введение обязательного прохождения аттестации каждым учителем, независимо от его стажа работы. Ранее аттестация проводилась только для тех педагогов, у которых истекал срок квалификационной категории.
Также были изменены квалификационные категории. Теперь они представлены следующим образом: «педагог-исследователь», «педагог-практик», «педагог-методист» и «педагог-организатор». Каждая категория имеет свои требования и условия, которые учителя должны выполнять для ее получения.
Для того чтобы получить квалификационную категорию, учителю необходимо пройти определенные оценочные процедуры. Они включают в себя написание педагогического портфолио, прохождение индивидуального интервью, а также проведение открытых уроков или мастер-классов.
Оценка работы учителя в рамках аттестации осуществляется экспертной комиссией, состоящей из опытных педагогов и специалистов в области образования. Они анализируют представленные материалы и оценивают профессиональные навыки и компетенции учителя.
Подача заявления на аттестацию осуществляется через специальную электронную платформу. Учителю необходимо заполнить соответствующую форму, указав все необходимые данные и приложив требуемые документы. После этого заявление будет рассмотрено экспертной комиссией и учитель будет уведомлен о результате.
Важно отметить, что для успешной аттестации необходимо также проходить обучение и повышать свою квалификацию. Учителям предоставляются различные возможности для саморазвития, такие как курсы повышения квалификации, тренинги и семинары.
Все эти изменения и новые правила аттестации направлены на улучшение качества образования и повышение профессионального уровня педагогов. Они создают условия для развития педагогического сообщества и способствуют повышению интереса учителей к самосовершенствованию и развитию своих профессиональных навыков.
Оценочные процедуры играют важную роль в процессе аттестации учителей. Они позволяют определить профессиональный уровень педагога и его соответствие требованиям к квалификационной категории.
Оценка производится на основе следующих критериев:
- Профессиональные знания и навыки. Это включает знание предмета, умение применять инновационные методы обучения, умение организовывать уроки и вести внеурочную деятельность.
- Методическая работа. Оценивается разработка учебных материалов, использование современных образовательных технологий, участие в методической работе с коллегами.
- Воспитательная работа. Учитывается работа по воспитанию учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, умению создавать положительный микроклимат в классе.
- Научно-исследовательская работа. Оценивается участие в научно-исследовательских проектах, публикация научных статей, презентация и защита диссертаций.
- Профессиональное самосовершенствование. Учитывается участие в курсах повышения квалификации, прохождение стажировок, участие в научных конференциях и семинарах.
Оценочные процедуры могут включать различные методы, такие как анкетирование, тестирование, наблюдение за работой учителя, интервью с коллегами и учащимися.
Важно отметить, что оценка производится экспертной комиссией, которая имеет опыт и знания в соответствующей области образования. Это позволяет обеспечить объективность и надежность процесса аттестации учителей.
Изменения заработной платы
С 2024 года педагогические работники ожидают значительные изменения в оплате труда. Новые правила предусматривают установление фиксированной окладной части заработной платы, а также установление премиальной части.
Окладная часть будет определяться исходя из квалификационной категории педагогического работника. Оплата будет зависеть от стажа работы, образования и специализации педагога.
Премиальная часть заработной платы будет учитывать дополнительные образовательные программы, курсы повышения квалификации и научно-методическую деятельность педагога.
Помимо этого, педагогические работники смогут получать дополнительные выплаты за выполнение особых условий труда или работы с детьми с ограниченными возможностями.
Изменение системы оплаты труда позволит более справедливо оценить вклад каждого педагога в образование и поддержать их мотивацию к повышению профессионального уровня.
Повышение привлекательности профессии
Внедрение новых правил оплаты педагогическим работникам с 2024 года ставит своей целью улучшение условий труда и повышение привлекательности профессии учителей и преподавателей. Руководство в образовательных учреждениях будет обязано обеспечить учителей достойным материальным вознаграждением за их труд, чтобы стимулировать профессиональный рост и поддерживать мотивацию к работе.
Одним из важных изменений в новых правилах оплаты будет установление прозрачной системы заработной платы для педагогического персонала. Планируется введение базовой окладной части зарплаты, которая будет учитывать квалификацию и опыт работы учителя. Это поможет привлечь и удержать на работе талантливых и опытных учителей, которые сыграют ключевую роль в повышении уровня образования в стране.
Преимущества для педагогов | Преимущества для общества |
---|---|
Увеличение размера зарплаты | Повышение качества образования |
Карьерный рост и возможность профессионального развития | Развитие человеческого капитала |
Адекватная оплата за дополнительные задачи и обязанности | Улучшение экономического развития |
Эти изменения также могут привлечь молодых специалистов в сферу образования, что будет способствовать обновлению кадрового потенциала и обогащению педагогического сообщества новыми идеями и методиками обучения. Благодаря этому, уровень образования в стране сможет значительно возрасти, что положительно отразится на дальнейшем развитии общества в целом.