Как действовать при затягивании ремонта автомобиля по ОСАГО?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как действовать при затягивании ремонта автомобиля по ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон отводит 30 рабочих дней на ремонт автомобиля (ФЗ-40) и получить автомобиль раньше этого срока это уже удача. При этом, в договоре и направлении на ремонт страховщик и вовсе мог указать срок еще больше, а вы могли этого не заметить (в законе прописана такая возможность) и тут надо подходить уже индивидуально (изучать обоснованность и думать).
Когда по закону начинается течение этого времени?
Чаще всего вместо предложения соглашения страховая компания просто ничего не предпринимает. А автосервис у вас не принимает машину, пока не поступят запасные части. Либо даже принимает автомобиль, но срок ремонта не начинается, о чём вы, собственно, не догадываетесь.
Дело здесь в формулировке закона, который позволяет такой по сути обман страховщикам. Итак, в пункте 15.2 статьи 12 ФЗ указано, что срок проведения ремонта в 30 дней начинается со дня предоставления потерпевшим транспортного средства в автосервис. Вы как положено приезжаете в указанную в направлении СТО, вам проводят дефектовку и/или диагностику… и отправляют домой – с автомобилем или уже без, оставив его на территории сервиса.
В таком случае потерпевший наивно полагает, что дата предоставления авто – и есть дата начала ремонта, и отмечает в календаре дату. Между тем, СТО начинает затягивать срок проведения ремонта, а потом в попытке взыскать неустойку вам просто отказывают в этом, потому что срок ремонта по документам автосервиса и страховщика начался гораздо позднее, чем дата сдачи ваши машины.
А теперь главное – сможете ли вы доказать обратное? Конкретно то, что предоставили автомобиль гораздо раньше. Увы, но в реалиях 2023 года приходится мириться с такими ухищрениями страховщиков и сдавать авто в ремонт правильно. Как это – правильно, мы рассказывали в одной из прошлых статей.
Поэтому, если у вас нет документов о приёме машины именно на ремонт (ни на какую не дефетовку или диагностику) либо грамотной видеозаписи такого действия, то, увы, о неустойке можно чаще всего забыть.
Возможность восстановления автомобиля после ДТП
После ДТП возникают множество вопросов о возможности восстановления автомобиля и получении выплаты по ОСАГО. Важно знать свои права и разобраться в процессе обращения в страховую компанию.
Ремонт автомобиля может быть начат в течение 15 дней после ДТП, но возникают разногласия о том, будет ли он полностью покрываться страховой компанией. В РФ с 2023 года предусмотрены изменения в оформлении полиса ОСАГО, и возможны споры по поводу ремонта.
При ДТП можно самостоятельно отремонтировать автомобиль до получения выплаты по ОСАГО, но есть риски. Важное условие — сохранить виновность в аварии и гибдд фиксацию факта ДТП. Возможно обжалование решения страховой компании или компанией экспертизы, если возникли разногласия по ремонту.
Если страховая компания отказывается выплатить ремонт, то можно начать судебные разбирательства. Верховный суд рассмотрит спор о выплате по ОСАГО и примет решение о восстановлении автомобиля после ДТП.
Самому отремонтировать машину можно, но возникают риски, так как страховая компания может отказать в выплате. Важно показать, что ремонт был необходим в результате ДТП и оформить все документы правильно.
При возникновении спора страховая компания может провести свою экспертизу, чтобы определить необходимость и стоимость ремонта. Однако, если возникают разногласия по результатам экспертизы, можно обжаловать решение в суде.
Таким образом, возможность восстановления автомобиля после ДТП до получения выплаты по ОСАГО есть, но следует быть готовым к судебным разбирательствам и обращаться за помощью к специалистам, чтобы обеспечить защиту своих прав и интересов.
Договор о ремонте по ОСАГО на СТО
Между страховщиком и автосервисом должен действовать особый договор. По его условиям СТО восстанавливает повреждённые автомобили по ОСАГО, а страховая организация платит за использованные детали и выполненные работы. Если страховщик сотрудничает с несколькими техсервисами, тогда необходимо с каждым из них подписать соглашение.
После дорожно-транспортного происшествия страховщик обязан выдать пострадавшему водителю направление на ремонт. Данный документ предоставляет возможность обратиться на указанный автосервис, на котором восстановительные работы будут выполнены, а владелец автомобиля не будет вынужден за них платить.
Если пострадавший готов выполнить ремонт на СТО, которая подписала со страховой компанией соглашение о сотрудничестве, тогда на выдачу направления на восстановительные работы страховщику отводится 20 дней. Отсчёт начинается с даты получения компанией полного пакета необходимых документов.
Иногда автомобилист хочет произвести восстановительные работа на другой станции техобслуживания, тогда период выдачи уведомления возрастает до 30 календарных дней. Если эти сроки будут нарушены, то за каждый день просрочки страховщик уплачивает неустойку в размере 1% от суммы ущерба. Например, если ремонт оценен в 150 тысяч рублей, то за 5 дней просрочки автомобилист имеет право на получение 7500 рублей. Страховая самостоятельно не предложит их выдать. Необходимо подать соответствующую претензию.
Какие документы нужно предоставить страховщику, чтобы не столкнуться с отказом в ремонте по ОСАГО
Список необходимых документов при ДТП определяет Федеральный закон №40 «Об ОСАГО» в ст. 11 п. 3. Дальше в 12 статье в пункте 10 устанавливается обязанность для пострадавшего предоставить автомобиль или другое пострадавшее в ДТП имущество для экспертной оценки. Обычно страховщики требуют такие документы:
- Заявление на получение выплаты. Страховая компания может иметь установленный бланк, также допускается его подача в свободной форме.
- Паспорт или иной документ, который удостоверяет личность.
- Извещение о дорожно-транспортном происшествии.
Нередко страховые компании требуют предоставить прочие документы, среди которых могут быть такие:
- Копия постановления или протокола о нарушении правил дорожного движения.
- Согласие органов опеки и попечительства, если выплата будет производиться несовершеннолетнему лицу.
- Доверенность, если интересы пострадавшего представляет другой человек.
- Справка о ДТП, должна заполняться в присутствии сотрудников ГИБДД.
- Банковские реквизиты, если компенсация будет производиться в денежной форме по безналичному расчёту.
Действующие сроки ремонта по ОСАГО
По действующему законодательству Российской Федерации станция техобслуживания обязана устанавливать исключительно новые детали. С другой стороны, если владелец автомобиля согласится, тогда можно использовать и вторичные запчасти. Данный вариант стоит применять лишь тогда, когда в нужные сроки невозможно получить новые детали.
Автосервис обязан предоставить минимальную гарантию на выполненные работы:
- Покраска и кузовные работы – 1 год
- Другие работы – полгода
Внимание! Станция техобслуживания может по своей инициативе увеличить срок гарантии по ремонту по ОСАГО. Обычно это делается для того, чтобы показать уверенность в качестве предоставляемых услуг.
Если после ремонта собственник авто заметил недостатки или недоработки, транспортное средство можно повторно сдать в ремонт. К тому же можно подписать договор со страховщиком, в соответствии с которым проблемы будут устранены по-другому. Одним из них может быть денежная выплата.
Особенности новых правил ОСАГО:
- При подписании страхового соглашения клиенту предлагается перечень автосервисов, на которых при наступлении страхового случая можно выполнить ремонт.
- Максимальный срок восстановительных работ – 30 дней. При просрочке за каждый день страховщик обязан заплатить полпроцента от величины ущерба.
- Станция техобслуживания находится в пределах 50 км от места проживания либо ДТП.
- Собственнику автомобиля предоставляется гарантия на выполненные работы на срок 6-12 месяцев.
Достоинства страхового ремонта
К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:
- Отсутствие хлопот по поводу поиска и выбора СТО. Автовладелец передает специалистам автосервиса поврежденный автомобиль, а забирает восстановленный.
- Отсутствие тяжб между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации.
- Гарантия качества. Технический подрядчик отвечает за соответствие проводимых манипуляций стандартам и за качество произведенных работ. Гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто, запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив с СТО соответствующий договор.
- Оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.
На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Приемка машины после ремонта
Многих водителей интересует, как принимать машину после ремонта по ОСАГО. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Действия по приемке автомобиля зависят от того, по какой причине клиент изначально обращался в сервис.
Например, если вышли из строя детали, нельзя «раскурочить» машину, чтобы проверить, насколько качественно была произведена замена. Но проверить как-то нужно. Специалисты рекомендуют забрать старые детали и попросить чеки и сертификаты на новые.
Если у автомобиля было повреждено лакокрасочное покрытие, его приемка после восстановительных работ будет состоять из двух этапов:
Осмотр в помещении:
- Проверьте, насколько хорошо прилегают новые детали. Между частями кузова допускается зазор не более 3-4 мм.
- Если восстанавливались функциональные части, то их работоспособность не должна нарушиться в ходе ремонта. Двери и багажник должны открываться как раньше.
Осмотр на улице при естественном освещении:
- Насколько тщательно отлакированы детали в труднодоступных местах.
- Есть ли подтеки. Для их обнаружения рассматривают деталь именно при солнечном свете и с разных ракурсов.
- Есть ли разница между оттенками. Если новая краска выглядит чуть ярче, не нужно сразу писать претензию. Краска и лак наносятся в несколько слоев, которые будут сохнуть около двух недель. Затем цвет должен выровняться.
- Отличаются ли «шагрень» и микрорельеф. Даже при покраске в заводских условиях состав ложится на металл так, что появляется едва различимая «апельсиновая корка». Задача мастера, выполняющего ремонт — покрасить замененную деталь так, чтобы она ничем не отличалась от оригинала.
- Нет ли мусора в новом слое краски. Если в сервисе было грязно и пыльно, мелкие соринки могли прилипнуть к краске или лаку. И отмыть их уже нельзя.
- Насколько чистые стекла и зеркала. На них могла попасть краска. В сервисе такие загрязнения легко удаляют специальным составом. В домашних условия с этой проблемой справиться уже сложнее, поэтому лучше тщательно осмотреть автомобиль на этапе приемки.
- Удалены ли вмятины. Нужно постучать там, где они располагались. Если раздастся более глухой звук, это значит, что проблемную зону просто зашпатлевали, а не выпрямили.
Санкции к исполнителю услуги за нарушение сроков ремонта
Задержка ремонта автомобиля является основанием для привлечения исполнителя услуги к ответственности. В большинстве случаев к автосервису применяется такая санкция как неустойка за просрочку исполнения обязательства. Ее размер зависит от длительности задержки, а также от вида проводимого ремонта. Однако в отдельных случаях автовладелец может рассчитывать на применение и иных санкций в отношении автосервиса.
Если проводится ремонт машины по гарантии, то в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона РФ № 2300-1 продавец обязан выплатить собственнику машины неустойку в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки. Кроме того, покупатель может потребовать возврата денежных средств или замены машины на аналогичное или иное транспортное средство, если:
- Обнаружены существенные дефекты автомобиля;
- Продавец или авторизованный сервис нарушил сроки устранения недостатков, при этом не имеет значения, были ли они существенными или нет;
- Машина находится в ремонте совокупно более 30 дней из-за неоднократных поломок.
Как видно из указанного перечня, если продавец нарушит сроки гарантийного ремонта, то собственник машины, находящейся на гарантии, может вернуть деньги, даже если автомобиль отремонтируют. Более того, если за время, прошедшее с момента покупки, цена автомобиля выросла, покупатель в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона РФ № 2300-1 может рассчитывать на выплату ему разницы между договорной и действующей ценой машины.
Если работы производились по договору на оказание услуг или в соответствии с иным документом, выполняющим такую функцию, размер неустойки определяется п. 5 ст. 28 Закона РФ № 2300-1. Ее размер составляет 3 % от общей стоимости работ за каждый день просрочки. Также на основании п.1 ст. 28 Закона РФ № 2300-1 собственник машины по своему выбору вправе:
- Назначить автосервису новый срок выполнения ремонта;
- Забрать автомобиль из автосервиса и получить от него компенсацию расходов за ремонт машины, произведенный на другой СТО;
- Потребовать скидку на оплату ремонта;
- Отказаться от исполнения договора и вернуть уплаченные средства, например, авансовый платеж.
Вне зависимости от того, что выберет собственник автомобиля, он дополнительно имеет право на возмещение любых убытков, причиненных ему в результате задержки ремонта машины.
Размер неустойки за задержку ремонта по полису ОСАГО оговаривается п. 21 ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ. Если автосервис, в который автомобиль будет направлен страховой компанией, задержит сроки ремонта, страховщик обязан выплатить собственнику машины неустойку в размере 0,5 % от размера ущерба за каждый день просрочки, но не более общей суммы ущерба автомобилю. Если же страховая компания задержит сроки выдачи направления машины на ремонт, то размер неустойки составляет уже 1 % от суммы ущерба за каждый пропущенный день.
Вид произведенных ремонтных работ | Максимальные сроки проведения ремонта | Санкции за нарушение сроков |
---|---|---|
Гарантийный ремонт | 45 дней с момента передачи автомобиля | 1 % стоимости автомобиля за каждый день просрочки |
Ремонт по договору на оказание услуг | Согласно условиям договора (заказ-наряда) | 3 % от стоимости работ за каждый день просрочки |
Ремонт по полису ОСАГО | Автомобиль направляется страховщиком на ремонт не позднее 20 дней, срок ремонта после передачи автомобиля должен составлять не более 30 дней | 0,5 % от размера ущерба за каждый день просрочки, но не более полной суммы ущерба, возмещение обычно выплачивает страховщик |
Что делать, если долго ремонтируют автомобиль без договора
Все вышеуказанные действия, которые может предпринять потребитель в случае длительного ремонта машины в автосервисе, действительны лишь в том случае, если между ним и исполнителем существуют договорные отношения. Однако нередко автовладельцы доверяют ремонт машины частным лицам или так называемым «гаражным» автосервисам. Естественно, письменный договор при этом между сторонами не заключается.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 159 ГК РФ и «Правила оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» позволяют заключать сделки, в том числе и по ремонту автомобиля, в устном виде. Однако это распространяется лишь на те работы, которые производятся на месте в присутствии заказчика. Обычно к ним относят мелкий ремонт или техническое обслуживание автомобиля, например, подкачку шин, диагностику неисправностей и т. д.
Если же автомобиль был передан на длительный ремонт, а его сроки были согласованы в устном виде или вовсе не были оговорены сторонами, можно упирать на то, что действия автосервиса противоречат закону. В соответствии с «Правилами» исполнитель обязан заключить письменный договор или его аналог. В тексте соглашения обязательно должны быть указаны сроки проведения ремонтных работ. Нарушение данного требования влечет дополнительную ответственность для исполнителя.
В такой ситуации можно попробовать составить претензию к автосервису (частному мастеру) с требованием вернуть машину и уплаченные деньги, а также возместить понесенные собственником убытки. В качестве правовой основы можно сослаться на ст. 314 ГК РФ, в соответствии с которой обязательство должно быть выполнено в течение 7 дней после предъявления соответствующего требования. Дополнительным аргументом может стать угроза жалобы в контролирующие органы, например, в Роспотребнадзор.
В случае отказа исполнителя удовлетворить требования придется обращаться в суд. Если есть хоть какие-то доказательства того, что машина действительно была передана на ремонт, например, имеется переписка в соц. сетях или записи телефонных разговор, шанс выиграть дело достаточно велик.
Законодательные аспекты
Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.
Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:
- Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
- Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.
Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.
Что делать если страховой выплаты не хватает на ремонт?
Есть несколько способов решить сложившуюся проблему, когда страховая компания слишком сильно занизила стоимость выплат и их не хватает на осуществление ремонта. Сначала можно попробовать все решить через страховую компанию, для этого вы должны написать в нее заявление, далее за свой счет провести экспертизу в независимой компании и с ее результатам отправиться в суд, чтобы уже он вынес решение о доплате в вашу сторону компанией.
Еще может произойти так, что вас не будет устраивать ремонт по ОСАГО, в таком случае нужно тоже провести независимую экспертизу, далее грамотно составить заявление-претензию, а позже отправить ее страховщику на подписание и согласие с определенными положениями документа. Если на вашу претензию не поступает ответа длительное время, то здесь нужно задуматься об обращении в судебный орган, для решения проблемы через него непосредственно.
Если вы не согласны с суммой выплаты, то нужно составить письменное обращение в компанию, далее провести за свой счет экспертизу, чтобы она определила точную стоимость нанесенного ущерба. Данные действия нужно совершать только в том случае, если вы на 100% уверены, что стоимость была занижена и вы должны получить больше. Если доказать это не получится, то все расходы на осуществление экспертизы вам придется взять на себя, а это достаточно дорого.
Страховщик зачастую просто отказывается выплачивать страховку, ссылаясь при этом на различные нюансы в договоре или еще на что-либо. Когда вы понимаете, что его действия противозаконны, то можно составлять и отправлять компании претензию, в которой вы должны самостоятельно определить срок рассмотрения обращения. Также стоит отметить, что если вам поступит отказ или документ не будет принят к сведению, то вы дальше направляйтесь в суд, где уже будете отстаивать свои права в индивидуальном порядке.
Еще один способ получить большее количество средств на ремонт, если страховая компания занизила его стоимость – это лично обратиться к виновнику происшествия, только в письменной форме. На бумаге будет нужно описать требования в возмещении средств, приложить доказательства. Если вам придет согласие на оплату, то сразу возьмите расписку о выплате, чтобы быть уверенным, что это не просто слова.
Правила ремонта по ОСАГО: гарантия, сроки, запчасти, неустойка
Восстановление поврежденного автотранспорта по ОСАГО-полису выполняется следующим образом:
- Автостраховщик выдает пострадавшему направление на восстановление поврежденной автомашины по ОСАГО. При этом должен быть выполнен надлежащий расчет ремонта.
- Потерпевшее лицо самостоятельно приезжает на станцию техобслуживания, четко указанную в полученном направлении. Как вариант, автотранспорт после ДТП передается автостраховщику для перемещения на СТО (это практикуется, если на поврежденной машине совсем нельзя ездить).
- Автомашина, подлежащая ремонту, загоняется в бокс СТО. Специалисту станции предъявляется надлежащее направление от автостраховщика. При этом могут понадобиться и другие бумаги.
- Осуществляются все необходимые работы с соблюдением установленных сроков.
- Когда работы будут полностью завершены, компания-автостраховщик сообщает пострадавшему о готовности восстановленного автотранспорта.
- Автовладелец лично посещает СТО, проверяет выполненную работу.
- Если автовладелец удовлетворен итогами восстановления, он подписывает акт передачи-приема, подтверждая отсутствие претензий. Если имеются претензии, данный акт не следует подписывать.
Восстановление у официального дилера подлежат транспортные средства, чей возраст не превышает 24 месяца с даты изготовления (п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40).
Страховая компания отправляет ТС на починку в тот дилерский центр, с которым у него есть соглашение.
Как и в случае с обычными станциями, клиент может выбрать центр по своему усмотрению и починить машину там, но для этого требуется согласие страховой организации.
Гарантия на основные детали и узлы составляет 6 месяцев.
Для кузовного ремонта и покраски этот срок равен 12 месяцев.
Несмотря на то, что восстановлением по ОСАГО занимается станция технического обслуживания, претензии по качеству в течение гарантийного срока предъявляют к страховой компании.
За каждый день просрочки оказания услуги (свыше отведенных 30 дней) страховщик оплачивает неустойку в размере 0,5% стоимости страхового возмещения.
При приемке ТС после восстановления обратите внимание на следующие моменты:
- установлены ли только новые оригинальные запасные части (если вы не договаривались со страховщиком об обратном);
- качество кузовных работ и окрашивания;
- комплектность всех узлов;
- настройка двигательной установки;
- качество работы ходовой части.
Если в ходе осмотра обнаружены дефекты, их отражают в передаточном акте.
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях
Расчет ремонта проводится независимым экспертом по единой методике, принятой Банком России (Положение №432П от 19.09.2014г.). При этом используются средние величины стоимости деталей, материалов и нормочасов работ в регионе на дату расчета. С целью контроля автовладелец может самостоятельно рассчитать предварительную стоимость ремонта с помощью специальных калькуляторов на сайте союза автостраховщиков.
При несогласии с выставленной в процессе первичной экспертизы суммой владелец авто вправе инициировать повторное обследование, но уже за свой счет.
Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.
Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.
Лимит на 2019 г. составляет:
- 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
- 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
- 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).
Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2019 г. и что влияет на объем возмещения.
Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:
- нанесен ли ущерб жизни и здоровью потерпевшего или пострадало только его имущество (в том числе и варианты комплексного урона);
- степень повреждений. Учитывается, как сильно пострадал автомобиль. Здесь возможны два варианта: транспортное средство можно отремонтировать или оно не подлежит восстановлению;
- перечень повреждений. Он должен полностью соответствовать тем дефектам, которые перечислены в справках ГИБДД. В противном случае по формально отсутствующим повреждениям страховая компания не произведет возмещения. Чтобы этого не случилось, следует самостоятельно пойти в ГИБДД и вписать необходимые соответствующие дефекты, после чего отнести документ в СК;
- производилась ли эвакуация транспортного средства, требуется ли оплата амортизации автомобиля;
- износ автомобиля с учетом срока эксплуатации и деталей, которые требуется заменить;
- мощность двигателя транспортного средства;
- место происшествия и дополнительные обстоятельства аварии;
- срок действия страхового полиса;
- внешний вид автомобиля, его техническое состояние и рыночная стоимость до момента аварии.
Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы. В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы. На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд. Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.
Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их:
- в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
- у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
- не был определен виновник аварии;
- полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).
По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:
- в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
- существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
- выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
- повреждения нередко устраняют не полностью;
- автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.
Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.
Страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:
- располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
- срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней.
Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.
Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:
- производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
- владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
- в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.
Оплату ремонта производит страховая компания.
Денежная компенсация возможна в следующих случаях:
- когда автомобиль не подлежит восстановлению;
- стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
- восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
- владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
- страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).