Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главной особенностью, которой обладает работа по совместительству муниципального служащего, является необходимость письменно уведомить работодателя о намерении устроиться на еще одну или несколько работ. Сделать это нужно заранее.
Работа в другом органе власти
Согласно законодательству, запрета на работу сотруднику государственной службы в другом органе власти нет. То есть, теоретически, такой расклад вполне может существовать. Однако, на практике, такое практические не встречается, так как комиссия обычно отклоняет такие запросы, считая, что это повлечет за собой множество конфликтов. Гражданская служба не может быть исполнена в должном качестве, если она будет исполняться по совместительству. Поэтому рассчитывать на дополнительную работу такого рода лучше вообще не стоит.
Муниципальный служащий работать по совместительству в органах управления не может, и это четко указано в российском законодательстве. Также имеется запрет на дополнительную работу в зарубежных некоммерческих организациях.
Особенности работы по совместительству для муниципальных и госслужащих
Главной особенностью, которой обладает работа по совместительству муниципального служащего, является необходимость письменно уведомить работодателя о намерении устроиться на еще одну или несколько работ. Сделать это нужно заранее.
Работодатель муниципального служащего рассматривает уведомление и оценивает на соответствие закону. Если законодательно устройство работника на дополнительную работу невозможно, служащему предложат отказаться от этой идеи или покинуть службу. Если предполагаемое трудоустройство не противоречит закону, запретить трудиться где-то еще работодатель не вправе.
Совместительство оформляется трудовым договором, в котором прямым текстом указывается, что работник является совместителем.
Совместительство не предполагает того же уровня загруженности: длительность труда в день, когда гражданин был занят еще и на основном месте, на дополнительном месте не должна превышать четырех часов. Отработать на совмещении полный рабочий день можно, только если в этот день работник не был занят на основном месте.
Отпуск совместителям должен предоставляться в те же даты, что и на основном месте.
При таком порядке оформления трудовых отношений присутствует дополнительное основание для увольнения сотрудника. Если на его должность придет человек, для которого это будет основное место, он будет уволен.
Как уведомить представителя нанимателя
Единого порядка уведомления для всех госслужащих нет. Однако практически в каждом государственном органе утверждён свой порядок уведомления о конфликте интересов и рассмотрения таких уведомлений, который действует в отношении подчиненных этому органу госслужащих.
Точную процедуру и применимые акты можно уточнить в отделе кадров государственного органа или учреждения, где трудится госслужащий. Как правило, уведомление должно быть подано в письменной форме. В нем необходимо описать планируемое трудоустройство по совместительству (место работы, должность) и указать режим работы (вне рабочего времени на основной работе).
Мнение эксперта
Юрист по трудовому праву Ольга Смирнова
Рассмотрение уведомления обычно производится в комиссионном порядке, для чего создаётся специальная комиссия по противодействию коррупции. Предварительное рассмотрение подобных уведомлений может проводить антикоррупционный отдел государственного органа, в котором трудоустроен госслужащий.
Уведомление рассматривается в течение нескольких дней или другого срока, установленного актами государственного органа. При отсутствии конфликта интересов отдел или комиссия выдаёт письменное разрешение на осуществление работы по совместительству.
Иная оплачиваемая деятельность государственных гражданских служащих
Основной правовой акт, регламентирующий деятельность государственных гражданских служащих, — Закон N 79-ФЗ — не содержит понятия «совместительство», в ст. 14 вместо него употребляется термин «иная оплачиваемая деятельность». В частности, указано, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при одновременном соблюдении следующих условий:
- об этом предварительно уведомляется представитель нанимателя;
- не должно возникнуть конфликта интересов.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008).
Напомним, согласно ст. 19 Закона N 79-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
В каком порядке необходимо уведомлять представителя нанимателя, в Законе ничего не сказано. Представляется верным, что гражданский служащий должен сделать это в простой письменной форме, указав место работы и должность.
Представитель нанимателя, получив такое уведомление, должен оценить вероятность возникновения конфликта интересов, поскольку п. 4 ст. 19 Закона N 79-ФЗ за ним закреплена обязанность по принятию мер по предотвращению конфликта интересов. А если такой конфликт уже возник, представитель наниматель обязан принять меры по его урегулированию и вправе отстранить гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.
Следует обратить внимание на ст. 17 Закона N 79-ФЗ, содержащую перечень запретов, связанных с гражданской службой. В частности, гражданскому служащему запрещается:
- Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
- Замещать должность гражданской службы в случае:
- избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ;
- избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
- избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
- Осуществлять предпринимательскую деятельность.
- Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Если владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.
- Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.
- Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
- Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Обобщая приведенные выше сведения, можно сделать вывод, что, если иная оплачиваемая деятельность не входит в перечень видов деятельности, запрещенных для осуществления государственными гражданскими служащими, и если это не приведет к конфликту интересов, он может ее осуществлять, предварительного уведомив представителя нанимателя.
Работа в другом органе власти
Согласно законодательству, запрета на работу сотруднику государственной службы в другом органе власти нет. То есть, теоретически, такой расклад вполне может существовать. Однако, на практике, такое практические не встречается, так как комиссия обычно отклоняет такие запросы, считая, что это повлечет за собой множество конфликтов. Гражданская служба не может быть исполнена в должном качестве, если она будет исполняться по совместительству. Поэтому рассчитывать на дополнительную работу такого рода лучше вообще не стоит.
Муниципальный служащий работать по совместительству в органах управления не может, и это четко указано в российском законодательстве. Также имеется запрет на дополнительную работу в зарубежных некоммерческих организациях.
Может ли госслужащий заниматься коммерческой деятельностью?
Закон налагает прямой запрет на занятия чиновниками коммерческой деятельностью – это зафиксировано в статье 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 года.
Например, часть 3.1 этой статьи устанавливает полный запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а часть 3 указывает, что участие госслужащих в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (партией, органов профсоюза, госкорпорации и иных КО и НКО) возможно лишь на безвозмездной основе, если это не противоречит законодательству РФ и международным ратифицированным актам.
То есть госслужащий может участвовать в управлении деятельностью коммерческих лишь в строго определенных случаях, а получать за это вознаграждение (то есть, зарплату или иное вознаграждение) – не может от слова «совсем».
И всё же государство предоставляет право таким лицам получать дополнительный доход, помимо основного денежного довольствия. Например, госслужащие могут продавать любое принадлежащее им имущество, инвестировать деньги в депозиты российских (не иностранных) банков, а также могут вести научную, исследовательскую и преподавательскую деятельность, получая за нее соответствующее вознаграждение.
Так как самозанятость подразумевает получение дохода от самостоятельной трудовой (коммерческой) деятельности, то госслужащий ограничен в своих возможностях. Так, он не может регистрироваться, к примеру, как самозанятый репетитор и получать доход таким способом. Но он может «закрепиться» за вузом или техникумом и преподавать там в качестве совместителя.
Но в некоторых случаях госслужащий может законно получать доход как самозанятый.
Уведомление о трудоустройстве муниципального служащего
Статья 64.1 ТК РФ закрепляет за работодателем обязанность при заключении договора с гражданином, состоявшим на государственной службе, оповестить об этом соответствующее служебное учреждение. Однако это касается исключительно бывших госслужащих. На служащих работающих в государственных учреждениях в настоящий момент, эта законодательная норма не распространяется.
Что же касается самого работника, то он обязан перед оформлением на работу по совместительству написать заявление в антикоррупционную комиссию, курирующую его основную деятельность. Заявление пишется на стандартном бланке на имя руководителя государственного учреждения. Чуть ниже в «шапке» указываются ФИО и должность соискателя. Само заявление содержит просьбу о рассмотрении вопроса, связанного с трудоустройством по совместительству. Затем пишутся будущая должность и название организации, где хочет работать соискатель. В самом низу проставляются дата и подпись.
Примечательно, что ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни какой-либо Федеральный Закон не требуют при устройстве на работу по совместительству предъявления документа, подтверждающего согласие на это основного работодателя.
Особенности работы по совместительству для муниципальных и госслужащих
Главной особенностью, которой обладает работа по совместительству муниципального служащего, является необходимость письменно уведомить работодателя о намерении устроиться на еще одну или несколько работ. Сделать это нужно заранее.
Работодатель муниципального служащего рассматривает уведомление и оценивает на соответствие закону. Если законодательно устройство работника на дополнительную работу невозможно, служащему предложат отказаться от этой идеи или покинуть службу. Если предполагаемое трудоустройство не противоречит закону, запретить трудиться где-то еще работодатель не вправе.
Совместительство оформляется трудовым договором, в котором прямым текстом указывается, что работник является совместителем.
Совместительство не предполагает того же уровня загруженности: длительность труда в день, когда гражданин был занят еще и на основном месте, на дополнительном месте не должна превышать четырех часов. Отработать на совмещении полный рабочий день можно, только если в этот день работник не был занят на основном месте.
Отпуск совместителям должен предоставляться в те же даты, что и на основном месте.
Разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти?
Если говорить о том, разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти, то однозначного запрета на этот счет нет, то есть теоретически это возможно.
Дело в том, что по здравому смыслу работа в государственном аппарате не может исполняться в качестве второстепенной (как в случае с совместительством), поскольку в таком случае существует риск ее выполнения «по остаточному принципу».
Что касается муниципальных служащих, то согласно закону №25-Ф3 им запрещено входить в состав органов управления, наблюдательных и попечительских советов, структурных подразделений некоммерческих организаций зарубежных компаний.
Существует ограничение для муниципального служащего, выполняющего обязанности главы местной администрации по контракту, поскольку он имеет право заниматься только преподавательской, творческой или научной деятельностью.
При нарушении данного запрета муниципальный служащий согласно ст. 19 п. 3 закона №25-Ф3 может быть уволен.
Согласно законодательству, запрета на работу сотруднику государственной службы в другом органе власти нет. То есть, теоретически, такой расклад вполне может существовать. Однако, на практике, такое практические не встречается, так как комиссия обычно отклоняет такие запросы, считая, что это повлечет за собой множество конфликтов.
Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя
Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.
Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.
Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.
Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.
Штрафы немалые: для должностных лиц — рублей, для юрлиц —
Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020
Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.
Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.
Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020
Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.
Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019
Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.
Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № ). Других санкций законом не предусмотрено.
Совместительство сотрудников ОВД
Служба в органах внутренних дел регламентирована Положением, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 25.12.2008). Статьей 10 установлены ограничения для работы сотрудников ОВД по совместительству. Им запрещается:
- заниматься предпринимательской деятельностью;
- работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Постановлением N 720 (ред. от 01.12.2007) установлены дополнительные ограничения на работу по совместительству сотрудников ОВД. Так, согласно п. 4 не допускается работать по совместительству руководителям ОВД, подразделений, предприятий, учреждений и организаций системы МВД и их заместителям. Исключение составляет осуществление по совместительству творческой, научной и преподавательской деятельности.
Постановление Правительства РФ от 23.07.1993 N 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (применяется в части, не противоречащей ТК РФ).
Остальным категориям сотрудников ОВД запрещено осуществлять совместительство, если должности по основной и замещаемой службе (работе) находятся в подчиненности или подконтрольности.
Сотрудникам ОВД предоставлена возможность осуществления в свободное от основной службы (работы) время (п. 1 Постановления N 720) совместительства в системе МВД на вакантных должностях:
- рядового и начальствующего состава;
- работников.
Можно ли работать по совместительству
В соответствии со ст. 14 Закона о госслужбе государственный гражданский служащий имеет право работать по совместительству (т.е. выполнять иную оплачиваемую работу) при соблюдении двух условий:
- такая работа по совместительству не повлечёт за собой конфликт интересов;
- представитель нанимателя (т.е. государственного органа или учреждения) был заранее уведомлен о совместительстве госслужащего.
Мнение эксперта
Юрист по трудовому праву Ольга Смирнова
Уведомление делается для того, чтобы исключить конфликт интересов. Кроме того, на работу по совместительству госслужащих распространяются запреты на определенные виды деятельности, установленные ст. 17 Закона о госслужбе.
В соответствии с законом нельзя совмещать госслужбу со следующими видами деятельности:
- предпринимательской деятельностью;
- управлением коммерческими и иными организациями;
- оплачиваемыми должностями в органах управления профсоюзов;
- выборными должностями в органах местного самоуправления;
- участием госслужащего в органах управления иностранных некоммерческих организаций и т.п.
В частности, госслужащий не может быть по совместительству генеральным директором или занимать иную должность в органах управления коммерческой организации. Исключением являются случаи, когда такая деятельность осуществляется в рамках основной работы госслужащего (т.е. он представляет интересы государства — собственника соответствующей организации).
Может ли муниципальный служащий совмещать должности в другой организации
Согласно законодательству, запрета на работу сотруднику государственной службы в другом органе власти нет. То есть, теоретически, такой расклад вполне может существовать.
Однако, на практике, такое практические не встречается, так как комиссия обычно отклоняет такие запросы, считая, что это повлечет за собой множество конфликтов.
Гражданская служба не может быть исполнена в должном качестве, если она будет исполняться по совместительству. Поэтому рассчитывать на дополнительную работу такого рода лучше вообще не стоит.
Муниципальный служащий работать по совместительству в органах управления не может, и это четко указано в российском законодательстве. Также имеется запрет на дополнительную работу в зарубежных некоммерческих организациях.
Имеет ли право госслужащий рассчитывать на совмещение должностей в одной организации? Данный вопрос действительно интересный, ведь в данном случае не может возникнуть каких-либо конфликтных ситуаций. И здесь, действительно, нет никаких ограничений. То есть, работник гражданской службы или же муниципальной службы может работать по совмещению и выполнять дополнительные обязанности.
Можно ли государственному служащему заниматься еще и бизнесом? В законодательстве четко указано, что это делать категорически запрещено.
Государственный работник не может являться частным предпринимателем и получать от бизнеса доходы. Однако некоторые обходят этот закон, записывая бизнес не на себя, а на ближайших родственников.
Официально это нельзя назвать нарушением законодательства.
Непосредственно в статье 2 ФЗ «О муниципальной службе» указано.
что муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Из системного толкования данной нормы, а также ст. 16 и ряда ных статей названного закона следует, что должность муниципальной службы замещается только как основное рабочее место.
При этом совмещение в одном органе местного самоуправления двух должностей вполне допустимо.
Могут ли в одном таможенном органе одновременно находиться на государственной гражданской службе родственники.
В соответствии с частью 2 статьи 14 федерального закона от 27.
Закона N 25-ФЗ).
Таким образом, законодательство не запрещает гражданину, работающему в какой либо организации по трудовому договору, работать в порядке совместительства в должности муниципального служащего с предварительным уведомлением представителя будущего нанимателя (работодателя) муниципального служащего, а также если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Закона N 25-ФЗ, муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом N 25-ФЗ. Кроме того, ст.
Закон N 25-ФЗ не устанавливает. Следовательно, к таким отношениям должны применяться нормы Трудового кодекса РФ в порядке двухстороннего взаимодействия.
И тут же действуют всё те же правила:
Как Я уже говорил для некоторых категорий работников установлены ограничения на работу по внешнему совместительству, например, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ),
муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом N 25-ФЗ. Кроме того, ст.
Может ли муниципальный служащий взять подработку по трудовому соглашению в свободное от основной деятельности время?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Муниципальный служащий вправе выполнять дополнительную работу по другой должности у того же нанимателя (работодателя) в порядке совместительства либо в порядке совмещения профессий (должностей).
Обоснование вывода: На муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст.
В первом случае, когда сотрудник заключает дополнительный контракт с тем же нанимателем, кадровая служба сразу вносит соответствующую запись в трудовую, которая находится у них на хранении.
Если служащий нашел подработку за пределами основного места работы, то после подписания необходимых бумаг он должен получить справку о трудоустройстве по совместительству.
Её он должен передать на основное место работы, где и будет сделана необходимая запись.
В соответствии со статьей 60.1 Трудового кодекса РФ сотрудник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же или другого работодателя.
Важно Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», далее — Закон N 25-ФЗ). Так, трудовым законодательством установлено, что выполнение дополнительной работы по другой должности у того же работодателя без прекращения заключенного с работником (в данном случае — с муниципальным служащим) трудового договора может осуществляться в порядке внутреннего совместительства (на основании трудового договора о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя — ст. 60.1 ТК РФ) или в результате поручения дополнительной работы, в порядке совмещения должностей, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ). Основное отличие совместительства от совмещения состоит в том, когда именно эта работа выполняется работником.
ТК РФ) или в результате поручения дополнительной работы, в порядке совмещения должностей, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ).Основное отличие совместительства от совмещения состоит в том, когда именно эта работа выполняется работником.
Закона N 25-ФЗ).Однако среди запретов и ограничений, связанных с муниципальной службой, установленных Законом N 25-ФЗ, отсутствует запрет на выполнение муниципальным служащим дополнительной работы по другой должности у того же нанимателя (работодателя).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации муниципальный служащий вправе выполнять дополнительную работу по другой должности у того же нанимателя (работодателя) в порядке совместительства либо в порядке совмещения профессий (должностей).
Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТЦезарева Татьяна Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТСутулин Павел 3 ноября 2015 г.
Может ли госслужащий (муниципальный служащий) работать по совместительству?
В соответствии с положениями закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ» от 2004 года, человек, занятый на государственной службе, имеет право работать по совместительству.
Это же касается и муниципальных служащих, деятельность которых регламентируется Законом о муниципальной службе.
Ознакомиться с текстом указанных документов можно тут:
Согласно ст. 14 закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий может выполнять иную работу, не связанную с его основной деятельностью, только в том случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Другими словами, его работа по совместительству не должна сказываться на качестве исполнения им его обязанностей, причем он не имеет права работать по совместительству свыше 4 часов в день.
Важно знать, что вне зависимости от места работы, работник государственного органа, имеющий статус служащего, обязательно должен уведомить своего основного работодателя о своем желании работать по совместительству.
Когда найдена дополнительная работа, госслужащий согласно ч. 2 ст. 14 закона о государственной службе обязан отправить письменный запрос в антикоррупционную комиссию своей организации. В течение нескольких дней комиссия официально дает ответ, проверяя новую работу на наличие конфликта интересов.
Муниципальные служащие также имеют полное право работать по совместительству, однако и здесь не должен иметь место конфликт интересов (ст. 14.1 закона № 25-Ф3).
Как и госслужащий, муниципальный служащий обязан уведомлять своего работодателя о подаче заявления о приеме на работу по совместительству в другую организацию и получить от него разрешение.
Если говорить о том, разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти, то однозначного запрета на этот счет нет, то есть теоретически это возможно.
На практике же такое встречается крайне редко, поскольку обычно комиссия не дает разрешение на это, ссылаясь на конфликт интересов (ст. 14 Закона о госслужбе).
Дело в том, что по здравому смыслу работа в государственном аппарате не может исполняться в качестве второстепенной (как в случае с совместительством), поскольку в таком случае существует риск ее выполнения «по остаточному принципу».
Что касается муниципальных служащих, то согласно закону №25-Ф3 им запрещено входить в состав органов управления, наблюдательных и попечительских советов, структурных подразделений некоммерческих организаций зарубежных компаний.
Существует ограничение для муниципального служащего, выполняющего обязанности главы местной администрации по контракту, поскольку он имеет право заниматься только преподавательской, творческой или научной деятельностью.
При нарушении данного запрета муниципальный служащий согласно ст. 19 п. 3 закона №25-Ф3 может быть уволен.
В отличие от совместительства, которое может предусматривать работу на другом предприятии, работник имеет полное право выполнять и другую работу сотрудника, временно отсутствующего на рабочем месте (декрет, ежегодный отпуск, больничный).
Однако в отношении госслужащих четкого и единого регламента, определяющего правомерность совмещения должностей, нет, а поэтому здесь следует руководствоваться положениями Трудового кодекса (ст. 60.2).
Данная статья предусматривает выполнение им дополнительной работы в рамках установленного режима рабочего времени.
Для этого обязательно берется письменное согласие работника.
Разрешено ли государственным служащим работать по совместительству?
устанавливается, что не должна быть больше половины нормы рабочего времени для указанной должности.
Иными словами, при стандартном количестве рабочих часов занятость на дополнительной работе ограничивается четырьмя часами в день и 20-ю часами в неделю.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Если же по тем или иным причинам (отстранение от выполнения обязанностей, длительный отпуск и пр.) работник не занимается трудовой деятельностью на основной работе, то его занятость на дополнительной должности может осуществляться в полном объёме (8 часов в сутки).
При этом на дополнительном месте работы заключается новый трудовой договор.
Установленные Трудовым кодексом гарантии для работников должны в полной мере соблюдаться на второй работе.