Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
  4. Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
  6. Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»

Специальная литература

  1. Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
  2. Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
  3. Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
  4. Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
  6. Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
  7. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
  8. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
  9. Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
  10. Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
  11. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
  12. Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
  13. Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
  14. Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
  15. Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
  16. Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
  17. Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
  18. Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
  19. Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
  20. Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
  21. Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
  22. Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
  23. Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в управление социальной защиты население следующие документы:

а) заявление о назначении опекуном;

б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения и справки, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);

з) справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы);

и) автобиография.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами. Патронаж.

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 29.05.2019 N 107-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Читайте также:  Пенсии в Запорожской области намерены вывести на уровень прожиточного минимума

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Добровольное опекунство может быть оформляться в 2х случаях:

  • родителями на случай своей смерти или своей недееспособности;
  • временная опека на определенный срок.

Добровольная опека над несовершеннолетним явно отличается от общепринятой, поскольку родительские права остаются неприкосновенными, обязательства также необходимо продолжать выполнять. Главное отличие в том, что родители сами оформляют опекунство на другого человека на определенный срок в зависимости от конкретного случая.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Для того, чтобы оформить патронаж над дееспособным гражданином, истец должен написать заявление в органы опеки и попечительства. Заявитель имеет право сам выбрать себе помощника.

Если же у человека нет родных или близких, которые могли бы обеспечить уход за ним, помощника ему подбирают органы опеки. Это должно быть сделано в течение месяца с момента подачи заявления.

Вместе с заявлением нуждающийся в патронаже предоставляет следующие документы:

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Скачать файл

Работа органа опеки и попечительства по профилактике

семейного неблагополучия и социального сиротства

Основанием работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства является ч.2 ст.54 Семейного кодекса РФ «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».

Основными задачами проведения профилактической работы являются:

· поддержка функционирования семейной системы;

· помощь в преодолении кризисной ситуации;

· помощь в создании условий для безопасного воспитания ребенка в семье;

· оказание содействия ребенку в восстановлении доверия к родителям;

· оказание социальной, педагогической, психологической, юридической, медицинской и иной помощи семьям группы риска;

· поддержка престижа семьи и семейных ценностей

Субъектами профилактической работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении являются:

· Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (координирующая роль)

· Отдел социальной защиты населения

· КЦСОН, социальный приют

· Отдел образования

· Орган опеки и попечительства

· Отдел культуры, спорта и молодежной политики.

· Клинцовская ЦРБ

· ЦЗН

· Отдел по делам несовершеннолетних МО МВД «Клинцовский»

Всего в Клинцовском районе 7978 семей. Из них на учете в учреждениях системы профилактики по состоянию на 01.10.2016 года состоит 20 семей, это 0,25 % (в 2015 году – 0,4%) от общего количества семей, в которых воспитываются 44 детей.

Динамика постановки на учет и снятия с учета семей

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

(9 мес.)

Число семей, состоящих на учете на начало года

76

47

34

22

Поставлено на профилактический учет за год всего семей

5

15

8

9

Снято с учета семей, находящихся в социально опасном положении всего

из них:

в связи с исправлением

в связи с лишением

родительских прав

по другим основаниям

34

22

(64,7%)

3

(8,8%)

9

28

23

(82%)

2

(7%)

3

20

15

(75%)

3

(15%)

2

11

4

(36%)

7

(63,6%)

Как составить заявление в орган опеки и попечительства (образец жалобы)

Исходя из полномочий органов опеки определяется и круг вопросов, по которым граждане, организации или государственные структуры могут обратиться в органы опеки.

Поскольку проблемы детей, стариков и больных – это общегосударственная проблема, то написать заявление в органы может любой гражданин или любая организация, даже не заинтересованная непосредственно в том или ином правоотношении.

Так, соседи могут написать о плохих условиях жизни ребенка с родителями-алкоголиками, о том, что старик-инвалид оставлен на улице голодным нерадивыми опекунами и т.д.

Кроме того, в органы опеки обращаются лица, заинтересованные в:

  • усыновлении;
  • установлении опекунства;
  • установлении места жительства ребенка в рамках рассмотрения иска о расторжении брака или о передаче ребенка на воспитание;
  • установлении графика общения с ребенком в рамках досудебного рассмотрения спора по детям.

Помимо этого, заключение органов опеки требуется при:

  1. отчуждении жилой площади с целью недопущения нарушения интересов несовершеннолетних и недееспособных;
  2. использовании материнского капитала на приобретение жилой площади;
  3. рассмотрении исков о лишении родительских прав и о других спорах о детях.

В этих случаях на органы опеки ложатся обязанности по обследованию жилищных условий либо установлению всех обстоятельств, способных негативно отразиться на жизни детей или опекаемых.

В соответствии с Семейным кодексом, оба родителя в равной степени обязаны обеспечивать ребенка до достижения им совершеннолетия, и при этом права у них также равны.

Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций между родителями по вопросу определения порядка общения родителя с ребенком часто обращаются за помощью в орган опеки и попечительства. Этот исполнительный орган местной власти наделен определенными полномочиями в решении спорных вопросов.

Приоритетом для них являются интересы несовершеннолетнего. Итак, если конфликт мирным путем решить не получается, то необходимо обратиться в уполномоченный орган – это орган опеки и попечительства.

Лучшим вариантом в таких спорах является мирное соглашение, когда родители договариваются и ни у кого не остается возражений по поводу времени и продолжительности общения и пребывания с ребенком.

Если же мирного соглашения не получилось, то родитель, права которого нарушаются относительно общения с ребенком, должен обратиться в орган опеки и попечительства.

Уполномоченные лица производят некоторые действия по служебной инструкции, к таковым относится изучение ситуации, встреча с родителем, который препятствует встречам, рассматривается общая картина и образ жизни родителя, условия проживания и так далее.

На основании собранного материала происходит заседание комиссии, и на общем собрании анализируются все факты, по результатам обсуждения выносится соответствующее решение. Закон в первую очередь должен защищать интересы несовершеннолетнего гражданина.

Учитываются все обстоятельства дела, на решение органов опеки оказывают влияние такие факторы, как:

  1. привязанность ребенка к родителю, который проживает отдельно;
  2. возраст, физическое состояние ребенка;
  3. характеристика родителя и место его проживания;
  4. другие обстоятельства, которые могут оказывать влияние на состояние ребенка, физическое и психическое.

Решение органа опеки и попечительства должно быть четко обосновано и аргументировано, все обстоятельства дела должны быть учтены.

Опека и попечительство

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Жаловаться на ненадлежащее воспитание ребенка могут следующие группы лиц:

  • Мать малыша на своего бывшего или нынешнего супруга, и наоборот.
  • Соседи, наблюдающие за произволом.
  • Сотрудники учебных (школа, детский садик) и медицинских (больница) учреждений.
  • Прочие родственники (бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети).
  • Сотрудники прокуратуры, получившие сведенья о жестоком обращении с детьми.

В заявлении касательно ненадлежащего воспитания ребенка необходимо указать следующие моменты:

  • Адрес отделения органов опеки и попечительства по месту проживания ребенка.
  • Информация о заявителе (Ф. И. О., место проживания);
  • Доводы касаемо дела:
    • Кем является заявитель ребенку?
    • Что делают родители (опекуны) противоправного?
    • В чем проявляется бездействие или злоупотребление правами?
    • Случались ли инциденты насилия над детьми?
    • Как были получены сведенья?
    • Прочая полезная информация.

    Инструкция по противодействию социальному патронажу со стороны органов опеки

    Год Число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей Число детей, родители которых ограничены в родительских правах Число детей, родители которых лишены родительских прав Число детей, у которых оба родителя лишены родительских прав
    2003 128 951 3540 60 743 31 688
    2004 132 505 4261 65 180 34 840
    2005 133 034 4214 69 664 37 851
    2006 127 000 5389 74 141 51 985
    2007 124 384 5848 77 416 53 648

    Для кардинального изменения ситуации в области сокращения численности детей, оставшихся без попечения родителей, необходим качественно иной подход к организации профилактики социального сиротства.

    Вопрос о лишении родительских прав должен рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.

    Необходимо создать на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования систему работы по профилактике социального сиротства, выявлению, учету и устройству детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью или препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, определить порядок взаимодействия в рамках указанной системы органов и учреждений различной ведомственной принадлежности.

    ОПЕКА, ПАТРОНАЖ НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ

    Попечители должны защищать права и интересы подопечного. В обязанности попечителя входит забота об их подопечных, то есть обеспечение последних уходом и лечением, а в случае, когда речь идет о подростках – воспитанием и обучением. Также попечитель должен давать согласие на проведение подопечным тех или иных действий юридического характера.

    В правах прописано следующее:

    • они не должны противоречить интересам ребенка;
    • попечители не могут причинять вреда физическому или психологическому здоровью опекаемого лица;
    • попечители могут требовать предоставления медицинской, психологической, юридической или иной помощи семье.

    Все права и обязанности попечителя и подопечного установлены ст. 148 Семейного Кодекса РФ, в предписаниях Гражданского Кодекса РФ, а также в Законе об опеке.

    Прежде всего рассматриваются все кровные родственники. Если таковых нет, или они не согласны взять на себя такую ответственность, то в данной роли может выступить любой гражданин РФ. Но с некоторыми оговорками. Кандидат должен быть:

    1. Дееспособным.
    2. Совершеннолетним.
    3. Иметь личное жилье, отвечающее требованиям органов опеки и попечительства.
    4. Не иметь судимостей.
    5. Не иметь ограничений по здоровью (в соответствии с требованиями надзорного органа).
    6. Иметь достаточный уровень дохода для создания нормальных условий для проживания несовершеннолетнего.
    7. Чистая история – в области решения родительских прав или проблем с предыдущими подопечными.

    Также попечителями не могут стать граждане с алкогольной или наркотической зависимостью.

    Возраст попечителя – от 18 до 60 лет. При этом не допускается, чтобы между ним и подопечным была разница менее чем в 16 лет. При наличии кровного родства последнее правило теряет силу.

    Существует несколько видов такого рода патронажа в зависимости от возраста и состояния человека, нуждающегося в помощи. По этой же причине будут различаться и услуги, предоставляемые патронажной службой.

    Различают следующие типы:

    1. патронаж до рождения ребенка либо наблюдение за беременной женщиной. Основная задача в этом случае заключается в регулярном контроле состояния здоровья будущей мамы при вынашивании плода. Такой тип ухода предполагается в женских консультациях;
    2. уход за новорожденным;
    3. детский патронаж;
    4. уход за людьми пожилого возраста;
    5. помощь людям с ограниченными возможностями;
    6. наблюдение за психически больными пациентами;
    7. соц. помощь для людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.

    Права и обязанности опекуна при патронаже

    В случае патронажа отношения между опекаемым и его помощником-патроном регулируются специально заключенным между ними договором. В таком документе непременно должны быть перечислены и расписаны во всех подробностях основные обязанности опекуна при патронаже:

    • управление имуществом опекаемого только в пользу опекаемого, будь то, например, сдача квартиры (или земельного участка) в аренду или нечто подобное;
    • хозяйственная и бытовая помощь (изложенная четко, по пунктам);
    • помощь в имущественных отношениях, а также в юридических вопросах;
    • отчет по всем проведенным операциям, касающимся подопечного (в том числе перед самим подопечным).

    Горячая линия опеки и попечительства: телефон и официальный сайт

    Жаловаться на ненадлежащее воспитание ребенка могут следующие группы лиц:

    • Мать малыша на своего бывшего или нынешнего супруга, и наоборот.
    • Соседи, наблюдающие за произволом.
    • Сотрудники учебных (школа, детский садик) и медицинских (больница) учреждений.
    • Прочие родственники (бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети).
    • Сотрудники прокуратуры, получившие сведенья о жестоком обращении с детьми.

    В заявлении касательно ненадлежащего воспитания ребенка необходимо указать следующие моменты:

    • Адрес отделения органов опеки и попечительства по месту проживания ребенка.
    • Информация о заявителе (Ф. И. О., место проживания);
    • Доводы касаемо дела:
      • Кем является заявитель ребенку?
      • Что делают родители (опекуны) противоправного?
      • В чем проявляется бездействие или злоупотребление правами?
      • Случались ли инциденты насилия над детьми?
      • Как были получены сведенья?
      • Прочая полезная информация.

      Как обратиться в органы опеки с жалобой на соседей?

      Личное обращение — наиболее эффективный способ подачи жалобы. Хотя оно исключает анонимность и ставит «под удар» заявителя (в случае агрессивно настроенных родителей), зато дает возможность убедиться, что факты будут изучены и по ним примут решение.

      Такая форма обращения неоценима в случаях, когда обстановка в семье становится реально опасной для ребенка. Во время личного обращения можно выйти за рамки бумажного носителя и более полно раскрыть ситуацию, чтобы добиться быстрого результата.

      Родственник несовершеннолетнего может получить еще и консультацию от специалистов по вопросам изъятия ребенка из неблагополучной семьи или лишения матери и отца их статуса родителей.

      При современной компьютеризации, можно обратиться с жалобой по интернету. Нужно авторизоваться на сайте местной администрации и заполнить форму обращения. Анонимность в этом случае сохранить не удастся, так как по закону заявления без данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, направленные по интернету, не будут приняты на всех уровнях власти.

      При надлежащем оформлении, жалоба будет рассмотрена в установленные законом сроки и заявитель получит письменный ответ официальных органов.

      Важно! Через сайты «Госуслуги» или МФЦ подать заявление нельзя.

      Сотрудники отдела рассматривают не только на авторизованные, но и на анонимные заявления. Если заявителю угрожает опасность со стороны преступных родителей, он может обратиться в органы анонимно:

      • По телефону;
      • Почтовым отправлением.

      Звонок по телефону – наиболее быстрый способ пожаловаться в орган опеки, когда требуется немедленное вмешательство. Гражданин может набрать горячую линию местного органа власти и рассказать о случившемся. Диспетчер передаст полученное заявление в отдел опеки. По фактам инспекторы государственного органа проведут проверку, но при этом не смогут назвать заявителя.

      Телефонный звонок, с одной стороны, позволяет обеспечить анонимность и избежать неприятностей от родителей опекаемого, с другой стороны, не надежен, не дает отследить результат жалобы, так как не предусматривает обратной связи.

      Можно изложить сведения в письме. Жалоба будет доставлена в опеку и рассмотрена. Но письмо идет долго и при срочности это не подходит. Также, при отсутствии адреса, заявитель не узнает исход обращения.

      Письменное уведомление с указанием обратного адреса станет альтернативой личного посещения отдела опеки и гарантией ответного письма органов.

      Для того, чтобы жалоба была принята и внесена в реестр нужно:

      • правильно изложить текст документа;
      • приложить документы, подтверждающие сведения;
      • указать личные данные;
      • проверить адрес организации.

      Жалоба будет рассмотрена, даже если письмо составлено неверно.

      Перед выяснением возможности обращения в органы опеки нужно определить, что собой представляет данное учреждение и какие оно выполняет основные функции.

      Закон РФ «Об опеке и попечительстве» определяет орган опеки и попечительства в качестве органа исполнительной власти, имеющего некоторые основные функции, заключающиеся в:

      • Осуществлении контроля над тем, как соблюдаются права по делам лиц, не достигших совершеннолетия. Рассматриваемая категория также состоит из лиц, у которых есть дееспособные родители;
      • Способствовании регулированию спорных ситуаций между родственниками относительно того, какие права имеет ребенок, не достигший совершеннолетия;
      • Контроле за детскими правами имущественного характера;
      • Органы опеки в некоторых случаях имеют возможность изъятия детей и устроения их в спецучреждения. Они также получили полномочия на предоставление разрешения по усыновлению детей.

      Подача заявления может осуществляться в бумажном или электронном формате. Сегодняшние технологии позволяют оформлять обращения в режиме онлайн. В данной ситуации, однако, это не получится выполнить в анонимной форме, поскольку вся информация может легко проверяться, в том числе данные о месте нахождении устройства, с которого были переданы сведения. Органы опеки должны необходимым образом реагировать на все отправленные заявления относительно нарушения детских прав, ведь это является их непосредственным обязательством.

      Статья 34 ГК РФ. Органы опеки и попечительства

      1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

      Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

      Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

      2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

      3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

      1. В комментируемой статье речь идет о правомочиях, правовом регулировании и функциях органов опеки и попечительства. Согласно п. 1 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке и попечительстве, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

      Таким образом, органами опеки и попечительства могут быть как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органы местного самоуправления муниципальных образований. В последнем случае законом субъекта Российской Федерации они должны быть наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Так, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с данным Законом, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

      Помимо комментируемого ГК вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются и другими правовыми актами. В п. 1 комментируемой статьи указаны такие правовые акты, как Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный перечень не является исчерпывающим.

      2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлена обязанность суда, который вынес решение о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

      После получения этой информации на органы опеки и попечительства возлагается обязанность по назначению опеки или попечительства. Так, согласно ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

      В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

      3. Статьей 24 ФЗ «Об опеке и попечительстве» и п. 3 комментируемой статьи на органы опеки и попечительства возложены функции по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей. В частности, Постановлением Правительства РФ N 423 утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, согласно положениям которого в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки.

      Источник комментария:
      «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ»
      С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит, 2019

      Статьей 7 названного Закона внесены изменения в статью 34 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 34 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ) органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

      Согласно статье 31 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются для защиты их прав и интересов, а также в целях воспитания. В соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

      Расчет размера подлежащего взысканию штрафа проверен судами и признан верным. Отказывая в удовлетворении требования о взыскании пени, суд первой инстанции исходил из того, что положения статьи 34 Закона № 44-ФЗ исключают возможность привлечения к ответственности в виде пени за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства.

      Опека и попечительство. Основные понятия

      • защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
      • надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
      • контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации,
      • медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

      • выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
      • обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
      • установление опеки или попечительства;
      • осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
      • освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
      • выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
      • заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
        представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
      • выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
      • подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
      • проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
        информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
      • оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

      В статье рассмотрены модели формирования органов опеки и попечительства в России: 1) государственная — в качестве исполнительных органов субъектов Российской Федерации; 2) смешанная — в качестве органов местного самоуправления с переданными государственными полномочиями по опеке и попечительству; 3) муниципальная — в качестве органов местного самоуправления с собственными полномочиями по опеке и попечительству. Исследование показало, что практика правового регулирования в субъектах Российской Федерации тяготеет к смешанной модели формирования органов опеки и попечительства, однако процесс выбора данной модели в настоящее время не завершен. Поднимается вопрос регулятивной и контрольной роли федерального уровня государственной власти в сфере опеки и попечительства в свете русско-американских отношений по международному усыновлению детей. В сфере международного опыта рассмотрена также муниципальная модель органов опеки и попечительства на примере ряда европейских стран, для которой характерно предоставление широких полномочий органам местного самоуправления по опеке и попечительству и недостаточный контроль со стороны государства. Автор выступает с критикой данной модели в силу исключения ответственности государства за обеспечение прав детей. Обосновывается необходимость утверждения государственной природы полномочий по опеке и попечительству, что связано с их значимостью для обеспечения прав человека, особенно такого специального субъекта гуманитарных отношений, как ребенок. Рассмотрены основные функции органов опеки и попечительства, которые выделены в зависимости от субъекта, чьи права требуют защиты: совершеннолетние граждане, признанные судом недееспособными, ограниченно дееспособными; несовершеннолетние: а) воспитывающиеся в семье, б) находящиеся в трудной жизненной ситуации, в) оставшиеся без попечения родителей, г) оставшиеся без попечения родителей и устроенные в семьи. Автор приходит к выводу, что круг полномочий органов опеки и попечительства и механизмы обеспечения прав детей различаются в зависимости от категории несовершеннолетних, поскольку требуются различные меры по обеспечению прав различных категорий детей. Выявлены пределы полномочий органов опеки и попечительства в свете принципа недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи.

      1. Блохина О. Ю. Сочетание частного и публичного в деятельности органов опеки по обеспечению интересов детей // Право и политика. — 2004. — № 8.

      2. Буянова Е. В. Процедура усыновления по законодательству зарубежных стран: монография. Оренбург: Университет. — 2013. — 247 с.

      Опека, попечительство и патронаж над недееспособными лицами

      2 июня 2021 года

      Фотовыставка «Давай друЖИТЬ!» на Чистопрудном бульваре продлится до конца июня

      2 июня 2021 года

      Воспитанницы столичного Центра содействия семейному воспитанию побывали на мастер-классе у шоколатье

      2 июня 2021 года

      Мастер и Екатерина. Проект «Давай друЖИТЬ!» подарил воспитаннице центра содействия семейному воспитанию мастер-класс по гончарному делу

      1 июня 2021 года

      Дом, где дарят тепло: история Центра содействия семейному воспитанию им. Г. И. Россолимо

      28 мая 2021 года

      Профессиональный диджей исполнил мечту Сережи из проекта «Давай друЖИТЬ!»

      27 мая 2021 года

      Эти процедуры отличаются радикально. Решение об обретении новой семьи, в которой нужно остаться ребёнку навсегда, принимает суд, рассмотрев мнения всех сторон. Отмена его может быть также осуществлена только этим высоким органом.

      А возможность оформления опеки предоставляется решением местных органов власти, которые рассмотрели заявление потенциальных опекунов и проверили соответствие их минимальному обязательному набору требований. Контроль за положением ребёнка в семье также ложится на органы опеки, с определённой периодичностью сотрудник посещает место проживания опекаемого и делает заключение об условиях жизни.

      Тем, кто решил взять на воспитание ребенка, для начала нужно посетить органы опеки и попечительства. Специалисты этого учреждения расскажут, с чего начать, как действовать в дальнейшем. Желательно пройти подготовительные курсы для опекунов, по окончании которых выдается специальное свидетельство.

      Если будущий опекун еще не знает, какого ребенка он хочет взять в свою семью, ему необходимо побывать в детском доме, лично познакомиться с воспитанниками учреждения, пообщаться, узнать о них побольше.

      Необходимо собрать пакет документов:

      Для того, чтобы оформить патронаж над дееспособным гражданином, истец должен написать заявление в органы опеки и попечительства. Заявитель имеет право сам выбрать себе помощника.

      Если же у человека нет родных или близких, которые могли бы обеспечить уход за ним, помощника ему подбирают органы опеки. Это должно быть сделано в течение месяца с момента подачи заявления.

      Вместе с заявлением нуждающийся в патронаже предоставляет следующие документы:

      Изучение отношения к велосипедному спорту

      Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.

      Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *