Отчет о целевом использовании полученных средств НПФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет о целевом использовании полученных средств НПФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учётная политика – это способ ведения бухгалтерского документооборота в жилтовариществе. Формирование учётной политики ТСЖ осуществляется главным бухгалтером, согласно п. 4 разд. 2 приказа Минфина № 106н.
Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?
Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?
В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.
Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.
В чем необходимость данного отчета
Он в полной мере отражает поступление различного рода взносов – членских, добровольных и прочих. Составляется отчет по установленной законодателем форме, все разделы которой обязательны к заполнению.
Эта бумага вместе с бухгалтерским балансом необходима:
- Для отчетности перед налоговыми органами;
- Для предоставления в территориальные органы власти с целью формирования статистических данных;
- Для раскрытия информации перед членами организации, которые выполняли финансовые вложения.
Важно: подавать форму необходимо совместно с прочими документами в положенное время. Как правильно заполнить авансовый отчет – пошаговая инструкция содержится в этой статье.
Регулируется составление данного документа соответствующими нормативными актами:
- ФЗ РФ №402 от 2011 года;
- Приложение Приказа Минфина РФ №4 от 2010 года.
В чем необходимость данного отчета
Отчет о целевом использовании средств – это документ, содержащий информацию об остаточном количестве денег на счетах организации после их расходования в течение отчетного периода.
Он в полной мере отражает поступление различного рода взносов – членских, добровольных и прочих. Составляется отчет по установленной законодателем форме, все разделы которой обязательны к заполнению.
Эта бумага вместе с бухгалтерским балансом необходима:
- Для отчетности перед налоговыми органами;
- Для предоставления в территориальные органы власти с целью формирования статистических данных;
- Для раскрытия информации перед членами организации, которые выполняли финансовые вложения.
Важно: подавать форму необходимо совместно с прочими документами в положенное время. Как правильно заполнить авансовый отчет – пошаговая инструкция содержится в этой статье.
Пример заполнения отчета о целевом использовании
Рассмотрим пример заполнения отчета о целевом использовании средств на конкретных цифрах.
Пример
Для благотворительного фонда «Надежда», занимающегося помощью лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, основным источником средств, позволяющим осуществлять предусмотренную уставом деятельность, являются добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Остаток неиспользованных на начало года средств составил 30 000 руб. За 2018 год в качестве добровольных пожертвований фонд получил 7 000 000 руб.
Кроме того, фонд организует акции просветительского характера, приносящие ему доход от продажи входных билетов на них. Чистая прибыль от этой деятельности за 2018 год составила 1 000 000 руб.
Расходы, осуществленные фондом, в 2018 году оказались следующими:
- на благотворительные выплаты людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, — 6 400 000 руб.;
- на оплату труда с учетом страховых взносов, начисляемых на сумму дохода работника, — 1 400 000 руб.;
- на командировки с целью проверки реальности сложных жизненных обстоятельств у лиц, которым нужна помощь — 70 000 руб.;
- на косметический ремонт помещения, занимаемого фондом на правах аренды, — 100 000 руб.
Аналогичным образом складывалась ситуация и в 2017 году. Те есть имели место два вида поступлений: добровольно пожертвованные суммы (5 500 000 руб.) и прибыль от предпринимательства (900 000 руб.). Использовались средства на благотворительные выплаты нуждающимся в них лицам (5 200 000 руб.), оплату труда и страховые взносы (1 100 000 руб.) и поездки в командировки (80 000 руб.). Неиспользованные на начало года средства составляли сумму 10 000 руб.
В основной таблице отчета остатки средств на начало года будут показаны по строке с кодом 6100, а остатки на конец года — по строке 6400. При этом данные строки 6100 для 2018 года (на его начало) и строки 6400 для 2017 года (на его конец) должны быть одинаковыми.
Поступления найдут отражение в строках 6230 (добровольные пожертвования) и 6240 (прибыль от предпринимательства). Общая их сумма попадет в строку 6200.
НКО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами НКО (ст. 32 Закона N 7-ФЗ).
НКО обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исключение составляют НКО, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких НКО в течение года составили до 3 млн руб.
Согласно пп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» отчет представляется не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. НКО представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. Этим же документом определена и форма отчета.
НКО должна выделить источники формирования ее имущества. В отчете предложены следующие источники:
- членские взносы;
- целевые поступления от российских физических лиц;
- целевые поступления от иностранных физических лиц и лиц без гражданства;
- целевые поступления от российских коммерческих организаций;
- целевые поступления от российских некоммерческих организаций;
- целевые поступления от иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
- целевые поступления от иных иностранных организаций;
- гранты, техническая или гуманитарная помощь от иностранных государств;
- средства федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований;
- доходы от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- иные источники формирования имущества (иные средства (доходы)).
Как правило, формирование счета 86 включает аналитику по источникам поступления, однако при заполнении статей отчета по расходам НКО могут возникнуть трудности. Детализация расходования целевых денежных средств формой предусмотрена, но выбор статей (наименование расходов) закон оставляет за НКО.
Отчет о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства требует расшифровки расходов в рамках российских и иностранных поступлений. В этом случае во избежание дополнительных расчетов и разночтения отчетности НКО мы рекомендуем воспользоваться статьями расхода, определенными в отчете о движении денежных средств Приложения к бухгалтерскому балансу. Бухгалтеру следует только разделить расходование целевых и иных денежных средств, которые, в свою очередь, также подразделяются в зависимости от источников поступления (иностранные или российские). Если НКО работает исключительно с российскими поступлениями или, напротив, с иностранными, то заполнение данного раздела отчета не составит труда. Однако на практике целевые средства поступают как из российских, так и иностранных источников, что осложняет работу бухгалтера по заполнению отчета.
Следует обратить внимание на то, что, если НКО для заполнения сведений о расходовании целевых средств за счет средств российских и иностранных поступлений использует данные отчета о движении денежных средств, бухгалтер должен помнить о возможных расхождениях с отчетом о целевом использовании полученных средств.
Отчет о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, также требует разделения на российские и иностранные поступления расходов по приобретению основных средств и иного имущества НКО. Заполнение данных разделов вызовет трудности в случае отсутствия соответствующей аналитики при ведении учета в течение отчетного года. Поэтому представляется целесообразным учитывать требования к заполнению данного отчета и заблаговременно при принятии на учет основных средств и иного имущества отражать аналитику по источнику финансирования каждого объекта, принятого на учет.
В заключение выделим наиболее важные рекомендации, которые могут помочь не только бухгалтеру при подготовке к заполнению форм отчетности НКО, но и аудитору при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО с целью выражения мнения о ее достоверности:
- отчетность НКО взаимосвязана и не должна содержать противоречивых данных;
- желательно разработать систему аналитического учета, позволяющую группировать расходы за отчетный год в соответствии с требованиями отчетности;
- при правильном формировании аналитических счетов заполнение одной формы может помочь в заполнении другой;
- в случае выполнения дополнительных расчетов по заполнению тех или иных граф, особенно, если возникают спорные ситуации, разумно, по нашему мнению, оформлять справку-расчет (бухгалтерскую справку), поскольку при формировании отчетов в следующем отчетном периоде может оказаться нарушенным принцип последовательности применения порядка заполнения форм отчетности для НКО.
Кто заполняет отчет о целевом использовании средств
Отчет о целевом использовании средств является обязательной составной частью годовой бухотчетности, создаваемой организациями только одного типа — некоммерческими (НКО). Иным юрлицам эту форму заполнять не нужно.
Данный документ не просто дополняет отчетность НКО, а оказывается одним из основных, поскольку набор составляемых по итогам года бухотчетов для таких организаций ограничен (п. 2 ст. 14 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- бухбалансом;
- отчетом об использовании денежных средств;
- необходимыми приложениями к этим формам.
Отчет, посвященный использованию целевых денежных средств, отражает объемы поступления денег в НКО (с раскрытием основных видов источников) и израсходованные суммы (в разбивке по основным направлениям использования). Данные в него вносят за 2 года (текущий и предшествующий), показывая цифры отдельно для каждого из периодов. Особая строка отводится для доходов от предпринимательской деятельности, которую НКО вправе вести для достижения целей, ради которых организация создана (п. 4 ст. 50 ГК РФ).
В приложениях подлежат раскрытию сведения (пп. 2.1, 2.3 информации Минфина России ПЗ-1/2015):
- о доходе, заработанном НКО, при его существенной доле в объеме поступлений;
- движении денежных средств, если информацию о нем НКО решила отражать добровольно или если этого требует законодательство РФ.
До отчетности за 2011 год отчет о целевом использовании средств именовали также формой 6 (согласно официальной нумерации действовавших в тот период бланков), и такое название можно встретить до сих пор, хотя современные формы бухотчета подобным образом не нумеруются.
Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.
Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:
- ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
- ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
- ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
- ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
- ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
- ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
- ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
- ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
- ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.
Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:
- 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
- 86.2. Получение денег из прочих источников.
Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.
В чем необходимость данного отчета
Он в полной мере отражает поступление различного рода взносов – членских, добровольных и прочих. Составляется отчет по установленной законодателем форме, все разделы которой обязательны к заполнению.
Эта бумага вместе с бухгалтерским балансом необходима:
- Для отчетности перед налоговыми органами;
- Для предоставления в территориальные органы власти с целью формирования статистических данных;
- Для раскрытия информации перед членами организации, которые выполняли финансовые вложения.
Важно: подавать форму необходимо совместно с прочими документами в положенное время. Как правильно заполнить авансовый отчет – пошаговая инструкция содержится в этой статье
Регулируется составление данного документа соответствующими нормативными актами:
- ФЗ РФ №402 от 2011 года;
- Приложение Приказа Минфина РФ №4 от 2010 года.
Что отображает отчет о целевом использовании средств
Отчет о целевом использовании полученных средств являет собой систематизированные данные о том, какие средства получались по членским или добровольным взносам, а также остатки этих средств на счетах на ту дату, которая именуется отчетной. Причем данные показывают не только за тот период, который описывается, но и за предыдущий, что позволяет рассмотреть детальнее динамику использования средств, их количества, а также остатков по сравнению с прошлым периодом.
Стоит отметить, что данный отчет также показывает, какие средства поступили из бюджетных источников. Например, как помощь от государства. Показывают не только остатки по каждому из направлений на начало и окончание периода, но и процессы поступления и расходования в течение его.
Также надо указать, что данный отчет служит некоторым дополнением к балансу как пояснительная его часть. Некоторые структуры в законном порядке могут составлять упрощенный вариант этого документа.
Итак, можно сделать вывод, что отчетная форма №6 используется в том случае, когда у предприятия есть поступления из добровольных, членских, вступительных источников, а также от предпринимательской деятельности и даже продажи некоторого имущества. Такие поступления, а также их использование необходимо отразить не только в балансе, но и в данной форме отчетности как определенное пояснение к статьям баланса. Также данный отчет показывает, куда, как и сколько тратится этих средств.
Кто сдает отчет о целевом использовании полученных средств
Отчет о целевом использовании полученных в результате предпринимательской деятельности средств представляет собой систематизированные сведения о том, какие средства были получены по членским либо добровольным взносам, включая остаток этого капитала на счету, на тот временной промежуток, который именуется отчетным.
Сведения отображаются не только за описываемый период, но и за предыдущий, что позволяет подробно изучить динамику использования капитала, включая его объем и остаток, в сравнении с предыдущим.
Рассматриваемая форма предоставляется совместно с остальным пакетом необходимой документации по годовой отчетности. Ее обязаны предоставлять все без исключения предприятия, которые являются некоммерческими.
Документ разработан и утвержден Приказом Министерства Финансов №66. Форма отчетности подается не позднее, чем спустя 3 месяца по завершению отчетного налогового периода.
Бланк, на котором формируется отчет, классифицируется по ОКУД 0710006.
Стоит отметить, что разработанная форма не является обязательной и может быть использована унифицированная, которая видоизменена в зависимости от потребностей самих предприятий.
Отчет о целевом использовании полученных средств
Получение целевых средств чревато головной болью для бухгалтерии. Это и дополнительные проводки, и заполнение отчета. Получил — отчитайся по пунктам и постатейно. Отчет о целевом использовании заполнить достаточно просто, если внимательно изучить, что отражается в соответствующих строках.
Одной из составляющих бухгалтерской отчетности, помимо баланса и отчета о прибылях и убытках, является отчет о целевом использовании полученных средств. Данная форма сдается в налоговый орган, орган статистики, другим заинтересованным лицам (например, лицам, предоставившим целевые средства).
Отчет о целевом использовании полученных средств (ОКУД 0710006) составляют в обязательном порядке общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности.
Внимание! Общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности, представляют бухгалтерскую отчетность один раз по итогам отчетного года в упрощенном составе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств.
Прочие НКО составляют отчет о целевом использовании полученных средств при необходимости, а также если это предусмотрено в учетной политике организации.
Название некоторых строк отчета говорит само за себя, и их заполнение никакой трудности не представляет. Рассмотрим детально заполнение отчета о целевом использовании в разрезе строк, заполнение которых может вызвать сомнения.
С чего начинать заполнение отчета о целевом использовании средств
Отчет о целевом использовании средств – один из составляющих элементов бухгалтерской отчетности, который обязаны сдавать:
- организации, которые получают финансирование из госбюджетов разных уровней;
- общественные организации и объединения: кооперативы и другие некоммерческие организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому имеют поступления целевой направленности;
- прочие некоммерческие организации, если это прописано в их учетной политике.
Основная задача отчета по форме № 6 раскрыть информацию:
- о наличии средств на начало отчетного периода;
- о размерах и источниках поступлений за этот период;
- расшифровать суммы израсходованных средств за этот период;
- о наличии доступного остатка средств на конец отчетного периода.
Отчет, отражающий информацию о динамике средств целевого финансирования, формируется при наличии у отчитывающегося лица таких средств. При его создании обычно используется рекомендованный Минфином России бланк, который имеет две формы (полную и упрощенную) и при необходимости может дополняться нужными строками. Упрощение отчета достигается объединением показателей и доступно не всем пользователям этой формы. Специальных указаний по заполнению действующего бланка не существует, поэтому вносить данные в него нужно, опираясь на логику самой формы отчета.
Источники:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ
- Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.