Государственная служба и государственные служащие
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная служба и государственные служащие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Классный чин — присвоенный федеральным госслужащим квалификационный разряд. Если взять такие примеры федеральной государственной гражданской службы, как руководители и советники, то классные чины им присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Как проверяют, что кандидаты соответствуют требованиям
Чаще всего при приеме на должность, например обеспечивающего специалиста 1 категории, проводится конкурс, который состоит из двух этапов.
Первый этап: объявляется начало приема документов, чаще всего через сообщение в печатном виде или на официальном интернет-ресурсе соответствующего органа госвласти, которому требуется работник. Все соискатели в определенный срок предоставляют отделу кадров запрошенный перечень документов.
На втором этапе отбора конкурсная комиссия оценивает представленные кандидатуры по документам, проверяет соответствие кандидата квалификационным требованиям и определяет наиболее соответствующего кандидата путем голосования.
Тех, кто не прошел персональный конкурс по необходимым качествам, могут зачислить в кадровый резерв и вернуться к рассмотрению его кандидатуры при освобождении иной вакансии.
Все группы делятся по принадлежности к федеральным или региональным структурам власти. К высшей группе относятся те, которым присвоен в пределах группы классный чин действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Чин присваивает президент РФ.
Служащим в структурах госслужбы субъекта РФ в пределах группы присваивается классный чин действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Присвоение чина для этого вида осуществляется правительством РФ.
В других органах федеральной исполнительной власти чин присваивается руководителем федерального госоргана.
Эта категория включает в себя такие должности, как помощник президента Российской Федерации, заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации — пресс-секретарь президента Российской Федерации.
Как правило, служащие, занимающие их, относятся к администрации президента, Совета безопасности РФ и аналогичным структурам власти.
ФЗ о государственной службе определяет общие условия ГС — особенности создания кадрового состава, поступление на госслужбу, прохождение ее и прекращение, особенности присвоения соответствующих классов и чинов, учета стажа и хранения персональных данных государственных клерков. Более подробно все эти и другие условия ГС определяются соответствующими ФЗ о виде госслужбы.
Формирование кадрового состава госслужбы обеспечивается при помощи:
- создания кадрового резерва на всех уровнях ГС и его эффективного использования;
- развития профессиональных навыков и качеств госслужащих;
- оценки итогов профессиональной деятельности работников в процессе проведения аттестации или прохождения квалификационного экзамена;
- создания доступности для должностного роста госслужащих;
- применения современных кадровых технологий;
- использования образовательных систем, федеральных гос. образовательных стандартов.
Обучением будущих работников государственных органов занимается Академия государственной службы при Президенте РФ. Также данное учреждение проводит профессиональную переподготовку кадров и повышение их квалификации. Можно отметить, что Академия государственной службы была создана по указу президента от 06.06.1994 года и по сегодняшний день успешно выполняет возложенные на нее функции.
На ГС вправе поступать только те лица, которые достигли соответствующего должности возраста и знающие государственный язык РФ, владеющие им свободно. Субъектами России могут быть установлены и иные критерии для приема граждан в органы государственной службы регионального уровня. Также другие требования к кандидатам могут выдвигаться ФЗ о виде госслужбы. Этими же законами должны определяться условия контрактов, порядок заключения их и прекращения. В целом договора о ГС могут заключаться на определенный или неопределенный срок, а также на период обучения в образовательной организации по профессии и на определенный период госслужбы после его окончания. ФЗ о виде ГС устанавливает предельный срок службы на соответствующей должности.
Государственная служба — это деятельность, при которой работнику последовательно присваиваются соответствующие классы и чины, ранги дипломатов, воинские или специальные звания, в зависимости от вида государственной службы. Общий порядок их прописан в ФЗ-79 и ФЗ-59, а особенности присвоения званий и чинов в разного рода госучреждениях закрепляются еще и в дополнительных законодательных актах. Например, государственная служба картографии, как и любая другая ГС, руководствуется в этих целях примерной специальной таблицей паритетов классных чинов, рангов и званий, которая устанавливается приказом Президента РФ.
Должности главной группы федеральной госслужбы — это те, которым присваиваются классные чины государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
Должностям главной группы, которые относятся к региональным властным структурам, присваиваются классные чины государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. К ним относятся, например, заместитель начальника департамента, советник, главный советник.
Следует отметить, что трудиться в органах государственной гражданской службы имеют право только граждане Российской Федерации. Это следует из положений статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 (ред от 31.12.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Она запрещает иностранцам работать в подобных структурах. Право на это имеют только граждане РФ.
Муниципальная служба и муниципальная должность
Муниципальная служба, согласно Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», — это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Термин «муниципальная служба» («муниципальные служащие») вошел в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права. Можно считать, что это понятие объединяет всех служащих, занятых исполнением различных функций в органах местного самоуправления.
Думается, что муниципальные служащие по своему правовому статусу (его основным составляющим, «идеологии» службы) не отличаются от государственных служащих, так как со статусно-функциональной точки зрения одинаковы их права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и т. д. Иными словами, традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттестация и т. д. Разумеется, для муниципальных служащих действуют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления; они-то и определяют специфический уровень компетенции и должностной статус муниципальных служащих.
Система государственной службы РФ
Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.
Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.
Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.
Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы . Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы – вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.
Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.
Разделение должностей
Впервые разделение должностей государственного характера на три категории: «А», «Б», «В» – было введено определенным Федеральным законом «Об государственных основах службы Российской Федерации». Бахрах Д.Н., который в свое время являлся профессором и предлагал называть государственные должности (категории «А») «политико-судебными» , «патронными» (категорию «Б») и «административными» (категорию «В»).
Законодательство, которое является современным по отношению к должности в Российской Федерации, категории «А», закрепляет в определенном Свободном перечне должностей государственного характера Российской Федерации, утвержденных в свое время специальным указом Президента Российской Федерации от 1995 года 11 января № 32 «О должностях государственной направленности Российской Федерации». На данный момент в его состав входят 49 конкретных наименований — от Президента Российской Федерации до Первого заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации — министра Российской Федерации. Это такие наименования должностей государственного характера Российской Федерации, которые предусматриваются Конституцией Российской Федерации, а также определенными федеральными законами. А также должности федеральной государственной службы Указом Президента Российской Федерации от 2005 года 31 декабря № 1574 вносятся в специальный Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.
Следовательно, отмечается, что государственная должность и должность государственной службы Российской Федерации не имеют отношения к друг другу, потому что государственная должность выведена из текста законов о службе государственного характера Российской Федерации и контролируются специальными указами Президента.
Примерно такое деление служащих, государственной направленности на «политиков» и остальных в странах Европы оправдывается тем, что с определенными новыми выборами политики, те кто находились у власти сменяются, в то время как лица находящиеся на государственной службе обязаны работать постоянно, в данном режиме, для того чтобы конкретный механизм государственного регулирования в свое время не давал никаких сбоев.
Отметить существенные особенности разного статуса лиц, которые избираются народом, а также назначаются в определенном административном порядке будет гораздо легче, если рассмотреть их конкретные различия в плоскости административного и конституционного права, как отраслевой принадлежности их полномочий.
Регламент, который является должностным какого-либо государственного служащего имеет связь с параллельным типовым регламентом взаимодействия федерального характера органов исполнительной власти, утверждается конкретным постановлением Правительства Российской Федерации от 2005 года 19 января № 30, которое в свое время занимается тем, что устанавливает конкретные общие правила организации деятельности федеральных органов власти исполнительного порядка по воплощению их полномочий, а также взаимодействия данных органов, включая правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении службами и агентствами федеральной направленности (пункт 1.1).
Стоит отметить, что между двумя видами таких регламентов устанавливается специальная правовая связь, так как согласно пункту 1.2 постановления регламента федерального органа власти исполнительной направленности и административные регламенты исполнения государственных функций, регламенты административного характера предоставления определенных государственных услуг, и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти составляют специальный административный регламент федерального органа исполнительной власти.
Требования квалификационной направленности имеющие определенные требования по отношению к должностям гражданской службы установлены в 12 статье Закона № 79-ФЗ. В их число входят конкретные требования имеющие отношение к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или же стажу работы по конкретной специальности, профессиональными знаниями, а также навыками, которые требуются для выполнения должностных обязанностей в соответствии с категориями, и группами должностей гражданской службы. Требования квалификационного характера к знаниям и навыкам, которые являются профессиональными, и требуются для выполнения определенных должностных обязанностей, устанавливающихся нормативными документами государственного органа с учетом его функций, и задач при этом включаясь в специальный должностной регламент гражданского служащего.
Минздравом социального развития России подготовлены специальные рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в конкртеных федеральных министерствах, служб и агентствах федеральной направленности (о чем свидетельствует письмо Минздравсоцразвития России от 2005 года 10 августа № 3855-ВС). В соответствии с данным письмом регламенты при должности федеральных государственных гражданских служащих являются специальными нормативными документами, которые призваны содействовать правильному подбору, а также расстановке и закреплению кадров, повышению их квалификации профессионального уровня, совершенствованию функционального, и технологического разделения труда между специалистами и руководителями, и, конечно, применяться при оценке служебной деятельности государственного служащего соответствующего органа государственной власти во время проведения аттестации, а также при приеме граждан на службу государственного характера в порядке назначения или же по конкурсу.
Примером требований квалификационного характера по отношению к определенным профессиональным знаниям и навыкам во время осуществления должностных обязанностей является приказ Минюста России от 2006 года 11 октября № 312 «Об утверждении требований квалификационной направленности к профессиональным знаниям, а также навыкам федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации». В данном акте требования ко всем категориям и группам должностей разделяются на две специальные группы:
- знания профессионального характера ;
- навыки профессиональной направленности.
Принципы государственной службы
Как любая иная система, государственная служба работает по своим принципам. К ним относятся:
- федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
- законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
- равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
- первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
- взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
- единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
- открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
- компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
- невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.
Как попасть на государственную службу
Конституцией РФ гарантирован одинаковый доступ всех граждан к ГС РФ. Когда происходит отбор кандидатов на замещение должности, в первую очередь отмечают профессионализм, репутацию и готовность к исполнению обязанностей.
Существует несколько способов попасть на такую службу. Это:
- назначение;
- зачисление;
- конкурс.
Каждый этап тщательно регулируется на законодательном уровне. Деятельность регулируется посредством заключения контракта. Этот документ аналогичен трудовому договору, в нём прописываются основные принципы деятельности. В нём защищаются права служащего и прописываются его обязанности. Лишить должности или классного чина можно по решению суда, приведя достаточные основания для этого.
К любой должности применяются определённые требования. Как правило, это наличие направленного образования и опыта работы. Например, для поступления на должность, связанную с финансами, у претендента должно быть высшее образование в этой сфере и опыт работы в бухгалтерии или финансовом отделе.
Но опыт работы необходим не всегда, а образование должно быть. Конкретные требования изложены в официальных источниках ведомств, а также в реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.
Чтобы поступить на ГС РФ, необходимо пройти несколько этапов:
- подготовить документы. Комплект довольно внушительный, полный список предоставляется потенциальным работодателем для замещения конкретной должности. Как правило, требуют медсправку о возможности нести службу и справку из МВД об отсутствии судимостей, справку о налогах;
- подготовиться к назначению, зачислению или открытому конкурсу. Для этого необходимо знать основные положения Конституции РФ, Закона № 58-ФЗ, «узкого» закона (например, при поступлении на военную службу нужно знать нормы Закона № 53-ФЗ), основных законов субъекта, республики, края;
- проведение конкурса, собеседования;
- заключение контракта.
Запреты для служащих на гражданской государственной службе
Когда человека принимают на такую работу, у него появляются ограничения по некоторым действиям. В Законе № 79-ФЗ прописано, что:
- запрещено замещение должностей при некоторых обстоятельствах;
- запрещено заниматься предпринимательской деятельностью или иной, которая предусматривает получение коммерческой составляющей. Данный запрет не распространяется на участие в управлении ЖСК, ГСК, потребительских кооперативов, профсоюзов и прочих некоммерческих организаций;
- нельзя приобретать ценные бумаги, по которым их владелец может получить дополнительный доход;
- нельзя открывать счета в иностранных учреждениях. Если на момент поступления на службу кандидат хранит какие-то ценности в иностранных банках, придётся перевести в российские;
- нельзя получать подарки, презенты и подношения от юридических лиц, если это напрямую связано с несением службы;
- категорически запрещено разглашать сведения, которые относятся к тайне, являются конфиденциальными.
За нарушение этих ограничений, служащего привлекут к ответственности. Его снимут с должности, могут лишить классного чина или спецзвания. При отягчающих обстоятельствах, могут привлечь к уголовной ответственности.
Должности главной группы федеральной госслужбы — это те, которым присваиваются классные чины государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
Должностям главной группы, которые относятся к региональным властным структурам, присваиваются классные чины государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. К ним относятся, например, заместитель начальника департамента, советник, главный советник.
Следует отметить, что трудиться в органах государственной гражданской службы имеют право только граждане Российской Федерации. Это следует из положений статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 (ред от 31.12.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Она запрещает иностранцам работать в подобных структурах. Право на это имеют только граждане РФ.
Принципы гражданской службы:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
• участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
• замещать должность гражданской службы в случае:
– избрания или назначения на государственную должность;
– избрания на выборную должность в органах местного самоуправления;
– избрания на оплачиваемую выборную должность в органах профессиональных союзов или органах первичной профсоюзной организации;
• осуществлять предпринимательскую деятельность;
• приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
• быть поверенным или представителем по делам третьих лип в государственном органе, если иное не предусмотрено ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами;
• получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК;
• выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
• использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
• разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или к служебной информации, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
• допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
• получать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
• использовать должностные полномочия для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц;
• использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, иных организаций, а также публично выражать отношение к ним в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
• создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, за исключением профессиональных союзов, ветеранских, иных органов общественной самодеятельности;
• прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров.
В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:
• замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, отдельные функции государственного управления в которых непосредственно входили в его должностные обязанности;
• разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2005 г. № 1574
В статье 9 Федерального закона учреждены все категории и группы должностей государственной гражданской службы. Она гласит, что существует четыре категории гос. служащих:
- Руководители, заместители руководителей.
- Помощники — должности для содействия и помощи заместителям гос. должностей.
- Специалисты — должности для обеспечения профессиональных функций и задач.
- Обеспечивающие специалисты — подгруппы для информационного, финансового, документационного и иного обеспечения гос. компаний.
Помимо основной классификации по категориям, есть классификация по группам, и путать их не стоит:
- Высшие должности — руководители, помощники, специалисты.
- Главные должности — руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
- Ведущие должности — руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
- Старшие должности — специалисты, обеспечивающие специалисты.
- Младшие должности — обеспечивающие специалисты.
Одна группа должностей, по закону, может содержать несколько категорий. Классификация по группам нужна для более точного определения положения должностного лица на социальной вертикали. Например, руководитель Министерства (министр) и руководитель отдела по финансовым вопросам (директор) стоят не на одном уровне, однако оба являются руководителями.
Определяющей группой должностей является высшая должность. К высшей группе должностей государственной гражданской службы относится классный чин федеральных служащих — действительный государственный советник РФ I, II и III классов.
Данный чин гос. службы соответствует военному генерал-полковнику (адмиралу) и генералу флота (адмиралу флота) для I класса. Генерал-лейтенанту или вице-адмиралу для II класса. Генерал-майору для III класса.
Квалификационные требования к кандидатам для поступления на Госслужбу
Чаще всего при приеме на должность проводится конкурс, который состоит из двух этапов.
Первый этап: объявляется начало приема документов, чаще всего через сообщение в печатном виде или на официальном интернет-ресурсе соответствующего органа госвласти, которому требуется работник. Все соискатели в определенный срок предоставляют отделу кадров запрошенный перечень документов.
На втором этапе отбора конкурсная комиссия оценивает представленные кандидатуры по документам, проверяет соответствие кандидата квалификационным требованиям и определяет наиболее соответствующего кандидата путем голосования.
Тех, кто не прошел персональный конкурс по необходимым качествам, могут зачислить в кадровый резерв и вернуться к рассмотрению его кандидатуры при освобождении иной вакансии.
Классный чин — присвоенный федеральным госслужащим квалификационный разряд. Госслужащим, относящимся к группе руководителей и советников, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Порядок присвоения классных чинов, их соотношение определяется указом Президента РФ:
- госслужащим, относящимся к высшей группе, присваивается классный чин действительный государственный советник РФ или действительный государственный советник субъекта РФ 1-3 классов;
- в главной присваивается классный чин госсоветник РФ или госсоветник субъекта РФ 1-3 классов;
- в ведущей присваивается советник госслужбы РФ или советник госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
- в старшей — референт госслужбы РФ или референт госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
- младшей группе государственных гражданских специалистов присваивается секретарь госслужбы РФ или секретарь госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса.
Классный чин действительный госсоветник РФ 1-3 классов присваивается Президентом РФ. Госсоветник РФ 1-3 классов присваивается Правительством РФ. Остальные чины присваиваются руководителем федерального госоргана или представителем нанимателя в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.
Система государственной службы, согласно ФЗ-58, включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.
Государственная гражданская служба (ГГС) — это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях гражданской госслужбы по реализации полномочий федеральных и региональных органов власти, а также лиц, которые замещают гос. должности РФ, и лиц, которые замещают гос. должности регионов РФ. Она подразделяется на федеральную службу и службу субъектов РФ. К гражданской ГС относятся различные учреждения, например, государственная служба кадастра, федеральное агентство научных организаций, департамент образования, Пенсионный фонд РФ и т. д.
Военная служба — это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на воинских должностях, а также на некоторых иных, предусмотренных ФЗ и (или) законодательными актами президента страны, в Вооруженных Силах России, другого рода войсках, воинских формированиях и структурах, которые реализуют задачи по обеспечению безопасности и обороны государства. Гражданам, занятым на военной службе, присваивают воинские звания.
Правоохранительная служба — это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях государственных правоохранительных структур или учреждений и организаций, осуществляющих функции по обеспечению законности, безопасности, по борьбе с криминалом, охране правопорядка, защите прав и интересов людей. Гражданам, занятым на правоохранительной службе, присваивают классные чины и специальные звания.
Федеральная государственная служба — профессиональный род деятельности людей по обеспечению выполнения полномочий РФ, непосредственных обязанностей федеральных органов власти и лиц, замещающих гос. должности страны. Военная и правоохранительная службы России являются федеральными ГС.
Юридическую основу деятельности государственных гражданских служащих России и ее субъектов составляют:
- Конституция РФ;
- закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ;
- законы, регламентирующие деятельность федеральных и региональных государственных органов;
- указы Президента, вводящие отдельные должности.
Под гражданской госслужбой, в соответствии с третьей статьей закона № 79-ФЗ, понимается профессиональная служебная деятельность российских граждан на должностях гражданской службы в целях обеспечения функционирования федеральных и региональных государственных органов и лиц, замещающих госдолжности в России и ее субъектах.
Должности гражданской госслужбы, согласно ч. 2 ст. 3 названного закона, привязаны к федеративному устройству России и подразделяются на 2 уровня:
- Федеральные — вводимые Конституцией, федеральными законами и указами президента. Государственные должности, введенные основным законом страны, перечислены в сводном перечне, утв. указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32. Должности, предусмотренные федеральными законами и указами президента, включены в реестр, утв. указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574.
- Региональные — вводимые конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Конституционный суд в постановлении от 15.11.2012 № 26-П отметил, что федеральный законодатель до сих пор не обозначил критерии, которыми субъекты РФ должны руководствоваться при составлении собственных реестров должностей государственной гражданской службы. До принятия закона, устанавливающего такие критерии, применение федерального реестра не должно ограничивать субъекты федерации в возможности учреждать должности гражданской госслужбы, не поименованные в нем.