Госконтракт и гособоронзаказ: ответственность с сентября 2022 г

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госконтракт и гособоронзаказ: ответственность с сентября 2022 г». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Торги в рамках ГОЗ проходят в формате обычной закупки, которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках 275-ФЗ. Предметом контракта являются те же товары (работы, услуги), что и по 44-ФЗ, например поставка продуктов или строительство. В некоторых случаях выбор исполнителя производится не при помощи процедуры закупки, а путем его утверждения. Например, постановление Правительства РФ или указ Президента РФ устанавливает такого поставщика. Так, к примеру, на Автовазе возможно разместить гособоронзаказ, в том числе военного назначения, в том числе и ракеты.

Где заключают контракты, и как их найти

Чтобы определить, что закупка имеет отношение к оборонному заказу, необходимо обратить внимание на ряд признаков:

  1. Наличие идентификатора государственного контракта. Если идентификатор состоит из 25 цифр и первые четыре цифры напоминают год начала и окончания контракта (например, 2223), то это гособоронзаказ.
  2. Прямое указание на то, что контракт исполняется в рамках оборонного заказа.
  3. В тексте самого договора есть ссылка на 275-ФЗ.

Права и обязанности головного исполнителя

Закон №275-ФЗ наделяет головного исполнителя правами в сфере государственного оборонного заказа (ст.7.2 275-ФЗ).

Например:

  • запрашивать у исполнителей информацию, касающуюся исполнения контрактов;
  • получать от федерального органа в области обороны доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа и др.

Но помимо прав, законом установлены и обязанности. В частности, головной исполнитель обязан, например (ст. 8 275-ФЗ):

  • определить состав исполнителей, обосновывать с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам);
  • по согласованию с государственным заказчиком выбирать уполномоченный банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении;
  • уведомлять (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета;
  • включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями;
  • соблюдает режим использования отдельного счета и др.

Что такое раздельный учет и как его организовать

Сначала может показаться, что раздельный учет – это довольно просто и никаких трудностей с этим возникнуть не должно, но есть ряд существенных моментов, которые отличают учет по ГОЗ от бухгалтерского и налогового учета. Например, другой состав затрат, финансовый результат и т.д. Правильное ведение раздельного учета в случае необходимости поможет подтвердить и обосновать целесообразность использования денежных средств и установки цен. Отсутствие такового или же выявление ошибок может грозить организации и ее руководителям санкциями, начиная с ответственностью по КоАП РФ и штрафами от 300 000 руб. до 1 млн, и заканчивая уголовной ответственностью и лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает. Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.

Первым шагом будет определение метода учета затрат, калькулирования себестоимости, оценка продукции, распределение расходов и т.д. Далее стоит определить первичные учетные документы, убедиться, что во всех них проставлены обязательные реквизиты, например, для ГОЗ одним из таких является идентификатор государственного контракта. Необходимо помнить о составлении плановой калькуляции и предполагаемой прибыли. И один из самых важных шагов, помогающих в раздельном учете, это выбор программного обеспечения для ведения учета по контрактам ГОЗ.

Нарушение условий государственного контракта

Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ч. 1 ст. 2 УК РФ).

Субъект (кто привлекается): должностное лицо головного исполнителя или исполнителя, заключившего договор в целях выполнения гособоронзаказа, ранее привлекавшийся к административной ответственности по ст.14.55. КоАП РФ за нарушение условий контракта.

К таким лицам, в том числе, относятся руководители организации.

За какие нарушения контракта установлена ответственность: в частности, за недопоставку товара/не выполнение работ, нарушение по качеству, нарушение сроков выполнения обязательств.

Лицо освобождается от ответственности, если добровольно устранит нарушение.

Более суровая мера ответственности предусмотрена за невыполнение задания государственного оборонного заказа или при нарушении контракта, повлекшего причинение ущерба в размере от 5% от цены контракта, но не менее 5 млн. рублей. (ч. 1 ст. 201.2 УК РФ). Лицо не освобождается от ответственности, даже если устранит нарушение.

Рекомендация: как будут рассматриваться дела данной категории, покажет практика. На данный момент внимательно относитесь к документообороту по контрактам, фиксации договоренностей и сдаче результатов исполнения.

Кто относится к лицу, подвергнутому административному наказанию.

Положениями КоАП РФ определен период, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (является лицом, подвергнутым административному наказанию). Основываясь на данных положениях, уголовной ответственности подлежит лицо, которое уже привлечено к административной ответственности и повторно необоснованно уклоняется/отказывается от заключения договора по ГОЗ в период:

  • со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления;

  • со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за квартиру в 2023 году

Как участвовать в закупках ГОЗ по 275-ФЗ?

Информацию о проводимых закупках по ГОЗ можно найти на сайте Единой информационной системы (ЕИС) и в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ).

Мероприятия по ГОЗ очень часто проводятся в закрытом формате. В этом случае сведения по ним не публикуются в ЕИС. Круг участников формируется по специальным приглашениям на участие. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ.

Важный момент! В некоторых закупках по ГОЗ заказчики требуют предоставить в составе документации лицензию ФСБ России на работу с гостайной. Без нее вы не сможете осуществить никакие работы (будь это даже уборка помещений или замена окон).

Если процедура проводится открыто, и она опубликована в ЕИС, то для участия заявка подается обычным способом (например, при электронном аукционе или открытом конкурсе).

Для участия в процедуре, опубликованной в АСТ ГОЗ, сначала потребуется подключиться к этой площадке. На это у вас уйдет примерно 10 дней, после чего система предоставит необходимое программное обеспечение и аккредитует вас как пользователя.

Основные требования к указанию перечня статей

Государственный контракт, заключаемый с единственным исполнителем, содержит расчет и обоснование стоимости с указанием и обоснованием применяемого метода ее расчета, а также прогнозную стоимость продукции, если она определялась при формировании государственного оборонного заказа на соответствующий год и плановый период.

В случае формирования стоимости товара с применением метода индексации по статьям затрат в государственном контракте следует указывать предусмотренный пунктом 33 Положения № 1465 перечень статей, величина затрат головного исполнителя по которым:

  • определяется путем их индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
  • на приобретение товаров, работ, услуг у организаций, занимающих доминирующее положение в соответствии со ст. 14 № 275-ФЗ от 29.12.2012, для календарных лет, следующих за базовым годом, может быть определена затратным методом с учетом планируемых и фактических расходов головного исполнителя;
  • не индексируется, а рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при расчете базовой стоимости единицы продукции.

В рамках п. 43 Положения № 1465, если при заключении договора применяется ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию либо возмещающая издержки, в таком государственном контракте устанавливают срок ее действия, условия уточнения, а также порядок перевода в фиксированную с учетом пунктов 46-52 Положения № 1465.

Условиями госконтракта на поставку продукции, стоимость которой является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены договора в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.

В соответствии с пунктом 44 Положения № 1465, условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо возмещающей издержки в фиксированную предусматривают значения фиксированной стоимости как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) либо возмещающей установленные издержки.

Таким образом, в договоре, который подписан с применением таких условий, нужно установить постатейный порядок перевода соответствующего вида цен в фиксированную с указанием применяемых методов расчета каждой статьи затрат, в том числе перечень статей, величина затрат головного исполнителя по которым:

  • при переводе из одного вида цены в другой определяется исходя из экономически обоснованных и документально подверженных фактических затрат;
  • рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при установлении ориентировочной (уточняемой) стоимости товара либо возмещающей издержки;
  • определяется путем индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
  • иные согласованные сторонами контракта условия перевода соответствующего вида стоимости в фиксированную, не противоречащие законодательству.

Антимонопольная служба предусмотрит такие положения в типовых формах государственных контрактов, которые заключаются госзаказчиками в раках ГОЗ.

275-ФЗ открывает для Федеральной антимонопольной службы неограниченные возможности.

ФАС предоставляется возможность полностью контролировать процесс выполнения гособоронзаказа.

В феврале вступил в силу Федеральный закон от 25.02. 2022 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном оборонном заказе“».

Из пункта 2 части 2 статьи 8.2 (Основные права и обязанности уполномоченного банка. Банковское сопровождение) исключили положения, регламентирующие обязанности уполномоченного банка передавать в единую информационную систему государственного оборонного заказа информацию об обязательстве уполномоченного банка, предусматривающем выплату процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счёте, а также сроки установления, изменения обязательства по уплате процентов за пользование денежными средствами, находящимися на таком отдельном счёте.

Появился новый пункт 9.1, согласно которому в обязанности уполномоченному банку вменяется предоставлять головным исполнителям, исполнителям льготное финансирование на условиях, установленных Правительством РФ, в целях исполнения государственных контрактов, контрактов по гособоронзаказу.

Из статьи 8.3 (Режим использования отдельного счёта) исключили часть 3, регламентирующую зачисление уполномоченным банком процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счёте.

Появилась новая часть 4, с текстом о том, что проценты за пользование уполномоченным банком денежными средствами, находящимися на отдельном счёте, не начисляются.

Из пункта 10 статьи 8.4 (Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается) убрали исключения, касающиеся операций, связанных с размещением денежных средств на депозитах в том же уполномоченном банке при обязательном условии перечисления размещённых денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счет в том же уполномоченном банке по истечении срока депозитного договора.

Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении третьего ребенка в 2023 в Чувашии

Что такое гособоронзаказ

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).

Регистрация участников в ЕИС

Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).

При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:

Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.

Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.

Регистрация в ЕИС дает аккредитацию на три года на всех федеральных торговых площадках. Пройти регистрацию на новый срок надо не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока регистрации.

Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.

Основные требования к указанию перечня статей

Государственный контракт, заключаемый с единственным исполнителем, содержит расчет и обоснование стоимости с указанием и обоснованием применяемого метода ее расчета, а также прогнозную стоимость продукции, если она определялась при формировании государственного оборонного заказа на соответствующий год и плановый период.

В случае формирования стоимости товара с применением метода индексации по статьям затрат в государственном контракте следует указывать предусмотренный пунктом 33 Положения № 1465 перечень статей, величина затрат головного исполнителя по которым:

  • определяется путем их индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
  • на приобретение товаров, работ, услуг у организаций, занимающих доминирующее положение в соответствии со ст. 14 № 275-ФЗ от 29.12.2012, для календарных лет, следующих за базовым годом, может быть определена затратным методом с учетом планируемых и фактических расходов головного исполнителя;
  • не индексируется, а рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при расчете базовой стоимости единицы продукции.

В рамках п. 43 Положения № 1465, если при заключении договора применяется ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию либо возмещающая издержки, в таком государственном контракте устанавливают срок ее действия, условия уточнения, а также порядок перевода в фиксированную с учетом пунктов 46-52 Положения № 1465.

Условиями госконтракта на поставку продукции, стоимость которой является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены договора в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.

В соответствии с пунктом 44 Положения № 1465, условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо возмещающей издержки в фиксированную предусматривают значения фиксированной стоимости как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) либо возмещающей установленные издержки.

Таким образом, в договоре, который подписан с применением таких условий, нужно установить постатейный порядок перевода соответствующего вида цен в фиксированную с указанием применяемых методов расчета каждой статьи затрат, в том числе перечень статей, величина затрат головного исполнителя по которым:

  • при переводе из одного вида цены в другой определяется исходя из экономически обоснованных и документально подверженных фактических затрат;
  • рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при установлении ориентировочной (уточняемой) стоимости товара либо возмещающей издержки;
  • определяется путем индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
  • иные согласованные сторонами контракта условия перевода соответствующего вида стоимости в фиксированную, не противоречащие законодательству.

Антимонопольная служба предусмотрит такие положения в типовых формах государственных контрактов, которые заключаются госзаказчиками в раках ГОЗ.

Что такое гособоронзаказ?

Все этапы участия в закупках по государственному оборонному заказу (ГОЗ) регулируются положениями 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Этот закон вступил в силу 1 января 2013 года, т.е. раньше на год, чем 44-ФЗ.

В ст.4-6 275-ФЗ приводится порядок формирования, утверждения и размещения ГОЗ. А в Постановлении Правительства РФ № 1255 от 26 декабря 2013 г. даны подробные указания, как разработать ГОЗ и его основные показатели (на основании которых и формируется ГОЗ).

В рамках таких закупок Правительство РФ разыгрывает задания на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (п.1 ст.3 275-ФЗ).

Низкая конкуренция в сфере ГОЗ для некоторых поставщиков является определяющим фактором для участия. Другие же, наоборот, не желают погружаться в сложности изучения законодательства, а также опасаются пристального внимания со стороны контролирующих ведомств к своей организации.

Не нужно думать, что государство проводит процедуру для приобретения только вооружения и техники. Например, закупаться может еда для военнослужащих: картофель, крупы, тушенка и т.д.

Закупки по 275-ФЗ по алгоритму проведения и участия напоминают мероприятия по 44-ФЗ, но с некоторыми особенностями. Можно сказать, что нормы 275-ФЗ являются специальными по отношению к 44-ФЗ и преобладают над нормами Закона о госзакупках.

В качестве госзаказчиков выступают органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и др. Также на благо гособоронзаказа трудятся Роскосмос и Росатом. Эти структуры размещают заказы и нанимают исполнителей для их выполнения.

Читайте также:  Юрист Нойгалиева: социальные пенсии с 1 апреля вырастут на 3,3 процента

Госзаказчики сотрудничают с головными исполнителями, с которыми заключают контракт. К ним в большинстве случаев относятся бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является РФ (например, воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.).

Головной исполнитель, со своей стороны, может передать исполнение обязательств исполнителю (субподрядчику второго порядка). Исполнитель также может привлечь для реализации контракта другого исполнителя (субподрядчика третьего порядка). Так формируется цепочка взаимоотношений между головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка, которая называется кооперацией головного исполнителя.

Особенности работы с отдельным счетом по 275-ФЗ

Мы уже отметили, что для каждого выполнения ГОЗ следует иметь отдельный счет, который открывается в Промсвязьбанке. Средства на нем можно тратить строго на конкретные цели, определенные условиями контракта. Только после исполнения обязательств становится возможным перевод денег со спецсчета по 275-ФЗ на обычный расчетный счет.

Если выполнение госконтракта подразумевает несколько этапов, то деньги можно получить после выполнения всей работы целиком, а не ее части.

Для того, чтобы перевести средства на свой счет, исполнителю нужно предоставить в банк следующие бумаги:

  • контракт с допсоглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, подтверждающие, что исполнитель тратил собственные средства на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, перечень которых устанавливает банк, открывший отдельный счет.

Списание суммы произойдет только в том случае, если в распоряжении указан идентификатор госконтракта. В п.2 ч.1 ст.8.3 275-ФЗ приводится ряд случаев, когда разрешено выводить деньги с отдельного счета, помимо случая получения прибыли. Например, для уплаты налогов и сборов. А в ст.8.4 и 8.6 утвержден перечень операций, которые запрещено проводить по спецсчету и основания для приостановления операций по спецсчету.

К обязанностям поставщика относится особенный учет и оформление документации по ГОЗ. Во всех бумагах (договорах, счетах-фактурах и др.) необходимо указывать идентификатор контракта. Он служит инструментом контроля всех финансовых действий. Кроме того, поставщику потребуется вести учет расходов раздельно с другими расходами.

1.1. Поставщик обязуется изготовить и передать, а Покупатель принять в собственность и оплатить продукцию ЛКМ, ассортимент (номенклатура), количество и цена которой согласовываются Сторонами в Спецификации №1 и №2(Приложении1 и 2), на условиях, установленных настоящим Договором.

1.2. Поставка продукции по настоящему Договору осуществляется во исполнение государственного оборонного заказа, выполняемого в рамках Государственного контракта: № 000/Р/1/8/0182/ГК-14-ДГОЗ от 01.01.2001г., заключенного между АО «ЦС «Звездочка» и Министерством обороны РФ.

1.3. На отношения Сторон по настоящему Договору распространяются требования Федерального закона от 01.01.2001 N275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

2. КАЧЕСТВО И КОМПЛЕКТНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

2.1. Качество и комплектность поставляемой продукции должны соответствовать нормативной документации, условиям 01-1874-62, настоящего Договора и удостоверяться этикетками/паспортами, заверенными ОТК Поставщика, ВП МО РФ (ЛКМ по ТУ).

Как участвовать в закупках ГОЗ по 275-ФЗ?

Информацию о проводимых закупках по ГОЗ можно найти на сайте Единой информационной системы (ЕИС) и в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ).

Мероприятия по ГОЗ очень часто проводятся в закрытом формате. В этом случае сведения по ним не публикуются в ЕИС. Круг участников формируется по специальным приглашениям на участие. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ.

Важный момент! В некоторых закупках по ГОЗ заказчики требуют предоставить в составе документации лицензию ФСБ России на работу с гостайной. Без нее вы не сможете осуществить никакие работы (будь это даже уборка помещений или замена окон).

Если процедура проводится открыто, и она опубликована в ЕИС, то для участия заявка подается обычным способом (например, при электронном аукционе или открытом конкурсе).

Для участия в процедуре, опубликованной в АСТ ГОЗ, сначала потребуется подключиться к этой площадке. На это у вас уйдет примерно 10 дней, после чего система предоставит необходимое программное обеспечение и аккредитует вас как пользователя.

Раздельный учет по контрактам ГОЗ и налоговый учет организации

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. При этом при расчете налоговой прибыли учитываются не все доходы и расходы, а только те, что перечислены в НК РФ.

Раздельный учет доходов и расходов для целей налогообложения предполагается только по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка (п. 2 ст. 274 НК РФ). Например, операции в рамках целевого финансирования, целевых поступлений, при осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, при применении пониженных ставок налога и др. обстоятельствах (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251, п. 4 ст. 261, ст. 284, 321, 332 НК РФ). Положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов и расходов при поставке товаров по ГОЗ. На основании данных налогового учета не подтверждается корректность формирования себестоимости продукции ГОЗ, достоверность расходов, понесенных при выполнении контрактов ГОЗ.

Организация-исполнитель ГОЗ может не подпадать под требования о ведении налогового учета по налогу на прибыль.

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что использовать для решения задач раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ правила ведения налогового учета не целесообразно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *