Казначейское сопровождение в 2023 году – подсказки для заказчика
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Казначейское сопровождение в 2023 году – подсказки для заказчика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Казначейство сопровождает соглашения заказчиков в строгом порядке. Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) открывают счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.
Каков общий порядок казначейского сопровождения
Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги. В 2023 году 71 лицевые счета обязательны не для всех поставщиков: по многим госконтрактам с КС разрешили прямые расчеты.
Чтобы израсходовать деньги с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и акт приемки-передачи, и счет-фактура. По правилам, если контракт подлежит казначейскому сопровождению, за сколько дней до приемки заказчик должен направить в территориальный орган Казначейства уведомление о дате ее проведения, определяет территориальный отдел ФК и отдельно уведомляет об этом заказчика. Без проверки документов и факта приемки казначей не проведет санкционирование.
Перечисление целевых денег не на казначейский счет для госконтракта, а на банковский счет допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
При казначейском контроле в госконтракты включаются определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):
- открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
- предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
- предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т. д.).
В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта. По ИГК ведомство полностью контролирует ход исполнения госконтракта и взаиморасчеты сторон по принятым и доведенным до государственного заказчика обязательствам.
Как изменились условия казначейского сопровождения
Казначейское сопровождение — это механизм дополнительного контроля со стороны Федерального казначейства при исполнении контрактов, договоров, соглашений о бюджетных инвестициях и субсидировании, заключенных на целевые деньги федерального бюджета (ст. 242.23 БК РФ). Порядок казначейского сопровождения описан в Постановлении Правительства № 2024 от 24.11.2021.
Сопровождение обязательно не для всех контрактов, а для соглашений с определенной стоимостью. В мае 2022 года лимит по стоимости для контрактов с обязательным казначейским сопровождением увеличили — изменили 384-ФЗ от 29.11.2021 (146-ФЗ от 28.05.2022). В таблице — все изменения по стоимости госконтрактов, которые подлежат КС.
Правила до 27.05.2022
Правила с 28.05.2022
Норма Федерального закона о бюджете на 2022 г. и плановые 2023-2024 гг. 390-ФЗ от 06.12.2021
Госконтракты на сумму от 600 000 рублей по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Контракты на сумму от 600 000 рублей, которые заключили для исполнения основного контракта.
Госконтракты на сумму от 5 000 000 рублей по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Контракты на сумму от 5 000 000 рублей, которые заключили для исполнения основного контракта.
Госконтракты по гособоронзаказу на сумму от 600 000 рублей.
Контракты на сумму от 600 000 рублей, которые заключили для исполнения госконтракта по ГОЗ.
Госконтракты по гособоронзаказу на сумму от 5 000 000 рублей.
Контракты на сумму от 5 000 000 рублей, которые заключили для исполнения госконтракта по ГОЗ.
Авансы по контрактам и договорам, которые заключают исполнители и соисполнители для исполнения госконтрактов (кроме ГОЗ) на сумму от 100 000 000 рублей.
Авансы по контрактам и договорам на сумму от 5 000 000 рублей, которые заключают исполнители и соисполнители для исполнения госконтрактов (кроме ГОЗ) на сумму от 100 000 000 рублей.
Контракты от 600 000 рублей, которые заключают для исполнения госконтрактов с ценой от 100 000 000 для обеспечения государственных, муниципальных нужд.
Источником их финансирования являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Контракты от 5 000 000 рублей, которые заключают для исполнения госконтрактов с ценой от 100 000 000 для обеспечения государственных, муниципальных нужд.
Контракты, которые заключают для исполнения контрактов региональных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений на сумму от 100 000 000 рублей.
Контракты от 5 000 000 рублей, которые заключают для исполнения контрактов региональных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений на сумму от 100 000 000 рублей.
Договоры, которые заключают для исполнения государственных и муниципальных контрактов за счет бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов.
Договоры от 5 000 000 рублей, которые заключают для исполнения государственных и муниципальных контрактов за счет бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов.
Договоры, которые заключают для исполнения контрактов региональных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений, если они субсидировались из средств бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов.
Договоры от 5 000 000 рублей, которые заключают для исполнения контрактов региональных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений, если они субсидировались из средств бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов.
Госконтракты на сумму от 600 000 рублей по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, финансируемые из регионального бюджета.
Контракты на сумму от 600 000 рублей, которые заключили для исполнения основного контракта.
Госконтракты на сумму от 5 000 000 рублей по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, финансируемые из регионального бюджета.
Контракты на сумму от 5 000 000 рублей, которые заключили для исполнения основного контракта.
Основы сопровождения госконтрактов Казначейством
Ранее вопрос о казначейском сопровождении поднимался только в 275-ФЗ — при исполнении договоров по государственному оборонному заказу. Теперь для контроля исполнительными органами целевого использования выделенных и доведенных заказчикам бюджетных средств контроль Казначейства применяется и в рамках реализации госконтрактов по 44-ФЗ.
По сути, казначейское сопровождение контракта — это, простыми словами, один из инструментов госконтроля. КС позволяет определить уровень эффективности расходования целевых средств. Под целевыми средствами понимается финансирование, направленное бюджетному учреждению на исполнение определенных целей и условий, установленных вышестоящими организациями.
Целевое финансирование должно использоваться строго по назначению — на приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для достижения определенных целей.
Кроме того, КС помогает отслеживать направление движения средств бюджета. Получатели бюджетных средств открывают специальные счета в отделениях Федерального казначейства.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали правила казначейского обеспечения обязательств. Используйте эти инструкции бесплатно.
Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
Какие целевые средства подлежат КС
Согласно ч.2 ст.5 466-ФЗ сопровождаются Казначейством следующие целевые деньги:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по госконтрактам на поставку товаров, работ, услуг (за исключением ГОЗ) стоимостью более 100 млн. ₽. В 2023 г. не требуется сопровождение средств по контрактам бюджетных и автономных организаций стоимостью 3 млн. ₽ (п.8 ч.2 ст. 5 466-ФЗ, 448-ФЗ от 21 ноября 2022);
- авансы по контрактам на поставку товаров, работ, услуг стоимостью более 100 млн. ₽, которые заключают федеральные бюджетные и автономные учреждения за счет средств субсидии по абз. 2 п.1 ст.78.1, ст. 78.2 БК РФ. При этом лицевые счета таких заказчиков должны быть открыты в ТОФК. В 2023 году нет КС по контрактам стоимостью до 3 млн. ₽ (п.8 ч.2 ст.5 466-ФЗ, 448-ФЗ);
- расчеты по госконтрактам стоимостью свыше 3 млн. ₽, которые заключили по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ, и расчетов по контрактам, заключаемым для исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 млн. ₽;
- расчеты по госконтрактам в рамках ГОЗ стоимостью свыше 3 млн. ₽ и расчетов по контрактам, которые заключили в рамках исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 млн рублей и дороже;
- авансы по контрактам о поставке товаров, работ, услуг, которые заключают исполнители и соисполнители в рамках исполнения госконтрактов о поставке товаров, работ, услуг по п. 3-5 ст.5 466-ФЗ. В 2023 году нет КС по контрактам стоимостью до 3 млн. ₽ (п.8 ч.2 ст.5 466-ФЗ, 448-ФЗ);
- средства, которые получают юридические лица и ИП в случаях, определенных Правительством РФ.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Правила сопровождения
ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2023 года описаны в Постановлении Правительства РФ № 2024 от 24 ноября 2021 г.
Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.
Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).
Перевод бюджета не на казначейский счет для исполнения обязательств, а на банковский счет разрешается лишь в некоторых случаях. Например, для выполнения обязательств юрлица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
Обязанностью исполнителя при осуществлении казначейского контроля является выполнение условий, включаемых в контракты:
- определение субподрядчика (при необходимости);
- открытие лицевого счета в ТОФК для финансовых движений по нему;
- предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику информации об исполнителях (соисполнителях);
- подача в ТОФК документов, определенных правилами расходования целевых денег (накладных, актов и др.);
- идентификация соглашения и всех сопроводительных и расчетных форм.
В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих появление денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.
Что такое казначейский счет
Счет в Казначействе для юридических лиц, или казначейский СЧ — это отдельный расчетный лицсчет, который открыт в территориальном отделении Федерального казначейства РФ. Такие счета используются исключительно получателями бюджетных средств, а также участниками бюджетного процесса. Коммерческой фирме отрывать такой РСЧ необязательно.
Следовательно, казначейский счет для коммерческой организации — что это? Это обычный РСЧ, который открыт в ТОФК в случае, если коммерческая организация является участником (заказчиком, исполнителем или подрядчиком) при заключении или исполнении государственного контракта. Иными словами, если фирма имеет отношение к госконтракту, то получить бюджетное финансирование она сможет только на счет в Казначействе (что это, мы определили выше).
Для чего нужен казначейский счет
Это инструмент, с помощью которого функционирует распределение денег между распорядителями и получателями средств из бюджета РФ. Финансы, выделяемые из бюджета РФ, не могут поступать на обычные расчетные счета в коммерческих банках. Поэтому государство обязывает открыть счет в казначействе юр лицу, которое получает финансирование из бюджетов разных уровней.
Он используется для всех видов финансовых операций бюджетных и автономных учреждений, а в государственных закупках — как счет в казначействе для обеспечения исполнения контракта. Потенциальные поставщики обязаны направлять государственным и муниципальным заказчикам обеспечение госконтрактов в рамках закупочной деятельности по 44-ФЗ именно на него (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015).
О сопровождении госконтрактов Казначейством
В 2020 г. вопрос о казначейском сопровождении снова стал актуален. Это объясняется тем, что ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ – в отношении обязательств по гособоронзаказу. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2020 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.
Целевые средства – это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению – на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).
Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в
Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:
- строительство космодрома «Восточный»;
- реализация национальных проектов;
- строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
- строительство Крымского моста;
- строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.
Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.
КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.
КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.
В каких случаях коммерческой компании нужно открыть счет в казначействе?
- если компания является исполнителем контракта по Закону № 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе» (есть исключения, когда открывать счет не требуется);
- если с компанией заключен государственный контракт, стоимостью 100 миллионов рублей и более, по условиям которого предусмотрен аванс;
- если с компанией заключено соглашение на выделение субсидий и бюджетных инвестиций;
- если с компанией заключен договор о взносах в уставный капитал или имущество юридических лиц;
- если компания выступает соисполнителем или субподрядчиком по контракту, условиями которого предусмотрено казначейское сопровождение;
- если в рамках нормативно-правовых актов установлено условие предоставления субсидирования только при осуществлении расчетов через казначейский счет.
Карточка подписей для юридических лиц: чьи подписи удостоверяют?
В КОП проставляются подписи лиц, имеющих полномочия на распоряжение счетом юрлица (п. 7.5 Инструкции № 153-И).
Обратите внимание! Этим правом наделен единоличный исполнительный орган организации. Помимо этого, обладать правом подписи могут и другие субъекты — на основании доверенности или распорядительного документа.
Инструкцией № 153-И предусмотрено, что в КОП должно содержаться не менее 2-х собственноручных подписей лиц, имеющих право распоряжаться средствами на счете организации (абз. 11 п. 7.5).
Важно! на практике банки зачастую в связи с потребностями клиента позволяют оставить в карточке и всего одну подпись (например, только генерального директора, исполняющего также функции главного бухгалтера и т. д.).
Допускаются ситуации, когда в КОП вообще не проставляется подпись единоличного исполнительного органа юрлица. Это возможно при условии, что правом подписи наделены другие лица (п. 7.6 Инструкции № 153-И). Но при этом важно понимать, что банк может отказать в приеме документов, подписанных руководителем организации (т. е. его нет в карточке).
Обратите внимание! С 2014 года понятия «первая подпись» и «вторая подпись» упразднены. Теперь подписи лиц, указанных в КОП, считаются равносильными. При этом клиент (владелец счета) может в соглашении с банком определить, какое сочетание собственноручных подписей таких лиц можно считать надлежащим для принятия к исполнению банком соответствующего распоряжения клиента.
Для оформления КОП лица, наделенные правом подписи, предоставляют в банк уполномоченному работнику документы, удостоверяющие личность, а также учредительные документы организации, доверенности или распорядительные документы — для проверки их полномочий (п. 7.10.1 — 7.10.4 Инструкции № 153-И).
Приложение N 5. Карточка образцов подписей и оттиска печати (Образец)
Когда заполняется карточка образцов подписей в банк в 2021 году представителем организации, ему необходимо придерживаться требований из инструкции ЦБ РФ № 153-И.
ВАЖНО! Нельзя делать никаких помарок и исправлений. Все записи выполняются четко и разборчиво одним человеком, одной шариковой ручкой (синего, черного или фиолетового цвета) или одним шрифтом при наборе на компьютере.
Если используется унифицированная форма документа (ОКУД 0401026), следует заполнить все поля и поставить сплошные прочерки в незаполненных местах. В карточке обязательно указывают:
- Наименование владельца счета — полное, как в учредительных документах, и сокращенное.
- Наименование кредитной организации, в которой открыт счет.
- Наименование и номер счета, по которому осуществляются операции.
- Номер контактного телефона.
- Полностью Ф.И.О. лиц, чьи подписи удостоверяются.
- Образцы подписей.
- Дату заполнения.
- Образец оттиска печати (не всегда).
В специальном поле ставится удостоверительная надпись о свидетельствовании подлинности автографов. Ее делает:
- нотариус;
- руководитель организации;
- уполномоченный сотрудник банка.
При необходимости документ составляется и заверяется в нескольких равносильных экземплярах.
Документ, удостоверяющий подлинность автографов сотрудников, уполномоченных на взаимодействие с кредитной организацией, не имеет срока годности. Он действует до тех пор, пока в банке открыт счет и в организации работают указанные в нем лица. При необходимости карточку разрешается заменить или аннулировать при закрытии счета. Она не уничтожается и остается на хранении в банке, но перечеркивается по диагонали с надписью о недействительности.
- Целевое назначение данного формуляра состоит в следующем: ответственные сотрудники обслуживающего финансового учреждения должны хорошо знать оригинальную подпись обладателя счета или, как вариант, его доверенного (уполномоченного) представителя.
- Кроме того, такая карточка содержит эталон оттиска печати (штемпеля) хозяйствующего субъекта, владеющего счетом, по которому совершаются приходные/расходные транзакции.
- Работники банка, как уже говорилось ранее, тщательно сверяют подписи/печать, которые проставляются на всех расчетных документах клиента, с образцами подписей/печати, приведенными в карточке обладателя счета.
- Банковские служащие вынуждены проявлять такую осмотрительность, поскольку они оперируют денежными средствами своих клиентов и, конечно, несут известную ответственность перед ними.
Подписи/печать в расчетной документации должны точно соответствовать аналогичным реквизитам карточки образцов.
- Чтобы их можно было верифицировать, они должны указываться отчетливо и разборчиво.
- Если у операционного работника обслуживающего банка возникают затруднения с однозначной идентификацией подписи/печати на расчетном документе, он вправе потребовать у клиента повторного проставления подписи/печати на соответствующем бланке.
- Если, к примеру, подпись на документе после этого не будет точно соответствовать образцу в шаблонной карточке, операционный сотрудник финансового учреждения вправе обоснованно отказать заявителю в оказании запрашиваемого сервиса.
- Одну карточку-шаблон можно оформить сразу на несколько расчетных счетов, если они открываются организацией в одном и том же финансовом учреждении.
- Важное условие – одни и те же субъекты должны иметь при таких обстоятельствах доступ к данным счетам.
- Когда банковские счета открываются предприятием в разных финансовых учреждениях, на каждый из них, соответственно, придется составлять отдельную карточку.
- Типичная форма состоит из следующих раздельных частей:
- первая часть заполняется руководителем организации или, как вариант, её представителем, располагающим соответствующей доверенностью;
- вторая часть заполняется представителем нотариата;
- третья часть заполняется банковским сотрудником.
На какие средства распространяется
Под контроль, осуществляемый Казначейством, попадают такие расходы:
- Средства, переведенные по государственным контрактам, цена которых превышает 100 млн рублей.
- Средства на гособоронзаказ по закону № 275-ФЗ.
- Бюджетные инвестиции и субсидии, осуществленные на основании соглашений или правовых актов.
- Целевые средства бюджета, за счет которых приобретаются доли в уставном (складочном) капитале или имущество юрлиц.
- Средства, направленные в оплату разного рода договоров, которые были заключены в рамках исполнения государственных контрактов и соглашений.
Участники системы казначейских платежей
Участниками системы казначейских платежей являются прямые и косвенные участники, определенные ст. 242.8 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479‑ФЗ).
К прямым участникам системы казначейских платежей относятся, в частности:
- Федеральное казначейство;
- финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований);
- администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- федеральные бюджетные и автономные учреждения.
Косвенными участниками системы казначейских платежей считаются в том числе:
- получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
- бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения).
Федеральное казначейство является оператором системы казначейских платежей, обеспечивающим функционирование системы казначейских платежей, прием и исполнение распоряжений, осуществление операций по казначейским счетам участников системы казначейских платежей.
Казначейское обслуживание
Казначейское обслуживание будет осуществляться территориальными органами Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 242.14 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479-ФЗ) денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования), с 01.01.2021 учитываются на казначейских счетах.
Для этих целей в Федеральном казначействе открываются казначейские счета. К ним, в частности, относятся:
- единый счет бюджета;
- казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;
- казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;
- казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений.
Казначейские счета открываются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством в Приказе № 15н.
Порядок казначейского обслуживания установлен Федеральным казначейством в Приказе № 21н.