Возмещение расходов из ФСС в 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение расходов из ФСС в 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Когда страхователь успевает исправить направленную в ФСС неверную информацию до того, как лишнее пособие будет выплачено сотруднику, то нет оснований, чтобы взыскивать ущерб. Но когда пособие уже выплатили, подача в ФСС корректирующей информации приведет к процедуре взыскания ущерба. Однако, это не будет влиять на размер компенсации.

Расходы на профилактику COVID-19 возмещаем из средств ФСС / «Правовест Аудит»

Как только ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией были сняты, работодатели стали постепенно возвращать своих работников с «удаленки» в офисы и на производство.

Однако, для работы в обычном режиме работодателю необходимо соблюдать санитарные нормы, в частности обеспечить работников средствами защиты (масками, перчатками), при необходимости установить в офисе перегородки, проводить дезинфекцию помещений, организовать измерение температуры и сдачу анализов на COVID-19. (СанПин 3.1.

3597-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15). Подробно о необходимых мероприятиях мы писали в статье.

Чтобы соблюсти санитарные нормы работодателю придется понести существенные расходы. В 2020 году их можно попытаться возместить из средств ФСС за счет взносов «на травматизм».

Перечень расходов, которые можно возместить за счет взносов «на травматизм», перечислен в п. 3 Приказа Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее — Правила № 580н). Приказом Минтруда России от 23.06.2020 г. № 365н данный перечень расширен.

В какой срок должна быть выплачена компенсация?

Указанные сведения, содержащиеся в договоре обязательного страхования, направляются оператором автоматизированной информационной системы в Единую информационную систему не позднее одного рабочего дня со дня их поступления в автоматизированную информационную систему.

13. Решение о предоставлении компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении компенсации, представленного в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, или поступления сведений в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

14. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о предоставлении компенсации уведомляет об этом гражданина через его личный кабинет на Едином портале, если заявление о предоставлении компенсации было направлено с использованием Единого портала или компенсация предоставлена в беззаявительном порядке (проактивном режиме), а также иным способом, позволяющим определить факт и дату направления уведомления.

16. Выплата компенсации осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня размещения решения о предоставлении компенсации в Единой информационной системе, на счет гражданина в кредитной организации, сведения о котором размещены в Единой информационной системе, на основании поданного им с использованием Единого портала согласия на использование указанных им реквизитов счета гражданина в кредитной организации в целях получения мер социальной защиты (поддержки).

Возмещение расходов из ФСС в 2021 году

В первую очередь необходимо узнать, какую сумму возможно вернуть. Это необходимо сделать в начале года, обратившись в бухгалтерию и сделав официальный запрос в ФСС.

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н, компенсация расходов на охрану труда может составлять до 20% за счет страховых взносов.

Однако сумму возмещений можно увеличить до 30%, если компания направит дополнительные средства на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста – не ранее, чем за пять лет до достижения ими возраста выхода на пенсию по старости (п. 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н).

Далее необходимо составить план финансового обеспечения, предварительно подобрав мероприятия по охране труда. Перечень мер обширен, он включает в себя практически все разделы охраны труда.

Важно: для получения выплат, договор с профильной организацией (например, которая будет проводить специальную оценку условий труда (СОУТ)) должен быть заключен в том же году, на который запланировано и возмещение средств – год в год.

В перечень мероприятий входят (п. 3 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н):

  • Спецоценка условий труда (СОУТ);
  • Периодические медосмотры (не периодические и не предрейсовые!);
  • Приобретение работникам СИЗ:

только занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

  • Приобретение смывающих и обезвреживающих средств, алкотестеров или алкометров, тахографов, аптечек первой помощи, оборудования для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ;
  • Обучение по охране труда работников, в том числе дистанционного, через учебный центр:

Исправление ошибки в исчислении пособия

Нужно учесть, что самостоятельные корректировки повлияют на размер штрафа. Это действие считается обстоятельством, которое смягчает ответственность, поскольку их перечень — открытый (п. 4 ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ, пп. 4 п. 1 ст. 26.26 Закона № 125-ФЗ). Соответственно, штраф будет снижен как минимум в два раза (п. 4 ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ, п. 5 ст. 26.26 Закона № 125-ФЗ).

Работодатель не сможет отнести на расходы штраф за отправку недостоверной информации, а также суммы возмещения, перечисленные по требованию ФСС. К затратам запрещено относить не только санкции, но и возмещение ущерба, которое перечисляется во внебюджетные фонды (п. 2 ст. 270 НК).

Общие изменения в отчетности

С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:

  • расчет по страховым взносам (РСВ) и
  • единый отчет по сотрудникам.

Единый отчет заменит сразу четыре формы – ​СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:

  • часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
  • если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
  • часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.

Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:

  • ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
  • а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.

Размер социальных пособий

В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.

Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:

  • по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
  • по беременности и родам – ​360 164 рубля за 140 дней;
  • по уходу за ребенком до полутора лет – ​31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.

Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).

Список документов, подтверждающих право на возмещение

Обоснованность расходов работодателя по оплате страховых случаев подтверждают документы, представленные в качестве приложения к заявлению. Перечень документов зависит от вида страхового случая и корректируется территориальным отделением. Представляют копии:

  • Документа, подтверждающего правоотношения работодателя и работника – трудовой книжки с записью о трудоустройстве.
  • Бюллетеня, выданного в связи с нетрудоспособностью, отпуском по БиР.
  • Свидетельства о рождении ребенка, при наличии более одного ребенка в случае возмещения сумм ежемесячного пособия – свидетельств всех детей.
  • Заявления от сотрудника о предоставлении отпуска по БиР, по уходу за ребенком и о предоставлении пособия.
  • Справка с места трудоустройства второго родителя о непредоставлении отпуска, пособия или дополнительных выходных. При отсутствии работы представляется копия трудовой книжки супруга.
  • Справки из медучреждения о постановки работницы на учет.
  • Расчета суммы пособия на основании ранее полученных работником доходов.
  • Справки об установлении ребенку инвалидности, заявления на предоставление дополнительных выходных.
  • Платежные документы по произведенным выплатам.
Читайте также:  Новое соглашение с ПФР

В перечне представляются копии приказов руководителя соответствующего назначения. Приказ должен быть подписан руководителем и работником. Приказ не требуется при оплате периода нетрудоспособности по общим основаниям, единовременного пособия. Документы перечисляются в заявлении в качестве приложения. Копии заверяются в установленном порядке. На документ ставят запись «Копия верна», название предприятия, подпись руководителя или ИП с расшифровкой. Запись заверяется печатью при условии ее использования предприятием в делопроизводстве.

Как и куда платить страховые взносы с 1 января 2023 года?

С этого года вводится ЕНП. Для всех ООО и ИП будет открыт счёт в Федеральном казначействе, куда бухгалтерия будет перечислять налоги и взносы одним платежным поручением. Распределение этих денег по видам социального страхования, соответственно, будет задачей казначейства.

Порядок и база, в соответствии с которой начисляются социальные взносы, остаются прежними и рассчитываются по истечении каждого календарного месяца. Вот как теперь выглядит алгоритм расчета взносов ОПС, ОМС и ВНиМ в соответствии с единым тарифом, размер которого может быть следующим:

  • если перечисляете в СФР взносы в пределах единой базы (составляет 1 917 000 рублей), то 30%;
  • если единая база превышена, то 15,1%.

Каждый месяц нужно отправлять в налоговые органы уведомления, а, если уплата ЕНП осуществляется отдельными платежками, этот вариант совмещает в себе и сам платеж, и уведомление.

Отметим, что единую базу будут каждый год индексировать, начиная с 1 января 2024 года, с учётом роста среднего размера оплаты труда в стране.

Важно помнить, что предельная величина облагаемой базы отсутствует для следующих категорий:

  • уплата взносов на травматизм;
  • соцобеспечение отдельных категорий, трудящихся в организациях угольной промышленности, членов экипажей судов, самолетов;
  • пенсионные взносы по доп. тарифам.

Также предусмотрены льготы для определенных групп в зависимости от вида деятельности: IT-компаний (ставка 7,6%), субъектов малого, среднего бизнеса (15%), страхователей, выплачивающих зарплату таким категориям работников, как судьи, сотрудники СК РФ, прокуроры. Полный перечень льготников перечислен в п. 2.4 ст. 427 НК РФ, к ним также относятся:

  • субъекты МСП с численностью персонала не более 250 человек, работающие в сфере предоставления продуктов питания;
  • участники центра «Сколково»;
  • IT-компании и ИП, зарегистрированные в СЭЗ (Крым, Севастополь, Владивосток) и регионах РФ с особым статусом (Курилы, Калининградская область);
  • другие категории льготников согласно НК РФ.

Как возместить расходы на профилактику травматизма и профзаболеваний?

Сначала страхователь определяет лимиты финансового обеспечения (ФО) в текущем году в соответствии с п. 2 проекта Правил.

1.Расчетный объем ФО — максимальная сумма, которую страхователь может возместить в текущем году за счет средств ФСС.

РОФО = (Страховые взносы на страхование от НС и профзаболеваний прошлого года — расходы прошлого года на выплаты по больничным листам в связи с несчастными случаями, профзаболеваниями, оплату допотпусков на период лечения) / 100% × 20%

2. Расчетный объем финансового обеспечения может быть увеличен до 30% вместо 20, если страхователь направит дополнительные средства на санаторно-курортное лечение предпенсионеров.

3. Новые Правила уменьшают РОФО для страхователей со штатом до 100 человек, которые не обращались в ФСС за финансовым обеспечением предупредительных мер два предыдущих года, по сравнению с приказом 580н. Максимальная сумма для них составит годовой объем текущих страховых взносов, из которого вычтут расходы на больничные листы по НС и профессиональным заболеваниям, оплату дополнительных отпусков.

Что нового в условиях получения универсального пособия с 1 января 2023 г.

— Единое пособие с 1 января 2023 года будет выплачиваться и работающим (официально трудоустроенным), и неработающим, потому что основные критерии для назначения этого пособия предусматривают возможность не работать (не иметь официальных доходов), если на это есть уважительные причины.

Ольга Баталина:

Будет ли оно [единое пособие] выплачиваться и работающим, и неработающим? Да, потому что основным критерием назначения единого пособия является следующее.

  • Во-первых, это низкий уровень дохода семьи. Доход семьи не выше одного прожиточного минимума в среднем на душу населения, в том регионе, где семья живет.
  • Далее, есть набор требований по имущественной обеспеченности. Они не новые для нашей социальной практики, потому что ровно такой же набор требований предъявляется сегодня при назначении выплат семьям с детьми в возрасте от 3 до 8 лет (или до 7 лет включительно) и от 8 до 17 лет. То есть точно такие же требования. Внутри этих требований есть еще и ограничения по процентам от вкладов, которые имеются в распоряжении семьи.
  • И третья группа требований — это условия о занятости родителей, или так называемые правило нулевого дохода. И здесь предусмотрено, что родители могут (трудоспособные родители в семье) могут работать, или они могут не работать. Но если они не работают, то на это должны быть уважительные (или объективные) причины.

[…]

Поэтому, как видите, родители могут работать или же не работать, но иметь на это уважительные причины. И напомню, что оценка работы или не работы, периода дохода производится за 12 месяцев.

  • Соответственно, если родитель в течение 12 месяцев вообще не работал ни дня, ни месяца, в этом случае […] Социальный фонд будет анализировать — если в течение 12 месяцев родитель вообще не работал, были ли на это уважительной причины? […] Таким набором разных уважительных причин должны быть закрыты не менее 10 месяцев из 12-ти.
  • А если человек в течение этих 12 месяцев хотя бы месяц работал, если Федеральная налоговая служба предоставит по запросу Социального фонда хоть какие-то сведения о полученных им доходах от трудовой деятельности, предпринимательской, самозанятости, то тогда правило нулевого дохода в принципе к такому человеку не применяется. Если за 12 месяцев есть хоть какой-то доход.

— В правилах назначения единого пособия с 1 января 2023 года будет расширена уважительная причина отсутствия заработка, которая предусматривает непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев. Раньше эта причина распространялась на прохождение лечения только самим заявителем или трудоспособными членами его семьи, а теперь она будет распространяться также на ситуации, когда заявитель или один из членов его семьи осуществляли уход за ребенком, который проходил непрерывное лечение более 3 месяцев.

Ольга Баталина:

Один из вопросов, который поступал к нам при выплатах на детей от 8 до 17 лет — не была учтена в таком непрерывном лечении возможность ухода за больным ребенком. О чем идет речь?

В случае, когда сама мама, подавшая заявление на пособия, не менее 3 месяцев находится на непрерывном лечении, эти 3 месяца учитывались в качестве уважительной причины. Но вот если мама не болела, но у нее болел ребенок, и мама была вынуждена все эти не менее трех месяцев за ним ухаживать в больнице, естественно, не имея возможности работать, то в этом случае такого рода 3 месяца непрерывного лечения в праве нулевого дохода не учитывались.

Вот сейчас при назначении единого пособия это также планируется учесть. То есть и 3 месяца непрерывного лечения самого заявителя, мамы или отца, или же 3 месяца непрерывного лечения ребенка, в течение которых родитель был вынужден, естественно, за ним ухаживать.

— В правилах получения единого пособия изменяется порядок определения расчетного периода для оценки нуждаемости.

Ольга Баталина:

Период оценки доходов […] выглядит следующим образом.

От месяца подачи заявления откладывается назад — сейчас 4 месяца, а с 1 января будет откладываться всего 1 месяц, т.е. мы еще ближе стали к оценке текущего финансового состояния семьи — […] это так называемый «слепой период» (период, за который налоговая служба просто еще не видит отчетности работодателя), а потом после этого 1 месяца будет взято 12 календарных месяцев, в течение которых будут анализироваться все доходы.

Но что важно — все доходы за эти 12 месяцев просуммируются, разделятся на 12, чтобы понять, каким доходом в среднем в месяц располагает семья, и разделятся на количество членов семьи.

— Если при оформлении единого пособия подается одно заявление сразу всех детей в семье в возрасте от 0 до 17 лет, то им выплаты будут назначены в одинаковом размере (на каждого ребенка), при этом ранее назначенные выплаты не будут учитываться при оценке доходов.

Ольга Баталина:

И еще раз многократно обращаю внимание, если в семье несколько детей, и все они по возрасту подходят под условия выплаты от 0 до 17 лет, то в заявлении нужно указывать всех детей. В этом случае это выгодное для семьи решение. Потому что в этом случае размеры выплат на всех детей будут назначены одинаковые, и при подаче заявления на детей, на них не будут учитываться ранее назначенные выплаты.

— Подавать заявление на получение универсального пособия с 1 января 2023 года нужно будет в объединенный Социальный фонд России (СФР). Сделать это можно будет через Госуслуги.

Читайте также:  Водительское удостоверение международного образца 2023 года

Ольга Баталина:

Новая выплата — единое пособие, как я уже говорила, — будет назначаться Социальным фондом России. Именно так у нас с Нового года называется объединенный фонд.

Вот мы сейчас с вами в конце года живем еще в ситуации с двумя внебюджетные фонды — один фонд называется Пенсионный фонд [ПФР], а второй — Фонд социального страхования [ФСС]. Вот эти два фонда с 1 января следующего года объединяются в один фонд, который будет называться Социальный фонд России [СФР].

То есть чисто территориально, если вы раньше приходили, предположим, в клиентскую службу Пенсионного фонда, и вы планируете подать заявление в следующем году в бумажном виде, по каким-то причинам у вас нет личного кабинета на портале Госуслуг, то вы придете в ту же самую клиентскую службу. Но называться это будет уже клиентская служба Социального фонда России.

— При подаче заявления на единое пособие Социальный фонд будет действовать в интересах семьи и не будет назначать новое пособие, если совокупный размер выплат на всех детей будет получаться меньше, чем то, что семья уже получает в виде старых выплат.

Ольга Баталина:

  • Если Социальный фонд (мы предусматриваем это специально в правилах предоставления единого пособия) при назначении выплаты увидит, что совокупный размер выплат, который получается к расчету, больше, чем тот, который вы получаете сейчас, то вам будет назначено единое пособие. В этом смысле мы будем действовать в интересах семьи.
  • Если же уже при расчете будет видно, что размер выплат в силу разных причин (мы же говорим о ситуации, когда ситуация финансовая в семье ухудшилась, а она может и улучшиться, ситуация может быть очень разная). Так вот, если в момент расчета Социальный фонд увидит, что новый размер выплат в совокупности на детей будет меньше, чем тот, который семья получает сейчас, то Социальный фонд не будет выносить такого решения, чтобы не ухудшить положение семьи. У семьи будет в этом случае возможность продолжать получать ранее назначенные выплаты.

То есть если в этом случае Социальный фонд выносит решение об отказе в назначении, потому что это невыгодно семье, только в этом причина отказа (а не потому, что семья не соответствует требованиям — она им соответствует), то предыдущие выплаты, ранее назначенные, они не прервется, они будут продолжать выплачиваться до истечения полного, собственно говоря, периода.

Изменения по выплатам на детей до 3 лет

— При рождении ребенка до 1 января 2023 года на него можно будет даже в 2023 году оформить старые ежемесячные выплаты на детей от 0 до 3 лет (в том числе оформить впервые).

Ольга Баталина:

Те семьи, у которых дети родятся […] вплоть до 1 января (то есть последняя дата будет 31 декабря текущего года), смогут принять решение: они подадут заявление на оформление, теперь мы можем их назвать, «старых выплат» — на первого ребенка или на третьего и последующих детей [от 0 до 3 лет], — или же они, проанализировав, примут решение, подадут заявление на оформление единого пособия, которое начнется с 1 января 2023 года.

  • Если они подадут заявление на так называемые «старые» выплаты, то они сохранят это право подавать повторно заявление на протяжении всех 3 лет — то есть до достижения ребенком возраста 3-х лет. Выплата назначается до достижения ребенком одного года, потом нужно будет повторно подать заявление до двух лет, подать заявление до трех лет.
  • Если же в течение этого периода они в какой-то момент, может быть, не сразу, примут решение перейти на единое пособие, подадут заявление на единое пособие и будут соответствовать требованиям единого пособия, то с момента, когда это единое пособие будет назначено, старая выплата прекратится.

Но учитывая, что условия назначения у старых выплат и у единого пособия разные, очень важно каждой семье, которая такое право выбора приобретет, внимательно проанализировать, какие условия ей выгоднее. И ровно на этих условиях, собственно, и подавать заявление.

— Почему взят такой большой расчетный период для оценки доходов — 12 месяцев? Если мое материальное состояние ухудшилось сейчас, а год назад финансовое состояние было неплохим — это значит, что я сейчас не нуждаюсь в пособии? То есть почему нуждаемость смотрят по прошлом году, если проблемы с доходами возникли сейчас?

Ольга Баталина:

Раньше все документы для назначения детских пособий нужно было самому собирать по разным ведомствам, инстанциям, и приносить в орган социальной защиты. Конечно, было огромное количество ошибок (не там поставили печать, печать не поставили вовсе, не тот документ заверили, а нужно принести еще какой-то документ). Понятно, что родители тратили огромное количество времени, отпрашиваясь с работы, собирая эти документы, справки, пытаясь уложиться там в приемные часы, бухгалтерии не всегда работают, здесь, приходя в органы соцзащиты не в то время, когда они работают. В общем, все это было достаточно хлопотно и неудобно. И много раз […] семьи говорили: слушайте, нас так отпугивает необходимость этого сбора документов, что проще вообще уже ни за какой поддержкой к государству не обращаться.

Вот сейчас действуют все новые на принципах социального казначейства, и не нужно приносить никаких документов, справок о доходах. Вообще сейчас почти 95% заявлений не требуют вообще предъявления никаких бумажных документов. Только в исключительных случаях оставшиеся 5% приносят некоторые справки, как например справка из военкомата, которой нет в электронном виде, поэтому ее нужно будет принести. А откуда же берутся тогда эти сведения о доходах? Что же их, не проверяют? Проверяют, но только они теперь получаются из Федеральной налоговой службы. Поэтому [берется такой] период оценки доходов для того, чтобы семьям не приходилось на бумаге приносить каких-либо документов.

[…] [Еще] дело в том, что у нас людей, которые ритмично, ежемесячно получают одну и ту же заработную плату, не так много. Вообще очень у многих есть еще дополнительные выплаты в течение года — у кого-то это премии, какие-то дополнительные бонусы, какие-то стимулирующие выплаты. Потом у нас много людей занято в сельском хозяйстве — у них сезонная занятость, они не получают ритмичный доход в течение всего года. Есть люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью — тем более у них нет доходов каждый месяц, но зато в течение года у них может быть несколько периодов по результатам сделок или удачно проведенной работы с получением этого дохода. И если мы у семьи будем брать более короткий период — например, 3 месяца, как, положим, говорят об этом наши семьи, то не факт, что эти 3 месяца будут ровно того периода, когда этих доходов практически не было. Это могут быть как раз периоды высокого дохода. И понятно, что семья, зарабатывая эти деньги за эти 3 месяца, не живет на них только 3 месяца — она их равномерно распределяет в течение всего года.

И поэтому период 12 месяцев как раз наиболее выгоден для семьи, потому что он позволяет посмотреть, а каким доходом в среднем обладает семья, и не отказывать семье из-за вот этих вот месяцев каких-то крупных доходов — премий, выплат, каких-то поступлений, доходов от бизнеса и много многого другого. Поэтому поверьте, хоть и кажется, что вроде бы какое-то старое финансовое состояние семьи измеряется. Нет, только равномерное распределение расчетных доходов по году позволяет большему количеству семей претендовать на меры поддержки.

— Если у семьи отличается место регистрации и место фактического проживания (например, если семья проживает с детьми и временно зарегистрирована в Южно-Сахалинске, а постоянная прописка в Краснодарском крае), то по прожиточному минимуму какого региона должно будет начисляться универсальное пособие?

Ольга Баталина:

Если у семьи одновременно есть постоянная прописка и временная прописка, то семья сама принимает решение, какую из этих прописок указать в заявлении. Когда семья подает заявление на портале Госуслуг, она указывает в данном случае один регион — Краснодар или Южно-Сахалинск.

Конечно, я всем рекомендую указывать ту прописку того региона, где семья реально фактически живет. Почему?

  • Вы не можете заранее знать, точно ли вы не в тех 5%, которым нужно будет принести какой-то бумажный документ. Если вы, проживая в Южно-Сахалинске, укажете прописку Краснодара, то приглашать вас будут в клиентскую службу Социального фонда Краснодара, что будет, наверно, вам не очень удобно. Это раз.
  • Во-вторых, в Краснодаре и Южно-Сахалинске совсем разные величины прожиточного минимума. Поэтому оптимально подавать заявление опять в том же регионе, где вы реально проживаете (по временной или постоянной прописке) с тем, чтобы прожиточный минимум, который вам будет назначен, отражал особенности региона, где вы живете.

А так главное, чтобы какая-то из прописок в дальнейшем была подтверждена органами МВД, что вы подали реальные, достоверные сведения.

Возмещение расходов после 1 января 2017 года

Если обращение страхователя в ФСС связано с понесенным расходами по периодам с 01.01.2017, то в список подаваемых документов входят:

  1. Заявление о возврате потраченных средств на социальное обеспечение.
  2. Справка-расчет.
  3. Расшифровка расходов на социальное обеспечение.
Читайте также:  Как правильно потратить материнский капитал на обучение. Инструкция

При получении заявления отдел ФСС выполняет камеральную проверку поданных сведений о расходах или выездную внеплановыую проверку. Во время рассмотрения заявления фонд запрашивает у ИФНС информацию из единой формы отчетности, которую подал страхователь. Так происходит встречная проверка данных о расходах на социальное обеспечение.

По итогам проверки отделение фонда направляет в налоговую инспекцию результат решения в виде:

  • подтверждения заявленных расходов для выплаты страхователю;
  • непринятия указанных в заявлении расходов к зачету.

После этого ИФНС оформляет заявление на возврат и передает в территориальный орган Федерального казначейства. После обработки документов средства перечисляют на счет страхователя (в течение трех рабочих дней).

При зачете средств в счет будущих периодов налоговый сотрудник внутренним документом отражает образовавшуюся переплату в карточке клиента. При следующем начислении взносов автоматически произойдет зачет сумм (с возможным образованием недоплаты текущего взноса).

Документы, представляемые в ФСС

Для обоснования финансового обеспечения мероприятий на борьбу с коронавирусом учреждению (страхователю) необходимо представить в ФСС заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году по форме, приведенной в приложении к Правилам № 580н. К ним в обязательном порядке следует приложить документы, копии документов, заверенные печатью страхователя (при ее наличии), обосновывающие необходимость осуществления соответствующих расходов (п. 4.1 Правил № 580н, введенный Приказом Минтруда РФ № 365н).

Вид расходов

Подтверждающие документы

Приобретение СИЗ органов дыхания, щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов первого типа, одноразовых халатов

1. Перечень приобретаемых средств защиты с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности.

2. Копии сертификатов (деклараций) соответствия, если приобретаемые средства защиты подлежат обязательной сертификации (декларированию)

Приобретение дезинфицирующих средств для обработки рук и дозаторов к ним

1. Перечень приобретаемых дезинфицирующих средств с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности.

2. Перечень приобретаемых дозирующих устройств с указанием их количества и стоимости.

3. Копии сертификатов (деклараций) соответствия, если приобретаемые дезинфицирующие средства, дозирующие устройства подлежат обязательной сертификации (декларированию)

Приобретение рециркуляторов воздуха и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия

1. Перечень приобретаемых дезинфицирующих средств вирулицидного действия с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности.

2. Перечень приобретаемых устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей дезинфицирующими средствами вирулицидного действия с указанием их количества и стоимости.

3. Копии регистрационных удостоверений на приобретаемые рециркуляторы воздуха.

4. Копии сертификатов (деклараций) соответствия, если приобретаемые дезинфицирующие средства вирулицидного действия подлежат обязательной сертификации (декларированию)

Приобретение устройств для измерения температуры тела

1. Перечень приобретаемых устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров с указанием их количества и стоимости.

2. Копии сертификатов (деклараций) соответствия, если приобретаемые устройства подлежат обязательной сертификации (декларированию)

Проведение тестирования на COVID-19

1. Копия списка работников, направляемых на обследование на COVID-19.

2. Копия договора на проведение обследования работников на COVID-19 с медицинской организацией (медицинской лабораторией) и документа, подтверждающего стоимость обследования одного работника, при отсутствии такой информации в договоре.

3. Копия лицензии на осуществление медицинской деятельности, подтверждающей допуск медицинской организации (медицинской лаборатории) к проведению работ по обследованию (тестированию) работников на COVID-19, а также регистрационного удостоверения на использование на территории РФ соответствующих тестов (тест-систем)

Возмещение расходов после 1 января 2017 года

Если обращение страхователя в ФСС связано с понесенным расходами по периодам с 01.01.2017, то в список подаваемых документов входят:

  1. Заявление о возврате потраченных средств на социальное обеспечение.
  2. Справка-расчет.
  3. Расшифровка расходов на социальное обеспечение.

При получении заявления отдел ФСС выполняет камеральную проверку поданных сведений о расходах или выездную внеплановыую проверку. Во время рассмотрения заявления фонд запрашивает у ИФНС информацию из единой формы отчетности, которую подал страхователь. Так происходит встречная проверка данных о расходах на социальное обеспечение.

По итогам проверки отделение фонда направляет в налоговую инспекцию результат решения в виде:

  • подтверждения заявленных расходов для выплаты страхователю;
  • непринятия указанных в заявлении расходов к зачету.

После этого ИФНС оформляет заявление на возврат и передает в территориальный орган Федерального казначейства. После обработки документов средства перечисляют на счет страхователя (в течение трех рабочих дней).

При зачете средств в счет будущих периодов налоговый сотрудник внутренним документом отражает образовавшуюся переплату в карточке клиента. При следующем начислении взносов автоматически произойдет зачет сумм (с возможным образованием недоплаты текущего взноса).

Объединение ПФР и ФСС

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ с 01.01.2023 Пенсионный фонд России преобразован в государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с присоединением к нему ФСС РФ. Сокращенное название фонда — Социальный фонд России (СФР).

Новый фонд будет совмещать полномочия, которыми ранее были наделены ПФР и ФСС РФ по отдельности. СФР в числе прочих будет выполнять следующие функции (ст. 5 Закона № 236-ФЗ):

  • осуществлять пенсионное обеспечение граждан и организовывать и вести индивидуальный персонифицированный учет;

  • назначать и выплачивать государственные пособия, обеспечения по обязательному социальному страхованию;

  • предоставлять государственные гарантии, меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;

  • организовывать мероприятия в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.

Новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов с 2023 года

С 2023 года меняется порядок исчисления взносов по пониженным тарифам (Федеральные законы от 14.07.2022 № 239-ФЗ, 323-ФЗ, 321-ФЗ.

1. С 2023 года пониженные тарифы применяются к выплатам за деятельность в студенческих отрядах. Условия уплаты страховых взносов по пониженным тарифам следующие (пп. «а» п. 11 ст. 2 Закона № 239-ФЗ, новый пп. 20 п. 1 ст. 427 НК РФ):

  • студенческий отряд включен в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой;

  • выплаты осуществляются по трудовым договорам или договорам ГПХ (предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг);

  • выплаты осуществляются в пользу лиц, обучающихся очно в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования.

Ранее такие выплаты нужно было облагать по общим тарифам. Взносы на ОПС с них не уплачивались (пп. 1 п. 2 ст. 422 НК РФ).

2. Для организаций и ИП с 2023 года устанавливаются единые пониженные тарифы страховых взносов. Таких тарифов 3, поскольку всех плательщиков, применяющих пониженные тарифы, объединяют в три группы (пп. «г» п. 11 ст. 2 Закона № 239-ФЗ).

В первую группу (применяют единый пониженный тариф в размере 7,6 % в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 0 % — свыше единой предельной величины базы) входят:

  • социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН). Речь о СОНКО, которые ведут деятельность в области массового спорта (за исключением профессионального), социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, а также осуществляют театральную, библиотечную, музейную и архивную деятельность;

  • благотворительные организации, применяющие УСН;

  • IT-организации;

  • участники свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя;

  • резиденты территорий опережающего развития;

  • резиденты свободного порта Владивосток;

  • резиденты особой экономической зоны в Калининградской области;

  • российские организации, которые занимаются производством и (или) реализацией собственной анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказанием услуг (выполнением работ) по созданию такой продукции;

  • российские организации, которые включены Минпромторгом России в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;

  • организации, зарегистрированные на Курильских островах;

  • студенческие отряды, указанные выше (пониженные тарифы действуют в отношении выплат в пользу лиц, обучающихся очно в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования).

Во вторую группу (применяют с 2023 по 2027 год (включительно) тариф в размере 0 % (как в пределах единой предельной величины базы, так и свыше ее)) входят:

  • организации, выплачивающие вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (пониженные тарифы действуют в отношении выплат таким лицам);

  • международные компании, получившие статус участников специальных административных районов (на территориях острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области) и производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов (пониженные тарифы действуют в отношении выплат таким лицам).

В третью группу (применяют единый пониженный тариф взносов бессрочно с 2023 года в размере 15 %, но не ко всем выплатам, а только к той части, которая превышает МРОТ, установленный федеральным законом на начало года) входят:

  • участники проекта «Сколково» или проектов, связанных с инновационными научно-технологическими центрами, реализуемых в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ;

  • субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП);

  • субъекты МСП, основным видом экономической деятельности которых является предоставление продуктов питания и напитков, среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек, соответствующие условиям, указанным в подпункте 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *