Какие есть права у ребенка в семье и что бывает за их нарушение
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие есть права у ребенка в семье и что бывает за их нарушение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отношения
родителей и детей регулируются Семейным и Гражданским кодексами, а в случае
неисполнения родителями обязанностей по воспитанию ребенка – Уголовным и Административным. В соответствии со статьей 65 Семейного кодекса РФ
родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
Что делать, если вы стали свидетелем жестокого обращения с детьми?
Рассказываем,
что важно предпринять в случае, если вы стали свидетелем жестокого обращения с детьми.
Что сказано в законе
«Обеспечение
интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При
осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Способы воспитания
детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее
человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей», —
говорится в тексте Семейного кодекса.
При
этом, если вы стали свидетелем жестокого обращения с детьми со стороны его
родителей, опекунов, учителей, сверстников или просто посторонних взрослых, то незамедлительно стоит обратиться в уполномоченные органы: отделения по делам
несовершеннолетних органов внутренних дел, органы опеки и попечительства или в прокуратуру.
Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка
Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.
Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.
За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.
Основные права ребенка по российскому законодательству и нормам международного права
Закрепить ряд основных прав несовершеннолетнего и урегулировать процесс их реализации, призван целый ряд законодательных актов: от Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации до внутренних нормативных актов Комиссии по делам несовершеннолетних. Приоритетом законодательного акта любого уровня должно являться соблюдение интересов несовершеннолетних.
В нормативных актах выделяются следующие права ребенка:
- на свободу от дискриминации по возрастному признаку;
- на жизнь, имя и гражданство, семью и заботу родителей;
- на информацию, свободу мысли, мнения и самовыражение;
- на выбор и исповедование религии;
- на помощь и защиту государства;
- на социальное обеспечение и здравоохранение;
- на образование и отдых.
За государством при этом закрепляется обязанность защиты детских прав. В отношении несовершеннолетних лиц не применяются такие меры уголовной ответственности, как смертная казнь и пожизненное тюремное заключение. Несовершеннолетние лица имеют право на снижение размера наказания за совершенное преступление. В случаях, установленных административным и уголовным законодательством, подростки освобождаются от ответственности за совершение правонарушений и преступлений в связи с недостижением возраста ответственности.
Кроме того, в отношении несовершеннолетних лиц запрещено использовать унизительные меры наказания, пытки и физическое насилие. Любой несовершеннолетний имеет право на защиту в случае вооруженных конфликтов.
Нарушение прав ребенка в школе
Контроль за соблюдением прав школьников осуществляет администрация учебного заведения. В процессе обучения права детей чаще всего нарушаются не только другими учащимися в виде причинения телесных повреждений, оскорблений, насмешек, но и теми, кто призван осуществлять защиту от подобных посягательств.
Со стороны педагогического состава школы может допускаться критика учащегося в присутствии всего класса, нелестные отзывы о его умственных способностях. Случаи физического насилия над несовершеннолетними учащимися со стороны учителей также не редки.
Пережитком советского прошлого является удаление школьника с урока, нарушающее его право на получение образования. При наличии обслуживающего персонала, администрацией школы ученик в принудительном порядке может быть наделен обязанностью по уборке класса или выполнению иной от получения образования деятельностью.
Большую роль в увеличении фактов нарушения прав учащихся играют личные приязненные и неприязненные отношения между учителем и ребенком. Свобода самовыражения и свобода мнения в процессе обучения могут подавляться или просто игнорироваться из-за установленных администрацией стандартов поведения и внешнего вида.
Право жить и воспитываться в семье
54-я статья ГК РФ утверждает право всех несовершеннолетних граждан на жизнь в семейном кругу с соответствующим воспитанием. Прямой вывод из этого положения: к нормальному большинству случаев относится проживание несовершеннолетнего гражданина вместе с собственными родителями в условиях опеки и необходимой заботы. В качестве исключения можно рассмотреть лишь случаи, когда реализация подобного условия ведет к нарушению детских интересов или создает здоровью и жизни ребенка угрозу.
При отсутствии родителей либо лишении их данного статуса (в связи с рядом причин) несовершеннолетний пользуется правом на проживание с воспитанием либо в специальном учреждении, либо в приемной семье. Последний вариант является приоритетным. Детский дом в качестве места обитания ребенка рассматривается в последнюю очередь — при отсутствии альтернативных решений.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
Статья 43 Конституции РФ Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Внимание
Согласно декларации прав ребёнка, дата выхода которой — 1959 год, каждый из детей наделён списком определенных прав. Почему мы сейчас поднимаем данный вопрос? Нарушение прав детей в современном мире — тема весьма и весьма актуальная. О печальных и порой страшных случаях обращения взрослых с детьми мы то и дело получаем информацию со всех сторон — из газет, интернета, включив телевизор.
Инфо
И речь идет отнюдь не только о странах третьего мира — в любом «цивилизованном» государстве с детьми творятся несправедливые и часто трагические вещи. К сожалению, наша страна — далеко не исключение. Ни умственно, ни физически несовершеннолетний ребёнок никак не может относиться к зрелым разумным людям. Он нуждается во всесторонней заботе и охране. Обязанность соблюдать его права в рамках семьи возлагается на родителей.
Важно
Перевод школьника в коррекционный класс решается только по согласованию с медико-психологической комиссией и на усмотрение родителей. 3. Имеет ли право администрация исключить ребенка из школы по своему усмотрению? Ученика никогда ни при каких обстоятельствах не могут исключить ребенка из школы, это нарушение права ребенка на образование. Данный вопрос решается вместе с родителями. Позаботиться о переводе ребенка в другую школу, администрация школы и органы образования могут.
Только тогда, когда ребенка согласиться взять администрация другого учебного заведения, и это не будет противоречить желанию родителей, администрация может оформить официальный перевод ученика. 4. Как защитить ребенка от грубого и несправедливого отношения учителей? К сожалению, не только родители, но и учителя забыли о том, какие обязательства они несут перед детьми и их родителями.
Ответственность родителей за нарушение прав несовершеннолетних на образование
Причем право это преимущественное перед другими лицами, как физическими, так и юридическими. На основании вышеперечисленных положений, а также на основании «Закона об образовании» родители должны строить свои взаимоотношения со школой и иными государственными учреждениями, которые берут на себя обязательства воспитывать и обучать детей. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
Помимо агрессивного поведения, часть взрослых страдает и другими замашками — ребёнка порой незаконно ограничивают в его свободе, иногда ломают и портят его личные вещи, в качестве наказания лишают еды и даже воды.
Имеет место и нарушение прав ребенка на образование в разных его формах. А порой за закрытыми дверями квартир и домов творятся поистине ужасные вещи. Нарушение прав ребенка — что можно предпринять? Каждый имеет право на обращение за собственной защитой в соответствующие органы.
Но заявление о нарушении прав ребенка подают лишь единицы, и чаще всего безнаказанность в семье продолжает процветать. Связано это со всеобщей юридической безграмотностью, когда информация о правах детей подается весьма скупыми порциями или вовсе замалчивается.
Дискриминация и нарушение прав человека относительно добровольной вакцинации
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Участники общественного объединения также имеют равные права и несут равные обязанности. 3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности преподавателей, воспитателей и других работников образовательных учреждений, которые нарушают или ущемляют права ребенка.
Право на получение фамилии, имени, отчества
Также права ребенка заключаются и в возможности детей иметь имя, фамилию и отчество. Законодатель уточняет, что имя дается родителями, фамилия — согласно той, что присвоена матери или отцу, а отчество по имени папы ребенка. Это в случаях, если другое не прописано в законах субъектов РФ (связанных с традициями и обычаями регионов).
Если родители не могут прийти к консенсусу в отношении выбора ФИО, то данный спор разрешает орган опеки и попечительства. А в ситуациях, когда отец не установлен, имя выбирает мать, фамилия присваивается ее же, а отчество назначается по человеку, записанному в папы со слов женщины.
Ребенку могут изменять фамилию и имя по соглашению родителей с момента достижения им возраста 14-ти лет. При этом фамилия может изменяться на фамилию другого родителя, а имя — на любое возможное.
Если один из родителей пребывает в местах лишения свободы, невозможно определить его место нахождения, он недееспособен, лишен прав на ребенка или попросту не занимается воспитанием или развитием сына/дочери, его мнение при смене имени (фамилии) не берется во внимание. А также стоит учесть, что изменять данные детей, которые достигли 10-ти лет, можно только с их согласия.
Уголовная ответственность за нарушение прав детей
Если же ненадлежащее воспитание детей сопряжено с жестоким обращением, то, согласно статье 156 УК РФ, родители или лица, на которых возложена данная обязанность, наказываются штрафом до ста тысяч рублей или размером в заработную плату (доход) совершившего преступление лица за один год. Иногда по данному факту родителям (законным представителям) назначаются либо обязательные работы до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.
Статья 150 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в преступные деяния. Если такое нарушение совершают родители, то им вменяется лишение свободы сроком до шести лет. Если же при этом происходит насилие или угрозы, то наказание составляет от 2-х до 7-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.
В ситуациях, когда вовлечение происходит в преступление, совершенное группой лиц, или является тяжким или особо тяжким, матери и (или) отцу назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 5-ти до 8-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.
Родители, которые вовлекали своего ребенка в постоянное употребление алкогольных напитков, наркотических средств, заставляли или способствовали тому, что несовершеннолетний бродяжничал или занимался попрошайничеством, подвергаются ограничению свободы от 2-х до 4-х лет либо аресту на срок от 4-х до 6-ти месяцев.
Права детей в России.
Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
– Конституция Российской Федерации.
– Семейный кодекс Российской Федерации.
– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
– Федеральный закон об образовании.
– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.
Детское население России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%.
Из положительных моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 он составлял 17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также за период с 1990 по 2000 показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%.
Кроме того, период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 – 21, 4, в 1999 – 21.
Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.
Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные – «социальные сироты» при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений – 173,4 тыс. человек.
Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.
В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.
Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные «необучаемыми», в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.
Опыт многих западных стран (Швеции, Дании, Германии, США и др.) наглядно демонстрирует, что специальные службы поддержки семей детей с интеллектуальными нарушениями, темы интеграционного образования, а также система государственного контроля за соблюдением их прав позволяют таким детям (а впоследствии, взрослым) вести активную социальную жизнь: учиться, работать, общаться с другими людьми.
Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.
Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.
Качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, результат которого – безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав – на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. – не поддаются исчислению.
По мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации «Право ребенка» Б.Л.Альтшуллера, «…права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав ДЕЙСТВИЕМ, но об их нарушении непозволительным БЕЗДЕЙСТВИЕМ государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и беспризорных детей».
Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены. Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:
– Создание на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.
– Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.
– Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации «семей риска».
– Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.
Обстановка, царящая в семье, зависит целиком и полностью от взрослых ее членов — родителей. В нормальных семьях само собой разумеется, что папа и мама интересуются детской жизнью, участвуют во взрослении малыша, принимают его друзей. Свободное время, которое родитель может уделить сыну или дочери, — необходимая составляющая того, что каждый из нас обязан дать своему ребенку.
Забота о малыше в период его взросления, естественно, подразумевается само собой. Речь идет не только о нормальном питании, обеспечении одеждой и необходимыми принадлежностями. Дело родителей — общаться с малышом и участвовать в решении его проблем.
Самое же главное, что должны четко понимать все отцы и матери: недопустимо наличие какого-либо насилия (ни физического, ни психологического) по отношению к несовершеннолетнему. Это — прямое нарушение прав ребенка. И потому любому родителю предстоит запастись немалой долей терпения и ясными представлениями о том, что от него и лишь от него зависит, каким вырастет дочка или сын и как будет вступать во взрослую жизнь.
Одним из основных неимущественных прав несовершеннолетних является возможность иметь фамилию, имя, отчество, реализовывать свои права, основываясь на личных данных и менять их при желании.
Мама и папа должны зарегистрировать младенца в течение 30 дней после рождения. Обращаясь в отдел ЗАГС, они уже обязаны определиться, какие данные получит несовершеннолетний:
- Имя присваивается по соглашению матери и отца либо по решению единственного родителя.
- Отчество образовывается по имени папы.
- Варианты присвоения фамилии:
- когда у родителей одна фамилия или мать/отец одинокие, то младенец получает такую же;
- если у мамы и папы разные, то ребенку можно присвоить любую, по их соглашению;
- фамилии родителей можно объединить, через дефис.
Изменение данных возможно до 14летия ребенка при согласии мамы и папы. По достижению указанного возраста, несовершеннолетний может сам обратиться за сменой Ф.И.О.
Примеры нарушения прав
Какие права ребенка чаще всего нарушаются? В большинстве случаев это связано с наказаниями. Родители доказывают малышей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми и даже поднимают на них руку.
Многие мамы и папы оправдывают свои действия методом воспитания. Но, на самом деле, это яркое проявление насилия над ребенком. Зачастую, подобное воспитание угнетает малышей. Кроха сильно переживает от сложившейся ситуации.
Когда родители узнают о нарушении прав в школе, они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц. Мамы и папы добьются увольнения педагога за то, что он поднял голос или дал подзатыльник ребенку. При этом они даже не задумаются о том, что сами поступают так же.
Физическое насилие над ребенком угнетает его не зависимо от того, кто его совершает. В итоге ухудшается состояние здоровья малыша, появляется слабость и недомогание.
Психологическое воздействие на детей оказывается еще страшнее других форм давления. Оно способствует появлению неуверенности в себе, занижает самомнение и делает ребенка замкнутым.
Приведем некоторые примеры нарушения прав детишек.